Аннотация: Новый взгляд на категории количества и качества
ОБОСНОВАНИЕ ВЕРЫ
В СВЕТЕ КАТЕГОРИЙ КАЧЕСТВА И КОЛИЧЕСТВА
Что такое количество и что такое качество? Ясно, что количество выражается математически. Например, у дерева один ствол, сто веток и десять тысяч листьев. Качество определяет свойства объекта: ствол гладкий или шероховатый, лист зелёные или желтый, яблоко сладкое или кислое. Качество мы определяем органами чувств, то есть ощущаем непосредственно. Поэтому качество всегда воспринимается в каком-то конкретном месте и в определенное время. Оно всегда в настоящем. Качество не может восприниматься в прошлом или будущем. На основании ощущений у субъекта формируются чувства, то есть отношение субъекта к воспринимаемому объекту. Здесь в русском языке существует, в общем-то, объяснимая и понятная путаница. Мы говорим "органы чувств", но правильнее сказать "органы восприятия" или "органы ощущений". Вряд ли глаз, язык или ухо формируют чувства. Это прерогатива сознания или, по крайней мере, нервной системы. Последняя почти мгновенно определяет отношение к объекту, которое выражается в каком-то чувстве: испуг, страх или, наоборот, удовольствие и радость в зависимости от того, опасен объект или привлекателен. Тут всё чисто индивидуально. Один и тот же объект одним может казаться красивым, другим безобразным, третьим опасным и т. д. Не будем вдаваться в природу данных отношений. Очевидно, что это проявления инстинкта, и возникают такие отношения помимо сознания. Разум вырабатывает собственное отношение к объекту, которое зачастую не совпадает с первоначальным. Во-первых, сознание оперирует количеством, которое недоступно ощущениям, так как они всегда конкретны и единичны. А чтобы перейти к количественным характеристикам, необходимо отбросить все качественные. Как это возможно? На основе ощущений в сознании формируется представление об объекте или модель данного объекта. С этой моделью сознание может проделывать любые операции. У дерева оно может отбросить все листья, все сучья и представить его в виде единицы. Но это уже не та единица, которую мы ощущаем как единичный объект. Это единица, за которой стоит множество деревьев и которое является количеством. К этой единице уже можно прибавлять другие единицы, также лишённые всякого качества. Лишь лишив объекты качества, мы можем применить к ним математический аппарат. Таким образом, только сознание способно овладеть категорией количества.
Благодаря памяти, разум также сравнивает данный объект с другими аналогичными объектами. Благодаря воображению, разум может представить любой объект в развитии, проследить, каким он был в прошлом и будет в будущем. Он создаёт понятие единичности, содержащей в себе бесконечное множество. Понятие "дерево" включает в себя множество деревьев. Понятие "объект" включает в себя все реальные и даже только мыслимые объекты. В тоже время, сознанию ничто не мешает представлять любой объект качественно, то есть конкретный объект со всеми его качествами характеристиками. Научное сознание оперирует, как правило, количеством, а искусство качеством. Наука абстрактна, искусство конкретно. Наука доказывает, искусство рассказывает и показывает. Наука логична, искусство мифично. Не случайно, любое слово так многогранно. Оно может выражать как объект вообще, и тогда оно есть символ, так и какой-то конкретный объект, и тогда оно есть образ. Наука обосновывает понятие единого, то есть абсолютного идеала, искусство раскрывает его суть. Это позволяет человеку развить в себе совершенно иные чувства, отличные от тех, которые возникают сразу от непосредственного восприятия. Эти чувства более высокого уровня. Они иного порядка. Они основаны не на инстинкте, а на достижениях науки и искусства, на том идеале, которое создало себе сознание. Стремление к этому идеалу порождает такие чувства, как любовь, дружба, искренность, честность, порядочность и т. д., недоступные и невозможные для чувств, основанных на инстинкте. Мы здесь снова сталкиваемся с ситуацией, когда слова одинаковые, а смысл иной. Чтобы не путаться, назовём чувства от инстинкта иностранным словом "эмоции", а чувства, порождённые сознанием, "чувствами". Эмоции так отличаются от чувств, как страсть от любви. Страсть есть эмоция, а любовь - чувство.
Научное сознание, основанное на категории количества, смогло добиться потрясающих успехов, поражающих воображение. Все нынешние достижения современной цивилизации, начиная с обычного рычага и заканчивая ракетами, компьютерами и сотовыми телефонами - это плод научного мышления. Это стало возможным благодаря применению к объектам логики и математического аппарата, когда от объекта отбрасываются качественные характеристики, уступая место количественным. Если нужны качественные свойства, то они все равно выражаются количественно, как, например, цвет или высота звука определяется длинной волны.
Мышление, основанное на категории качества, наоборот, выявляет в объекте максимальное количество качественных свойств. При обобщении эти свойства не исчезают, а только увеличиваются количественно, так как обобщённый объект включает свойства разных объектов, которые в нём обобщены, и усиливаются качественно, так как при объединении двух усилий общее усилие возрастает. Если два человека одновременно крикнули, то звук двух голосов будет громче, чем звук одного голоса. Теперь представим, что один человек крикнул, как два. А если сразу крикнуло сто человек или сто тысяч? Может, ли один человек так крикнуть? Конечно, нет. Зато это под силу некоему мифическому существу, который есть предельное обобщение крика вообще. Это и есть первые боги. Поэтому они, как предельное обобщение, бессмертны и вездесущи. Это предельные понятия качества. Поэтому мышление категориями качества есть мышление мифическое или мифологическое. Религия основана на мифическом мышлении, так как оно предполагает в своём предельном обобщении абсолютный идеал, наделённый абсолютными качествами.
Научному мышлению совершенно не нужен этот идеал. Оно всегда само постулирует некую идею, на основании которой строится та или иная теория. Например, скорость света не превышает трехсот тысяч километров в секунду. Или: тело, на которое не действуют силы или действие сил уравновешено, движется равномерно и прямолинейно. Когда тот или иной постулат опровергается, выдвигается новый, который включает в себя прежний в качестве частного случае. Так, последовательно происходит процесс обобщения, в результате которого выясняется, что всё произошло из одной точки. Но что это за точка? Каким образом она включает в себя всю Вселенную? Что это за Единое? Или это некая бесконечность? Сможет ли наука дать ответы на эти вопросы?
Открываемые наукой Законы, которые управляют материей, обладают двумя удивительными свойствами. Во-первых, они не имеют исключений, в отличии от человеческих правил, которые всегда имеют исключения или могут меняться, как, например, правила языка или гражданский кодекс. Открываемые Законы никогда не имеют никаких исключений и никогда не меняются, то есть они абсолютны. Нет объекта, на который не действует сила всемирного притяжения. Поэтому я и пишу "Законы" с большой буквы. А раз они абсолютны, то можно предположить, что и созданы они Абсолютной сущностью. Во-вторых, эти Законы можно выразить математически. А это значит, что придуманы они и созданы разумной Сущностью, и этот Разум абсолютен, так как рождает абсолютные Законы и обладает абсолютной Истиной. Такие выводы можно сделать с помощью научного мышления, которое изначально не предполагает никакой абсолютной Сущности. Для научного мышления абсолютная сущность есть предельное обобщение всех мыслимых и немыслимых объектов. Так как в своём предельном обобщении, они лишены всяких качеств, то и о качествах абсолютной Сущности наука ничего сказать не может. Действительно, что можно сказать о Точке, из которой произошла Вселенная, хоть и абсолютной?
Успехи науки в последние пятьсот лет породили мнение, что мифологическое мышление безвозвратно ушло в прошлое и выброшено на свалку истории. Действительно, начиная с эпохи Возрождения, идет непрерывный процесс вытеснения мифологического или религиозного мышления научным. Это, так называемый, процесс секуляризации, когда общество становится светским. Это было одной из главных целей великих революций. По крайней мере, после Октябрьской речи о Святой Руси уже не идёт. Не случайно, Церковь так сопротивлялась наступлению науки, и дело тут не в конкретных достижениях, а в самом образе мышления. Наука, а за ней и всё общество, просто отбрасывает религиозное мышление как ненужное.
Но правильно ли это? Не выплёскиваем ли мы вместе с помоями и ребёнка? Что мы наблюдаем в современном обществе, лишённом религиозного мышления? Сплошное суеверие. Мы охотно верим во что угодно: вампиров, ведьм, заговоры, приметы... - но только не в Абсолютный Идеал, являющийся предельным обобщением человеческого мировоззрения. Как будто и не было тысячелетних развитий древнегреческой цивилизации, досконально разработавшего понятие Единого, и христианства, представившее Единое Абсолютной Личностью со своей сакральной историей.
Далее. Человечеству присущи эстетические понятия красоты, любви и добра. Способна ли наука осмыслить их и хоть как-то объяснить? Может ли наука дать идеал красоты или блага? Такие попытки предпринимались, начиная с Пифагора и по настоящее время. Даже великий Ньютон предпринял попытку расшифровать Библию математически, от чего едва не помешался рассудком. Еще бы не сойти. Если бы это удалось, то Абсолютная Истина была бы выражена математически. Тогда бы человек стал, как Бог! Возможно ли это? По всей видимости, такие попытки обречены и вот почему. Идея, в отличии от материи, не подчиняется законам математики и геометрии. Они хороши для материального мира, но не для мира идей. Если я поделюсь с кем-то монетой, то у меня этой монеты не будет, а будет только у того, с кем я поделился. Если же я поделюсь с кем-то идеей, то она будет у нас обоих без всякого ущерба. Она, вообще, может быть у всех и каждого. Идея одновременно и едина, и множественна, а это не под силу осмыслить ни с помощью математики, ни с помощью логики. Зато для мифологического мышления здесь нет никаких проблем, потому что у него есть Идеал, объединивший в себе все объекты со всеми своими качествами. А раз в идеале всё имеется, хотя бы в виде идей, то любое из этих качеств может быть выражено в любом объекте материально. Не случайно утверждают, что искусство состоит в выражении невидимого в видимом, например, в выражении идеала красоты в конкретном человеке или в пейзаже, или в музыке. Когда это удаётся, то мы признаём это произведение шедевром. Ясно, что это не Абсолютный Идеал, но, по крайней мере, его подобие. Во времена Средневековья Церковь проповедовала этот Идеал непосредственно через Слово Божье. В светском обществе такая задача ложится на искусство, но выражается этот идеал уже опосредованно через изображаемый объект. Правда, существует абстрактное искусство, где предпринимаются попытки выразить идею напрямую, без объекта, но вряд ли такое направление можно назвать перспективным. Это похоже на попытку Ньютона выразить формулами смысл Библии. Да, Абсолютная Идея прекрасна сама по себе, но для человека она проявляется только через форму, для восприятия которой и существуют зрение, слух и т. д. Попытка же выразить качество через количество обречена на провал, потому что человек воспринимает объект, прежде всего, качественно. Количество не может само по себе перейти в качество. Черный квадрат как раз и есть попытка выразить качество через количество, но никакого эстетической ценности эта картина не представляет, и стала всемирно известна лишь благодаря своей экстравагантности. Хотя принципиальная возможность восприятия идеинапрямую, конечно, не отрицается. Вопрос весь в том, насколько сам художник в своём творчестве приблизился к Идеалу? Если идеалом красоты является чёрный квадрат, то зачем тогда искусство? Лучше уж просто полюбоваться восходом или закатом.
В любом случае, перед искусством стоит сложнейшая задача в выражении Идеала красоты в произведениях литературы, живописи, музыки, архитектуры, скульптуры и даже прикладного искусства. Не могу сказать, насколько эта задача выполнима, но ясно, что без мифологического мышления здесь не обойтись. Настоящее искусство есть чудо и откровение, что противоестественно для научного мышления, но так понятно и естественно в мифологии. Через выражение Красоты, как уже давно доказано ("красота спасёт мир"), прослеживается путь к Истине и Благу.
Поэтому не стоит пренебрегать мифологическим мышлением и отправлять его на свалку истории. Как говорится, "не плюй в колодец, ещё напиться придется".
И всё же, несмотря на такую могущественность и такие возможности, разум нередко пасует перед обычнымиэмоциями. Как часто страсть или страх берут вверх над разумом, и сознание превращается в служанку прихотей и капризов. В чём же дело? Почему два могучих крыла науки и искусства не в состоянии поднять нас надживотными инстинктами? Всё дело опять-таки в непосредственности восприятия. Ощущения действуют на нас непосредственно. Инстинкт есть бессознательное движение плоти. Мы испытываем конкретную боль, а идеал - лишь представление. Ощущения материальны, а чувства абстрактны, продукт разума. А разум всегда подвержен сомнению. В этом его сила, но в этом и его слабость: всегда есть возможность усомниться в идеале и отступиться от него. Двух крыльев явно не хватает для преодоления эмоций. Нужно что-то ещё, что их объединяет. А это есть вера. Только в вере человек способен преодолеть эмоции плоти. Можно прекрасно осознавать, что хорошо, а что плохо, иметь вкус красоты и прекрасного, тонко чувствовать художественное произведение, всей душой стремиться к прекрасному, но при этом при малейшей опасности прятаться в кусты, как заяц, забыв о высоких идеалах и "порывах благородной души". Если нет дел, подтверждающих приверженность высоким идеалам, то "грош всему этому цена". Лишь в деле проявляется человеческая сущность. "По делам их узнаете их". А для дел праведных нужна вера. Только вера позволяет преодолеть страх и искушение плоти. Только через веру происходит воплощение идей в конкретные дела.
Почему именно вера позволяет преодолеть соблазны инстинкта? Что такое вера? Это безграничная убеждённость человека в бытие и возможность влияния Идеала на его жизнь и смерть. Обратите внимание, здесь не доказывается существование Бога, а всего лишь обосновывается важность веры для человека, когда он считает стремление к Идеалу главным смыслом и целью своей жизни. Раз самое важное не плоть, а Идеал, то есть духовность, а не материя, то разум будет не слугой плоти, а господином над ней. Эта убежденность в приоритете духовного над материальным и даёт человеку силы для преодоления эмоций. Они заменяются чувствами, которые, по замечанию Гегеля, "вера облагораживает". Вера ставит разум на службу духа. Только в этом случае личность достигает цельности, гармонии с собой и добивается максимального результата по приближению к Идеалу.
Как же этого достичь, когда плоть постоянно напоминает о себе своими многочисленными и разнообразными потребностями? Есть два основных пути: монашеский и морской. Монашеский подразумевает почти полное отречение от потребностей плоти. Это путь избранных, монахов. Мирской предполагает выполнение человеком биологической и социальной миссий, однако при одном условии: они подчинены духовной миссии. Если социальная или биологическая миссии противоречат духовной, то предпочтение отдаётся последней как наивысшей. Допустим, если человек вам нравится внешне, но вы видите, что он или она подвержены духовным изъянам, то верующий никогда не позволит себе ради удовольствия биологические отношения с таким человеком, пока тот не исправится. Тут важно постоянно сверять свои слова и поступки с Идеалом. На первый взгляд, это представляется очень сложным. Однако, это не так, если перед тем, как что-то сделать, просто подумать о том, приблизит вас или нет данный поступок к Идеалу. Вряд ли ваш Идеал тучный. Поэтому сытный обед не приблизит вас к нему. Конечно, "кушать очень хочется" и, если не можете преодолеть желание обильно покушать, обратитесь к Идеалу за помощью. Для этого и существует молитва. Исследуя научное мышление, мы пришли к выводу, что Идеал есть живая разумная сущность. Следовательно, Идеал может понять и помочь. По крайней мере, без обращения, хотя бы мысленному, к Идеалу вряд ли помощь будет оказана. Человеку предоставлена свобода выбора даже тогда, когда он творит зло. Поэтому без желания самого человека, никто в рай его насильно тянуть не будет. Но где гарантия, что при обращении Идеал услышит и поможет? А вы бы помогли, если бы к вам обратились за помощью? Ответ, видимо, таков: "конечно, помог, если есть возможность помочь без ущерба для себя". Но если вы готовы помочь, то ваш Идеал тем более готов это сделать. А ущерба ему никакого не будет. Идеал есть сущность духовная, а, как мы выяснили, идеи передаются без всякого ущерба. К тому же Идеал, конечно, прекрасен. А древние давно доказали, что Красота есть Благо. Поэтому идеал не может не помочь, если вы, действительно, просите благо, а не сомнительные удовольствия или средства их достижения. Огромное разнообразие форм жизни лишь подтверждает, что Идеал есть Любовь, каждую тварь с Любовью творящую.
Мирянина для приближения к идеалу также важно посвятить себя творчеству. Через творчество человек уподобляется Идеалу. Об этом очень много сказано выдающимися философами, в частности, Николаем Бердяевым. Отмечу прежде всего, что творчество важно для того, кто им занимается. Через творчество совершенствуется личность, потому что в творчестве происходит устремление личности к своему идеалу, который в искусстве всегда выражается качественно, то есть он есть конкретный образ, наделенный определёнными свойствами. Тут, конечно, возникает противоречие. Качества зачастую противоположны: белое и черное; теплое и холодное; тихое и громкое; твёрдое и мягкое; сладкое и солёное. Какие из них верные? Какие из них свойственны идеалу и какие нет? И почему? Ответ очень прост. А что, чёрное не может быть красиво? Или солёное море не прекрасно? Каждый объект, каждый субъект и каждый художник одновременно и уникален, и универсален. Уникальность заключается в том, что у художника есть нечто, что присуще только ему. Эту уникальность он и выражает в своём творчестве. А универсальность заключается в том, что его уникальность, выраженная в творчестве, может быть понятна любому другому объекту. Конкретный уникальный образ вдруг становится универсальным символом, не теряя своей образности. Наиболее ярко мы наблюдаем это в иконе, где образ и символ полностью совпадают. Единство противоположностей. Поэтому в искусстве всё может быть прекрасно. Тут важно не "что", а "как". Как выражен тот или иной объект. Любой образ может быть прекрасен. Художники умудрялись даже Гитлера и Сталина изображать красавцами. Почему это возможно? Потому что есть Идеал, включающий в себя качество, подражание которому даже злодеев делает привлекательными. Что же это за качества? Они хорошо известны: Любовь, Благо и Истина. Искусство, даже в произведениях, посвящённых мерзавцам, вынуждено наделять их этими качествами, если хочет оставаться искусством. Этим искусство отличается от жизни, где далеко не всё так прекрасно, и следовать Идеалу намного сложнее. Поэтому, сам художник зачастую совсем не похож на те идеала, которые изображает в своём творчестве. Искусство лишь изображает идеал, но не может заставить к нему стремиться. Ни искусства, ни науки здесь недостаточно.
Остаётся вера. Любая вера учит преодолевать прихоти и даже потребности плоти ради торжества души. В частности, йога есть руководство по постепенному многоступенчатому движению от плоти к духу до полного растворения тела в душе. Выполнить его чрезвычайно сложно. Поэтому йогов не так много. Несколько иной путь предложило христианство. Сам Бог сошёл на Землю в виде человека и своим примером указал путь. Он сказал: следуй за мной и поступай, как я. А если не хватает сил или воли, обратись ко Мне с молитвой, и я обязательно помогу. Что может быть проще? Оказывается, вовсе не обязательно знать теологические премудрости, научные законы и основы искусства. Не обязательно даже знать грамоту. Вера самодостаточна. Надо только следовать за Богом, и Он откроет тебе и Красоту, и Истину. Не случайно, христианство получило такое широкое распространение и влияние. Христианство открыло простую Истину: Вера самодостаточна. По большому счёту, человеку ничего не нужно, кроме веры. Она есть краеугольный камень жизни и смерти. Лишь вера сможет привести человека к Идеалу и Богу. Для христианства это одно и тоже. Бог и есть Идеал, прообраз всех идеалов. Поэтому в любом творчестве нужно изображать и изучать только Бога. Такая крайняя установка духовенства, принятая с официальной победой христианства, на тысячу лет затормозила развитие науки и искусства. Крайности всегда вредны и опасны. Потребовались Возрождение, целый ряд революций и реформ, чтобы наука и искусство вернулись к развитию в светском русле. Однако, сейчас мы находимся в другой крайности. Самодостаточность веры никто не отменял. Да это и невозможно. Но общество почему-то решило, что может обойтись без веры. А это еще опасней, чембез науки и искусства. Утрачивается главное: цель и смысл жизни. Никакие достижения науки не помогут нам преодолеть соблазны плоти. Наоборот, удобства, созданные современной цивилизацией, лишь этому препятствует. А оружие, созданное наукой, уже давно угрожает всему человечеству полным уничтожением. Искусство вырождается прямо на наших глазах, превращаясь в отрасль экономики. Печальная картина.
И все же не будем терять надежды. В своей истории человечество прошло этапы, когда приоритетами были то наука, то искусство, то вера. Осталось дождаться того времени, когда все три составляющих не будут противопоставляться друг другу, а будут гармонично развиваться как единый организм. К тому же никто не мешает каждой личности, независимо от перипетий истории, культивировать в себе Истину, Красоту и Веру, потому что духовное выше материального.
Таким образом, наука через понятие количества подводит нас к единому Идеалу, искусство через качество раскрывает красоту этого Идеала, а вера скрепляет и соединяет их в единый организм и предаёт нам силу и мужество. Только при таких условиях никакие эмоции над человеком не властны, и он свободно, как птица, парит в безбрежном океане Истины и Любви.