Довгай Николай Иванович : другие произведения.

Двое в пути

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


ДВОЕ В ПУТИ

  
  
  
  
  
  
  
  
   Они ехали девяносто седьмые сутки, но ему казалось, будто он провел в этой секции всю свою жизнь. Будто он родил­ся в этой ненавистной, железной коробке и обречен про­вес­ти в ней остаток дней.
   Бог мой, и чего бы, кажется, не сделал он, чтобы вы­рваться, на­ко­нец, из этого проклятого вагона! И никогда, никогда не видеть больше этой гадкой красной рожи!
   Многое можно снести. Многому можно най­ти оправдание. Но эта мерзкая рожа не имеет права на суще­ст­во­­вание. Терпеть ее - свыше его сил!
   Нет, он не выдержит. Он что-нибудь сделает. Точно сдела­ет! Возьмет молоток, и ударит его по макушке - по самому темечку!
   А, интересно, сколько сейчас дают за убийство? Лет десять, наверное? Или больше? Но должны же они учесть, что он - "тронулся?"
   А, может быть, его засадят в психушку?
   Стоп стоп! Что за идиотские мысли? Так и впрямь недолго "поехать". Ну его... Спать, спать...
   Ноги тяжелеют... тело расслабляется... Я засыпаю, засы­паю... И ляд с ним! Вот возьму, и трахну его молот­ком по кумполу! В психушке люди тоже живут! А потом порублю тело топором и разбросаю по дороге. Пусть докажут! Мотива не было! Свидетелей нет! Скажу - спрыгнул на полус­тан­ке за сигаретами, и был таков!
   Нет... Так дело не пойдет. В секции рубить нельзя - останутся следы крови. Тоньше надо действовать, тонь­ше! Напоить - и вытолкнуть на ходу из вагона! Так будет надежней... А то, поди знай, что он замышляет. Лежит - и молчит, как тюлень на льдине. Тут дело такое: или я его, или он меня. Третьего не дано.
   Резкий рывок -- и удар жесткой волной прокатился с голо­вы в хвост поезда, ужалил механика в самое сердце. И снова - монотонно-равнодушное: тук, тук, тук.. бук, бук, бук... Рывок! Удар! Тук, тук, тук... бук, бук, бук... Рывок...
   Поезд летит в ночи, как стрела. Хвост болтает, трясет и дергает, выматывая душу. Боже, неужели эта пытка никогда не кончится?
   Рэф* лежит лицом к хвосту вагона. За стеной злобно ляз­гает гармонь автосцепки, под головой грохочет колесо с чудо­вищ­ным ползуном.*
   В кубрике душно.
   ВНР* - на соседней полке. В слабом свете софита проступает его крупный, как бы залитый багровым пламенем лоб, изрезанный сетью глубоких морщин. С висков хаотично раскиданы жидкие слипшиеся волосы, между ними блестит рябая выпуклая плешь. Толстые линзы очков на коротком мясистом носу скрывают выражение глаз, но и без того ясно, что в них нет, и не может быть ничего приятного.
   Механик пытается уснуть. Он лежит не шевелясь. Тук, тук, тук... бук, бук, бук... Ха-ха-ха! Да-да-да! А-а! У-у! Не выдержу-у!
   В груди - раздражающая пустота. В голове клубятся клочки ускользающих мыслей, в ней бродят какие-то посторонние типы, посмеиваются, нашептывают бессмы­слен­ные фразы:
   - Да, плохо твое дело, парень...
   - Послушай, а почему бы тебе не застрелиться?
   - Пистолета у него нет.
   - Ну, тогда пусть повесится.
   - О! Это идея! Повесься, слышь?
   - А перед этим кокни ВНРа.
   Что они там бормочут, эти типы? Ходят прямо в голове, как у себя дома...
   А кто это заклеил ему глаза, накинул на голову одеяло? Тут же нечем дышать!
   Он задыхается! Он умирает!
   Как хочется жить! Рэф пытается разлепить заклеен­ные кем-то глаза - и не может. Он напрягает последние силы... Ну, слава Богу!
   Он лежит на полке. В тамбуре привычно гудит котел отопления. На потолке пляшут багровые отсветы пламе­ни. За окном - ночь.
   Рэф встает с лежбища и подходит к окну. Он прижима­ет­ся лбом к холодному стеклу. На молочно-кофейном фоне неба от­чет­ливо проступают контуры леса.
   Куда мчит его поезд в этой холодной заснеженной ночи? И когда же, наконец, будет остановка?
   Поезд движется по широкой дуге, подобно гигантской змее. Яркие прожектора локомотива бросают снопы света на черные блестящие рельсы, сужающиеся впереди. Под ногами Рэфа качаются полы вагона, в оконные щели дуют острые, как лезвия бритвы, струи холодного воздуха.
   Дорога забирает вверх и, описав петлю, идет под уклон. Мелькают какие-то строения, фонари, горят кошачьи глаза семафора.
   Поезд замедляет ход. Что это за станция? Вагон накре­ни­ло; проплыло покосившееся здание вокзала. Состав обогнул его и - вот чудеса! - оказался на городской площади.
   Теперь он движется по улице, словно трамвай. По тротуару рас­хажи­вают люди в тулупах. Какой удивительный город! Он почему-то кажется ему таким родным!
   Рэф взволнованно выходит в тамбур и закуривает. Он от­кры­вает дверь, спускается на подножку и соскакивает на тротуар.
   Дивный, дивный город... Ему кажется, что когда-то он уже здесь жил. Просто он заблукал на белом свете, а теперь вновь вернулся в отчий дом.
   Возле одного из зданий Рэф замедляет шаги.
   Что заставляет его остановиться именно у этого дома? И почему он без колебаний входит в этот подъезд?
   Стены размалеваны непристойными рисунками, изгаже­ны сажей и гадкими стишками... По скрипучим ступеням лестницы Рэф поднимается на второй этаж. Он останавлива­ется у двери. Под мышкой у него -- картон­ная коробка. Рэф нажимает на кнопку звонка. Дверь откры­вает­ся. На пороге сто­ит жена.
   - Томочка, милая, здравствуй... - нежно говорит Рэф. - Ты мне рада?
   - Нет.
   Ее слова отзываются в его сердце острой болью. Из при­от­крытой двери льется тихая музыка, и в глубине комнаты. Рэф замечает диван, на котором лежит усатый мужчина в пижаме.
   - Тома, я люблю тебя!
   На ее губах выдавливается презрительная улыбка:
   - А я тебя - нет.
   Где он? Что это за мир? И почему его жена живет с таким-то усачом?
   Она победно улыбается, открыто радуясь его мученью.
   - Но... как же так? - лепечет Рэф. - Ведь мы с тобой прожили столько лет! Томочка, неужели все это ничего не значит?
   - Да. Ничего не значит,-- холодно отвечает жена. - Что было - то сплыло. Теперь я нашла себе другого мужчину.
   Каким ледяным холодом веет от ее лица!
   - Тома, позови сына.
   - Нет.
   - Но почему? Почему?
   - Ему и без тебя хорошо. Теперь у Миши другой отец. Ты ему больше не нужен.
   - Я понял так, что я здесь вообще никому не нужен! - обиженно говорит Рэф.
   - Ты правильно понял,- отвечает ему жена с пре­зри­­те­ль­­ной улыбкой.- Хотя, насколько я помню, никогда не отличался особой сообразительностью.
   Качаются полы. Слышен перестук колес.
   - Но я хочу видеть сына! Ты не можешь запретить мне, видеться с моим сыном! Вот, смотри,- Рэф суетливо распаковы­вает пакет,- посмотри, Томочка, милая, какой чудесный электро­поезд я ему принес!
   - Можешь сам кататься на своем электропоезде,- гадко усмеха­ется Томочка.
   Сипло гудит гудок. Жена захлопывает дверь перед его носом. Удушливая волна гнева заливает Рэфа.
   - Ты гадина! -- кричит Рэф у закрытой двери.- Гадина! У тебя нет сердца!
   Что-то лопается в его груди, подобно гранате, и разлета­ет­ся на тысячи осколков. Рэф судорожно вздрагивает и открывает глаза.
   Мощный удар сотряс вагон. С верхней полки с шумом сыплются газеты. Подобно пружине, спущенной с тормозов, Рэф вскакивает на ноги.
   Луна безмолвно скользит за секцией в заснеженной ночи. Рэф обалдело стоит в узком, размытом темно-багровом свечением кубрике, расставив босые ноги и яростно сжав ку­лаки.
   А поезд привычно выстукивает свою нескончаемую песнь: тук, тук, тук... бук, бук, бук... тук, тук, тук... бук, бук, бук...
   С диким воем, механик кидается к дверному косяку и, остервенело рыча, рвет ручку стоп-крана вниз. Тугая струя воздуха с шумом врывается в кубрик. Поезд, высекая искры колесами, тормозит.
   Рэф бросается к окну и, рыкая, как раненный зверь, резко дергает книзу оконную раму. Высунувшись из окна в холодную мглу ночи, он истерически вопит: "А-а! Царя, министра, маши­ниста..."
   В голове мутится. Привалившись к пыльной занавес­ке, он царапает ногтями грудь и жалобно скулит:
   - Суки! Суки вы все! Гады! Свиньи! Мамочка!Ох, мамочка... не выдер-жу-у! Брошусь... Брошусь под коле­са... Не могу-у! Больше не могу-у!
   А начальничек знай лежит себе на полке, как тюлень на льдине. Интересно, какие мысли вертятся под его черепком?
   Вдоль состава уже топает помощник машиниста с фонарем. Рэф захлопывает окно и возвращается на место. Он усаживается на полку, обхватив руками голову и упе­рев локти в колени.
   В груди что-то тихо звякнуло. Кто-то сжал в кулаке сердце и потянул, потянул... Зашелестели тихие голоса...
   "Да... наверное, брат ты мой, тебе все-таки лучше удавиться..."
   "Нет! Лучше застрелиться! Застрелись, слышишь!"
   Рэф вонзил пальцы в виски с такой силой, что заломило голову. Неужели он сходит с ума?
   Стук по обшивке вагона. Начальник встает с лежбища и, лениво подойдя к окну, опускает раму.
   - Ну? Чо надо?
   - Это вы сорвали стоп-кран?
   - Нет.
   - Точно?
   - Точно.
   - А почему же тогда сработали тормоза? Выходит, что тормоза сами, без всякой причина сработали? А? Странно...
   - Да, странно... - нагло отвечает ВНР. - И, смотри, бу­дете и впредь дергать состав так, словно макароны везете - тормоза опять сработают без всякой причины. Понял?
   Захлопнув окно, он бесшумной тенью скользит к свое­му лежбищу.
   Механик сидит на полке, чувствуя себя преступником. За что ему такое наказание? За какие грехи?
   Легкий толчок - и состав трогается с места.
   Меха­ник взял со столика сигареты, побрел в туалет...
   Он стоит возле унитаза и курит. В приоткрытое окно вры­ва­ет­ся морозный ветер, черными пятнами проплыва­ют си­л­у­эты деревьев.
   Узкое некрасивое лицо Рэфа сосредоточенно. Ветер дует ему в лоб и щеку, и он захлопывает окно.
   Рэф возвращается в кубрик.
   Тук, тук, тук... Бук, бук, бук... Бук, бук, бук... Тук, тук, тук...
   Дорога наматывается на колеса, мелькают версты. Ночь бездонна. Механик о чем-то напряженно размышляет.
   - Нет, Алик, все-таки ты не трав! - убеж­ден­ным тоном говорит он, задумчиво покачивая головой.
   - В чем?
   - В том, что тебе все то барабану.
   О чем это он? ВНР бросает на механика озадачен­ный взгляд.
   Лицо его подчиненного, под гнетом тягостных дум, по­хо­же на почерневшую маску.
   - Ну, как же так! - удивленно восклицает механик. - Ведь она же - твоя жена! Понимаешь? Жена! Неуже­ли тебе и в самом деле по барабану, таскается она с кем-то в твое от­су­т­ст­вие, или нет?
   Ах, вот он о чем! Наконец до ВНРа доходит: три дня назад, такой же глупой бессонной ночью, у них произо­шел совершенно пустой раз­говор об их женах. Пустой для него, ВНРа.
   - Абсолютно,- с легким сердцем отвечает началь­ник. - Что ее, убудет от этого, что ли? И мне останется.
   Долгое сосредоточенное раздумье... Механик упрямо мотает головой:
   - Ну нет, тут я с тобой не согласен.
   - Ну и дурак.
   Рэф отрешенно смотрит в пол. Мысли текут очень медлен­но. Тяжкий, очень тяжкий вздох... И тихий, проникновеный голос:
   - А почему я дурак?
   - Не знаю.
   Механик нервно покусывает суставы пальцев:
   - Нет, ты ответь мне, пожалуйста: почему я дурак?
   - Трудно сказать...
   - Но ведь она же - твоя жена!
   - Ну, так и что?
   - Так как же ты можешь тогда так о ней говорить?
   - А что тут такого? - ВНР искренне удивлен. - Вроде солидный мужик - а рассуждаешь как пацан. Это у тебя еще ветер в жопе гуляет.
   Холодный ветерок лижет ступни его ног , и они начинают зябнуть. Рэф снова укладывается спать. Но ему не спится... Проклятая тряска выворачивает душу. Когда же прекратится эта пытка? Слышен жалобный стон начальника:
   - А-а... а-а... (Тук, тук, тук...)
   - А-а... а-а! (Бук, бук, бук... )
   - Что такое? - не выдерживает механик.
   - Сердце... сердце п-паймало! - с трудом шевелит отяже­ле­в­шими губами шеф. - А-а-юу... м-а-ать тво-юу... - рифмует он.
   Уж не собрался ли ВНР отправиться на тот свет?
   И через несколько секунд:
   - Надо принять лекарство-о...
   Туго ему, туго...
   Шеф встает с лежбища и нетвердой походкой направ­ля­ет­­ся к выключателю. Он включает верхий свет. Кряхтя и поста­ны­вая, идет к столику и выдвигает ящичек, при­жав руку к животу, словно раненный боец.
   Лицо - багрово-помидорного оттенка. На лбу и отвис­­лых щеках, проступают бледные пятна. Слип­шиеся волосы торчат, как перья из гнезда кукушки. Лысина кажет­ся засиженной мухами.
   - О-о! О-ох!
   Начальник достает из ящичка гореть пожелтевших таблеток. Не прекращая постанывать, приближается к платя­ному шкафу. Он долго шарит в нем, присев на корточки. В его руке появляется бутылка с недопитым вином. Стакан - на своем штатном месте: в скрученном матрасе на верх­ней полке.
   - А-а!
   Это уже похоже на предсмертный хрип. Шеф кладет на язык несколько таблеток; болезненно кривясь, напол­ня­ет ста­кан вином и запивает их.
   - О! - он растирает грудь, - Фу-у... Вроде трошки по­пу­стило...
   В бутылке еще остается немного вина и ВНР сосредо­то­чен­но смотрит на бутылку. Затем бросает косой взгляд на механика... и - сливает остатки в стакан.
   - Так... Гм, гм... - густым солидным баском произ­носит шеф. - Ну, тебе я не предлагаю... Тебя нельзя: ты сейчас нахо­дишь­ся на вахте. Ну, а мне можно... даже нужно! Расширить сосуды.
   Исключительно в лечебных целях, шеф допивает вино и, погасив верхний свет, бредет к лежбищу. Поезд летит в ночи, как стрела. Хвост болтает, трясет и дергает, выматывая душу.
   Рэфы покоится на полках - как древние мумии. Механи­ку начинает казаться, что его голова растекается по подушке, вокруг него кружат неясные образы; звучат шелестя­щие голоса; созна­ние погружается в чернильную пустоту.
   Внезапно вспыхивает свет. Механик, жмуря глаза, при­под­ни­ма­­ется на локте. ВНР стоит у окна и напряженно прислу­ши­вается.
   Рэф спросонья моргает:
   - Что такое?
   - Тсс... - начальник подносит палец к губам и озирается с таинственным видом. Затем осторожно раздвигает занавески. По-гусиному вытянув шею, он настороженно всматривается в окно.
   Механик по-прежнему лежит на боку. ВНР, пугливо отпрянув от окна, задерги­вает занавески. Его нижняя губа нервно подергивается.
   - Ты слышал?
   - Что?
   Начальник возбужденно озирается:
   - Тсс! Не спи, Борис, не спи!
   Сурово сдвинув брови, он начинает мерить кубрик нервными шагами. А поезд мчится с курьерской скоростью. Наконец ВНР принимает решение и останавливается у шкафа.
   - Так, Борис... Сейчас я схожу на станцию стукнуть телеграмму... А ты тут пока сваргань чего-нибудь поже­вать... Поджарь картофана, что ли...
   Механик вынимает часы из-под подушки. Четвёртый час ночи!
   Шеф открывает шкаф. Он одевается, повязывает галс­тук... Вот на нем уже и шапка, шарф, пальто... За­шнуро­вывет ботинки... И - выходит из кубрика...
   Лицо механика - как кремень. Глухая, раздражаю­щая злоба начинает выползать из груди. Отбросив одея­ло, он вста­ет и с нехорошим, тревожным чувством бредет вслед за начальником.
   Алик стоит на кухне, крепко задумавшись, и курит. Наконец берет с полки, что висит над рундуком, свою красную папку и проходит мимо своего подчиненного к входной двери.
   Он стоит с красной папкой под мышкой, положив руку на дверную ручку, и напряженно смотрит сквозь дверное стекло на бегущие массивы деревьев. Затаившись за котлом отопления, механик смот­рит ему в спину.
   - Нет, телеграмму давать не буду,- наконец реша­ет ВНР. - Это бесполезно.
   Он вновь возвращается на кухню, расстегивает пальто, жад­но курит.
   - Лучше позвонить...
   Механик не возражает. Шеф подходит к плите и ставит ногу на металлический ящик. Он к чему-то прислу­ши­вается, снимает очки и, протерев линзы концом шарфа, снова цепляет их на нос. Он гасит окурок о плиту, берет сковороду и подносит ее к уху, как теле­фон­ную трубку.
   - МПС? Алло, это МПС? - на лице Алика появляется заискивающая улыбка. - Девушка, соедините меня, пожа­луйс­та, с МПС!
   Какое-то время он неподвижно стоит со сковородой у уха - ожидает, когда соединят.
   - МПС? - вдруг возбужденно восклицает Алик. - Алло, это вас беспокоит начальник секции 5-960! Скажи­те, пожалуйста, а когда нам вышлют смену?
   Он с болшим вниманием слушает, что отвечают ему из сковороды, то и дело подобострастно кивая.
   - А? Говорите, пожалуйста, погромче, а то я вас плохо слы­шу. Да, да! Едем уже девяносто седьмые сутки! А? Нет! Так до сих пор и нету! А как же! Конечно, вызывали... Ага... Про­верь­те, пожалуйста... Так. Ясно. Ясно! Все ясно, по­нял! Спасибо. Большое вам спасибо.
   Он осторожно кладет сковороду на плиту. Глаза его лу­чат­ся торжеством. Шеф манит к себе пальцем механика.
   ­ Ш-ш... ­- шепчет он на ухо опешившему РЭФу. - Ш-ш... Порядок! К вам едет смена! Хи-хи-хи...
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"