Дебрер Сергей Борисович : другие произведения.

Валерий Иванов-Таганский: "История похожа на бедную невесту, выходящую замуж за полуправду"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью ответственного секретаря по связям с общественностью Московской городской организации Союза писателей России В.А.Иванова-Таганского

  Валерий Иванов-Таганский: "История похожа на бедную невесту, выходящую замуж за полуправду".
  
  ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ИВАНОВ -ТАГАНСКИЙ - личность яркая и многогранная. Он писатель и драматург, в чьем творческом багаже сборник пьес и 9 романов, по одному из которых уже снят 4-серийный телефильм, еще по одному съемки скоро начнутся. В 60-70-е годы был ведущим актером Театра на Таганке. Заслуженный артист России, лауреат Всероссийских конкурсов чтецов. А еще он режиссер театра "Содружество актеров Таганки", ведущий телепередачи "Искатели" на канале ОРТ и ответственный секретарь по связям с общественностью Московской городской организации Союза писателей России. Только простое перечисление всех его занятий занимает почти минуту. Поэтому первое, о чем я спросил Валерия Александровича - как ему удается совмещать все эти дела, если в сутках всего 24 часа, а в неделе 7 дней?
  - Ну вы же знаете тематику нашей телепередачи "Искатели": разгадка тайн и поиски ответов на извечные вопросы. Будем считать, что мы научились растягивать время.
  - Тогда начнем с истоков. Откуда есть пошла фамилия Иванов-Таганский?
   - Пошла она с театра на Таганке. У нас в труппе было трое Ивановых с одним и тем же инициалом имени: Виталий, Владимир и я. И во всех афишах и программках ставили: "В. Иванов". Вот как-то я и сказал Любимову: "Юрий Петрович, обезличка какая-то получается: что ж нас так-то, под одну гребенку?" А он мне тут же: "Помнишь, - говорит, - был в истории русского театр такой трагик - Иванов-Козельский? Так почему бы тебе не стать Ивановым-Таганским?" Вот с тех пор и пошло.
  - А с чего пошла ваша творческая карьера?
   - Да не помышлял я ни о какой творческой карьере! Я окончил замечательное рижское художественное ремесленное училище краснодеревщиков, так как с детства был влюблен в дерево. Правда, во время учебы тянулся к поэзии - много стихов наизусть знал, сам что-то пописывал. И когда объявили Вселатвийский конкурс чтецов, мой любимый педагог по изобразительному искусству буквально что затолкал меня на этот конкурс. Ну я пошел и прошел все три тура, заняв первое место. Мне это дело понравилось, и решил я пойти в самодеятельность. Поступил в драмстудию клуба радиозавода им. Попова. А там как раз все студийцы находились под впечатлением успеха их товарища, незадолго до того принятого в студию при Рижском театре русской драмы. И вдруг там объявляют дополнителный прием. Дай-ка, думаю, и я попробую. Конкурс - 90 человек на 5 мест. И в числе пятерых прошедших конкурс оказываюсь и я. А в этот момент рижский Театр юного зрителя объявляет набор артистов для постановки спектакля. Мы с приятелем идем туда и меня принимают уже в актерскую труппу. Таким образом, заканчивая ремесленное училище, я, вместо того чтобы пойти на производство, попадаю в профессиональный театр.
  В работе в ТЮЗе мне очень помог старейший его актер Константин Григорьевич Титов (он и Володю Качана поднимал - ныне известного актера театра и кино, да у Константина Григорьевича целая группа опекаемых была). И вот где-то через полгода он мне и заявляет: надо тебе ехать учиться в Москву, в "Щуку" (он же сам выпускник Щукинского училища). Я и поехал. Поступал сразу и в Щукинское, и во МХАТ, и в ГИТИС, и в Щепкинское, и везде по два тура прошел. Но на 3-й тур пошел именно в "Щуку".
  Закончил я училище в 1966 году. На выпускные экзамены приехал Любимов, посмотрел, как я играл князя Мышкина, Сида в трагедии Пьера Корнеля, и пригласил меня в свой театр на роль Лаэрта в "Гамлете". У меня на тот момент четыре предложения были: к Борису Ивановичу Равенских в московский театр им. Пушкина, к Николаю Павловичу Акимову в Театр комедии, к Георгию Александровичу Товстоногову в Лениградский БДТ и к Любимову. Но поскольку в труппе у Любимова уже работали два моих сокурсника - Боря Хмельницкий (ныне, увы, покойный) и Толя Васильев, то я пошел туда. Тем более, что Любимов мне сразу комнату предложил (а по тем временам о жилье в Москве и мечтать было нечего). У Любимова я работал с 1966 по 1977-й. А в 1979-м я уже был главным режиссером академического театра русской драмы им. Лермонтова в Алма-Ате. Туда я поехал ставить пьесу Виктора Розова "Гнездо глухаря". Она потом шла в моей постановке 25 лет.
  В 1973-м заочно закончил Литературный институт, в 1978-м ГИТИС, после пяти лет в Алма-Ате был режиссером чтецкого отдела Московской филармонии, а в 1988-м поставил в театре на Таганке спектакль, который повез в Болгарию (у меня жена была болгарка), и объездил с этим спектаклем всю страну. Когда же мне предложили остаться там, я согласился и с 1988-го по 1999-й жил и работал в Болгарии. А в 1999-м вернулся в Россию. Любимов намеревался сделать меня директором Театра на Таганке. Но его опередил Губенко, возглавлявший театр "Содружество актеров Таганки". Он предложил мне ставить переведенную мной пьесу одного из лучших болгарский драматургов - Христо Бойчева - "Полковник Птица". Потом я поставил и "Исповедь хулигана" - спектакаль, посвященный Сергею Есенину (этот спектакль и сейчас репертуаре театра). И в это же время параллельно стал писать.
  - В кино вы не снимались?
  - В кино - нет, а вот в телефильме снялся в 1966 году. Тогда к 150-летнему юбилею первой постановки оперы Россини "Севильский цирюльник" был снят музыкальный телеспектакль "Этот брадобрей из Севильи", в котором я сыграл роль Фигаро.
  - Вы хотите сказать - "спел роль Фигаро"?
  - Я только раскрывал рот. Потому что исполняло эту партию только-только становящееся известным юное дарование по имени Муслим Магомаев! На съемке не обошлось без курьеза: мне поставили бутылку подлинного шампанского. Но нервы-то - сами понимаете: мне ж не столько "петь", сколько играть! А я по ходу первых сцен открыл это шампанское, выпил бокал, и пошло!.. и повело!.. и чувствую, что мне легко и свободно!.. Кааа-кая была у меня почта на этот фильм! И во всех письмах один вопрос: где можно услышать ваш дивный голос вживую? Но я парень честный был всегда, и отвечал истинную правду: на экране - я, а голос - Магомаева.
  - Как же при таком бешеном ритме жизни - театр, телевидение, писательство - вы находили время и на занятие наукой? Ведь, как гласят многочисленные ссылки в интернете, вы - доктор исторических наук. Так прямо и указывается: "Доктор исторических наук Валерий Александрович Иванов-Таганский, искатели Александр Бруньковский и Андрей И. ведут цикл познавательно-приключенческих программ, посвященных историческим версиям, загадкам и тайнам".
  - Эта "докторская" история - абсолютная мистификация! Действительно, есть доктор исторических наук Иванов-Таганский. Но это мой однофамилец! А путаницу внес несколько лет тому назад журналист одного уважаемого культурологического еженедельника. Он писал о нашей телепередаче "Искатели", но вместо того, чтобы спросить у меня или хотя бы потом показать готовый текст, он, найдя в интернете сведения о моем однофамильце, приписал их мне. И теперь, наряду с моими действительными занятиями, я прохожу еще и доктором исторических наук! Также он написал, что я "мотор" всей передачи "Искатели". Да ничего подобного! Там целая команда работает. А я что - я просто ведущий вот уже шестой год. И еще на два года, на 42 фильма, недавно договор подписали. Так что никакой докторской степени у меня нет.
  - Так, может, сейчас внесем ясность?
  - Конечно.
  - Если не возражаете, напишу в стиле пометки на географической карте из бессмертной повести Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания": "Докторская степень Валерия Александровича Иванова-Таганского - это клякса, не считается". Согласны с такой формулировкой?
  - Вполне.
  - Ну а как складывалась ваша литературная судьба?
  - Писать, как уже сказал, я начал еще в молодости - стихи пробовал сочинять. Но серьезно увлекся писательством после того, как мне посчастливилось увидеть и услышать Эдуардо де Филиппо - у нас, студентов Щукинского училища, была с ним долгая встреча. И благодаря общению с этим удивительнейшим человеком и пробилось во мне каким-то внутренним мотивом это сочетание драматурга, режиссера и актера. Стал я писать рассказы, потом пьесы (сборник моих пьес "Под старой крышей" вышел в 1985 году). Ведь в Литинституте я учился у Виктора Сергеевича Розова - одного из величайших драматургов нашего времени. Он вместе с известнейшей театроведом Инной Люциановной Вишневской вел наш курс. Когда после Болгарии я вернулся в Москву и привез свой роман-трилогию "Обреченная на жизнь", Виктор Сергеевич, хотя уже и болел, но нашел в себе силы прочитать его и написал очень проникновенную рецензию. По моему роману "Семя Отечества" режиссер Юрий Кара снял 4-серийный фильм "Репортеры", в котором сыграли Галина Беляева и Жанна Эппле, Армен Джигарханян, Станислав Говорухин и Борис Щербаков, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и известный политолог Алексей Пушков. Еще есть у меня роман "Путешествие в неизвестное" (он на болгарском вышел), роман "Грабли для сатрапа" (тоже в Болгарии вышел, сейчас переводится в Сербии), роман "Грязь к алмазам не пристает" (по нему собираются снимать 8-серийный фильм, уже есть сценарий, продюсер, а с режиссером я познакомлюсь на следующей неделе) и роман "Кого отмечает бог". Сейчас закончил еще один роман, называется "Прозрение" - он о политических предсказателях.
  - Не под влиянием ли работы над циклом "Искатели" вы его написали?
  - В некотором роде, да. И возраст уже позволяет предполагать, что ты можешь моделировать ситуации настолько, что способен чуть забежать вперед и представить, что станет с нами, со страной, с миром.
  - А что, по-вашему, станет со страной и миром?
  - Ситуация сейчас драматична. Но хватит ли здравого смысла остановить это все? Вот об этом и роман. Он уже в редакционной работе и, надеюсь, в первом полугодии будущего года выйдет.
  - Как вы можете охарактеризовать состояние российской культуры в целом, и в частности - литературы?
  - Если говорить об организаторской стороне дела, то в феврале 2009 года пройдет объединительный съезд писательских союзов России. Что же касается состояния литературы, то, я считаю, что, к сожалению, процентов на 80 наша литература депрессивна. Общий же уровень культуры в настоящее время снизился на порядок. Нет крупных людей, нет крупных целей. То ли мы находимся в переходном периоде на пути к монархии - ведь и такая идея выдвигается. Или все поглотит национализм - и это тоже есть. Нет объединительной идеи. И ясно, что все по ней тоскуют, что она нужна. Недаром же в комитете по СМИ создана группа, которая работает над программой для ТВ по вопросам идеологическим и ценностным.
  - А вы знаете людей, работающих над этой программой?
  - Некоторых знаю.
  - И, по-вашему, они способны предложить что-либо глобальное?
  - В стране есть такие люди, наша страна всегда была богата на даровитых людей.
  - И эти даровитые сейчас работают в упомянутой вами комиссии?
  - Комиссия - я уверен в этом - будет опираться на тех, кто что-то умеет и может предложить. В нашей стране сильна традиция опираться на таких людей.
  - Но если даже к Солженицыну не прислушались - при том, что встречали его, как мессию...
  - Тогда всем море было по колено, не хотели прислушиваться. А позже он перестал набиваться.
  - А сегодняшние руководители российского ТВ способны прислушаться к кому-либо?
   - Думаю, если даже допустить, что они сейчас неспособны прислушаться к тому, что происходит со страной, со всеми нами, к тому подспудному, царапающему поиску выхода и формулирования целей и задач нашего времени, то их само время и общество заставят это сделать. Потому что так беспечно и бездарно относиться к культуре долго нельзя. Если уж чем и сильна наша страна, то именно культурой.
  - А кому в России сегодня нужна культура? Какой-то группке людей в Москве и Питере?
  - Но эти два города - определяющее начало. Высокая культура и вообще ценностнная шкала нашей культуры никогда не были востребованы всеми ста процентами народа. Это всегда было делом элит, а значит, "узок их круг".
  - Если элитой считать тех, кто создает произведения искусства - тогда да. Но зрительская, читательская аудитории в 70-80-е годы были огромны. Это сравнительно малой группе культура была, как теперь говорят - "по барабану", а основная масса к ней тянулась. Десятки миллионов людей из самых разных социальных слоев с удовольствием ходили в культпоходы в театры и музеи, пользовались библиотеками, занимались в кружках самодеятельности, которых в каждом заводском клубе было множество, и так далее.
  - Вы знаете, а я с вами согласен.
  - Тогда чем вы объясняете сегодняшний упадок культуры?
  - Тем, что смутные времена никогда не давали ее всплеска.
  - Но это сейчас наступил период экономического кризиса. А до того ряд лет в России был вполне благополучным. Во всяком случае, смутным временем их было не назвать.
  - Согласен, недавние годы упадком уже было не назвать. Но нужны громадные средства на подъем культуры, а их нет. Я смотрю на наше ТВ: слава богу, что есть программа "Цивилизация", другие просветительские передачи - правда, в позднее время. Но ведь многое до того слабо, что и смотреть не хочется, а сериалы - так просто кошмар. Да у вас ведь есть российское ТВ, так что вы и сами все это видите и чувствуете.
  - И видим, и чувствем, и диву даемся, какую чушь пускает в эфир российское ТВ. Но раз уж мы заговорили о телевидении, то скажите: какая цель ваших передач "Искатели"?
   - Просветительство и прояснение нашей истории. Если прежде история была политикой, опрокинутой в прошлое, то сегодня она похожа на бедную невесту, вышедшую замуж за полуправду, некоторое время с ней живущую, потом разводящуюся и ищущую нового жениха, с которым все повторяется. В своем цикле мы пытаемся поднять какие-то пласты нашей вообще нетронутой истории. Взять убийство Петра Первого. Да-да, не смерть, а убийство. Ведь тогда два человека на волоске висели - Екатерина Первая, у которой был немец-любовник, казненный Петром буквально перед своей смертью. И был погрязший в коррупции Меншиков, которого Петр намеревался прогнать со всех постов. И вдруг смерть Петра. И не естественная, а насильственная - есть же свидетельства, как он умирал: в невероятных муках, с криками на весь дворец. В чем дело? А конфет отведал, которых ему из Голландии привезли.
  - Есть ли, по-вашему, причина, чтобы кого-то из нынешних правителей России угостили (не дай бог, конечно) подобной "конфетой"?
  - Причины, полагаю, найдутся у многих. Вот на-днях генеральный прокурор Чайка докладывал: только в этом году 177 глав администраций местного самоуправления посажены на скамью подсудимых.
  - Готовя один материал, я открыл интернет-сайт российской Государственной Думы с перечнем фамилий всех депутатов, и начал прямо с заместителей спикера "пробивать" эти фамилии по сайту kompromat.ru. Как говорится, "действительность превзошла все ожидания". Первый: Бабаков Александр Михайлович, совладелец футбольного клуба ЦСКА (совладелец, а не президент клуба или председатель попечительского совета). Следующий: Володин Вячеслав Викторович - миллионер, владелец блокирующих пакетов акций четырех масложировых комбинатов. Слиска Любовь Константиновна - мультимиллионерша, из московской квартиры которой в октябре 2007 года воры вынесли только икон, коллекционных монет и ювелирных изделий на полмиллиона долларов. И это было лишь самое начало списка! Махнул я рукой, и взялся за другую тему.
  - Грустно. Могу понять ваше состояние. Как невесело пошутил недавно Владимир Васильев - председатель думского комитета по безопасности, - скоро сами коррупционеры будут бороться с коррупцией.
  - А пока Россия по уровню коррупции на 147 месте из 180 возможных, занимая одну строчку с Кенией, Сирией и Бангладеш. Эти данные приводят сами же российские СМИ. Но ваш-то последний роман, Валерий Александрович - хоть он дает надежду на наступление лучших времен?
  - Надеюсь, что да. Да я вам скажу, что и без всяких художественных литературных приемов видно, что Россия после ельцинского развала встает на ноги. Грузино-югоосетинский конфликт тоже многое показал. Уже и зарубежные СМИ признают, что войну начала Грузия. Недавно вот канал ВВС показал материал, где прямо говорится, что именно Грузия вторглась в Южную Осетию, тогда как Саакашвили убеждал мир, что это его страна стала жертвой "русской агрессии". О том же сейчас написала и канадская пресса, и британский министр иностранных дел уже по-другому заговорил в отношении Саакашвили. А ведь еще недавно уж как распинали Россию! И как при этом тужились профессиональные "защитники" общечеловеческих ценностей, как уж они понимают эти ценности. Выдавали свою "критику" чуть ли не за заботу о России, но по привычке впадали в раж крыловской Моськи. Но истина-то всегда выйдет на свет. Вот люди в мире и стали понимать, что их в очередной раз обманули. Так что ситуация меняется. И Россия уже совершенно не та, что была в 90-е годы. Да, у нас еще много пакостного - и в стране в целом, и в культуре в частности. Мы это видим и пытаемся менять ситуацию. Мы не мерим все только своим аршином. Мы сравниваем себя со странами, в которых людям живется комфортно, и анализируем собственные просчеты. Вот и соотечественникам в странах зарубежья стало уделяться несравнимо больше внимания, чем когда бы то ни было.
  В этом плане многое делает фонд "Русский мир". Вот недавно в Санкт-Петербурге прошла конференция педагогов русского языка из стран зарубежья. И центры российской культуры за границей открываются. Свою посильную лепту вносит в этот процесс и наша московская писательская организация. Наши представители, и я в их числе, участвовали в работе пражского фестиваля русских писателей в Чехии (большую подготовительную работу провел живущий в Чехии писатель Сергей Левицкий). Этот фестиваль стал своего рода продолжением прошлогоднего московского 1-го международного конгресса писателей русского зарубежья "Русское слово - связующая нить времен". Такой же фестиваль недавно прошел в Вене, еще один готовится в Берлине, а в ноябре 2009-го состоится 2-й международный конгресс писателей зарубежья. Благодаря таким форумам у писателей диаспор появляется реальная возможность продвижения своей литературы в метрополии. Пример: по итогам пражского фестиваля был издан с помощью фонда "Русский мир" объемистый сборник произведений писателей-участников. И российский читатель получил возможность ознакомиться с ранее неизвестными ему интереснейшими авторами.
  Вот вы спрашивали меня о моем последнем романе "Прозрение". Этотот роман - попытка заглянуть в ближайшее будущее, сфокусировать политческие, экономические и социальные перспективы и определить место России в этих процессах. В романе эта роль отпущена очень одаренному - скажем так, от Бога одаренному - политологу Шамарину, чья линия судьбы идет через мои романы "Семя Отечества" и "Грязь к алмазам не пристает". В "Прозрении" смоделирована попытка военного вмешательства в судьбу России и миропорядка, которая общими усилиями многих действующих лиц вовремя останавливается. Побеждают здравый смысл и активная позиция героев романа. Надеюсь, то же самое произойдет и в жизни - нашей и всех будущих поколений.
  - Спасибо за беседу, Валерий Александрович, новых творческих удач вам, сил и успехов!
  - Спасибо, и желаю, чтобы счастливая развязка моего романа воплотилась в нашу общую реальность!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"