Аннотация: о пребывании в художественной школе им. Б.М. Кустодиева
СТРАНА ГАРМОНИЯ
Эта страна не для всех. Не для всех потому, что человечество ещё не в полной мере осознало прелести проживания в ней. Именно проживания. Потому, как в эту страну нельзя походя забежать на минуточку. Для того чтобы считаться её жителем, стать частичкой страны, нужно отдаться пребыванию в ней целиком, без остатка. Только тогда ты почувствуешь обворожительные ощущения от сопричастности ко всему, что в ней происходит.
Попасть в неё трудно. Ни какие постулаты не откроют двери в страну Гармония если в душе ты не осознаешь личностной необходимости жить именно в ней и ни где иначе. Здесь нет заграничных паспортов, нет виз, нет регистраций в правоохранительных органах. Здесь нет насилия и подчинения, нет лидеров и вожаков, как нет посредственностей и низших сословий. Здесь живут в согласии, понимании друг друга и, если не в любви то, во взаимной симпатии.
Ты хочешь жить в такой стране? Хочешь?!..
Тогда обнажи свою душу, выполощи мозг, избавив его от сомнений, оставь по ту сторону бытия всё, что тащил тяжким бременем в жизни. Очистись, как перед вратами Рая и, тихо ступая по шелковистому покрову неведомого, протяни руки ладонями вверх, дабы все видели, что пришёл ты с открытым сердцем, чистыми помыслами, очищенной душой. А время покажет - есть ли тебе место в этой стране.
Здесь все заняты общим делом. И совсем не важно, чем будешь заниматься ты. Главное, чтобы деяния твои были от души и направлены на сохранение гармонии тебя окружающей. Потому, что Гармония будет существовать только тогда, когда каждый в ней проживающий вложит в её существование свой труд.
РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО
- Привет, Дворкин. Тебе ещё не опостылело сидеть дома? Все поручения своей благоверной исполнил? - услышал в трубке радиотелефона слова давно знакомого человека.
- Привет, дорогулька. Тебе нужна моя жена или я?
- С Луизочкой мы уже обговорили насущную тему. Она к тебе направила. Мол, договаривайся с ним сама.
- А в чём проблема? Никак кому-то понадобился?
- Понадобился, и не "кому-то", а светочу культуры. Ты, как - не прочь потрудиться во благо процветания Отечества?
- Мне до Отечества, как "до лампочки". Разочаровался я в нём. Всё жизнь пахал на его "процветание", а в ответ нищенская пенсия. Больше в такие "игрушки" не играю.
- Ну, а благосостояние семейное не хотел бы приподнять?
- Так старый я уже. Немощный. Мне режим труда щадящий нужен. Кто согласится такого работничка держать?
- Ладно, хоре трепаться. Я по поручению директора художественной школы звоню. Нужен нам человек с твоими способностями. Оператором газовой котельной пойдёшь?
Разговор состоялся в конце октября, в самом начале отопительного сезона. Невольно, мелькнула мысль о том, что поздновато в школе начали искать специалиста, способного обеспечит их теплом.
- А где старый оператор вашей котельной?
- Вот именно, что старый. Всем хороший дядька, да занемог - инсульт с ним приключился. Так я могу на тебя рассчитывать? Что директору сказать.
- Скажи, что согласный Дворкин. Чего не сделаешь ради подруги юности.
- Ну, если согласный, то смотри сегодня по Питерскому TV передачу о Каменном острове. Там и про школу будет чуть-чуть. Заодно и с директором познакомишься. Она экскурс проведёт по историческим местам. А завтра, чтобы "как из ружья" был в школе после двенадцати. Представлю тебя руководителю нашему.
ПонЯл, что ли, Дворкин?
- Слушаюсь, моя Госпожа. Буду.
Положив трубку на "базу" подумалось: - Вот и для меня нашлось занятие. Но придусь ли я "ко двору" в обществе интеллигентов и интеллектуалов? Захотят ли эти люди увидеть во мне равного, или воспримут как человека пришлого?
РОЖДЕНИЕ ТАЛАНТА
Так я попал в страну Гармония.
Правда, тогда, в октябре, я ещё не знал ни её названия, ни предназначения. А знать хотелось. Поэтому не сидел сиднем в помещении котельной, а, проверив показания приборов, прислушавшись к мерному гудению горелки, убедившись в нормальной работоспособности всех систем, с некоторой робостью входил под своды Храма искусств, помещения которого были заполнены весёлым щебетанием школьников разных возрастов.
Удивительные они создания, эти школьники. Пробую увидеть себя таким, и ничего не получается. Были мы, помнится, намного затюканней, нежели сегодняшняя ребятня, которая, как воробьи, снуют по фойе, коридорам, лестничным маршам. И лица у всех весёлые, не омрачённые предстоящими занятиями в классах. Чувствуется, что пришли они в школу, где желают без насилия со стороны получить то, к чему их влечёт душой, ещё не окрепшим, но сознанием.
Вдоль стен, повсеместно, висят работы юных дарований. Эти картины можно рассматривать часами. Так бы и смотрел, смотрел не отрываясь. Здесь и домашние работы, и работы написанные во время летних каникул, и, конечно же, то, что написано со школьных реквизитов под чутким присмотром преподавателей.
И вдруг школа замирает. Таинственная тишина поглощает внутреннее пространство всех помещений. В чуть приоткрытые двери вижу сосредоточенные лица малышни, сидящей за мольбертами. Внимание зацепилось за одну девчушку лет десяти. Чуть склонив голову набок, девочка устремила взгляд в то, что вскорости, в штрихах, появится на ватмане. Перед ней, на примольбертной полочке, карандаши, кисточки, акварель. Всё приготовлено для того, чтобы в этом Мире появилась ещё одна картина. А пока пытливый взгляд устремлён в пространство в сборе ощущения от того, что видит только она - маленькая девочка, готовая стать неподражаемым талантом современности. Чуть поодаль, в углу класса, чтобы не мешать ни кому из художников, сидит преподаватель, готовый придти на помощь каждому.
Вот девочка закрутила головкой, закрыла лицо руками, как бы отстраняясь от окружающего пространства и, повернувшись к преподавателю, взглядом попросила помощи. Тихо, беззвучно в тот же миг педагог оказался рядом. Короткий диалог, который нельзя прочитать по губам, и личико девочки просветлело. Рука потянулась к карандашу и на чистом листе бумаги появилась первая линия. Появилась как шаг в тот мир, который открылся девочке после нескольких фраз наставника. Взгляд девочки скользил с мольберта на реквизит и снова возвращался к ватману. А на нём, всё явственней и явственней проступали контуры ещё не известной никому картины.
Так рождаются таланты.
ХУДОЖНИКИ И ТАЛАНТЫ
Художник- человек творческой деятельности в сфере изобразительного искусства.
Весь комплекс его восприятия, мышления, поведения стимулируется творчеством как высшим в иерархии побудительных мотивов его личности.
Художники, пожалуй, древнейшие из тех, кому дано изобразить восприятие окружающего мира. Запечатлеть мгновение, сохраняя реалистичность в вечности. Примером тому являются множество, встречающихся по всему свету, рисунков в пещерах, где проживали люди времён палеолита. Археолог Дин Сноу, проанализировав наскальные рисунки пещер, установил, что большая часть из них сделана руками женщин.
Предположение об этом позволяет думать, что изобразительное искусство зародилось с целью украсить быт, место проживание отдельно взятого племени - мужчины, будучи добытчиками, ходили на охоту, а женщины создавали в пещерах уют. Не забывая при этом восхвалять отчаянность своих мужчин. Эта версия мне нравится потому, как именно женщинам мы обязаны всему прекрасному, что окружает нас повсеместно. И когда я вижу среди художников мужчин, то недоумеваю - вам, что, заняться нечем, кроме как кисточкой махать? А кто же в дом мясо будет приносить?
При встрече с мужчиной, про которого говорят, что он художник, мне представляется человек в мужском обличии вышивающий гладью или болгарским крестиком. Ну, не мужские это занятия!
Перефразируя поэта, так и хочется вскричать: - Если тебе мужчина имя - имя крепи делами своими! На тебе семья, любимая женщина, дети. Их, а не твоё, благополучие. Так будь любезен соответствовать высокому званию мужика.
Кто-то может поперечить мне, приведя, в качестве примера, фамилии знаменитостей - Васильева, Шилова, Глазунова и ещё не один десяток. И я снова соглашусь с тем, что в жизни встречаются исключения. Но те, с кем меня сводит жизнь повседневно, явно не знаменитости. Они хорошие художники. А это не есть признание величия. Это увлечение, хобби, которые уважающий себя человек должен делать качественно, как и всё в этой жизни. Но кормиться, содержать семью, строить её благополучие мужчина должен через созидание материальных ценностей. Потому, как другого пути не существует. Труд и его реальные результаты должны определять благосостояние каждой отдельно взятой семьи. Если мужчина, по каким-либо причинам, семьи не создал, то, пожалуйста, пусть занимается, чем ему заблагорассудится - рисует или марки собирает.
Кто-то может сказать: - А вот в Третьяковской галерее висят картины, сплошь написанные мужиками.
- А вы, что не знаете, когда эти художники жили? - отвечу я на это. - Эти уникумы жили во времена самодержавия. Во времена, когда возможно было существовать за счёт средств производства. А ими являлись крестьяне, рабочие которые были собственностью имущих. Эти имущие могли себе позволить заниматься чем угодно и художеством в том числе. И, даже, если они не обладали способностям живописи, то имели возможность приобрести труд неимущих художников, которых, по истечении времени, нарекли талантливыми.
Ещё вопросы есть?
Чтобы не отвлекаться в дальнейшем на темы таланта, хочу привести, в качестве примера, нашего поэта Пушкина Александра Сергеевича. По сути своей он не являлся имущим, который мог бы жить за счёт труда крепостных крестьян. Но, в тоже время, он нигде и не работал хоть и состоял при Дворе Его Величества служкой. Ну и чем это обернулось? - Трагическим концом в его жизни.
В те времена, если кто-то интересовался, то знает, Карамзин Николай Михайлович выпусти в свет труд под названием "История Государства Российского". Был за это жалован Самодержцем, приобретя почёт и немалые деньги.
Мелкий чиновник А.С. Пушкин так же состоял при дворе, но не воспринимался высшим обществом столь значимо. Стишата его читали в узком кругу любителей поэзии и прижизненной славы ему не обещали. Как быть?
Вот тогда и задумал Александр Сергеевич написать исторический труд о жизни Императора всея Руси - Пера I ( Петра Алексеевича Романова). Получив благословение от Императора действующего, "добро" на работу с Государственными архивами, он, также, запросил некоторую сумму в ассигнациях в качестве аванса.
По истечении времени Жорж де Геккерн (д"Антес), будучи Председателем счётной Палаты при дворе Его Величества, спросил:
- Александр Сергеевич, а деньги где? Ну, или, труд обещанный вами?
Поэт, в те времена ещё не признанный, ассигнации потратил на Наташку, а за труд ещё и не брался. Назревал скандал готовый вылиться в "Петербургских ведомостях", чего Александр Сергеевич никак не мог допустить. Вот это и послужило причиной дуэли на берегу Чёрной речки. Чем она закончилась вам известно, но я вот о чём хочу предупредить мужиков-художников:
- Если вы считаете себя талантливыми, но не признанными, не торопите события. Возможно, что ваше время ещё не пришло.
ЖИВОПИСЬ - ДЕЛО ЖЕНСКОЕ!
Автор данного открытия - американский археолог Дин Сноу, профессор университета штата Пенсильвания. Свои выводы он сделал, изучив отпечатки рук древних пещерных людей.
Все началось во времена, когда Сноу наткнулся на работы британского биолога Джона Мэннинга, профессора университета Суонси. Тот утверждал, что по пальцам рук можно определить пол человека. У женщин безымянный и указательный пальцы примерно одинаковой длины, а вот у мужчин безымянные несколько длиннее.
Такие данные натолкнули Дина Сноу на интересную мысль. Он отыскал у себя книгу по наскальной живописи и стал рассматривать там фотографии отпечатков рук первых людей в пещере Пешь-Мерль (Франция). Здесь нужно пояснить, что в каменном веке люди не только рисовали животных и сцены охоты, но и оставляли рядом с такими изображениями отпечатки своих ладоней. Для чего они это делали, неизвестно. Возможно, так человек подтверждал авторство рисунка, показывал, что это он и убитое им животное изображены на скале. Приглядевшись к иллюстрациям в книге, профессор Сноу пришел к мысли, что большинство из них принадлежат женщинам.
Для проверки своих выводов археолог отправился "в поля", то есть в пещеры юга Франции и севера Испании. Это одни из наиболее известных пещер, где найдены отпечатки рук наших предков. Возраст этих подземелий от двенадцати до сорока тысяч лет.
Время сыграло свою роль - большая часть отпечатков стерлась и не могла дать нужной информации для научного исследования. Но Сноу все же собрал по капле материал из восьми просмотренных им пещер - тридцать два четких отпечатка.
У археолога был уже готов алгоритм анализа данных, разработанный путем сравнения отпечатков ладоней современных европейцев. Правда, в случае с ними алгоритм работал только на шестьдесят процентов. Но для сопоставления отпечатков рук древних людей он является более эффективным, так как в то время различия между мужчинами и женщинами были более явными. Кроме соотношения указательного и безымянного пальцев Сноу учитывал соотношение указательного и мизинца, длину всех пальцев и кисти.
Пропустив полученный материал через свой алгоритм, Дин Сноу получил данные о том, что семьдесят пять процентов отпечатков, оставленных в пещерах, принадлежат женщинам.
Своим исследованием ученый опроверг устойчивое убеждение, что авторами наскальных рисунков были мужчины. Сноу считает, и я полностью с ним согласен, что женщины, являясь хранителями очага, не сидели без дела в ожидании, а, всячески воспевая мужество и отвагу мужей своих, украшали стены жилищ петроглифами. Женщины не меньше сильного пола были заинтересованы в результатах охоты и в рисунках своих изображали то, что бы им хотелось на завтрак, обед, к ужину. А мужчины, исполненные любви к своим дамам, приносили добычу в лагерь. Иногда(!) могли вести магические обряды "на счастливую охоту", рисуя желаемые трофеи.
Но, после трудов праведных, много не нарисуешь. Поэтому рисунков, исполненных мужской рукой, в исследуемых пещерах значительно меньше.
Как бы там ни было, исследования Сноу признаны определенной вехой в палеонтологии ставящей на места предназначения и мужчин, и женщин. Наряду с уже известными предрасположенностями женщин к более развитой мелкой моторике и ориентацией на близкие объекты, данное исследование дает основания предполагать о генетической предрасположенности женщин к живописи.
Вот такие дела, друзья мои. Кто теперь посмеет принизить женщину как художника? Нет таких?
Вот и ладушки.
МУЖЧИНЫ КАК ХУДОЖНИКИ
Если говорить о социальном статусе мужчины в обществе, то, по большому счёту, его предназначение создать благоприятную среду для продолжения рода человеческого. Потому он и называется сильным полом. Правда, надо признать, что среди художников-талантов мужских фамилий большинство. Но это не делает им чести. Нам с вами не известно, на каком месте иерархической лестницы находится женщина у таких мужчин. И есть ли она вообще в его окружении как женщина, жена в самом необъятном смысле этих слов. Как правило, у таких мужчин женщине отведена жертвенная роль. Это не мои домыслы, это то, что приходилось наблюдать по жизни среди художников, с когортой которых привелось общаться не один год. С начала семидесятых годов прошлого века имею честь наблюдать за ними. А наблюдательности мне не занимать.
Не буду растекаться словесами по древу. Расскажу только об одной личности запечатлевшейся в памяти особо. Зовут эту личность Юра П.
Юра был и художником, и личностью свободной. Он и сейчас, наверняка, таким остался. Однако годы разлучили нас, и кроме предположений ничего сказать не могу. До сего дня память сохранила эпизод из его жизни, когда он был задержан сотрудниками ПМГ (подвижная милицейская группа).
Юра нигде не работал. Даже тогда, когда ввели ответственность за тунеядство. Он писал картины, которые никто не покупал, занимался резьбой по дереву, расставляя статуэтки на стеллажах, и духовно был богаче нас, находившихся рядом. Но, "не духом единым жив человек" - надо было "спускаться на землю", чтобы заработать себе хотя бы на бутерброд.
Дело было зимой. Зима была снежной. Разгрузочные эстакады, где самосвалы сгружали снег, ломались теми же самыми самосвалами и еженощно требовали ремонта. Вот Юра их и ремонтировал. В тот поздний вечер, как и все предыдущие, он в сапожищах, подпоясанном верёвкой ватнике, с архиерейской бородищей и патлами ниже плеч, стоял у Малого оперного театра, изучая афишу. Один его внешний вид уже вызывал недоумение у лиц "гражданских". Но сотрудников ПМГ в бОльшей степени привлёк плотницкий топор, торчащий у Юры со спины. Милиция в те времена была не такая сволочная и, дабы убедиться в правдивости Юриных объяснений, привезла его на набережную Обводного канала, где Юра зарабатывал себе на хлеб насущный. Тем инцидент и был исчерпан. А рассказал о нём его для того, чтобы показать степень непосредственности своего товарища.
Юра был непосредственным во всём.
Он любил писать картины на кладбищах. Здесь и тихо, и тематику можно подобрать в зависимости от состояния души. На кладбище всегда увидишь материал для эскизов русской природы и для этюдов монументальной живописи. А поскольку Ленинград исторически суть "город на костях человеческих", то Юру ни в коей мере не угнетало место его пребывания.
В то знаменательное утро Юра также был на кладбище. На кладбище потому, что еще в прошлый раз увидел поразивший его своей архитектурой склеп столетней давности и вокруг него берёзки, как жизнеутверждающий символ. А знаменательным это утро было потому, что днём Юра должен был зарегистрировать свои супружеские отношения с Анютой.
Анюта была с Юрой со школьных времён. Изучила его достаточно, чтобы привыкнуть к его странностям, и непосредственность будущего мужа нисколько Анюту не тяготила. Да и регистрация им была нужна только для того, чтобы участковый отвязался от их уже давнего совместного проживания.
Чтобы успеть написать задуманное, Юра уехал на кладбище раньше раньшего. Утро в тот день было жарким. Постепенно солнце набирало "свои обороты", и он, совмещая приятное с полезным, разделся, подставляя свою далеко не спортивную фигуру восходящему солнцу. В назначенное для всех время встречи художник был у Бюро ЗАГСа. Мы стояли в сторонке от девчонок и вели свои мужские разговоры. Только Юра молчал задумчиво и время от времени ощупывал себя за брюки.
Заметив его столь странное поведение, взял его под руку и, отведя в сторону, спросил:
- Юра, что-то не так? Ты чем-то расстроен? Или мне показалось?
- Ты знаешь, Женя...- и рассказал мне о своём посещении кладбища.
- Всё же не понимаю, почему ты "не в своей тарелке".
- Я, Женя, кажется, трусы на кладбище оставил. Забыл одеть впопыхах, когда сюда собирался...
- Но брюки-то на тебе! Их-то ты не забыл. Так что успокойся и смотри веселей, - попытался успокоить молодожёна, представив себе весь "сюрреализм" утреннего моциона художника.
После регистрации брака всей гурьбой пошли к молодым отметить "это дело". Стол был аскетичным, как и вся наша жизнь. Все мы тогда жили на грани нехватки средств для достаточного существования и больше довольствовались духовной пищей, что нас и объединяло. К вечеру, несмотря на незаконченные разговоры, разошлись по домам, договорившись, что завтра встретимся вновь.
Уже после двенадцати дня кто хотел - собрались. Девчонки кинулись на кухню приготовить что-либо к столу, мужики курили на балконе... И вот - дверь "опочивальни" распахнулась, и нашим взорам предстала супружеская пара. Под дружные аплодисменты новобрачным стали рассаживаться за столом. Разлив скудные граммы алкоголя по стаканам и кружкам, кто-то, по-моему, Лилька, сказала вместо тоста:
- Предлагаю выпить за те первые слова, которые муж сказал молодой жене сегодня утром.
Дружное "Ура!" наполнило семейное гнездо. А Анютка, обвела нас ироничным взглядом и спросила, обращаясь ко всем сразу:
- А вы хоть знаете, что мне сказал суженый поутру?..
- ???
- Почему у всех женщин попки холодные?...
Потом жизнь разбросала нас, двадцатипятилетних. Но иногда вспоминаются эпизоды о тех наивных и счастливых временах.
Прошли годы. По житейским меркам, можно так сказать, что вечность. И вот я в коллективе профессиональных художников, которые передают умение видеть Мир тем, кто только ступил на тропу изобразительного искусства. В коллективе этом большинство женщин, но есть и мужчины. И, странное дело, общаясь с ними у меня нет предубеждения, что они занимаются не своим делом. Я ещё не в полной мере познал их как личности, но то чем они занимаются, вызывает у меня чувство больше, нежели уважение. Я преклоняюсь перед их способностями не только впитать в себя мироощущение, но и страстное желание, поделиться им с теми, кто решил посвятить себя познанию духовного восприятия Мира.
Спасибо вам, мужики.
ДУША И КАМЕНЬ
Если мироощущение художника находится на кончике кисти,
то ощущения скульптора спрятаны в куске гранита.
(ЕвГений)
Ваяние, пластика - вид изобразительного искусства подвластное только скульптору.
Первые проявления художественного творчества в области ваяния кроются во мраке доисторических времен. Вызывалось оно потребностью человека, ещё не вышедшего из дикого состояния, выразить чувственным знаком идею о божестве или сохранить память о дорогих людях. На эту причину намекает легенда, по которой Кора, дочь коринфянина Вутада (1-я пол. VII в. до н. э.), желая, при расставании со своим возлюбленным сохранить себе на память его изображение, очертила контур его головы по тени, брошенной солнцем, а её отец заполнил этот силуэт глиною.
Здесь вызывает сомнение слово "возлюбленным". С трудом верится, что человек "ещё не вышедший из дикого состояния" способен был любить в том смысле этого понятия, которое, вот уже много лет, прививается нам современным.
Что есть любовь в расшифрованном смысле, как не желание одного из нас подчиняться другому.
Однако романтическую версию преподносит история искусствоведения. Но кто бы знал насколько труд скульптора далёк от романтического. Если художник представляется нам в широкополом берете, бархатном камзоле, то скульптор, с каким бы материалом он не работал, всегда в рабочей спецовке с туго повязанным на голове платком на манер банданы. Встретив такого человека не сразу сообразишь, что это не строительный рабочий, а Ваятель с заглавной буквы.
И вот тут меня вновь кидает в дебри ощущений. Ну не могу я представить себе женщину, хрупкую тростиночку, с кайлом в руках, отсекающую от глыбы гранита всё лишнее, дабы возродить Афродиту подобную ей самой. Мужчина с кувалдой и зубилом, запылённый мраморной крошкой, смотрится естественно. На то он и мужчина, чтобы вгрызаться в природный материал не покладая рук. Но женщина?
По-моему это противоестественно.
Однако гляньте в список знаменитостей - Жозефина Полонская, Анна Голубкина, Мария-Анна Колло... Ну, а о знаменитой Вере Игнатьевны Мухиной, по-моему, знает весь цивилизованный мир. Её работа "Рабочий и колхозница" олицетворяла Советскую Республику на всемирной выставке в Париже в тридцатых годах прошлого столетия и имела огромный успех. Во Франции, в те времена, всюду продавали сувениры - пепельницы, табакерки, чернильницы с изображением скульптуры. А в Испании вышла марка с силуэтом статуи.
Скульптор тот же художник, только материал, с которым он работает, во много крат тяжелей. Если у кого-то возникнет вопрос: - Может ли скульптор быть классным художником? Ответ на поверхности - он им является. А вот может ли художник стать скульптором? - здесь меня обуревают сомнения.
Гуляя по аллеям Летнего сада, где некогда прогуливали Онегина, останавливаюсь у мраморных статуй и не перестаю восхищаться искусством мастеров. Ни одной лишней линии готовой разрушить композицию творения. Всё так, как в жизни, но величественней, осветвлённей... шедеврально. Такое подвластно только человеку, внутреннее видение которого безмерно.
Вот таких мастеров и готовят в стране Гармония - художественной школе на Каменном острове. Что из них получится? - знает только Бог и те, которые работают с юными дарованиями. Я же, стоя в коридоре и наблюдая за отточенными движениями рук ребятишек, не перестаю думать о том, что пока есть такие школы, такие преподаватели - искусство будет жить вечно.
В центре класса, на вращающемся столике, стоит школьный реквизит - ворон на суку ствола берёзы. Рядом, на таком же столике, куча кембрийской глины. Этой глины, в недрах земли петербургской, столько, что хватило бы всем скульпторам мира. В магазине строительных материалов "Петрович" - двести рублей мешок. Особенность этого материала заключается в том, что в обезвоженном состоянии глину эту трудно разрыхлить даже отбойным молотком. Но стоит добавить влаги, и глина становится пластичным материалом подвластным рукам ваятеля. Вот с этой глиной и работают ребятишки в начале творческого пути.
Преподаватель, юная дама лет двадцати, не пропуская в повествовании ни одного шага в создании копии реквизита, рассказывает о том, как и что надо сделать, чтобы ворон был похож на грациозную птицу, а не на курицу, сидящую на насесте. Ребятишки - девчоночки и пацаны, внимательно слушают преподавателя и как обезьянки повторяют за ней движения. Через некоторое время на вращающемся столике дамы появилась точная копия школьного реквизита.
- Вот и всё, друзья мои, - сказала она и оглядела внимательным взглядом ребятню. - Есть ли вопросы? Если нет, тогда продолжаем работать. А не будет получаться, то я всегда рядом. Помните об этом.
Девушка вышла коридор и подошла к умывальнику вымыть руки. Я стоял зачарованный напротив дверей и никак не мог взять в толк - только что на скульптурном столике ничего не было кроме куска глины синего цвета, а вот теперь на нём, возвышалась птица. Казалось, что вот сейчас она взмахнёт крылами и полетит в вышине потолка, коридорами школы, оглашая пространство радостными криками: - Ка-а-ар, ка-а-ар!
И тут моё внимание привлёк один мальчонка, который, слепив окатыш, запустил его в девочку напротив. Та подняла головёнку и, вычислив обидчика, кинулась к нему, проведя ладонью извазюканной в глине по лицу пацана. Тот сразу стал похож на ниндзя.
Далее события развивались стремительно - глина летала в воздухе между мальчишками и девчонками прилипая к одежде, лицам, волосам. Чем бы это закончилось - неведомо. В дверном проёме появилась классная дама, и дисциплинированная тишина овеяла мастерскую. Дети, как ни в чём не бывало, сосредоточив измазанные лица, устремив взгляд на объект творения, лепили ворона.
- Всё понятно, - промолвила воспитательница. - Слева, по-двое, марш к умывальнику и будьте любезны привести себя в порядок.
Понурив головы, с улыбками на лицах, ребятишки отправились в коридор, где не преминули продолжить сражение, обливая друг друга из-под крана.
- Счастливое детство, - подумалось мне, и я, с некоторым сожалением, отправился в котельную.
Надо сказать, что наблюдать за юными дарованиями, зачисленными в школу по конкурсу, весьма интересно. Интересно с того самого момента, когда они бегут по заснеженным аллеям реликтового парка на встречу с непознанным. Рюкзак за спиной, сундучок с инструментами в одной руке, огромный планшет для эскизов в другой, и несколько тревожные лица - только бы не опоздать. Но вот и заветная дверь в мир прекрасного и ребёнок под сводами другого мира - мира здания, принадлежащего некогда княгине Марии Константиновне Кугушевой.
Ярко освещённое фойе с расположенными в сторонке вешалками гардероба. Картины на стенах. Диванчики под картинами. Стол для вещей забывчивых школяров. Кресло, в котором восседает смотрительница за порядком София Павловна. Она что-то вяжет, но от её пытливого взгляда не ускользает ни одна малость:
- Дети! Дети - тише. Не мешайте тем кто уже занимается.
- Васенька, что же ты туфельки перепутал одеваючи. Левую туфельку надо одевать на левую ножку, а правую на правую.
- Катенька, родная моя, а кто пальтишко за тебя повесит? Тут мамы нет, которая это сделает.
- Петенька, не забывай свой инструмент. Чем ты в классе работать будешь?..
И вот так каждый день с двух и до восьми вечера.
Интересно также послушать то, о чём говорит народ страны Гармония.
В фойе, стоя перед зеркалом и поправляя причёски, разговаривают две школьницы лет пятнадцати. Одна другой говорит:
- Я потому люблю ходить в художку, что в этот день мой папашка выполняет за меня классную домашку...
Много чего можно услышать и увидеть под сводами этой страны. И всегда меня не покидает чувство, что нахожусь в другом Мире, другом измерении. Здесь отношения между людьми наполнены взаимностью, симпатией друг к другу, любви к общему делу, которое порождает гармонию во вселенной. Такую страну кроме как Раем не назовёшь. А чтобы жить в нём нужно совсем немного - почувствовать себя сопричастным к жизни его. Чтобы заботы, проблемы, веяния страны Гармония стали и твоими. Влились в душу твою настолько, что существования вне стен школы ты не представлял.
ВСТРЕЧА С ДИРЕКТОРОМ
Добраться общественным транспортом до Каменного острова труда не составляет. На автобусе первого маршрута от дома и почти до самой школы. Можно, конечно, и метро воспользоваться, но неуютно чувствую себя в толпе пассажиров битком заполняющих электрички и не позволяющих в задумчивости передвигаться по станционным павильонам - сметут.
Я ехал в салоне автобуса, смотрел в окно и не переставал удивляться изменениям в городе. Давно не выезжал так далеко от Васильевского острова. Петроградская сторона встретила меня запруженностью узких улочек и множеством поворотов до тех пор пока не выехали на Каменоостровский проспект. По этому проспекту когда-то ехал Пушкин на последнюю дуэль в своей жизни. Хорошие были времена - все недоразумения в жизни разрешались враз. Жаль, что в наше время этого невозможно - не пришлось бы носить в себе горечь обид за "бездарно прожитые годы".
Остановка "Каменный Остров". Вышел, пересёк проспект и сразу оказался среди вековых тополей и вязов. Здесь, некогда, находились резиденции бонз высших партийных и советских органов власти. Ушли в прошлое времена идеологического насилия и вот я свободно иду по улице именуемой с незапамятных времён Берёзовой аллеей. Загаженный бурой листвой тротуар с одной стороны, растоптанная грязь дикой тропинки с другой, "лежачие полицейские" около здания детского садика с весёленьким фасадом. В архитектуре других ничего примечательного, если не считать высоченных заборов из замшелых бетонных плит.
Тропинкой наискосок, через буераки с неухоженным кустарником, выхожу на параллельную аллею, ведущую к школе. Мимо дома академика Бехтерева в окружении примитивных сараюшек ядовито зелёного цвета, усадьбы митрополита петербургского отгороженной от мирской суеты высоченным, в два человеческого роста, забором. В конце аллеи скромный, двухэтажный домик с четырёхэтажной башней над парадным крыльцом. Глядя на неё невольно вспомнилось из детства: - "...В светлице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит".
Остановился, закурил. Как-то встретят меня в стенах этого учреждения? Учреждения, которое мне видится светочем культуры с которой я соприкасался всегда заочно.
Но почему же вокруг школы ужасная захламлённость - многослойный покров опавших листьев чвакающих под ногами после непрестанных осенних дождей, окурки, клочья бумаги... и важно шествующие вороны в поисках, чем бы поживиться.
Сколько учреждений встретилось на моём трудовом тракте и хоть бы в каком из них я прижился. Жена говорит, что это всё из-за моего говённого характера. Я же и сейчас считаю, что характер тут не причём. Времена такие были в Советском Союзе - чем хуже, тем лучше. Буквально на все предложения по улучшению производственных процессов слышал одно и то же: - "Демагогия, нельзя". Ну и чёрт с вами - я и за баранкой автобуса семью прокормлю. Вот только обидно за потраченные время и силы на окончание институтов - сперва строительный, затем экономический. А на поверку вышло, что никому моё образование оказалось не нужным.
- Добрый день. Вам истопник нужен? - спрашиваю у миловидной женщины с распущенными, как у русалки, волосами.
- Здравствуйте, Евгений Николаевич. Ждём вас с надеждой на тепло в наших классах. С документами я ознакомилась - вы нам подходите.
- Только, знаете - никогда я не работал в учебных заведениях. Даже не знаю, как и общаться в коллективе преподавателей. Ещё со школьной скамьи об учителях у меня сложилось мнение негативное. Сумею ли его преодолеть сегодня?
- Ну, во-первых, в нашем учебном заведении учителей нет. Наш преподавательский состав так и именуется - пре-по-да-ва-тель-ским. Во-вторых, ваша производственная деятельность никак не будет пересекаться с ихней деятельностью. Замыкаться вы будете на моего заместителя. Ну, а если, что-то неразрешимое возникнет - прошу ко мне. Договорились?
- Вполне.
- Тогда позвольте вопрос для закрепления знакомства: почему у вас сложилось "негативное мнение" об учителях?
- Потому, что они упорно желали видеть во мне придурка, коим я никогда себя не считал. Однако директор школы, Ася Михайловна, заявила как-то: - Твоё место в тюрьме.
Я всячески противился такому мнению. И вот, однажды, увлёкшись историей древнего Египта, узнаю, что, во времена строительства пирамид не способных к труду людей отправляли учить детей. В совокупности всё это и выработало во мне негатив к учителям.
- Понятно. Обещаю, что в стенах нашего учебного заведения вас никто придурком считать не будет. А отношение к вам сложится таким, каким вы себя покажете.
- Я обратил внимание на то, что у вас все обращаются друг к другу по имени и отчеству, и на вы.
- По-другому и быть не должно. Вы пришли работать в коллектив интеллектуалов, воспитанных на уважении друг к другу людей. Что вам в этом не нравится?
- Вы знаете, мне больше нравится, когда ко мне обращаются по фамилии - Двор-р-ркин. Есть в этом слове рычащее на окружающую действительность. И если меня лишают возможности высказывать своё мнение "на тему дня", то пусть об этом говорит фамилия. А по поводу "ты" или "вы", позвольте предложить вам прочитать статейку, опубликованную в журнале, где я состою членом писательского союза.
- Вы ещё и пишете? Интересно будет познакомиться с вашим творчеством.
- Без проблем. Почитайте на досуге. Рад буду услышать ваше мнение по поводу своих размышлизмов:
"Вы" или "Ты"?
"Мы с тобой одной крови - ты и я!"
( Д.Р. Киплинг)
Если сейчас обратиться к читателям с этим вопросом, то, в большинстве своём, они ответят приблизительно так:
- Когда мы хотим подчеркнуть уважительность к собеседнику, то обращаемся к нему на "ВЫ". Обращение на "ТЫ" приемлемо только к людям с близкими отношениями, например к родственникам.
- Позвольте, любезные. Это что же получается, что родственников, близких своих мы заведомо не уважаем?
- Не надо передёргивать, - ответят мне. - Просто так принято традиционно.
- А позвольте Вас спросить: - Кем принято? И что значит традиционно?
- Традиционно, значит со временем. А принято - обществом.
- А каким обществом и когда?
- Обществом, естественно человеческим. А по времени - со стародавних времён.
А вот здесь давайте ненадолго остановимся.
- Понятно, что человеческим обществом. Звери или там другие приматы обращаются друг к другу на инстинктивном уровне: взглядом, мимикой, жестами, поведением.
- А вот в какие времена?
Cразу хочу предупредить, что я не историк, не филолог, не литературовед и не чинуша какой-нибудь для которого традиционные постулаты догма. Я созерцатель по натуре своей. И в меру того, что обладаю некоторым количеством "серого вещества" в голове, иногда рассуждаю сам с собой. В рассуждениях своих стараюсь дойти до конца исследуемого вопроса. И, пройдя весь этот путь, открываю для себя своё, не считая догмами. Каждый из собеседников может убедить меня в своём мнении, если я перед этим над ним порассуждаю.
Не влезая в историю академическую, а опираясь на художественную литературу исторической направленности, мы с вами увидим преинтересное явление: во времена Киевской Руси, и до, и после неё авторы всех времён и народов в повествованиях своих обращаются друг к другу на "ТЫ" и никак иначе. Отроки так обращаются к старшим, холопы к князьям, князья между собой и к иностранным гостям, послам, представителям. Не было в те времена обращения на "ВЫ". Даже к сатрапу всея Руси - к великодержавному Царю Ивану (Грозному) Васильевичу и слуги, и народ обращался на "ТЫ".
И только во времена российской смуты, безвременья, когда и в Москве и в Смоленске появились "лыцари Речи Посполитой", в обиход отношений между людьми стало внедряться насильственное обращение нижестоящих к вышестоящим на "ВЫ". Зачем? Почему?
Мне представляется, что только лишь затем и потому, чтобы отгородить побеждённых, в то время никчемушних Россиян, от победителей высшего сословия - поляков. Если вас такое объяснение устраивает, то сам собой напрашивается вывод, что тот кто "Вы"кал, добровольно или как, но согласно подчёркивал свою зависимость перед завоевателем, вышестоящим, перед всесильным "Мира сего". Другие объяснения есть?
Помчались дальше, "время обгоняя".
Наступили времена
Великодержавного Императора Всея Руси Петра 1 (Петра Алексеевичa Романова)
Но и тогда "птенцы гнезда Петрова" обращались к нему на "ТЫ" и никак иначе. На мой взгляд - самое приемлемое обращения среди соплеменников и сегодня.
Однако история на месте не стоит.
С уходом в "мир иной" Петра Алексеевича и его супруги, которую никто кроме как "Матушка" и на "ТЫ" не величал, началась свистопляска - одни приходили, другие уходили и так со смерти Царя-реформатора и по 1917 год, год полного свержения самодержавия, сменилось царей на престоле аж одиннадцать душ.
Но именно в это время, и скорее всего с царствования Анны Иоановны, когда лишились своих голов князья Волынский, Хрущёв и иже с ними. Когда по всей Руси прокатилось "Слово и дело", а попросту доносительство, и вошло в общение друг с другом чинопочитание с оглядкой на то - "как бы чего не вышло". Вот тогда и начали все "ВЫ"кать. А потом ещё и титулы к этому "ВЫ" прибавлять.
Пока вы со мной согласны?
Грянула Гражданская война. Наступило время "племени младого, незнакомого". Стали формироваться межличностные отношения внутри Российской Федерации. И вот тут, внимательно читая литературу того или о том времени, мы узнаём, что решением Первого съезда ВЛКСМ (29 октября 1918 года) повсеместно отменено обращение между комсомольцами на "ВЫ". Как мелкобуржуазного явления.
И решение это выполнялось долгие годы, вплоть до... А чёрт его знает, до какого времени. Историческая литература об этом умалчивает. Только чем крепче затягивалась удавка тоталитаризма на шее народа, тем чаще и чаще стало слышаться в обращениях друг к другу это пресловутое "ВЫ". Опять же - "как бы чего не вышло". И живо это обращение до сего времени.
А теперь давайте вернёмся к началу нашего разговора.
Вы сказали, что обращения людей друг к другу на "ВЫ" принято:
- Традиционно, значит со временем. А принято - обществом.
- Обществом, естественно человеческим. А по времени - со стародавних времён.
А теперь что Вы скажете? Какие же обращения были в "обществе человеческом" в "стародавние времена"? Что, именно традиционно, присуще нам Россиянам в общении друг с другом? Вот то-то. Есть над чем задуматься.
И тут возникает ещё один вопрос:
- А стоит ли "копья ломать" по существу вышеизложенной темы?
На мой взгляд "копья ломать" не стоит. А вот иметь понятие о "ВЫ" и "ТЫ" - не помешает.
Если ты желаешь приблизить в общении с собой собеседника, то "ТЫ" это первый шаг к взаимному расположению друг к другу.
Если вы живёте под постоянным гнётом "как бы чего не вышло", то, конечно же "ВЫ" это самый предпочтительный способ максимально дистанцироваться от собеседника.
Конечно же, это относится не к каждому встречному-поперечному, а только к тем, кому должно сказать: - "Мы с тобой одной крови. Ты и я". В нашем случае, например, к товарищам по перу состоящим в сообществе Самиздат. И тем более, с кем ты вступил в более тесные отношения нежели "С ув." в конце комментария.
Например.
Если БРЕХУНОВ Некто
(псевдоним писателя) скажет мне: - Дворкин, давай врежем по стакану.
Я буду уверен в его ко мне доверительном отношении.
А если некая мадам, соблюдая все правила этикета, обращается ко мне на "ВЫ", то внутри меня всегда будет свербеть нестороженность к её откровенности, какой бы вежливой, воспитанной она себя передо мной не выставляла.
Вот, собственно, я и закончил свои рассуждения. А ваше право решать - какой из двух позиций придерживаться с товарищем по крови.
С глубоким уважением ко всем прочитавшим.
- Ну, хорошо. Быстрого ответа не ждите, поскольку не принадлежу я себе. Дела академические, преподавательские, административные, семейные, занимают уйму времени. Но, когда-нибудь, если позволю себе отвлечься на "потустороннее", осилю ваше написательство. А сейчас хочу пожелать вам удачи в возрождении тепла в нашей школе.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
- Бог мой, какой типаж! - услышал я и взглянул на миловидную женщину, стоявшую напротив. - О ком это?
Оказывается, слова эти относились ко мне непосредственно.
- Неужто свершилось, - мелькнуло в голове.
Всю жизнь желал обратить на себя внимание окружающих, что редко удавалось. А тут - чуть ли не в первый день. Почему? Что изменилось во мне? Всё та же шляпа времён семидесятых годов, джинсовая рубашка наподобие толстовки тридцатых, шарф на французский манер. Не уж-то именно это именуется словом "типаж". А может всё дело в выражении лица? Но всякий раз, стоя перед зеркалом и бреясь, сколько не вглядывался в себя, ничего героического, кроме скорби, не находил. Странно всё это.
- Евгений Николаевич, вы бы не согласились попозировать в удобное для вас время?
- Ах, вот оно что - незнакомого увидели. По всей видимости, они тут уже перерисовали друг дружку и им нужен новый объект для эскизов, чтобы "держать себя в форме" как художникам. Пускай пишут, с меня не убудет.
Странные люди эти художники. Такое впечатление, что постоянно внутри себя. Ни разу не видел, чтобы останавливались посреди коридора обмолвиться новостями или просто поболтать. Стремительно входят в школу, стремительно следуют в преподавательскую и всё это молчком, в каком-то сосредоточении мыслей. Если только дежурное "здрасте" услышишь на ходу.
Как-то с утра засел у компьютера в комнате, откуда начинается преподавательский день. Хлопнула дверь. Оглянулся - ещё незнакомая женщина, из числа большинства в этом учреждении.
- Здравствуйте. Вы не будете возражать, если я посижу за монитором?
- Вам лучше выйти. Мне нужно переодеться.
- Без проблем, - сказал сам себе и вышел.
Гардероб, в который облачаются женщины-преподаватели, различен в зависимости от их возраста. Дамы старшего поколения предпочитают классический стиль - длинные, до пола, юбки и различного фасоны блузки, кофты. Смотрится это уважительно по отношению к преподавателю. Стоя перед ним невозможно стоять расхристанно-непринуждённо. Так и хочется втянуть живот, расправить плечи и чуть склонить голову во внимании ко всему, что говорит дама. Правда, говорят они мало, и мне не удавалось выказать своё почтение.
Другое дело женщины современные. Здесь всё просто, без изысков, буднично и не впечатляюще. Разговоры с ними так же редки, но ловлю себя на мысли, что если бы они были чаще, то они не заметили рук, который намеренно не соизволил вынуть из карманов брюк.
И ещё, что обратило на себя внимание, так это лёгкий гонор у тех, кто по-моложе. Про таких так и хочется сказать: - Преподавалки-задавалки. По счастью, общаться и с ними приходится редко, после чего всякое желание входить в "контакт" исчезает. А дежурное "здрасте" и у меня не задержится.
Мужчины так же поражают повседневностью в одеянии. Такое впечатление, что им безразлично, что подумают о них женщины в школе, да и вообще кто бы и где бы-то ни было. А ведь это художественная школа - учреждение, направленное на восприятие у юных дарований прекрасного и вечного. На создание гармонии вокруг себя.
Эти мысли не покидают меня. Не покидают потому, что всякий раз, когда наблюдаешь за специалистами, то видишь, что одеваются они не изыскано, но значимо. Всякий раз, подчёркивая свою принадлежность к той именно деятельности, которой они занимаются. Доктора непременно носят шапочку, на манер той, в которой посещают пациентов. Художники в широкополых атласных беретах и бархатных камзолах. Лётчики в куртках-реглан из хрустящей кожи...
Я сидел на канцелярском стуле посреди класса. Вокруг, полукругом, стояли те, кто хотел запечатлеть мой образ на ватмане. Две мадам в длиннополых юбках. В этих явно чувствовались Художники с большой буквы, мастера своего дела. Остальные, как будто забежали на минутку воспользоваться моментом, представленным им экспонатом для "набития руки". Вглядываясь в окружающих меня дам чувствовал себя неуютно под их пристальными взглядами. Попробовал заговорить, и как только открыл рот понял, что художники здесь не для того, чтобы слушать мою ахинею. Ну, раз вы молчите, то и я помолчу - труда не доставит.
Или, как говорил мой отчим: - Молчи, за умного сойдёшь. Возможно, поэтому он и запомнился при жизни молчаливым, насупившимся даже в кругу семьи.
Время клонилось к вечеру. За окном густели сумерки короткого зимнего дня свойственного только Питеру.
- Пора бы и заканчивать, - словно услышав мои мысли, произнесла седая женщина явно в возрасте, который был ей к лицу.
Редко такое увидишь. Несмотря на седину и некоторую увядшесть в лице, вся её наружность источало энергию, замешанную на опыте жизни. Такие женщины призваны вести за собой. Им хочется подчиняться беспрекословно, внимать каждому слову. Глядя на них думается с чувством признательности: - Есть женщины в русских селениях.
- Ещё несколько минут, - откликнулась женщина чуть по-моложе, но явно из той закваски, что и её коллега.
Эта женщина вызвала во мне симпатию с первого момента, как вошла в класс.
Тёмные, чуть тронутые сединой, волосы собранные в пучок. Лицо, словно лик сошедший с иконы. Тёмная шаль поверх светлой блузы. Длинная юбка, из-под которой виднеются каблучки чёрных туфель. И, в довершении всего, гордая походка, которую видел у актрисы играющую на сцене родоначальницу Драматического театра в Петербурге. Перед такой женщиной хочется преклонить колено и стоять, не осмеливаясь поднять голову.
- Да, пожалуй, и я уложусь в эти несколько минут, - промолвила девица из не примечательной современности. По-своему симпотяшка. Миловидна и стройна. В облегающем свитерочке, джинсах, кроссовках. К таким женщинам взгляд пригляделся и редко бывает, что выделишь её из толпы. И, что примечательно, эскизы её были великолепны, но никак не могу понять - отчего за внешностью она прячет в себе художника. Ведь так можно и не заметить, как "бытовуха" подомнёт тебя всю, стерев из памяти воспоминания о способностях наградивших тебя природой. Жаль, если такое произойдёт.
- Вы как хотите, а я закончила, - произнесла женщина с хулиганской, я бы сказал, внешностью.
Всё в ней бурлило на грани клокотания. Вся она, словно ртутный шарик, находилась в движении и, словно, пританцовывала стоя за мольбертом. Движения рук её бы размашисты, резки и, мне представлялось, что эта художник видит меня в образе Мефистофеля, а никак не в образе обрюзгшего, укатанного жизнью, мужика.
- Ладно, - решил я про себя. - Посмотрим, что ты наваяла, когда мне разрешат подняться со стула.
Эти несколько минут провёл в ознобе предвкушая увидеть, как меня воспринимают маститые художники. Однако мысли мои были уже вне класса. Надо спуститься в котельную, определиться с показаниями приборов, режимом работы котла, расходом газа за проведённое в школе время. В общем, проделать всё, чтобы соответствовать высокому званию истопника Храма искусств.
За мыслями и не заметил, как преподаватели закончили "набивать руку" и сложили эскизы в планшеты. Как же стало обидно от того, что меня использовали словно реквизит. Словно вОрона сидящего на суку, которого мимолётом видел в кабинете директора.
- Вот в этом вся сущность людей способных творить доброе, прекрасное, вечное, - подумалось мне.
Почему так? Разве это не противоестественно? У нас в журнале каждый из писателей, опубликовав работу, вступает в диалог через коммы к написанному. А тут... Что-то во всём этом не так. Или я ничего не понимаю в творчестве художников.
Спустя несколько дней, та, которая изначально казалась "забежавшей порисовать", остановила меня в коридоре и протянула файлик, с двумя копиями моего изображения отснятого на ксероксе. Я восхитился её способностям увидеть во мне то, что наблюдал глядючи в зеркало всякий раз, когда брился. Мастерски сделанный эскиз. Или я ничего не понимаю в творчестве художников.
СВЕТ ЗВЕЗДЫ
Человеку посчастливилось. Повезло как никогда в жизни.
По многим тропам пришлось пройти ему за годы, которые выпали на долю во все времена. И где бы он ни был, чем бы не занимался, всегда чувствовал дискомфорт окружающего бытия. Жизнь ставила перед ним условия существования, которым приходилось подчиняться. А тут...
Человек обладал способностью видеть небо и звёзды на нём. Они поражали его таинственным покоем, манили, влекли шагнуть в неизведанное. И вдруг он заметил, что одна из звёзд горит ярче остальных. Настолько ярче, что не заметить это было невозможно. Он зрительно запомнил её местоположение и хотел проверить, не изменится ли сияние со временем.
Незаметно ночь ушла. Небеса посветлели в ожидании приближающегося утра, а звезда не блекла. Он вглядывался в неё пристально и заметил, что и с восходом Солнца сияние не исчезает. Такое возможно только в одном случае, если свет далёкой звезды во много крат сильнее светила. Реально ли это?
Да! Такое можно увидеть и объяснение этому одно - жить Звезде осталось немного. Именно в конце своего существования Звезда вспыхивает из последних сил и... Ни в одну из последующих ночей её сияния никто не увидит. Не увидит потому, как Звезда прекратила своё существование.
Вот и с человеком происходило такое, объяснение которому он находил в одном - ему посчастливилось попасть в страну Гармония. Страну, в которой все её населяющие люди живут во имя цели не порушить святости пребывания в "согласии разногласного, созвучия несозвучного, из всех - одно".
Со временем он понял, что для этого надо немного - быть частичкой коллектива принявшего его как личность. И он в меру сил и способностей вкладывал свой труд во благо процветания этой страны. И столько в нём проснулось энергии света, такая пробудилась жизнедеятельность, что он с грустью осознал невозможность объять необъятное.
О приспособленцах и плесени
Больше всего в жизни не люблю приспособленцев - людей сумевших примазаться к великому делу основоположников или их продолжателей. Как правило, такие ничего из себя не представляют. А вот когда начинаешь разговаривать с ними, то выясняется, что в прошлом они имели не малые заслуги. Ну и что?
Говорят: - Гуси спасли Рим. Помните такое из древней истории?
Предположим, что имел сей факт в родословной домашней птицы. И, что - нам теперь не пристало встречать Рождество с приготовленной в яблоках гусятиной? И мы, кто чтит эту заслугу, готовы выпить за помин души усопшей после восхваления Мессии сошедшей на Землю. Ничего богохульного в этом нет. Обычай этот укоренился в традициях христиан и все служки веры православной, живущие по Новому Завету с именем Всевышнего на устах, не собираются от него отказываться. Доброго им здоровья в дни разговения.
Но ещё, говорится в Библии: - В поте лица своего будешь добывать хлеб свой до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься".
Во времена не столь давние, когда дети ходили в школы безбоязненно быть захваченными террористами в качестве заложников, охраны в школах не было. Стоял дедуся при входе и бдил за порядком среди школяров. Ну, а задолго до занятий брал он метёлку с совком дворницким и наводил порядок на придворовой территории или ещё какие дела творил по сохранению надлежащего внешнего вида крылечек, лесенок, газонов, дорожек. В общем, человек творческий всегда находил чем заняться, дабы не стыдно было перед посетителями школы, которые ежедневно её посещали. И назывались такие люди придворными.
Помните у Пушкина: - "Придворный лакей отворил им двери настежь, и они вошли в залу."
Эти люди первыми встречали посетителей, здоровались с ними, напоминали, что обувь необходимо вытереть о половичок и старались уберечь от всяческих несуразностей, если кто-то оказывался в посещаемом месте впервые. Зазорного в этом никто не видел. Каждый исполнял свою работу и старался выполнить её без нареканий со стороны.
Сегодня времена изменились. Исчезли придворные, а появились охранники, пользы в школе от которых никакой. Сидит этакий, якобы заслуженный полковник, в кресле глубоком и только-что не кимарит от ничегонеделания. Ворвись террористы - помощи от такого охранника будет "ноль". Не бросится мужичонка грудью на автоматы. А про кнопку тревожную, для вызова ОМОНа, он и не вспомнит.
O tempora! O mores! (О времена! О нравы!)
Но не только приспособленцы прижились к стране Гармония. Есть и похлеще индивидуальности. Про таких не знаешь как и сказать - язык не поворачивается. Присосётся такой к коллективу интеллигентному, которому западло слова бранные, и живёт как юродивый, не желая идти рядом с теми, кто и сегодня движет вперёд интеллект ребятишек. А народ вокруг благопристойный, воспитанный на терпимости, которой и пользуется тот, кто почивает на лаврах прошлых заслуг .
Но Бог не Прошка - видит немножко. Настанет день, когда каждому воздастся за труды его.
Пребывая в стране Гармония, чувствую, что и во мне меняется внутренне состояние, взгляд на окружающий Мир. Я ещё не понял до конца, что со мной происходит, но, наверное, готов, как и окружающие меня люди, простить всем их прегрешения.
Вот и всё, что хотел поведать читателям. Будет желание - приходите на встречу с этой удивительной страной. Только определитесь со своим предназначением.