Денисов Юрий Михайлович : другие произведения.

О безвозвратности каждого я

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   О безвозвратности каждого я Юрий Денисов
   Преходящего, смертного человека утешают: "Ты, в
   сущности, вечен. Смерть - это не конец твоего существования, и
   страхи твои напрасны: ты просто видоизменишься. Ведь и куколке
   может померещиться, что она умерла, но в действительности она
   стала бабочкой. То же самое происходит с человеком: был он, к
   примеру, древнеегипетским рабом, а теперь он - китайский
   функционер. Вот и все!".
  
   Так утешает буддийская теория метемпсихоза -
   переселения души из одного тела в другое. По своей длительности
   этот процесс принципиально можно представить только в двух
   вариантах: 1) как ограниченный во времени; 2) как вечный
   (бесконечный).
  
  
   I. Если ряд переселений человеческого "я" конечен
   (ограничен) то и само "я" конечно и ограничено. Умру я в 70 или
   в 700 лет - это все равно означает, что я не бессмертен. Здесь
   теория метемпсихоза, в принципе, не отличается от
   материалистических представлений о судьбе человеческого "Я" в
   мире.
  
   А как выглядит с такой точки зрения судьба всего
   живого?
  
   Логично предположить, после грехопадения в мире обитало
   ограниченное число живых существ, включая и растения.
   Превращаясь друг в друга (или переселяясь друг в друга), они не
   могли бы измениться в общей численности. От перестановки
   слагаемых сумма не меняется.
  
   В действительности численность живых существ растет с
   каждым годом, с каждым часом, с каждой секундой. А может и
   сократиться до нуля - в случае термоядерной войны совершенно не
   в кого будет переселяться.
  
   Итак, теория ограниченного метепсихоза не выдерживает
   сопоставления с реальностью.
  
  
   II. А если метемпсихоз длится вечно?
  
   Это вступает в противоречие не только с
   действительностью, но и с идеей Творца.
  
   Начал по этой теории не должно быть. Тогда каким же
   образом во Вселенной возникают все новые и новые живые
   существа, новые начала?
  
   Если извечно и бесконечно переселение человеческой
   души, то и сама она извечна. Извечна, как сам Всевышний.
   Тогда кем же она сотворена ?
  
   Это буддизм.
  
   А что же христианство?
  
   Утешает и оно, говоря о загробной жизни души. Не знаю,
   тождественны ли в христианском богословии человеческая душа и
   человеческое "я". В обыденной жизни для верующих и неверующих это одно и то же.
   Загробная жизнь души. а значит нашего *Я* - жизнь вечная, а земное существование
   лишь короткий испытательный срок на земле, где предоставляется
   возможность заслужить или вечное блаженство, или вечные муки.
   Отсюда - ограничения, налагаемые на плоть и ее стихию, отсюда
   двусмысленный, в лучшем случае, взгляд на земную жизнь.
  
   В сущности, и христианство говорит нам о неисчезаемости
   человеческого "я". Но в каком же возрастном состоянии оно
   переселяется в загробный мир? В конечном, предсмертном, чаще всего старческом?
   Юрий Стефанов высказал остроумный домысел: жизнь вечную
   обретает душа зародыша, чистая как tabula rasa.
  
   Но это же еще только абстрактная возможность души,
   лишенная каких-либо реальных свойств, как не заснятая
   фотопленка.
  
   Да что ты об этом знаешь? - возразят мне.
  
   - Не меньше и не больше, чем вы, - парирую я. - Можно
   ли вообще обсуждать то, о чем мы ничего не знаем?
  
   Поймите, я сам не прочь утешиться, но утешиться могу
   лишь при условии, что утешение основано на истине. Здесь же я
   вижу вольное или невольное заблуждение.
  
   Суть его состоит в молчаливом и априорном допущении
   вечной непрерывности некоего абстрактного человеческого "я",
   которое перемещается из одного конкретного сосуда (или
   состояния) в другой, не меняя своей индивидуальности (какой? - детской. зрелой или старческой ?)
  
   Но что же такое "я"? Прежде всего и по существу, "я" -
   это чувствилище, ограниченное в себе самом, конечное в
   пространстве и во времени, т.е. нечто конкретное. Выйти за
   пределы своего "я" - значит лишиться его.
  
   "Я" - это любая чувствующая (ощущающая) особь, кем бы и
   какой бы она ни была. "Я" - это всегда изнутри особи, "я" - это
   всегда субъективность. Никто не может испытать "за меня"
   ощущения, чувства, никто не может "за меня" удовлетворить мои
   телесные, душевные и духовные потребности. Сопереживать? Но это
   означает переживать параллельно подобие чужих эмоций в своем
   воображении. Сопереживание предполагает наличие еще одного
   чувствилища.
  
   Каким бы стандартным я ни был, для самого себя я
   принципиально не заменим. Даже если сотворить моего близнеца,
   это будет мой близнец, а не я сам. Это будет новое чувствилище,
   иной экземпляр. И только для других, для взгляда со стороны я и
   мой близнец - одно и то же. Ведь для другого мы объекты. А
   субъект, "я", всегда единичен. Первый близнец может
   блаженствовать у себя в кресле, а второй орать от боли в кресле
   у дантиста.
  
   Люди наивно полагают, что трансформация - это еще не
   смерть, не исчезновение. Увы, милые мои! Трансформация - это
   смерть трансформированного, его исчезновение. Смерть есть
   исчезновение не материи, а индивидуальной формы материи. Это
   справедливо и для психической энергии. Моя смерть и
   трансформация моей индивидуальности есть полные синонимы.
   Будучи однажды прерванным, существование данного человеческого
   "я" больше не возобновляется.
  
   И что мне до лопуха, из меня выросшего? Что мне до
   ветерков, облаков, и прочих красивостей, в которые я
   преображусь? Что бабочке до личинки, исчезнувшей ради ее
   появления на свет? Что личинке до какой-то там неведомой
   бабочки, для которой она послужит исходным материалом? Личинка
   чувствует свое, бабочка - свое. Ведь нелепо думать, что ребенок
   в прямом смысле слова есть его мать и наоборот. Мой загробный
   дух - это уже не мое земное "я", это иной породы, иного состава
   "нечто", живущее совсем иной, загробной жизнью. Что-то оно
   унаследует от меня, возможно, да только много ли в том проку?
   Ведь я унаследовал что-то от своего прадеда, но сознаю себя
   Юрием Денисовым, а не моим предком.
  
   Делаю вывод. Даже преображаясь в загробном
   существовании, уникальное, земное "я" исчезает в момент смерти.
   Каким бы благим или злым ни представлялся человеку земной мир,
   как бы он ни расценивал самого себя, каждое земное "я" -
   единично, преходяще и неповторимо. Для меня несомненна эта
   вечная истина. Она страшна. Но не менее страшно пренебречь ею.
  
   16.9.1984

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"