Долгая Галина Альбертовна : другие произведения.

Документальное кино современного Узбекистана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Освещение трех фильмов, презентации которых прошли в Ташкенте в ноябре 2017 г.


Документальное кино современного Узбекистана

  
   Документальное кино сохраняет для потомков память о людях, как великих, так и простых, и событиях, каждое из которых может казаться малозначимым в то время, когда оно совершается, но приобретает неоценимое значение по прошествии лет.
   Сегодня кадры кинохроники девятнадцатого и даже двадцатого века смотрятся на одном дыхании. Ведь мир так изменился за недолгие десятилетия двадцать первого века, что многое, что окружало наших предшественников и многих из нас раньше, уже стерто с лица земли, не говоря уже о людях, о которых подчас напоминают только таблички на домах, где они жили, или - что случается чаще! - надписи на надгробиях.
   Я хорошо помню из своего детства, как перед началом киносеанса в любом кинотеатре показывали десятиминутные фильмы кинохроники нашего времени. Предваряла те документальные фильмы динамичная музыка, звуки которой до сих пор звучат в моей голове, когда я вспоминаю это, и полный оптимизма закадровый голос диктора. Не задумываясь о значимости тех недолгих по времени фильмов, мы видели кадры, запечатлевшие достижения народа на тот период времени - сбор урожая, выплавку стали в доменных печатях, счастливые лица ученых, сделавших открытия, новые картины художников, сцены из балета, опер, конкурсов самодеятельности и многое другое, что тогда составляло нашу жизнь.
   Сегодня просмотру художественного фильма в современных кинотеатрах предшествует реклама других художественных фильмов, а кинохроника ушла в прошлое, как и воодушевление народа, умеющего радоваться достижениям науки, культуры, сельского хозяйства, образования.
   Но документальное кино востребовано в наши дни не меньше, чем раньше. Об этом свидетельствует интерес общественности Ташкента к трем документальным лентам, показанным на разных культурных площадках города фактически одна за другой. Сам факт создания этих лент всколыхнул творческую интеллигенцию столицы Узбекистана, и еще задолго до показа все с нетерпением ожидали тот момент, когда, сидя бок о бок с известными людьми творческой элиты, каждый, кто интересуется историей нашей страны, сможет с наслаждением и ностальгией окунуться в недалекое прошлое хотя бы на час.
   Интерес к работам известных мастеров документального кино проявился не только у старшего поколения, но и у молодежи, что особенно хочется отметить. Думаю, многие открыли для себя неизвестные им факты истории нашей страны, о которых в последние десятилетия больше старались умалчивать, сложно сказать по какой причине. Но, что особенно приятно, так это то, что авторы фильмов фактически воскресили имена значимых людей Узбекистана, внесших свой неоценимый вклад в его историю, науку, литературу, живопись. Вслед за реанимацией на экране произошло чудо в реальной жизни: художественному училищу Ташкента вернули имя художника, фактически его основавшего! Есть надежда, что многие другие великие имена вновь будут на слуху у всех узбекистанцев, и мы, как и прежде, будем гордиться нашими учеными, художниками, артистами, писателями, поэтами, чьи имена незаслуженно впали в забытье в последние годы.
   Что ж, пора озвучить тех людей, которые всколыхнули память народа своими творческими работами.
   Прежде всего, это великий Али Эргашевич Хамраев! Известный кинорежиссер, работавший в Узбекистане на поприще как документального, так и художественного кино. Он представил ташкентцам свою новую ленту, над которой трудился на протяжении пяти лет, о художнике-основателе ташкентской школы живописи Павле Петровиче Бенькове. Фильм называется "Солнечный Павел Беньков".
  
  Режисер Али Хамраев [Долгая Г.]
  Режиссер Али Хамраев.
  
  Павел Беньков [картина Фешина, из интернета]
  Художник Павел Беньков. Картина Фешина.
  
   Не менее значимый творец старой киношколы, человек, отличающийся особой интеллигентностью и тактом, которые нашли отражение в самом духе его киноленты, посвященной жизни и работе академика Ташмухамеда Кары-Ниязова, известный кинорежиссер Узбекистана Джасур Исхаков. Фильм называется "Судьба как эпоха".
  
  Режисер Джасур Исхаков [Долгая Г.]
  Режиссер Джасур Исхаков.
  
  Академик Ташмухамад Кары-Ниязов [из интернета]
  Академик Ташмухамед Кары-Ниязов.
  
   Известный человек в Узбекистане - Алиаскар Фатхуллин, музыкант легендарной группы "Ялла", не так давно вставший на путь режиссера-документалиста, показал фильм о писателе-историке Явдате Хасановиче Ильясове. Фильм называется "Явдат Ильясов. Человек с Марса".
  
  Алиаскар Фатхуллин, режисер фильма
  Режиссер Алиаскар Фатхуллин.
  
  Явдат Ильясов, писатель [из интернета]
  Писатель Явдат Ильясов.
  
   Все три ленты невероятно интересны! В них собраны бесценные воспоминания родных и друзей героев фильмов, показаны кадры кинохроники прошлых лет, рассказано о непростых судьбах известных людей.
   Каждый режиссер использовал все доступные ему средства для полного представления не только исследуемой личности, но и того времени, в котором они жили и творили. Здесь и съемки в городах и селах, сопоставление кадров прошлого, сохранившихся в виде черно-белых фотографий, кадров кинохроники, полотен художника, с теми же картинами современного города или села, дома или квартиры, в котором жил или работал герой фильма. Живые лица родных и друзей, товарищей по работе, биографов и искусствоведов концентрируют внимание на их рассказах о малоизвестных эпизодах жизни, о таких фактах, которые нигде и никогда не освещались.
   Обычному человеку всегда интересна личная жизнь великих людей, всегда хочется заглянуть за занавес, разделяющий творчество и быт, узнать о любимых людях, о судьбах детей и внуков, услышать отрывки из личных писем, хотя бы с экрана увидеть рукописи, какие-то предметы, к которым прикасалась рука писателя, ученого, художника.
   Создатели фильмов наградили своих зрителей такими кадрами сполна! Кружка Павла Бенькова на столе в его бывшем доме и она же - на его картине; письменный стол и рукопись сценария "Согдианы" Явдата Ильясова в его маленькой квартире на Актепе; уютный дворик дома академика Кары-Ниязова с тем виноградником и айваном, на котором он сидел с гостями или играл с внуками.
   Али Хамраев включил в свой фильм художественные эпизоды, которые, как я смею предположить, призваны пробудить эмоциональность зрителя, дать ему прочувствовать трагизм ухода художника из жизни или его последнюю "прогулку" из больницы в свой дом, когда он просит остановиться у озера и смотрит на его гладь, понимая, что это в последний раз.
   Я думаю, что Али Эргашевичу было немного проще сделать свою ленту красочней не только эмоционально, но и визуально. Тому в помощь картины самого художника - яркие, наполненные светом, живописные, как и сама жизнь!
   А вот Джасуру Исхакову, все повествование ленты которого выполнено практически в черно-белых тонах, было сложнее добиться того, чтобы зритель не уставал от цветовой монотонности мелькающих кадров кинохроники или ряда таких же черно-белых фотографий. Внимание зрителя в большей степени приковывается к экрану сменой ритмов самого повествования. Достигается это и интонациями голоса за кадром, и музыкальным сопровождением, и чередованием рассказов друзей и родных, которые располагаются то в кабинетах, то на улицах современного Ташкента.
   Похожий прием использовал в своей ленте и Алиаскар Фатхуллин. Но трагичность судьбы Явдата Ильясова отразилась и на ритме фильма. Он идет в одной тональности, лишь изредка встряхивая зрителя сменой кадров, в которых рассказ о писателе звучит в интервью с его родными и друзьями. Для меня фильм о Явдате Ильясове имеет большое личное значение, поэтому я буквально впитывала все кадры, все слова о нем, и даже по прошествии некоторого времени после просмотра фильма я все еще продолжаю размышлять о писателе, о его жизни и творчестве. И чаще всего в памяти всплывают кадры фильма с его сыном Джангаром, который многое рассказал об отце - где-то с обескураживающей откровенностью, где-то с некоторой горечью о каких-то моментах, но неизменно с гордостью за него!
   Откровения близких людей в представленных документальных лентах - это особая тема. Через них прошла ниточка, связавшая зрителя с героем фильма. Дети во многом повторяют своих родителей, бывает, это становится заметно лишь с годами. Сходство образов, черт характера, даже отношение к профессии - все это проявляется спустя годы. Нельзя не отметить, что потомки Явдата Ильясова, Павла Бенькова, Ташмухамеда Кары-Ниязова бережно хранят память о своих отцах. Они стали инициаторами создания документальных фильмов, дабы напомнить народу Узбекистана, да и всему современному миру о тех, кто прожил неординарную жизнь, полную размышлений и деяний на благо истории, науки, культуры родного края, оставил после себя богатое наследие в виде книг, картин, научных открытий.
   Документальное кино необходимо любой стране. Кино - это самый верный способ сохранения памяти, и не только сохранения, но и освежения! И это счастье для всех нас, что есть в нашем кинематографе мастера, которыми движет не только профессиональный интерес, но и патриотическое чувство, любовь к своей стране. А любить свою страну, как и семью, надо такой, какая она есть - и в лихую годину, и в период расцвета, и в горе, и в радости.
  
  
   Ташкент, 11 ноября 2017 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"