Демидов Александр Геннадиевич : другие произведения.

Переживание за героя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассматриваются ситуации, призванные заставить читателя сочувствовать герою переживать за героя. Тут выражено моё личное мнение, но комментарии приветствуются.
    [22.02.2010]
    Раньше эта статья называлась "Сочувствие читателя герою". Забавно, я только сейчас понял, что то, что я имел в виду, является не сочувствием. Сегодня ([03.02.2011]) подправил.

  Я прочитал довольно много самиздатовских произведений. И многие авторы из тех, чьи произведения я читал, пытаются подтолкнуть читателя переживанию за героя (а не просто к сопереживанию). Но вот что интересно: бесконечного количества способов я как-то и не приметил. Да, конечно, реализация приёмов у каждого автора редко похожа на реализацию другого автора (что похвально), только сами приёмы замечаются и легко раскладываются по полочкам без особенных умственных усилий. Хотя заметил я это разве что потому, что меня зацепил сильный приём (меня сильнее всего цепляют ситуации из пунктов 3 и 5 (которые я выделил ниже), и я тут же проанализировал, что это было.
  
  Видов переживания я выделил не так много. Мы можем переживать за героев, если им плохо, за них же, если они делают что-то не так, и за их случайных жертв. Не знаю у кого как, а у меня сильнее всего проявляется второй вид, слабее всего - третий.
  Ситуаций, могущих вызвать переживания, можно выделить больше.
  
1      Герой становится чьей-либо жертвой (возможно просто обстоятельств).
1.1      Самого его нещадно мучают, режут, подстреливают и далее по списку.
1.2      Это делают с его родичами или друзьями.
1.3      Это делают с посторонним ему человеком, но герой весь такой белый и пушистый...
1.4      Его запугивают.
1.5      Его чего-либо лишают.
2      Герой ставится перед нелегким выбором.
2.1      Его принуждают к чему-либо угрозами.
2.2      Сама ситуация складывается так, что приходится делать выбор.
2.3      Герою нужно пожертвовать собой.
3      Герой делает что-либо плохое, но не понимает этого.
3.1      Он не предвидит последствий своих невинных поступков.
3.2      Он не знает норм поведения конкретного общества.
4      Герой делает что-либо плохое по ошибке. Строго говоря, плохого он не делает, просто так сложились обстоятельства, и осознание приходит позже.
4.1      Случайный вред.
4.2      Вред не по адресу.
4.3      Случайный вред себе.
5      Герою сложно удовлетворять базовые потребности и выживать.
5.1      Ему приходится нарушать закон.
5.1.1      При этом он в курсе, что такое хорошо и что такое плохо в данной ситуации. Оттого, возможно, мучается.
5.1.2      При этом сам он не знает норм поведения конкретного общества
5.2      Закон он не нарушает, но за его действия с ним хотят сделать что-нибудь из пункта 1.
5.3      Ничего не нарушает, гонять его тоже некому, но когда кушать хочется, от этого не легче.
6      Экзотические ситуации.
  
  А теперь рассмотрим эти же пункты поподробнее, исключая общие.
  1.1. То, о чём речь уже шла. Например, герою набили морду, и дальше только пинают. Сюда же идут всяческие раненые страдальцы, пленники и узники. Едва ли может вызвать сильное сострадание. Очень уж часто используется, да и понятно, что герой не пропадёт.
  1.2, 1.3. То же, что и предыдущий пункт, только с другими, а не с ГГ. Переживание может быть сильнее, да и страдать читатель может больше, чем ГГ, если привязался к персонажу, а того - того...
  1.4. "Уходи, нехороший человек, а не то!.." Всякие угрозы, шантажи, цель которых - заставить героя поделиться или чего-нибудь сделать. Например, топать подобру-поздорову. Переживание... Зависит от качества угрозы и ситуации. Вместо сострадания возможна другая эмоциональная реакция. К примеру, читательский гнев (и даже не в адрес автора, разве что мысленные команды вроде "ну сбрось ты этим рыцарям пару роялей в виде танка и зенитной батареи").
  1.5. "Враги сожгли родную хату". А также отобрали особо ценную игрушку, раздавили мощный артефакт, отрезали от ресурсов. Опять-таки, зависит от ситуации и ещё читателя. Некоторым жалко, когда ГГ теряет крутую цацку, которой можно всех плохих на раз порешить, а другие только этого и ждут, потому что с ней - неспортивно.
  2.1. Вариант похож на 1.4, но всё же посерьёзней. Тут "попросят" сделать что-нибудь, за что потом по головке не погладят (поиграть в киллера). Или поделиться чем-нибудь, без чего не выжить. Например, кислородным баллоном на Луне. Двигает сюжет, а с переживанием сложно. Но тоже возможно.
  2.2. Выбор Евы. Причём наличие гестаповца с пистолетом вовсе необязательно. Достаточно невозможности спасти нескольких одинаково дорогих товарищей одновременно. А тем более если есть возможность спасти только одного. Саспенсогенно, сопереживательно.
  2.3. "Спасать или не спасать?" Если герой не совсем идиот и становиться камикадзе тоже не особенно хочет, возможны внутренние метание от "Други мои, други!" до "Пламенный привет вам, други!". Переживание... Недолго. Потому что сострадать будет или некому, или не будет повода. Как вариант - герой выжил и проходит по пункту 1.1.
  3.1. Герой не понимает тонкой механики двигателя в машине своей соседки, поэтому запросто тушит его возгорание бензином. Переживание... Сквозь слёзы в данном случае, а вообще дело может быть вполне серьёзным. Например, попаданцы не всегда знают, что не стоит надевать на себя какие попало украшения, не то и войну можно спровоцировать.
  3.2. Герой вовсю нарушает местный уголовный кодекс, ведя обычный образ жизни, дома совершенно легальный. Переживание будет, если читатель сможет заранее предвидеть последствия. Иначе будет просто досадно (при приятии нарушаемых правил игры). Что хотя и не переживание, но "включение". Если же эти правила читатель отторгает, возможен восторг и восхищение героем.
  4.1. "Пуля дура". Банальная штука. Стрелял в злодея, попал в товарища. Переживание возможно. Хотя безусловно напряжение создаёт.
  4.2. "Штык молодец". Ну, обознался человек, с кем не бывает. Полезла в проход боевая подруга, а он её - того. По силе примерно равно предыдущему случаю.
  4.3. "Буратино, ты сам себе враг!" И вообще, в следующий раз думай, прежде чем швырять бумеранг. Отчего бы и не посострадать? Если не ржёшь, конечно.
  5.1.1. Кушать хочется, в мусоре еды мало, герой подворовывает. Переживание плавно переходит в жалость. Неважно, попадется он или нет. Страдает же человек от собственной поганости, хотя и недолго. Возможно, голодает до тех пор, пока терпеть мочи не будет.
  5.1.2. Герою хочется кушать, и он нарушает местный уголовный кодекс, не подозревая об этом, и считает, что в своём праве (подобно Незнайке на Луне, а точнее в чужом саду). Как можно заметить, перекликается с пунктом 3.2. Из-за неправильности и переживания может мучиться уже читатель. А может и злорадствовать. Читатель - такой хитрый зверь...
  5.2. Пришел человек на пляж выспаться, а его охрана оттуда собаками травит... Хотя пляж общий, а не частный. Помимо переживания, возможно бешеное негодование.
  5.3. А когда это бомжевание было приятным занятием? Особенно когда на километры вокруг нет ни одного человеческого существа? Сжальтесь над человечком!
  6. Душит жаба, не получается слетать в космос, и от этого плющит - сюда. Переживание возможно, но сперва будет легкое офигение.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"