Аннотация: В соответствии с заветами Ленина, в Советском Союзе вплоть до середины 1980-х годов не было создано почти ни одного фильма (за редчайшими исключениями), свободного от пропагандистской составляющей.
"Из всех искусств для нас важнейшим является кино"
(В.И. Ленин в беседе с А.В. Луначарским, февраль 1922 года)
Это откровенное высказывание Ленина содержит в себе двусмысленность. Заключена эта двусмысленность в местоимении "НАС". Для кого это - "для НАС"?
Большинство читателей, мыслящих поверхностно, представляют себе, что Ильич, говоря "НАС", имел в виду весь народ. Это не так. Под словом "НАС" он подразумевал только свою большевистскую банду, захватившую власть в огромной стране. Для них, большевиков, кино действительно являлось важнейшим из искусств, которое можно было использовать как действенный инструмент пропаганды, оболванивания и зомбирования невежественного населения.
Население России в начале ХХ века состояло примерно на 80 процентов из крестьян, на 3 процента из промышленных рабочих и около 11 процентов - мещане и купцы. На представителей этих социальных слоёв движущиеся на экране картинки, никогда ранее ими не виданные, производили завораживающее воздействие. Да и воспринимать визуальные образы им было гораздо легче, чем печатный текст. Эффективность обработки сознания простых людей с помощью кино была намного выше, что новая власть и использовала для манипуляции сознанием тёмных народных масс.
С тех самых пор, когда была произнесена эта фраза, в течение более полувека советская киноиндустрия находилась под неусыпным контролем партии. Это значит, что практически ни один фильм в СССР не выходил на экраны, не неся пропагандистскую нагрузку. А в подавляющем числе случаев кинорежиссёры выполняли прямые заказы власти.
Каждый советский фильм должен был отражать по крайней мере один из следующих агитационных моментов (неполный список):
1.Проповедь наивысшей ценности октябрьского большевистского переворота (известного под псевдонимом "Великой Октябрьской социалистической революции").
2.Восхваление большевистских вождей, оптом и в розницу.
3.Обличение язв и преступлений "кровавого царского режима".
4.Разоблачение бесчеловечной эксплуатации трудящихся в странах капитала; во всём мире простые люди живут плохо, и только в СССР хорошо. Если не сейчас, то в прекрасном будущем.
5.Внушение зрителю представления о том, что "первое в мире государство рабочих и крестьян" находится в окружении враждебных капиталистических стран, только и мечтающих о том, как бы задушить молодую советскую республику.
6.Героизация военных действий и красных командиров - участников Гражданской войны.
7.Прославление мудрой политики партии и советского правительства и их неустанной заботы об улучшении жизни советских людей.
8.Акцентирование на правильности и необходимости мер, принимаемых властью, таких как: уничтожение внутренних врагов, коллективизация, ликвидация кулачества как класса, расказачивание, индустриализация, милитаризация и т.д.
9.Воспевание трудовых подвигов передовиков производства и сельского хозяйства.
10.Забота о детях в советском государстве и борьба с беспризорностью.
10.Дифирамбы в адрес сотрудников ЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД-КГБ и прежде всего - в адрес руководителей этих "прекрасных" органов.
11.Прямая и косвенная лесть в адрес "вождя народов", "гения всех времён и народов" и "лучшего друга физкультурников".
12.Показ исторических аналогий, оправдывающих и легитимирующих жестокие политические действия Сталина.
13.Утверждение приоритета русских и советских ученых в различных областях науки.
14.Утверждение превосходства русского и советского искусства над прогнившим западным, капиталистическим искусством (за исключением произведений авторов - друзей СССР).
Советские кинорежиссёры должны были чутко улавливать малейшие колебания линии партии и своевременно реагировать на изменения во взглядах и настроениях партийных вождей, вернее одного партийного вождя - самого главного, чьё мнение было непререкаемо для всех остальных.
Чтобы не показаться голословным, приведу ряд примеров, подтверждающих приведённые выше утверждения.
1."Аэлита" - классический советский немой художественный фильм по мотивам фантастического романа Алексея Толстого. 1924 год. Режиссёр - Яков Протазанов.
Инженер Лось и красноармеец Гусев попадают на Марс и обнаруживают там несправедливое социальное общественное устройство, основанное на эксплуатации трудящихся. Красноармеец устраивает марсианскую революцию. Правда, потом выясняется, что Лосю всё это только приснилось.
Идеологическая нагрузка фильма: везде, даже на Марсе, процветает эксплуатация трудящихся, и только представитель страны советов в состоянии принести освобождение несчастным марсианским пролетариям (оправдание необходимости экспорта революции).
2."Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков". 1924 год. Режиссёр - Лев Кулешов. Эксцентрическая комедия по сценарию Николая Асеева.
Фильм высмеивает представления капиталистов о советской стране.
3."Стачка". 1924 год. Немой. Режиссёр - Сергей Эйзенштейн.
Историко-революционный агитационный фильм.
Трудящиеся требуют сокращения рабочего дня до восьми часов и увеличения заработной платы на 30 %. Хозяева завода игнорируют требования пролетариев, а их петицией вытирают ботинок. Фабриканты организуют при помощи наёмной шпаны провокацию - пожар и погром в винной лавке во время мирной демонстрации пролетариев. Рабочих разгоняют струями воды из брандспойтов. На следующий день, по приказу губернатора, против бастующих направлены казаки и полиция, которые жестоко подавляют выступление и расстреливают рабочих. Фильм заканчивается титрами: "Помни, пролетарий!" (1)
4."Броненосец "Потёмкин"". 1925 год. Немой, режиссёр - Сергей Эзенштейн.
Фильм, считающийся классикой мирового кинематографа.
Вот как характеризует этот фильм и его создателя писатель и публицист Александр Никонов:
"Любил Сталин талантливых людей, в обиду их никому не давал. Иногда только он их стрелял. И сажал. Но не всегда. И не всех. Во всяком случае, не тех и не тогда, когда они зачем-то нужны были. Тарле с его "Наполеоном" был зачем-то Сталину нужен. И Сталин его из-под самой молотилки выхватил.
И правильно сделал! Творческая интеллигенция вообще бывает полезна. Один книжку напишет, другой кино, глядишь, правильное снимет. Вот, скажем, Сергей Эйзенштейн... Хоть и еврей, а считается классиком мирового кинематографа. Снял "фильм всех времен и народов" - "Броненосец Потемкин". Дешевая агитка, конечно, но по всему миру прогремела. Нужное кино еврей сделал. Прославляющее революционных матросов, которые безжалостно своих офицеров кончают. Потому что суп им не понравился, который на обед подали.
Старательный парень Эйзенштейн. Зачем такого стрелять? Вон чего придумал - в эпоху черно-белых картин сделал цветной фильм. Ну, не совсем цветной. Отчасти. Сам лично каждый кадрик своего фильма кисточкой разрисовывал. Не весь кадр, конечно. А только флаг, который на броненосце развевается, красным раскрашивал. То-то зритель ахнул, увидевши на черно-белом экране красное трепещущее пятнышко. Советский режиссер-ученый Эйзенштейн цветное кино изобрел!
И пусть тот флаг в кино считанные секунды развевается, но ведь каждая секунда - это 24 кадра. И в каждом квадратике нужно было беличьей кисточкой крохотный флажок красным закрасить!.. А одесская лестница с коляской чего стоит! Нет, что ни говорите, а талантлив, чертяка!" (2)
5."Мать". 1926 год. Режиссёр - Всеволод Пудовкин.
По роману Горького "Мать". Дальнейшие комментарии излишни.
6."Конец Санкт-Петербурга". 1927 год. Режиссёр - Всеволод Пудовкин.
Политический фильм, объясняющий, почему и как большевики пришли к власти в 1917 году. "Действие фильма охватывает период с примерно 1913 по 1917 годы. В фильме не показаны политические фигуры того времени - упор сделан на борьбу простых людей за свои права и за мир против власти капитала и самодержавия". (3)
7."Москва в октябре". 1927 год. Немой. Режиссёр - Борис Барнет.
Фильм снят к 10-летнему юбилею Октябрьского переворота и посвящён революционным событиям в Москве в 1917 году. В конце фильма Ленин на Втором съезде Советов провозглашает победу социалистической революции.
8."Дом на трубной". 1928 год. Сатирическая комедия. Режиссёр - Борис Барнет.
"Москва в разгар НЭПа. Мелкобуржуазная публика устраивает свой полный суеты и сплетен мещанский быт в доме на Трубной улице. Один из жильцов, хозяин салона-парикмахерской Голиков, ищет домработницу - скромную, трудолюбивую и не состоящую в профсоюзе. Подходящей для эксплуатации кандидатурой ему кажется деревенская девушка Параня (Прасковья Питунова). Вскоре дом на Трубной потрясает известие о том, что Прасковья Питунова избрана депутатом Моссовета от профсоюза горничных...". (4)
9."Потомок Чингисхана". 1928 год. Режиссёр - Всеволод Пудовкин.
"Главный герой повести - Дорчжи - проведя детство и юность в дацане (буддийском монастыре у российских бурят. Дж.Р.), уходит оттуда и некоторое время батрачит у русского купца. Затем он попадает в партизанский отряд Нестора Каландаришвили.
В одном из боёв его берут в плен колчаковцы. В ладанке Дорчжи (подарок отца, носимый им на шее) зашит документ, из которого следует, что он является прямым потомком Чингисхана. Колчаковцы хотят сделать из Дорчжи марионеточного правителя Монголии. Дорчжи бежит от белогвардейцев и принимает участие в партизанском движении". (5)
10."Весёлая канарейка". 1929 год. Немой. Режиссёр - Лев Кулешов.
"В занятом интервентами украинском городе подпольный комитет большевиков поручает коммунистам Брянскому и Луговцу следить за вражеской контрразведкой. С этой целью Брянский знакомится с актрисой Брио, работающей в кафе "Веселая канарейка"..." (6)
11."Земля". 1930 год. Режиссёр - Александр Довженко.
"Фильм о борьбе украинского крестьянства против кулачества в период организации первых колхозов. Воспевает красоту и щедрость земли. В Брюсселе-58 в результате международного опроса критиков фильм был назван в числе 12 лучших фильмов всех времен и народов". (7)
Видимо, брюссельскому жюри было невдомёк, какими методами проводилось раскулачивание на самом деле.
12."Сорок сердец". 1931 год. Немой. Режиссёр - Лев Кулешов.
"Фильм был снят к 10-летию плана ГОЭЛРО. Сорок сердец - это строящиеся в соответствии с планом сорок районных электростанций, которые будут снабжать энергией социалистическое строительство". (8)
13."Путёвка в жизнь". 1931 год. Первый звуковой фильм. Режиссёр - Николай Экк (Юрий Витальевич Ивакин).
Фильм прославляет организованную председателем ЧК Дзержинским "Болшевскую коммуну" - показательную колонию, в которой перевоспитывали трудом беспризорников, которые должны быть благодарны за заботу о них советской власти (которая сама и сделала их беспризорниками, убив их родителей). Через "Болшевскую коммуну" прошло в общей сложности несколько тысяч подростков из примерно семи миллионов российских беспризорников. (см. мою статью "Империя лжи. За детство счастливое наше...")
14."Иван". 1932 год. Режиссёр - Александр Довженко,
"На фоне грандиозного строительства первой пятилетки - сооружения Днепрогэса - рассказывается типичная история становления деревенского парня, который приходит на строительство ГЭС, становится передовым рабочим, коммунистом.
Во время работы над картиной "Иван" Довженко сближается со Сталиным. Они переписываются, глава страны часто принимает режиссёра у себя". (9)
15."Горизонт". 1932 год. Режиссёр - Лев Кулешов.
"Еврейский паренёк Лёва Горизонт эмигрирует в Америку. В качестве солдата армии США в 1919 году он попадает в Россию и переходит на сторону красноармейцев..." (10)
16."Встречный". 1932 год. Режиссёры - Фридрих Эрмлер, Сергей Юткевич и Лео Арнштам.
Фильм приурочен к пятнадцатой годовщине октябрьского переворота. Дифирамб рабочим Ленинграда, выполнившим во время первой пятилетки встречный план.
17."Дезертир". 1933 год. Режиссёр - Всеволод Пудовкин.
"Молодой рабочий Карл Ренн попадает в число рабочей делегации в Советский Союз, тем самым уклоняясь от пикетирования. Начав новую жизнь в стране большевиков, Карл вскоре пересматривает свои взгляды на классовую борьбу в Германии". (11)
18."Весёлые ребята". 1934 год. Режиссёр - Григорий Александров.
""Весёлые ребята" - это первая советская музыкальная комедия или "Джаз-комедия". Сочетание легкости жанра и узнаваемой советской действительности сделало картину популярной и в СССР, и за рубежом, где её демонстрировали под названием "Москва смеётся". В результате творческого эксперимента получилась легкая и задорная картина о бодром и весёлом советском человеке". (12)
Всего год прошёл после чудовищного голодомора, унёсшего более 7 миллионов жизней, а советский человек уже бодр и весел.
Элементы сюжета: "Костя Потехин работает пастухом в деревне; при этом он хорошо поёт и играет на дудочке. <...> Костя попадает в мюзик-холл. И снова ему приписывают чужую роль: Костя по случайности попадает на сцену, а музыканты, в глаза не видевшие дирижёра, принимают за него Костю. Но он видит в зале только одного человека - Елену, сидящую в ложе. Пытаясь привлечь её внимание, он отчаянно жестикулирует, и музыканты, договорившиеся "следить за каждым его движением", чудесным образом играют шедевр. Елена, вообразившая, что Костя всё-таки знаменитость, делает попытку возобновить их знакомство, но за Костей гонятся охранники, так как он попал в театр без билета. Косте удаётся выйти наружу, где ему предлагают играть в путешествующем оркестре, и он соглашается.
Через год оркестр под руководством Кости возвращается в Москву. Из-за того, что в гостинице запрещают шуметь, они репетируют свой марш на... похоронах." (13)
Забавно, не правда ли? Колхозный пастушок попадает в мюзик-холл и так далее. И ни у кого не возникает вопрос: а кто этого пастушка из колхоза отпустил? А если сам сбежал, без документов, почему его не арестовала милиция и не определила за бродяжничество за решётку? Варианта два: или колхозники в 1934 году были свободными гражданами и могли перемещаться по стране по своему усмотрению - или фильм наполнен завуалированной ложью в целях пропаганды.
19."Три песни о Ленине". 1934 год. Режиссёр - Дзига Вертов (не то Давид Абелевич Кауфман, не то Денис Абрамович).
Первая часть повествует о роли Ленина в преображении Средней Азии.
Вторая - о всесоюзном трауре по поводу смерти Ленина.
Третья - о великих достижениях советского народа, явившихся продолжением дела Ленина.
20."Чапаев". 1934 год. Режиссёры - "братья" Васильевы (на самом деле никакие не братья, просто однофамильцы).
Первая премия на 1-м Московском кинофестивале 1935 года.
"Василий Иванович Чапаев (Борис Бабочкин), командир 25-ой дивизии Красной армии, готовится к решающему сражению с отборными частями каппелевцев, возглавляемых опытным кадровым офицером, полковником Бороздиным (Илларион Певцов). Партия присылает ему на помощь Дмитрия Фурманова (Борис Блинов) - молодого, но образованного и умного комиссара, чьи мемуары впоследствии легли в основу романа и фильма, обессмертившего имя Чапаева в памяти советских граждан". (14)
Опытный белогвардейский кадровый офицер, полковник Бороздин, по замыслу режиссёров показан полным идиотом, который не мог придумать ничего лучшего, чем организовать "психическую атаку: (атака проводится в сомкнутом строю, без выстрелов, с развернутыми знаменами и под барабанный бой).
Вот как описывает "психическую атаку" Википедия: "Белогвардейская пехота наступала развернутым строем, быстро и без выстрелов сближаясь с противником. Это позволяло быстрее вывести пехоту из зоны вражеского огня, а отсутствие стрельбы объяснялось отсутствием достаточного количества патронов, когда разрешалось вести огонь только наверняка, примерно со 100 метров. Белогвардейцы применяли выработанные еще на прошлой войне опыт для минимизации потерь при атаке, а красными это могло восприниматься как диковинные "психические атаки"". (15)
Однако задачей режиссёров было выставить белогвардейцев полными кретинами а легендарного Чапаева гениальным народным командиром. Что и было исполнено.
21."Трилогия о Максиме". Режиссёры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг.
Создание этой киноэпопеи растянулось на добрых пять лет.
"Юность Максима". 1934 год.
Первый фильм историко революционной кинотрилогии о Максиме, ставшем профессиональным революционером. 1910 год. В России свирепствует реакция, полицейский надзор распространился на все аспекты человеческой жизни. Гибель друзей и знакомство с методами подавления рабочего движения ставят Максима на путь превращения из гуляки рабочего в большевика..." (16)
Источником этой сюжетной линии стала биография революционера-нелегала, а позже дипломата и наркома Максима Литвинова (урождённый Меер-Генох Моисеевич Валлах), жизнь которого была полна резкими поворотами и настоящими приключениями. Однако авторы отказались от этого замысла, оставив при этом лишь имя героя - Максим". (17)
"Возвращение Максима". 1937 год.
Действие второго фильма относится к 1914 году, когда партия большевиков, не получившая влияния в Думе, начинает активно укреплять свои позиции на бастующих заводах, для чего в стачком посылают вернувшегося из ссылки большевика Максима. По поручению стачкома, Максим узнает, куда передан военный заказ, но в ходе выполнения задания получает ранение от руки врага. Начинается Первая мировая война. Оправившийся от ранения Максим отправляется на фронт с новым заданием - вести партийную агитацию среди солдат...
"Выборгская сторона". 1938 год.
1917 год. Закаленный в боях большевик Максим назначается комиссаром Государственного банка. Его чиновники вступают на путь саботажа, рвут и прячут важные документы. С немногочисленным коллективом единомышленников Максиму удается навести порядок в делах банка и поставить свою подпись под первой сметой доходов и расходов Советского государства. С помощью солдатки Евдокии, из за нужды принявшей участие в разгроме винных складов, но оправданной революционным судом, Максим разоблачает и задерживает группу офицеров, намеревавшихся убить Ленина в день открытия Учредительного собрания, после чего герой вновь уходит на фронт". (16)
22."Крестьяне". 1934 год. Режиссёр - Фридрих Эрмлер.
О борьбе коммунистов и передовых крестьян за укрепление колхозного строя.
"Начало 30-х годов. Животновод колхоза "Лебяжьи горки" Герасим Платонович, зная о нехватке кормов, стремится увеличить свиное поголовье и таким образом подорвать колхозную собственность. Под влиянием Герасима колхозник Егорка предлагает раздать половину стада по дворам. Несмотря на энергичные протесты жены Герасима, Варвары, колхозный свинарник пустеет. Узнав о скором приезде в "Лебяжьи горки" начальника политотдела Николая Мироновича, Варя пытается согнать розданных свиней на общественную ферму. Колхозники возмущены, один из них избивает Варвару. Председатель угрожает исключить ее из колхоза. Приехавший в село Николай Миронович организует собрание, на котором предлагает раскорчевать поросший кустарником участок для запашки под корма.
Между тем к Герасиму приезжает из ссылки мать; он клянется ей что развалит колхоз. Глубокой ночью, в тайне от всех Герасим увозит мать на станцию. Вернувшись домой, взволнованный, возбужденный, Герасим неожиданно сбрасывает маску - да, он кулак, враг всего нового. Поняв, что Варвара разоблачит его, Герасим убивает жену. Недописанное заявление жены, в котором она говорит, что "без колхоза ей хоть в петлю", дает ему возможность симулировать самоубийство Варвары. Одновременно он распускает слухи о том, что его жену затравили, запугали исключением из колхоза.
Николай Миронович начинает подозревать в колхозном животноводе врага. Он призывает крестьян не опускать рук и продолжать борьбу за дело, так горячо любимое Варварой. Однако Герасим не успокаивается. По его наущению брат Варвары, Егорка, тяжело ранит Николая Мироновича, но, поняв, что он оказался слепым орудием в руках врага, сознается в преступлении. Герасим разоблачен". (18)
23."Аэроград". 1935 год. Режиссёр Александр Довженко.
"В молодой Советской республике задумано строительство аэрограда на берегу Тихого океана, у восточных границ страны. Местные жители разделились на два лагеря: в числе активных сторонников - комсомольцы, колхозники, герои Гражданской войны, а в стане ярых противников - кулаки, бывшие белогвардейцы, диверсанты и староверы. Разгорается ожесточённая борьба.
Неспешным шагом гонится по тайге колхозник Степан Глушак сразу за двумя диверсантами-самураями, обоих догоняет, успевает откопать и перепрятать закопанный ими динамит.
Ещё один диверсант агитирует сектантов против Советской власти.
Ещё Степану Глушаку приходится судить и убить своего друга, за предательство.
"Подруги детства Зоя, Наташа и Ася живут в Петрограде. До начала Гражданской войны юные героини осознают социальную несправедливость жизни. Когда начинается война, девушки записываются санитарками рабочего отряда, чтобы защитить большевистский Петроград от наступления белых". (20)
25."Цирк". 1936 год. Режиссёры - Григорий Александров и Исидор Симков.
"Действие происходит в СССР в 1930-е. Американский цирковой аттракцион "Полёт на Луну" приезжает на гастроли в СССР. Звезда номера Мэрион Диксон пользуется огромным успехом у советских зрителей. Но, зная факты её личной жизни, создатель номера немец Франц фон Кнейшиц шантажирует и эксплуатирует её.
Руководство советского цирка начинает готовить собственный оригинальный номер, который может по эффектности затмить американский. Фон Кнейшиц, чтобы не потерять контракт, устраивает "диверсию" против советских артистов, а когда его план рушится - пытается опозорить Мэрион перед публикой. В итоге интригана с позором прогоняют, а Мэрион и её маленький сын-негритёнок находят в СССР свою новую Родину и любовь". (21)
26."Строгий юноша". 1936 год. Режиссёр Абрам Роом, по пьесе Юрия Олеши.
"В своей пьесе Олеша пытался создать образ идеального комсомольца, наделённого лучшими свойствами тогдашнего молодого поколения, но, как отмечали тогда аналитики, совершить подобное писателю не удалось - лента получилась слишком фальшивой и неправдивой. Некоторые всё же восприняли фильм достаточно положительно, назвав его "одним из своеобразнейших фильмов 1930-х годов и лучших в творчестве Абрама Роома".
Премьера фильма должна была состояться в 1936 году, однако деятели киностудии "Украинфильм" посчитали иначе, запретив картину к широкому прокату. В качестве одной из причин этому назывались "грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма"". (22)
27."Тринадцать". 1936 год. Режиссёр - Михаил Ромм.
"Средняя Азия. Десять демобилизованных красноармейцев едут по пустыне до железной дороги. С ними ещё три человека: командир погранзаставы Журавлёв с женой Марьей Николаевной и старик-геолог. В пустыне они находят колодец и спрятанные пулемёты - базу басмача Ширмат-хана, которого Красная армия не может обезвредить уже целый год. Отправив одного бойца за подмогой, остальные остаются, чтобы удержать басмачей.
В колодце, впрочем, почти нет воды, но красноармейцы тщательно скрывают это от подошедших басмачей. Бандиты сильно страдают от жажды и предпринимают яростные атаки в попытке добраться до колодца. В неравном бою гибнут почти все защитники колодца, а врагов захватывает подоспевшая красная конница". (23)
28."Ленин в октябре". 1937 год. Режиссёр - Михаил Ромм.
"Сюжет описывает события Октябрьской революции 1917 года и роль Ленина в организации восстания большевиков. В Петрограде неспокойно, среди рабочих происходят волнения. Ленин тайно прибывает на вокзал Петрограда, через оцепление его проводит телохранитель - рабочий Василий. Ленин встречается со Сталиным, который показан как его ближайший соратник. Вскоре начинается подпольное собрание Центрального Комитета партии большевиков, где готовится восстание.
Далее показаны все важные в новейшей истории СССР события: подготовка восстания на фабриках и заводах Петрограда, легендарный выстрел "Авроры", штурм Зимнего дворца. Неоднократно подчеркивается измена Каменева и Зиновьева, которая не смогла сорвать планы большевиков.
Фильм заканчивается провозглашением победы революции на II Съезде Советов". (24)
29."Волочаевские дни". 1937 год. Режиссёры - "братья" Васильевы.
Историко-революционный фильм.
"1918 год. На рейде Владивостока появляется японская эскадра. Спровоцировав убийство, японское командование под предлогом защиты соотечественников высаживает на Дальнем Востоке десант..." (25)
30."Пётр первый". 1937 и 1938 годы, две серии. Режиссёр - Владимир Петров.
Вот что пишет об этом фильме Википедия:
"Исторический фильм о жизни и государственной деятельности преобразователя России XVIII века царя Петра I, начиная от Нарвской битвы. Начало XVIII столетия. Период становления Великой Российской Империи, время крупных реформ и тайных заговоров, великих воинских побед, безудержного веселья ассамблей и жестокого кровопролития казней. В фильме отображён также конфликт между царём и его сыном Алексеем". (26)
Ничего себе "конфликтик"! Петр сыночка обманом из заграницы назад в Россию заманил, пытал нещадно и убил. Этот "конфликтик" поэт Дмитрий Пригов изобразил так:
Пётор Первый как злодей
Своего сыночечка
Посреди России всей
Мучил что есть мочи сам.
Тот терпел, терпел, терпел
И в краю берёзовом
Через двести страшных лет
Павликом Морозовым
Отмстил.
Но суть-то не в этом "конфликтике", а в том, почему вдруг на родине социалистического реализма, всегда изображавшего царскую власть как кровавую диктатуру, эксплуатировавшую простой народ, что и привело в конце концов к "великой октябрьской" и т.д., жестокий царь, практиковавший пытки, массовые каазни и использовавший подневольный труд ни в чём не провинившегося перед ним населения, вдруг разрешено было изображать в позитивном ключе?
История этой метаморфозы весьма показательна и заслуживает подробного обсуждения.
Первая серия фильма была закончена в 1937 году, но начало этой соцреалистической эпопеи было положено гораздо раньше.
В 1929 году "красный граф" Алексей Толстой закончил пьесу под звучным названием "На дыбе".
"- Всю Россию подниму на дыбу! - говорит в этой пьесе А.Н. Толстого Петр. <...>
Можно себе представить, как звучала эта реплика в "год великого перелома", когда Сталин уже прямо приступил к выполнению этого обещания Петра. <...>
Есть в пьесе А.Н. Толстого "На дыбе" и другие сцены, вызывающие даже еще более прямые ассоциации с современностью. И не с отошедшей в прошлое, хоть и совсем недавней (Гражданская война), а с тем, что происходило в том самом 1929 году, когда пьеса эта писалась и предлагалась автором разным театрам для постановки <...>
Так надо ли удивляться, что когда Алексей Николаевич предложил эту свою пьесу МХАТу (он даже читал ее артистам основного состава), руководители театра решительно от нее отказались.
Взял пьесу МХАТ 2-й, художественным руководителем которого тогда был Иван Николаевич Берсенев. Он же ее и поставил, и даже сам играл в ней царевича Алексея.
Премьера состоялась 23 февраля 1930 года.
Вот как вспоминает о ней современник, то ли сам оказавшийся в числе зрителей, то ли слышавший рассказ об этом спектакле и происшедших после него событиях из уст очевидцев:
"На дневной генеральной репетиции театр был переполнен всеми властями, на коммунистических заставах командующими: от членов Политбюро - во главе с "самим Сталиным" - в ложах, до многочисленных представителей "красной профессуры" в партере и до бесчисленных представителей ГПУ во всех щелях театра. Партер и весь театр смотрели не столько на сцену, сколько на "правительственную ложу" и на "самого Сталина", чтобы уловить, какое впечатление производит пьеса на "хозяина земли русской", и соответственно с этим надо ли ее хвалить или стереть с лица земли. Пьеса подходила уже к концу - и все не удавалось определить настроение "хозяина": сидел спокойно и не аплодировал. Но часа за четверть до конца, когда Петр уже агонизировал, а "Ингерманландия" тонула, произошла сенсация: Сталин встал и, не дождавшись конца пьесы, вышел из ложи. Встревоженный директор и режиссер Берсенев побежал проводить высокого гостя к автомобилю и узнать о судьбе спектакля.
Он имел счастье довольно долго беседовать в фойе с вершителем судеб пьесы и России, и, когда вернулся в зрительный зал, - занавес уже упал при гробовом молчании публики, решившей, что судьба "Петра Первого" уже предрешена". (27)
Занавес упал, но публика оставалась на местах, ибо по окончании пьесы тут же, на сцене, должна была состояться "дискуссия", решающая судьбу спектакля. Через немного минут занавес снова поднялся: на сцене стоял стол для президиума и кафедра для ораторов; записалось уже до сорока человек - все больше из состава "красной профессуры".
Заранее можно было предсказать содержание речей: в иных случаях легко быть пророком в своем отечестве. Один за другим выступали "красные профессора", "литературоведы-марксисты", театральные критики-коммунисты - и, стараясь перещеголять друг друга в резкости выражений, обрушивались на пьесу, требуя немедленного ее запрещения. Требовали привлечения к ответственности деятелей Главреперткома, пропустивших к постановке явно контрреволюционную пьесу; обрушивались на театр и режиссера, изобразивших Петра "героически", явно в целях пропаганды монархизма; взывали к "мудрости Сталина", который, конечно же, разглядел всю контрреволюционность спектакля и несомненно запретит распространение его в массах...
В таком же духе высказались в течение часа один за другим десять ораторов, причем каждый последующий старался "увеличить давление" и оставить за флагом всех предыдущих в выражении своих верноподданнических чувств и своего безмерного негодования.
На кафедре появился одиннадцатый оратор, - толстый "красный профессор" с таким же толстым желтым портфелем под мышкой. Он прислонил портфель к подножию кафедры, поднялся на нее - и едва начал речь словами: "Товарищи! в полном согласии с предыдущими ораторами, не нахожу достаточно сильных слов негодования, чтобы заклеймить эту отвратительную контрреволюционную пьесу, в которой так героически подан Петр, явно в целях пропаганды монархизма..." - как его перебил директор и режиссер Берсенев, попросивший у председателя слова "с внеочередным заявлением". Получив его, Берсенев, не поднимаясь на кафедру, где оставался одиннадцатый оратор, а стоя за спиной президиума, сказал приблизительно следующее:
"Товарищи! Французская народная мудрость говорит, что из столкновения мнений рождается истина, - и сегодняшний наш обмен мнениями о спектакле "Петр Первый" несомненно послужит лишним доказательством справедливости этой поговорки.
Я рад, что десять-одиннадцать первых ораторов высказались столь единогласно в своем отрицательном и резком суждении о пьесе, - рад потому, что уверен, что многие из последующих ораторов выскажутся об этой пьесе в смысле совершенно противоположном. По крайней мере мне уже известно одно из таких суждений. Час тому назад товарищ Сталин в беседе со мной высказал такое свое суждение о спектакле: "Прекрасная пьеса. Жаль только, что Петр выведен недостаточно героически".
Я совершенно уверен, что если не все, то по крайней мере некоторые из последующих ораторов присоединятся к этому мнению товарища Сталина, и таким образом из столкновения мнений родится истина. А теперь прошу меня извинить за то, что я прервал столь поучительный обмен мнениями своим внеочередным заявлением"...
Впечатление от этой краткой речи, которой нельзя отказать в ехидстве, было потрясающим. Сначала наступило гробовое продолжительное молчание, затем - вихрь землетрясения, буря оваций и крики: "Да здравствует товарищ Сталин!" <...>
Волной этого землетрясения был начисто смыт с кафедры толстый "красный профессор" - исчез неведомо куда, забыв даже свой толстый желтый портфель у подножия кафедры. (Берсенев потом рассказывал, что портфель этот три дня лежал в конторе театра, пока за ним не явились от имени толстого "красного профессора".)
Его сменил на кафедре новый, двенадцатый оратор, очередной "красный профессор", который начал свою речь примерно так: "Товарищи! Слова бессильны передать то чувство глубочайшего возмущения, с которым я прослушал речи всех предыдущих ораторов. Как! Отрицательно относиться к замечательной прослушанной и виденной нами сегодня пьесе, о которой товарищ Сталин так верно и мудро сказал: "Прекрасная пьеса". Как! Считать героической фигуру Петра, про которую товарищ Сталин так мудро и верно заметил, что он выведен недостаточно героически, - в чем, действительно, единственная ошибка и автора, и театра..."
Стоит ли досказывать? Ну, конечно же, и само собой понятно, что все последующие ораторы "всецело присоединились к мудрому суждению товарища Сталина". Что они клеймили негодованием контрреволюционные выступления десяти первых ораторов, что пьеса была единогласно разрешена к постановке...
Ну разве не пророчески прав был Герцен? Какая замечательная лестница восходящих господ, если смотреть снизу, и лестница нисходящих лакеев, если смотреть сверху". (27)
"Самое же важное и интересное в этом рассказе Иванова-Разумника совсем другое. Не то, с какой легкостью и быстротой красные профессора "сменили пластинку", а КАКУЮ "пластинку" они так легко и радостно отринули и КАКОЙ ее заменили.
Если не вникнуть в существо дела, может создаться впечатление, что в неожиданной реакции Сталина проявился просто каприз вождя. Может быть, желание поиздеваться, поглумиться над лакействующими "красными профессорами". Или другие какие-нибудь, столь же мелкие, может быть, даже личные мотивы". (28)
"В Малой Советской энциклопедии 1931 года о Петре I, в частности, говорилось: "Как личность П. I соединял огромную волю, талант организатора и богатую инициативу с крайней психической неуравновешенностью, жестокостью, запойным пьянством и безудержным развратом". Однако в этом же 1931 году наметились и некоторые перемены в официальной оценке царя Петра Алексеевича". (29)
"Главная причина неожиданной реакции Сталина на пьесу А.Н. Толстого "На дыбе", заключалась в другом.
Это было начало того идеологического "поворота всем вдруг", который завершился, во всяком случае, окончательно оформился уже в годы войны - роспуском Коминтерна, сменой государственного гимна (вместо "Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой..." - "Нас вырастил Сталин на верность народу..."), тостом Сталина "За великий русский народ" и многими другими - большими и малыми - знаками кардинальной смены идеологической парадигмы. Армии вернули погоны. Наркомы стали министрами. В школах было введено раздельное обучение и даже введена для школьников форма старых русских гимназий. Слегка укротили воинствующих безбожников и вернули кое-какие права Церкви.
Эстетическим идеалом Сталина был фасад Российской империи: старая русская военная форма с погонами, деньги, похожие на царские трешки и пятерки, "царский" портрет генералиссимуса на здании Моссовета (левая нога на полшага впереди правой, в левой руке перчатки)...
Полностью реализовать этот свой политический и эстетический идеал Сталину позволила война, сразу названная и ставшая Отечественной. Все понимали, что за колхозы, за сталинский социализм никто умирать не станет. Иное дело - за Родину, за Россию...
Никого поэтому не удивило и не шокировало обращение Сталина к "теням наших великих предков" - Суворова и Кутузова, Минина и Пожарского, Дмитрия Донского и Александра Невского.
Никого не шокировало даже то, что наряду с этими великими тенями нас по-прежнему осеняли другие тени - тени великих бунтарей и революционеров.
Советский идеологический иконостас долго еще являл собой весьма странное зрелище: рядом с Суворовым и Кутузовым на нем красовались изображения предводителей крестьянских бунтов и восстаний - Степана Разина, Ивана Болотникова, Емельяна Пугачева. И мало кому при этом приходило в голову, что плененного Пугачева привез в Москву в железной клетке не кто иной, как вот этот самый Суворов.
Такую же дикую смесь разных, трудносовместимых идеологических парадигм являла собой эстетика советских исторических фильмов. <...>
Сразу отказаться от революционной идеологии и заменить ее царистской было невозможно. Поворот должен был происходить более или менее плавно. На то, чтобы окончательно завершить его, ушло пятнадцать лет. Но задуман и начат Сталиным он был именно вот тогда, в 1930-м. И начать его удобнее всего было именно с Петра. С одной стороны революционер, беспощадно рушивший устои замшелого, старого русского быта, с другой - государственник, создатель мощной державы, символ величия и славы России. <...>
Сказав, что "пьеса прекрасная, жаль только, что Петр выведен в ней недостаточно героически", Сталин наметил для автора пьесы некоторые перспективы. (28)
У Петра был свой ГУЛАГ - подневольным трудом громадных крестьянских масс вон какой город на Неве построили! А людишки, - ну что поделаешь, - это расходный материал для достижения великих целей. А цели Петром действительно были достигнуты немалые: город построен, начала развиватьс промышленность на Урале, создана могучая армия, одержаны громкие победы. Поэтому и присвоен был историками царю-созидателю титул "Великий".
Да, приходилось быть жестоким. Тайная канцелярия и Преображенский приказ сложа руки не сидели - слово и дело государево блюли. Заговоры раскрывались, враги царёвы уничтожались. Приходилось и бунты в крови топить. Одних стрельцов сколько казнено было лютой смертью!