Древин Сергей :
другие произведения.
Крест человека
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Комментарии: 13, последний от 27/02/2024.
© Copyright
Древин Сергей
(
mos@adm.citytlt.ru
)
Размещен: 28/02/2001, изменен: 28/02/2001. 1494k.
Статистика.
Очерк
:
Философия
,
Эзотерика
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Психология, как системная этика, в т.ч. в существующих духовных традициях.
С.ДРЕВИН
"КРЕСТ ЧЕЛОВЕКА"
Книга неоконченных размышлений
(статичное, линейное описание
динамичного, многосвязного мира)
Содержание
1. Развитие психологии -
2. О страхе и форме человека -
3. Саи Баба о человеке -
4. Чувства и эмоции (1) -
5. Искренность и Открытость -
6. Отождествление и эго -
7. Чувства и эмоции (2) -
8. Характер -
9. Чувства и эмоции (3) -
10. Сознание и ум -
11. Воля -
12. Пространство сознания (1) -
13. Пространство сознания (2) -
14. Дополняющие психотипы людей -
15. Информационная структура человека (0) -
16. Тривиальные рассуждения или вопросы -
Литература -
Приложения
1. Возвышение этики -
2. Карма, медитация -
3. Русские традиции об устоях человека -
4. Путь науки и путь поклонения -
5. Барбара Энн Бреннан -
6. Абд-ру-шин -
7. Спираль познания -
8. Путь сознания и Новая раса -
"То, что можно описать словами,
- это всего лишь умственная концепция."
"Дао дэ цзин" в переводе Ни Хуацин
Эту книгу можно было бы также назвать "ОЩУЩЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. О НЕКОТОРЫХ
ВОПРОСАХ ПСИХОЛОГИИ: ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА, УМ И СОЗНАНИЕ"
Человек - сложная, многосвязная и взаимосвязанная с Природой система.
Мы попробуем посмотреть на единого человека со стороны разных его
проявлений: со стороны чувств и эмоций, сознания и ума, воли и
творчества...
Сущности, которые выделяет в себе человек, разделяют его. Но они
имеют один источник, и все они выражают единого человека, постоянно
изменяющегося человека, "существующего" (а не сущностного) человека,
существующего во взаимосвязи.
Мы видим мир или какие-то его проявления, как проблему, и потому видим
его в крайностях. Мы описываем мир, познаем мир, пытаясь преодолеть эту
проблему, и потому описываем односторонне, статично, пристрастно. Но через
преодоление этой естественной ограниченности, этой своей проблемы, на этом
своем пути человек приходит к вмещению мира, к осознанию своей гармонии...
Человечество, народы развивались в попытках понять, осознать себя.
Закрепленное в традициях, в религиях знание бесценно. Именно этические
категории вобрали в себя глубинные психологические закономерности. И кроме
того этика, как представляется, имеет системную основу.
В наше время можно наблюдать:
- виток раздельного развития философии и психологии в XX веке и возврат к
рассмотрению мира в единстве обоих аспектов;
- возвращение психологии в своих построениях к этическим категориям.
А почему "Крест человека"? Это название утвердилось при завершении
книги, но присутствовало как-бы постоянно. Воплощаясь, человек опускается
до слоев страдания...
Сказать, что мир - это страдание, совсем не оригинально.
Будда 2,5 тысячелетия назад в первой проповеди в Оленьем парке назвал
4 благо-родные истины:
1 - Жизнь неизбежно влечет за собой страдания;
2 - Страдание проистекает от наших желаний;
3 - Существует состояние, в котором нет страдания;
4 - Существует путь достижения этого состояния.
В XIX веке А.Шопенгауэр, ценивший кстати произведения индуизма и
буддизма, так писал в [1] (см. также приложение 4):
"Человек сам по себе - явление воли, его существование поэтому должно
состоять из беспрерывного неустанного хотения и стремления; как только
последнее отнято у него удовлетворением, возникает упомянутая нами раньше
пустота, из-за которой он и становится сам себе в тягость. Ибо радость
спокойного наслаждения познанием дана лишь очень немногим, - да и тем
только на незначительную часть их времени. А само хотение должно, в свою
очередь, иметь в качестве своей основы нужду, а следовательно, страдание.
Таким образом, жизнь со всех сторон, по существу своему, - страдание.
($320)
Цель человека - в том, чтобы воля, которой каждый человек представляет
собою совершенный образчик (или даже самую эту волю), обратилась, для чего
необходимо, чтобы человек (союз познания и воления) познал эту волю, познал
ужасную ее сторону, увидел себя, как в зеркале, в своих делах и во всей их
скверне. ($254)
Тем, что крушит и обращает волю, всегда является страдание, которое
именно и представляет явление противоречия воли к жизни с самой собой...
($331)"
Но возникают "частные вопросы". Кто-то имеет внутреннюю устойчивость и
гармонию, а кто-то постоянно чувствует дисбаланс и ищет спасения не в миру.
Почему? Во всех традициях человек осознается, как имеющий тройственную
сущность. Но насколько раздельны/нераздельны и в чем ощущаются человеком
его три части: тело, душа и дух?
И все же воплощаясь в мире, где присутствует страдание, где иллюзия
отдельности, именно здесь человек имеет возможность самой непосредственной,
осязаемой реализации своих самостоятельности и ответственности, реализации
развития.
У каждого человека свой "крест". И все же мы все вместе несем общий
крест в противоречиях этого мира.
Надо сказать об объективной ограниченности человеческого языка.
Непосредственное ощущение человека охватывает всю "картину" разом. Язык же
человека неизбежно линеен в своих описаниях, изложениях. Описания, тексты -
линейны; хотя писатели используют различные художественные приемы для
создания ощущения одновременности. И мы вынуждены быть последовательными,
по возможности последовательными...
Слова, слова, а что за словами? За ними - ощущения и смыслы. Не надо
этого забывать во время всего чтения книги и особенно приложений. Старайтесь
ощущать - что за словами.
1. Развитие психологии
Психоанализ упустил из виду самого человека, целостного человека;
человек потерялся за построениями механизмов, за статичными абстракциями.
Но как и всегда, изначально, основной импульс действиям человека приходит
не из "Оно", а из состояния души, от чувств; человек по-прежнему осознает
себя в "старых" этических категориях. Нормальный человек живет, а не
функционирует по тем или иным схемам психологов. Человек именно
руководствуется чувствами, как люди всегда это и понимали, он делает
выводы, опираясь на мышление, своей волей определяет цели, сохраняет
впечатления в памяти.
Психология возвращается к целостному пониманию человека; она, как
наука, должна заниматься изучением состояний души, системным, всеобъемлющим
изучением души человека. Не с точки зрения этики поведения, как это делала
литература, когда говорила о душе, и не просто построением моделей из
выделенных частей человека с применением этого для лечения патологий, как
это делала "объективная наука", а, опираясь на "новую физику" (признавшую
влияние сознания на "объективные" физические процессы), изучением
всеобъемлющих механизмов и причинно-следственных связей сознания, влияния
на все аспекты человеческого. Методическое понимание этих аспектов, их
постановочный анализ заложены пройденным этапом становления психологии.
Корнем всей нашей современной психологии, всех ее линий (если не прямо
осознаваемым наследниками, то все равно первым по постановке вопроса)
явился Артур Шопенгауэр (1788 - 1860). Один из немногих философов,
создавших целостую систему и охвативший все разделы метафизики, он первый
на Западе (являясь наследником западной последовательной аналитической
традиции) заявил по сути о неразрывном единстве (не тождестве) сознания и
материи. Он сам резко отличал свою позицию от примитивного видения, от
того, что материалисты позднее называли субъективным идеализмом, разделяя в
своей "критике" выделенные ими направления идеализма лишь разной степенью
сумасшедствия. Такая "фундаментальность" оценок всегда была свойственна
материализму в целом.
Философия и психология на протяжении веков были неразрывны. С
Зигмунда Фрейда (1856 - 1939), который сам признавал исключительное влияние
на себя Шопенгауэра, психология стала отдельной от миропонимания и сразу же
от человека. Магистраль нашей психологии ведет от Шопенгауэра к Ошо
Раджнишу (1931 - 1990); то, что они говорят о сознании, о воле и
проявлении, соединяет два наших века.
Итак, начало "современной" психологии - психология З.Фрейда,
психология конфликтного, болезненного, нецелостного состояния человека.
Фрейд ввел понятия, создал объекты в человеке, которые можно (и сразу стало
нужно) идентифицировать, "пощупать"... Фрейд создал "черные ящики": ид
(оно), суперэго, эго, - то есть когда мы не знаем их внутреннего
устройства, а видим входные и выходные действия. Он создал модель из
функций этих "черных ящиков", возведя (вольно или невольно) эти функции,
проявления в "вещи в себе", в сущности. Он дал первый, жесткий, грубый
инструмент...
Из венского кружка Фрейда довольно быстро вырастали новые направления
исследования и имена: Юнг, Адлер, Франкл. Они пытались внести коррективы в
четко заданные позиции мэтра. Адлер - механистическая попытка социализации
человека в сторону от пугающего подсознательного Фрейда. Архетипы Юнга
стали более тонкими, изощренными, чем построения Фрейда. В то же время
маятник психологии в лице Юнга занял другое от Фрейда положение, другое по
отношению к бессознательному: оно переставало быть "страшилом".
Функциональные блоки Фрейда были раздроблены, дополнены, и часть их была
перемещена из сферы сознания в бессознательное; появилось коллективное
бессознательное. У Юнга по его же признанию постоянно лежала на столе
"Тибетская книга мертвых", которая была для него постоянным источником
нового поиска, новых мыслей. Взгляд на человеческое с Той стороны,
заставлял этот взгляд быть постоянно острым, живым. И многие мысли Юнга
нашли применение в новых направлениях психологии.
Психология же уже выходила из клинических и академических аудиторий,
жизнь требовала ответов уже в общих сложных ситуациях тревожного и
динамичного XX века. После II мировой войны, после покорения атома и выхода