За Битова двух небитых дают, но я бы тебе прислал этих небитых, если бы знал, где они пасутся - наверное, за границей, да и то в дальнем зарубежье. Битов хорош тем, как точно описывает духовную атмосферу Зауралья, об этом я готов поговорить как-нибудь в другой раз. У меня про это Зауралье давно большая забота.
- я никого не учу, я даже прогнозировать воздерживаюсь вслух, потому что дело не в моих желаниях - это православный предрассудок: думать, что только стоит высказать какое-то желание в молитве, и все так и случится. Это попытка настроить на будущее, от которого думают ускользнуть: мол, не тужите, то ли еще будет, ой-ё-ёй, от нашего прогресса, не потому что я чего-то хочу - мне, может быть, на все наплевать. Но вера мужика в прогресс еще в Х1Х веке была потешна, а прогресс всегда кричал всему: а не то как захочу - наскочу и проглочу!
Так что не приписывай мне жестоких вкусов. Садистов я всегда находил среди всяких маленьких и смиренных людей. Неужели не найдется методов точного вычитания помимо сокращения и привидения к единому знаменателю, а все одно только размножение, как в прошлом веке? Конечно, найдется! Только не во всеобщей грамоте, которой всегда и не было.
Принудительное обучение всякой всячине особенно наглядно на Урале выступало как настоящее зверская педофилия. Пока на земле детей секли только и пороли, в восточных землях был сущий рай.
А я вдруг уясняю себе, почему многие читатели только бегают глазами по поверхности и не ищут подтекстов, хотя ведь текст без подтекста всегда совершенно бесхудожествен, потому что не комментирует сам себя между строк. И я понимаю, почему для меня Челяба или Курган, другой областной центр, прежде всего - курган и могильники.
Торопливо отвечаю тебе на твое непонимание моих писем. Я не проклятья шлю Уралу, а только утешения тебе в том, что он сам с собой разделается, без моих проклятий, - в проклятия я не верю с тех пор, как меня воспитали под песенку "Когда же гром великий грянет?" - я правильно цитирую, ты, небось, помнишь?
Я к тому же слишком сострадательно отношусь к массе женщин и понимаю, зачем они нарожают нам, как говорится в той же песенке про ту свору псов и палачей, конечно, потому что им больше нечем поиграть больше в этой жизни, кроме как с этими будущими стервами и патриотами. Они же, выйдя из детского возраста, дадут себя знать во все концы мира, так что всем придется забыть иллюзии Х1Х века о том, что человек по природе бобр, в чем подбросил сомнения только Достоевский, он с народом на одних нарах спал, а не разглядывал народ в лорнет Герцена или в очки Толстого.
. В романе "Подросток" Достоевский прославил людей типа Герцена как бы в его портрете - Версилове. А еще в "Идиоте" он заставил комического генерала Иволгина врать "под Герцена" как бы пародируя слегка лучшие страницы "Былого и дум", в которых Герцен изображает себя в дружеских контактах со знаменитостями, начиная с Бонапарта. Ты, небось, забыл. Это вранье не то чтоб Герцена, а в стиле всевозможных мемуаристов, которые, прочитав Герцена, потом подвирали в его смысле.
Итак, что мог бы я добавить из своей лично философии истории? Метафорический вопрос: воображаешь ли ты, что обезьяна, наша предкиня, могла воображать своих потомков и потомиц, ради которых она жила и размножалась, пророками, артистками, поэтами и Ньютонами, каких мы знаем в нашем прошлом? Я думаю, что даже ты не можешь вообразить ее такой футурологиней. Она сделала, что могла без всяких утопий, а то, что получилось, хорошо только потому, что параллельно шел естественный отбор и выживали в истории и до истории лишь разумные существа, а не массы случайных проб .
История, как метафорическая богиня, сама свои имеет грабли и сгребает, а не только грабит. Так что тут большевики ничего не изобрели особенного.
Улыбнись, Лева, не мы виноваты, если дело наше плево, не мы выбирали время родиться и увидеть все такое, хотя ты и не видел всего, потому что жмурился. А меня слишком увлекало зрелище ужасов. Я не садист, но ценил всегда ужастики, чтобы закаляться ими. Ты думаешь, я садист? Чтоб у нас стать садистом, надо быть помельче.Не
сердись на меня, Лев, а то и без того по воле ваших вождей мир превратился в сплошное судилище, а наша страна - в сплошную зону министерства исполнения наказаний.
Чем читать газетки, слушай лучше радио "Эхо Москвы".
И уральские пейзажи я умел оценить там, где не было почти людей, в Миасово, например, или на южных озерах в Кустанайской стороне. Таков мой организм, извольте мне простить невольный прозаизм. Там, вблизи перевалов, где Миасс-сад и т.д. закрытые города под общим термином ЗОТО зоны особого тайного, что ли оружия, побывал недавно мой когдатошний хороший знакомый, лучший теоретик нашей архитектуры и недавно по радио объяснил, как формируются так локальные субкультуры архетипически для Челябинска по моим воспоминаниям, и я понял живучесть почти алкогольной зависимости от этих мест у их жителей, воображавших, что они что-то делают, то есть предавались делячеству в производстве мировых пугал.
Тут я начинаю думать, что твое мимолетное замечание о разности наших образований - технициста и гуманитария можно было бы проиллюстрировать по роману "Волшебная гора", то есть по Томасу Манну. Читал ли ты, как закончив образование судостроителя, юный Ганс Касторп приехал на горный курорт проведать больного туберкулезом брата и нашел в его окружении множество гуманитариев, оказавшихся очень интересными людьми, каких Ганс никогда прежде не встречал в Нижней Германии у моря, в Гамбурге, скажем. И он завербовывается в курортной клинике Давоса, чтобы продолжить свое самовоспитание музыкой, философией и тому подобными вещами. Казалось бы, неподвластными мышлению молодого инженера.
Если ты забыл эту книгу, то хорошо бы, чтобы она и тебя развлекла, а то ты можешь зачахнуть в окружении всяческих псевдополитических беженцев вашего Леванта, полемизируй со мной, если хочешь избежать иноземческой скуки и береги здоровье.