У Максима Королевича, моего племянника, было две мечты. Первая - поступить на следующий год в театральный вуз, вторая, уже в этом году, - пробежаться по потолку. Его друг, Вадим Сердюк, носивший свободные сатиновые штаны, те, что были в моде в тридцатые годы, делал сальто-мортале, прыгал с третьего этажа прямо на асфальт и уже имел в своей комнате один след от ботинка на потолке. При этом вся стена, по которой он бегал, подбираясь к рекордам, была запятнана следами, оставленными его спортивной обувью. Что говорило об упорстве и целеустремленности Вадима.
Максим поделился со мной и дедом своими мечтами.
- Давай соорудим помост из досок с наклоном в сорок пять градусов, доходящий до половины стены, - предложил ему я, - реализация задуманного приблизится. Но сначала следовало бы тебе научиться акробатике, подобно Сердюку, а иначе рискуешь сломать себе хребет и сделаться на всю жизнь инвалидом.
Не удержался от комментариев и Сидор Степанович.
- А следы на потолке, - сказал дед внуку, - я, думаю, Вадим твой сделал так. Взял кеды, обмакнул подошву в краску и руками прижал к потолку. Тебе такой вариант в голову не приходил? Мы в школьном туалете так делали.
Максим на деда, а заодно и на меня обиделся, и больше не делился с нами своими мечтами.
Двадцать первого июня тысяча девятьсот девяносто восьмого года, после страшного урагана, начавшегося в Москве накануне и бушевавшего всю ночь, мы с Максимом и его другом Вадимом вставляли выбитые стёкла в квартире Ермакова.
Собственно, стёкла вставляли Сердюк с Королевичем, они были рукастые, а я беседовал с хозяином.
- Скажите, Ерофей Владимирович, - поинтересовался я, - что на ваш взгляд, служит лучшим украшением для молодежи?
- Думаю, набожность, - нисколько не смущаясь вопросом, стал отвечать Ермаков. - Она удерживает молодые сердца в невинности, предохраняет от нехороших мыслей, прогоняет грех, душе сообщает спокойствие, здоровью - крепость и, вместе с тем, приобретает честь у людей.
- Я, собственно, не об этом хотел говорить, - смутился я, видя, что молодые люди к нам прислушиваются. - Ну, допустим. Пусть - набожность. А что кроме? Что после набожности?
- После набожности лучшим украшением для молодежи служит любознательность. Она состоит в том, чтобы как можно больше получить полезных знаний. Знание - это добро, которое не горит, не тонет, которое ни вор не украдёт, ни червь не подточит.
- Очень интересно рассуждаете, можно заслушаться. А на третьем месте что?
- И на третье место что-нибудь найдём. Третьим украшением для молодёжи будет благопристойность.
- Расшифруйте, Ерофей Владимирович, не столько для меня, сколько для тех, кто вам окна делает.
- Я говорю о том, что прежде чем сказать что-либо или сделать какое-нибудь дело, молодой человек должен подумать. Обдумать, хорошо ли то слово или дело, чтобы потом не пришлось стыдиться за него.
- А если проще?
- Молодой человек должен взять себе за правило не употреблять никогда нечистых и скверных слов.
- Но это в наше время невозможно. Тут, как говорится, "поезд ушёл". Упустили мы "синюю птицу". Вы, Ерофей Владимирович, что попроще скажите, для теперешнего времени. Не с Луны же, вы, в самом деле, свалились, помилосердствуйте.
- Пожалуйста, - согласился Ермаков и, подумав, выдал. - Трудолюбие. Для себя ли, для другого, за деньги ли или даром, по обязанности или добровольно, - нужно работать усердно.
- То есть, на чужого дядю, как на себя? Это мы проходили, - не удержался я от ехидного замечания.
- На кого бы ни работал, - всё равно. Работа твоя должна быть честной и тогда она принесёт тебе честь, а ленивцам - позор и осуждение.
Ермаков пригласил всех к столу.
- Ерофей Владимирович, - попивая чай со зверобоем, поинтересовался я, - что за причина возникновения веры в то, что Бога нет? Откуда взялось это противление вере во Христа? У меня в квартире, в комнате Звукова, каждый день идут диспуты. А сам Геннадий Валерьянович мне заявляет следующее: "Даже если Он и есть, твой Бог, то меня это нисколько не интересует".
- Звуков рассматривает Бога, как какой-то объект, который существует вне его. И к которому он может иметь отношение, а может и не иметь. Эта ошибка возникла в его голове из-за примитивного понимания Бога, как некоего существа, по образу и подобию нашему существующего, который где-то там есть. Нет у Геннадия Валерьяновича понимания того, что Бог есть Дух вездесущий. Вездесущий не в смысле обладающий пространственно-временным качеством. Нет. Он есть и называется природой нашей, природой всего существующего. То есть Бог лежит в основе всего. Он - тот, на чём мы стоим, чем дышим, чем живём, движемся и существуем. То есть, сказать, как твой сосед, Звуков, что мне нет никакого дела до Бога, всё равно, что сказать: "Мне нет никакого дела до себя".
- А почему же всё-таки он такие вещи говорит? В чём причина? Откуда взялось у него это противление вере в Бога?
- Это ты должен у него спросить. Возможно, подсознательное желание: "Не хочу, чтобы был Бог". Вот, возможно, главная причина. Само это нехотение имеет своим началом ещё грех прародителей, Адама и Евы, когда они захотели сами стать богами. "Будете, как боги", - вот где он, корень атеизма. То есть отрицание Бога, нежелание, чтобы Бог был.
- Так откуда проистекает такое нежелание?
- Ну, как же, "я сам - Бог! Не хочу иметь над собой никого, тем более, того, кто видит меня насквозь".
- Ваше утверждение: "сказать: "мне нет дела до Бога", всё равно, что сказать "мне нет дела до себя"", мне больше понравилось.
- А потом, твой Звуков хвастался мне, что в юности пел в церковном хоре. На вид Геннадий Валерьянович - человек разумный и, казалось бы, должен элементарные вещи понимать.
- Не понимает.
- А знаешь, в чём заключается, на мой взгляд, причина непонимания? Гордость! Гордыня! Вот где источник атеизма, корень начала, из которого всё развивается. Всё прочее - уже следствие.
- Ну, как же, он приводит аргументы своего неверия. Спрашивает: "Ты видел Бога?".
- Ну, это глупый аргумент. Мало ли чего мы не видели и не видим из того, что есть. Знаешь, ведь эти его аргументы... Ведь он совсем не в силу этих аргументов отрицает Бога. И все эти аргументы - это только попытки оправдать себя. Оправдать своё неверие, своё богоборчество. Христианоборчество оправдать.
- А может, он просто воспитан был так, - на отрицании Бога, на атеизме? Из того же чувства противления попробовал попеть в церковном хоре, чтобы досадить атеистам-родителям? Попел и, гладя на несовершенных, грешных людей, окружавших его, ещё более утвердился в своём неверии в Бога?
- Едва ли. Воспитанные в атеизме легче воспринимают здравые доводы. Если, конечно, у них не развито чувство гордыни, как у твоего Звукова. Сосед твой прямо-таки заражён, отравлен гордыней. Но он не первый и не последний. Во всю историю человечества существовали сатанисты, а сейчас они особенно усилились, приобрели влияние на всемирное сообщество. Когда-то они в сектах своих курам головы резали, а сейчас получили уже настоящую власть. Вышли из подполья на поверхность. И все эти бесчинства, которые мы наблюдаем в современном мире, мы их ничем не можем объяснить, кроме сатанизма. Причём все ругают и клянут это безобразие, но в причинах появления всего этого разобраться не хотят. Откуда всё это взялось? Это же всё делают люди. Какие же люди могут всё это делать и с какой целью? Всем ясно, что добрых целей здесь нет. Значит, кто же тогда это делает?
- Тёмные силы.
- Правильно ты говоришь. А ведь все боятся их даже назвать.
- А вы не боитесь? Назовите.
- Сатанисты. Это же очевидно.
Вадим не выдержал и сказал:
- Но ведь был же просветитель Дюпюи в восемнадцатом веке, который открыл миру глаза, сказав, что Иисус Христос о котором написано в евангелии никогда не существовал. Он написал трактат в котором утверждал, что существо, выведенное в евангелии под именем Христос, - всего-навсего Солнце. И ничего больше. А христиане - это почитатели Солнца. Солнцепоклонники.
- Больше тебе скажу, - включился в разговор Ермаков, - Этот твой Дюпюи, который утверждал, что Христос это Солнце, во всех энциклопедиях значится, как большой учёный. И не одинок он был в своём "просвещении". Был ещё такой "просветитель" по фамилии Вольней. Этот заявил, что христианство - это тот же буддизм, а Христос перелицованный Буда. И особенно отличился, некий профессор Древс в Германии, который написал книгу "Миф о Христе". Это тебе всё Звуков рассказывает?
- Да.
- Всё больше убеждаюсь, что он такой же прохвост и недоучка, как и эти трое.
- Почему сразу...
- Да потому, что Иисус Христос - историческое лицо. Почитай Новый завет, там восемь авторов в прямую об этом свидетельствуют. Причём все эти восемь авторов пишут просто, безыскусно. Они описывают жизнь Иисуса Христа и отдельные фрагменты его учения. К тому же целый ряд писателей, которые являлись непосредственными учениками апостолов, опять пишут точно тоже самое, что они слышали от непосредственных очевидцев Христа. Так, что свидетелей Его существования очень много.
- А почему вы даже мысли не допускаете, что Христос мог быть просто мифом, легендой, сказочным героем? Нет! Реальная личность и - всё!
- Послушай, Вадим, кроме свидетелей, осталось много исторических памятников. В катакомбах, куда первые христиане, во время гонений, собирались для своих богослужений мы находим изображения. Это изображения первого, второго и последующих веков, отражающие ту же самую христианскую историю. Всё это факты, от которых искренний человек никуда не может уйти.
- Что значит "не может"? А вот, например, просветители скептически отнеслись ко всему этому.
- А всё потому, что весь их скепсис был порождён совсем ни какими-то новыми открытиями, не наукой, не историей, а исключительно желанием. Желанием! Что хочу, - то и утверждаю! Вот по какому принципу они действовали. Запомните, там где начинаются страсти, не ждите разума.
- Какая же ими страсть руководила?
- Конечно страсть сатанизма. В этом нет никаких сомнений. Восемнадцатый век, он особенно отличился идеологическим походом против христианства. Идеи этих, не к ночи помянутых, деятелей проникли во все европейские страны. И затем эта идеология вылилась в кровавые расправы над христианами. Что во Франции делалось, во время, так называемой Великой Французской революции? Море крови было пролито. Сколько уничтожено невинных детей, женщин, стариков. То же самое, но уже в масштабах превышающих всё мыслимое и не мыслимое, повторилось в России. Начиная с семнадцатого года, полились реки крови. Никаких политических причин для этого не было. Политикам не надо уничтожать хороших тружеников, крестьян, рабочих, интеллигенцию. Политики борются наверху, уничтожают своих соперников. А что творилось? Топили баржами, эшелонами вывозили людей в ледяную пустыню на голодную смерть. Побеседуй с Антоновым Марком Игоревичем, он тебе об этом подробно расскажет. Как люди миллионами погибали от голода и холода. Лучших крестьян объявляли врагами и уничтожали. Всё лучшее уничтожалось. Ты не найдёшь этому никаких объяснений. Этому уничтожению десятков миллионов людей. И не просто уничтоженных, а с неслыханным садизмом, с сатанизмом. Не найдёшь ты причин. Все эти разговоры про большевиков, про красных - белых, - всё это чепуха. Не политические были эти революции. Политики были только инструментами. Источник - открытый, откровенный сатанизм. Служение культу сатаны. Вы не улыбайтесь, я это говорю не в переносном, а в прямом смысле слова. Никакими другими причинами, ты такие гигантские жертвы, все эти садистские уничтожения не объяснишь. Ни политикой, ни экономикой.
- И всё же, вернёмся к просветителям, - предложил Сердюк.
- "Просветители" твои, как раз и явились идеологами французской революции. Дали флаг в руки тем самым деятелям, что пролили затем реки крови. Кстати ещё одним доказательством того, что это действительно было явление не научное, не политическое, а сатанинское, явился тот факт, что эта глупость, эта зараза, моментально распространилась по всем странам мира. Откуда такие деньги? Вся Европа этим безумием была охвачена. Захватили этим безумием Россию. И все семьдесят лет Советской власти мифологическая глупость была главенствующей доктриной атеизма в рассмотрении происхождения христианства.
- А Звуков ещё утверждает, что христианство - это соединение разнообразных элементов разных религий и больше ничего, - подал голос Максим.
- Ты слушал меня или нет? А как же исторические свидетельства о Христе? Причём совсем не христианские. Я найду, зачитаю вам список с письма Плиния младшего императору Трояну. Второе. Невероятность создания так называемого мифа о Христе ни в язычестве, ни в иудаизме. Невероятно, что такой миф мог быть создан. То есть такой образ, который мы находим в евангелии.
- Отчего же невероятно? - словно очнувшись, поинтересовался Вадим. - Из чего же эта невероятность проистекает?
- Из очевидных вещей. Из враждебности тогдашнего иудейства и язычества к христианству. Вспомни, христиан бросали на съедение львам. А так же из принципиального отрицания самими древними христианами всех языческих культов и языческих верований. Это и принципиальное отличие христианских идеалов жизни от языческих. Совсем другое понимание жизни, смысла жизни, её конечной цели. Принципиальное отличие не только от языческого понимания, но и от иудейского, того времени. И последнее, самое главное. Все христианские истины - уникальны, то есть единственны.
- Что это значит? - не понял я.
- Христианские истины неповторимы, их никогда не было. И это лучше всего свидетельствует о том, где источник христианства, какогС его происхождение.
- На божественное происхождение намекаете?
- Не намекаю, а в прямую об этом говорю. И всё то, что я вам рассказываю, это не плод моих фантазий, не мною придумано. Всё это передаётся нам от отцов. Всё проверенно и испытано тысячелетним опытом.
За столом воцарилась тишина, каждый про себя обдумывал услышанное.
- Ерофей Владимирович, - обратился Максим. - а откуда взялись ангелы?
- Григорий Богослов говорит: "Ангелы произошли от Бога, как лучи от солнца, прежде всей твари; и составились вторые светы, слуги первого света Бога". Создал их Господь, как потом и душу человеческую по образу Своему и подобию. Создал разумными, свободными и бессмертными. Вначале Он оставил их несовершенными в блаженстве и неутвержденными в такой благости, в которой они не могли бы согрешить, но дал им некоторое время, в течение которого ангелы, как свободные и имеющие полную волю, могли бы перед Господом заслужиться и преуспеть, получив совершенную благость, или же провиниться и подпасть под гнев Божий.
- Под гнев? Но у Бога же есть любовь, он не должен гневаться, - влез я со своим замечанием.
- "Под гнев" - это фигура речи. И не "у Бога есть любовь", а Бог - есть любовь. Само существо того, кого мы называем Богом, - есть любовь. Чтобы было совсем понятно. Любовь - это основной, фундаментальный закон всего нашего бытия, всей нашей жизни. А что из этого следует? Вон, приятель твой, узнал, что значит "нарушать закон тяготения". Слышишь, Вадим, о тебе говорю? Ты же хорошо знал закон тяготения, в школе проходил, но захотелось проверить. Допрыгался с третьего этажа, - ногу себе сломал. Хорошо, что только ногу, а мог бы и совсем "отпрыгаться", голову себе об асфальт разбить, как это сделал Всеволод, брат твой покойный. Царство ему небесное. То же самое случилось и с Деницей, самым светоносным ангелом, который, зная закон любви, захотел его нарушить. Из ангела стал демоном, с неба низвергнулся в ад. Вот такая тебе история про ангелов.
- Вы с ними, как со взрослыми, - заметил я Ермакову.
- А как же! Иначе нельзя. Спасибо им, что интересуются, - с жаром стал отвечать мне Ерофей Владимирович. - Молодому человеку необходимо дать правильное понимание смысла жизни. Родители это сделают, добрый человек или учитель в школе, - вопрос второстепенный. Без выработки твёрдого, желательно, православного мировоззрения, нельзя спасти человека от желания уйти из жизни.
- Вы считаете, что прыгая с третьего этажа, Вадим хочет с собой покончить?
- Да. Возможно, до конца и не осознавая этого. Человек должен понимать, зачем он живёт, для чего. Тогда и с третьего этажа прыгать не станет. Знаете, ведь каждая душа, помимо рассудка, ощущает бессмысленность этой жизни без Бога. А бессмысленность, она, тяжелее всего. Возьми любую работу. Какая самая тяжёлая? Бессмысленная.
- Ну, хорошо. И что вы скажете Вадиму, который сидит и вместо того, чтобы пить чай, открыв рот, вас слушает? - спросил я, зная, что обязательно у Ермакова на мой вопрос найдётся нужный ответ.
- Скажу, что с христианской точки зрения, каждый рождённый, включая Вадима, - это уже тот, кому предназначено царство. Но в это царство нужно войти достойным образом. Я должен буду объяснить ему, в чём красота христианской жизни и в чём бессмыслица жизни без Христа.
- Постойте, Ерофей Владимирович, - пришла мне в голову мысль. - Вы с Вадиком ещё успеете наговориться. Вы мне ответьте. Душу человеку Бог даёт? Получается, Бог находится в зависимости от моего желания? Зачала женщина ребёнка, - душу ему подай?
- Я думаю, душу ребёнку дают родители, - смиренно ответил Ермаков.
- Постойте, - не понял я. - Что вы этим хотите сказать?
- Только то, что от родителей рождается не труп, не туловище, не тело, а сразу живой человек с душой бессмертной. Я думаю, уже в семени весь человек. Не требуется, чтобы Бог ещё что-то творил дополнительно. Бог вложил закон в человеческое бытие и этот закон работает. И тело, и душа происходят от человека. Я думаю, это так. И здесь нет никакой хулы на Господа Бога. И логично, и многие святые отцы об этом говорят. Например, Макарий Египетский: "Отцы на земле рождают чад, от тела своего и души своей". Тело от тела рождается, душа - от души. Такая вот мысль. Он же говорит: "Поскольку человек был одушевлён, имея одушевлённое семя, человек рождает человека". А вот ещё вспомнились слова Григория Нильского: "Поскольку человек, состоящий из души и тела - есть единое, то предполагаем одно общее начало его состава. Так что он ни старше, ни моложе самого себя. Несправедливо было бы считать, что душа появилась прежде тела или тело прежде души".
Я хотел спросить о Тане, собственно, и приходил-то только ради того, чтобы что-то узнать о внучке Ермакова, но не решился. Поблагодарив за чай, в раздумье мы отправились каждый по своим делам.