Как самовыражаться велибром или открытые потоки сознания.
Каждый поэт и стихоплет, на определенном этапе, ощущает потребность выразить нечто, что трудно вогнать в жесткие рамки стихотворных размеров. Иными словами, они начинают чувствовать тягу к свободе. Душные путы ямбов и хореев жмут сознание, как дешевые ботинки из толстой кожи. "Пустите, дайте вздохнуть, дайте взлететь..." - сознание молит о раскрепощении своих сигнальных систем.
Пустите его. Дайте ему волю, как Емеля Пугачев своим сподвижникам. Императорские гренадеры еще успеют вогнать вас обратно в кабалу.
Родные, я научу вас писать велибром по лучшим образцам нашего стихирушника.
Оговорюсь сразу, невозможно научить сорокапятилетних библиотекарей и девятнадцатилетних второкурсников филфака, потому что они и так умеют, а точнее, это у них в крови. Все остальные могут попробовать начать.
Мозги человека устроены так, что впитывают в себя информацию с момента появления первой извилины еще в утробе матери. Процесс этот длится до половины жизненного цикла каждой человеческой особи. Со второй половины мозг начинает пытаться систематизировать накопленную информацию. Новые поступления происходят только путем замены предыдущих пластов и старых блоков хранения. Основная задача в этот период - не получать информацию, а обрабатывать уже имеющуюся.
Поэзия позволяет нам идти против установленных жизненных циклов - молодым осознавать впитанные с молоком матери инстинкты, а пожилым - с помощью ассоциативных цепочек - получать новые представления о знакомых понятиях. Я говорю исключительно о велибре, как части стихосложения и особом способе самовыражения.
Итак, урок первый и единственный. Новичкам лучше всего начинать с рецензий.
Возьмите стих лучших мастеров велибра: Дмитрия Три (Дмитрий Три), Виктора Авина (Авин В.), Мисс Парфумадо (Miss Perfumado) и др. и попробуйте написать на него рецензию в формате оригинала.
Пишите обо всем, что вы думали или осмысливали, пока читали выбранное стихотворение.
Попробуйте проанализировать свои ощущения, либо наоборот, не пытайтесь осмыслить свое понимание. Ощущения должна быть исследованы, а знания должны быть энтропичны, то есть стремится к саморазрушению. Тонкая грань между пониманием (пониманием, потому что знакомо, прочитано, изучено, объяснено) и чувственным восприятием (мимолетными ассоциациями, эстетическим обонянием, подсознательными образами) - это и есть бескрайнее творческое пространство велибра.
О чем тут может написать истинный велибрист? Сначала об общей идее стиха, о его лейтмотиве.
Белый аист: стареющая библиотекарша сразу вспомнит "аист на крыше" и Софию Ротару, "Червону руту", которую не шукай вечорами, "Песню-79" на ЦТВ, Червоны, опять же, Гитары и Сопот, нехватку колбасы в магазинах и полную обездуховленность в нынешние времена.
Продвинутому филологу аист явится одним из символов японской поэзии, однако рефрен "не умирай" скорее ассоциируется с японскими же журавликами, с радиолучевой болезнью и бумажными оригами жителей Нагасаки. Старшее поколение вспомнит Баталова в "Хиросиме, любовь моя".
Бывшему технарю-инженеру аист напоминает клювом рейсфедер, а ногами - циркуль, фамилия автора напомнит кульман, и вообще, что кругом одни не-Ивановы. И что, видимо, все-таки евреи виноваты в развале страны.
У кого-то слова "белый аист" проассоциируются с рисунками на огромных банных полотенцах, мэйд ин Китай (жуткий дефицит), которыми в детстве мамаша оборачивала ребенка после купания. Или, например, с украинскими миргородскими домишками, с Белой Церковью, садами и базарчиками. Теплое лето, кавуны и яблоки, "тиха украинская ночь, прозрачно небо...". И аисты клацают клювами на соломенных крышах.
У меня так белый аист навсегда закреплен намертво с заводом "Квинт", первой бутылкой коньяка за десять рублей, выпитой в подъезде на двоих, с выпускным вечером в школе и с шоколадкой Бабаевской фабрики в прикуску.
Теперь по тексту: Из взятой строфы первая строка напомнит Заболоцкого, дальше "клубни без ботвы" и мимолетная мысль о масаях и клубнях батата (это африканский аналог картофеля), овощное рагу и запах тушеных овощей, о этот коммунальный запах! Полоски с кровью говядины-стихов напомнят искушенному гурману о мраморной говядине, где полоски жира перемежаются красным мясом, для этого коров кормят год до отвала, а год заставляют голодать и так по многу раз. Какое зверство! И как только автор мог одобрить подобные варварские обычаи? Может он насмотрелся Романа Полянски и фанат Джека Николсона в "Чайна-тауне"? Или он любитель китайской кухни? А может он слишком часто бывал в Сан-Франциско, в знаменитом китайском квартале, но любовь к Сан-Франциско подозрительна, так не гей ли он? Нет, наверное, скорее автор сидел на диване и, кропая эти стишки, гладил свою лохматую чау-чау, а то и настоящую чихуа-хуа. Кто их знает, этих поэтов?
Следующий катрен более современен, тут и яды кураре, и Сергей Бодров в "Брате-2", и напоминание дачникам, что подвой следует производить ранней весной или поздней осенью. Вспоминается также анекдот по мотивам трагедии 11 сентября в Торговом Центре Нью-Йорка: "Кукурузник" опыляет поля, падает в скирду, а два хохла, наблюдая это, замечают: "Яка страна, такие и терракты",
И опять возвращаемся к журавлям, поскольку аисты делают "клац-клац", а "курлык-курлык" - это прерогатива любимых птичек Штирлица, "я прошу, хоть ненадолго, грусть моя, ты покинь меня..." Может, опять речь о бумажных журавликах Хиросимы?
Родные, откройте шлюзы своего сознания, позвольте весенним селевым потокам прорвать все плотины и - творите, творите.
Вы не ограничены формой и рамками, даже рифма может быть ассоциативной, возьмем пример из приведенного стиха:
"...Не умирай, не умирай, беги как Браун
О, Ева!
Через барьеры
Баррикадные..."
"Браун - баррикадные" - это отличная рифма для велибра, как и такая:
"и сено собирать в копны,
года, как медяки в копилку...", вы вольны в своих изъявлениях, можно позволить себе все.
Отрезюмируем все выше сказанное, точнее соберем в готовую рецензию приведенные ассоциации:
В Нью-Йорке кочеты
(по-русски петухи)
Орут "кураре!" с башни Крайслер.
Кончиты кончены,
Джульетты и духи,
Мессир на мессере на баш направил шмайсер.
Наш ГУМ надежней защищен,
Чем их ТоргЦентр.
На ум приходит Пруст и фараоны.
Аэродром брусчаткой замощен,
Цэ мент
Ушел на саркофаг Аменхатона.
Журавлики летят -
Курлык-курлык.
У Симы хер, а Херосиму - на хер.
Усама - бен шутя,
У Бена - биг.
Биг-цель для Аль-кердык аля Шумахер.
Эй-бомб. Эй! Бомб!
Бим-Бом! Эльбрус в огне.
Мосхадовы, Моссады и Масоны
(не спи!) приходят
За тобой во сне
С Оккамой для артерий сонных.
Не ум и рай, мой аист,
- ад и сердце.
Пер астра ад аспера -
серпент рай.
Разобрав небольшой пример, можно теперь попробовать свои силы в самостоятельном ассоциативном мышлении.
Соберите весь опыт своей жизни, любимые книги, воспоминания детства, школьные знания и современные телевизионные сериалы. Замешайте хорошенько крутую квашню и будут у вас пироги с черемухой...