Хороший рассказ во всех отношениях: многоплановый, последовательный, читается легко, с интересом.
Прослеживается некоторое одиночество героини, но это можно заметить во многих работах автора. Славно то, что "всё хорошо кончается" - обнадеживающе.
Что не понравилось - разбивка текста на абзацы.
Если в абзаце действия происходят одномоментно, то достаточно, в случае появления очередной мысли, начать эту мысль с "красной" строки.
Но если в абзаце мысль меняется, меняется "обстановка" повествования, то абзац следует начинать после однострочного пробела. Так мне кажется.
Я понятно выразился?
Далее - от чего поморщился:
- Щёлкните у памятника? - попросила девушка парня из группы.
- Давайте, - отозвался тот, забирая фотоаппарат.
А если так:
- Щёлкните у памятника? - попросила девушка парня из группы.
- Давайте, - отозвался тот, беря фотоаппарат.
***
Кстати, вторая река, возможно, и стала причиной, почему город назвали Тверью. Вторая версия - от слова "твердь".
А если так:
Кстати, вторая река, возможно, и стала причиной, почему город назвали Тверью. Другая версия - от слова "твердь".
***
... а речной вокзал с годами почти превратился в руины.
Значит, он ещё эксплуатируется?
Представляется, что нельзя быть "почти беременной". Конкретика здесь вполне уместна.
***
... репрессированных в эпоху Большого Террора.
История знает много случаев "Большого Террора". А вот "Красный Террор" был только в одном случае.
***
В этом Катя легко убедилась, когда залезла на башню...
Мадам, ну что же вы так? "Залезают" на печку, а на башню поднимаются.
***
Ещё Торжок, со словам экскурсовода, славен золотым шитьём.
Здесь, конечно же - описка. Пальчик не туда "торкнулся".
Ещё Торжок, по словам экскурсовода, славен золотым шитьём.
***
Вот и всё.
Удивляет, что остальной текст претензий не вызывает. Такое впечатление, что именно в этом месте автор отвлёкся на что-то и не сосредоточился в "сей минут".
Куда подевались Иваны Бровкины, кто с верой необходимости своего труда поднимали целину Оренбургских степей? Как получилось, что всё провалилось в тартары? С чего и когда это началось?
Нет ответа.
А чем закончится вакханалия сегодняшнего времени? Кто скажет?
За правду, отражённую в рассказе, спасибо. Остаётся радоваться, что в 1961-62 годах, когда добровольно окунулся в летнюю страду на приСаратовских землях, такого не было.
Потом 'срочная', институт, работа в проектном институте... В 1972 году, будучи конструктором, попадаю в совхоз 'Краснозёрный', что под Выборгом в Ленинградской области. Но и тогда ничего подобного не наблюдал. А прошефствовал на полях нечерноземья три года.
Так что же произошло с народом нашим? Есть ли надежда, что вырвемся мы из подобного?
Нет ответа.
А ведь кто-то и на страницах Си вопиет о величии народа среди которого живём.
Прочитал исторический очерк о жизни и смерти 'великого человека своего времени полководца и создателя империи -Амира Темура (так в очерке)' и чувство жалости появилось к нему. Жить и не иметь возможностью распоряжаться своей судьбой - это печально. Однако автор предупреждает об этом заранее:
- Судьба великих людей не всегда подвластна их воле.
Помнится, в шестидесятых годах фильм шёл на экранах - 'Жаворонок'. Там, в экстремальной обстановке, танкист говорит:
- Пока есть топливо в баках, я судьбу выбираю!
А что же Тамерлану не хватало при его-то власти?
С исторической т.з. очерк впечатляет. Всё подробно и, надеюсь, достоверно. Но вот 'Зачем?' - спрашивается. Для общего развития читателя?
Так он, читатель, в Google, клавишами пощёлкав, и сам всё найдёт, если ему это интересно.
Но рассказывать о покойничках?..
Ко мне племяшка приехала из Саратова. Первый раз в Питере. Я её и повёл по Санкт-Петербургу - по местам захоронений знАчимых горожан.
Вечером ей на мобильник кто-то позвонил. Так она рассказывает:
- Ой, могил насмотрелась - 'выше крыши'. На всю жизнь хватит.
Я к чему клоню - не уж-то в Туркестане нет ничего примечательного из сегодняшней жизни. Народ, чем он живёт, какие песни поёт - на мой взгляд, это интересней.
Что удалось почерпнуть в очерке, о чём не задумывался ранее:
- Вся история мира говорит о том, что, если не ты кого-то уберешь со своего пути, то тебя уберут.
Верно подмечено. На своей шкуре испытал сей тезис.
Однако есть у меня и вопросец к автору как знатоку местных обычаев.
Слышал я, что мусульман, в случае смерти, необходимо похоронить в тот же день и непременно до захода солнца. Это правда?
Если так, то почему Тамерлана, уже мёртвого, везли до Самарканда? Из-за некомпетентности судьбы Великого?
Надеюсь, что ничем не задел самолюбия автора. Очерк написан превосходно.
Ещё одна встреча с Индонезией, которая 'морями тёплыми омытая'.
Ещё одна встреча с автором столь поэтичного повествования. Ощущения - как будто побывал на этом острове. На острове таком далёком, что, спроси кого из молодёжи, мало кто ответит, где это. Мы же, будучи пионерами, переписывались с ребятами этих островов. Нам говорили, что надо писать, мы и писали под диктовку учителя. Давно это было.
Но меня удивляет тот факт, что песни на русском языке сегодня звучат и на этих островах. А русская речь звучит во многих и многих странах. Раньше и не подозревал, что такое возможно.
Помню фильм семидесятых - 'Ошибка резидента'. И песню из буржуазной Германии:
- Я в весеннем лесу пил берёзовый сок...
Странным показалось Бекасу (арт. Ножкин) услышать такое на чужбине.
А сегодня русские песни, в русском исполнении разбрелись по всему свету.
Почему?
Наверно потому, что 'Неладно что-то в датском королевстве'.
- "В Твери был, в Печоре был, в Самарканде у Тамерлана был, побродил по островам Индонезии - теперь в Занзибар. Чем-то он удивит в этот раз".
Помнится, что знаком с ним давно читая в детстве:
"Мы живём на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо-По, Где гуляет Гиппо-по по широкой Лимпопо"
А в этот раз, что о нём напишут?
Читаю об описаниях 'бунгало', в которых предстоит провести ночь двум отчаянным девчонка на берегу Индийского океана и неуютно стало за них. Говорили им в своё время:
- "Не ходите дети в Африку гулять..."
Так нет, не послушались. Занесло их в глиняные хижины. Хорошо, что орангутангов поблизости не было.
Однако - всё хорошо, что хорошо кончается. Остатние дни своего пребывания на чёрном континенте провели они в 'райском наслаждении'. Но не под пальмами, а в вполне приличной вилле.
Интересно, а куда они клиентов будут 'сватать'?
Хороший очерк. Прочитал без напряга. Представления о написанном сами рисовались в ощущениях.
Единственно, что "поморщило", это обилие личного местоимения от лица автора.
Впечатление от прочитанного такое, будто написан очерк впопыхах.
Были фотки в запасниках, был информейшн о исторических временах этих мест, сохранились детские воспоминания о родителе бывавшем на озере, в памяти крутилась рыбацкая байка времён шестидесятых годов - ну, чем не материал для написания работы на конкурс. А времечко, как всегда, не хватает.
В результате появилось повествование, включающее в себя два сюжета под одним названием.
Вспоминаю, как на одной из встреч в телевизионном клубе КВН было задано:
- Разделиться на пары и нарисовать на грифельной доске лошадь.
Два студента суетливо, не отрывая мела от доски, принялись рисовать животное каждый со своей стороны. Уложились в назначенное время.
Хохот в зале стоял неописуемый. Каждый из студентов рисовал лошадь от хвоста.
Ну, не должно быть в рассказе два разноплановых сюжета!
По сути некоторых моментов в тексте:
- Не занимался исследованием этого вопроса, но из художественной литературы известно, что Салават Юлаев и Емельян Пугачёв были побратимами.
Более того, после полонения крестьянского вождя, Салават Юлаев стал продолжателем дела названного брата и ещё некоторое время Башкырстан не давал помещикам жить спокойно.
А из очерка следует, что 'вор у вора дубинку украл'. Где истина?
***
- Встречаются длинные предложения, которые просятся их поделить.
***
- А вот чебаков, потрошеных и подсоленых, мама жарит на растительном масле...
А если так:
- А вот чебаков, потрошеных и подсоленых, мама жарит на сковородке в растительном масле...
***
И вот здесь ещё:
- ... заскочил, ... в последний момент вечно всполошенный Юрка Тихомиров из
сборочного.
Надо полагать, что из сборочного цеха. Так? Значит Юрка - сборщик. Так?
Читаем дальше:
- Дык это озеро - кладбище. Там, на дне, куча всякого народу похоронена... Вояки, сборщики какие-то.
Бедный Юрка...
***
И последнее, если не вдаваться в мелочи:
- Татьяна Николаевна, вы знаете, как трепетно я отношусь к вам.
Вы для меня словно отдушинка. - 'Когда на сердце тяжесть и холодно в груди..' - я захожу к вам на страничку и пропадают трагичные ощущения от пережитого. И вдруг...
Услышать от вас вполне литературное слово, которое никак не вяжется с ореолом вокруг вас как женщины...
Для этого есть выражение - 'русский дух'. Не смейтесь - я не шучу. Вспомните, что говорит Баба Яга, когда Иван-царевич появляется у неё в избушке на курьих ножках:
- Русским духом пахнет.
А что это за 'дух' такой - не задумывались?
Верю, что знакомство наше не заканчивается на этом конкурсе.
Только не сочтите за труд сообщить заранее когда снова будете собирать своих поклонников.
P.S.
Простите за назойливость. Пробежался по тексту ещё раз и увидел:
- А, может, нашло последний приют целое племя башкир, вымершее от непонятного и страшногоморя, косившего и старых, и молодых.
Понимаю, что это очепятка. Пальчик не туда дёрнулся.
Прочитал. Надо бы высказаться, а не могу. Нет слов.
Так всегда бывает, когда встретишь красивую женщину, остановишься пред ней, смотришь и, надо сказать что-то, чтобы не считала она тебя идиотом, а слов нет. Так бы и смотрел... Смотрел на неё не отрываясь.
Вот и этот рассказ... Настолько прекрасен, что знаешь - если сейчас начнёшь говорить о нём, то всё испортишь. Нарушишь гармонию повествования. Замараешь чувства, которые автор вложил в песню слов.
Всё! Ухожу, чтобы не быть назойливым. Ухожу с нежным трепетом в душе.
Прочитал и что-то знакомое показалось в повествовании отнесённого к путевым заметкам автора.
Вполне респектабельный мужчина, женатый, имеющий детишек, по служебным делам или по собственной надобности оказывается в обстановке позволяющей ему расслабиться от повседневности. Нельзя сказать, что повседневность эта в тягость. Скорее всего, она воспринимается как само собой разумеющееся. Жизнь есть жизнь и никуда от неё не денешься.
Человек этот, также как и многие из нас, утром завтракает, едет на службу в собственном авто, играючи решает производственные проблемы, входящие в круг его обязанностей, а вечером возвращается в 'приют спокойствия, трудов и вдохновения' - в дом, в семью.
Что он видит в течение дня? - Многое. Но всё это 'многое' переходит изо дня в день и стало уже обыденным, отчасти обязательным, но, ни в коем случае, не давящим. Иначе воображения, желания, восприятия окружающего мира было бы у человека тягостными.
А тут нет. Всё хорошо, всё замечательно, только... Так хочется сесть в салон самолёта и улететь далеко-далеко. Ну, например, на Кубу, где оказался как-то. И чтобы, как и в прошлый раз, побыть одному - наедине со своими мыслями, впечатлениями, ощущениями от перелёта...
Вот о чём, как мне представляется, глава из жизни мужчины, которому, как и многим из нас, иногда хочется отвлечься.
Почему повествование представляется именно в таком ракурсе? Потому, что неоднократно переживал то же самое.