Средних лет чиновник из строительного главка направляется на работу.
Видит людей у стенда с "Московскими новостями". Переживает, что начавшиеся в стране процессы могут привести к драматическим последствиям (особо печалит его борьба с привилегиями партийной элиты, начатая главой московского обкома Борисом Ельциным).
Алексей Николаевич Уланов (так зовут нашего героя) - помощник замначальника главка Логинова. Являясь частью Системы, Уланов хорошо знает свое место в ней. Понимает границы дозволенного. Знает и то, какие интриги порою плетутся ради карьерного роста.
Не так давно Уланов угодил в ДТП и долго был на больничном.
Вместо него Логинов принимает на работу некую Машу Соболеву, она молода и энергична. Рьяно берется за новое дело, и Уланов понимает, что девушка далеко пойдет.
"Умная дурочка", как про себя называет ее старый партийный кадр.
Ко всему, девушка еще и не корыстна: отказалась от квартиры, которую ей сулило новое назначение.
Несколько портит ей настроение развязный тип по фамилии Слюсаренко (начальник первого отдела). Он нахально пристает к Маше, но та намекает ему, что у неё - романтическая связь с самим Логиновым. Впрочем, среди персонала главка ходят слухи о нетрадиционной ориентации Слюсаренко.
Алексею Николаевичу предстоит передать все дела Маше Соболевой.
Уланов собирается в отпуск и мучительно думает, что же подарить имениннице Дине Петровне, начальнице финуправления, которая фанатично любит цветы даже разводит их.
Рабочий день протекает как обычно.
А на следующее утро Уланов уже направляется на отдых в санаторий для номенклатуры...
Здесь его застает неприятное известие о смерти шефа - Виталия Дмитриевича Логинова.
Уланов переживает, вспоминая их совместную деятельность. В памяти всплывает и факт, что авария с Алексеем Николаевичем произошла как раз по дороге к даче начальника (Логинов попросил Уланова доставить супруге продуктовый набор и одолжил для этого свою "волгу").
Между прочим, виновник аварии (владелец грузовика) так и не был обнаружен.
По сведениям, полученным из Москвы, Логинов скончался от... скоротечной чахотки. И это само по себе вызывает удивление Уланова.
Сосед Уланова по санаторию, старый работник Госплана, видит причину смерти Логинова в начавшейся войне номенклатурных кланов. Госплановец припоминает, что точно также, от скоротечной чахотки, несколько лет назад скончался и его сын, который до этого съездил с проверкой на секретное химическое производство в Обнинск.
Спустя несколько дней Уланов возвращается из отпуска, и на работе его ожидает еще одна трагическая новость: на этот раз скончалась Маша Соболева. И тоже - от скоротечного воспаления легких.
Это уже кажется Уланову весьма подозрительным.
В отделе кадров Уланову сообщают, что теперь он временно исполняет обязанности первого заместителя начальника главка.
Секретарша Лиза рассказывает о проверке, которая происходила сразу после смерти Логинова.
Уланов направляется к родителям Маши, чтобы выразить им соболезнование. Выясняется, что отчим Виктории, Машиной матери, был скульптором и работал с литейщиком Улановым, отцом Алексея Николаевича.
Виктория рассказывает Уланову о своей дочери и, наконец, просит Алексея Николаевича найти убийцу Маши.
Уланов начинает размышлять о смерти девушки. Вспоминает о том, что через ее руки проходили материалы по перестройке центра столицы. Также думает и о том, не могли ли какие-то события личного характера в жизни девушки стать причиной трагедии (возможно, Дина Петровна, фанатично влюбленная в Логинова, решилась на убийство?..).
Уланов не исключает также и версию о том, что Дина Петровна отравила Логинова (например, при помощи каких-то из своих растений), а Маша стала опасной свидетельницей.
Но затем выясняется, что Дина сразу после смерти шефа угодила в больницу, и Уланов снимает с нее подозрения.
Следующим подозреваемым становится сотрудник главка Дмитрий Панин; его Уланов видел у кабинета шефа рано утром, в день перед выходом в отпуск. Панин был уволен и, возможно, затаил обиду на Логинова.
Важным фактом Уланову представляется то, что у Логинова была своя, индивидуальная чашка для чая и кофе.
Связавшись с секретаршей, Алексей Николаевич узнаёт, что Слюсаренко находится в отпуске за свой счёт. И что он перед выходом в отпуск забрал себе копии всех приказов по управлению.
Снова и снова Уланов мыслями возвращается к рассказу старого работника Госплана о загадочной смерти его сына, инспектировавшего секретный химзавод. В этом случае, смерти Логинова и Маши тоже могли стать результатом передела сфер влияния в верхах.
Внезапно к Уланову приходит замначальника первого отдела Рыжков и приносит папку с копиями приказов.
Среди документов Алексей Николаевич обнаруживает копию письма о переводе (а не об увольнении!) вышеупомянутого Панина, а также письмо от некоего стройтреста, которому принадлежал списанный грузовик - тот самый, участвовавший в ДТП с Улановым. Поговорив с отделом кадров, Уланов снимает подозрения с Панина.
Возникает еще пара версий, но и они не выдерживают столкновения с фактами.
Затем герою приходит мысль побеседовать с уборщицей, которая в тот день работала в главке и наводила порядок, в том числе и в первом отделе.
Именно эта беседа и дает в итоге ключ к разгадке тайны: дело в том, что из кабинета первого отдела удобно наблюдать (через дверной "глазок") за дверью кабинета Логинова.
Таким образом, под подозрением оказываются сотрудники первого: Слюсаренко и Рыжков.
По совету своего отца, Уланов встречается с членом комиссии по награждениям (этот орган, как правило, проводил очень тщательную проверку кандидатов на награды).
По просьбе Алексея Николаевича ответственный товарищ пытается что-то накопать на Слюсаренко.
В итоге Уланов узнает от него следующее. Отец Слюсаренко после смерти своей супруги сошелся с другой женщиной, муж которой работал в системе КГБ. Но затем в чем-то проштрафился и был уволен. А на "гражданке" влился в ряды некоей ОПГ, которая совершает убийства по заказам высших партийных функционеров.
Выходит, что Слюсаренко, ожидавший нового назначения (или награждения?), убрал Логинова, который мог испортить ему характеристику (мы же помним, что Слюсаренко - "альтернативной ориентации"?). А Маша Соболева была убита уже заодно, как ненужный свидетель.
Увы - ответственный товарищ сообщает Уланову, что Слюсаренко, скорее всего, к уголовной ответственности привлечен не будет...
Повесть завершается некоей милицейской сводкой от 91-го года, гласящей, что банкир Слюсаренко И.Л. был убит в перестрелке...
Выводы.
На мой личный взгляд, этот текст, несколько перегруженный советскими канцеляризмами и аббревиатурами, будет интересен тем, кто еще не забыл про все эти "НИИ стройтрест", обком-горком, пленумы-съезды и "да здравствует товарищ такой-то".
А как быть с теми, для кого это уже, скажем так, пыль истории?..
Особого накала не чувствуется. Да, произошли два убийства. И герой вроде бы пытается (используя лишь свой интеллект) нащупать разгадку. Но вот подсказка (дверь первого отдела главка, оснащенная "глазком") выдана поздновато, уже под конец.
Улики против Слюсаренко слабоваты. В ряде мест читатель может запутаться в хитросплетениях специфического, "номенклатурного" жаргона.
Первый отдел - это, насколько я помню, режимный отдел на предприятиях.
То есть, Слюсаренко со своей этой ориентацией до него все же дорос? А дальше - ни-ни?..
Мелкие придирки: 1) не врубился поначалу, что такое кнопка Оттиса 2) Было ли тогда в ходу определение "ОПГ" (организованная преступная группировка)? По-моему, это сленг уже из "проклятых" 90-х...
Плюс: текст вычитан неплохо.
Оценка: шесть из десяти
Автору - удачи!
Рецензия 2.
Если существует потребность осмыслить, что такое была советская власть, и чего она нам принесла, так почему бы это не сделать в форме детектива. Советская власть здесь представлена в полном объеме: есть детали, о которых не знали, или забыли, а может и догадывались. Короче, эпоха у автора получилась отлично, никаких сомнений нет. И герои выписаны, и стилистика, и ход мыслей. Спасибо.
Вот только не сказать, чтобы сюжет как-то особенно порадовал, тут все как-то просто выходит, а ведь видимая простота советских декораций ой как непроста! А тут две подсказки, и сразу, хоть дальше не читать. Во-первых, это человек, в котором сосредоточено все самое темное (не будем называть его имя), и ключевой свидетель, который встречается в самом начале, а рот раскрывает только в конце.
Персонажи разнообразны и колоритны - почти все они сообщат нам что-то важное, отыграют свою роль и уйдут, оставив воспоминание. Благодаря им события выглядят зримо и в той или иной степени правдиво. Нет сомнений, что именно так и происходило.
А вот с детективным расследованием пока не создается впечатления. В сумеречном мире убийцы и преступлений сыщик дергает за все ниточки, которые попадают в поле зрения. Ах, как написана сцена встречи с Машиными родителями - и светловолосая мама, и коньяк, и печенье, и статуя девочки. А вот поиски убийцы идут быстрым ходом, без подробностей, перечислением фактов. Образ антагониста не складывается.
А может быть, и прокатило, не будь такой роскошной большой завязки. Развязки не хватает на такое большое вступление. Чувствуется недописанность и недосказанность, поэтому и восхищения талантом сыщика нет, как-то быстро он все сделал да еще и не пострадал ничуть.
Вывод: это точно художественный текст, но еще не детектив.
Рецензия 3.
Минутка спонтанных мыслей:
Вот уж поистине канцелярская история! Во всех смыслах :)
А если серьезно. Да, сложное время Автор выбрал для действия рассказа. Революционное, можно сказать. Когда низы не хотят жить по-старому, а верхи уже не могут.
В связи с этим, у меня к Автору вопрос: на какую аудиторию рассчитан рассказ?
Сейчас поясню. В те времена было три типа людей: те, кто радовался цивилизационным переменам, те, кто сожалел о выходе из зоны комфорта с ее иерархией и привилегированными классами (как гг)б и те, кто мало понимал, что происходит.
Лично я была в третьей категории, в силу детского возраста, мои родители - в первой. Ибо "доступа к кормушке" не имели и не умели иметь. Вот Машенька - это мой папа, наверное. Так всю жизнь и пробыл замом, и за всю толстенную пачку своих изобретений получил один единственный раз премию в 5 тыщ. Никаких санаториев-курортов и прочего "блатного" отродясь не имел.
В общем, я когда подросла и сумела воспользоваться этими самыми переменами, я себя к первой категории тоже отнесу. Потому что студенческие годы и начало самостоятельной жизни в 90-е были капец какими сложными, но они того стоили. Вот нет у меня никаких сожалений о той, ушедшей эпохе, ну вот ни грамма, ни в одном глазу. И сочувствовать гг не выходит. Более того, он мне неприятен. Создается ощущение двуличности: с одной стороны он искренне восхищается своим отцом и Машенькой (т.е. по идее, должен бы и переменам радоваться, ведь они призваны помочь таким людям перестать натыкаться на "блатные" стены), а с другой, сам радуется "блату" и сожалеет, что эта эпоха, в которую это было "правильным", уходит, спешит воспользоваться ее "благами для избранных".
Но у меня есть огромное подозрение, что это не то, каким хотел показать Автор своего героя, потому что Автор явно ему симпатизирует. Поэтому и спрашиваю, на какую аудиторию рассчитано. Если на тех, вторых, которые жалели тогда и ностальгируют сейчас... возможно, тут как с фантастикой, достаточно дернуть за пару "триггеров", и у представителя ца картинка сама в голове построится правильной, и в ней не будет противоречий. В моей вот, они вылезли.
Сюжет, композиция, психологическая достоверность:
Вот я в предыдущем абзаце разошлась, наверное, все те рассуждения - это как раз к психологической достоверности. При всей достоверности сеттинга (тут нареканий нет, тут пять с плюсом), достоверность гг лично для меня стала сомнительной.
Еще сомнителен главгад - но про него чуть дальше, в качестве загадки.
Язык
В целом, складно и без ошибок, но как-то все сухо-сухо, отдает канцеляритом. В начале читать было очень сложно, потом то ли я вчиталась, то ли Автор расписался. Но, признаюсь, честно: через начало продралась с трудом.
Качество загадки и расследования:
Тут очень двоякое впечатление. С одной стороны, лихо закручена интрига, куча подозреваемых, а с другой стороны - ощущение "халтуры" (простите, Автор, не смогла подобрать другое слово, поэтому это взяла в кавычки, чтобы Вы не приняли его как обидное). Сейчас попробую пояснить, тут комплексно, несколько пунктов играют:
1. Читателю честно выкладываются ключики. Но СЛИШКОМ честно, слишком привлекая к ним внимание, указывая на то, что ему (читателю) должно показаться странным. К примеру - уборщица. Указание на то, что она незнакома гг, дается прямо в одной строке с указанием на то, что он помнит всех сотрудников. И я просто сижу и жду, когда же, наконец, про нее вспомнит Автор и отыграет - в качестве главгада/соучастника или потерянного свидетеля.
2. Главгад - к нему у меня слишком много претензий. Он сделан настолько очевидно плохим, что аэ прямо неприлично делать его главгадом. Скользкий тип, к Машеньке домогается, еще и гей при этом... Ну точно, он! Тем более, не выдав ему достаточно веского мотива, кроме его общей "мутности" и "гнилости". И уж тем более рояль - дать ему папаню-наемного убийцу из КГБ или откуда там. С этим вообще комикс какой-то вышел, а точнее, оперетта, в комиксах все-таки, к четким однозначным типажам, по закону жанра, мотивация прилагается всегда, пусть и штампованная.
3. Версия отравления. Ну ок, две пневмонии за раз, туманные намеки непонятного типа, и все - боевое отравляющее вещество, не иначе. Простите, Автор, но у Вас вышла фантастика - в том виде, в каком ее принято причислять как непригодную для детектива. Хотя бы назовите вещества, которые могут такое действие иметь, не обязательно боевые отравляющие. В конце-концов, упомянуть вскользь аллергический пневмонит у обоих, сообразить про хлор/фтор/аммиак, покопаться в подсобке уборщиц (вообще, линия уборщиц категорически запорота, не только потому что про незнакомую уборщицу гг вспоминает только когда у Автора уже закончились отвлекающие линии, а должен был почти сразу, но и потому, что в эту сторону копать и копать, а версия попадания отравляющего вещества к жертвам именно через уборщиц и их моющие средства не отработана гг вообще никак)
4. Или я потеряла в конце бдительность, когда на меня начали сыпаться рояли, или в самом деле Автор начал линию с тем, что покушение на начальника было не первым (автокатастрофа гг), а потом забил на нее. Но я -то не забила, меня столько раз в эту аварию носом ткнули, что мне стало совсем удивительной версия внезапной ревности Дианы Батьковны. Ведь для меня было очевидным, что начальника пытаются убить давно, да еще и кто-то с соответствующими возможностями.
Вывод такой: даже несмотря на канцелярщину и неприятного лично мне гг, я бы дала "Помощнику" высший балл, но не дам ;) Нельзя так с детективной задумкой, у которой даже издалека крутой потенциал виден, поступать.
Рецензия 4.
- Борис, ты не прав!
(Е.Лигачев, XIX всесоюзная конференция КПСС)
Давай, давай, Борис,
Давай, Борис, борись!
(из репертуара С.Минаева)
Повесть "Помощник" представляет собой детективно-криминальную историю, приключившуюся во времена поздней перестройки в СССР. Расследование обстоятельств двух странных смертей от скоротечной чахотки начинает функционер Алексей Николаевич Уланов, а завершает более опытный сыщик, не имеющий официального статуса, Петр Константинович (расследование которого остается, что называется, за кадром).
Интрига повести заключается в интеллектуальном поединке сыщиков с неизвестным, отравителем, маскирующим убийства под болезнь.
Завязка показалась затянутой: пространное описание работников некоего главка, их взаимоотношений и обязанностей. Попутно дается довольно подробная картина эпохи перестройки - времен работы Б.Н.Ельцина первым секретарем московского горкома КПСС. Но весьма атмосферно. Пример из текста: "Те люди у 'Московских новостей', которые хорошо были видны сквозь оголенные стволы октябрьских лип, вызывали у него беспокойство. Как они рискуют у всех на глазах читать такие вещи о сталинских репрессиях, о коллективизации, о потерях в годы войны? Об этом даже враждебные радиостанции говорят осторожнее". Весьма характерное настроение для тех лет. Один из моих руководителей в те времена рассуждал: "Собирайте газетные вырезки, потом читать из-под полы будете. Вот увидите: скоро всю эту перестройку и гласность отменят".
Сюжет повести: первая половина - кто есть кто в главке, кто чем занят, каковы взаимоотношения сотрудников; вторая половина - частное расследование Алексея Николаевича.
Кульминация: получение ГГ окончательных результатов расследования в готовом виде. Развязка: самосуд над преступником, ибо прямых доказательств его вины не обнаружено
Как литературное произведение повесть написана мастеровито, легко читается. Персонажи, выглядят живыми людьми, поступки их вполне логичны и понятны. Возникает четкая картинка при чтении.
Соответствие теме прослеживается: Маша могла догадаться, кто отравил Логинова, каким-то образом проявила это - и тоже стала жертвой.
Детектив, увы, удачным не получился. К расследованию Алексея Уланова, и без того терзавшегося размышлениями, подталкивает просьба убитой горем матери Маши. В меру своих сил Алексей Николаевич анализирует поступки подозреваемых, опрашивает свидетелей. Последовательно исключает одного подозреваемого за другим, пока не остается единственная кандидатура - Слюсаренко. Собственно, и у того, как и остальных была только теоретическая возможность совершить убийства. И тогда Алексей Николаевич обращается к неведомому прежде Петру Константиновичу (хотя можно было упомянуть того и раньше при рассказе о комиссии по награждениям). Самый неудачный блок повести: лекция Петра о проведенном "за кадром" расследовании. Сам по себе такой прием (сыщик проводит работу вне взора читателя и просто рассказывает о результатах) неудачен, а уж в таком виде тем более. Дело в том, что: полная уверенность в вине Слюсаренко есть, а доказательств ноль. Ничего удивительного, бывает такое сплошь и рядом. Странность в другом. Ответ Петра на вопрос Уланова ("Есть что-нибудь?"): "Я бы не сказал, что это что-нибудь, очень даже ого-го что". Однако столь громкое "ого-го" не вяжется с тем, что получилось в "сухом остатке" относительно Слюсаренко: "С работы его, конечно, уволят, тут кадровики мастера, найдут формулировку, а вот, привлечь за убийство... Не знаю, не знаю". Не очень понятно. Да, есть некая ОПГ, вроде бы обозначена связь с ней Слюсаренко, и что? На мой взгляд, не просматривается однозначно вина Слюсаренко в совершенных преступлениях.
Теперь возьмем классику (эта аллюзия просто напрашивается) - повесть Агаты Кристи "Вилла "Белый конь". Ведь как тонко и интригующе обставлен один только выход на подобную организацию у Агаты Кристи! Марк Истербрук обращает внимание на выпадение волос у жертв из списка, найденного у убитого священника, опрашивает свидетелей - и постепенно начинает осознавать, что существует некая организация по устранению людей по заказу. Это уже чрезвычайно интересно, а далее уже начинается борьба с той организацией путем провокации (выступить в роли заказчика). В "Помощнике" все прозаичнее. Важа Шалвович, услышав о скоротечной чахотке у Логинова, говорит Алексею Николаевичу: "Ну, вот, началось... Война началась, вот, что началось... Несколько лет назад ездил один наш специалист с инспекцией на закрытое химическое предприятие в Обнинск, под Москвой. Что-то он там нашел, звонил, возбужденный, что ему нужно срочно переговорить с председателем, а лучше сразу с КГБ. Казалось, он не в себе, бредит. И точно, приехал в горячке, сразу слег с воспалением легких, и за неделю сгорел. Скоротечная чахотка". Человек уже в курсе, что работает такая ОПГ. Потом это подтверждает и Петр Константинович. Интриги минимум.
Резюме. Атмосферная и любопытная повесть, неплохой срез эпохи. Детектив при этом неудачный. Тем не менее рекомендовать к прочтению можно - с оговорками относительно детективности.
Рецензия 5.
Повесть начинается неторопливым описанием жизни московского чиновника времён самого начала перестройки - Алексея Николаевича Уланова. Жизнь его обычна и размерена. Он одинок, у него побаливает нога, а в остальном полный порядок. И отпуск скоро, и в хороший санаторий поездка.
Только не у всех в жизни порядок - вот, к примеру, Дмитрий Панин попал в нехороший переплёт и его уволили.
Вместе с Алексеем Николаевичем работет Маша Соболева - умная и работящая девушка.
В санатории Алексей Николаевич узнаёт о смерти своего начальника Логинова. Смерть та казалась подозрительной: внезапное воспаление лёгких. А тут еще сосед по столу рассказал историю смерти своего сына от похожей болезни. Вернувшись с курорта Уланов узнаёт, что умерла Маша Соболева. Тоже подозрительная смерть, а потому Алексей Николаевич начинает расследование.
Сперва в основе этого расследования - поиск мотива. После некоторых размышлений приходит к мнению, что смерть Маши связана со смертью Логинова, а притчина этой смерти - убийство. Уланов расследует убийство Логинова, последовательно прорабатывая версии: ревность и сведение счётов за несправедливое увольнение. Обе версии очень сомнительны, сыщик решает пойти другим путём и найти того, кто мог войти в кабинет Логинова и подбросить отраву. Уланов решает, что Логинова отравили и отравили именно в кабинете. Подозреваемых трое: Слюсаренко, Панин и Рыжков. Панин и Рыжков скоро для читателя "оправданы", так что остаётся только Слюсаренко.С помощью хороших знакомых Уланов узнаёт "темную сторону" личной жизнь Слюсаренко и раскрывает преступление: Слюсаренко убил Логинова, "расчистить путь наверх" некому чиновнику. К тому же Слюсаренко состоит в организованной преступной группе, какая специлизируется на маскировке убийств под несчастные случаи, а чиновник этот подозревается в любовной связи с эти самым Слюсаренко.
Интересная повесть, читается на одном дыхании, вот только финал показался малость смазанным. Как-то всё там просто сразу получилось: тут и преступная семейная группа, и бывшие сотрудники КГБ, и нечистоплотные чиновники, и сила сотрудников комиссии по награждениям. Я думал, что после паузы "длинных дней ожидания", будет некое неожиданное действие, которое выведет на чистую воду злодея, а получил скупое сообщение о преступлении. И этот рассказ о создании ОПГ семьи Слюсаренко не показался мне убедительным. Если это сообщество известно и в наградной комиссии, то почему они остались на свободе? Да, дело Чернова раскрыть сложно, но есть и другие дела...
Ещё хочется сказать о линии расследования. Мне непонятно почему сыщик решил, будто Логинова отравили именно в его кабинете. Есть же огромное количество других вариантов, но эти варианты сразу же отодвигаются на дальний план без права рассмотрения. Из подозреваемых очень часто мелькакет фамилия Слюсаренко, что как бы подсказывает читателю о его вине. Линия Рыжков - преступник очень мало проработана и читателю показана мельком. С Паниным интереснее - тут и обида, и родственник, имеющий возможность добыть яд, но обрывается эта линия, совсем не исчерпав своих возможностей. Вот если бы читатель до самого финала подозревал Панина, тогда бы ещё интереснее было.
Понравилось описание жизни чиновника: неторопливое и со знаением дела и времени, когда этот чиновник жил. Будто наяву промелькнула перед глазами утренняя Москва того времени.
Повесть понравилась именно своей достоверностью, но финал, по моему мнению, немного смазал общее впечатление. Преступник разоблачён, но не наказан. Вернее, сразу не наказан, потом его убили, но это, наверное, уже другая история.
Рецензия 6.
Жили-были так или иначе, а обернуться Аленушка не успела, как унесли ее братца Иванушку гуси-лебеди в темный лес. Выбежала девочка во чисто поле, да только где уж там, поди догони пернатых разбойников. Кто виноват? Что делать? Не стала Аленушка вопросами пустыми себя изводить, а бросилась следом за гусями, брата выручать.
Долго ли, коротко ли, а выручила. Побежали дети домой. На беду почуяли гуси-лебеди неладное, полетели в погоню. А тут еще Иванушка, будто мало ему приключений, взял да испил водицы откуда ни попадя. Ясен день, превратился малец в козленочка. Приятного мало, только дело то привычное. Повязала девочка на шею козленочку кушачок братов и потащила домой неразумного.
- Алька, не дергай ме-е, ме-ня!
- А ты беги скорей! Видишь, там, за деревьями, гуси крыльями машут?
Насилу увернулись от лап перепончатых. Взмыли гуси в небо, сделали круг и снова грозят схватить беглецов.
После захватывающих приключений и обзоров работ нынешнего конкурса прибежали дети... в Москву, чем и завершается наша история про Аленушку и братца ее Иванушку, временно превращавшегося в козленочка.
Роли Аленушки и ее брата озвучивали Марьяна Олейник и Анвар Кашин.
От козленочка по поводу повести "Помощник".
Не знаю, как Аленка, а я считаю эту повесть... м-ме... самой существенной... нет, самой значительной на конкурсе. Увы, сызмальства не обученный оперировать литературоведческими понятиями, я не умею наукообразно описать свои ощущения. Хотя, наверно, подобный научный разбор, препарирование и анализ я бы не смог использовать в отношении этой повести и будучи профессором филологии. Почему? Повесть получилась очень жизненной, даже более того -- прожитой, оттого абсолютно достоверной не в смысле фактов и исторических подробностей (хотя и тут все в порядке). Повесть подкупает достоверностью настроения или, если хотите, достоверностью настроений людей того времени, тех самых, которых принято было называть советским народом. Можно сказать, мы видим саму жизнь. Разбирать, раскладывать по чашкам петри, взвешивать и рассматривать под микроскопом частицы жизни -- занятие противоестественное.
Итак, перед нами начало перестройки, чрезвычайно зыбкий и одновременно до краев наполненный оптимизмом период. Казалось... Мне тоже тогда в те мои довольно-таки розовые юношеские годы казалось, что вот сейчас придут новые молодые, разумные и дельные люди, возьмут в руки... Они пришли, и дельные, и разумные, только их разумение было разумением хищников. Но это было позже. Тогда же, во времена сдержанной эйфории по поводу двадцать седьмого съезда КПСС и секретарства Ельцина в Москве мир казалось застыл перед прыжком в прекрасное и свободное будущее. Конечно, на горизонте уже можно было рассмотреть грозовые облака, но... Это я об ощущении, том, которое помню сам, и которое точно воспроизводится в повести.
И о главном. О героях повести. Понимаете, героев (даже отрицательных) в данном случае невозможно назвать персонажами. Это люди, которых можно любить, презирать, сопереживать им и ненавидеть их. В моем понимании, именно такие герои делают литературу литературой, отделяя ее от чтива и макулатуры.
От Аленушки:
Повесть 'Помощник' удивительным образом перекликается с повестью 'Злые напасти'. Удивительным образом потому, что время действия в этих двух повестях абсолютно разное, персонажей 'Помощника' отделяют от персонажей 'Напастей' чуть-чуть больше трех столетий. Перекликается потому, что обе повести сквозь призму восприятия обычного, казалось бы, человека показывают даже не просто срез времени, а той самой 'эпохи перемен', от жизни в которую нас предостерегали знающие люди. Правда, нас, несмотря на предостережения, все равно угораздило...
Главный герой 'Помощника', Алексей Николаевич Уланов, ищет истинные причины двух смертей - вначале первого зама начальника главка Логинова, чьим помощником работал Уланов, а затем - своей коллеги Маши Соболевой. Впрочем, Маша, талантливый молодой архитектор и организатор, для Алексея Николаевича уже больше, чем коллега... К слову, мне очень понравилась убедительная мотивация ГГ расследовать двойное убийство: это и личный мотив, и просьба родителей девушки, с которыми знакомится Уланов. Момент, когда мама Маши просит Алексея Николаевича помочь найти того, кто убил их девочку, трогает до слез.
Вообще, 'Помощник', на мой взгляд, - это тот самый нечастый случай, когда динамичный сюжет, полное погружение в эпоху, эмоции, выпуклые персонажи удачно сочетаются с полноценной детективной составляющей. Есть ложные линии - с 'нарушителем' Паниным, с любовницей Логинова Диной Петровной, которые Алексей Николаевич дотошно рассматривает. Есть 'ключики', в том числе и психологические, бросающие тень на главного злодея. С антипатией к нему относится не только Алексей Николаевич, - сам автор, похоже, тоже не считает нужным скрывать свои чувства.
Вот над мотивацией главного злодея мне пришлось задуматься, тем более что к финалу темп повествования, и без того подвижный, еще больше ускоряется, только успевай соображать. Но на то и детективная задача, чтобы ее решать с учетом всех описанных обстоятельств, в том числе - временного среза. По-видимому, мотивация главгада такова: открылось окно возможностей, Борис Ельцин мог ускорить продвижение своих людей, надо было действовать, не мешкая. 'О времена, о нравы!' Тоже, как видим, сказано давно, а до сих пор актуально...
Повесть буквально с первых строк затягивает в водоворот событий и эмоций. Написано, безусловно, с доскональным знанием обстановки и перипетий, но в то же время читается очень легко. Эту повесть я бы тоже хотела увидеть опубликованной, благодарю автора за несколько часов 'непустого' чтения и раздумий.