Штиль да шторм, цинга да золотуха - из живых в команде только треть, да и те пропащие: сорок четыре матроса попали в плен к туземцам, семеро мичманов сторожат золотые дублоны на дрейфе, а юнгу высадили на необитаемый остров с двухнедельным запасом рома чуть больше месяца назад. И вот незадача, боцман-бродяга, никак не уймётся - стращает, что к утру из всей команды уцелеет две дюжины человек, да и те, везунчики, пойдут на корм акуЛЛе... О, за что ты так со мной коварна, судьба-злодейка?!
Ругать явную графоманию неинтересно, произведения просочившиеся через мелкое сито преноминации - цели намного более привлекательные. Плох тот жюрист который не мечтает стать графоманом, кхм... или наоборот.
Старательно навешиваю жанровые ярлыки и залихватски ставлю оценки. Ага, по трехбалльной шкале, чтобы было меньше вопросов к десятым долям:
Отрицательное впечатление - извините, автор, но мне было жалко времени потраченного на рассказ - у нас с ним просто не совпали версии "прошивки";
Нейтральное впечатление - рассказ был в меру интересным, но посоветовать его для чтения кому-то еще, не кривя душой, я не смогу;
Положительное впечатление - рассказ понравился, его стоит внимательно прочесть, подумать над содержанием, посоветовать знакомым и наверное даже перечитать еще раз. =)
Далее будут изложены очень субъективные претензии к текстам, навешаны неправильные жанровые ярлыки и проставлены несправедливые предвзятые оценки. Сразу предупреждаю - для правильного восприятия текста подставляйте постоянно фразы "по моему ошибочному мнению", "я так неправильно думаю", "мне отчего-то так показалось". Надеюсь хоть кому-то такие своеобразны отзывы пригодятся, ну а если праведный гнев не захочет просто так уходить - можете написать гневную тираду в комментариях или поставить заслуженно низкую оценку (для тех кто не в курсе, можно пройти по ссылке сверху и проделать тоже самое с остальными текстами автора). Ну а теперь приступим:
Очень странно, что расстрельная команда набиралась из "гражданских" и, если я понял правильно, никакой вооруженной охраны у поселения не было. Не верю в такой безнадежный оптимизм - любая колония должна иметь средство для сохранения порядка внутри и отражение агрессии извне или очень существенную причину для отсутствия такого отряда (наверное самое подходящее предположение - что переброска "чистых" вояк слишком дорога, поэтому все ученые заодно и занимаются в случае необходимости самообороной).
Смущает что ГГ даже после подвига дипломата продолжает определять его как "тщеславного и пустого человека" (по-моему прилагательные тут подобраны не совсем верно - Валениус больше напоминает классический образ чопорного английского джентльмена).
Фант.элемент тут исключительно в антураже. Межзвездная мишура абсолютно никак не влияет на историю.
В построении сюжета не понравился растянутый финал - очень краткое объяснение настоящей причины гибели членов экспедиции, необязательная рефлексия ГГ про расстрел, а потом еще достаточно большая сцена прощания с дипломатом.
Фантастика первого контакта
Нейтральное впечатление: в первую очередь из-за вторичности фантастики в рассказе и отчасти сцены расстрела, где воля автора, как мне показалось, преобладала над логикой исторических аналогий конфликта колоний с местными аборигенами.
С первого же предложения вспомнилась лемовская Кибериада. Вероятность встретить на любительском конкурсе писателя такого же масштаба по мастерству минимальна, а стилизация без необходимости, продиктованной текстом для меня минус. После смены стилистики, текст еще больше не понравился, пробежал по диагонали и прочитал финал - не зацепило (но само изменение стилистики разных эпизодов понравилось, хороший пример использования). После выхода в полуфинал перечитал внимательнее.
Плохих людей ГГ скармливал инопланетному чуду-юду, а оно их превращало в прекрасные мелодии, но вот однажды поступился своими моральными принципами и был наказан. На протяжении всего текста автор периодически жертвует здравым смыслом в ущерб этой идее - слишком схематично и сплошные допущения. Два десятка подозрительных смертей его спутников и никакого намека на интерес какой-нибудь полиции будущего к таким странным несчастным случаям, жадность и жажда славы как мотив на серийные убийства двух десятков человек, поразительная догадливость главного героя про связь между кормлением и издаванием звука, даже само предположение что возможно существование неких универсальных "хитов" для всех возрастов и настроений - не верю.
Эпизод с собиранием существом магнитиков для меня рассказ полностью "похоронил", показалось что мне долго и нудно рассказывают какой-то не слишком смешной анекдот.
"Юмористическая" фантастика
Нейтральное впечатление: интересная идея компенсирована не слишком впечатляющим исполнением, юмор абсолютно не понравился, мотивы героев излишне надуманные - автор просто заставляет их совершать необходимые по сюжету действия, не заботясь о психологической достоверности.
На строчке где во вселенной Стар Трека необъяснимым образом появился крейсер "Мариуполец" и Украйные Земли желание читать текст исчезло. Отрицательно отношусь к сборищу графоманов из так называемой русской боевой фантастики/русского фэнтези, если это была шутка - мне она не понравилась.
Противопоставление "живой организм" - "искусственное существо". Абсолютно фэнтезийный поворот сюжета с "наливными яблоками". Слишком предсказуемо и далеко от научных объяснений. Драматическая конструкция чрезвычайно проста - сопереживать не получается. Слишком схематично описан окружающий ГГ мир - практически ничего не сказано в общем, при этом куча каких-то мелких несущественных деталей, по моему мнению необязательных.
Фанфик/Гуманистическая фантастика
Нейтральное впечатление: Стар Трек никогда не нравился (вдобавок своим народным "украйнским" колоритом убили цельность), маленький объем критичен к количеству неизвестной читателю терминологии - вы немного переборщили, а без антуража вселенной Стар Трека - это еще один слишком предсказуемый рассказ на тему противопоставления "природа-человек", без каких-либо признаков оригинальности.
Постапокалипсис, но не фанфик по Сталкеру (всех версий) или Фолауту - это безусловно плюс. Я могу только предполагать, но почему-то мне кажется что в первоначальном варианте центральное фант.допущение рассказа, взрывчатое вещество активируемое от "мулы", было наркотиком, а не банальным газированным напитком. В принципе основные претензии к реалистичности тогда снимаются - понятны мотивы людей потребляющих его, несмотря на очевидность риска, ясно почему это вещество продают на рынке, контролируемом "шахидами", снимаются возражения относительно непонятной ценности обычного газированного напитка в описанном мире.
Любители постоянно рефлексирующих главных героев, прочитайте последнее предложение про собаку и подумайте - интересно ли вместо небольшой яркой и емкой фразы читать невнятные рассуждения ГГ на пару абзацев, с абсолютно идентичным смысловым наполнением.
Постапокалипсис для антиглобалистов
Нейтральное впечатление: слишком нереалистичная версия с кока-колой, слишком легко устраняемая. Не люблю когда в произведении появляется не предусмотренный автором очевидный комичный мотив, сводящий на нет нормально восприятие текста. Все остальное понравилось.
Пожалуй единственная сказка, без примесей других жанров, добравшаяся до полуфинала. И, вместе с тем, своеобразный микро-роман воспитания ангела (вспоминая комментарии к одному конкурсному рассказу про воспитание механической собаки =)).
Ваш ангел разменивается на какие-то бытовые мелочи, делает мелкие чудеса. Само по себе это прекрасно. Но для хорошего рассказа не хватает последнего чуда, самого-самого главного. Вот чтобы читатель вдруг задумался и понял, а ведь действительно не зря Мобик старался, без него бы ничего не получилось. А в замечательной сказке это последнее чудо каждый читатель бы примерил на себя, вспомнил бы что-то близкое и знакомое из своей жизни. И возможно даже поблагодарил бы на всякий случай этого нелепого ангела Мобика.
Сказка
Нейтральное впечатление: у вас действительно вышла сказка, но в ней не хватает чего-то самого главного, вам как автору лучше всех известно, что там должно появится.
Излишне тяжеловесный и подчеркнуто (наверное даже "вычурнуто" =)) высоко литературный "штиль". При этом сюжет банальный и бытовой - простые люди, типичные ситуации. Может кому-то доставляет удовольствие обороты "чья супруга пребывает в отъезде" или применение термина "народ" в отношении полдюжины людей, а я вижу только нелепость и полную дисгармонию с содержанием. Как и в постоянной занудной рефлексии ГГ, вот пример "Не будь он в джинсах, кипяток ошпарил бы ноги, впрочем джинсы не спасли от ожога." - фраза совершенно дурацкая по содержанию, тормозящая сюжет и выставляющая мыслителя в комичном свете, а еще позволяющая заподозрить автора в набивании бессмысленных килобайтов для солидности.
Если вы меня спросите про жанровую принадлежность, я только в сомнении разведу руками и вспомню, разве что, описания бэд трипов. Фраза "На дороге плясали человечки." наверное подтверждает мою точку зрения.
Беллетризованный bad trip
Отрицательное впечатление: сюжета нет, ну вот абсолютно. Есть постоянный внутренний диалог ГГ, по большему счету не о чем. Есть непонятные персонажи около магазина. Есть гороскопы. А сюжета нет. И фантастики за пределами головы ГГ тоже нет. Писать автор умеет, но в данном случае похоже не знал - зачем и о чем. К тому же рассказ по своей сути является посредственным плагиатом "Тумана" Стивена Кинга.
Первая строчка понравилась, а вот дальше - слишком сильное разбиение текста на логические куски, понятно что автором выбран именно такой лаконичный стиль, но во-первых, впечатление что вместо самостоятельного произведения читаешь синопсис более крупной вещи, а во-вторых, эпизоды слишком маленькие и буквально совсем чуть-чуть не хватает, чтобы включился механизм сопереживания за ГГ.
Сократите количество эпизодов минимум вдвое, сделайте каждый логически законченным, чтобы не просто отдельное событие - а несколько, между которыми есть логическая связь, чтобы читатель задумался над ней, а не просто был сторонним наблюдателем случайных фактов из жизни ГГ.
В начале непонятный момент с неуязвимостью ГГ - слишком поздно, только на третьем десятке он про свою неуязвимость полностью узнает. В детстве намного больше шансов порезаться, содрать коленки и ладони при беготне... или полная неуязвимость развивалась постепенно? Не понравился финал - зачем-то проговаривается для ленивых читателей про передачи неуязвимости сыну. Что мешало сделать вместо этого яркую сцену, иллюстрирующую тоже самое, но в сравнении с блеклым авторским текстом несущую в себе сильный эмоциональный заряд?
Бытовая фантастика
Нейтральное впечатление: слишком сильное дробление текста на эпизоды для такого маленького формата, исполнение финала не понравилось.
Очень хорошая структура у рассказа. Информация сообщается в правильном порядке и правильными дозами. Конец истории тоже выполнен с большим мастерством.
Космические камикадзе, красивые пейзажи с далекими звездами, умеренно примитивный утилитарный дизайн капсулы, но что это? Бронелист внешней обшивки падает и за ним софиты, техники-осветители и сам режиссер яростно кричит на статистов "больше! больше патетики и наива! публика это любит".
Пилотируемые капсулы дороже в производстве, капризнее в эксплуатации, в любой системе управления человек будет самым "узким" звеном. Объяснения почему нельзя было послать полностью автоматические (или автоматизированные - связь то с землей есть) капсулы в тексте не нашел. Дистанционная беременность героини заставила предположить пародийность произведения, что автор в комментариях отрицает. У меня есть еще одна версия - получается что из читателя выжимается еще одна капелька жалости, потому что героиня сошла с ума.
Мелодраматическая космоопера
Нейтральное впечатление: для меня автор убил деталями всю достоверность ситуации, а сопереживать персонажам в абсолютно неправдоподобных декорациях не получается.
Своеобразная шутка исключительно для внутреннего употребления. Больше сказать мне о данном тексте абсолютно нечего.
Фэндомный стеб
Отрицательное впечатление: мне не нравятся оригинальные тексты Петухова, а вторичный стеб достаточно посредственный по стилю, с нелогичным сюжетом - тем более ничего кроме отторжения вызвать не может.
Яркий пример когда с помощью аннотации автор сам же убивает интерес к своему рассказу. Ссылка на два произведения очень явно намекающие на основную тематику истории. Сообщение о том что рассказ "римейк" вещи двадцатилетней давности - вот зачем читателю знать обо всем этом? Ну написали вы некий стругацкообразный рассказ, когда в мировой фантастике давным давно уже прошли времена новой волны и даже началось медленное разложение трупа киберпанка, так что с того? Или читатель должен был обрадоваться, что вы не могли придумать что-то новое и оригинальное для конкурса и решили вывалить на читателя переделанную историю из своей литературной молодости? Впрочем это все эмоции и вопросы к подаче материала.
С первых же строк - хромоногий отец-фронтовик, мать в психушке, дочка - малолетняя... подруги-шалавы, друзья-пьяницы и дальше все больше и больше беспросветной унылой чернухи. Автор объясните пожалуйста физиологию "хотелки" шестилетнего карапуза. Явный синдром альтер-эго супер героя, свойственный начинающим графоманам.
Единственное фант. допущение - ГГ каким-то магическим образом сразу при рождении получает знание о всей своей последующей жизни и своеобразное циклическое восприятие судьбы. И все - дальше идет просто иллюстрация этого факта, без какого-либо развития.
Пост-перестроечная чернушная фантасмагория
Отрицательное впечатление: стиль грязноватый и неловкий - постоянно выползают какие-то невнятные и отчасти смешные фразы типа "я обучен методике психологических манипуляций", содержание скучное, подавляющее большинство героев мне просто отвратительны - а так как переживать не за кого, то и стимула читать тоже нет.
Построение сюжета понравилось, люблю когда интрига сохраняется до конца. Человечество опять перед угрозой полного исчезновения - Земля разваливается на части, ага, в буквальном смысле. Нужно срочно спасать род людской! Вы тоже решили, что дальше будет про колонизацию ближайших спутников и планет, а вот нет. Оказывается есть какие-то гики-темпоральщики, судя по всему мало интересные властным структурам, террористам и прочим, охочим до забавных новых средств порабощения мира, неадекватным личностям. Читая текст можно предположить что "машина времени" или вообще не используется или периодически совершаются небольшие визиты с полным невмешательством.
Итак на носу Апокалипсис, а у нас машина времени - что делать? Нет, нет и нет - все эти ваши предложения не оригинальны. Мы напишем взятую с потолка цифру 50 лет необходимого прогресса для некого качественного скачка - был бы рассказ фанфиком по "Цивилизации" Сида Мейера, я бы только похвалил такую поразительно знакомую деталь, здесь - это минус к достоверности, а после этого поясним что сами "технологии" отправить в прошлое нельзя, даже если исключить перенос в прошлое материальных предметов, остается загадкой, почему нельзя перенести знания об этих технологиях (у самого автора будет более менее стройное объяснение почему или это еще одна жертва в угоду идеи?).
Темпоральная фантастика
Нейтральное впечатление: интрига есть, сюжет присутствует, но рассказ не смог избежать основного недостатка жанра - никакой внятной трактовки причинно-следственных связей, возникших при использовании "машины времени" тут нет, а есть какой-то параллельный фэнтезийный мир "прошлого" куда вроде как отправляется герой (мотивация именно такого выбора средства для спасения от катастрофы недостоверна, есть способы банальнее и надежнее), попытки автора придумать "временной" сюжет позаковыристее и попытки скрыть его явные логические дыры.
Не понравилась форма подачи - куча мелкий эпизодов, да еще с рваным по времени "монтажом". Автор, а вам самому понравится фильм целиком состоящий из диалогов со склейками стык в стык, где есть только крупные планы героев и поэтому абсолютно непонятно где именно происходит каждая сцена?
Теперь про изложение сюжета - в самом начале читателю интригует тем, что некий Михаил продал Родину и сейчас расскажет "военному" (а фактически нам) подробности этой сделки.А потом зачем-то почти треть рассказа идут какие-то мелкие бытовые подробности (при том что в начале рассказа автор уточняет, что ГГ описывает свои приключения повторно!).
А вот это объяснение: "Он отправляет электрон в образец в соответствие с вероятностями нахождения в той или иной зоне. Может не отправить никуда, уничтожить, или в оба сразу, породив второй. То же с нуклонами ядер. Хорошая весть - этого добра под распил попадает чуть да маленько, энергоемкость невелика. Плохая - частицы рождаются запутанными." полностью убило положительное впечатление о наукообразном объяснении хитрого агрегата. "Фэнтезятина" в чистом виде - вы же только что доказали, что ваш агрегат по теории вероятности не сможет собрать точную копию предмета, потому что часть элементарных частиц будет гарантированно уничтожена при переносе.
Прямая речь не понравилась - какая-то нелепая былинная разудалистость, причем такая манера у абсолютно всех персонажей (так что постоянно смотришь в удивлении на синтаксис - неужели это действительно реплика сотрудника ЦРУ, а не авторская речь?), и излишнее для художественного текста косноязычие.
Финал: автор видимо считает что фраза "Вся соль в программе, я ж объяснял!" должна вызывать у читателя озарение, но на меня она почему-то не сработала. Я могу только предположить, что устройство видимо разделено на hard- и software, причем "хардовая" часть не представляет никакой ценности для исследователя, который хочет скопировать или понять принцип действия "композитора", тот факт что и вместо самой "железячной" части устройства подкладывают "куклу" тоже никаких эмоций не вызывает, потому что в тексте перед этим отсутствует яркая сцена с передачей "композитора" другим.
Научно-популярный боевик
Отрицательное впечатление: интересная оригинальная интерпретация физическо-математических парадоксов, но текст просто элементарно сложно воспринимать, диалоги читаются как монолог автора и за ними очень сложно разглядеть хоть какой-то стройный последовательный сюжет.
Понравилось начало - узнаваемый повседневный мир, герои с похожими проблемами. Удачно выполнено объяснение профессии "иллюзатор", и сущности его работы - через диалог, не тормозя развития сюжета, к тому же не возникает впечатление, что автор начинает излагать назидательным тоном свою теорию через первую попавшуюся "говорящую голову" (этот недуг на конкурсе очень распространенный). Понравился юмор в эпизоде с шефом, это только в НФ золотого века считали, что никто не будет забивать гвозди микроскопом - в реальности будут, и не только гвозди забивать, но еще и орехи колоть, параллельно строча запрос начальству на выдачу новых, более современных микроскопов взамен списанных.
Не понравилась концовка - я бы поставил точку на "...высокой детализацией образов". Следующий фрагмент с кашей в ресторане порождает больше ненужных вопросов, чем добавляет что-то существенное в рассказ. Впечатление что уже вроде как автор сказал законченную мысль и завершил ярким предложением, а потом вдруг задумался и начал следующую главу повести, которая уже в формат не влезла и осталась лишь самая верхушка.
Вряд ли у спец. служб даже в том выдуманном мире не было уже блокиратора, аналогичного по действию той программе, что создал ГГ. Про чипы идентификации и прочие методы определения личности минуя "образы" я тоже думал, но сам факт уникальности такой программы (по мнению ГГ) смущает.
Городская фантастика
Положительное впечатление: интересное произведение всегда о людях, а не научных изобретениях - придумать любую поверхностную научную идею сравнительно легко, сложнее воспроизвести новый мир, где на основе такой идеи тиражируется массовый продукт и кто-то наверняка стал его применять для целей, не предусмотренных "мануалом".
Первые два абзаца про семгу понравились, уже настроился на чтение хорошей юмористической вещи, написанной обманчиво легким стилем. А потом зачем-то начинается долгий и немного нудноватый пересказ биографии ГГ. При повторном прочтении становится примерно понятно почему и для чего некоторые куски написаны, но общую скучность текста эти размышления не отменяют.
Мне не хватило какой-то яркой драматической ситуации в начале, которая ясно бы мотивировала ГГ сбежать из города. Чтобы был интерес и сопереживание - сможет девушка убежать или нет. А я только к концу рассказа понял, что девушка не просто собиралась погулять, а вышла из дому с определенной целью. Повторное чтение только подтвердило это впечатление - в первой половине просто-напросто нет никаких пояснений целей девушки.
Лирическая фантастика
Отрицательное впечатление: основная причина - неправильно выстроенная композиция, вы забываете про завязку сюжета практически до самого конца, где она мгновенно переходить в развязку, именно поэтому читать неинтересно, а для исправления вполне возможно не хватает всего пары предложений в нужном месте, из которых читатель узнает вещи, показавшиеся вам очевидными для стороннего наблюдателя.
И по духу и по сюжету, и даже по самому характеру фант. допущения - это фантастика 50-60-х годов 20 века.
Не понравилась прямая речь, вот например тут, почти с первого же предложения: "- Вот именно. Нечасто встречаются планеты, чья поверхность на девяносто девять процента состоит из золота, а? А может, и не только поверхность..." - за персонажем слишком отчетливо и навязчиво проступает автор, герой сказал бы проще и короче. Шекли избаловал парадоксальностью концовок, от вашего рассказа ждал того же самого и, к сожалению, разочаровался - слишком предсказуемо и очевидно, даже не с первых слов, а с самого названия.
Не понравилась слишком мелкая разбивка эпизодов и отсутствие описания места действия (то что звучит в отрывках от имени Эйи носит слишком умозрительных характер), текст в картинки не складывается.
Консервативная НФ
Нейтральное впечатление: "Послевкусие" у рассказа хорошее, из детства в обнимку со сборниками переводной англо-американской фантастики, но вместо перечитывания вашего рассказа я лучше достану с полки томик Шекли (и возможно разгляжу у него точно такие же минусы, кто знает =)).
Есть замечательный советский детский фильм "Выше радуги". Думаете я сейчас начну упрекать автора в плагиате, как-то многословно проводить параллели, не-а - просто вот точно такое же прекрасное задумчивое настроение после чтения, и в этой истории точно такая же зыбкая граница между нашей реальностью и миром волшебным. Ну и Прибалтика конечно!
Читаешь волшебную сказку, а она вдруг превращается в историю о любви, а потом вдруг заканчивается совсем уж философскими размышлениями. После первого прочтения обманулся сказочностью, финал просто жестко вырвал из сказки. Сидел и размышлял. А потом перечитал заново.
Очень правильная концовка - когда кончаются последние 5 капель эликсира, кончается и любовь, сидишь и думаешь, а была ли она в эликсире и была ли вообще? И кто кого обманывал?
Сказочная притча
Положительное впечатление: Сама история хорошо и интересно рассказана, мир получился яркий и живой, а финал, где по всем канонам жанра должны были разжевать мораль и положить в рот даже самым недогадливым читателям, наоборот заставляет пошевелить своими мозгами.
Очень небрежно написано по стилю изложения. "планета Мертвого моря словно вымерла" - мертвое вымерло. "- Тормози и бегом сюда!" - тормози и беги. Восемнадцатилетнего Люция автор называет малышом (и объяснения в тексте нет, а "малышовость" никак дальше не выстреливает). "Не в первый раз мастерство механизатора наносило удар по семье." - это авторский текст! "На рукаве его зеленой спецовки болталась нашивка главного технолога." - почему нашивка болталась, ее пришили только по одному краю или кто-то пытался сорвать? И вот такие языковые "кочки" и "колдобины" щедро рассыпаны по всему тексту. Если это не ошибки, а намеренный стиль - то мне он абсолютно не понравился. Читать было неприятно.
Самодельная фантастика
Отрицательное впечатление: скудный язык с нелепыми оборотами и странным построением фраз, сюжетная составляющая также скучна - единственный интересный момент описан в финале, когда заряд из инопланетного оружия наводится на сильные эмоции самого стрелка.
Ионные "моторы", однако! =) Странно что следующую после Альфы ТЭС называют не Бетой, а последней буквой алфавита - Омегой. Или они о чем-то догадывались?
Претензии к тексту в общем-то сводятся к личным пристрастиям и желанием вместо просто хорошего текста увидеть великолепный рассказ. Мне не хватило мелких деталей, для того чтобы мир ожил. На фоне "детей юпитера" остальные персонажи получились достаточно схематичными. Возможно автор и добивался именно такого эффекта.
Классическая НФ
Положительное впечатление: есть впечатление скомканности некоторых кусков, но в целом понравилось, особенно как сюжет преподнесен читателю. И финал отчасти филипдиковский получился.
Нигде поблизости Великого Гусляра не было? =) Ага, я понимаю намек автора, что дом стоял на опушке самшитового леса, но почему-то персонажи про другого отечественного писателя напомнили.
Интересно почему автор не проставил в жанрах "юмор", опасался что приклеят ярлычок и положат на полку? А ведь почти в каждой фразе автор хохмит и шутит. Мне кстати юмор понравился, немного конечно нарочитый и местами избыточный, но улыбнуться заставляет.
Финал какой-то не очень логичный - наращивали "гонку вооружений", а потом хоп, и вывернулись из этого тупика введя в повествование совершенно нового персонажа, на который финал и замкнули. Намек с выполнением невысказанного желания понравился.
Конспирологическая фантастика
Положительное впечатление: на конкурсе очень мало действительно смешных текстов, где смеешься не над ошибками автора, а над происходящим в рассказе, история читается на одном дыхании.
Глупо конечно винить автора в недооценке кругозора у читателя, еще парадоксальнее обвинят в том, чего автор скорей всего не мог знать. Выдуманная вселенная Warhammer существует несколько десятилетий (там похожие столкновения не только периодически случаются, но описаны даже подробные ТТХ каждого барана), да и идея с мутировавшими животными ополчившимися против рода людского не впечатляет новизной и оригинальностью.
Могу понять опасения автора, что не каждый читатель посчитает фамилию Барабеков говорящий, но зачем это разжевывать прямо в названии рассказа?
Сюжет не понравился, для меня не хватило интриги с концовкой - можно было читателя сначала увести от очевидного решения проблемы, так чтобы потом удивить логичным решением ГГ.
Мир неправдоподобен. И автор сам это подчеркивает. Если такое преображение животных локально - неясен пафос и трагизм ситуации, при глобальном изменении я вслед за автором повторю вопрос: "Они к жизни не приспособленные. Кто их поить-кормить будет?"
Экологическая фантастика
Отрицательное впечатление:Тема не заинтересовала, драматического противостояния между людьми и домашней скотиной не увидел, название убило весь интерес к дальнейшему чтению.
Понравилась отстраненная суховатая манера повествования. Язык сразу настраивает на определенный ритм и восприятие.
Интересное прочтение концепции дьявола в деталях. В чем очарование этого текста? Оно естественно в деталях. =)
Турбо-мистицизм
Положительное впечатление: после гомогенизированной массы однообразных текстов зацепил с первой строки явный авторский стиль, а потом и содержание понравилось.
Он, Она и колесо Сансары или своеобразный "День сурка".
Эпизод с дебильной удмуртской девочкой был почти на грани. Про поляка-гомосексуалиста абсолютно лишнее - на мой вкус, в этот момент вы окончательно добили свой рассказ. В некоторых действиях героев явно прослеживается самоуправство автора, а вот явных логичных мотивов нет.
В первых двух эпизодах присутствует Санито-Саньтяго, потом он исчезает, по-моему впечатлению только из-за того, что у автора не хватило фантазии обыгрывать тему любовного треугольника дальше. Кстати для сюрприза в финале такое сохранение постоянного "третьего угла" только пошло бы на пользу.
Индуистская фантастика
Отрицательное впечатление: просто набор эпизодов, которые можно читать в каком угодно порядке, вторичность идеи, очень ненатуральные диалоги (в эпизоде с Англией просто режет глаз).
Автор очень ловко и быстро знакомит нас с личностью ГГ, делает вместо с читателем глубокий вдох и после недолгой паузы начинает закручивать тугую пружину интриги, не забывая попутно снабжать воображение яркими деталями и латиноамериканским колоритом.
Только при повторном прочтении, замечаешь что автор хитро, через реплики героев, вываливает на читателя нужную информацию, что цельность произведению придают мелкие, не заметные на первый взгляд детали, расположенные в стратегических точках =) (посмотрите на примере Кацмана).
Понравился ненавязчивый юмор. Нет впечатления, что автор хохмит из-под палки с надеждой на улыбку вглядываясь в лицо читателя, как это складывается при чтении большинства конкурсных рассказов.
Фантастика ближнего выцеливания
Положительное впечатление: хорошая смесь реальности, фантастики и юмора, приятно и легко читается (да-да, размер рассказа 12кБ, но складывается полное впечатление, что половина затерялась где-то в параллельном мире). Единственный возможный негативный момент - финал на такой скорости пролетает мгновенно, в киноиндустрии в таких случаях используют разные хитрые трюки со скоростной съемкой или монтаж с нескольких камер, возможно стоит применить что-то похожее после окончания конкурса.
Автор намерено или нет вызвал в моем воображении картинку почти один в один похожую на короткометражный сериал Линча "Кролики". И чувства при просмо... чтении рассказа похожи.
Пугающий неизвестный мир за дверью, странные фантастические существа, еще более ужасающая своей обычностью девочка с голубыми волосами. И конечно ОНИ, кто бы там они не были.
Надо только крепче сжать протянутую руку автора и вместе с ним пройти сквозь лабиринт страха и неизвестности. Наступила ночь и Вилли выставил девочку за дверь, к НИМ. А может Тилли и Вилли на самом деле боятся того, во что ОНИ сами превращаются после захода солнца и запертая дверь оберегает не их, а саму девочку?
Абсурдистская мистика/Мистический абсурд
Положительное впечатление: необычный рассказ, автор смастерил воздушный ажурный сосуд с пустотой внутри, и только от читателя зависит, чем он сможет ее заполнить.
И опять автор побоялся добавить "юмор" к жанру "фантастика", хотя хохмит напропалую.
Не совсем понятно зачем автор ввел в повествование ГГ, от чьего имени рассказывается история. Необходимые отступления только мешали развернуться яркому сочному стилю. И дворник и кибер-пес вышли полноценными живыми персонажами, даже эпизодические герои искусственного происхождения переиграли ГГ.
Постоянные итерации кибердог-море и камеры-сковорода-муха развеселили, но не более. А вот финал превратил всю историю в какой-то "дурной" бесконечный цикл.
Кибер-хохма
Нейтральное впечатление: читать было весело, понравился авторский стиль, но какого-либо смысла или полноценного сюжета не разглядел, показалось что история - забавная юмористическая зарисовка.
Это сказка, даже точнее традиционное последнее предложение у многих сказок - "и жили они долго и счастливо". Больше о содержании рассказа мне сказать нечего, абсолютно.
Композиционно у нас имеется скучноватая сказка про исполнение желания, обрамленная вроде как фантастическими персонажами и миром. Да назовите вы отца мальчика как хотите и напишите сколько угодно описаний мира будущего - все равно фантастикой ваша история не будет. Фантастические детали никак не влияют - ни на сюжет, ни на персонажей. Тема про бессмертие полученное человеческой расой в конце рассказа превращается в громкий пшик - потому что тоже никак в истории не "сыграла".
Вот эта тирада только подчеркивает фэнтезийно-сказочную жанровую принадлежность зарисовки: "В свое время человек захотел передвигаться быстрее самого быстрого бегуна, и тогда изобрели автомобили и поезда. А потом он пожелал летать, не имея крыльев, и вскоре в воздух поднялись самолеты. Когда человеку понадобилось, чтобы кто-то думал вместо него, появился компьютер." - это в корне неверное представление о прогрессе, а про компьютер просто развесилили.
Фантастика для младшего школьного возраста
Отрицательное впечатление: абсолютно неинтересная бытовая зарисовка, с притянутым за уши футуристическим антуражем, возможно автор вкладывал какой-то глубокий смысл - но я увидел только сплошную банальность.
Понравились своеобразные "спецэффекты с изображением" в начале - читателя заставляют вместе с гомункулом вглядываться через мутное стекло пробирки. С первых же строк читатель начинает смотреть на мир сквозь кол... призму гомункулова взгляда. Маленький фокус и текст от первого лица начинает восприниматься с полным доверием.
Главный герой состоит из смеси наивности, жестокости, эгоизма, доброты, любознательности...можно долго перечислять, в маленьком человечке перемешалось многое, как в самом настоящем реальном человеке. Получился, на удивление, очень достоверный с психологической точки зрения персонаж, даже на фоне такого сюрреалистического мира.
А как вам метафора с вырастанием из колбы, когда живот не влазит в свой "мир" и поэтому приходится жить в чужом? Или очень тонкое проникновение морали и элемента своеобразного воспитания читателя в ткань повествования? А рассказ-то совсем не прост, как может показаться на первый взгляд.
Пост-фэнтези
Положительное впечатление: очень образно написано, и внутренний мир великолепен и "декорации", а под красивой оберткой еще и глубокое содержание - о взрослении, изменяющемся взгляде на мир, проблеме выбора - и это все поместилось в каких-то двенадцати килобайтах!
Давным-давно я Носова открывал, а вот сейчас специально посмотрел перед тем, как рассказ перечитать - автор просто молодец, стиль поймал, один в один язык. Обратная сторона - автоматический фильтр скептицизма на "детские" рассказы и невнимательное чтение.
Дотошно перечитал, попытался разобраться во впечатлениях, почему же текст не вызывает дикого восторга, а оставляет лишь послевкусие оригинального прочтения "малышовой классики" и хорошего исполнения.
А вот не верю я вашим героям. И про "объехать всю страну на велосипеде" они привирают и про Кипр. Возможно мне стоит перечитать про Незнайку и его друзей, но почему-то сложилось впечатление полной перпендикулярности вашей страны малышей и малышек к оригинальной - отдаленное внешнее сходство есть, а вот детали выдают полную ненатуральность.
Постапокалипсис для дошколят
Нейтральное впечатление: Кроме впечатления излишнего "самоуправства" автора с героями, возникло впечатление искусственности концовки - вот выбрал автор яркую запоминающуюся строчку для названия, а потом всеми правдами и неправдами к этой строчке финал подвел.Одним словом - не проникся, причем возможно в первую очередь из-за слишком точной стилизации языка под оригинал.
Рассказ начинается как хорошее легкое юмористическое произведение. Хотелось бы чтобы у всех персонажей была своя манера речи, но крошечный объем и большое количество действующих лиц превращают такое замечание скорее в придирку. Юмор понравился, он обыгрывает непохожесть существ на человека и саму постановку пьесы, тесно переплетен с сюжетом.
Не понравился возникающий на середине трагический мотив с крепостным театром, некими хозяевами и скрытым протестом, как фига в кармане, ценным скорее для протестующего, чем для того против кого он выступает. Нет-нет, вот как раз мысль про неоднозначность трактовки классических вещей как раз понравилась. Отторжение вызывает сама внезапность появления в повествовании этого трагического мотива после веселого и легкого начала.
Фантастическая трагикомедия
Нейтральное впечатление: из-за ощущения фальшивости трагедии, элемент не слишком удачно раскрыт перед читателем - исключительно через прямую речь режиссера. Как мне кажется, лучше было бы предварить его выступление о крепостном театре и хозяевах каким-то объективным видимым действием со стороны этих "инопланетных помещиков" - даже не знаю, допустим исключением из труппы одного из актеров или даже его убийством, чтобы вызвать в читателе чувство протеста, а уже потом на фоне этой эмоциональной окраски изложить информацию.
После души с запахом несвежего белья, молодой Советской России и лакированного грибка под хохлому я ждал появление пьяного вдрызг медведя с балалайкой или Василия Ивановича с глиняным пулеметом. Ни тот ни другой не явились, задумался и продолжил читать текст внимательнее.
А потом вспомнилась одна сцена из фильма "Быть Малковичем".
Язык у рассказа великолепный, но почему-то странно старомодный иногда (особенно прямая речь героев выдает). Впечатление что рассказ написан про СССР 70-80 годов, а потом "подновлен" атрибутами современной жизни.
Пост-постмодернизм
Положительное впечатление: диссонанс между плазмой, мобильными и постоянными отсылками в первую половину 20-го века, эпизод с ноутбуком по-моему абсолютно лишний (одно чудо хорошо, а два - уже скепсис). Все остальное понравилось.
Жили-были в женской общаге четыре подруги душа в душу. Жили, значится, и вроде как не тужили. А одна вдруг, кошка драная, себе шмотку яркую отхватила где-то по случаю. И вот пока эта мымра тряпку-то свою мерзкую не сожгла, мы с ней не разговаривали - бойкот и все такое, по-взрослому, до слёз и мата. Вот в принципе о чем история, если позабыть про насекомых.
А знаете почему так показалось? Ваша героиня получает крылья и возможность летать в отличие от остальных своих подруг, а для чего эти крылья и полет? Вот что говорит читателю Мать улья: "ты будешь тем огоньком, который осветит их жизнь и придаст ей смысл...", то есть по существу героиня - что-то наподобие поп-звезды, идола? А мир насекомых утилитарен, если одна из особей получает возможность летать, значит это продиктовано необходимостью - для сбора еды, защиты и т.д. Вы этот момент в своем тексте нивелируете. Можно было сыграть на противопоставлении эмоций - показать радость полета, а затем раскаяние перед остальными, лишенными крыльев, подругами. А у вас только слова Рури, где она наоборот рассказывает что полет отвратителен, и ей не нравятся крылья.
И вот вроде бы эмоциональный пик - героиня отсекает себе эти крылья. А сопереживать-то не получается - полет ей вроде как радость не доставляет, ценность ее крыльев для улья не ясна - просто оборвала две бархатные тряпки, чтобы от подруг не отличаться.
Энтомологическая фантастика
Отрицательное впечатление: по-моему вы переборщили с очеловечиванием огневок, и не смогли проиллюстрировать в чем же была трагедия отказа от крыльев.
Начало не понравилось, очень медленно развивается сюжет (почти треть рассказа ничего не происходит, одни разговоры про покупку астероида - причем этот кусок можно легко удалить, смысловое содержание не пострадает) - вместо трех разнесенных по времени эпизодов, можно было написать один и более яркий (ГГ думает что механик в который раз про астероиды будет расспрашивать, а Стив его уже зовет на покупку смотреть).
Диалог где ГГ предлагает продырявить оболочку неправдоподобный и лишен эмоций, гаваец вместо нормальной реакции выдает авторский текст.
Финал крайне не понравился - сначала из текста вылез автор и рассказал зачем он про астероид нагородил, а потом вернулся ГГ и добил бессмысленным пафосом.
Артефактная фантастика
Отрицательное впечатление: композиция у произведения слабая, автор не то что не пытается, он наоборот целенаправленно давит любые намеки на интригу. В комментариях написано что это своеобразный трибьют золотому веку фантастики - вероятно задумка удалась, я увидел в этом рассказе те же самые негативные моменты - показную наукообразность, недостоверность описания обычных бытовых ситуаций, крайнюю искусственность персонажей.
Немного старомодный стиль изложения удачно сочетается с личностью героини, автору даже нет необходимости с самого начала описывать внешний вид. Автор используя диалог рассказывает подробности конструкции роботов, при повторном чтении уже чувствуется некоторая искусственность, но все довольно изящно выполнено. А вы заметили что у читателя подспудно складывается впечатление, что героиня не первый раз пытается навязать дочери свое видение идеального мужа и как бы исправляет свою жизнь, под выдуманный эталон, хотя дочери скорей всего такие попытки уже успели надоесть? Очень хорошая правдоподобная деталь.
Финал тоже обрадовал - не затянут, без ненужных деталей, написано ровно то, что должно было прозвучать. Понравился намек, что перед нами на самом деле полностью роботизированный мир, где искусственные существа уже сами запутались, а есть ли среди них хоть один настоящий человек. Единственное что не понравилось - "говорящее" имя Пьер Безухов, по-моему уже лишнее.
Кибернетическая фантастика
Положительное впечатление: текст вроде бы простой и по стилю и по сюжету, но написан хорошо, даны нужные детали, герои правдоподобны, совершают логичные действия, концовка сильная - ну а что еще нужно хорошему рассказу?
Первые предложения внушают читателю, что перед ним откровенный треш. Конструкция "Чащин хотел рассказать о..." - "Но... все это уже было" ввели меня в ступор. В чем именно логика в противопоставление нескольких событий и того факта, что они действительно произошли? Почему на этом основании делается вывод, что рассказывать об этих событиях не нужно (как бы читателю преподносится мысль - а вот если бы ничего из этого перечисления не произошло, то герой бы о них рассказал)? Это такая "шутка юмора" была?
Классический пример, когда скучная бытовая зарисовка, самоценности не имеющая, одним мановением авторского пера превращается... превращается, да не во что она не превращается, а так и остается неинтересной зарисовкой, не слишком правдоподобной с натужным "юмором", одного из героев которой автор из прихоти обозвал почему-то "эльфом".
Сферический апокриф фэнтези в потоках флогистона
Отрицательное впечатление: дядя Степа, участковый, всех хулиганов называет гоблинами, и любит иногда применять художественные обороты в протоколах задержания, но вот незадача - архивы попали в одно московское издательство, говорят скоро издадут отдельной серией "русское боевое фэнтези".
С самого начала автор настраивает своего читателя на скептический лад - пишет что ГГ срывается с места посреди ночи и едет к малознакомому человеку (во что не очень веришь), а потом начинает приводить факты, делающие такое событие почти маловероятным. Зачем?
И это ощущение неправдоподобности проходит через рассказ - зачем Витек зовет ГГ, зачем он продолжает ему рассказывать свои планы, потом ГГ оказывается в роли спасителя. А ведь постоянно повторяется, что Витек для ГГ человек малознакомый, черная дыра ГГ неинтересна и т.д.
Кстати, а как и зачем Витек оставил записку для ГГ? Неужели он заранее предвидел несчастный случай (а ведь по тексту это именно случайность и Витек не планировал эксперимента по нырянию в дыру)?
Финал не понравился - извините, но впечатление что автор решил хоть как-то завершить, подобрав первое подходящее решение.
Псевдонаучная фантастика
Нейтральное впечатление: в основном из-за вторичности, в комментариях даже подобрали сходный рассказ Саймака, по-моему у Шекли есть тоже что-то похожее, и мне почему-то кажется что я уже читал в каком-то сборнике старой отечественной фантастики практически идентичный рассказ (вполне могу ошибаться - слишком у вас "классический" сюжет), к тому же ГГ постоянно почему-то поступал вопреки изложенным фактам, его мотивов я не понял.
На мой вкус перед каждым из писем не хватает буквально пары слов про внешний вид - они же разные по форме и фактуре, по степени потрепанности временем. Автор оставил это на откуп фантазии читателя, его право.
Великолепно вышла стилизация всех четырех писем - действительно создается впечатление что писали их совершенно разные женщины. При этом за манерой изложения угадывается и характер и время, в которое они жили, и даже можно предположить про некоторые повороты судьбы, не попавшие в письма.
Автор дарит читателю радость археолога, который осторожно вскрывает один культурный слой за другим или даже скорее архивариуса, постепенно собирающего из разрозненных и искаженных летописей истинные факты. Понравилось как показан процесс исчезновения неважных с точки зрения каждой из женщин деталей и финал истории, он же начало рассказа.
Темпоральная мистика
Положительное впечатление: автор хорошо владеет искусством стилизации, читателю остается только окунуться в этот пыльный мир старых писем и прочувствовать яркие эпизоды из жизни четырех, очень непохожих женщин и нелепость объединяющей их трагедии, чей случайный характер является завершающим штрихом для придания хорошего привкуса правдоподобия всей картине.