Барабашка : другие произведения.

В чем смысл "переоценки ценностей"?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.19*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    эссе по философии. "В чем смысл и значение Ницшевской "переоценки ценностей"? Ничего экстраординарного, просто хорошо структурированный материал. Юзайте, товарисчи!


Нельзя ли перевернуть все ценности?

И, может быть, добро есть зло?

А Бог -- выдумка и ухищрение дьявола?

И может быть, в последней основе все ложно?

И если мы обмануты, то не мы ли, в силу того же самого, и обманщики?

Фридрих Ницше

   В XIX веке и на рубеже XX в философии появилось новое специфическое направление, названное позже иррационализмом и тесно связанной с ним "философией жизни". Представители этой школы критиковали в первую очередь немецкую классическую философию с ее идеализацией разума и четко построенной логической системой объяснения сущности бытия, познания и других философских проблем. Мир представлялся им в виде не подчиненного разуму хаоса, в котором господствуют аффекты, и которым движет иррациональная воля. Фридрих Ницше явился одним из основоположников этой школы. Он одним из первых остро ощутил кризис старых философских и религиозных ценностей, основанных на идеализме, в современном ему обществе и как следствие все возрастающий нигилизм в умах. Выход из этого кризиса философ видел в "переоценке ценностей", в способности опровергнуть устоявшуюся мораль, перевернуть старые ценности с ног на голову, и в созидании ценностей нового порядка, которые будут соответствовать жизни более высокого уровня - сверхчеловека.
   Вообще, Ницше был первый, кто сделал понятие о "ценности" и смысле жизни одними из главных проблем современной философии и человеческого мировоззрения. Ницше вполне можно назвать "имморальным" моралистом, потому что вопрос о ценностях и морали для него был гораздо важнее, чем, например, вопрос об истинности познания, саму философию он считает ценностным мышлением: "Этой переоценкой бытие впервые осмысливается как ценность. Тем самым метафизика становится мышлением в ценностях".
   Чтобы понять, в чем заключается смысл "переоценки ценностей" нужно в первую очередь раскрыть Ницшевское понимание нигилизма. "Что обозначает нигилизм? -- То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем?"". Мир больше не может быть объяснен с помощью прежних ценностей, он обесценивается, поэтому и само существование человека теряет смысл, становится абсурдным. Почему так происходит? Потому что мораль и религия, которая была призвана давать человеку высшие ценности и смысл жизни, и философия, которая должна была объяснять самую сущность мира, показали свою несостоятельность, оторванность от действительности. Человеку не на что опереться, во всех прежних высших идеалах он видит ложь: "ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности. Чисто воображаемые причины ("Бог", "душа", "дух", "свободная воля" - или даже "несвободная"); чисто воображаемые действия ("грех", "искупление", "милость", "наказание", "прощение греха")". Мало того, устами своего героя, Заратустры, Ницше заявляет: "Бог мертв. Из-за сострадания к людям умер Бог". Это не просто утверждение атеизма, это утверждение того, что нет прежнего Бога - высшей ценности и смысла, и что человек сам виновен в его смерти, это необходимый и неизбежный процесс. "Это значит - "христианский Бог" утратил свою власть над сущим и над предназначением человека". Что касается метафизики, то она извращена уже со времени Сократа, с начала появления идеализма, когда сущность мира и ценности человеческой жизни начали объясняться с помощью причин, находящихся в потустороннем. Также Ницше критикует практически всю европейскую философию - от Реформации, Лейбница, Декарта до Дарвина и Канта, но не с точки зрения правильности и логичности их теорий, а с точки зрения их соответствия природному миру и полезности для качественного развития жизни человека: "Ошибочный инстинкт в общем и в частности, противоприродное как инстинкт, немецкая decadence как философия - вот что такое Кант!", "Падение божества: Бог стал "вещью в себе"..." Таким образом, Ницше "намечает в общих чертах двойную программу: первую ее часть он посвящает критике идеализма, который ответственен за торжество нигилизма; вторую - необходимости "преодолеть метафизику", а затем оперировать понятием "изменение всех ценностей так, чтобы заменить декаданс человечества сверхчеловеком". Нигилизм, вера в "ничто", пессимизм - это ответная реакция на ложность старой истины, это упадок, но это и первый шаг к правдивости, борьба льва, бывшего навьюченным верблюдом, с драконом "тысячелетних ценностей", и отвоевывающего себе свободу для нового созидания.
   В учении Ницше можно выделить три типа нигилизма: "пассивный нигилизм", "активный нигилизм" и "классический" или "восторженный нигилизм". Пассивный нигилизм более всего близок философии пессимизма Шопенгауэра: она уже признала, что мир не стоит на прежних ценностях, но еще не в состоянии полностью их отвергнуть, не в состоянии разрушить их идеалистическое обоснование. Она все еще тоскует по потере старого Бога, и страдает от опустошенности, поэтому и создает себе самые простые пути бегства и забвения. В частности, Шопенгауэр, не признавал в человеке того, кто способен жить, справляясь со своими аффектами, не поддаваясь давлению темной мировой воли, поэтому выход он видит в избавлении от желаний, в уходе от страданий, характерных для буддизма. Отказавшись от воли, вместо того, чтобы использовать ее для преодоления Ничто и создания новых ценностей, пассивный нигилист погружается в рефлексию о страданиях и бессмысленности жизни и ностальгирует по утраченным идеалам. Так рождается декаданс - не только упадок веры человека, но упадок всех его инстинктов и жизнеспособности. Но вместе с декадансом рождаются и "активные нигилисты" - наиболее злые, жаждущие отмщения и способные к разрушению. "Эти люди хотят не только пассивно гаснуть, но и с большим желанием погасить все, что с их точки зрения лишено смысла и цели; еще следует подчеркнуть, что это - последняя конвульсия, слепая ярость". Когда все традиционные идеалы сведены на нет, когда нечего больше уничтожать, со смертью Бога появляется надежда на создание новых ценностей: "Перемена ценностей - это перемена созидающих. Постоянно уничтожает тот, кто должен быть созидателем". Так рождается "классический", "восторженный" нигилизм, так лев становится ребенком, творящим мир и новые ценности в игре и забвении.
   Но какая сила побуждает к творению ценностей? Ницше видит положительную энергию созидания в "воле к власти" - она есть не только стремление к господству, но и способность к завоеванию права создавать и утверждать новые ценности. "Волю к власти" нужно культивировать, чтобы отделить декадентов от настоящих творцов. Носителем, как и создателем, новой морали является будущий человек - сверхчеловек, которому присущ индивидуализм, радость жизни и радость танца-созидания. Признавая "волю к власти" в качестве движущей созидательной основы всего сущего, Ницше тем самым уже совершил "переоценку ценностей", утвердил "волю к власти" и сверхчеловека как ее результат в качестве высшей ценности. В целом, как писал Хайдеггер: "Новое полагание ценностей, не потому лишь становится "переоценкой всех прежних ценностей", что на место прежних ценностей помещает в качестве верховной ценности власть, но сначала и, прежде всего потому, что власть сама и только она полагает ценности..."
   Какими же будут эти новые ценности? Во-первых, в противоположность традиционной христианской морали, эти ценности не будут обосновывать необходимость сострадания, они направлены не на сохранение слабых, а на "волю к власти", это мораль сильных: "я утверждаю, что всем высшим ценностям человечества недостает этой воли, что под самыми святыми именами господствуют ценности упадка, нигилистические ценности". Во-вторых, новые ценности провозглашают также крайний индивидуализм, в ответ на "перед Богом все равны" христианства - если бы боги существовали, то почему бы мне не быть одним из них? "Я хочу" вместо "я должен". В-третьих, "воля к власти" влечет за собой радость жизни, оптимистичное утверждающее начало и главенствующую роль созидания в противоположность декаданса христианства и метафизики. В мире новых ценностей не будет также добра и зла, можно сказать утрировано, что добром будет считаться то, что направлено на развитие силы и величия, на раскрытия природного, дионисийского, а зло - все, что противоположно этому.
   Как видно, "переоценка ценностей" - это сложный процесс критического переосмысления и радикальной ломки традиционных моральных и религиозных представлений, которые не могут больше соответствовать действительности и придавать смысл человеческой жизни, а также создания новых ценностей, направленных на качественное развитие человека.
   Значение Ницшевской "переоценки ценностей" для всей последующей философии огромно. Господство разума было поставлено под сомнение, четко построенные логические доктрины немецкой классической философии показывали свою несостоятельность перед новыми оригинальными теориями, которые признавали иррациональное и аффективное как основу сущего. Скорее всего, просто была открыта совершенно другая плоскость мышления в философии. Но "переоценка ценностей" в философии все же произошла. После Ницше мыслители все чаще стали обращаться не к абстрактным идеям об истинности познания или бытия, а к проблеме смысла существования отдельного человека (так из "философии жизни" развивался экзистенциализм), и к проблемам ценностей. Возникло даже новое направление в философии - аксиология - учение о ценностях. Также после ницшевской "переоценки ценностей" исчезла слепая вера в прогресс, так как он ярко показал скорое наступление кризиса человечества. "Похоже, что с Ницше нигилизм становится пророческим", - писал Альбер Камю. Действительно, начиная с Ницше, философы стали глубоко задумываться о возможности глобальной "переоценки ценностей", о нигилизме и о будущих катастрофах, которые могли бы быть с этим связаны. Например, тему неадекватности старых ценностей, нужды в их переоценке и катастрофы как следствие этого, раскрыл Ортега-и-Гассет в книге "Восстание масс". Об аффективном, иррациональном как основе человеческого существования писал Фрейд, назвав это бессознательным, также по-особому переосмыслив ценности. Постструктурализм как и постмодернизм также использовали идею "переоценки ценностей": постмодернизм, к примеру, полностью построен на переоценке старых ценностей, только не такой радикальной, как у Ницше. Идеи Ницше странным образом повлияли и на историю: весь период конца XIX и первой половины XX века можно назвать периодом "переоценки ценностей". В первую очередь, это связано с революциями в России, и в Германии. Сам Ницше, конечно, не являлся идеологом ни фашизма, ни коммунизма, наоборот самая суть его учения противоположна этим доктринам. Но "переоценка ценностей" все же произошла и кардинально изменила жизнь в мире на протяжении целого века.
  

Список литературы

      -- Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Герцык и др.-- М.: Культурная Революция, 2005
      -- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Антихристианин. М.: АСТ; Фолио, 2004
      -- Хайдеггер М. Ницше и пустота. Европейский нигилизм. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006
      -- Гранье Ж. Ницше. М.: АСТ; Астрель, 2005
      -- Камю А. Бунтующий человек. Ницше и нигилизм. М.: Политиздат, 1990
  
   Хайдеггер М. Ницше и пустота. Европейский нигилизм. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006, с. 83
   Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е. Герцык и др.-- М.: Культурная Революция, 2005, с. 31
   Ницше Ф. Антихристианин. М.: АСТ; Фолио, 2004, с. 279
   Хайдеггер М. Ницше и пустота. Европейский нигилизм. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006, с. 80
   Ницше Ф. Антихристианин. М.: АСТ; Фолио, 2004, с. 277
   Там же, с. 282
   Гранье Ж. Ницше. М.: АСТ; Астрель, 2005, с. 33
   Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная Революция, 2005, с. 94
   Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: АСТ; Фолио, 2004, с. 49
   Хайдеггер М. Ницше и пустота. Европейский нигилизм. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006, с. 84-85
   Ницше Ф. Антихристианин. М.: АСТ; Фолио, 2004, с. 272
   Камю А. Бунтующий человек. Ницше и нигилизм. М.: Политиздат, 1990, с. 129
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 5.19*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"