В "Философском словаре", выпущенном под редакцией М.Розенталя и П.Юдина, по этому поводу сказано следующее.
"Понятие - это одна из форм отражения мира в мышлении, с помощью которой познаётся сущность явлений, процессов, обобщаются их существенные стороны и признаки.
Понятие - продукт исторически развивающегося познания, которое, поднимаясь с низшей ступени на высшую, резюмирует на основе практики добытые результаты во все более глубоких понятиях, совершенствует,
уточняет старые и формулирует новые понятия.
Поэтому понятия не статичны, не окончательны, не абсолютны, а находятся в состоянии развития, изменения, прогрессируя в сторону адекватного отражения действительности.
Понятия составляют смысл (Значение и смысл) слов языка. Основная логическая функция понятий состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и познании предметов.
Благодаря этой функции П. связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слов и оперерирование ими в процессе мышления.
Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в П. является необходимым условием познания законов природы.
Каждая наука оперирует определенными П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Сами П., по характеристике В.И.Ленина, представляют собой высший продукт мозга, высшего продукта материи
(см. т.38, с.157).
Образование П., переход к нему от чувственных форм отражения - сложный процесс, в котором применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более
или менее сложные формы умозаключения.
При этом часто П. науки создаются в начале лишь на основе гипотетических предположений о существовании тех или иных объектов и об их природе (так возникло, напр., П. атома).
На основе познания законов, тенденций развития, П. о некоторых предметах может быть образовано до возникновения самих предметов (П, о коммунизме).
Таким образом, в образовании П. проявляется активность и творческий характер мышления, хотя успех в использовании созданных П. всецело зависит от того, насколько точно в них отражается объективная реальность.
Всякое П. представляет собой абстракцию, что создает видимость отхода в П. от действительности.
На самом деле при помощи П. происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования существенных сторон ее. К тому же конкретное, неполно отражающееся в отдельных П., может
быть с той или иной степенью полноты воспроизведено посредством совокупности понятий, отражающих различные его стороны.
Всякие научные П., будучи отражением действительности, столь же подвижны и гибки, как предметы и процессы, обобщением которых они являются. П. должны быть, по выражению Ленина, "обтесаны, обломаны,
Положение о гибкости, подвижности, взаимосвязи и переходах П. - одна из самых существенных сторон учения диалектической логики о П. Хотя в П. выделяется только общее, это не значит, что оно противостоит
единичному и особенному.
Более того, научные П. содержат в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного. На основе общего только и становится возможным выделение и познание особых групп (видов), предметов, а так же
отдельных предметов класса. Диалектический материалистический подход к П. подтверждается развитием всей современной науки и служит методом научного познания."