<>Общество не однородно, по меньшей мере, выделяются три социальных слоя или класса - высший, средний и низший. Хорошо бы выделить не три, а десятка два, как предложено в предыдущей статье "Социальная реальность", тогда можно повышать общественную активность для специфики конкретной группы населения. О высшем обществе не скажешь, что оно политически пассивно, так как оно профессионально занято в политэкономической сфере. Вести речь можно о пассивности среднего и низшего класса, но вначале неплохо бы выяснить, а может ли он быть политически НЕ инертным, НЕ пассивным?
<>В интеллигентных кругах бытует мнение, что политическая активность субъектов, зависит от размера собственности, активность позволяет ее сохранить и приумножить. И это конечно истина, тогда зачем всякой голытьбе политическая активность, разве что поучаствовать в революции? Например, альтернативные историки утверждают, что Великая Октябрьская началась с разгрома народом винных погребов в Петрограде, среди народа было большинство солдат с западного фронта. Революция пошла с русским размахом, который захватил две революции подряд, потому как в погребах были столетние вина буржуазии. Не то что украинская Гидности, за печеньки, да и вместо буржуев выступали клятые москали, а с них что возьмешь, такая же голытьба.
<>Социолог Чарльз Миллс, книгу которого "Властвующая элита" мы взяли за основу, вещает о мировой тенденции общественно политической инертности по многим причинам, а это уже глобальное явление, требующее внимание общественности. С другой стороны некоторыми досужими стратегами понимается буквально конституционная декларация "источником власти является народ". Будто бы на самом деле государственные чиновники и бизнес элита являются слугами народа, и народ должен властвовать над ними. Очевидно, что это экстремистское понимание исходит из революционной доктрины, смены "плохих слуг народа" на "умных и порядочных". При этом народ обвиняется в беспечной революционной пассивности, обзывая его рабами, толпой, стадом, быдлом и прочими ругательствами. Но где ж взять умных и порядочных, если женщины не рожают, а мужчины не зачинают, а если и зачинают, то таких как сами.
УРБАНИЗИРОВАННАЯ РАЗОБЩЕННОСТЬ
<>Исходя из демократического идеала, число политически активного населения должно быть большинство - порядка двух третей (конституционное большинство). В этом случае можно утверждать, что "идея становится материальной силой, когда она овладевает массами". Но если иметь в виду, что в избирательных кампаниях число участия граждан лежит в этих пределах, то какие проблемы с политической пассивностью? А проблемы очевидны, каких бы "умных и порядочных" не избрали во власть всегда много недовольных избранниками, порою их даже осуждают и убивают. А это говорит о том, что избирательная система несовершенна, выбор происходит формально. Большинство граждан не уверено, что с помощью выбора кандидата от той или иной политической партии можно что-то кардинально изменить в сложившейся политико-экономической системе. Это один из многих факторов политической пассивности населения.
<>Для профессиональных политиков, государственных чиновников политическая деятельность это такая же работа, как и любая другая и, как на любую другую соискатели идут за ее оплатой. Тем боле, что оплата выше, чем на любой другой работе, кроме того, государственная служба связана с реализацией властных полномочий. Власть, деньги и престиж (https://www.proza.ru/2018/06/01/711) лучше всего удовлетворяют человеческое тщеславие. А какие стимулы заниматься политикой помимо основной деятельности, обеспечивающей благополучное существование для широких масс? Активная политическая деятельность для широких масс это работа "по совместительству". Слово "политически" подразумевает борьбу за власть, и не всякий гражданин склонен к борьбе, тем более, политической. Кроме того, занимаясь политикой на любительском уровне можно получить вместо коврижек много шишек, примером служит политическая оппозиция.
<>Нижние социальные слои озабочены своими бытовыми проблемами. "Сфера приложения сил и возможностей обыкновенных людей ограничена миром их повседневных дел и забот, но даже в этом кругу, замыкающемся профессиональной работой, семейными и соседскими отношениями, они часто оказываются во власти таких внешних сил, которые они не могут ни понять, ни подчинить себе. "Великие перемены" ни в какой степени не зависят от них, но, тем не менее, оказывают влияние на их поведение и воззрения. Эти перемены довлеют теперь над простыми людьми со всех сторон, а сама структура современного общества обрекает их на СЛУЖЕНИЕ ЧУЖИМ ЗАМЫСЛАМ" - заключает Миллс в упомянутой книге.
<>Локальные перенаселения мегаполисов и отдельных территорий в сочетании с расслоением, перерастают с развитием в глобальную, общемировую социальную пирамиду. Когда мы идем по улице, едем в транспорте, посещаем общественные учреждения и "дышим друг другу в затылок", то состояния отрешенности от своего ближнего не избежать. Даже когда мы отгорожены корпусом автомобиля или стенами квартиры ощущение скученности и раздражения накапливается. И мы получаем психологию конфликтности, конфронтации вместо консолидации.
<>Расслоение сопровождается отчуждением, замкнутостью социальных слоев. Верхние и нижние слои формируют свой этнос, враждебный друг другу более чем национальная или религиозная враждебность. С одной стороны формируется слой мировой политической и экономической элиты, а с другой - социальный слой люмпенизированного населения. Конрад Лоренц заключает, что расслоение "напоминает американских плантаторов старого времени, вполне человечно обращавшихся со своей негритянской "дворней", но рабов на плантациях рассматривавших в лучшем случае КАК ЦЕННЫЙ ДОМАШНИЙ СКОТ".
<>Народ все больше концентрируется в "каменных джунглях", а человек дитя природы, а природа вытесняется, растаптывается, загрязняется. И душа человеческая черствеет, опустошается, томится, тревожиться, раздражается, свирепеет. Потеря чувственности и "торжество разума"! Большинство животных останутся в зоопарках, а большинство людей в хомопарках. Это совершенно иная среда обитания и иная форма жизни. И как в таких социально психологических условиях расслоения МОЖНО ГОВОРИТЬ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ?
<>Скученность больших городов влияет непосредственно на общественную пассивность, отмечает в своем труде Миллс. "Рост крупнейших городов, приводящий к расщеплению проживающих в них людей на узкие, изолированные друг от друга круги и группы, лишает их тем самым твердого сознания своей целостности как общественности. Большой город представляет собой социальную структуру, состоящую из подобных мелких мирков, и люди, пребывающие в каждом из них, оторваны, как правило, от людей другой среды. Каждый человек находится в плену представлений своего ограниченного круга; каждый отрезан от всех других легко различимых групп.
<>В небольших территориальных общинах люди знают друг друга более или менее всесторонне, так как им приходится встречаться в различных сферах повседневной жизни. Члены же социально инертных сообществ центральных городов сталкиваются с людьми, не входящими в их тесный круг, только как с представителями определенных профессий; они знают человека другого круга лишь как человека, ремонтирующего автомобиль, как девушку, подающую им завтрак, как продавщицу или как женщину, заботящуюся об их детях в школе в дневное время. Когда люди общаются только подобным образом, то в отношениях между ними процветают предвзятость и шаблон. Человеческая сущность других людей не находит и не может найти в этих условиях своего проявления".
<>Анализ социальной психологии больших городов дополняет Конрад Лоренц в книге "Опасности перенаселения и "идеологии роста, опустошения жизненного пространства"
<> "Общее недружелюбие, наблюдаемое во всех больших городах, явно возрастает пропорционально плотности скопления людей в определенных местах. Например, на больших вокзалах или на автобусной станции в Нью-Йорке оно достигает устрашающей степени, скопление людских масс ведет к изоляции и безучастности к ближнему. Наихудший ее симптом - тяжелое или даже необратимое ослабление СПОСОБНОСТИ ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ. Этот эффект опасным образом сочетается с уже рассмотренным нарушением способности к человеческой симпатии".
<>Техногенная среда каменных джунглей большого города обусловило "Всеобщее и быстро распространяющееся отчуждение от живой природы в значительной мере повинно в эстетическом и этическом очерствении цивилизованного человека".
<>Как отмечает Лебон, расслоение сопровождается унификацией товаров, услуг, взглядов и поведения масс в целом. В унификации товаров и услуг заинтересованы производители, СМИ заинтересованы в унификации представлений, идей и переживаний, их массовости, в продвижении массовой культуры, легко доступной для восприятия. Но в унификации заинтересован и сам человек, чтобы не отстать от моды, не быть белой вороной, хоть как-то соответствовать потребительской эпохе. Формируется унифицированный человек - "человек массы" со среднестатистическими запросами. Массовым человеком легко управлять, легко манипулировать. Что с человеком делают гаджеты-смортфоны - в них концентрируется унификация всего, интернет стандартизирует, унифицирует чувства, мысли и предпочтения.
<>К манипулированию нужно отнести и партийную политическую систему вкупе с избирательной кампанией. Массовые выборы депутатов в законодательные собрания представителей политических партий представляют собой не саму демократию, а игру в демократию для отвлечения масс от политического процесса. Партийная система выборности не дает постоянной связи верхов с низами, и по своей компетенции нижние слои не могут оказывать реального влияния на политический процесс.
<>На выборах избиратель обращает внимание на внешний вид претендента на власть и его "сладкие речи" типа "поносить преступление и восхвалять добродетель, а также, чтобы разражаться проклятиями против тиранов и тут же приносить клятву - "жить свободным или умереть"" (Лебон). Напоминать массе, быть достойными ее великих предков. Акцент избирательной риторики на "массовое подсознание".
<>В публикации "Молчаливое большинство и гегемония смысла" Бодрийяр отметил - "Сами массы превратились в публику, которую интересуют только зрелища, а именно так воспринимается важные политические события в стране. Они полностью уходят в мир частной жизни". Но вина ли это масс в том, что выборы превращаются в зрелище?
СОЗНАТЕЛЬНО ОБЪЕДИНЕННЫЕ
<> "Высшие слои современного американского общества становятся все более однородными и зачастую оказываются сознательно объединенными; на этой верхушке возникла властвующая элита. Средние звенья этого общества представляют собой ряд предоставленных самотеку и загоняемых в тупик взаимно уравновешивающихся сил, которые НЕ СВЯЗЫВАЮТ НИЗЫ С ВЕРХАМИ. Низы же этого общества раздроблены и становятся все более бессильными, не говоря уже о том, что они лишены инициативы; в низах американской социальной системы возникает инертное общество
<>Американские верхи гораздо более сплочены и могущественны, а низы гораздо более разобщены и бессильны, чем обычно предполагают люди, внимание которых отвлечено средними органами власти, НЕ ВЫРАЖАЮЩИМИ ВОЛИ НИЗОВ И НЕ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ РЕШЕНИЙ ВЕРХОВ".
<>"Могущество" человека, группы людей определяется богатством и связями с такими же могущественными кланами. Богатство позволяет нанять (http://samlib.ru/d/drewnij_s/drevnis26.shtml) исполнителей для любых действий - богатство преобразуется во власть над соплеменниками. Связи усиливают эту власть и создают защиту - круговую поруку.
<>Миллс подчеркивает, что "оказываются сознательно объединенными". Значит, есть еще "объединенные подсознательно". Успех дела, предпринимателя или чиновника во власти зависит от многих партнеров, положение обязывает находить и поддерживать множество деловых и дружественных контактов. В традиции высшего общества заводить и поддерживать семейные, должностные и прочие связи, которые передаются по наследству. И у них для этого есть богатые возможности: закрытые клубы зоны отдыха, прогулочные яхты. Есть деньги, чтобы угостить и обменяться стоящими подарками. Наконец есть элитное образование и владение всесторонней информацией, есть о чем культурно поговорить и войти в очередной какой-нибудь "проект" - "сознательно объединится".. Подсознательно, психологически объединенными - это ощущение высокого происхождения, принадлежности к классу и предназначения своей высокой миссии. И такую персону готовит элитная школа, семья и социальный класс.
<> "Частная школа (http://samlib.ru/d/drewnij_s/drevnis55.shtml) выступает в качестве унифицирующего фактора, в качестве силы, формирующей общегосударственное единство высших классов. В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ, ЧЕМ СЕМЬЯ, она служит важнейшим передатчиком традиций социальной верхушки и регулятором процесса включения в нее нового богатства и таланта".
<>А что низшие социальные слои, какой мотив и стимул для объединения? Средние и низшие социальные слои в основном нанятые работники, у которых нет основания для объединения, и личностное трудовое соперничество не меньшее, чем предпринимательская конкуренция. Конечно, зажиточные слои среднего класса подражают, имитируют манеры поведения высшего социального слоя, пытаясь повысить свой уровень положения в обществе. Остальные стремятся выжить культурно и физически. Об этом и повествует социолог Миллс, приводим короткие извлечения из книги.
<> "Подобно тому, как экономические и социальные путы, связывающие людей из низов, порождают у них апатию и отсутствие веры в себя, так и благоприятные экономические и социальные возможности людей из верхов порождают у них стремление к дальнейшему продвижению и уверенность в себе.
<>Власть имущие были отобраны и воспитаны теми, кто обладал до них орудиями власти, источниками богатства, аппаратом фабрикации знаменитостей, существующими в обществе, в котором они живут.
<>Обучение искусству "отношений с людьми" занимает центральное место в программе подготовки людей высокого калибра. В курсе, посвященном "умению предстать перед людьми в выгодном свете", разработанном отделом подготовки торгового персонала при одной искушенной в рекламных делах корпорации, значатся такие темы, как "не говорите ничего спорного", "всегда можно заставить человека сделать то, что вам нужно"". Обычный человек готов спорить до драки, не вникая в позицию собеседника. (http://samlib.ru/d/drewnij_s/drevnis5.shtml)
<>Конкурентное соперничество между особями - закон природы, ему подвержены животный мир и растительность. Но если в животном мире предметом конкурентной борьбы являются жизненные ресурсы, территория кормления, то для людей на первом плане значимость личности. Значимость поддерживается многими ценностями, но в первую очередь имущественной состоятельностью, властью и престижем. Достижение этих "высоких ценностей" является заботой и стремлением каждого, начиная от рождения. Конкурентное соперничество приводит как к общественному позитиву, так и негативу, но соперничающая активность замещает общественную пассивность. Конрад Лоренц уделяет этому социальному явлению много места, проиллюстрируем цитатой.
<> "Под давлением соревнования между людьми уже почти забыто все, что хорошо и полезно для человечества в целом и даже для отдельного человека. Подавляющее большинство ныне живущих людей воспринимает как ценность лишь то, что лучше помогает им перегнать своих собратьев в безжалостной конкурентной борьбе. Любое пригодное для этого средство обманчивым образом представляется ценностью само по себе".
<> "Дух соревнования, характерный для школ, где обучаются дети из средних классов, здесь, как правило, ОТСУТСТВУЕТ. Школа как бы внушает каждому учащемуся, что его прилежание и успехи следует сопоставлять не с успехами товарища, а с тем жизненным назначением, которое он сам или учителя считают для него лично подходящим, и что, помимо того, проявлять слишком много рвения - значит вульгарно выделяться"
<>Дух соперничества культивируется до ожесточения, везде начиная с дошкольных учреждений, благодаря ему происходит отбор "лучших" во всех сферах деятельности. Но в элитных школах высшего общества, как пишет Миллс, он погашается, "сопоставляется с жизненным назначением!"
ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
<>Чтобы переломить тенденции углубления социально политической инертности, нужно повысить активность населения. Социально политическая активность населения необходима, в первую очередь, самому населению, в особенности его нижним слоям, чтобы не опуститься до состояния биологической массы. Но активность населения необходима и правящей элите, до тех пор, пока существует геополитическое противостояние центров силы, политическая элита в своем существовании опирается на население. А как только наступит эпоха планетарного доминирования одной силы (скорее всего Китая), то противостояние в духе терроризма перейдет на борьбу социальных классов.
<>Как подмечает Гюстав Лебон "Люди отвечали на вызовы истории, в частности на попытки реформ, не на языке диалога, но, скорее, на языке насилия, бунтом, попытками сломить источники угроз, прежде всего государство. Второй вариант ответа - проявление гражданской пассивности в форме прямого бегства от власти государства". Оба варианта ведут к беспомощности власти, ее деградации, сдаче национальных интересов, поэтому сама власть должна быть заинтересована в повышении политической активности населения.
<>Постоянное повышение общественной активности, в том числе и политической, требует соответствующей идеологии. Идеология должна включать субъекты, организационные формы и основные направления действий. Идеология повышения социально политической активности являет собой руководство к действию, поскольку определяет, кто и как занимается организацией этого процесса, а с другой стороны является тематическим планом просвещения общественной активности.
<>Субъектами повышения общественной активности могут и должны быть: государство, СМИ и общественные активисты. Все эти три субъекта, каждый со своей стороны, пытаются активизировать общественные элементы, но получается то, что получается. Государственные органы опасаются разрастания оппозиции и поэтому скорее сдерживают активность масс, так как оппозиция радикализуется в борьбе за власть. Но и непросвещенные массы стремятся к радикальным действиям.
<>Конечно, без участия СМИ в этом цивилизационном процессе результатов не следует ожидать. СМИ отчасти занимается политическим просветительством в русле патриотической идеологии, но по большей части "шоу бытовых сплетен".
<>Но главное действующее лицо социально активный "просвещенный человек", как называет его Миллс, от которого ожидаем проявление инициативы в переустройстве общественных отношений. "В условиях подлинной общественности просвещенный человек отличается способностью рассматривать свои личные заботы и невзгоды под углом зрения существующих социальных проблем и постигать те связи, которые существуют между ними и обществом, в котором он живет. Он отдает себе отчет, что явления, воспринимаемые и ощущаемые им непосредственно как личные заботы и невзгоды, очень часто являются не только личными трудностями и даже, возможно, не могут быть разрешены усилиями отдельных людей, а только путем ИЗМЕНЕНИЯ КОРЕННЫХ УСЛОВИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ той среды, в которой он живет, а иногда и условий существования всего общества".
<>К организационным формам, в которых должны эффективно функционировать и взаимодействовать субъекты повышения активности, относятся САМОУПРАВЛЕНИЕ административно территориальных единиц и СЕТЕВАЯ ИЕРАРХИЯ общественных формирований активистов. Развитие местного самоуправления муниципальных и региональных административных образований это реальные шаги в направлении повышения активности населения. Но сама политическая система государства в этой связи требует реформирования. В существующем исполнении местное самоуправление является проводником и статистом установок центральных органов власти, поскольку финансово зависят от них.
<>Если все установлено, регламентировано, то нет простора для инициативы. Для того, чтобы местное самоуправление проявляло инициативу в своем хозяйственном развитии, оно должно владеть некоторой свободой действий. Например, увеличивать минимальную заработную плату, или уменьшать одни налоги и сборы и увеличить другие в установленных пределах, учитывающих специфику района. Когда все финансовые поступления перечисляются в центр, а затем центр их распределяет, то бюджет района формируется из дотаций и инициатива местной власти глохнет на корню, при этом создаются условия для коррупции.
<>Беспартийная политическая система самовыборности законодательных собраний всех уровней, приведенная в статье "Государство" (http://samlib.ru/d/drewnij_s/drevnis31.shtml) серии статей "Майдановцы и москали" наиболее полно отвечает задаче активного участия граждан в управлении государством.
<>Сетевая организация общественных формирований представляет собой иерархическую сеть Городских соседских общин, обеспечивающих постоянный диалог гражданского общества с правительственными структурами. Требование ПОСТОЯННОГО ДИАЛОГА властей с народом все чаще звучат в протестных и оппозиционных движениях. Это говорит о том, что отчуждение властвующего слоя от народа увеличивается. Об организации Городских соседских общин, их задачи и функции подробно изложено в статье "Общество" (http://samlib.ru/d/drewnij_s/drevnis32.shtml) серии статей "Майдановцы и москали". Изложенная система формирования законодательных собраний под названием самовыборность и городской соседской общины учитывает приведенные принципы и требования повышения социальной активности.
<>Объектом приложения общественных сил может быть любая деятельность государственных органов и предпринимательских структур, но основные виды - это контроль, участие в обсуждениях и мобилизация. Эти три направления тесно взаимосвязаны, участие в государственных решениях является и средством контроля результатов и качества деятельности государственных органов, особенно расходования бюджетных средств, и способом мобилизации исполнения решений и проектов. Контроль нужен в любой сфере деятельности и на любом уровне, например, качество и цены продуктов питания. Контролем занимаются и специализированные государственные организации, но если масштаб и культура нарушений "вошла в жизнь", то никакие органы не помогут, при этом могут сами создавать коррупционный стиль контроля.
<>Психологически никто не терпит над собой контроля, но нельзя исходить в построении организационных систем из приоритета высокой нравственности. Нужно исходить из того, что все люди эгоисты, призваны удовлетворять свои эгоистические потребности. В условиях общественного производства и потребления люди даже не замечают, что присваивают, накапливают блага за счет других людей, не говоря о сознательных ухищрениях эксплуатации ближнего своего. Поэтому в отношениях людей должен использоваться принцип "эгоист одергивает эгоиста" от безнравственных поступков и правовых нарушений. С учетом этого принципа строятся организационные системы контроля, прозрачности и подотчетности общественности через СМИ.
<>К чему приводит бесконтрольность на всех уровнях государственного управления? Например, израильский политолог Кедми пишет, что только в Англии 200000 россиян из правительственных и около правительственных кругов имеют недвижимость. Социолог Кордонский схватил суть бюрократической кухни. "У всех есть свои интересы на ресурсном поле, всем нужен увеличивающийся поток ресурсов. И всякое уменьшение количества ресурсов порождает дефицит, конфликты и стремление к переделу. Здесь и появляются борьба с коррупцией и ее жертвы - те, кому не повезло, кого назначили козлами отпущения при изменении порядка в распределении ресурсов".
<>Чтобы организовать тотальный и повсеместный контроль должны быть соответствующие организационные механизмы, взаимодействие контролирующих органов и СМИ со структурами гражданского общества. Со своей стороны такие структуры предложены в упомянутых выше статьях
<>"Участие в обсуждениях" значимых для населения политико-экономических решений, постановлений, законов. Это требование продиктовано как улучшением качества принимаемых решений, так и мобилизацией общества на их реализацию. К обсуждению, а больше к информированию, граждане в какой-то степени привлекаются. Например, ежегодное послание президента, его ответы на вопросы, интервью, изучение общественного мнения, и т. п. Но это все эпизодически, по случаю, скорее для политической рекламы, чем для реального участия.
<>Все общественные пороки происходят от переоценки человеческой РАЗУМНОСТИ. Люди руководствуются, в особенности в своих отношениях, инстинктами, чувствами которые образуют характер. Заблуждение в разумности приводит к неосознанным конфликтам. Об этом неоднократно напоминает Гюстав Лебон в книге "Психология народов и масс". "Я знаю только одного Рибо который на нескольких страницах, к несчастью слишком кратких, показал значение характера и признал, что он образует истинный фундамент душевного развития. "Ум, -- пишет совершенно основательно ученый профессор "College de France", -- лишь побочная форма психической эволюции. Основной тип ее есть характер. Ум, когда он слишком развит, скорее ведет к его разрушению".
<>Ум на службе "чувственных инстинктов", поэтому и "ведет к разрушению". Стремление к экономическому росту, увеличению прибыли предприятий и доходов населения, росту потребления товаров и услуг и повышению комфорта есть побуждения эго, эгоизма. Верхний социальный слой, как и нижние, руководствуется удовлетворением своего эго, только потребности разные по форме и объему удовлетворения. Основной инстинкт - конкурентное соперничество, соперничество за свою значимость, за присвоение и накопление жизненных благ, в общем, за место в социальной пирамиде. Осознание, что все люди в своих отношениях руководствуются инстинктивной чувственностью, заставит обратиться к разумной части сознания.
<>Вывод напрашивается тот, что широкие слои населения находятся в цепких объятиях политико-экономической элиты общества, и нет никаких сил, и главное желания вырваться из этих объятий. А отдельные интеллигенты, стоя в толпе, порицают ее пассивность, вместо того, чтобы вскочить на "броневичок" и говорить просветительные речи, превращать "толпу в народ". Любой человек напрягает свои способности, чтобы приобрести блага и подняться по социальной пирамиде, для этого и используется политическая активность.