Всем доброго времени суток! На полноценный обзор, к сожалению, времени нет - поэтому кратко выскажу мнения о каждом из рассказов
В поисках души
Рассказ мог бы пополнить собой многочисленную плеяду безликих творений "среднего уровня"- тех, которым со спокойной душой лепишь 5 из 10 и про которые забываешь через полчаса после прочтения, - если бы не скомканная до состояния окурка в пепельнице концовка. Если состав совершенного преступления - после трех прочтений - начинает-таки угадываться, то расследования обнаружить не удалось и после четвертого. Оценка - низкая.
Старое дело
Сразу видно: автор рассказа, как и автор обзора, хорошую шутку ценит и любит. Другое дело, что шутить самому автору рассказа (как, признаюсь, и автору обзора) удается не всегда, точнее - не всегда удачно, сорри за каламбур. Впрочем, почин в рассказе есть, и немалый. Детектив тоже есть, и сюжет, и все, что полагается. Так что - перо (или курсор) автору в руки, зуб Шилонамылкина - на шею, а высокую оценку - в конкурсную таблицу.
Дело о картофельной шелухе
Полку шутников прибыло, о чем автор без лишней скромности сообщает еще в аннотации. Сказать, что на той самой аннотации чувство юмора автора и иссякло - значит погрешить против истины, но погрешить всего лишь на чуть-чуть. Большинство шуток в рассказе отдают канцеляритом; сюжет шит белыми нитками, а мистикой даже не пахнет. Более всего произведение напоминает отрывок из мемуаров скучноватой школьной директрисы на пенсии. Оценка - средняя.
Секреты черного Барона
Крепко сбитый рассказ про летчика и с легким перебором количества действующих лиц - очевидно, любовь к авиации и запутанным сюжетам у автора в крови. Написан рассказ хорошо, читается хорошо, с детективом и мистикой тоже все хорошо, ну и оценка, соответственно, - хорошо. То бишь где-то между "выше средней" и "высокой".
Свет в тоннеле
Самый таинственный рассказ на конкурсе. Тайна заключается в вопросе "а где, собственно, сам рассказ?". Оценка, несмотря на всю загадочность, - низкая.
Доктор Ностав
Где-то ближе к концу в рассказе упоминаются три небезызвестных литературных персонажа: "Шерлок Холмс, и Эркюль Пуаро, и Мисс Марпл". По правде говоря, этим упоминанием можно было бы и ограничиться; и так ясно, что все тридцать девять килобайт текста - это просто заботливо сваленные в кучу впечатления от прочтения А. Кристи и К. Дойля. Классиков я люблю, но оценка все равно низкая.
Тревожное наследство
На протяжении всего рассказа автор старательно пугает главных героинь и читателя; казалось бы - вот она, самая настоящая мистика - с привидениями, полтергейстом и загадочными смертями. Однако вместо хичкоковского триллера почему-то получается ломоносовская ода науке. Читаешь - и точно знаешь, что дыхание "призрака" - искусно спрятанный вентилятор, вода закипает от узко направленного пучка э/м излучения, а в сцене с пауком не обошлось без магнитных полей. Библия и серебряные кресты вышли из моды; оружие современного охотника за привидениями - отвертка, тестер и контур из медной проволоки. Оценка - средняя, за недостаток романтики.
Архивариус. Сбежавшая жертва
Рассказ, начинающийся в любимом американскими писателями жанре "про маниака", заканчивается самой настоящей мексиканской мыльной оперой. Даже сам маньяк, почуяв неладное в смене жанра, с обиженной физиономией приходит героине на помощь: что, мол, за цирк вы мне тут устроили? Концовка, на радость всем, счастливая: мыло уходит, маньяк остается. И на том спасибо. Несмотря на хэппиэнд, оценка - средняя.
Живуха, хитромудрая ведьма
Есть на Самиздате рассказы, читать которые - сплошное мучение. Их много. Есть и другие, которые читать приятно. Их намного меньше. Ну и, наконец, есть третья категория рассказов, самая малочисленная, можно сказать, элита: те, читать которые и приятно, и интересно. В "Живухе" автор одурачил всех: и собственного литературного героя, и жертву преступления, и читателей. Если прибавить к этому мастерство, с которым все было проделано, то мне ничего не остается, кроме как снять головной убор, передать привет хитроумной бабке и поставить "Живухе" высшую оценку.
Роковая вечеринка
Перед тем, как написать отзыв на этот рассказ, мне пришлось его внимательно перечитать: оказалось, что, хотя с предыдущего прочтения прошло всего несколько дней, я совершенно не помню, о чем там речь. Пожалуй, это лучшая характеристика произведения: оно не имеет "особых примет". Можно поругать рассказ за какие-то ошибки (вполне стандартные), можно похвалить за какие-то достоинства (тоже стандартные), вот только вопрос - а надо ли? Оценка - средняя.
Верю - не верю
Кажется, автор поторопился (или опоздал) на несколько месяцев: "Верю - не верю" (кстати, почему такое название, если не секрет?) мог бы неплохо выступить на летнем конкурсе остросюжетных рассказов. Детектива же, равно как и "мистики", в нем на грош. Впрочем, от низкой оценки у рассказа есть хорошее лекарство, а именно - его мораль: хочешь долго жить - поменьше слушайся женщин. Оценка - средняя.
Тралевала
В каждой женщине должна быть изюминка. Автор "Тралевалы" решил, что конкурсу детективного рассказа изюминка тоже не помешает - и оказался прав. За это ему, автору, большое судейское спасибо. Оценка - высокая.
Смерть депутата
Рассказ, который учит читать между строк. Если вглядеться, там большими огненными буквами выведено что-то вроде "ЭТО ВСЕ НА САМОМ ДЕЛЕ! ЭТО НЕ СКАЗКИ! Я ПО ТЕЛЕВИЗОРУ ВИДЕЛ!" Может, конечно, и не сказки, но когда в "реалистическом" детективе самое интересное место - схватка двух магов, - это, простите, чересчур. Оценка - средняя.
P.S. Кстати, концовка рассказа недвусмысленно намекает на то, что автор может и лучше. Если захочет, конечно. Чего и желаю в дальнейшем.
Несси
С первого взгляда кажется, будто цель рассказа - описание быта бурятских рыбаков, разве что фотографий не хватает. По зрелому же размышлению понимаешь, что нет, ничего подобного, надо брать выше: "Несси" является ничем иным, как средством пропаганды здорового образа жизни! Действительно, после прочтения осознаешь: будешь много пить - жизнь пройдет мимо. Как, собственно, и расследование преступления. Мораль, безусловно, благая, но поскольку конкурс проводится Детектив-клубом, а не Обществом Трезвости, то и оценка - низкая.
Трансплантация
Жизненный рассказ о тяжелой ситуации на рынке человеческих органов для пересадки. Ничем особенным "Трансплантация" не выделяется, но за поднятие серьезной темы пару баллов нельзя не добавить. Оценка - выше средней.
Чудо в закрытой спальне
Рассказ чем-то похож на поездку откуда-нибудь из Турку в Новгородскую область: начинается все гладко и красиво, а заканчивается ремонтом подвески. С самого начала ждешь от "Чуда" чего-то гораздо большего, чем банальная дверь в шкафу и самоидентификация преступника, - но на одних ожиданиях далеко не уедешь. Оценка, увы, средняя.
Собака Бакониных
То, что начинается как альтернативно-исторический реверанс в сторону понятно кого, ближе к концовке превращается в какой-то сумбурный пляс с нагромождением разнообразных прыжков, поворотов и полуприсядов. Тем обиднее тот факт, что отношения с русским языком у автора не просто на "ты", а чуть ли не на "я". Итоговая оценка - чуть выше средней. В придачу личное и слегка банальное пожелание автору - разумнее использовать свой талант.
Три мушкетера
Крепко скроенный и хорошо стилизованный рассказ о тяжком бремени женатого бизнесмена. Еще бы мотив убийства пооригинальней - и было бы совсем отлично. А пока что - выше среднего.
Мир слякоти
"Мир" - из тех произведений, которые, презрев материальную составляющую сюжета, стараются продраться сквозь заросли читательских умозаключений и взять прямо за душу. Рассказ, конечно, далек от идеала, в нем есть к чему придраться, но, честно говоря, не очень-то хочется. А все потому, что "Мир" - чуть ли не единственный рассказ на конкурсе, где преступление действительно есть преступление - потому что жертву чисто по-человечески жалко. Оценка - выше средней.
Галлюцинация
Рассказ, чья концовка по реалистичности недалеко ушла от высказанного где-то в середине "...мужика утащили черти. Или дезинтегрировали инопланетяне -- волновым излучателем...". Зачем какой-то сдувающий куклу и забивающийся под кучу барахла робот, если можно было просто заменить гостя самым обыкновенным андроидом? Мы же с вами в двадцать первом веке живем, что за детские шалости, в самом деле? Оценка - средняя, за отставание от прогресса.
Пыси ано
Если кто-нибудь из моих знакомых когда-нибудь станет депутатом Госдумы, я постараюсь пролоббировать закон, увязывающий число действующих лиц в произведении с его объемом. Например, по штуке на каждые пять тысяч знаков. С пробелами. И для доказательства необходимости такого законопроекта буду всем предъявлять (с разрешения автора, разумеется) "Пыси ано". Ибо рассказ этот - отличное пособие для тех, кто хочет испортить бочку первоклассного меда несколькими ложками дегтя: на 16 кбайт текста в "Пысях" никак не меньше десятка действующих лиц. Оценка, правда, все равно высокая, уж больно мед хорош.
Андрий Невтопный
От рассказа отчетливо веет школьными годами чудесными, Гоголем и, разумеется, "Вечерами на хуторе близ Диканьки" - веет в самом что ни на есть хорошем смысле. Приятно, что "Андрий" оказался двадцать вторым, последним, из прочитанных мной рассказов - мощный финальный аккорд, оставивший крайне приятное впечатление о всем конкурсе. Единственное, что можно было бы поставить в упрек рассказу - его намерение ближе к концу превратиться в этакую украинскую "Санта-Барбару", но, к счастью, автор это намерение вовремя пресек. Оценка, разумеется, - высокая (была бы высшая, но "Живуха" покорила меня раньше).
О конкурсе в целом
Спасибо всем - и авторам, и организаторам, - за возможность поучаствовать в этом замечательном событии, да еще и с непривычной для себя стороны. В целом уровень рассказов ПВ-2010 оказался (по моему сугубо личному мнению) выше, чем на других самиздатовских конкурсах - сказывается условие анонимности и неопубликованности рассказов; авторы подходят к делу более тщательно. Прошу не держать на меня зуб (Шилонамылкина, разумеется) за достаточно резкую критику - целью ее было как можно ярче, не растекаясь мыслью по древу, указать авторам на ошибки. Надеюсь, мои усилия не пропадут совсем уж даром :)
Всем участникам - огромных литературных (и не только) успехов!