Аннотация: Со многими из авторов заявивших своё участие в конкурсе я знаком по "Нереальным новеллам-2013". Спешу расширить круг знакомств в этом - 2014-м году. Возможно, что с кем-то подружусь, а кому-то и я окажусь полезным.
Обзор работ поданных на конкурс
"Нереальная Новелла Рт-2014"
Тема конкурса :"МОСТ НАД ПРОПАСТЬЮ"
Часть первая.КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ
(вторую часть - "Внеконкурсные работы" см. ниже)
(третью часть - "Обзор работ по просьбе авторов" см. ещё ниже)
Это первый сборник обзоров в Новом - 2014-м году.
Я поздравляю всех с Новым годом и протягиваю руку для знакомства.
И поверьте - в обзорах своих я не держу лукавства, лжи, потаённого смысла.
Всё, написанное - написано от души.
Хочу, чтобы и вы, читая этот труд, отнеслись с пониманием к восприятию от мною прочитанного.
Приятно встретить на конкурсе волгаря. Человека проживающего на Волге, в славном городе Волгограде. Волга всегда, во все времена была и остаётся рекой моей юности. И когда встречаешь сегодня вот такого Лёву, поневоле проникаешься к нему чувствами землячества.
Да-а-а, Лёвушка, не обошли и вас лихоимцы нового времени. Расползлись, словно плесень, по Руси-матушке. И до Волгограда добралась нечисть, делая ставку на наивность души русского человека. А душа эта доверчивая, чистая но...
Живёт! Живёт в людях-человеках страсть к халявному, к дармовщинке. А если и не к ней, то к тому, что можно урвать положившись на "авось проскочит".
Не проскочит!
- "Дешёвка, она и есть дешёвка", - как сказал один мой друг из таксистов. - Всего в этой жизни надо добиваться самому. Самому рулить баранкой жизни. Вот тогда приедешь туда, куда тебе надо.
Хороший рассказ написал Михаил Петрович. Поучительный. Но предсказуемый по сегодняшнему времени. Не получилась у автора с ног сшибающей концовки. А посему я бы не стал именовать рассказ новеллой. Впрочем, жюри виднее.
Жизнь ограничена двумя, полярно расположенными, финишными мирами - Эдемом и Аидом. Посередине пространство, в котором находится человечество. Именно это пространство наполнено "кислотными бликами" реальности. В нём встречаются, постепенно растворяясь друг в друге, оба этих мира. Человечество, пребывая в реалиях, со временем прибивается к одному из миров.
К какому и почему?
Всё зависит от образа существования человека в дарованной ему свыше жизни.
Вспоминаю рекламу шоколада "Баунти"?
Мягкий, выбеленный солнцем пляжный песок. Кокосовые пальмы роняют живительную тень на загорелого до черноты люмпена поедающего шоколадный батончик. И чарующий голос за кадром: - Райское наслаждение...
Но вот наступает ночь. Чернокожий люмпен, обожравшись шоколадом с кокосовой начинкой, отходит ко сну тут же, под пальмой. За весь день он пальцем не пошевелил, ни разу не напрягся, ни сделал ничего, чтобы обеспечить себя по жизни. И поэтому ночь его полна кошмаров, видений, ужасов...
Но снова восходит солнце. Наступает день, и ужасы исчезают. Снова мягкий песок, живительная тень от пальмы, шоколадные батончики. Снова чарующий голос призывает окунуться в "Райское наслаждение"...
* * *
И сказали волхвы:
- Люди рождаются для труда, и с самого начала, свет наш Перун, повелел им трудиться в поте лица своего, доколе паки возвратятся они в нутро земли, из которого они созданы. Ворочать на полях землю глыбами и в поте лица своего употреблял первобытную свою пишу, то есть хлеб и воду, со удовольствием.
И удовольствие это сойдёт на них с закатом Ярила и сон их будет сладостен, спокоен от нечисти всякой, которая снизойдёт на тех, кто предавшись лености проживёт день предаваясь праздности.
Два жизненных пути. Который из них выберет человек?
Какой выберет, по такому и пойдёт. Но пусть знает каждый, что за спиной благодетели всегда стоит "Дьявол с птичьей головой, в кожаном фартуке", который "будет ждать и молиться". И молитвы эти будут не во спасение души человеческой.
Вот такие ассоциации возникли у меня после прочтения этого мудрого рассказа.
Остаётся поблагодарить автора и пожелать ей не свернуть с правильного выбранного пути.
Прочитал и воспринял прочитанное, как исповедь невозвращенца:
1. Душевные метания, поиск истины, потеря отправной точки и сумятица в сознании.
Вот бы вернуть время, когда всего этого не было. Но жизнь необратима и не позволит остановиться над пропастью.
2. Однажды перейдя мост, душой ты остаёшься на берегу прожитого. Того берега, который
можно только наблюдать из нового, незнакомого мира. И уже не река, а пропасть разделяет тебя с прожитым.
3. Всё знакомо на новом берегу. Жизнь та и не та. Кажется, что окружающее тебя больше по смыслу. И ты силишься понять, силишься стать таким же большим.
4. Вливаясь в новые ощущения, перевоплощаешься и чувствуешь себя в другом временном измерении. Осознание необратимости приходит к тебе и пропасть между настоящим и прожитым навечно закрепляется в твоём мозгу.
5. Инстинктивные силы не до конца покинули сознание. С наступлением ночи они приходят в виде сновидений и возбуждают воспоминаниями беззаботного детства. Но с возвращением реальности, прошлое исчезает как мираж. И ты уже не ищешь моста.
6. Смирившись с новыми ощущениями, восприятием, осознанием, ты всё больше и больше вливаешься в окружающий тебя мир. И то, что ранее для тебя было великим воспринимается обыденным. Остаётся найти себе подобных, и ты станешь равным среди равных.
Если только я правильно воспринял прочитанное, то остаётся удивляться способности автора описать внутреннее состояние ГГ. Рассказ получился сильным, объёмным, но...
Всё-таки это не новелла. Каждая часть поведанного читателю представляет из себя решимость в избранном ГГ жизненного пути. А концовки сюжета, причём концовки соответствующей, нет.
- Таштан-бек пасший отары овец на просторах горных долин Киргизии...
- Улуг-бек угощавший меня сладкой хурмой Ферганской долины...
- Благородные и благодарные лица узбеков встречающих отряды строителей, прибывшие на восстановление разрушенного землетрясением Ташкента...
- Вкуснейший, и сегодня вспоминаю, плов, которым угощали нас на берегу Сырдарьи местные чабаны, где мы стояли экспедиционным лагерем археологов...
Между нами не было границ и различий. Не было приверженности в вероисповеданиях. Между нами была дружба, о которой не говорилось вслух.
И вдруг!.. - Пренебрежение, презрение, вражда религий... Зачем?!
У народов центральной Азии своя многовековая история. И не только они - всё человечество вправе гордиться ею, как неотъемлемой частицей своей истории. Так что же разъединило нас?
Ответ один - рухнувшая вера в добрососедство. И, как оправдание, пришедшее на смену этой вере - религиозность.
По России восстали церковники всех мастей, пришедшие на смену коммунистическим праведникам.
Церковники породили русофобию.
Русофобия породила ксенофобию.
Ксенофобия снизошла до этнофобии.
Этнофобия породило обиды малых народностей.
Малые народности стали искать спасение от обид в книгах древности.
Одна из этих книг - талмуд написанный Мухамедом. Зовётся он Кораном. Призван объединить народы признавшие Ислам, как единственную правоведную веру на все времена.
Вот отсюда и распри пошли между народами. Корни их - в непризнании взаимной возможности существования вероисповеданий.
Далее вступает в силу закон диалектики.
И понеслось: в руках ятаган, как носитель истины и - кто не с нами, тот против нас!
Выход из создавшейся ситуации только один:
- Мы, человечество, идущее по пути цивилизации, должны отвергнуть, как мракобесие всяческие религии. Предать их забвению, как предали забвению коммунистическую и националистическую идеологии. Взяв из религии лучшее, что привнесло оно в сознание людей - десять заповедей.
И наступит мир во всём мире.
Это и будет "Мостом над пропастью" описанном автором в сегодняшних отношениях между народами.
Ты его колбасой кверху держишь, а надо колбасой на язык класть,
так вкуснее будет.
("Трое из Простоквашино")
Прочитал 'Доминанта мировоззрений', задумался: - "Что-то здесь не так?".
А может быть 'Так!', только не разглядел я чего-то?
Мировоззрение трёх племён. И у каждого своё. Каждое опирается на 'авторитет' оружия, насилия. Только цели у всех различные.
Но какими бы цели не были, а без оружия никак? Что-то у всех троих мировоззрение на уровне диких племён. С таким мировоззрением неуютно. Невкусно, как бы ты 'бутерброд не держал'.
Не хочу думать, что идея написания 'Доминанта мировоззрений' подсказана последними событиями в государстве, которое находится в поиске своего места в Мире.
Друзья, давайте приостановимся. Что-то раздрай наблюдаю я со своей 'колокольни'.
Мы где с вами находимся? - На конкурсе новелл. Пускай и нереальных, но всё-таки новелл.
Пока я их не наблюдаю.
Типичная структура классической новеллы: завязка, кульминация, развязка.
Ещё романтики начала XIX века ценили в новелле неожиданный 'соколиный поворот'.
Следовательно задачей новеллы является не описание счастливой взаимной любви.
Для новеллы необходима любовь с препятствиями:
- 'А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б'.
Если и теперь не ясно, то прочитайте, в качестве примера, 'Машенька моя'.
Сюжет в этой новелле, м.б. и не шедевр, но 'соколиный поворот' присутствует.
Ну, наконец-то! - встретилась работа имеющая общее с определением новеллы, как жанра.
Только, что же сюжет отдаёт гротеском. Повеселей историю, подобрать было 'слабебо'?
Я не ёрничаю, нет. Я вспоминаю, о чём поведала нам преподавательница литературы на одном из уроков:
- Алексей М. Горький был оч. впечатлительным человеком. Он радовался и страдал вместе со своими литературными героями всем своим сознанием, ощущениями.
Когда Ал. Максимович писал своего Данко, то с писателем произошёл сердечный приступ в тот самый момент, когда тот вырвал из своей груди сердце...
Это ещё раз подтверждает истину:
- Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя...
Волнительно мне стало за автора, когда перелистнул последнюю страницу прочитанного.
- И что это я всё иду и иду? И зачем это я тащу и тащу мешок этот?
Он хотел подумать, но вместо этого сказал:
- А и пропади оно всё пропадом! Лучше быть незрячим, нежели идти и идти по этой
тропинке незнамо куда и зачем.
Придя к такому выводу, Он сбросил с кручи мешок с крыльями, спустился в
близлежащий город, зашёл в первый встретившийся кабак, хлебнул стаканчик вина и
почувствовал себя свободным от всех обязательств.
Многоуважаемая Дрозд Надежда, это оч. здорово, что Вы испытываете желание к написательству, но для того, чтобы Вас читали, начните с рассказов коротеньких, односюжетных.
Браться сразу за крупномасштабную философскую вещь не стоит. Вас могут не понять.
С Новым годом Вас и успехов всегда, везде и во всём!
До чего же славное сказание удалось тебе написать и на конкурс послать.
Читал, дыханье затая, и думал я о том, что будет писано тобой в сказании потом.
Сюжет превосходный. Антураж замечательный. Герои изумительные. Повествование выше всех похвал.
И к новелле, если оч. постараться, по жанру можно отнести.
Достаточно? Теперь ты веришь, что нет у меня 'мухомора за пазухой'?
Тогда слушай:
- повествование твоё залито отвратно. Текст, не давая передыху, читается тяжело.
Тебя же учили в школе читать 'по ролям'? Вот и здесь НЕОХОДИМО придерживаться этого правила. В противном случае текст воспринимается, как 'бу-бу-бу...';
- оч. много слов-'тараканчиков'. Это такие слова, без которых можно обойтись, не нарушая линии сюжета. Присмотрись ещё раз к тексту;
- наличествуют излишние, отвлекающие от сюжета, подробности. Они потому 'излишние', что ничего к тексту не добавляют. Только место занимают и срывают темп прочтения текста читателем;
- Ириночка, тебя учили, что текст включает в себя: завязку, главное, развязку?
Так почему же у тебя напрочь отсутствует завязка?..
Если, смыслово, тебе не хватает воображения для этой части повествования, то не стесняясь позаимствуй её у других. Для твоих 'страстей-мордастей' очень подойдёт:
В тёмно-синем лесу,
Где трепещут осины,
Где с дубов-колдунов
Облетает листва...
(здесь выделение текста обязательно. Это позволит тебе не ссылаться на источник.
Так же, желательно выделение стихов-наговоров бабок-ёшек в твоём тексте. И обязательно выделение стихотворного текста из прозы путём пробела.)
Далее, вслед за стихотворным вступлением в твоё повествование идёт, например,:
- жили были три подружки бабки-ёшки хохотушки. (с нов. строки)
Вот собрались как-то раз бабки-ёшки погулять. На полянку вышли три лесные дышла: - Косорота, Косоглаза, с ними славная зараза - Кривобока славна девка. Вышли на полянку вот и начали разговор...
А дальше, понеслась душа в Рай, согласно текста, но... залитого со вкусом для читателя.
Давно это было, но было. Я ещё в пацанах ходил и девчонки, как девчонки, меня не интересовали.
Это когда я на завод пошёл и у меня свои деньжата появились, тогда только мне с ними интересно стало. В мороженицу ходили. Бутылка шампанского, по пять шариков мороженного и сигареты 'Diamante'. Все девчонки мои были.
Беззаветно они меня любили. В аванс реже, в получку чаще. Я в них тоже души не чаял. У меня аж сердце громче стучать начинало, когда слышал я шуршание накрахмаленных юбочек и перестук каблучков позади себя.
Совсем голову потерял.
А тут приятель мой и говорит:
- Ты, Женька, если хочешь девчонок доподлинно узнать, что они из себя представляют, то на буднях к бане подойди. Вот тогда и увидишь их натуральные лица. Без макияжа то есть.
Пришёл, посмотрел. И знаете, хорошие мои, охладела моя душа к красавицам.
Вот такие дела.
Я, когда прочитал про Кисоньку в новелле, сразу врубился - где здесь 'собака зарыта'. В 'лунной бражке'. А до этого Лель, этот самый, на неё внимания не обращал. Да и Бусик-Борюсик мог себе позволить к ней в кровать в ботинках забраться.
Так, что повезло Киске-мартышке, что папик-Боря ей, по незнанию своему, 'млечную кашку' подарил. А то бы так и была 'подвахтенной'.
Ещё в новелле удивило, что в коммах столько женщин с радостью на сюжет откликнулись.
Впечатление такое, что они от Кисоньки не далеко ушли.
Ну, а моё мнение такое:
- 'Не бывает женщин не красивых. Есть женщины не ухоженные'.
Т.ч. запомните это девчата и не вздыхайте завистливо в сторону тех, кому повезло из вас.
Вот такие ассоциации посетили меня после прочтения 'интимной' истории.
Есть у Виталия Валентиновича БИАНКИ рассказ о селезне, поразившем дикую утицу своими математическими способностями. Не попадалось вам такое чтиво. Нет? А жаль.
Новелла, которую я только что прочитал, мне сюжет этого рассказа напомнил.
Со всей признательность к автору говорю откровенно - хороший сюжет. Захватывающий. Для детей среднего и старшего школьного возраста вполне подходящий.
Ну, для тётенек так же.
Удивился, что Ирина КУЗЯЕВА нашла в повествовании чарующие страсти-мордасти. У неё есть рассказы и посильнее.
Но для конкурса нереальных новелл и тема, и сюжет, и соответствие жанру, вполне подходит. Т.ч. тут автор может пребывать в совершенном спокойствии.
А вот описание деревенского быта, автору не удалось. Описано по 'верхоглядски'. Потому, как с жизнью этой он не знаком.
Всегда читаю работы своих товарищей по перу с карандашом в руке. Подчёркиваю и ставлю на полях вопросы всякий раз, когда встречаются 'ляпы'. Так вот, в бегло прочитанном тексте пришлось поставить, для себя, таких вопросов двадцать штук.
В порядке примера:
От домашнего уюта и сытного обеда из жаренногодомашнегокартофеля с салом...
Картофель никак не может быть домашним.
Картофель может быть купленный (покупной) на рынке или в магазине, и выращенный на собственном огороде.
Про такой говорят: - Свой картофель.
Это масло, сметана могут быть домашним продуктом. Потому, как произведены (приготовлены, сделаны) в домашних условиях. А картофель не делаю, а растят у себя на огороде. Потому про него и говорят: - Своя картошечка.
И вот таких несуразиц в тексте больше чем я могу допустить.
Ярослав Юрьевич, умоляю не обижаться. Вам и всем тридцатилетним, простительно этого не знать. Хорошо уже то, что вы пишите. Ребята из Кустовищ и этого не могут.
Ну, а если Вам, всё-таки, интересен мой разбор 'полётов', то обращайтесь. Надеюсь, что общение со мной принесёт хоть маленькую, но пользу. Тем более, что Ирина КУЗЯЕВА питает симпатию к вашему творчеству.
В настоящее время работаю над статьёй 'Чего не было, нет и никогда не будет'. Ваша новелла послужит наглядным примером того, что пишут по незнанию.
А за 'Просто дом' спасибо. Неплохая развлекушечка.
Вам интересно знать, что скрывается за английскими буквами названия новеллы?
Это название игры для людей изнывающих от скуки. Загляните в Яндекс и сразу станет понятным.
Правил у Игры нет, а задача игрока формулируется двумя словами: остаться в живых. Вот это автор, изобразив в виде новеллы, вынес на конкурс.
Написано оч. даже не плохо. Возможно, и захватывающе. Но сам сюжет показался мне бестолковым, как и сама игра. Желаете убедиться - интернет в вашем распоряжении.
Жизнь человека, деяния его - непредсказуемы. Ибо не ведает он что творит. Только внутренний голос подскажет каждому осмыслить путь пройденный. И тут главное - не противится голосу души своей. Остановиться и решить для себя в каком времени ты живёшь. Не наступило ли время каяться в содеянном.
Прочитав новеллу, задумался.
Оглянулся на прожитое и столько грехов увидел на пройденном тернистом жизненном пути.