Детектив-Клуб: другие произведения.

Рецензии: Миццу - Устами младенца

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:

Рецензии на повесть "Устами младенца"

N1

   Рассматривая сильные и слабые стороны данного детектива, начнем с сюжета. Незамысловатый сюжет, оригинальность которого стоит под вопросом. Детектив повествует нам о девушке, которая вот-вот готова родить, но при очередной проверке у врача выясняется, что мама сама якобы наносит вред ребенку, принимая запрещающие препараты. У Ирины - главной героини, закрадываются подозрения, ведь работа, в которой она принимает участие - секретна и даже довольно опасна. Может быть, кто хочет сорвать проект, сорвав и её работу. Этот проект разрабатывает биороботов-воинов, способных участвовать в военных действиях, которые назревают изо дня в день между некоторыми странами. Действительно, позже выясняется, что кто-то взламывает компьютер Ирины, чтобы скопировать информацию и тогда девушка принимается за собственное расследование, увлекающее её в загадочную историю, где предстоит разбираться с нечеловеческим мышлением. Сюжет соответствует требованиям жанра, в нем присутствует логичность и связность. Однако с оригинальностью можно поспорить. Практически с самого начала можно было догадаться о самой разгадке и о том, кто же на самом деле строил козни против всего проекта. Композиция состоит из нескольких линий и соразмерность частей произведения не вызывает сомнения. Язык же несколько простоват, без использования выразительных средств или разнообразных стилистических приемов. Да, они присутствуют, но не в той мере, чтобы полностью ими насладиться, ровно как и богатством словарного запаса. Автор использует простые и лаконичные предложения. Да, иногда можно встретить опечатки, однако грамматических ошибок в тексте нет.
   Что касается психологической достоверности персонажей, то здесь практически нет сомнений, несмотря на то, что в основной сюжетной линии присутствует один персонаж - сотрудник института Ирина. Поэтому соответствие речи характеру присутствует и довольно достоверно, потому как второстепенные персонажи почти не появляются и говорят не слишком много. Хотя описания характеров практически отсутствуют, автор их опускает, пытаясь дать характеристику через небольшие диалоги или зарисовки обстановки. Затрагивая тему загадки, отмечу, что она довольно заурядная, иногда даже слишком неправдоподобная. Особенно, когда беременная женщина на 7 или 8 месяце беременности всё раскрывает, пытаясь действовать самостоятельно. В некотором роде это и тяжело и практически нереально. Хотя присутствовали интригующие моменты, где было непонятно что сделает главная героиня и как себя поведет в конкретной ситуации. Что же качается расследования, то в повести присутствуют логические построения, умозаключения, выводящие героиню на путь разгадки. Но, повторюсь, положение женщины было таковым, что в её положении сложно было бы действовать логично или, в некоторой степени, отрешенно. Так же отрешенно участвует в расследовании читатель. Ему сложно строить свои собственные домыслы, ведь присутствующая в детективе недосказанность сразу же объясняется и выстраивается уже другая линия расследования.
   Подводя итоги, хочется отметить, что повесть не слишком впечатлила. Да, детектив довольно своеобразен, присутствуют интересные высказывания и мысли о клонах человека и их способах создания, однако же сама загадка не вызывает интереса.
  

N2

   Сюжет: созданные людьми биороботы нашли возможность обойти законы робототехники Азимова (с помощью нулевого закона того же Азимова). Они выращивают армию биороботов, воруя информацию у сотрудников лаборатории. Для этой цели роботы периодически усыпляют последних с помощью снотворного, взламывая тем временем компьютеры. Дальше: расследование сотрудницы лаборатории подозрительных фактов, и хэппи энд.
   В целом сюжет задуман неплохо - тот факт, что биороботы ограниченные существа, заставляет искать злодея среди людей; а если возникает подозрение, то роботы рассматриваются лишь орудие. Но хочу обратить внимание на недостатки. Конечно, автору нужно объяснить читателю, что происходит за занавесом тайны, но вариант, когда злодей начинает с пафосом все объяснять беспомощной жертве не самый лучший. Должен же он понимать, что женщину могут хватиться, и вообще, биороботы должны быть постоянно настороже, ведь фактически они действуют в подполье. Зачем терять время в бесплодной дискуссии? Или биоробот какое-то очень ранимое существо, и его эмоции преобладают над логикой?
   Пойдем дальше. Если сюжет тесно связан с законами Азимова, то не мешало бы подробнее на них остановиться. Хотя бы для малоискушенного читателя. А во взаимоотношениях роботов с людьми вообще сияет обширная брешь. Судя по рассказу, люди относятся к биороботам, как к интерьеру. Но это же нужно показать. Не знаю, пускай кто-то во время чаепития ноги на робота кладет или чашку на затылок ставит, пусть люди дают им кошачьи клички...
   Азимов вводя нулевой закон очень подробно и логично объяснил, почему он нужен. В той ситуации даже тени сомнения не возникает о необходимости его применения. Здесь же непонятно (мне, по крайней мере) - каким образом роботы решили, что уничтожение человечества пойдет ему (человечеству) во благо.
   Еще один момент. Возможно, я что-то пропустил, но легкое недоумение вызвало название. Вроде будущий ребенок не сходит с языка героев, но уж когда оказалось, что он к преступлению никак не причастен, к чему такое название? Что и кому сказал ребенок, или здесь под младенцем подразумевался биоробот... словом, не понял.
   Ну и последнее - позиция самого автора, его отношение к биороботам. Да, люди создали нравственных калек, уродов, но это люди. Неужели ни у кого не возникло ни капли жалости к беднягам? Их лупят, режут ножом... Впрочем, последнее замечание необязательное - личное, даже негуманное отношение автора, не всегда влияет на художественную ценность произведения.
   Тем не менее, несмотря на недостатки, вещь представляет собой единое целое, в повести много подозреваемых, много ложных ветвей расследования, пищи для подозрений, поэтому общее впечатление как от детектива - благоприятное.
   Герои выглядят живыми, хотя мужчины: оба мужа - бывший и настоящий - раскрыты не до конца, поверхностно; тоже относится и к мужчинам сотрудникам, хотя секретарше уделили много внимания. Рискну даже предположить, что автор произведения женщина.
   К языку, стилю, слогу претензий нет.
  

N3

   Согласно требованиям к рецензиям, изложенным в конкурсных правилах:
   1. Сюжет.
   Главная героиня, случайно обнаружив, что кто-то заставил ее принимать не положенные ей лекарственные средства, выявляет факт кражи данных с рабочего места. Расследуя происшествие, ГГ выявляет виновников.
   Настоящий фантастический детектив. Без вариантов. Сюжет вторичный и очень наивный. Провисающих сюжетных линий не замечено. Логических нестыковок масса. При этом логика развития сюжета, логика расследования соблюдена строго.
   Текст использует довольно много научных понятий. Автор постарался изучить предмет, это видно. Но при этом встречаются существенные ляпы. Например, цитата: "Сейчас же они работали над завершающим участком цепочки, ответственным за финальный этап жизни биороботов". Или: "Каждый раз, покидая кабинет, Лиза убирала жёсткий диск, содержащий всю постоянную внутреннюю и оперативную память".
   О наивности. Министр обороны не будет обсуждать хищение информации, составляющей государственную тайну с предполагаемым организатором этого хищения. Для этого есть специальные люди. Все организации, имеющие дело с государственной тайной, а тем более НИИ, имеют в своей структуре отделы, отвечающие за сохранность информации. Соответственно, не ИТ специалист будет заниматься случаем взлома. При обнаружении факта хищения информации, составляющей государственную тайну, спецслужбы не будут отряжать одного следователя, который не рыба - не мясо. Оперативно-розыскные мероприятия, в данном случае, включают в себя, например, установление негласного наблюдения и прослушивания за всеми вовлеченными в ситуацию, работу с агентами (с секретарем Верочкой, например). Т.е. роль государства в расследовании сведена к минимуму, что объяснимо на уровне сюжетной интриги, но полностью противоречит принятой практике. Меры реагирования спецслужб могут быть неуклюжими, но они носят системный характер, и потому эффективны. Другими словами, после того, как ГГ обнаружила кражу информации, она бы полгода на Лубянку как на работу ходила бы. Вместе с Верочкой. Названия организаций вызывают улыбку: "Международный Суд по Урегулированию Отношений" и т.д.
   2. Композиция.
   Все в порядке. Вставка про китайца не к месту. А в остальном - все ОК.
   3. Язык, стиль, слог.
   Грамотность - на уровне. За опечатки не ругаем, сами грешны.
   Стиль. Читайте: "Коля сразу выделил из толпы молодняка высокую девушку с удивительно красивым лицом и глазами, которые говорили без слов." Весь текст написан в таком неуклюжем стиле. Вообще весь. Каждое предложение. Канцелярит. Мегаконструкции: "И всё было хорошо, пока не обнаружилось, что, помимо основных обязанностей, он вовсю злоупотреблял служебным положением, используя и аппаратуру, и информацию - в том числе конфиденциальную - в корыстных целях, предлагая услуги кому попало за соответствующее вознаграждение."
   4. Психологическая достоверность.
   Мэри Сью: "Лиза была молодой, лет тридцати с небольшим женщиной, внешне удивительно похожей на знаменитую в прошлом певицу Мирей Матье: густые волосы, отливающие чернотой вороньего крыла, блестящей чёлкой падали на гладкий лоб, частично скрывая широкие, как у французской звезды, и слегка приподнятые к вискам брови. Ещё больше сходства придавали слегка вздёрнутый, с заострённым кончиком нос и чувственный рот."
   Психологическая достоверность соответствующая. Все для ГГ, все в нее влюблены; бывший муж преследует и кается, готов отдать за нее жизнь; настоящий муж - милый котик, а не человек; красота ГГ столь потрясающа, что те, кому не дано, обязательно постараются ее изнасиловать. Но поскольку у нас тут Мэри Сью, изнасилования не состоится.
   5. Качество загадки.
   Вполне на уровне. Хотя можно было бы ввести линию с иностранным шпионом. Он бы тоже обязательно влюбился в ГГ.
   6. Качество расследования.
   Какой кайф - наконец-то нормальное расследование в "нереале" на конкурсе.
   7. Игра с читателем.
   Присутствует. Читатель не ведется, но ему приятно, что автор не забывает поиграть.
   8. Общее впечатление от повести.
   Положительное.
  

N4

   Коктейль из Азимова, Филиппа Дика и, как ни странно, Хмелевской. При этом, несмотря на призрачное присутствие "мечтающих об электрических овцах" андроидов интеллектуала Дика, повесть явно на любителя незамысловатых историй. Мне лично она неуловимо напомнила детскую научную фантастику годов 60-70-х - ребятишкам нравится, но для взрослых слишком наивно.
   В расцветшей и продвинутой России некий НИИ занимается исследованиями возможностей выращивания биороботов-солдат. В обстановке, естественно, полной секретности. Вообще-то, в этом обществе биороботы на всевозможных работах - дело обычное. Насколько я понял, их создают из человеческих клонов, придавая тем нужные функции и отнимая не нужные. При этом в них вгоняют все четыре закона робототехники, сформулированные Азимовым. Включая "нулевой": "Робот не может нанести вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был нанесён вред", что играет в сюжете роковую роль. Вообще-то, с моей точки зрения, это подлинная вивисекция над человеком и вариант биорабства, но да, может, автору это невдомёк.
   Главгероиня - одна из главных разработчиц этого проекта - обременена запутанной личной жизнью. Она работает в институте с бывшим мужем, представшим сначала как весьма сомнительный тип. У ГГ есть новый муж, любимый, от которого она ждёт ребёнка, и срок беременности уже немалый. А ещё у ГГ есть секретарша, которая раньше встречалась с актуальным мужем героини, и, естественно, никаких добрых чувств по отношению к шефине не испытывает.
   На этом фоне разворачивается фантастический детектив. Впрочем, детектив - это условно. Всё расследование зиждется на том, что ГГ случайно узнаёт: ей подкинули таблетку бензодиазепина, от которой, якобы, обязательно наступает временная амнезия, а пока она в таковой пребывала, залезли в её компьютер с важнейшей информацией по этим самым био-воинам. Кстати, от этого препарата, действительно, может наступить частичная амнезия, но лишь как побочный эффект и далеко не у всех. Так что злодеи не могли точно знать, забудет ГГ последующие после приёма лекарства часы или нет. Но не будем придираться, фантастика же...
   А читатель сразу чувствует, откуда ветер дует. Восстание роботов, ага. Сама же ГГ, выступающая в роли детектива - ведущий её дело сотрудник ФСБ отличается крайней... скажем, наивностью - подозревает то бывшего мужа, то зловредную секретаршу, попутно объясняя недалёкому чекисту серьёзность ситуации, на что тот только кивает, делая круглые глаза, и во всём следует указаниям героини.
   А они просты: надо посмотреть записи наблюдения в институте. Всё, собственно, этим преступление и раскрывается. Но, очевидно, почувствовав, что так будет чересчур просто, автор заставляет героев, даже посмотревших запись в первый раз, не замечать заговора биороботов. И тянется немалое количество килобайт текста про всяческие подозрения героини, по ходу дела проявляется и тут же исчезает из повествования некий подозрительный учёный-борец за права биороботов, который почему-то запросто вхож к министру обороны и даже волен устраивать у него в кабинете скандалы. Власти идут на беспрецедентные (и совершенно нелепые) меры, чтобы информация не ушла из страны. Дело приобретает международные черты, начинает пахнуть войной. Ну, в общем, имеют место честные попытки нарисовать побочные линии расследования и нагнать саспенса.
   Финал несколько более жив, чем нудноватая основная часть. Героиня, наконец-то, понимает (пользуясь теми же видеозаписями, которые охранники института почему-то раздают просматривать кому попало), что биороботы и есть искомые злодеи и бесстрашно бросается прямо в их логово. Дальше забавно, хоть и напоминает трагическую концовку упомянутого романа Дика. Биороботы оказываются вполне себе человеческими особями, без каких либо "механических" черт. Только глуповатыми. Их главарь напропалую глумится и хвастается, раскрывая, в худших традициях плохих детективов, перед пленённой героиней подоплеку заговора. Вполне банального, надо сказать: вытеснить людей и заменить биороботами. В чём качественное отличие данной замены - из текста совершенно неясно. Опираются при этом злодеи на пресловутый "нулевой" закон, истолковав его в том смысле, что замена "натуральных" людей на искусственных будет благом для человечества, ради которого можно причинять вред людям. Как-то это... неубедительно.
   Но вот попытка главным биогадом изнасиловать героиню меня потрясла. Им что, оставили функцию размножения? Зачем, если их выращивают в пробирках?! Я на СИ читывал всякое, в том числе и про секс красавицы с гигантским спрутом. Но биоробот, насилующий беременную сотрудницу научного института - пожалуй, перебор.
   Впрочем, ГГ от насилия спасается легко и чисто женским способом, ну, вы понимаете, коленом промеж ног. Может, в предвидении этого им гениталии и оставляли?..
   И тут - патетическа сцена - героиня начинает рожать. Как и у Филиппа Дика, роботы проникаются величием рождения жизни, но потом вновь ожесточаются. И если бы не бывший муж и секретарша героини, оказавшиеся вовсе не такими плохими и пришедшие ей на помощь... Ну, короче, зло повержено, с биороботами стали обходиться осторожнее, а проект по био-солдатам вообще свернули. Ну и героиня, разумеется, отстояла своё женское счастье.
   Вот такая получилась история.
   Детектива, как сказано, почти нет, но формально он есть, так что сильно к этому придираться не буду. Сюжет избит. Композиция довольно примитивна - линейное повествование с минимумом побочных линий. Кое-какие, правда, увязаны. Например, история придурковатого следователя ФСБ, который, оказывается, "запал" на вредную, но героическую секретаршу и пригласил её... в цирк. А куда ещё дам приглашать? Тем более таких, которые, как говорит о секретарше в начале повести героиня, покупаются на "бутылку французских духов". Тут я заподозрил в авторе мужчину, который духи употребляет... не по назначению.
   Наукообразность - всё-таки НИИ описывается - достигается примерно такими пассажами: "наследственные дебилитирующие болезни, связанные с дефективными митохондриями, находящимися в цитоплазме". Нормально, научненько так...
   Похоже, автор пытался придать повествованию ещё и некую ироничность. Например, вот что кричит по телефону секретарша в кульминационный момент, когда героиня в опасности и необходимо присутствие спецслужб: "Срочно соедините меня с ФСБ! У меня есть информация о готовящемся покушении на президента! Террористическая организация, высшая... позиция матрицы! Всё на мази! Их бин капут! Дело жизни и смерти!" Напоминает, как я уже писал, Хмелевскую, но у покойной пани Иоанны всё было выдержано в таком же стиле, потому смотрелось органично. Да и остроумнее, признаться... А тут, на фоне заявленного киберпанковского триллера, вызывает только недоумение.
   Грамотность не идеальна, но много "тапок" не заслуживает, хотя хорошая редактура и корректура тексту не помешает.
   В общем, я не очень впечатлён, хотя уверен, что своего читателя вещь найдёт и даже порадует.
  

  • Комментарии: 3, последний от 11/12/2013.
  • © Copyright Детектив-Клуб
  • Обновлено: 08/11/2013. 20k. Статистика.
  • Эссе: Детектив, Литобзор
  •  Ваша оценка:

    Все вопросы и предложения по работе журнала присылайте Петриенко Павлу.

    Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
    О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

    Как попасть в этoт список