Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Экскурсия с Мариникой Бабаназаровой на выставке картин из Музея искусств Каракалпакистана имени И.В.Савицкого

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления о собрании картин русского авангарда в коллекции Музея искусств им. И.В.Савицкого


Экскурсия с Мариникой Бабаназаровой на выставке картин из Музея искусств Каракалпакистана имени И.В.Савицкого

  
  Экскурсия с Мариникой Бабаназаровой [Долгая Г.]
  
   Коллекция Нукусского музея будоражит умы не одного поколения знатоков и любителей живописи. Поистине, Игорю Витальевичу Савицкому удалось собрать противоречивые и с точки зрения политических воззрений, и художественных течений и приемов, и даже мистических в своей задумке полотен художников, чье творчество относят к русскому авангарду. Ныне, когда они представлены в единой экспозиции музея или выставки, картины удивляют, восхищают и будоражат воображение не только сюжетами или отраженными в них течениями живописи, но и судьбами художников, фантазией и кистью которых они были рождены.
   Большинство художников-авангардистов, представленных в собрании Савицкого, в свое время - то время, когда Игорь Витальевич посещал их мастерские и покупал их работы для коллекции музея - были не признаны или даже не известны ни широкой публике, ни знатокам живописи. Лысенко, Редченко, Кашина, Курзин, Комаровский, Тарасов, Рыбников, Луппов, Рождественский... всех не перечислить!
  
  Надежда Кашина
  Надежда Кашина "У Шир-дора"
  
  Рыбников
  Рыбников "Апокалипсис"
  
  Ныне собрание Нукусского музея насчитывает порядка 50 000 картин и графических листов художников авангардных течений! И теперь, когда русский авангард обрел всемирную популярность, эти имена произносят с восхищением! А имя Игоря Витальевича Савицкого с благоговением. Этот человек поистине совершил подвиг, собрав и сохранив для народа, для всего мирового сообщества шедевры живописи и графики, каждый из которых в свое время мог быть продан за буханку хлеба, а ныне оценивается в тысячи долларов.
   Узбекистан гордится коллекцией Савицкого, а Музей искусств Нукусса его имени принимает гостей со всего мира, достойно неся прозвище, данное ему французскими ценителями живописи - Лувр в пустыне.
  
  Мариника Маратовна Бабаназарова на фоне картин Истомина и Тарасова [Долгая Г.]
  
   Более тридцати лет музеем заведовала Мариника Маратовна Бабаназарова, лично знавшая Игоря Витальевича Савицкого и, как и ее отец, продолжающая дело по сохранению великого наследия. Сегодня Мариника Маратовна охотно делится своими знаниями о коллекции музея с любителями живописи. О каждом художнике, о каждой картине из собрания музея она рассказывает с интереснейшими подробностями, и во время ее рассказа картины словно просыпаются, оживают и происходит чудо - невероятно интересный эмоциональный контакт зрителя с художником посредством игры красок, проявления деталей, составляющих композицию, проникновения в настроение художника, соприкосновения с духом полотна, сохранившего в каждом мазке и росчерке то особое настроение, в котором пребывал творец, с помощью кисти и краски создающий эпизод жизни человека или зарисовку природы, которая сама и есть жизнь.
   На выставке в Галерее искусств Ташкента была представлена незначительная часть коллекции русского авангарда из Нукусского музея - чуть больше ста полотен и графических листов. Но рассказ о них, даже не о всех, а лишь о наиболее значимых картинах, характеризующих творчество представленных художников, занял несколько часов. Пересказать все то, чем поделилась Мариника Маратовна, невозможно. Но каждому из присутствующих будет, что вспомнить, каждый вынес для себя нечто особенное, поразившее воображение, давшее пищу для размышлений о картинах и об их авторах.
   Мариника Маратовна поведала о непростых судьбах художников, о гибкости и хитрости Игоря Витальевича Савицкого, сумевшего не только собрать, но и сохранить коллекцию, в которой есть творения преследуемых в свое время художников, чьи работы могли стоить не только им, но и Савицкому свободы и даже жизни.
  
  У картины Лысенко
  
   Визитная карточка Музея искусств имени И.В.Савицкого - это картина "Бык" Василия Александровича Лысенко. Не только картина, но и жизнь художника овеяна тайной. Только совсем недавно работникам музея удалось установить точное имя художника - Василий, фрагменты его непростой биографии, в которой есть и счастливые, и трагические моменты. Будучи учеником Малевича - не только художника, представляющего абстрактное искусство, но и философа польского происхождения, - Лысенко вместе с уроками мастерства учителя мог впитать и его мировоззрение, его особое отношение к мистике, что могло найти отражение в его работах, из которых до нас дошло не так много. В музее хранится шесть его работ, среди которых, кроме известного "Быка", есть несколько пейзажей и автопортрет.
   Как рассказала Мариника Маратовна, картина "Бык", которую тогда называли "Фашизм наступает", поступила в музей в очень плачевном состоянии: свернутой, как лист бумаги, в несколько раз, с осыпающимися фрагментами краски. Несколько лет московские реставраторы трудились над пострадавшим от неправильного хранения полотном, мазок за мазком восстанавливая его первичный облик.
   При оформлении работ Лысенко в каталоге собрания Игорь Витальевич назвал их антифашистскими. Скорее всего, это был некий охранный шаг, попытка сохранить картины опального художника от уничтожения. Лысенко, как и Курзин, и многие другие художники авангардных течений в реке соцреализма обвинялись в искажении социалистической действительности и получали статус врагов народа. Сегодня, с позиции демократии и свободы самореализации, трудно понять, как попытки необычного воплощения идеи в принятых обществом признанных приемов могли стать пропагандой враждебных идей и подрывом основ общества, но в двадцатые-тридцатые годы художники за подражание Матиссу подвергались гонениям, их лишали свободы, гнобили в лагерях, ставили клеймо, с которым они не могли не то, что обрести заслуженную известность, но и заработать своим творчеством на кусок хлеба для семьи.
   Есть сомнения в том, что "Бык" мог отражать идеи антифашизма. Картина написана в 1929 году, когда идеи нацистов еще только проникали в массовое сознание. К счастью, советским идеологам более поздних времен не пришло в голову задуматься об этом, и сегодня мы имеем счастье видеть эту необычную картину и размышлять о ней, пытаясь понять замысел художника.
  
  
  В.Лысенко "Бык"
  
   Что мы видим на картине? Размер ее приблизительно метр на метр сорок, сине-голубая тональность, как фона, так и главного персонажа - быка, занимающего всю картину. Особые цветовые пятна, привлекающие внимание - оранжево-желтый круг на кончике хвоста; разноцветный рог, раскрашенный квадратами и прямоугольниками; белая змейка хребта, начинающаяся от центра рогов, с белой веерной розетки, и переходящая в хвост; неестественно расставленные ноги быка с яркими белыми пятнами копыт; пар, который валит из ноздрей в виде такого же веера линий, доходящих до передних ног животного; одна ноздря как гусеница; и глаза, приковывающие внимание бездонной, космической глубиной и отсутствием проблеска какого-либо выражения или чувств - черные круги в белой окантовке. Глаза широко расставлены и устремлены на зрителя, где бы он ни находился! Глаза следят за зрителем! Бык замер, судя по разнонаправленным задним ногам, он лягается, но не так страшно его следующее движение - очевидно, нападение, - как взгляд этих пустых глаз, за чернотой которых - непознанное, необъяснимое, устрашающее неизвестным.
   Василий Лысенко изобразил не просто быка, а символ силы, превосходящей человека в бескомпромиссности, жестокости и, главное, символ, понятный всем, пришедший к нам из глубины веков, когда бык олицетворял великую божественную силу, с которой человек спорил с доисторических времен и спорит до сих пор. Символ быка встречается на древних амулетах, терракоте, изделий из золота и серебра, на фресках и скульптурах, начиная со 2-3 тысячелетия до н.э..
   Остров Крит. Дворец царя Миноса. Фреска "Мчащийся бык" на одной из стен дворца, фреска "Акробаты" на другой, где изображен разъяренный бык и акробат, представленный в нескольких позах: взявшийся за рога, опирающийся о спину быка в момент выполнения смертельного сальто, приземлившийся на землю за быком - победа! Небесная сила покорена! Подобный сюжет отражен на амулете из Маргианы, там же найдена головка быка, предназначенная для навершия посоха, керамические сосуды с носиками в виде головы быка. Бактрия - золотое навершие посоха. Европа - Зевс в виде быка, похищающий Европу и т.д. и т.п.
   Знал ли Василий Лысенко о мистическом символизме образа быка? Об этом можно только догадываться. Но тот факт, что он следовал за своим учителем Малевичем, может стать опорной точкой для трактовки значения образа, который он изобразил на своей потрясающей картине.
   А возможно ли отражение в картине Лысенко космоса, как манящего объекта для творцов, на период двадцатых-тридцатых годов двадцатого века, еще ожидающего стремительного исследования и открытий, которые спустя несколько десятилетий станут прорывом в его познании? На такие мысли наводит тот самый оранжево-желтый круг на кончике хвоста быка, так напоминающий солнце, и глаза, как и "Черный круг" Малевича, созданный основателем супрематизма - беспредметной живописи - в 1923 году, за шесть лет до создания Лысенко "Быка", вмещающие в себя таинство черных дыр как области пространства, поглощающих даже свет, и в конце двадцатых годов известные как коллапсары или застывшие звезды. Бык легко играет звездами. Взмах хвоста в "лягающем" прыжке - и звезда слетит с его кончика или переместится в иную точку космического хаоса. А глаза-черные дыры поглотят свет, пойманный в воронку пустоты-времени, как особого измерения во Вселенной...
   Но исключать вероятность образного представления художником наступающего фашизма все же нельзя.
   Картины художников, избравших для творчества методы, отличающиеся от реализма, дают богатую пищу для воображения и размышлений!
  
  Карахан
  Карахан "Прокладка водопровода в Бухаре"
  
   Монументальность фигур Волкова и Карахана, акценты на утрированно крупных руках или мускулистости тел рабочих, укрупненные, даже непропорциональные черты лиц и вместе с тем легкость движений, настроение во взглядах, красота и простота конструкций зданий, выполненных в кубистической манере, отражают и тяжесть труда, и характерность непростых судеб, и дань времени, в котором труд ставился выше свободы.
  
  Каравай
  Коровай "Бухарские (розовые) женщины"
  
   Сочетание красок от нежнейших полутонов розового и серого у Надежды Коровай до будто покрытых патиной, приглушенных красок национального орнамента у Фалька; сиреневая дорога и голубой осел раннего Тансыкбаева, яркие пятна девичьей одежды на фоне синих ветреных крон деревьев у Тарасова, сияющие молодостью лица в обрамлении темных красок зонта и плаща на картине Штанге демонстрируют удивительно тонкое владение цветовой палитрой, которая доносит до зрителя суть увиденного художником, обращает взгляд на акцент, особо выделяемый живописцами с помощью цвета.
   Удивительны истории, рассказанные Мариникой Маратовной о поступках художников и их близких.
   Вдова Редько, оставшись одна после смерти мужа, в бедности, в тесной московской квартире, приглашает представителей музея забрать картины ее мужа. Просто забрать. Картины развешаны по стенам даже без рам. Пожилая женщина живет в окружении образов, созданных мужем, и решается расстаться с ними, беспокоясь о судьбе картин, видимо, думая уже о своем уходе. Сотрудники музея уносят картины, тем самым спасая их и имя художника от забвения, а женщина остается одна с голыми стенами...
   Урал Тансыкбаев отдал все свои ранние работы Игорю Савицкому. Два дня Игорь Витальевич выносил их из его квартиры. Спустя годы лишь один рисунок вернулся в коллекцию художника - его первый детский рисунок. Музей Игоря Савицкого подарил его музею Урала Тансыкбаева...
  
  Лицевая сторона картины   Оборотная сторона картины Комаровского
  Комаровский "Потртет мужчины" и "Семейный портрет"
  
   Во время экскурсии с Мариникой Маратовной слушатели становятся свидетелями чуда! Художник Комаровский оставил несколько картин, на которых изображен трогательный, чуть капризный, но интеллигентный, с аристократическими чертами лица, молодой мужчина. Искусствоведы предполагают, что это автопортрет самого Комаровского. Но главная загадка этой картины не в этом! На ее обороте есть другой портрет, выполненный в стиле иконописи на фанере. Это портрет семьи Комаровского, где изображен он, его жена и трое детей. И по просьбе Мариники Маратовны директор галереи, в которой проходила выставка, разрешает снять картину и все видят тот самый портрет, который проиллюстрирован в каталоге музея, но увидеть его воочию, оказывается, можно, только зная, что он написан на оборотной стороне мужского портрета, и то - в особом случае.
   У всех картин есть свои истории. Какие-то известны, какие-то хранят тайны. Некоторые эпизоды жизни художников, дошедшие до нас чаще случайным образом, дают понять, как непросто было создавать те шедевры, которыми сегодня мы восхищаемся.
   Не имея достаточных средств для живописи, опальные художники двадцатых-тридцатых годов писали не только на оборотах своих картин, но и поверх чужих картин, которые покупали за копейки у уличных торговцев. Реставрируя натюрморты Соколова, работники музея, среди которых особо стоит упомянуть известного реставратора и художника, чье творчество тоже заняло достойное место в собрании Музея имени Савицкого - Альвину Шпады, обнаружили второй слой под его красочным полотном, сделали рентген картины и увидели проявленные на пленке контуры какого-то портрета.
   Находясь в заключении, в лагере на севере страны, один из художников писал пейзажи на оберточной бумаге, используя для этого уголь и зубной порошок.
  
  Фальк
  Фальк "На фоне сюзане"
  
   Игорь Витальевич Савицкий был учеником Роберта Фалька. В собрании картин Нукусского музея есть одна работа Фалька, на которой изображена девушка-узбечка на фоне сюзане. Оказывается два художника - учитель и ученик писали эту женщину с натуры одновременно. По окончании работы, Роберт Рафаилович шутя спросил натурщицу, какая картина ей больше нравится. Девушка показала на его работу и сказала, что на ней она важная, красивая, а на картине Игоря Витальевича она выглядит как продавщица семечек. Савицкий обиделся на такое замечание и... уничтожил свою картину. Досадно, что так случилось. Как бы интересно было сегодня увидеть две эти картины и сравнить творческую манеру одного и другого художника - учителя и ученика.
   Истории, истории, истории... их много у Мариники Маратовны, но время, отведенное для экскурсии, уже давно закончилось. Группа, в которой в начале экскурсии было человек двадцать, по ее ходу возросла настолько, что едва вмещалась в зал. Не каждый день такое случается на выставке, чтобы о работах любимых художников рассказывал самый знающих о них человек!
   Впереди у тех, кто слушал известного искусствоведа, не одно обсуждение этого замечательного события - как самой выставки, так и экскурсии, - но впечатления от такого тесного общения с прекрасным останутся в сердцах на всю жизнь. Истории картин, судьбы художников, гармония и красота живописи создают особый настрой для размышлений о своей жизни, о предназначении человека, о целях, к которым мы идем или плывем по реке жизни - кто по стремнине, кто по обочине, а кто и совсем стороной... как на полотне Урала Тансыкбаева "Дорога".
  
  Мариника Бабаназарова на фоне картины Урала Тансыкбаева
  
  
   16 февраля 2019 года, Ташкент
  
  
  Тарасов
  Тарасов "Девушки в парке"
  
  Карахан
  Карахан "Веятель в горах"
  
  Уфимцев
  Уфимцев "Дом"
  
  Уфимцев
  Уфимцев "К поезду"
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"