Дорогие мои, рецы - это не стихи, ежедневный контент - это тысяча и более стихов, количество рецензий во много раз больше. Конечно, я не мог просмотреть все рецы, сначала прошелся по знакомым адресам, где "наверняка". Таких авторов не так много, думаю, вы многих знаете, есть действительные мастера рецензий в стихах. Потом поиграл в генератор случайных чисел и постарался обратить внимание, кто более всех активен в данном жанре. Дальше - по цепочке, нанизывая одного автора на другого.
Стихотворные рецензии имеют несколько традиционных форм, среди которых - четверостишие-парафраз на тему рецензируемого стиха. Их труднее всего приводить в обзоре, поскольку количество таких рец огромно и редкие из них могут восприниматься в своеобразной антологии самостоятельно, без знания о том, о чем идет речь в оригинале, на который составлена рецензия. Похвалюсь, что я нашел несколько перлов, которые выглядят своеобразными афоризмами и читаются сами по себе.
Другая форма - это юмористическая пародия на оригинал, кстати, вторая по массовости. Собственно говоря, есть натуральные пародии (и мастера подобной формы) и просто юмористические рецензии, призванные сделать автору приятное, а стихиру - веселее.
Третий вариант рецензий - стихотворное переложение темы оригинала. В этой части больше всего графоманский творений и беспомощных изысков. Но именно здесь встречаются настоящие поэтические произведения, как жемчужины в навозных кучах.
И одна из последних форм - это попытка написать самостоятельный стих под оригиналом.
Разумеется, что этими четырьмя формами не ограничивается многовариантность рецензий на стихире. Среди ста-, двухсот тысяч рец в месяц можно найти и другие, но вот только как их найти?
Указанные авторы оставили под произведениями сосайтников по десятку рифмованных рец, около половины заслуживало бы упоминания здесь, поэтому с чистым сердцем я отмечу у них по несколько рецензий, приглянувшихся моим старым глазам. Остальные авторы будут отмечены одним упоминанием. Заранее прошу прощения у авторов, я исправлял опечатки, заглавные буквы и некоторые другие моменты с тем, чтобы оставить только стихи.
Больше всех мне приглянулась молодая поэтесса (грешен, люблю поэтесс) Посвященная Изиде, она и будет первой в обзоре.
Ее рецензия наМОМЕНТ ИСТИНЫ (Бибр Бибарадум) может служить эпиграфом для этого обзора.
Я не кактус, не вяз, и уж точно не важная шишка - можно мненье моё презирать до скончания лет. На постели сидит мой затасканный плюшевый мишка... Что хотите твердите, я знаю, что мишка - поэт...
Так, приняв во внимание, что плюшевый мишка - тоже поэт, посмотрим, что писали поэты своим фаворитам и визави. Среди четверостиший мне приглянулись такие творения:
1. В.Моров
Рецензия на КРАСОТА ПОБЕДИТ! (Борис Папуас)
За окном моросит, В Рио конкурс идет... Красота победит. Некрасивых - убьет.
Рецензия на ЭВОЛЮЦИЯ МИРООЩУЩЕНИЯ (краткий курс). (Д. Лавров)
Баланс ума и чувств - хорошее наследство. Конфликта нет в существовании таком: В том, кто от юности всегда был стариком, а также в старце, впавшем рано в детство.
Не густо для самого массового продукта стихиры (если не считать обычного "клевый стих, мне очень понравилось"). Однако в массовке всегда выбирать сложнее. Как я упомянул ранее, в файл легли только афористичные строчки, и, согласитесь, В.Моров и А.Юрьев - достойнешие ученики незабвенного Козьмы Пруткова.
Что у нас на второе? Юмор. Это хорошо и читать интереснее. Первый у нас опять В.Моров и его шедевральная пародия на "Властелинку кольца":
Рецензия на Властелинка кольца (Дарья Коппола)
Я была в толпе народа. В самой гуще, дура дурой. Там меня чуть-чуть прижали и поплющили слегка, И маленько подавили, и подправили фигуру, Уронили, потоптали, чтоб совсем наверняка.
Дальше вытерпело тело то ли скачки, то ли ралли, А задержанный троллейбус намотал на колесо. От него меня ломами час, не меньше, отдирали, Распрямили, повздыхали и края свели в кольцо.
А потом меня катили через город по проспектам, Мимо булочных и моргов, с репортёром на хвосте... Облегчённо я вздохнула, лишь кунсткамеру "проехав", Я б тогда перекрестилась, коль нашла бы, чем и где.
Твердокаменные сфинксы непонятно улыбались, На Неве от удивленья все мосты поразвелись. А дорожные спецслужбы у меня с тех пор в опале. Се ля ви. Да, лайф из лайф. Ну, вот такая штука жизнь.
Что там было! Тормознулся президентский автопоезд; Даже вылез, так некстати оказавшись на пути, Из окошка лимузина ВВП по черный пояс И спросил недоумённо: "Кто так плоско пошутил?!"
Я не помню, что кричала соответственно моменту, Только помню, как вносили,- им дрова таскать доверь!!- А на лестничной площадке размотали изоленту И колечко разогнули, и подсунули под дверь.
...Вот лежу и размышляю. Я пространственно - в двумерке. Положительных моментов пробиваются лучи: Можно впредь не опасаться, что измучают задержки, И навек из рациона все диеты исключить.
В самолетной катастрофе я спасусь. Без оговорок. А в троллейбусе набитом просочусь в любую щель; Только жаль, колготки рвутся там о звездочки майоров,- Оторвать бы им всё разом да пульнуть бы залпом в цель!
Разогнать бы депутатов, кто приклеился к кормушке, А ханыги сами раз бы навсегда перепились! Я в гринписовки подамся однозначно, потому что Ненавижу президентов и особо - глобализм!
Напутствие поэту, отправленному в магазин за водкой.
Когда до срока выпита вся водка И стряхиваешь чертиков с плеча, Еще сто грамм, - решаешь сгоряча И шаткою нетрезвою походкой Шагаешь по проспекту Ильича
В ларек. То, чтобы не было беды И не привлечь милиции вниманье, Не объяснять причину возлиянья Влияньем окружающей среды, А иногда и пятницы влияньем,
Не забывай, что за углом стоим мы. Смотри под ноги, чинно, не спеша, Иди туда, куда зовет душа, Не отвлекаясь на поимку рифмы, И помни: очень скользкий этот шар.
Раздел юмористических рец оказался одним из самых плодовитых на большие формы и красивые законченные творения:
3.Татьяна Сенькова
Рецензия на Хозяину белой кошки (Никому не говори)
Однажды мой дядя... с Юпитера свесивши ноги, взирал на меня, как всегда, так - слегка свысока, и зорким орлом (как обычно и видят все боги) узрел на ботинках два разных по цвету шнурка.
Ему там, вверху, очевидно, понравилась шутка, рукою взмахнул, и с тех пор я в глаза вам смотрю одним - голубым, как наивный цветок незабудки, вторым - золотым, как и следует быть янтарю.
Я плачу во сне. Каждый день, по утрам просыпаясь, ловлю в зеркалах их рекламно-неоновый цвет... По жизни с тех пор в одноцветно-зеленом скитаюсь. - Ах, дядя, взгляни!!!!! - Только эхо. Опять тебя нет.
Рецензия на Сны о настоящем и будущем (Виталий Иванов)
Я лесом шла по ягоды-грибочки. Взор подняла и угодила в лес Внимательного взгляда. Тут уж ночка С опушки кралась в сердце. Святый крест! Идти бы надо... Маменька с окошка Не сводит глаз, поди. Что ж ноги не идут? И, как на грех, не приподнять лукошка... - Сударыня, Вас где-то очень ждут? Позвольте пособить с корзинкой Вашей. - Я... Как же можно-с, сударь... Я сама... - Самостоятельная... Как зовут-то? - Машей... - Ну, вот что, Маша, Ваши закрома Я понесу. Я, всё-таки, мужчина. - Да мне привычно... Не впервой в лесу. - Упрямая... А есть на то причина? Я, Машенька, сказал, что донесу. А слово - дело, а не вольный ветер. - Спасибо Вам... (как подхватил легко... Глаза какие... В душу так и метят...) Пойдёмте? Тут совсем недалеко. - Держите руку. Можете споткнуться. - Да нет, я... - Маш, темнеет. Ну? Идём. (Какая мягкая ладошка... окунутся б В неё щекой... И целый век вдвоём Вот так шагать...) - А Вас-то величать как? - Меня-то? Александром... Сашей, то есть. - Краси-иво нарекли Вас... (как же сладко Идти с ним рядом...). Вот и дом мой. В пояс Я кланяюсь Вам, Саша... Маш,.. Постой... Скажи мне "ты"... Пожалуйста. - Да как же-с! - А очень просто. Нужен выдох твой. - Н-ну... Хорошо... - Давай. - Я постараюсь. Сейчас. Вдохну сначала... Саша... Ты... - Спасибо, солнышко. До завтра. - Вы придёте? - Маш, мы на "ты". Приду. Здесь три версты. Не возражаешь, милая? - Совсем напротив... - Ну, вот и ладушки. На том и порешили. - За помощь благодарствую. - Сюда. - Проказничать? Уж окна потушили... - Да в щёчку же! - До завтра. У пруда...
Диалог (подслушанный) в передней. ............................... - Есть призывник небесных сфер, есть первый в "табели о рангах". - А это кто танцует танго? - Да так, дежурный люцифер.
- Он и танцует, и поёт? - А как же, он многостаночник. - А этот? - Этот... местный склочник, в миру обычный черный кот.
- Какой забавный контингент, с ним даже Воланд ногу сломит. А в закромах есть что-то кроме? - Вы кто, коммерческий агент?
- Нет, я поэт, невольник чЕсти. - Да, честь сегодня не в честИ. - А по сусекам поскрести? - Да вы - шутник! Давайте вместе?
- Охота вам хранить слова?! - Охота - царская охота. Мы бьемся до седьмого пота и делаем из львицы льва.
- Забавно, львица трансвестит. А чем кормили, мясом? - Рыбой. - Вы показать ее могли бы? - Увы, она устала - спит.
- Как жаль. Ответа на вопрос придется ждать еще неделю. - Пустяк, у нас слова при деле, как говорил толстяк Портос.
- А он такое говорил? - Ну, не такое, что-то вроде. - Портос, Бывалый и... Мавроди, у вас на всё хватает сил.
- Хватает - очередь у касс - Пожалуй, на сегодня хватит. Фонарь и бочка... ищут вас. - Кто? - Диоген, он бочку катит.
я мальчик-бздынь, я хулиган. очко вселенной, ночной горшок, бабай-Яга, сустав коленный. Араб любви, фейхуэ фей, у майны вира кусочек цукера в кофей, стакан кефира глотай меня, кусай меня поскольку хочешь, но в темноте и без огня, в кромешной ночи. А днем нельзя, я - конформист, аморфность мидий. вдруг не захочешь больше зъист и даже видеть
В душе моей обыденно Грохочет маракасина. Упал я с дуба, видимо, Поскольку - листья ясеня Мне на макушку валятся Берёзовой прохладою. Осиновою палицей Тебя сейчас порадую, Сидящего в пруду тайком Того, кто рожи корчит мне! Ты зря глядишься в облако - Оно ещё испорченней Становится от этого, Звучания жестокого: Падения поэтова С рябины одинокой.
А все уже, наверное, Смирилися с потерею? И только верба верная Над сонною артерией Склонилась и заплакала (Пошто полёта ищем мы?) И сосны тоже капали Янтарными слезищами.
Но, вовремя умерив пыл, Сказал им: я не верю вам! И постучал по черепу В надежде: это - дерево.
Согласно предложенной классификации в третий раздел вошли ассоциативные рецензии. Чувствуется, что стих-оригинал затронул некие струны у рецензента, и тот поспешил поделиться своими мыслями и возникшими образами. Начнем с лучших вариантов, где ассоциативный ряд просто переливается смысловыми и образными находками:
1.Агнесса Буссардель
Рецензия на Четвертое измерение - 2 (Братья Каракозовы)
Попрошу у суровых Парок простую длинную нитку, Белыми мотыльками я звездный полог вытку, Вытку - и пусть летают, Что им до наших буден. Руки слепого мая Бьют в мой шаманский бубен.
Рецензия на ... волчья бабочка (Евгения Райзер (Диневич))
В зеркало - с размаху - кто я? где? и зачем?! кругозором иллюзий черту подвести что ли? ночью...утром...пОлуднем...неразбериха Тем... глупости свести счёты к мажоро-бемолям.
самый главный обряд я пою всегда. если муторно вам пускай и стихи пишу тоже. хотите честно... так приелось многоточие гамм
тем более, дождь за окном, странно как, - многоточие множит.
"На кухне грудой гипса и картона" валялся призрак мой - папье-маше под челкой дыма глаз горел, прожженный случайным угольком, лицо - клише оскалено навеки. Но вчерашний случайной гость вдруг опознал: я - лев из северной страны...И стало страшно вдруг всем вокруг, а мой картонный блеф убрали в мусорку, да от греха подальше... А я люблю Вас так же, как вчера, и год назад...- Люблю, как настоящий...
И бабочкой среди весенних пчел Покину я небесные луга Твоя земля к себе меня влечет Да жизнь моя на свете не долга Растреплет ветер бабочки крыло И звездами рассыплется пыльца И будут звезды в ночь тебе мерцать А утром все начнется набело.
Покров , уже предчувствие весны, преверие. презнание. Предсны, которые тебе еще не снятся, которые твое знаменье счастья, которые без ликов и без слов, предсны твои под утро на Покров...
Как и в случае с юмористическими рецензиями, чтение стихов вызывает у некоторых авторов желание поразмыслить над сущностью поэзии и над планидой быть поэтом.
Рецензия на Очистительное. (Татьяна Бориневич - Эклога)
ОФИГИТЕЛЬНОЕ
Чаще бросай испытательный жребий - Вдруг - и на гурт где-то встанет монета! Реверс и аверс уравнены в небе, В небе... которое там для поэтов? Знать, не седьмое... троянские свиньи Бисер топча, дружно рвут караваи... Танькино небо сапфирово-сине... Авгием не был, но - офигеваю!
Золотые Шары покатились по городу слов Накануне сентябрьской осени солнца слезами. Ощетинились травы признаньями бурыми строф. Тише. Дайте наплакаться солнцу его небесами.
Дайте городу заспанный стих обозначить живым. Сдайте время в аренду любви на владенье без сроков. И на ряби реки зеркалам доверяйте кривым, Измененья списав не подводные чувства истоков.
Возможно, что это случилось. А может быть, все-таки нет. Наверное, высшая сила Не так написала сонет. Не та была выбрана рифма, Под случай подогнан был ритм. И вот налетает на рифы Мечтательный радостный бриг. Вдоль линии берега тонкой Рассыпался сказочный сор. И все, что осталось, - обломки, А все, чего не было, - вздор!
Рецензия на ННГ (Ты снимаешь комнату с окном) (Cassandra)
Хотите вечерний портрет в интерьере: С бокалом Анжуйского, мышкой в руке, И ночью, скользящей по сонной портьере В партере устоитья на потолке?
А справа от мышки - раскрошенный крекер, И львенок с надорванным в битве хвостом - Пора бы зашть, только падают веки, И сердится ночь из партера:"Потом!"
Но тонкие пальцы, решив не сдаваться, Порхают, к стенаниям ночи глухи. Ей надо поспать бы часов эдак двадцать, Она вместо этого пишет стихи!
Может, фантазии, может, виденья. Каждый художник - у мира за краем. Что для художника смерть и рожденье, Если он просто пространством играет.
Эти творенья - в рамки не втиснуть. ...Птицы - друг в друга летящие стаи То ли уносят к Эдемам тенистым То ли уводят от рая... от рая...
Мауриц (или Морис) Эшер - сознание не ограниченное рамками пространства и логики. Как стимул для развития воображения - это сила. Но как любая сила - его творчество может быть и опасно. Все зависит от точки зрения (а, может, и не зависит - никакая точка зрения не поможет постичь НЕВОЗМОЖНОЕ). Благодарю за поэтику невозможного! С уважением,
Однако самые распространенные ассоциации связаны с порождением эмоций, особенно если рецензент испытывает аналогичные чувства.
О любви:
1.Посвященная Изиде
Рецензия на Свеча в хрустале (НУМУР)
Горячими слезами плакал нервно опламенённый рыжий мотылёк... ты был в одном, пожалуй, самым первым - в том, как спокойно гибель мне предрёк... и можно раствориться и обжечься, и даже сгинуть в срезах хрусталя, но только не забыть и не отречься, по прежнему бессмысленно любя... всё просто, да - молчанье жёлтой ночи, и всхлип дверей, и мой, быть может, скрип... но, мотылёк, не думай, что растопишь ледовый блеск любимых синих глыб ...
День наизнанку Вывернут... Дымная Ночи подкладка Звездной булавкой Сверкнет неброско... Было бы просто Памяти креп поношенный На гвоздик в прихожей Вывесит И не гасить огни - Пусть догорает Взглядом печаль... Краем Обломков ее не порежься, Сердце мое... Где же Твоя рука С тонкой иглою? - Ты обещал Выштопать новое "там" - Где нас будет двое.
Рецензия на Ты посмотри: она искрится! (Ангелина Гусман)
Я ощущаю импульсы травы Она меня пронизывает криком О потаённом, важном и великом Что дрожь идет от ног до головы Мы замкнуты на жизненных кругах Интуитивно чувствуем друг друга От нежных слов до резкого испуга Хотя кричим на разных языках
Его глазами я смотрю вокруг: Деревья зеленее, чем обычно... Цветы так ярко заполняют луг, Как будто ты их разукрасил лично... А люди... В облаках из доброты... Из света... Словно маленькие звёзды... И на меня так чисто смотришь ты, Что наплывают радостные слёзы...
Рецензия на Последний стакан. Неоконченное. К лучшему. (Жуков Сергей )
Как тесен этот мир, увы, как тесен... Плеснув в бокал контента бытия Вдруг понимаешь, что еще телесен, Подвержен... опьяненью... ... ...
И хочется, как сказок, новых песен Глотком воды кристальней хрусталя... Пролив чуть-чуть, не будешь столь экспрессен. Ведь это к лучшему? Наверно... ... ...
Рецензия на Ненужное - вычеркнуть (Иван Храмовник)
"Ненужное - вычеркнуть"... Но... разобраться так сложно. Слова - суета. Произнес... И повисло молчание. Написанное... - как чернилами вбито, подкожно. Написанное... не сгорит? Мы всё знаем заранее: Пройдёт всё, Пройдёт... Ветром или дождями развеется. И высохнут слёзы, притупится горечь обид. И мы, несмотря ни на что, продолжаем надеяться? Надежда... состарилась.
Рецензия на В день её свадьбы. (Александр Хлестков)
О дружбе и любви - замолвим слово, Я отпустил мечту и ход затих Часов моих.., Застыл на пол -второго, Когда узнал - Не я тебе жених. И наше счастье мимо шелестело Деревьев, покалеченных от вьюг, Всё очень просто - ты не захотела, Прикосновенья нежеланных рук.
Если отринуть разного рода гражданские чувства и социальную патетику, то следующими наиболее распространенными эмоциями являются те, которые навеяны либо погодой, либо временем года, в крайнем случае, симпатичным лирическим пейзажем.
1.docking the mad dog
Рецензия на НОЧЬ, НЕ МОЛЧИ ! (ТИНА НЕЗЕЛЁНАЯ)
Слушаем ночь. Её звуки врываются в окна. Где-то вдали одиноко стучат каблуки.
Слушаем ночь. Тихий дождь и деревья намокли. Ласковый дождь и дождинки бегут вдоль руки.
Слушаем ночь. Возвращаемся в прошлое лето. Кажется мне? Что-то важное мимо прошло...
Слушаем ночь. Ну, о прошлом всё, кажется, спето. Только в груди нам осталось от лета тепло.
Не приедешь? От окон уже пахнет осенью... или ещё. А звёзды сушеные, плоские Не приедешь? Споткнусь всё на той же лесенке, ладони к стене...Плачут гитары весело, а я лягу баре в один лад молчанием ...поищи на ступеньках, оттай меня рыжим, испуганным, маленьким чудом...-приснилась случайно, да сны вот сегодня не в руку - больно пальцы ломкие...-значит,к разлуке?..
Рецензия на Ты -- не лучший из мужчин. (Мари Бэль)
Играет снег мелодию шагов, Уносит ветер слов печальных звуки. Ты говоришь про глупость детских снов, Ты говоришь о нужной нам разлуке. Но время убивает не всегда, Разлуки исцеляют, но не часто... Куда бежать? В чужие города, В которых ищут радости напрасно? Мне кажется ты в чём-то не права, С тобою мы теряем слишком много... Но ты твердишь тяжелые слова, А значит подошла к концу дорога.
И напоследок в этом разделе приведу рецы, которые также о чувствах, хотя на них сложнее повесить какую-то определенную бирку, если же посмотреть на общее настроение этих рецензий, то оно светлое и доброе:
1. В.Моров
Рецензия на Поводырь бродячих собак (Ушелец)
По аллее гуляет злость В виде финок и иже с ними. Я же брошу собаке кость, Как свое дорогое имя.
И почует она добро, И рванется на зло в атаку. ...Жаль, не пустят меня в метро, Впрочем, как и в альков - собаку.
Выдернуть кончик нити, Смотать в клубок Одеянье легкое. Пенорожденная, спите? Спячка не впрок. Не пишется? Плохо ли, Хорошо ли нам - Зеркало вечно. Зрителем проще? Сайт - не in folio. Проснитесь - дорогой млечной, Майской рощей - Новых стихов хочется! Половодьем Летних предвестий Разбейте страх одиночества! Паззл мелодии Сложится в песню!
В кольце неразрывном от лета до лета Скрещенных дорог потемнело распятье, Но снова судьба не считает приметы, Цветастый шнурок завязав на запястье Безумным хранителям древних обетов. Последнего шага, последнего метра Рванутся навстречу сигнальные флаги Простуженной тайной холодного ветра, Известною каждой дворовой собаке
Нет, всё это случится внезапно, А планировать счастье - грешно, Твой ребёнок родится не завтра, А тогда лишь, когда суждено. Лишь когда ты отца его встретишь, И не надо - с цветами в окно, Я уверен, его ты заметишь И средь сотен других всё равно Всё равно, кем он будет - напрасно: Ангел, бес - ад иль рай, не гадай, Негодяй, он возьмёт тебя властно, Он желанный, он твой негодяй, Всё что будет - любовь оправдает, А что дальше - то Бог один знает...