Аннотация: Писатель должен объять в себе весь мир.
О необходимости понимания на примере Достоевского.
Меня удивляет, когда я на литературных сайтах вижу комментарии вроде: "Петя! Никого не слушай, все равно ты лучший!"
Как это "никого не слушай"? Ну ладно там, на каком-нибудь киска.ру какой-нибудь киске советуют никого не слушать. Действительно, зачем киске слушать кого-то?
Но писатель, по-моему, просто должен слушать других. Ведь он должен понять разных людей, вчувствоваться, вжиться в них, как это делает актер, работая над ролью. Иначе в своих произведениях писатель сможет достоверно передать, оживить только одного героя - самого себя. Остальные получатся либо клонами, либо марионетками. Чтобы люди в произведении получились живыми, автор должен сначала оправдать для себя каждого из героев. Ведь каждый из нас находит себе оправдание, а героев оправдывать некому, значит автор должен сделать это за них. Он должен понять, почему персонаж именно такой, как он к этому пришел, чем оправдывает свои действия, что думает о жизни и многое другое.
Вот Достоевский, например. Почему он нас так цепляет? Потому что он каждого своего героя сначала выслушал, потом постарался понять, потом признал его право на собственное мнение и на ошибку, потом простил, и только потом оживил в книге. Не всегда даже можно понять, за каким персонажем скрывается сам Достоевский. Этот великий актер меняет маски легко и непринужденно и всегда готов встать на защиту своего персонажа. Каждый из них имеет продуманную, оправданную систему мировоззрения. Про каждого из них невольно думаешь: "А ведь он в чем-то тоже прав, подлец".
Как же этого добиться писателю, как не ежедневной практикой выслушивания и понимания других людей?