Dog-Doc : другие произведения.

Технология виселицы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.87*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Виселица, как зеркало человеческой культуры


   Было бы величайшей ошибкой думать...
  
  
   Ленин В.И.
  
  
  
  
  
   0x01 graphic
  
   Было бы величайшей ошибкой думать, будто процесс повешения сводится всего лишь к удушению висельника, либо к перелому шейных позвонков. Танатогенез при повешении столь же многообразен и загадочен как сама жизнь.
  
   В классическом исполнении, с выбиванием скамейки из-под ног висельника, тело казнимого падает с малой высоты и с небольшим ускорением. При этом корень языка оттесняется назад и вверх, прижимается к задней стенке глотки и закрывает просвет дыхательных путей, преграждая доступ воздуха в легкие. Сдавливание шеи приводит к пережатию яремных вен - отток крови от головного мозга прекращается. Сдавление сонных артерий не столь критично, так как кровь продолжает поступать в головной мозг по позвоночным артериям. Сосуды головного мозга переполняются кровью, растёт внутричерепное давление и развивается гипоксия мозга, приводящая к гибели. Не стоит сбрасывать со счетов неврологию: При сдавлении возвратного нерва возможна рефлекторная остановка сердца.
  
   Ощущения висельника с ужасающей яркостью описал французский врач Николаус Миновици. Начав эксперименты с обычного удушения, он перешёл к собственно, повешению. Личный рекорд пребывания в петле у Миловици составил 26 секунд. Всё это время Миловици пребывал в сознании и даже сумел подать сигнал к прекращению эксперимента, когда муки стали невыносимы. Правда, даже сохраняя сознание, висельник быстро приходит в беспомощное состояние. Случаи самостоятельного освобождения из петли науке неизвестны.
  
   Если же за дело берутся профессионалы (о них чуть позднее), верёвка выбирается достаточной длину и тело висельника сбрасывают с большой высоты. При этом на первое место в танатогенезе выходит травма. При расположении узла под подбородком происходит отрыв дуги второго шейного позвонка ("английское повешение"). При расположении узла за ухом ("римское повешение") наблюдается перелом кондиловидных отростков затылочной кости. И то и другое не совместимо с жизнью, поскольку приводит к повреждению верхне-шейного отдела спинного мозга и ствола головного мозга - травмам абсолютно и мгновенно смертельным.
  
   Теперь уже невозможно установить, кому первому пришло в голову сунуть голову мерзавца в петлю и выбить скамейку из под ног. Но достоверно известно, повешение на дереве как способ жертвоприношения было известно древним кельтам. Таким образом этот древний народ чествовал бога Езуса. Кстати, имя "Езус" палеолингвисты возводят к древнему индоевропейскому корню "Esu", что значит, "добрый бог".
  
   В Персии виселица активно применялась уже 2500 лет назад. Причём - исключительно для мужчин. Женщин душили, предварительно привязав к столбу. В Книге Чисел дана конкретная рекомендация по установлению мира между народами: "И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня" (Числа, 25.4).
  
   В Риме виселице предпочитали удавку. По свидетельству Саллюстия, римский сенат приговорил участников заговора Катилины - Лентула и еще четверых соучастников к удушению: "Есть в тюрьме, левее и несколько ниже входа, помещение, которое зовут Туллиевой темницей; оно уходит в землю примерно на двенадцать футов и отовсюду укреплено стенами, а сверху перекрыто каменным сводом; грязь, потемки и смрад составляют впечатление мерзкое и страшное. Туда то и был опущен Лентул, и палачи, исполняя приказ, удавили его, накинув петлю на шею..." Ко временам Нерона удушение как вид казни вышел из употребления. Но уже на закате античности, в 534 г. дочь Теодориха Аламасунта (Аламасвинта) была задушена по приказу своего двоюродного брата и супруга Теодаху. Смерть Аламасунты послужила формальным предлогом для вторжения византийцев в Италию.
  
   С наступлением Средневековья виселица, как средство вразумления простонародья, доминировала в Европе. Это было связано с простотой оснастки (любой крестьянин мог срубить "глаголь" и перекинуть через него верёвку) и нетребовательностью к квалификации палачей. Другим важной причиной широкого распространения виселицы, была зрелищность самого процесса. Казни занимали важное место в культурном досуге средневекового горожанина, а палачей и их жертв смело можно причислить к предтечам современных шоуменов. Порой целый город собирался поглазеть на то, как знаменитый разбойник вываливает язык, дёргается и под конец гадит в собственные штаны.
  
   Технология казни развивалась вместе с обществом. От примитивных конструкций, рассчитанных на 1-2 мерзавцев постепенно перешли к монументальным сооружениям на несколько десятков персон. В 1571 году была построена знаменитая виселица "Тройное дерево" в Тайбурне под Лондоном. Она состояла из трех массивных опор, соединенных в виде треугольника, балками. на которой можно было одновременно повесить 24 человека. Так и было 23 июня 1649 года, когда повесили 23 мужчин и одну женщину за грабежи и разбой. Виселица прослужила больше 200 лет и была разрушена только в 1783 году, когда местом публичных казней стала площадь перед тюрьмой Ньюгейт. В настоящее время о месте казни в Тайберне напоминают три латунные таблички, выложенные треугольником на мостовой угла лондонских Бейсуотер-роуд и Эджвер-роуд.
  
   Англичан переплюнули французы, соорудившие Монфокон. Эта грандиозная виселица была построена в XIII веке по проекту советника Филиппа IV Красивого -- Ангеррана де Мариньи. По его мысли, жуткое зрелище множества разлагающихся тел повешенных должно было производить впечатление на подданных короля и предостерегать их. По иронии судьбы, де Мариньи впоследствии сам же был повешен на Монфоконе.
  
  
   0x01 graphic
  
  
   Виселица представляла собой трёхъярусное сооружение на каменном фундаменте, квадратной в плане формы, со сторонами в 14 метров. Шестнадцать каменных столбов по периметру высотой 12 метров, и три (на многих гравюрах -- 2) ряда горизонтальных балок создавали своего рода "матрицу" из ячеек шириной 3 метра. С балок свисали цепи, на которых вешали приговоренных. Одновременно в Монфоконе могло быть повешено 50 человек. Кроме того, на некоторых гравюрах можно увидеть, что в одной ячейке могли быть повешены двое.
  
   Повешенных размещали только в трёх боковых гранях куба. Четвёртая сторона сооружения использовалась для подъёма и спуска тел и представляла собой каменную лестницу с воротами, ключ от которых хранился у городских палачей. Тела повешенных оставлялись на виселице до частичного разложения, после чего трупы сбрасывались в специальный каменный колодец (оссуарий), поскольку было запрещено хоронить повешенных по христианскому обычаю.
   Последняя казнь на Монфоконе была произведена около 1629 года, после чего сооружение было заброшено и медленно разрушалось. В 1790 году были разобраны последние столбы, напоминающие о гигантской каменной виселице. В настоящее время никаких следов виселицы Монфокон в Париже не сохранилось.
  
   Традиционное повешение, при котором из-под человека выбивалась опора, отнюдь не гарантировало быстрого и надежного наступления смерти. Чтобы ускорить процесс и не создавать очереди на эшафоте палач мог запрыгнуть висельнику на плечи или тянуть его за ноги. Во времена Людовика XIII палач цеплялся руками за перекладину виселицы и давил ногами с связанные руки своей жертвы. Естественно, такие кульбиты могли привести к обрыву каната, и тогда толпа зрителей требовала освобождения преступника - вещи, совершенно недопустимой с точки зрения юстиции.
  
   С 1540 г. повешенных в Англии стали передавать для вскрытия медикам, вначале по четыре трупа в год, а с 1752 г. в университеты стали передавать все трупы повешенных. Сопоставляя результаты вскрытия с наблюдениями за ходом казни, англичане пришли к любопытному выводу - быстрее всего в петле умирают люди, получившие в результате повешения вышеописанный перелом шейного отдела позвоночника. Такого результата можно достичь, сталкивая казнимых с высоты. В результате был изобретён метод, вошедший в историю под названием "нью-дропа". Согласно этой методе телу висельника давали упасть с высоты чуть больше метра. В результате - перелом шейного позвонка, смещение спинного мозга и почти мгновенная смерть. Впервые повешение по методу "нью-дропа" состоялось в 1760 г.
  
   В 1880 г. Государственный палач Уильям Мервуд предложил метод "лонг-дропа". Мервуд опытным (!) путём установил зависимость зависимость длины верёвки (и соответственно, высоты падения висельника с петлей на шее ) от веса и комплекции казнимого. Вместо узла стали применять металлическое кольцо на конце верёвки - затягивание петли на шее смертника значительно ускорилось. В 1885 г. английский полковник Олтон Бишем предложил конструкцию проваливающегося эшафота а в 1890 г. эшафот был устроен таким образом, что приговоренный не поднимался по нему, а наоборот спускался вниз. Это было сделано для того, чтобы облегчить последний путь приговорённого а заодно и труд палачей. Было подмечено, что подъём к месту последнего упокоения для человека психологически слишком труден. В зависимости от темперамента он активно сопротивляется либо падает в обморок. При спуске этих проблем можно избежать. Так была создана классическая виселица, представляющая собой пример научного подхода к организации труда.
  
   Без сомнения, английская виселица стала своеобразной вершиной совершенства, превзойти которую не смогли ни немцы с их многократным подвешиванием висельника на струне, ни советские исполнители "высшей меры социальной защиты", заменившие табуретку отъезжающим грузовиком. Всё, что было после - всего лишь жалкое любительство в трудном и неблагодарном деле вразумления человечества.
  
  
   0x01 graphic
  
  
   Вместо PS: Кстати, суд Линча - это совсем не то, о чём вы подумали. В старые добрые времена в Америке был обычай: Добропорядочные налогоплательщики могли забрать из тюрьмы приговорённого к смерти и исполнить приговор самостоятельно, избавив штат от расходов на казнь и захоронение.

Оценка: 5.87*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"