- Аллё? - послышался в трубке знакомый, волнующий меня голос.
Говорила она так, словно не было скандалов, неприятного прощания почти год назад, будто мы расстались только вчера.
- Да. Слушаю тебя, - как можно радушнее, отозвался я.
- Привет. Как ты поживаешь, в своём Монино? В нос говоришь, спишь после ночных бдений?
- Не сплю. У тебя какие-то срочные новости?
- Срочных новостей нет. О себе не даёшь знать, а я соскучилась. Дай, думаю, позвоню.
- Ну, хорошо. Правильно сделала, что позвонила. Расскажи, как твои дела. Летом на юг ездила?
- Не угадал. С Геной и его женой летом в Питере была.
- В Неве искупалась? - поинтересовался я, памятуя о наших с ней ночных купаниях в Москве-реке.
- В Неве не покупаешься.
- В Неве совсем никто не купается?
- Совсем никто. В Неве вредно купаться. Если в этой реке искупаешься, кожа с тебя слезет.
- Вот как. Я почему-то был лучшего мнения...
- Загадили Неву. Помнишь нашу Сетуньку, в те времена, когда завод работал?
- Конечно, помню.
- А теперь раз в десять увеличь засорённость - это и будет современная Нева.
- Кошмар какой. Москва-река-то у нас чистая.
- Москва-река чистая. Да. Но зато на катерах по Неве прекрасно кататься. Великолепно! Мы катались по каналам, по самой Неве и вокруг Петропавловской крепости. Интересно было. А по утрам, пока супруги Поповы спали, я гуляла по городу. Идёшь вдоль Невы, интересно. Потому что одно дело, на машине вдоль каналов ездить, а другое дело своими ножками пройтись-погулять. Однажды иду, смотрю, красивейший домик. Разбита клумба и стоит возле дома памятник. Опишу его тебе, как смогу. Скрюченный старичок, арабской внешности, с бородкой. Идёт он, в три погибели согнувшись, одну руку закинул назад, а в другой держит книгу. На памятнике крупными гигантскими буквами написано "Любимому". Думаю, какая-то женщина отгрохала памятник своему возлюбленному. Подхожу к памятнику ближе, всё-таки интересно. Различается ещё одна надпись, более мелкими буквами выбитая. "Учителю". Пока иду, размышляю: "Получается, памятник не любимому человеку, а любимому учителю. Возможно, какому-нибудь поэту или писателю. Вон, у него и книга в руке". Приближаюсь, читаю последние слова: "Нашего класса". То есть получается "Любимому учителю нашего класса". Думаю: "Значит, не одна девушка-женщина учителю памятник поставила, а целый класс, однокашники. Видимо, выдающийся был учитель, что они всем классом скинулись". Пригляделась. А в руке у него, оказывается, не книжка, а классный журнал. И той рукой, что за спиной, он, видимо, показывает нерадивому ученику: "ступай в угол". Тут я уже окончательно заинтересовалась памятником, перешла улицу, подошла вплотную и прочитала надпись полностью.
- Кому? Сухомлинскому или Макаренко? - не выдержав, стал гадать я.
- Не догадаешься. "Любимому вождю и учителю рабочего класса".
- Так это что, Ленину памятник?
- Я ж говорю, он скрючился в три погибели. Я подошла вплотную и заглянула ему в лицо. Ба! Да это Владимир Ильич. И памятник 1926 года. Свеженький для той поры памятник. Слепили через два года после смерти вождя. Видимо, скульптор лично знал Ульянова-Ленина. Потому что Владимир Ильич ходил, согнувшись, семенил и при этом отбрасывал одну руку за спину. Я сама читала, так его описывали люди, которые его знали. Скульптор показал его быструю походку. Сделал его таким, каким он запомнился ему при жизни.
- Вылепил того, кого знал.
- Да. Сделал именно таким, каким вождь был на самом деле.
- Потом уже собрались "умельцы" и стали ваять вождя в образе боксёра-тяжеловеса, одержавшего победу в тяжёлом поединке. Широко расставленные ноги, прямая, накаченная, спина. На субботнике такой мог бы и один бревно на плече нести.
- Да. Весь такой мудрый... Выпрямили плечи, развернули и прочее, прочее. Не узнал бы ты его в этом памятнике, - горбатенький старичок. А в целом интересно было.
- Я думал, ты, гуляя, на кладбище забрела.
- Нет-нет, это всё в центре города. А Новогодние праздники я тоже замечательно провела. Например, вчера я с Димой была в музее Дарвина.
- С Димой - милиционером?
- Нет с другим Димой, ты его не знаешь. С кем я в теннис играю. У него камни в почках.
- Я запутался в твоих мужиках.
- Не злись. Кроме тебя у меня никого нет, и ты это знаешь. А сегодня я в компании Гены и его жены посетила мюзикл "Пола Негри".
- Это что же за мюзикл такой?
- Современный мюзикл, в театре Советской армии. В чём изюминка. Ты приходишь на спектакль, тебе дают 3D-очки. Все декорации показывают на экране, и ты всё это воспринимаешь в объёме.
- Актёры живые?
- Да. Актёры живые. Очень интересно. Расскажу тебе немного. Там были просто потрясающие вещи. Например, герои мюзикла садятся в настоящий самолёт на сцене. А там всё настоящее, живые лошади, живые автомобили, живой самолёт. И представляешь, самолёт взлетает. Но это иллюзия. И такие кульбиты... Нет, самолёт настоящий, а полёт...И веришь, мне аж страшно было. Иллюзия там потрясающая. Конечно, и музыка, и песни. Все актёры запредельно хорошо танцуют. И всё это живьём.
- Наши актёры или заграничные?
- Наши.
- Молодцы.
- Дело в том, что мюзикл явно заграничный. Просто его у нас поставили. Ну, как всегда это делают...
- Перенесли.
- Да. Дело в том, что этот мюзикл, как бы выразиться, бьёт все сборы по всему миру.
- И к нам приехал.
- Да. Ну, и понятно, что для России его поставили с российскими актёрами. Чтобы по-русски говорили. Великолепно! Великолепно поставили! Я в восторге. Вернулась после мюзикла домой, сняла верхнюю одежду и подумала, что надо тебе позвонить, с Рождеством поздравить.
- Спасибо. И тебя я поздравляю с Рождеством Христовым.
- Да, вспомнила ещё. Мюзикл "Пола Негри" - он о знаменитой актрисе, чьё подлинное имя чуть ли не Полина Невская. Родилась она в Российской империи в Варшаве, в 1897 году, затем переехала в Берлин. Из Берлина перебралась в Америку и там сделалась знаменитой актрисой в кинематографе. Видишь, русские корни, они присутствуют везде. Кстати, Костя Коврик, в отличие от тебя, позвонил мне тридцать первого декабря и поздравил с Новым годом.
- Жив курилка?
- Жив. Поздравил и предложил мне бегать с ним по утрам на берег, купаться в проруби, стоять под водопадом, заниматься гимнастикой, а днём ходить по музеям.
- Молодец.
- Мне эта программа понравилась, и я дала своё согласие. Звоню ему первого января, он трубку не берёт. Звоню второго января - дозвониться не могу. Думаю, ладно. Я уже прониклась этой идеей, завелась, побежала на берег одна. Все те, кто был там, продолжают вести здоровый образ жизни. Я кинула клич, кто хочет со мной по музеям ходить. Миша Мощин говорит: "Я хочу". Спрашиваю: "Куда?", - "В Дарвиновский музей". Я отвечаю: "С радостью!". Ну, и пошла с ним в музей. А вчера отправилась в центр города. Через Тверской бульвар вышла на Тверскую улицу.
- Ты купалась в проруби или только гимнастикой занималась на берегу?
- Главное, я снова стала бегать. Второе - это купание. До берега я стараюсь хорошенько пробежаться, чтобы разогреться и без проблем потом искупаться. А гимнастикой мне удобнее заниматься дома, на коврике.
- Так ты искупалась в Москве-реке или только под водопадом постояла?
- И в Москве-реке, и под водопадом, - как-то даже буднично сообщила Искра.
Я одобрительно засмеялся и прокоментировал:
- Как говорится, по-нашенски, по-максималистски.
- Да. Когда я второго числа прибежала, подметила, что Мухоморов ходит купаться в тапочках. Когда босыми ногами идёшь по бетону, пятки замерзают и скользко. Поэтому я стала прихватывать с собой на берег резиновые тапочки, в которых летом была на море. И тип-топ! Я оставляю тапочки на берегу, подхожу к проруби, купаюсь. Выхожу из проруби на берег, надеваю тапочки. А вот под водопад... Там пол - металлические прутья, они ещё и обледенелые, ноги скользят. Поэтому я прямо в тапочках встаю под водопад. Плескаюсь, обливаюсь, потом выхожу и в домик - обтираться и переодеваться. Тапочки и мокрые вещи в пакетик и - нормально.
- Ты - героиня! На улице сильный мороз, а ты в Москве-реке купаешься.
- Сегодня я на берег не побежала. Мы с Геной планировали пойти на мюзикл и я не хотела уставать. Поэтому я всего-навсего два часа гимнастикой на коврике позанималась. Затем позавтракала и сходила на Поклонную гору, посмотреть, что там такое.
- Там празднуют?
- Да. Там ледовый городок сделали. А вчера, говорю, была на Тверской. Там всевозможные концерты, все танцуют. Но что меня поразило. Там над улицей, натянули парочку канатов. И по этим канатам ходили канатоходцы.
- Ничего себе.
- Да. Очевидно, они думали, что они канатоходцы.
- Падали?
- Страшно было смотреть. Они шагали по канату так. Метр, другой пройдут и срываются. Если бы не страховка, они разбились бы насмерть. Потом они по страховке подтягивались, кое-как ногами цепляясь за канат. Ползут по этому канату, как червячки. Затем, видимо, в себя приходят, поднимаются. Шаг, другой и снова падают. Жуть страшная. Да ещё на такой высоте.
- Может, был сильный ветер и верёвка обледенела?
- Очень может быть, что они просто поскальзывались. Там ещё были всякие концертные площадки. Пели и танцевали артисты. Всё вживую. Замечательно. Но меня что ещё поразило. Там был огромный металлический шар, внутри которого катался каскадёр на мотоцикле. Потом стали два мотоциклиста кататься одновременно. А потом они ещё поставили внутри шара живых людей. И при этом катались мотоциклы. Если что-то у них пошло бы не так, как было задумано - костей не собрать. Прибили бы друг друга, покалечили. Страшно было на них смотреть. Я прямо около этого шара стояла. Мне было страшно наблюдать за всем этим делом. Но зато впечатляет.
- Насладилась зрелищем?
- Да. Понятно, что я по Красной площади погуляла, по Александровскому саду. Ну, и домой поехала.
- Значит, праздничную Москву посмотрела?
- Да, посмотрела. Жаль, что без тебя. А в мюзикле, когда американская актриса говорит о главной героине: "Эта русская ест селёдку с картошкой и всё это запивает водкой"...
- То весь зал, не сговариваясь, зааплодировал?
- Да. И знаешь ли, ты не поверишь. У меня аж слюнки потекли. Мне так есть захотелось. Хотелось выпить рюмку водки и закусить селёдкой и картошечкой.
- Это называется "вживание в материал". Вижу, ты получила от спектакля заряд положительных эмоций?
- Это - да! Что буду делать завтра, - посмотрим. Я стараюсь ничего заранее не планировать. Какая фишка ляжет. Возможно, пойду в Тимирязевский музей. Что-нибудь в этом духе. Разберусь. Пока что эти праздники у меня великолепно проходят. Очень полезно, насыщенно, чудесно.
- Не теряй накал оптимизма. Главное, и Костя на исправление пошёл. Ишь, какие у него планы.
- Понимаешь, он исчез, а я его планы выполняю.
- Ты выполняешь хорошие его планы. У него планов много разных, не все они хорошие.
- Тридцать первого декабря я ещё не знала, чем буду заниматься в праздники. Он мне такую программу рассказал, мне всё это так понравилось. Вот я её и делаю.
- Молодец. А Костик хоть мечтает о хорошем? Я, честно говоря, думал: "Жив ли он вообще?".
- Главное, что он мне позвонил, стал рассказывать, что ежедневно бегает на берег, занимается, купается. Я так обзавидовалась, сказала: "Забегай за мной. А то я ленивая, меня надо подталкивать". Он обещал и не забежал. Пришлось одной бежать на берег.
- Ну и правильно. Молодец. Спасибо тебе за звонок, за поздравления. Я после твоих рассказов как будто дома побывал. И настроение у тебя хорошее, что замечательно.
- Да-да. Встретила Новый год у Поповых. В пять часов ушла домой, до одиннадцати поспала. В час дня ко мне гости пришли. Сестра с детьми и Дима - милиционер. Мы ещё раз встретили Новый год.
- Молодцы. Дима худо-бедно живёт с женой?
- Да. Живёт. Сейчас они уехали на Урал, на какое-то озеро, кататься на лыжах.
- Молодцы. Оказывается, они не худо-бедно, а замечательно живут. Что значит, уметь прощать. Это не каждому дано.
- Согласна. А главное уметь, не переставая наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Не рассчитывать на будущее и не сожалеть о прошлом. Жить только здесь и сейчас.
- Ценить.
- Да. Именно ценить всё, что имеем. И радоваться этому, и наслаждаться этим.
- Спасибо, что позвонила. Давай прощаться.
- А как твои дела? Ты сидишь в Монино и пишешь?
- Да, живу у бабушки и тёти в военном городке, пишу. Взвалил на себя неподъёмную ношу. Материала скопилось много и это, как оказалось, хуже, чем его недостаток. Не знаю, что выбрать, всё жадничаю, захлёбываюсь.
- Слушай, я могу тебе посоветовать. Когда у меня встречается такая проблема, я устанавливаю приоритеты.
- Соглашусь. Надо сконцентрироваться на том, что хочешь сказать. А то выйдет, как у брата Али-бабы, который зашёл в пещеру, набрал много золота, а самое важное слово забыл. Выйти из пещеры не смог. Вот и у меня почти такое же положение. Помнишь сказку?
- Я про брата не помню.
- Старший брат, его звали Касымом. Он узнал у Али-бабы, откуда тот золото привёз. Выведал пароли для входа-выхода. Загрузил четырёх ослов мешками с золотом, а пароль для выхода из пещеры забыл. Приехали разбойники и отрубили Касыму голову.
- Так вот. Мне позвонил известный тебе Флякин и спел песенку. Я петь тебе её не буду, но суть расскажу.
- Давай.
- За одним старым горцем пришла Смерть. Ну и тот говорит: "Пришла, присаживайся, гостьей будешь. Выпей грузинского вина. Уважь, раз пришла". Одним словом, смерть напилась и забыла, зачем пришла.
- Так он, наверное, ей чачу налил?
- Ха-ха-ха. И всякий раз, когда она к нему приходила, - он её спаивал.
- Спаивал чачей. А в чачу добавлял для крепости куриный помёт.
- Как бы там ни было, но этот национальный обычай ему помог. Смерть боялась к нему лишний раз зайти. Такая вот хорошая песня. Смерть стала этого старика стороной обходить.
- Ну, да. Лучше подальше от него держаться, а то на утро голова болеть будет.
- Ха-ха-ха... Голова болеть будет. Но ты заметь, Рождество - это рождение нового. Праздник! Но опять же, в индуизме, без смерти нет рождения! Чтобы родиться, нужно сначала умереть. Это замкнутый круг. То есть смерти, как таковой нет, мы всё время возрождаемся молодыми, юными, красивыми.
- Искра, давай прощаться. Бабушка и тётя меня в церковь на Рождественскую службу зовут.
- Прощаться не будем. Скажем друг дружке - "до свидания", с надеждой на скорую встречу. С наступающим Рождеством тебя, Коленька, не забывай, звони.
- Позвоню.
- Была рада тебя слышать. Когда ты собираешься к нам приехать? Летом? Да?
- Возможно, ранней весной вырвусь. Я постараюсь.
- Хорошо, ладненько, давай! С праздником тебя! С Рождеством!
Я прервал разговор.
"Ишь ты, Флякин позвонил, не унимается старый ловелас", - в сердцах подумал я. Вспомнилось, как Альберт Аксентьевич ухаживал за моей матерью.
Когда мать в очередной раз поссорилась с Квасовым, я предложил ей позвать на свой день рождения, что называется более приличных женихов и из них выбрать достойного мужа. Она пригласила Володю Затеева с работы и снимавшего комнату у Фалалеевых Альберта Аксентьевича Флякина, представившегося геодезистом.
Для всех неожиданно, без приглашения, заявился Квасов с цветами и водкой. Мать с ним демонстративно не разговаривала, но цветы приняла и мне запретила Фёдора прогонять.
Застолье не успев начаться быстро закончилось. Под шутки и лёгкую музыку Затеев быстро набрался. Он стал клевать носом, сполз под стол и, свернувшись калачиком, там заснул.
Флякин смело, по-хозяйски, не замечая нас с Квасовым и не желая знать, кто кем приходится Марье Николаевне, стал вещать как лектор с трибуны, обращаясь исключительно к моей матери.
- Ты же человек, существо мыслящее, - говорил Альберт Аксентьевич, неприятным, "деревянным" голосом. - Нельзя же осознать своё место в мире, свою роль, роль страны без философского осмысления действительности. Ты можешь считать меня занудой, но как, не философствуя, я могу раскрыть перед тобой свой собственный мир. Показать себя без прикрас, со всеми "ошибками", "неточностями" и "преувеличениями".
- А надо? - смутилась мамка, видимо, уже в тот момент догадавшаяся, чем всё закончится.
- Надо ли? Конечно! Обязательно! Каждый новый знакомый для человека мыслящего - это учебник. Учебник жизни! Учебник мысли! Но мысль всегда рождается в ответ, ей нужен диалог, необходим собеседник. Мне, например, интересен каждый. Именно поэтому я обращаюсь к тебе на "ты". Именно тебе я задаю свои вопросы и предлагаю сделать выбор, объяснить свою личностную точку зрения. Я не навязываю тебе свою позицию. Я предлагаю тебе сформировать собственное мнение, используя обилие мною изложенных фактов. Я воспринимаю тебя, как содеятеля, в поиске истины. Станем искать истину?
- Чего её искать. Все знают - истина в вине, - нехотя отвечала мамка.
Желая всё свести к шутке и избежать неминуемой расправы над "философом", Марья Николаевна пыталась интонацией остудить, успокоить пыл Флякина. Но всё было зря, тот не желал понимать намёков.
- Не надо. Не надо этих банальностей, - гремел Альберт Аксентьевич. - Не теряй моего уважения. Я уверен, ты сможешь в каждом конкретном случае сделать единственно правильный выбор. Ты дорога нам.
- Кому это "нам"? - поинтересовался дрожащим от раздражения голосом Федя.
- Так говорится. Конечно же, прежде всего мне, а потом уже Нам - Человечеству, - отвечал Флякин, по-прежнему обращаясь исключительно к хозяйке, так, словно это она задала ему вопрос. - Ведь у человечества самые смелые замыслы на твой счёт. Не забывай об этом.
- А я не забываю, - стала беззастенчиво кокетничать мамка, пошедшая в разнос. Видимо решившая - будь, что будет.
- Человечеству просто необходимо реализовать свой гуманистический потенциал. Только так можно сделаться объектом вселенского познания. В противном случае мы будем вселенной не интересны. Естественно, это трудно и требует от каждого кропотливой самостоятельной работы, поиска новых форм, совместной деятельности. Но ведь и мы с тобой не так просты, как это может показаться случайному прохожему на первый взгляд. А в том, что ты сейчас находишься "на дне" есть свой неоспоримый плюс. Я хочу сказать, есть только один выход - выбираться наверх.
- Я не против наверх. Кто бы лесенку подал.
- Желание выбраться - твоя лестница. Стремление - великая штука! Понимаешь меня? Если у тебя есть стремление, то всё у тебя будет. А если нет стремления, то никакие лестницы, будь они хоть мраморные или золотые, тебе не помогут, обязательно на них поскользнёшься и упадёшь. А имея стремление, по воздуху, как по ступеням, взойдёшь на облака.
- Мне не надо на облака. Мне бы жизненную цель найти.
- Вот! Я в тебе не ошибся, сразу разглядел в тебе своего человека. Думаю, пусть побита-потрёпана, а порода видна. Не предала ещё в себе человека. Иная и в шелках и на лимузине, а человека в ней нет, одна непонятная, тёмная, сущность. А ты богатырь в юбке, исполин, который способен все тёмные силы в себе победить. Я в тебя верю.
Больше Флякин сказать ничего не успел. Он получил от Квасова удар по лицу и, сплёвывая кровь, исчез из квартиры так же стремительно, как в ней появился.
Вскоре после этого Федя с мамкой зарегистрировал свои отношения в ЗАГСе.