|
|
||
всего по-немногу |
Эгоизм весьма интересная черта человеческого характера. Понятие эгоизма как социально-психологического явления не отделимо от современного общества, позволяет более полно понять себя и осознать окружающую действительность. Поэтому можно сделать небольшой обзор как самого понятие эгоизма, так и фундаментальных элементов этого понятия.
В процессе развития общества развивались разнообразные качества
в т. ч. эгоизм Эгоизм является довольно древним качеством человеческого существования. Так как в социализированной среде человеку необходимо бороться за лучшие ресурсы для себя.
Ведь эгоизм является проявлением социализированного инстинкта самосохранения. Ведь человек развивает общество развиваясь одновременно вместе с ним. А для полноценного развития нужны механизмы самозащиты, которые позволили сохранить наиболее важные для человека качества личности. Личность адаптируется к обществу, ей необходимо стать частью общества, при этом сохранив свою индивидуальность. И эгоизм, de facto, наиболее качественно выполняет данную роль.
Можно выделить несколько типов эгоистических чувств, которые преобладают в той или иной мере в зависимости от воспитания, социальной среды, временных рамок, доминантных культурных или материальных факторов:
Собственно говоря, само понятие эгоизма является чувством удовлетворения собственного эго экономической выгодой или пользой в социальном продвижении по карьерной лестнице;
Также можно выделить и такое социализированное понятие как эгоцентризм. Он является недостатком особого толка. Почему недостатком? Ведь не желание воспринимать идеи либо убеждений, которые отличаются от вашей точки зрения весьма негативно может сказаться на процессе взаимопонимания между людьми, какой бы яркой личностью человек не представлялся бы. Человек больше теряет в этом случае, чем приобретает.
Ведь людям интересно выразить собственное мнение на разнообразные жизненные ситуации, а отказ воспринимать других, поставить себя на место других людей ведёт к самоотстранению в процессе общественных отношений.
Также хотелось бы остановиться на таком понятии бесспорно важном и неоднозначном в общественной жизни как гедонизм, как одном из основополагающих факторов в изучении данного вопроса. Представители этого учения утверждают, что удовольствие является высшим благом и смыслом существования. Довольно спорно, не так? Хотя данное понятие имеет давнюю историю, и имеет предпосылки еще из античных времён Древней Греции. Погрузиться в пучину удовольствий, избегать боли и страданий. Ведь это так просто?
С другой стороны избегать страданий и не замечать боли и горестей просто невозможно. Ведь это не значит что их просто нет. Было бы не разумно концентрировать внимания на страданиях и лишениях, но и не замечать их не стоит. Так как, боль и страдания являются частью нашей жизни. Необходимо минимизировать их количество и воздействие на личность, а как это сделать пусть решает каждый самостоятельно. Ведь погоня лишь за удовлетворением собственных желаний и прихотей ведёт к психологической деградации и саморазрушению личности.
Пожалуй наиболее практичным и удобным понятием в современном мире можно назвать идеи Спинозы и Гельвеция о принципе разумного эгоизма, как способность к взаимовыгодному сотрудничеству для достижения необходимых целей, одновременно не мешая другим людям развиваться. Разумный эгоизм ставит человека в рамки взаимопомощи, если такая помощь, что естественно учитывает и не противоречит интересам помощника.
В некотором роде особняком по сравнению с описанными выше проявлениями эгоизма можно назвать эгоизм государственный.
Он отличается от эгоизма личности, и в то же время схож с ним. В случае если рассматривать данную часть общества в качестве стабильно функционирующего, целостного организма. Так как часть общества, что сформировалась в структуру государства с собственным аппаратом управления выбирает соответствующих правителей. Они, в свою очередь, должны соблюдать интересы данной группы людей объединённых определёнными стремлениями и целями. Дать государству, которым они управляют больше, чем могут дать представители других государств, защищать социально-экономические или культурные интересы страны. При этом необходимо учитывать и согласовывать интересы личности самого правителя и государства в целом. Такой путь является, пожалуй, наиболее практичным для развития потенциала государства и благосостояния его жителей.
Ведь человек не может исключать собственный интерес, даже во взаимосвязи с интересами и стремлениями других людей, будь то отдельная семья, коллектив единомышленников или государство в целом. Даже в процессе помощи ближнему человек рассчитывает на похвалу, признательность, благодарность. Это в свою очередь ведёт к самоутверждению человека как личности, питает его Эго.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"