Аннотация: Как не заблудиться между буквой и иносказанием...
В своих писаниях мне приходится повторяться. И от этого никуда не деться. Вода, которая доходит до устья, называется Волгой. Но эта же Волга грассирует из родника. Родник же всякой воды и мысли - Евангелие, вестник жизни. Казалось бы, вода устья не прописана в Евангелии, надо бы тысячи книг написать, чтобы вместить в них всё разнообразие жизни. Но Евангелие достаточно, как эмбрион жизни, как семя. Генетик по семени обозревает судьбу,
и притча, евангельское семя, управляет жизнью.
В русском языке есть морфологически схожие слова: сила и слабость, беда и победа, корни и крона, исток и устье, праздник и поражение, ядь и яд, радость и рыдание, страсть и старость... Даже волк и овен мне кажутся свадебными сегментами. Конечно, можно эти противопоставления назвать антонимами, ведь явная баррикадность между ними присутствует, как между левым и правым, задним и передним, верхним и нижним, внешним и внутренним. Но тогда бы мне пришлось Богу и Христу противопоставить равнозначные силы, ставшими уже традиционными - сатана и антихрист. Но моё мировоззрение гласит: кроме Бога ничего нет, и всё существующее - от Сущего, от Него исходит и к Нему возвращается. Бог - это Путь, Жизнь, Истина (то, что ищется), Движение и Покой. Под сатаной и антихристом в Писании подразумевается нечто мешающее движению, восхождению к Богу, принимающее желаемое за действительное, за найденное. Так Христос называет Петра сатаной, потому что он препятствует Иисусу восхождению к Богу(Матфей 16:23). И если сатана сатану изгоняет, то разделившееся царство не может устоять, поскольку царство сатаны статично, не динамично(Матфей 12:26). Скорченную женщину, которая восемнадцать лет не могла выпрямиться, Христос исцеляет от недуга и называет его проделкой сатаны именно потому, что здесь не было движения, развития, динамики(Лука 13:11-13,16). Сатана в пустыне искушает Христа прекратить пост, остановить духовную подвижку:
Признай лишь явное, пади к моим ногам,
Сдержи на миг порыв духовный -
И эту всю красу, всю власть тебе отдам
И покорюсь в борьбе неровной.
(Афанасий Фет)
Это именно сатана просит Христа сеять веру, как пшеницу, для одноразового, обрядового, формального результата, но Христос ориентирует учеников на развитие, на неоскудение(Лука 22:31-32). Именно сатана похищает посеянное христианское учение, чтобы на географическом пространстве христианства процветал гомосексуализм, разврат, коррупция, банкирство-ростовщичество, пьянство - то есть не развитие, а деградация(Марк 4:15). Род лукавый - а это синоним сатаны - ищет знамения, но не дастся ему знамение более, чем знамение Ионы(Матфей 12:39). Знамения - это знаки, верстовые столбы, и сатанизму предначертано плутать в трёх соснах. А почему с куском хлеба, обмакнутым в вино и проглоченным Иудой, вошёл в него сатана? Объяснение можно прочитать в божественной поэзии, в стихах Валерия Брюсова:
Светлым облаком плененные,
Долго мы смотрели вслед.
Полно, братья соблазненные!
Это только беглый свет.
Разве есть предел мечтателям?
Разве цель нам суждена?
Назовем того предателем,
Кто нам скажет - здесь она!
Разве редко в прошлом ставили
Мертвый идол Красоты?
Но одни лишь мы прославили
Бога жажды и мечты!
Подымайте, братья, посохи,
Дальше, дальше, как и шли!
Паруса развейте в воздухе,
Дерзко правьте корабли!
Жизнь не в счастье, жизнь в искании,
Цель не здесь - вдали всегда.
Славьте, славьте неустаннее
Подвиг мысли и труда!
Сам Христос предостерёг нас: ЕСЛИ СКАЖУТ ВАМ: "ВОТ, ОН В ПУСТЫНЕ", - НЕ ВЫХОДИТЕ; "ВОТ, ОН В ПОТАЁННЫХ КОМНАТАХ", - НЕ ВЕРЬТЕ(24:26). А Иуда сказал: КОГО Я ПОЦЕЛУЮ, ТОТ И ЕСТЬ(Матфей 26:48), - разве это не идолопоклонство, не лукавство, ограниченное знамением Ионы? ВСЯКИЙ ДУХ, КОТОРЫЙ НЕ ИСПОВЕДУЕТ ИИСУСА ХРИСТА, ПРИШЕДШЕГО ВО ПЛОТИ, НЕ ЕСТЬ ОТ БОГА, НО ЭТО ДУХ АНТИХРИСТА(1Иоанна 4:3). А вот ещё цитата, из апостола Павла, казалось бы, противоречивая: ПОТОМУ ОТНЫНЕ МЫ НИКОГО НЕ ЗНАЕМ ПО ПЛОТИ; ЕСЛИ ЖЕ И ЗНАЛИ ХРИСТА ПО ПЛОТИ, ТО НЫНЕ УЖЕ НЕ ЗНАЕМ(2 коринфянам 5:16). Преткновения и противоречия здесь, конечно же, никакого нет, - только поступательное достижение Бога и восхождение к Нему, причём такое основательное, что даже сам поднаторевший на снежных вершинах апостол Павел не считает себя достигшим(Филиппийцам 3:13) и предлагает свой догоняющий образ для подражания(Филиппийцам 3:17).
Так что вместо слова "сатана" и "антихрист" можно с равным успехом навешивать другие ярлыки: лентяй! злое мясо! вор! лжец, развратник! насильник! Но опять же, имея в виду, что ярлыки и суды эти статичны. Шуя по сравнению с десницей плохая рука, но никто же не будет её отрубать. Язык иногда говорит скверное, но что-то не видно человека, который бы его себе вырвал. Хотя бывало, что люди ради Царствия Божьего себя кастрировали, но должным ли образом они вместили многозначное евангельское слово, - вопрос. Что предлагает умудрённый апостол Варнава, комментируя разрешённые и запрещённые иудеям яства? Для него щуки-суки, стервятники, хищники, совы, чайки, зайцы, тушканчики, овцы, козы, лани, коровы, верблюды, свиньи - прежде всего люди, запрещённые или разрешённые христианину в общении. То есть Христову паству и сатану апостол видит в многообразии. Что означают эти животные тотемы - ближайшие предки человека? Не только от обезьяны произошёл человек, как учит дарвинизм, но у каждого человека своя клановая судьба, реинкарнационные особенности? Даже по цветовому спектру люди явно разделены: красные, белые, коричневые, зелёные, индиго... А ведь в спектре строгое чередование, поступательность. По национальному и расовому признаку тоже строгое чередование: от лукавой чёрной до нордической, от восточной полнолунной, до ущербной западной.
Давайте соприкоснёмся с апокрифическим Посланием Варнавы!
"Почему Моисей сказал: "Не ядите свиньи, ни орла, ни ястреба, ни ворона, и никакой рыбы, которая не имеет на себе чешуи" (Втор. 14:7-19)? Он при этом имел в уме три глубокие мысли. Сам Господь говорил иудеям во Второзаконии: "постановлю для этого народа заповеди Мои" (Втор. 4:2). Итак не Божия ли заповедь, чтобы не есть некоторых животных? Конечно; но Моисей говорил в духовном смысли.
Так говоря о свинье, он как бы так сказал: не прилепляйся к тем людям, которые подобны свиньям. Ибо они, живя в удовольствиях, забывают своего Господа, а терпя недостатки, познают Его: так и свинья, когда ест, не знает своего хозяина, а когда терпит голод, кричит; получив же корм, опять умолкает. - "Не ешь," сказано "ни орла, ни ястреба, ни коршуна, ни ворона"; то есть, не прилепляйся к таким людям, которые не умеют доставлять себе пищу трудом и потом, но беззаконно похищают чужое, и ходя, по видимому, с простотою, строят ковы другим; так и те птицы, сидя в бездействии, изыскивают случай пожрать чужую плоть, и своим лукавством причиняют гибель. "Не ешь", сказано, "ни вьюна, ни полипа, ни каракатицы". - Это значить: не уподобляйся и не прилепляйся к таким людям, которые навсегда преданы нечестию, и осуждены на смерть; так как и те рыбы, одни из всех проклятые, ходят только во глубине, и не всплывают подобно прочим, но живут в земле под бездною.
"И зайца", сказано, "не ешь". В каком смысле? не будь срамником, и не уподобляйся таковым. Ибо в теле зайца каждогодно бывает перемена, противная естеству всех прочих животных. И гиены не ешь, сказано; это значить: не будь прелюбодеем, ни растлителем и не уподобляйся таковым. Почему? Потому что это животное ежегодно изменяет свою природу, и бывает то мужеского, то женского. По справедливости отверг Моисей и хоря. Не уподобляйся, говорить он, тем нечистым мужам, и не прилепляйся к тем нечистым женам, которые, как слышно, совершают беззаконие своими устами. Ибо это животное отступает от общих законов в зачатии плода.
Итак, Моисей, говоря о яствах, изрек три заповеди духовного смысла: иудеи же движимые похотью плоти, приняли их, как будто говорилось о яствах обыкновенных. Но Давид понимал таинственный смысл трех заповедей, и подобным образом говорить: "блажен муж, который не пошел на совет нечестивых", как те рыбы ходят во мраке бездны, - "и не стал на пути грешных", - так как те, которые боятся, по-видимому, Господа, но грешат подобно свинье, - "и не сел на седалище губителей", так как птицы сидят, подстерегая добычу (Пс. 1:1). Теперь вы вполне имеете ведение о тех заповедях.
Но Моисей также сказал: "ешьте все, имеющее раздвоенные копыта и отрыгающее жвачку" (Лев. 11:3). Кто разумеется под скотом отрыгающим жвачку? - Тот, кто получая пищу, знает своего питателя, и насытившись радуется о нем. Прекрасно сказал Моисей, имея в виду заповедь. - Какую? Прилепляться к тем, которые боятся Господа, размышляют в сердце своем о полученной ими заповеди, которые беседуют о повелениях Господних и соблюдают их, которые знают, что размышление есть дело радостное и, так сказать, пережевывают слово Господне. А на что указывают раздвоенные копыта? На то, что праведник ходит в этом мире, и ожидает другого святого века.
Смотрите, какие прекрасные законы дал Моисей. Но как могут иудеи это понимать или разуметь? А мы, правильно понимая заповеди, говорим так, как угодно Господу. Он и обрезал уши и сердца наши для того, чтобы мы разумели это".
В Евангелии "сатанинские" животные представлены только свиньями и псами.
НЕ ДАВАЙТЕ СВЯТЫНИ ПСАМ И НЕ БРОСАЙТЕ ЖЕМЧУГА ВАШЕГО ПЕРЕД СВИНЬЯМИ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ ПОПРАЛИ ЕГО НОГАМИ СВОИМИ И, ОБРАТИВШИСЬ, НЕ РАСТЕРЗАЛИ ВАС (Матфей 7:6). Что из себя представляют люди-свиньи, уже объяснено апостолом Варнавой. А псы? Пёс и пастырь, пастух - тоже относятся к морфологически похожим словам с противоположно-поступательным смыслом. Что пёс - тоже пастух, подтверждает собака-овчарка, но пастух неразумный, глупый. В Евангелии это противопоставление гораздо глубже: НЕ НАЗЫВАЙТЕСЬ УЧИТЕЛЯМИ, ИБО ОДИН У ВАС УЧИТЕЛЬ - ХРИСТОС, ВСЕ ЖЕ ВЫ - БРАТЬЯ; И ОТЦОМ СЕБЕ НЕ НАЗЫВАЙТЕ НИКОГО НА ЗЕМЛЕ, ИБО ОДИН У ВАС ОТЕЦ КОТОРЫЙ НА НЕБЕСАХ; И НЕ НАЗЫВАЙТЕСЬ НАСТАВНИКАМИ, ИБО ОДИН У ВАС НАСТАВНИК - ХРИСТОС(Матфей 23:8-10). То есть Христос и батюшки, проповедники, учителя, пресвитеры, евангелисты, жрецы, епископы - точно такое же противопоставление, как Пастырь и пёс. И ЭТО ПСЫ, ЖАДНЫЕ ДУШОЮ, НЕ ЗНАЮЩИЕ СЫТОСТИ; И ЭТО ПАСТЫРИ БЕССМЫСЛЕННЫЕ: ВСЕ СМОТРЯТ НА СВОЮ ДОРОГУ, КАЖДЫЙ ДО ПОСЛЕДНЕГО, НА СВОЮ КОРЫСТЬ(Исайя 56:11). Лев Толстой, говоривший "на ты" с апостолом Павлом, упрекал его, что он придумал профанистскую, синтетическую, неживую религию. Мракобесие отпугивает многих. Вспомним только Джордано Бруно! Или христианский мудрец 18 века Григорий Сковорода, - до сих пор слывёт еретиком! Льва Толстого просто готовы затоптать. У меня нет претензий к апостолу Павлу, старания его неимоверны.
13 Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?
14 Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.
15 Но я не пользовался ничем таковым. И написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою.
16 Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!
17 Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если не добровольно, то исполняю толь ковверенное мне служение.
18 За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безвозмездно, не пользуясь моей властью в благовествовании.
19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых.
23 Но все это делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвизающиеся воздерживаются от всего: те - для получения венца тленного, а мы - нетленного.
26 И потому я бегу не бесцельно, бьюсь не так, чтобы только бить воздух,
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 коринфянам гл.9).
Как жаль, что лжеучители превратили дело апостолов в пшик. Сегодня, если собака забежит в храм, он осквернён, храм снова освящают. Кошке же в храме находится можно, ибо ничего про неё в Евангелии не сказано. Бедный пёс! Он-то к чему и при чём?