"Нить сияющая, которая нетленна и растворяется лишь в Нирване,
возникает из неёв своей целостности в тот день, когда Великий Закон
вновь призывает всё сущее к действию"
"Бхагаватам"
ГЛАВА ПЕРВАЯ
ТЕНИ СОЗДАЮТ ОБЪЁМ
"Познайте то, что мы, исшедшие от первосозданных семи,
мы рожденные предвечным пламенем, узнали от наших отцов"
Книга "И-цзин"
Ослепительный золотой шар солнца плавал в молочной дымке у самого горизонта. Серая громада океана наваливалась на берег пологими мутными валами, дробившимися о чёрные осколки прибрежных скал, торчавших из красного песка, подобно зубам мёртвых чудовищ. На отмели вода становилась серебристо-зелёной и прозрачной. Гребешки волн испуганно убегали из-под ног, ершась белой пеной и оставляя на песке округлые размывы и белёсые пятна гальки. Местами вдоль берега огромные древние валуны вздымали свои серые спины, изъеденные глубокими оспинами. Словно уставшие путники после долгого утомительного пути, они замерли у самой кромки воды, уныло внимая грозному рокоту океана.
Светлана сидела на одном из таких валунов, поджав под себя ноги и положив ладони на голые колени. Я сел рядом с ней, мечтательно глядя на далёкий горизонт. Там океанические валы превращались в зыбкую зубчатую линию, протянувшуюся с востока на запад в сторону далёкой Африки.
-- Медитируете? - улыбнулся я, посмотрев на девушку.
-- Немного. - Она бросила на меня долгий взгляд, щурясь от ещё слепящего солнца. Сказала доверительно: - Перед лицом океана на душе всегда становится особенно светло и привольно... Разве вы не ощущаете того же самого?
-- Пожалуй, - поразмыслив, согласился я с ней. - Как и перед лицом космоса.
Некоторое время Светлана с интересом изучала моё лицо, будто впервые увидела его. Затем заметила, бросая задумчивый взгляд на запад, где за морскими просторами скрывался недоступный взору мыс Доброй Надежды.
-- Скоро стемнеет.
-- Здесь никогда не бывает по-настоящему темно. Белые ночи круглый год. Особенно там, на полюсе.
Я пожал плечами, лениво кивая назад.
-- Это верно, - согласилась Светлана. - Но здесь, в прибрежных долинах всё же темнеет...
За нашими спинами грязно-рыжие, будто взбитые внезапным вихрем, скалы поднимались вверх, постепенно повышаясь и переходя в поросшее можжевельником, гималайскими елями и араукариями тёмное взгорье -- нижние отроги обширной горной гряды, включавшей в себя горы Гамбурцева и Вернадского. Восточнее возвышался на три с половиной тысячи метров над уровнем моря главный пик, за которым скрывалось высоко стоявшее над южным полюсом второе "солнце".
Слева от нас с этим пиком соперничала вершина поменьше -- гора Мензис -- спускавшаяся в глубокую обширную низину, на противоположной стороне которой, на побережье стояла ещё одна гора. Высокие стволы разлапистых араукарий, увенчанные шапками загнутых к верху тонких ветвей с метелками длинных лохматых игл, толпились там сплошной буро-зелёной стеной, перемежаясь кое-где острыми конусами китайского можжевельника.
-- Что же вы теперь думаете о работе археолога?
Светлана взяла пригоршню гальки и, пересыпая её на ладонях, снова с интересом взглянула на меня.
-- Думаю, она необычайно увлекательна... и, как оказалось, опасна, - улыбнулся я, осторожно ощупывая своё правое плечо.
-- Всё ещё болит?
В глазах девушки появилось сострадание.
-- Хотите, я помассирую вам его? - прямо, по своему обыкновению предложила она. - Говорят, у меня очень сильная аура, и я могла бы даже стать отличным энерготерапевтом... Может быть, попробовать?
Светлана рассмеялась: звонко и немного грустно, слегка запрокидывая голову назад.
-- Отчего же не попробовать. У вас вся жизнь впереди. А плечо это так, пустяки! - отмахнулся я. - Главное больше нет паралича.
Прядки волос, сбитые ветром, упали на лицо моей собеседницы. Она убрала их за ухо привычным свободным движением, и откинула волосы назад, через левое плечо. Спросила, всё ещё задумчиво пересыпая в ладонях шелестящие камешки:
-- Прошло уже три месяца с того злополучного дня...Что вы видели, Сид?
-- В пирамиде?.. - переспросил я. - А что видели вы?
Я окунулся в её потемневшие глаза и в очередной раз почувствовал лёгкое головокружение.
-- Я?
Мне показалось, Светлана удивилась моему вопросу. Но через мгновение её лицо отразило гримасу досадного разочарования.
-- Я потеряла сознание почти сразу же, как вспыхнуло то огненное облако... Но сейчас, вспоминая его, мне подумалось кое о чём.
-- О чём же?
Светлана отбросила в сторону гальку и поудобнее уселась на камне, доверительно глядя на меня.
-- Когда мы с Акирой изучали библейские тексты, отыскивая в них свидетельства деятельности "богов" на Земле, то он обратил внимание на сказания, повествующие об общении патриарха Моисея и его соплеменников с богом Яхве...
-- Вернее с тем, кого эти люди почитали своим Богом, - добавила девушка, заметив мой удивлённый взгляд. - Эти описания дошли до нас в сохранившихся книгах "Исход", "Левит", а ещё "Числа"... Правда, это всего лишь электронные копии, извлечённые из гипертекста, но это не столь важно в данном случае. Хотя Акира и считает Библию сомнительным источником информации о далёком прошлом. Поэтому он, как правило, не учитывает подобные тексты при аргументации своей теории. Но я с ним здесь не согласна.
-- Почему? - искренне заинтересовался я.
Мне и в самом деле было интересно слушать рассказы девушки, ведь она всё больше и больше привлекала меня: её рассуждения, её взгляды, её терзания и сомнения, её радости и печали, её мысли. Наверное, поэтому меня так неодолимо тянуло к ней все последние месяцы нашего знакомства. Казалось, внутренне я стал готов разделять все её чувства, сопереживать им, радоваться и огорчаться вместе с ней победам и поражениям. Поначалу, я не придавал этому особого значения -- развитая эмпатия встречалась у большинства наших собратьев. Но теперь я всё чаще ловил себя на мысли о том, что Светлана постепенно завладевает и моим сердцем, и моей душой. Осознание этого крепло с каждым днём и наполняло мою жизнь совершенно иным смыслом, внося в неё нотки и радостного ожидания, и волнительной тревожности.
-- Библия слишком много раз правилась, - охотно объяснила Светлана. - Эта книга является лишь стилизованной копией с других древних текстов, искусно подогнанной под задачи христианства. От этого степень достоверности деталей в ней почти равна нулю.
Я следил за её губами, произносившими слова. Заметил:
-- Об этом в школе нам не рассказывают.
-- Верно. В истории религий и традиций освещают только общие представления о существовавших некогда религиозных культах, отдавая предпочтение рассмотрению древних культурных традиций и этнографии. Ведь в современной жизни религия давно перестала играть хоть какую-то роль, как это было прежде. Все мы теперь атеисты до мозга костей... Но, наверное, и я недостаточно хороший рассказчик, раз вы так невнимательно слушаете меня? - спокойно констатировала Светлана, лукаво прикрывая ресницы.
-- Что вы, что вы! - спохватился я. - Я -- весь внимание! Просто мне вообще непонятен психологический смысл необходимости религий, их важность в жизни общества в прежние времена. Почему так?
-- Якобы необходимости, - поправила меня Светлана. - На самом деле, это иллюзия, навязанная людям теми самыми "солнечными богами". Мы говорили об этом ещё на Марсе. Помните? Вы же не станете оспаривать тот факт, что на протяжении всей человеческой истории всегда существовали общества, в которых вовсе не обязательно была нужна религия? И в таких обществах находилось значительное количество атеистов.
-- А как же вера в духов?
-- Веру в духов вполне можно причислить к атеизму. Ведь "Дух" и "Бог" -- это принципиально разные сущности: происхождение духа земное, а богов небесное!
-- С вами трудно поспорить, - улыбаясь, согласился я. - Так почему же вы вспомнили о Библии, если она не столь правдива, как древние тексты других народов?
-- Потому что история о том, как Моисей взошёл на вершину горы и встретился там со своим Богом, относится к древнейшей части Библии. Она несёт в себе много любопытных технических деталей, косвенно подтверждающих, что Бог древних евреев имел непосредственное отношение к инопланетной цивилизации, которую исследуем мы в рамках программы "Тени Предков".
-- Действительно? - искренне удивился я.
-- Да. Мы даже привлекли к этой работе инженера-физика, который помог нам разобраться во всех технических нюансах проблемы.
-- Очень интересно. Тогда давайте, рассказывайте!
-- Так вот, - Светлана упёрлась локтями в колени и положила подбородок на ладони, склоняясь всем телом в мою сторону. - История о том, как племя евреев убежало из египетского плена в пустыню в поисках "Земли обетованной" вам должна быть хорошо знакома. Повторяться не буду.
-- Да, - подтвердил я. - И что, эта история действительно правдива?
-- Вполне. Исход евреев из Египта, в самом деле, имел место во второй половине тринадцатого века до новой эры. Поэтому Моисея можно считать вполне реальным историческим персонажем. Библия нам рассказывает довольно подробно о том, как он во время странствия своего племени по пустыне взошёл на вершину горы и встретился там с Яхве. В гостях у него Моисей пробыл сорок дней и сорок ночей. На протяжении этого времени он и получил от Яхве, запомнив наизусть, подробные инструкции о том, как построить и оборудовать специальный передвижной разборный храм -- скинию. С помощью неё у Моисея появилась возможность периодически поддерживать с Яхве двухстороннюю зрительно--слуховую связь. Почти как это делаем мы при помощи наших визиофонов. Там же, на горе, Моисею были продемонстрированы модели скинии и всех её составных частей. Об этом в тексте говорится несколько раз. Я не сильна в цитировании по памяти древних манускриптов, как Акира, но постараюсь припомнить точно...
Светлана слегка наморщила гладкий лоб, собираясь с мыслями. Затем уверенно произнесла:
-- "Всё сделайте, как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов её; так и сделайте"... Да, кажется точно по тексту, - бегло улыбнулась девушка, явно довольная собой. - Кроме этих наставлений Моисею дали и готовые детали скинии.
-- Скорее всего, их просто невозможно было изготовить с помощью примитивных технологий того времени, - понимающе закивал я и уточнил: - А что это за детали?
-- Это так называемые "скрижали каменные".
-- Ах, да! Вспомнил. А сама скиния? Почему этот переносной иудейский храм так заинтересовал вас и Акиру?
-- В Библии очень подробно и скрупулезно описывается как сама скиния, так и размеры её составных частей, а так же порядок их сборки и разборки. Там есть даже правила обслуживания и меры безопасности. Нас с Акирой удивило то, что сама скиния, будучи храмом, представляла собой вовсе не жёсткое сооружение, наподобие каркаса шатра. Нет. Её конструкция больше напоминала некий слабоустойчивый забор из тяжёлых вертикальных элементов-столбов. Правда, этот "забор" был строго ориентирован по сторонам света и имел прямоугольное сечение в плане.
-- Любопытно, - кивнул я, пытаясь представить себе нечто подобное.
-- Сведения о том, как построить скинию заучивались наизусть и передавались посвящённым, - воодушевлённо продолжала Светлана. - И лишь много позже эти сведения были записаны и вошли в текст самой Библии. При этом не допускались никакие отступления от первоначального текста, нельзя было изменить ни единого слова.
-- Такой характер передачи знаний может свидетельствовать о необычайной важности сохранения информации в её первоначальном виде, - заметил я.
-- Да, правильно. Хотя с течением времени истинный смысл написанного становился непонятен непосвященным в таинства. Если помните, так происходило и в Древнем Египте, где писцы по наставлениям жрецов переписывали в папирусы древние технические тексты, оставшиеся со времени правления "богов".
-- Наверное, поэтому очень важно было создать некую инструкцию к "божественному" техническому устройству. Ведь от правильности его сборки в дальнейшем зависела и его работоспособность, - согласился я. - В тоже время, подобный шаг может свидетельствовать и о большой важности самого устройства для его хозяев.
-- Вы правы. В этой самой "инструкции" чётко оговаривалось: сколько столбов на каждой стороне скинии установить, из какого материала изготовить для них подножья и тому подобное. Такие подробности свидетельствуют о том, что "бог", составивший данную "инструкцию", реально находился в то время на Земле или где-то поблизости от нашей планеты. Он мог направлять действия людей, в то время как древнеегипетские "боги" остались в глубоком прошлом. События со скинией Яхве можно отнести к периоду правления "духов мёртвых", о котором упоминал Акира. Любопытно и то, что единственным источником освещения внутри скинии, в её передней части, должен был оставаться светильник из семи лампад с оливковым маслом. В "святая святых" же царил полумрак, где в "огненном облаке" появлялось изображение Бога, от которого Моисей и получал все распоряжения.
-- Голография? - Я задумчиво почесал в затылке. - Да, похоже на то... Интересно, а изображение "бога" было подвижным или оставалось статичной картинкой?
-- К сожалению, тексты не сообщают нам такие подробности, - огорчённо вздохнула Светлана. - Но мы хорошо знаем, что в передней половине скинии, кроме светильника, устанавливались ещё два предмета: стол для хлебов предложения и жертвенник для курений. И что примечательно, все эти вещи, включая светильник, переносились при помощи специальных, обложенных золотом шестов, продетых в золотые кольца, закреплённые на этих же предметах.
-- Изоляторы! - догадался я, вспомнив рассказ Громова о ковчеге. - Где-то я уже слышал об этом.
-- Действительно? - удивилась Светлана. - Где?
-- Не помню... Возможно, ещё в школе? - пожал я плечами.
Моя собеседница пристально посмотрела на меня.
-- Иногда мне кажется, что вы осведомлены гораздо лучше, чем я думаю о вас... А иногда, что вы просто обманываете меня!
-- Перестаньте, Светлана! Зачем мне обманывать вас? - искренне удивился я, снова поддаваясь магии её глаз.
Девушка отвернулась к океану, и некоторое время задумчиво смотрела на бег волн. Затем она снова взглянула на меня и продолжила более приветливым тоном:
-- Так вот, в задней, неосвещённой части скинии, в её "святая святых" находился священнейший предмет -- "Ковчег откровения". Именно в этом помещении, согласно тексту Библии, и появлялся Яхве во время общения с Моисеем.
Светлана опять слегка наморщила лоб, вспоминая что-то, затем процитировала:
-- "Когда Моисей входил в скинию собрания, чтобы говорить с Господом, слышал голос, говоривший ему с крышки, которая над ковчегом откровения между двух херувимов, и он говорил ему"...
-- Вот! - шумно выдохнула она, словно отвечая на экзамене перед учителями. - А ещё так: "И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как говорил кто с другом своим..."
-- Всё-таки это больше похоже на "живое" изображение, чем просто на картинку с портретом Бога, - в раздумье произнёс я после её слов.
-- Пожалуй, - не стала спорить со мной Светлана. - Читая тексты, можно вынести для себя ещё один интересный момент: скиния и в особенности ковчег в определённые моменты становились чрезвычайно опасными для людей. Существует даже повествование, в котором рассказывается о том, как во время войны с филистимлянами войско израильтян было разбито, а их святыня -- тот самый "Ковчег завета" -- попала в руки врагов. Ковчег филистимляне привезли в город Азот, что впоследствии привело к большим неприятностям. Как написано в Библии: "И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и окрестностях его... И те, которые не умерли, поражены были наростами, так что вопль города восходил до небес".
-- Очень напоминает смерть от поражения электрическим током. Ведь, насколько я теперь знаю, и древнеегипетские "боги", широко использовали электричество для своих нужд.
-- Вы правы, - согласилась Светлана. - Филистимляне оказались наказанными за своё любопытство. Они ведь заглядывали внутрь ковчега, поднимая защитную крышку. Но, возможно, причина кроется и в чём-то другом.
-- В чём же?
-- Когда мы показали специалисту подробную схему устройства скинии и дали ему почитать её описания в тексте Библии, - увлечённо рассказывала Светлана, - то он признался нам, что больше всего скиния, как сооружение из рационально расположенных вертикальных металлических... вернее, покрытых металлом, - поправилась она, - столбов напоминает ему радиотехническое устройство.
-- Антенную решетку! - неожиданно сообразил я.
-- Всё верно, - подтвердила Светлана, и на лице у неё промелькнула тень лёгкого удивления. - А вы тоже разбираетесь в подобных вещах?
-- Совсем немного. В силу специфики моей работы, - скромно улыбнулся я, опуская глаза. - Строго говоря, любой набор металлических предметов может исполнять роль устройства, отражающего радиоволны. Это не такие уж сложные технические вещи, решение которых подвластно даже школьнику.
-- Но скиния это не просто случайный набор металлических предметов, - горячо возразила Светлана. - Это упорядоченная система, обеспечивающая максимально эффективное действие!
-- Теперь и вы заговорили как настоящий специалист по радиотехнике, - улыбнулся я ей.
-- Я лишь повторяю выводы того самого специалиста, - беспечно пожала плечами моя собеседница.
-- По всему видно, что скиния обладала значительной проводящей поверхностью и могла использоваться в качестве пассивной отражающей системы для радиоволн метрового диапазона, - прикинув в уме, заключил я.
-- Да. По нашим расчётам получается, что скиния эффективно отражала радиоволны с длиной волны составлявшей величину в пределах от восьми до двенадцати метров.
-- Неплохо! В данном диапазоне радиочастот сухая почва является отличным проводником. Ведь они находились в пустыне? Я ничего не путаю? А для эффективного отражения волны необходимо иметь проводящую поверхность, в которой допустимы вертикальные щели. Судя по всему, это и было реализовано в этой постройке. Что ж, весьма умно!.. А как имя этого вашего специалиста?
-- Его имя Рин Кааф. Вы знакомы с ним?
-- Нет, что вы! - отмахнулся я. - У меня не так много знакомых физиков!
-- Тогда, наверное, их хватает среди лириков? - лукаво усмехнулась Светлана, накручивая на указательный волос прядку волос.
-- Если бы! - усмехнулся я, чувствуя лёгкое смущение. - Тогда сейчас я читал бы вам стихи о красоте ваших глаз, а не вёл бы беседы о технических способностях древних иудеев, - печально вздохнул я, удивляясь самому себе.
Светлана проницательно посмотрела на меня и отвела взгляд в сторону. Я заметил, как лёгкий румянец проступил на бронзовой коже моей собеседницы, не оставлявший сомнений в реакции девушки на мои слова.
-- Но ведь эта самая скиния могла быть не только пассивной отражающей решёткой! - рассудительно заметил я, нарушая наступившее неловкое молчание и возвращая разговор в прежнее русло. - Она ведь могла одновременно служить и частью приёмо-передающего устройства для работы в радиодиапазоне.
Светлана подняла ко мне разгорячённое лицо. На губах у неё застыла возбуждённая улыбка, а в её глазах я прочитал безмолвную благодарность.
-- Да. Это так. Собственно, скиния и служила для общения Моисея со своим Богом, - рассеянно произнесла девушка-экзоархеолог. - А самой важной деталью этого устройства, судя по всему, являлись те самые "скрижали каменные" -- две таблицы из камня, которые Моисей получил в готовом виде из рук Яхве, а затем вложил их в ковчег. Все остальные детали скинии изготовили мастера Моисея согласно полученным от него указаниям.
-- Значит, эти скрижали сами иудеи изготовить не могли? Но тогда получается очень странная вещь -- главная святыня храма, хранившаяся в ларце из золота, была изготовлена из простого камня? - удивился я. - Что-то здесь не вяжется, не находите?
-- Мы с Акирой тоже долго ломали над этим голову, пока Рин Кааф не внёс ясность и в этот вопрос, - кивнула Светлана.
-- Интересно! Как же он объяснил эту странность?
-- Его вывод очень прост. Он лежит на поверхности. - Голос Светланы окреп. - Вещество, из которого были изготовлены эти скрижали, только казалось кочевникам-скотоводам камнем. В их небогатом лексиконе просто не нашлось других терминов для обозначения этого неизвестного им вещества.
-- Таже ситуация, что и с односложными шумерскими терминами, обозначавшими технические устройства "богов", или же с неразгаданными египетскими иероглифами, передававшими техническую информацию? - припоминая, закивал я.
-- Точно так. К тому же, видели эти скрижали, судя по тексту, кроме Моисея, очень немногие. По предположению Рин Каафа, скрижали могли служить двумя блоками сложного устройства похожего на радиосхемы, собранные из кристаллических элементов -- того самого "камня". Возможно, из кремния.
-- Это не лишено смысла, - одобрил я.
-- При этом порядок вкладывания этих радиосхем в ковчег мог определяться нанесённым на них текстом десяти заповедей, и сами буквы и промежутки между ними могли служить контактами для соединения обоих блоков в одно целое. А ещё эти блоки, наверняка, имели какой-то энергетический источник, обеспечивавший возможность работы всего приемника-передатчика достаточно длительное время.
-- Может быть, это он представлял собой что-то навроде изотопной батареи? - предположил я. - А, значит, была опасность радиации... Вот отчего гибли люди, заглядывавшие в ковчег без надлежащих мер безопасности!
-- Возможно, - согласилась Светлана и, улыбнувшись, заметила: - Мне нравится ход ваших мыслей. Вы настоящий молодец!
-- Пустяки, - скромно отмахнулся я, но душа от похвалы девушки наполнилась волнительной радостью, хотя я и постарался не выдать своих истинных чувств. - Но почему тогда не погиб сам Моисей, который нёс скрижали в руках, спускаясь с горы Синай?
-- Что если устройство начинало работать только тогда, когда оба блока соединялись вместе? - пожала плечами Светлана.
-- Или скрижали могли включаться и становиться опасными дистанционно, по специальному сигналу извне? - заметил я.
-- Да, да! Этому есть подтверждение и в текстах, - обрадовалась Светлана. - Там говорится, что связь с Богом была не постоянной. А ещё Моисей получал многочисленные указания о том, как обезопасить себя самого и своих близких от опасного воздействия скинии.
-- Любопытно.
-- В скинию допускался очень ограниченный круг лиц из числа жрецов-левитов, - воодушевлённо продолжала моя собеседница. - Внутри скинии могли находиться только Моисей, его брат Аарон и ограниченное число его сыновей и ближайших родственников. А в "святая святых" допускался только Моисей. Левиты же выполняли функции обслуги: одни несли службу по охране скинии, другие отвечали за сборку и разборку храма, третьи за упаковку священных предметов, другие за их перевозку. При этом "Ковчег завета" переносили при помощи всё тех же шестов, покрытых золотом.
-- Получается, что исключительное право общения с Богом принадлежало только Моисею?
-- Только ему, - согласно кивнула Светлана. - Возможно, во многом это было определено той опасностью, которую несло это устройство. Особенно опасно было входить в скинию и даже приближаться к ней, когда её осенял свет или заполняло облако: "И не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло её облако, и слава Господня наполняла скинию".
-- Видимо, общение с Богом действительно опасное занятие! - усмехнулся я.
-- Безусловно. Поэтому допускавшиеся в скинию и должны были надевать специальную одежду, состоявшую из нескольких частей. Снизу надевалась льняная одежда, чтобы не нанести на себя греха и не умереть.
-- Иными словами, она служила изолятором, - догадался я.
Светлана кивнула.
-- Верхняя одежда была длинной. Обычно в этом качестве выступал хитон или риза. Такая одежда отличалась обилием золотых украшений, с вплетёнными в ткань золотыми нитями, с массивным золотым наперсником и золотым поясом.
-- Судя по всему, проводник, к тому же заземлённый. Ведь длинная одежда скорее всего, касалась земли, -- снова закивал головой я, пытаясь сообразить, что же всё это убранство мне напоминает.
-- По подолу ризы пришивались золотые колокольчики, - продолжала рассказывать Светлана. - А на голову надевалась золотая диадема -- массивная полированная золотая пластина: "И будет она непрестанно на челе его".
-- Колокольчики, скорее всего, служили неким сигнальным устройством, которое предупреждало: "Внимание, идёт человек". Разумно, - одобрительно кивнул я. - Вообще, вся эта сильно металлизированная одежда, в которую одевались эти левиты, напоминает мне "клетку Максвелла".
-- Это устройство, когда человек, стоящий внутри заземлённой металлической клетки, может без ущерба для себя находится в электрическом поле очень большой напряженности? - вспомнила Светлана школьные уроки физики.
-- Именно. Только при этом нужно выполнить несколько условий: на голове должен находиться металлический гребень, металлическая брошка должна быть на груди, и человек должен опоясаться металлическим поясом. Тогда электрический разряд, скажем молнии, пройдёт через эти металлические предметы, не задевая самого человека. Прямо один в один как в библейских описаниях! Гребень это диадема на голове, брошь на груди -- наперсник, и золотой пояс. Ведь золото, как и серебро, отличный проводник электрического тока.
-- Наверное, фараон не выпускал иудеев из Египта потому, что одним из требований, выдвинутых ими по указанию Яхве, было забрать с собой всё золото и серебро, - произнесла в раздумье Светлана. - Эти металлы были необходимы евреям для изготовления технических узлов скинии и ковчега, и для защитной одежды... Надо будет озвучить эту мысль Акире, - воодушевлённо добавила она, радостно взглянув на меня.
-- Так почему же вы вспомнили о скинии?
Я внимательно посмотрел в потемневшие глаза девушки.
-- Огненное облако, - спокойно ответила Светлана. - Ведь в таком же облаке между двух херувимов на крышке ковчега видел Моисей изображение своего Бога и слышал его голос. Фигурки херувимов с распростертыми крыльями могли служить разрядниками, между которыми возникало плазменное, то есть, "огненное" облако.
-- В нём и генерировалось объёмное голографическое изображение абонента, - подхватил я. - Это очень напоминает принцип работы наших гемисферных экранов связи.
-- Да, - снова улыбнулась Светлана, глядя мне в глаза. - То же самое сказал и Рин Кааф. А плазменный шнур, включённый в колебательный контур, мог служить своеобразным динамиком.
-- Да-да, например, пламя электрической дуги так же может служить источником звуковых колебаний... Только мы такую технологию не используем.
Я замолчал, обдумывая услышанное от моей собеседницы. Затем, спросил:
-- Значит, вы предполагаете, что там, на Марсе, мы столкнулись со сходной технологией?
-- Не знаю, - пожала плечами Светлана и пристально посмотрела на меня. - Ведь вы не разговаривали там с Богом? Нет?
Губы девушки подёрнула насмешливая улыбка, но в глазах сквозило напряжение.
-- Не думаю, - покачал головой я.
-- А что вы видели, Сид? - Светлана положила свою тёплую ладонь на моё запястье и чуть склонилась ко мне. - За прошедшие три месяца вы так ничего никому не рассказывали об этом.
-- Там было много света.. и мне показалось, что какая--то сила переносит меня куда-то очень далеко, в какую-то незнакомую мне страну...
-- На Земле?
Я почувствовал, как пальцы Светланы сильнее сжимают мою руку.
-- Не знаю, - беспомощно пожал плечами я. - Возможно... Я не чувствовал, что нахожусь в чужом мире. Тоже небо, тоже солнце... Там была огромная равнина в окружении гор. А совсем рядом с собой я увидел странных гигантов в золотых шлемах... Все они чем-то походили на изображения египетских "богов" с фресок. Особенно один, который оказался ближе всего от меня. В руках он держал очень странные предметы... Оружие, как я понял потом...
Светлана внимательно слушала меня, не перебивая.
-- Ещё на той равнине шла страшная кровавая битва. Я плохо видел подробности из-за клубов дыма и огня, накрывавшего всё вокруг много раз... Но я слышал ужасные предсмертные крики -- крики боли и страдания. И это были крики людей! А ещё в небе надо мной летали какие-то огненные крылатые машины. Они исчезали и появлялись в огне пожаров, убивая тех, кто находился на равнине смертельным огнём. Затем тот гигант, показавшийся мне главным среди остальных -- возможно, полководцем или царём -- повернулся ко мне. Представляете, он, будто почувствовал моё присутствие рядом! Я помню его глаза -- они были полны огня, а его взгляд пронзил меня, как будто острым копьём. Этот гигант выкрикнул что-то вроде "шет энх атэм"... И ещё какие-то слова... Кажется, "неч атеф"... Да, точно! Потом всё померкло, исчезло, и я очнулся уже в пирамиде.
Я замолчал и с надеждой посмотрел на девушку-экзоархеолога.
-- Как вы думаете, что всё это может значить?
-- "Нечатеф"? - медленно повторила Светлана, задумчиво взирая на океан. - Это же "Мстящий за отца"! Таково по египетским поверьям было имя, данное "богами" Гору в его борьбе с Сетхом.
Она быстро повернулась ко мне.
-- А вот "шет энх атэм"... Это очень похоже на древнеегипетское "шешет-анх-Атум". Дословно означает: "живой образ Атума". Самый распространенный титул Сфинкса... А может быть вы слышали нечто похожее на "шешет-эм-Ахет"? Это переводится как: "Живой на Горизонте" или "Живой -- обитатель Горизонта"?
-- Возможно. Тогда я был слишком поражён происходящим вокруг и мог упустить какие-то детали.
Я пожал плечами и снова беспомощно улыбнулся девушке.
-- Но ведь это мог быть вовсе и не древнеегипетский язык! - ободряюще добавила Светлана и снова задумчиво посмотрела на океан.
Некоторое время мы сидели молча.
-- А хотите искупаться? - неожиданно предложила моя спутница, с беспечным задором глядя на меня.
Её глаза сейчас походили на пронзительно синее небо, раскинувшееся над нами. Я недоверчиво покосился на воду, колыхавшуюся почти у самых наших ног. За последнее тысячелетие климат на Земле сильно изменился, а часть побережья Антарктики, где мы находились, переместилась в умеренные широты. И всё же воды Южного океана в заливе Эймери продолжали славиться своей неприветливостью.
-- Ну что же вы? Боитесь? - воскликнула Светлана, заметив мою нерешительность.
Её смешливые глаза, как будто подзадоривали меня. Девушка легко соскочила с валуна и так же легко и непринуждённо сбросила короткие, песочного цвета шорты и просторную блузу с большими нашивными карманами на груди. Лёгким упругим шагом она приблизилась к заплескам морского наката, на ходу собирая волосы на затылке в длинный хвост.
Неохотно расстегивая одежду, я наблюдал за девушкой, любуясь её обнажённым телом -- бронзово-золотистым и точёным, резко контрастировавшим с чугунно-серыми контурами камней вокруг. Светлана обернулась, лукаво прищурилась и стремглав бросилась в накативший водяной вал, на мгновение скрывшись из вида. Уже на ходу скидывая ботинки и брюки, прыгая на одной ноге, я устремился вдогонку за ней, бездумно ринувшись в набежавшую на берег стального цвета волну.
В первую секунду мне показалось, что в меня вонзились тысячи острейших игл. Пронизывающий холод сдавил сердце, сбивая дыхание и сковывая мышцы. Едва не задохнувшись, я с трудом поднялся на гребень пенного морского вала, делая отчаянные гребки руками, пытаясь согреть цепенеющее тело. Впереди, казалось, совсем далеко от меня, мелькала среди волн крохотная головка Светланы. Храбрый экзоархеолог радостно помахала мне рукой, светясь лучезарной улыбкой, словно бы ледяные арктические воды были ей нипочём. Когда мы выбрались на берег, девушка выглядела такой же беззаботной и весёлой. Её гладкая кожа блестела на солнце капельками воды. Я уселся на ближайший валун, едва сдерживая знобящую дрожь во всём теле и изо всех сил стараясь не подать вида, как мне некомфортно после этого экстремального купания. Я боялся увидеть на губах моей бесстрашной спутницы насмешливую улыбку, но девушка, как ни в чём не бывало, снова уселась на камень и принялась одеваться, время от времени поглядывая на меня и задорно блестя глазами.
Вдруг Светлана насторожилась и быстро поднялась на ноги. На лице её отразилось радостное ожидание. За нашими спинами послышался шелест гальки под чьими-то лёгкими шагами. Я обернулся в ту сторону и увидел, как сквозь кусты голубого альпийского можжевельника на свободное пространство вышел Акира Кензо, осыпая гребни нанесённого ветром красноватого песка.
-- Вот, значит, вы где уединились! - весело воскликнул экзоархеолог и хитровато прищурился, оглядывая нас: - Купаетесь?.. Смотрите, Сид, со Светланой трудно состязаться, ведь её предки вышли из северной страны России. Лично я бы не рискнул соревноваться с ней ни в выносливости, ни в находчивости.
Глаза экзоархеолога, сейчас похожие на крохотные тёмные щёлочки, заблестели лукаво. Акира догадался о моей оплошности, но вида не подал. И я был благодарен ему за это. Очень не хотелось выглядеть перед отважной девушкой слабым и изнеженным.
-- А я знал об этом с самого начала, - бодро ответил я. - Кстати, во мне тоже есть толика славянской крови... Впрочем, как и ещё, наверное, у шестой части жителей Земли.
-- Да, вы правы, - согласился со мной Акира Кензо, усаживаясь на приземистый валун рядом с нами. - Все мы потомки тех, кому посчастливилось выжить в ужасной планетарной катастрофе, совершенно изменившей и облик нашей планеты, и само человечество. Не всем ранее жившим народам дорога в светлое будущее оказалась открытой. И тем более удивительно, что выходцы из России оказались на этом пути.
-- Что же в этом удивительного?
Светлана убрала с лица прилипшие волосы и прикрыла ладонью глаза от лучей заходящего за водную гладь солнца.
-- Удивительно то, что этот странный, во многом непонятный и загадочный народ, на долю которого не раз выпадали тягчайшие испытания, смог стать предвозвестником нового лучшего мира на пороге страшной всепланетной катастрофы, сумел сберечь и охранить осколки человеческой мудрости, почти полностью погибшей в пламени ядерных пожаров, землетрясений и потопных волн. Вспомните начало двадцать первого века. В школе все мы изучали удивительный документ того далёкого времени, хранящийся ныне в Архиве Информационного центра Трудового Братства.
Мы со Светланой переглянулись. Кажется, она тоже не совсем поняла о каком именно документе идёт речь.
-- Это дневник выходца из нашего общего прошлого, который открыл нам забытые и неизвестные эпизоды минувшей истории, - пояснил экзоархеолог.
-- Ах, да! Конечно! - обрадовалась Светлана, легонько хлопая себя по лбу. - Поразительная и очень проникновенная вещь. В старших классах она произвела на меня неизгладимое впечатление! Именно благодаря этому дневнику я твёрдо решила заняться археологией.
Акира Кензо сдержанно улыбнулся ей.
-- Так вот, - продолжал он. - Тогда для вас вполне очевидно, что деградация общества безудержного потребления уготовила в своё время человечеству путь в безвозвратную пропасть духовного обнищания и экономического рабства в инфернальной техногенной среде. В эту пропасть людей загоняла кучка дельцов, которую сегодня наши историки именуют "корпаратократией". Именно она насаждала товарно-денежные отношения в экономике всех развитых стран. Именно она всеми силами стремилась к господству над миром, к тотальному контролю и власти над людьми, пытаясь подчинить себе их души, их помыслы, их устремления, и сами их жизни. Целые государства рассматривались этой безликой верхушкой иерархической пирамиды тогдашнего общества, как сырьевые придатки будущей всепланетной империи и именовались не иначе как странами "третьего мира". Народам же этих стран была уготована роль прислуги, обслуживающей будущих новоявленных "избранных".
-- Да, мрачное было время, - согласился я.
-- При острой нехватке сырьевых ресурсов, бездумно разграбленных за десятилетия, при иссякающих запасах питьевой воды и ограниченных возможностях производства пищи, эта кучка дельцов даже выдвинула особую доктрину, согласно которой на Земле должно остаться лишь ограниченное количество избранных жителей, - продолжал Акира, став похожим на учителя школьной истории. - Земля уже не в состоянии накормить расплодившееся человечество, говорили они. Поэтому должен остаться лишь один миллиард из числа её жителей. Как раз такое число и составляло тогда население развитых капиталистических стран. Остальные же люди должны умереть голодной смертью или сгинуть от болезней и различных эпидемий. Имеющиеся у нас исторические документы и отдельные сохранившиеся данные позволяют предполагать, что могущественные державы того времени ради достижения этой коварной цели даже начали тайно разрабатывать и использовать климатическое и биологическое оружие.
-- Но ведь это настоящий геноцид! - горячо воскликнула Светлана.
-- Безусловно, - согласился с ней Акира Кензо. - Но не всегда действия корпаратократии были столь явными и бессовестно прямолинейными. В России, например, она опиралась на продажных правителей и их прислужников -- так называемых "чиновников". Именно они планомерно обрубали древние корни своего самобытного народа. Захватив право подавлять мнения и желания всех остальных, эти правители навязывали людям под видом законов и политических программ низкий уровень жизни, чиня любой произвол, обездоливая свой народ, лишая его социального равенства и даже права на всестороннее образование и качественную медицинскую помощь. Декларируемые на словах свободы и права на поверку оставались лишь пустыми обещаниями, прикрывавшими полное бездействие власти, её стремление любыми средствами сохранить свой статус-кво в гниющем и разлагающемся подобии государственности. Безграничные возможности по разворовыванию природных богатств этой обширной страны были отданы на откуп кучке "избранных" негодяев, властолюбцев или просто преступников. И те на протяжении нескольких десятилетий бессовестно обогащались, не давая ничего взамен простому народу. Хитрые и бесчестные дельцы растаскивали по своим карманам то, что создавалось усердным трудом, потом и кровью всех предыдущих поколений, живших в этой стране.
Глаза экзоархеолога наполнились гневной неприязнью.
-- Мне до сих пор не понятно, почему тогда русский народ терпеливо молчал и не сверг своих преступных правителей? - озадаченно пожал я плечами. - Почему позволял измываться над собой и унижать себя?
-- Чтобы удержаться у власти, эти трусливые правители руками своих же марионеток проводили политику планомерного одурманивания людей посредством массовой информации. Люди изо дня в день всячески запугивались всевозможными страшилками, пресса и телевидение выносили на поверхность самые тёмные стороны окружающей действительности, как будто поднимали тину и грязь со дна водоёма. Ложь властвовала в этом авторитарном обществе безраздельно. Она убивала всё светлое и хорошее, что ещё оставалось в людях, приводя к их разобщению, озлоблению и одичанию в прямом смысле этого слова. Наряду с этим, русскому народу навязывались бессмысленные и бездуховные постановки и зрелища, наполненные примитивными, самыми низменными страстями, которые преподносили своих малообразованных и духовно бедных героев, как эталон для подражания для всех остальных. Это усугубляло духовную деградацию большей части населения. В особенности от этого страдало молодое поколение, поражённое глубоким нигилизмом. Молодёжь уже не видела своего места в настоящем, и не верила в будущее.
-- Но зачем всё это делалось? - поразилась Светлана, хватаясь за пылающие щёки. - И как таким правителям удавалось удержаться у власти?
-- Насколько мне известно, русская культура всегда считалась безусловно духовной. Духовное начало в жизни человека преобладало в ней над материальным началом. Так же устроено и наше современное общество. Этим своим содержанием русская культура, русский дух были более близки древней восточной культуре. И в тоже время они оказались противоположны культуре, так называемой, "западной цивилизации", основу которой составляли агрессивное стремление к постоянному обогащению, унылая мещанская жизнь, наполненная примитивным потребительством, и слабая развитость внутреннего, нравственного мира человека. В обществе безудержного потребления просто не могло быть иначе. Эти полярности Запада и Востока испокон веков служили причиной конфликтов между ними: явных или скрытых. Техногенный Запад плохо понимал духовный Восток, воспринимая его как нечто недоразвитое и даже нецивилизованное. Отсюда вытекало извечное желание правителей Запада подчинить себе, а то и уничтожить "дикие" народы. Но тех же славян сложно было победить силой оружия. Не раз они доказывали свою сплочённость и силу своего духа.
Акира Кензо приостановился и посмотрел на Светлану, словно последние его слова он адресовал именно ей. Девушка возбуждённо улыбнулась и смущённо опустила глаза.
-- И вот тогда Запад решил победить Восток, уничтожив его основу -- духовность, - продолжал экзоархеолог. - Решил превратить народы этого региона в сборище безразличных ко всему мещан, агрессивно насаждая на Востоке "культурные ценности" западного капиталистического общества. К этому времени и в самом Западном мире люди уже перестали ощущать себя в безопасности. Постепенно утрачивая былую веру в справедливость и закон, многие обращались к вере в сверхъестественное, которое становилось последним прибежищем в этом мрачном мире бездушия и наживы. Мистицизм распространял своё влияние на всё большее количество умов по всему миру. Отсюда так популярны стали в то время темы и обсуждения скорого "конца света", "Армагеддона" или "судного дня".
-- В результате они сами себе накликали эту беду! - усмехнулся я.
Акира согласно кивнул в ответ.
-- Даже правителей Североамериканских штатов не обошла эта "мистическая мода". Не знаю, правда ли это, но однажды мне довелось прочитать историю о том, как в бытность одного из американских правителей, разведслужбы подготовили секретный доклад. В нём говорилось о предполагаемых разрушительных катаклизмах, ожидающихся на планете в начале нового двадцать первого века. На основе этих предсказаний была принята долговременная программа освобождения обширных территорий Сибири и вообще Евразии от коренного населения с целью получения доступа к пространствам, богатым полезными ископаемыми и устойчивым к сейсмическим и другим катастрофическим изменениям. Туда предполагалось переселить население Америки в случае реального "конца света".
-- Неужели такое было возможно? - удивился я, хорошо помня, что на уроках истории нам ничего подобного не рассказывали. - Но откуда у вас эта информация?
-- Помните, я говорил вам о своём участии в раскопках одного из крупных городов на территории Североамериканского континента? - прищурился Акира Кензо.
-- Да, конечно.
-- Мне удалось, тогда ознакомиться с расшифрованными данными из гипертекста, хранившегося на серверах уничтоженной мировой информационной сети, - пояснил экзоархеолог. - Из них я почерпнул для себя много интересного. Так вот, если верить в существование подобного секретного доклада, то именно с него берёт начало план уничтожения невиданного прежде на Земле общественного строя, просуществовавшего почти столетие. Как и всё новое, этот самый строй являлся далеко не идеальным, и он принёс людям как величайшие достижения, так и глубокое разочарование, наряду со страшными трагедиями и потерями. Тем не менее, возникновение этого невиданного доселе общественно-экономического устоя явилось первой искрой, которая впоследствии, уже после Битвы Мары, снова разгорелась ярким пламенем новой жизни в коммунарских общинах, из которых и берёт своё начало наше с вами Трудовое Братство.
-- Но на уроках истории нам всегда говорили о том, что существовали вполне объективные причины, из-за которых ростки нового в итоге и победил капитализм, - засомневался я.
-- Существовали, разумеется, - подтвердил экзоархеолог. - Только процесс этот нужно рассматривать в целом. И в череде событий тех далёких лет намерение уничтожить опасного конкурента со стороны правителей Запада занимало далеко не последнее место. Но это уничтожение не могло опираться на военную мощь, потому что тогда ещё существовал паритет военных сил. Поэтому-то распад нового строя и происходил постепенно, исподволь. Этот распад стал возможен только через растление самого народа. Тогдашняя корпаратократия активно поддержала приход к власти в новой России бездарных, эгоистичных и алчных правителей, которым судьба народа изначально была безразлична. Единственной их целью стало личное обогоащение. Прикрываясь пустыми обещаниями и призывами, за три десятилетия эти самые правители уничтожили некогда могучую и сплочённую державу, первой ступившую на тернистый путь к светлому будущему, первой вышедшей к звёздам.
Акира Кензо помолчал, печально глядя на темнеющий океан. Затем заговорил снова:
-- Но ничто в мире не может продолжаться вечно. Хорошо понимая это, правящая верхушка России в первые десятилетия двадцать первого века стала прилагать немало усилий для укрепления аппарата подавления, чтобы обезопасить себя в случае народного недовольства и массовых протестов. Больше не полагаясь на собственную армию, правители возлагали свои надежды на специализированные силовые структуры, которым давались неограниченные полномочия. А впоследствии, когда повсеместно начали вспыхивать народные волнения, и недовольство людей стало нарастать с каждым днём, власть имущие поспешно сформировали команды из чужеземных наёмников, не скованных этическими нормами и кровным родством с местным населением. Эти специальные ударные силы были брошены на подавление массовых протестов, для безжалостного уничтожения всех недовольных авторитарным режимом. Беззаконие, наветы, пытки и издевательства стали нормой и обыденностью в этом глубоко инфернальном мире. О свободе, праве выбора и человеческом достоинстве уже никто из правителей не вспоминал.
-- Какое ужасное и мрачное время! - сокрушённо покачала головой Светлана. - Какое безысходное... Это должно быть страшнее самой смерти!
-- Вы правы, - согласился с ней Акира Кензо. - К счастью, дух протеста в людях очень трудно убить полностью. Расслоение в обществе к тому времени зашло слишком далеко. Материальное благосостояние и безнаказанность небольшой кучки "избранных" негодяев, стремившихся взять в свои руки всю полноту власти, выглядели слишком вызывающе на фоне нищеты и бесправия целого народа. Несправедливость, захлестнувшая страну, всколыхнула сознание прогрессивных людей, которые отважились повести за собой всех остальных. Недовольство стало закипать день ото дня, как закипает вода в наглухо завинченном сосуде. Этот процесс развивался особенно бурно ещё и потому, что конец второго десятилетия двадцать первого века обусловлен крахом прежней экономической системы, главенствовавшей тогда во всём мире, -- мире состоявшем из разрозненных государств и разобщённых народов. Мировая экономика полностью подчинялась тогда корпаратократии, руководствовавшейся только одним -- упорным стремлением сохранить общество безудержного потребления и столь же безудержной наживы, порождавшее экономическое рабство населения большинства стран. Вот почему по всему миру в те годы прокатилась волна недовольства и массовых протестов со стороны населения планеты, лишенного возможности получать пенсии, пособия, и даже саму работу, а значит и средства к существованию. Люди потеряли опору в обществе, в полной мере осознав, что теперь их не охраняют, а только угрожают им. Поэтому многие стали выходить на улицы городов, требуя от своих правительств изменений к лучшему, законности и порядка...
Слушая рассказ экзоархеолога, мне вспомнились кадры старой хроники, однажды виденные мною ещё в школе: города, объятые пожарами, толпы отчаявшихся людей, протестующих против социальной несправедливости и безликие военные, избивающие и расстреливающие безоружных людей -- хаос, страх, растерянность и безысходность, казалось пропитавшие сам воздух. Невольно я поёжился от этих мрачных воспоминаний. Тем временем Акира продолжал свой рассказ:
-- Положение же России в этот период оказалось особенно тяжёлым. Страна находилась в полном экономическом упадке из-за внешней изоляции, вызванной необдуманными действиями последнего своего правителя. Она даже утратила своё прежнее единство, распавшись на разрозненные территории, во главе которых встали националистические активисты. Они в тесном сотрудничестве с представителями местных элит бессовестно попирали демократические свободы, отрицая любые преграды на пути к безграничной власти, безжалостно подавляя недовольство людей и распространяя свою экспансию вовне. Страна стояла на пороге ужасающей нищеты, голода и бесконечных смут, грозивших вылиться в нескончаемые братоубийственные войны. Вот тогда-то и начала набирать силу когорта прогрессивных молодых лидеров, которой хватило мужества и воли объединить потерявший веру народ и направить его устремления по пути к обновлённому общественному устройству.
Акира снова замолчал, подставляя разгорячённое лицо прохладному морскому ветру. Затем, взглянув на меня и Светлану, заговорил снова:
-- Вы знаете, что эти далёкие события наши историки окрестили Второй Великой Революцией. Хотя, конечно, настоящей революцией их назвать и нельзя. Скорее, это была эволюция мысли и духа целого народа. Пустые обещания и красивые лозунги, щедро раздаваемые прежними властителями, сменились реальными делами, направленными на претворение в жизнь новых идеалов -- свободы, равенства и социальной справедливости. Люди перестали жить по навязанным им законам, служившим угнетению и насилию над их правами, а создавали новые уставы жизни, повсеместно объединяясь в коммуны. Эти самые коммуны и послужили началом нового, доселе невиданного мира. Волна изменений грозила захлестнуть все остальные страны, где экономическая и социальная составляющая давно требовала радикальных перемен. Неспокойно было и в странах так называемого "мусульманского мира". Там радикально настроенные религиозные фанатики всё чаще стали захватывать власть, свергая прежние либеральные режимы. Эта агрессивная компания грозила вылиться в крупномасштабные религиозные войны по всему Ближнему Востоку, а затем превратится и в новые "крестовые походы" против иноверцев.
-- Я помню это время! - взволнованно отозвалась Светлана. - Многие считали тогда, что за свержением старых режимов стояли влиятельные силы Америки. Но мне кажется, что причина здесь кроется гораздо глубже. Она очень близка к нашим с вами исследованиям.
-- То есть? - не понял я.
-- Западный мир действительно переживал тогда глубочайший кризис, - охотно пояснила девушка. - Но этот кризис был не только экономическим и социальным, но в большей степени духовным. Отход от веры в христианского Бога порождал с одной стороны освобождение от власти церкви, от тысячелетних догматов, загонявших людей в рамки законов, предписанных последними представителями "божественного семейства" Элохимов. И это давало человеку свободу самоопределения и самостоятельного духовного развития и роста... Но с другой стороны, как раз этого самого развития и не происходило.