Эбралидзе Арчил Арчилович : другие произведения.

Мераб Мамардашвили Шестое замечание

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ЗАМЕЧАНИЕ К ГЛАВЕ 2 КНИГИ М.МАМАРДАШВИЛИ
  "КЛАССИЧЕСКИЙ И НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ИДЕАЛЫ РАЦИОНАЛЬНОСТИ"
  
  В этой главе рассмотрено много вопросов.
  Нас здесь интересует только один.
  По поводу этого вопроса в авторском тексте сказано следующее.
  "Очевидно, что это как раз задача восстановления по отношению к тому, что редуцировалось в цепь сообщения тогда же, когда произошло: все, что происходит в человеческой реальности, происходит
  рефлексировавшись в себе и со-общившись по всей связи сознательных существ как таковых (я специально говорю "со-общившись", пользуясь предоставляемой русским языком возможностью обозначить оттенок
  "общения" и "сообщения", или даже их тождественность в некотором смысле). Причем, этот рефлексивный экран (где я узнаванием сознания сращен с собой как другим в последующий момент времени и другие -
  сращены со мной в нем) простерт содержательно бесконечно - до наскального рисунка древних людей или до сигнала внеземной цивилизации, когда он дойдет до нас: мы все по эту его сторону. Но то, что
  "в действительности произошло", не дает другого источника информации о себе, ибо в случае сознательных объектов "запись" ее на отдалении (приемником, другим наблюдателем и т.п.) предучтена в самом совершении
  события, действия. И именно в этом источнике мы сращены понимательно (причинной макроструктурой эмпирического опыта) и обращаемся к нему в абсолютном смысле, ищем сам по себе существующий абсолютный
  внешний авторитет, от которого могли бы отсчитывать и себя, и других, и так воспроизводим, например, теорию Ньютона или способ рисования древних, то есть фактически находим источник себя (как исследователей)
  в абсолютном смысле, себя, как знающих и понимающих, своего состояния как познающего объекта, прикрепляя к нему, к его наблюдаемому индивидуально-психическому телесному аппарату мыслительные
  содержания как проявления "свойственного само по себе", "способностей", "качеств" и тому подобное и по сути, рассматривая ментальные содержания как особые психические вещи - "знаки", психические этикетки
  внешних вещей "в себе".
  А это значит накладывать субъективную зависимость на предмет анализа, не уметь высвободить его из зависимости от субъективного понимательного состояния исследователя. Феноменологическая же редукция
  одновременно сохраняет этот исток и останавливает (подвешивает) то, что из него проистекает, - он выступает, и я не обращаюсь ни к чему вне него. Это и значит описывать, а не объяснять."
  
  Заметим, что не удовлетворяясь просто опытом, автор апеллирует к эмпирическому опыту, обращается в абсолютном смысле, ищет абсолютный авторитет.
  Похоже, что налицо превосходная во всех отношениях работа.
  Сразу за постановкой вопросов следует их решение.
  Отсчитывая от абсолютного авторитета себя и других и так воспороизводя теорию Ньютона или способ рисовать древних, автор находит источник себя в абсолютном смысле, себя, как знающего и понимающего.
  У читателя может возникнуть вопрос, как можно отсчитывать от абсолютного авторитета, если он еще не найден.
  Но когда имеешь дело с Мамардашвили, за авторитетом далеко ходить не надо.
  Если прикрепить к наблюдаемому индивидуально-психическому телесному аппарату мыслительные содержания и вдобавок учесть все, что из него проистекает, то лучший абсолютный авторитет трудно себе
  представить.
  Одним словом, автор дает здесь действительно замечательный пример того, как надо описывать, но не объяснять.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"