Дубынина Инга Владимировна : другие произведения.

Гибель чёрного ордена

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Лишь только темная южная ночь опускалась на затихшие города и сонные кишлаки, ассасины выходили на свою страшную охоту.


  Исторический очерк и заметки были впервые опубликованы в журнале "Всемирный Следопыт" (СПб), N 9, 2004 г. - Инга Сухова. "Гибель Чёрного ордена" (тема номера "ЗАПАД-ВОСТОК, XI-XII вв."), с. 2-3, с. 16-25.
  

  
  Пространство и время: Средневековая Передняя Азия, эпоха Крестовых походов, XI - XII вв.
  Аннотация: Ассасины - средневековые террористы.
  
  Инга СУХОВА
  

ГИБЕЛЬ ЧЁРНОГО ОРДЕНА

(исторический очерк)

  
  Воспламенённые призывом Папы Римского, огромные массы западноевропейских христиан в 1096 г. направились в Крестовый поход, целью которого было освобождение Святой земли от "неверных". Во главе рыцарских ополчений встали знаменитые вожди Готфрид Бульонский, Боэмунд Тарентский и Раймонд Тулузский. Преодолевая огромные трудности, с боями они достигли Иерусалима и в 1099 г. взяли его.
  В течение краткого времени крестоносцы заняли всё восточное побережье Средиземного моря, образовав там несколько небольших государств. Окружённые владениями мусульман, они просуществовали почти двести лет, сражаясь с "неверными", опираясь на силы духовно-рыцарских орденов и помощь из Европы. Крестоносцы нередко враждовали между собой, вовлекая в борьбу соседних мусульманских государей, не гнушаясь и услугами наемных убийц - "ассасинов".
  

Первый Крестовый поход []

  
   Кто же они, зловещие и таинственные убийцы, гроза сильных и слабых, вельмож и простых поденщиков, неуловимые, как ветер и исчезающие сквозь пальцы, как песок? Чтобы найти ответ на этот вопрос, придется обратиться к истории.
   При дворе египетского халифа Мустансира Биллаги в 1094 году произошёл династический спор. Халиф назначил своим преемником старшего сына Низара, а затем изменил свое решение и передал права на наследие второму сыну, Мустали. Однако часть подданных отказалась принять подобные перемены, и осталась верной Низару. В дни раскола при дворе халифа подвизался чиновник канцелярии Хасан ас-Саббах, перс по национальности и сектант-исмаилит по вероисповеданию. Вмешавшись в распрю, он оказался в лагере проигравшей стороны и бежал из Египта на родину. Там, скрываясь от властей, опытный интриган очень скоро приобрел огромное влияние среди недовольных мусульман-исмаилитов и сколотил из них многочисленную разбойничью шайку, наводившую страх не только на мирных жителей, но даже на военные гарнизоны.
   В Персии правила тюркская династия Сельджукидов, чуждая по крови местному иранскому населению и потому непопулярная в народе. Однако царствовавший в это время султан Мелик-шах был одним из лучших представителей потомков Сельджука. Власть султана простиралась от границ Китая до побережья Мраморного моря. При его разумном правлении строились новые города и поднимались из руин разрушенные войной селения, прокладывались удобные дороги и оросительные каналы. В пяти главных центрах страны - Багдаде, Нишапуре, Исфагани, Герате и Басре были основаны училища высших знаний - первые в мире университеты. Возводились многочисленные мечети, площади украсились изысканными общественными зданиями, в Багдаде султан повелел перестроить и оборудовать старую обсерваторию. Мелик-шах отличался гуманностью и веротерпимостью, широко покровительствовал ученым и поэтам. Мудрый министр-везир Низам ал-Мульк во всем помогал своему владыке.
   Дерзость сподвижников Хасана заставила визиря отдать приказ о поимке главаря, и дело дошло до открытой войны разбойников с государством. В середине 90-х годов ХI века ас-Саббаху удалось хитростью захватить неприступную горную крепость Аламут (Орлиное гнездо) близ города Казвина на севере Ирана. Там мятежник укрепился и объявил себя шейхом, получившим в народе прозвище "Старец Горы". Для успешного ведения борьбы с противниками он организовал тайный орден, своего рода "боевое крыло" секты исмаилитов, члены которого наводили ужас на мусульманский мир и вошли в историю под именем "ассасинов".
   Существуют свидетельства современников, описывающие методы вовлечения неофитов в таинственный орден и многочисленные злодеяния, творимые его приверженцами. Известный путешественник Марко Поло оставил нам рассказ о "Старце Горы". В неприступном горном ущелье близ Аламута шейх развел невиданный дотоле сад, во всем подобный райскому, как он описан в Коране. Сад был украшен чудесными деревьями и цветами, его орошали многочисленные ручейки и населяли девушки, прелесть которых превосходила всякое воображение. Эти гурии играли на всех инструментах, пели и плясали лучше других жен. Хасан дозволял войти в этот сказочный уголок только тем, кто изъявлял желание стать ассасином. Приверженцев он отбирал среди крепких юношей от двенадцати до двадцати лет. Избранникам незаметно добавляли в пищу дурман и спящими вносили в дивный сад. Проснувшись, неофит оказывался в "настоящем Эдеме", любое его желание немедленно исполнялось. Когда же истекал срок, отпущенный старцем, юношу вновь незаметно угощали пьянящим зельем и отправляли туда, откуда он был взят для посещения Элизиума. Побывав в призрачном раю, ассасин был готов на все, лишь бы вернуть утраченный сон. В качестве дурмана ас-Саббах применял гашиш, откуда и произошло название "хашшашин", превращенное затем христианами в "ассасин". Во многих европейских языках так стали именовать наёмных убийц.
  

Ассасины - средневековые террористы []

  
   Обманутые юноши, называемые теперь "федави" (или "фидаи/фидаины")* , становились послушным орудием в руках коварного Старца. Повиновение их доходило до полного самоотречения. Пренебрегая усталостью, опасностями и пытками, они с радостью отдавали во имя шейха даже жизнь, когда тот поручал им исполнить очередной смертный приговор. Ибо ассасины стали сектой тайных наемных убийц: любой заплативший "Старцу Горы", мог избавиться от соперника или неугодного ему лица. Днем фидаины могли жить бок о бок с вами мирной жизнью добропорядочного гражданина, образцово исповедовать ислам и в интересах дела принимать любую другую веру. Но лишь только ночь опускалась на затихшие города и сонные кишлаки, ассасины выходили на страшную охоту. Повинуясь приказу имама, его посланцы набрасывали на шею жертве удавку, вонзали нож в сердце или всыпали яд в пищу обреченному. Убийцей мог оказаться любой - старый друг, брат, сосед или возлюбленный. А наутро безжалостный слуга Аламута мирно сидел в мастерской за ткацким станом или стучал молоточком в лавке ювелира. Спасения не было, ибо фидаин совершенно не дорожил жизнью, с нетерпением ожидая смерти, ведущей прямиком в явленный Старцем рай. Мудрый везир Низам ал-Мульк вскоре после выступления против ас-Саббаха пал от ножа фанатика-фидаина, подосланного мстительным шейхом. Но, в случае поимки, ассасина ждала страшная смерть после тяжелейших пыток, если разъяренный народ не успевал растерзать убийцу.
   Однажды, уже при новом "Старце Горы", крестоносец Генрих, граф Шампанский, проезжал мимо Аламута, и преемник Хасана пригласил его посетить крепость. Граф отважился принять предложение. Во время осмотра неприступных башен два фидаина из числа охраны по приказу шейха пронзили себе сердца кинжалами, упав мертвыми к ногам потрясенного графа. Другой ассасин по мановению руки Старца без колебаний прыгнул в пропасть. Владыка горной твердыни хладнокровно заявил побледневшему Генриху: "Пожелайте, и по моему слову они все лишат себя жизни на ваших глазах".
   Секта оплела тайной паутиной не только мусульманские страны: трепетали и христианские государи. Однако многие из них не брезговали нанимать слуг "Старца Горы", избавляясь с их помощью от соперников. Знаменитого английского короля Ричарда Львиное Сердце современники обвиняли в вербовке ассасинов для убийства Конрада Монферратского. Германский монарх Фридрих II, племянник Барбароссы, был отлучен от церкви Папой за то, что с помощью фидаинов избавился от герцога Баварского - своего заклятого врага.
  

Эпоха Крестовых походов []

  
   Так, сменяя друг друга на кровавом престоле неприступного Аламута, больше 150 лет "Старцы Горы", вершили свои приговоры, наводя ужас на окружающие народы. Наступил 1256 год, в Иран вторглись монголы. Войско под предводительством хана Хулагу подошло к твердыне ассасинов и окружило ее. В то время секту возглавлял молодой шейх Хуршах. После изнурительной осады Аламут пал, ассасины были поголовно вырезаны монгольскими воинами, а их владыка доставлен к Хулагу-хану. Когда тот увидел, что шейх молод, он сохранил ему жизнь и отправил ко двору Великого хана Мункэ. Однако от змеи родится только змеёныш - уже в дороге Хуршах начал плести сети заговора против победителей. Об этом известили хана Мункэ, и он выслал навстречу отряд нукеров, чтобы шейха убили, не допустив в столицу. Такова была судьба ассасинов Аламута.
  

Руины крепости Аламут (Орлиное гнездо) []

  
   Разрозненные гнезда последователей жестокого ордена ещё некоторое время существовали в горах Западного Ирана, но уже больше никогда их предводители не могли достичь такой власти, какой обладал "Старец Горы".
   После монгольского разгрома в Персии большая часть исмаилитов переселилась в Индию, постепенно превратившуюся в их главный оплот. В настоящее время небольшие общины исмаилитов существуют в некоторых странах Передней Азии, но больше всего их живёт в Горном Бадахшане, изолированной от мира памирской области Таджикистана и Северного Афганистана.
   История кровавого ордена учит одному: никогда насилие как путь решения политических задач не приводит к стратегической победе, не дает возможности установить господство своих идеалов. Давая сиюминутный выигрыш (а, часто не давая даже этого), террор во все века являлся оружием обреченных, несмотря на кажущуюся "силу поступков", и в конечном итоге обрекал своих последователей на поражение и осуждение в памяти потомков.

***

  
   КСТАТИ:
   Исторически достоверный и яркий художественный рассказ о тайной организации ассасинов можно найти у В.Г.Яна - знаменитого советского писателя, лауреата Государственной (Сталинской) премии, вручённой за цикл исторических романов "Чингизхан", "Батый", "К последнему морю".
   См.: В.Г.Ян. В орлином гнезде "Старца горы" (из серии исторических рассказов) - Сб.: На крыльях мужества. - М.,"Правда",1988

***

  
  ДОСЬЕ: Секта ассасинов
  В 750-х годах единый дотоле монолит ислама раскололся на две ветви - суннитов (от "сунна" - обычай) и шиитов ("шийа" - дружина, союз). Во второй половине VIII века шииты претерпели еще один раскол: шестой имам (духовный глава мусульман) Джаффар ас-Садик отстранил от наследования старшего сына Исмаила и назначил преемником второго отпрыска - Мусу. Часть шиитов отказалась признать это решение законным и провозгласила приверженность отвергнутому отцом Исмаилу. Так зародилась новая секта мусульман-исмаилитов, вскоре превратившаяся, из-за своей закрытости, в некий религиозный орден.
  Особенно популярным он стал в Персии. В секту вступали все недовольные: крестьяне и беглые преступники, мелкая знать и разорившиеся ремесленники. Арабские авторы обвиняли исмаилитов в отходе от доктрин ислама, в извращении правил шариата. Это вполне вероятно. Ведь в орден вступало немалое количество тайных зороастрийцев, исповедовавших ислам лишь внешне, по принуждению.
  Структура ордена подразделялась на семь степеней посвящения. Неофиты и рядовые члены редко поднимались выше первых двух. На этом уровне традиции соблюдались: ислам не отрицался, обряды исполнялись неукоснительно. Однако чем выше по ступеням власти поднимался исмаилит, тем больше ему открывалась тайная "истина", согласно которой вера Мухаммеда отрицалась, а взамен Корана посвященному внушалась иная религиозно-философская доктрина, эклектично соединявшая в себе идеи, взятые из метафизики Аристотеля, зороастризма, буддизма, гностицизма и др. "тайных знаний". Обряды ислама объявлялись лишь формальностью для черни, а философия ставилась выше религии. Адепты ордена приносили клятву молчания и полного повиновения старшим.
  Так клан исмаилитов быстро разрастался, вербуя себе новых приверженцев не только из числа мусульман, но также из иудеев, буддистов и парсов-зороастрийцев. Секта приобрела огромное влияние и могла уже вмешиваться в политические распри, действуя интригами и оружием против правящей династии Аббасидов.
  Однако, напуганные террором, владыки мусульманского мира молчали и бездействовали, невольно способствуя притоку новых сил в секту убийц.
  К концу Х века исмаилиты покорили часть побережья Африки, захватили Бахрейн. Спустя еще несколько десятков лет они завоевали Сирию и Египет, основав новую столицу - город Каир, где воцарился Убейд-Аллах родоначальник династии Фатимидов. Исмаилиты правили Египтом до 1171 года, когда прославленный султан Салах ад-Дин, отважный курдский полководец, низложил последнего фатимидского халифа Адыла и основал династию Эйюбидов.

***

  
  ДОСЬЕ: "Старец Горы"
  Основатель организации ассасинов Хасан ас-Саббах родился в семье шиита. Отец отправил сына в школу сурового имама Мувафига, о котором говорили, что он учит не только Корану, но и другим премудростям, сообщающим посвящённому огромную силу. Согласно легендам, там Хасан познакомился и подружился с будущим знаменитым поэтом Омаром Хайямом, а ещё одним его приятелем стал крестьянский сын Низам аль-Мульк. Трое друзей заключили между собой договор: тот из них, кто достигнет в жизни наибольшего успеха, обязательно должен помочь остальным.
  Первым успеха добился Низам. Он стал визирем Малик-шаха, последнего султана государства Сельджуков, и одним из самых влиятельных людей в стране. Тогда школьные друзья напомнили о договоре. Низам его выполнил. Омару он назначил пособие, которое позволило поэту заниматься науками и писать рубаи, а Хасану - хорошее место при дворце. Но, сделавшись министром, ас-Саббах вместо благодарности верному товарищу принялся интриговать против Низама, чтобы самому стать правой рукой правителя.
  Низам, оскорблённый неблагодарностью приятеля, добился изгнания ас-Саббаха. Тот поклялся отомстить бывшему другу. Уехав в Египет, Хасан выдал себя за посланца Малик-шаха, и его с почестями приняли при каирском дворе. Проведя там три года, политик-интриган вновь вмешался в распри и был приговорён к смерти. Но накануне казни рухнул самый высокий в городе минарет. Это событие истолковали как знамение. Чтобы не гневить Всевышнего, плаху заменили ссылкой, и заговорщика посадили на корабль, отплывавший в Северо-Западную Африку.
  Рассказывают, что во время плавания случился страшный шторм. Все, кроме Хасана, упали на колени и просили Аллаха о помощи. Когда капитан призвал его присоединиться к общей молитве, ас-Саббах ответил: "Зачем мне молиться? Это я вызвал бурю. Я не погибну, ведь бессмертные не умирают. Вы же утонете, если не поверите в моё всесилие". Никто не придал значение этим словам. Но буря усиливалась, и моряки распростёрлись ниц перед "бессмертным", взывая о спасении. Вскоре шторм утих, а Хасан приобрёл своих первых последователей.
  Есть две версии того, как Хасан ас-Саббах овладел замком "Гнездо орла". По одной - он обратил гарнизон защитников в свою веру. Согласно другой - Хасан предложил губернатору провинции Али Махди три тысячи золотых за участок земли, который покроет шкура быка. Чиновник согласился на сделку. Тогда Хасан велел разрезать шкуру на узкие полоски и, составив из них длинную тесьму, опоясал ею всю крепость Аламут. Губернатор пытался протестовать, но Хасан предъявил ему договор и стал хозяином твердыни. (Это широко распространённый, иногда говорят "бродячий", сюжет средневековых сказаний. Легенда рассказывает, что таким же образом генуэзские купцы выкупили у монголо-татар территорию разрушенной Феодосии, основав на её месте торговую крепость Кафу.)
  В свою организацию Хасан отбирал самых убеждённых, крепких и отчаянных юношей. Иногда он покупал детей у нищих родителей и воспитывал их в слепой преданности и беспрекословном повиновении секте, внушая, что смерть по его приказу - прямой путь в рай. Ученик давал клятву не изменять идеалам ассасинов и тайным заповедям, которые ему открыты. Его экзаменовали и предлагали подумать над смыслом слов пророка: "Рай покоится в тени мечей". Ас-Саббах трактовал изречение так: будущий ассасин должен быть готов отдать свою жизнь за идею.
  Ассасины (федави) "прославились" в веках убийством трёх халифов, шести визирей, нескольких десятков наместников областей и правителей городов, крупных духовных лиц и великого иранского учёного Абу-аль-Махасина. Считается, что от их смертоносных рук погибли два европейских государя - князь Раймонд I, граф Триполийский (в 1105 г.), и правитель Иерусалимского королевства Конрад, маркиз Монферратский (в 1192 г.). Некоторые источники утверждают, что по заказу Фридриха II адептами секты в 1240 году был убит также герцог Баварский.
  Ассасины, готовые отдать жизнь кровавому служению, были особыми людьми. Их обучали, как быстро и наверняка лишить жизни человека. Для этого был отработан особый удар отравленным кинжалом в сердце жертвы. Смертников готовили долго и тщательно. Они изучали иностранные языки и актёрское мастерство. В случае необходимости тайные посланцы могли до неузнаваемости изменить внешность, умело преображались в дервишей, солдат, торговцев, лекарей.
  Получив задание, ассасины отправлялись в далёкие страны, с помощью хитрости и ловкости проникали в города и крепости. Лгали, лжесвидетельствовали, месяцами выжидали случая, когда можно будет поразить указанную жертву. Обычно при покушении погибал и исполнитель воли Хасана. Но, схваченные охраной, федави не таились: наоборот, высшей доблестью считалось продемонстрировать свою причастность содеянному так, чтобы стало известно - кто совершил убийство. Делалось это для того, чтобы подчеркнуть, как далеко простирается власть всемогущего Старца горы, как неумолимы его верные слуги.
  История организации ассасинов до сих пор полна тайн. Некоторые учёные считают, что монголы, положившие конец их процветанию, уничтожили не все крепости и гнёзда секты. Они просто не смогли отыскать их среди глухих непроходимых ущелий. Утверждается, что и сейчас встречаются потомки и последователи страшных федави. Говорят, что ещё в середине XVIII века британский консул в Сирии сообщал в Лондон, что потомки ассасинов по-прежнему живут в горах...

***

  
   ----------------
  Примечание:
  *) "Федави" (перс.) или "фидаи / фидаины" (араб.) - "искупать; жертвовать своей жизнью" - смертники, участники подпольного движения, готовые в любое время добровольно погибнуть за дело ислама или политические идеи.
  
  Источники:
  Ислам. Энциклопедический словарь.
  Г.Э. фон Грюнебаум. Классический ислам. Очерк истории.
  Л.Н. Гумилев. Тысячелетие вокруг Каспия.
  М.Д. Каратеев. Исмаилиты и ассасины.
  Книга Марко Поло.
  Ф. Дафтари. Краткая история исмаилизма.
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"