Сказать, что мне понравилось - ничего не сказать. Он меня перепугал, Роджерс этот - никакой Бром со своими усмехающимися зомби так не может. До костей продёрнуло. А комментарии на том сайте, где картинки лежат - такие шаблонные, что любо-дорого. Чистая классика. Срамота, ага. Баня. Упадок искусства, да что там - вообще не искусство. Угу. Критерии с советских времён известны: искусство для огромного большинства - это ужасная репродукция Шишкина на стене в сельском клубе. Про которую заведующий этим клубом сказал: "Какая красота!"
Хотя, не плоше и критика. "Невинные оргии"! Ключевое слово - "оргии". Эх...
Посмотрим-ка на этот писанный маслом глянец повнимательнее. Как говорила незабвенная и нежно любимая Масяня: "Ну, и что мы перед собой видим? Алкашей? Нет, что мы видим необычного?" Так вот, что мы видим такого, что убеждает нас, будто перед нами оргия? А ведь эти картинки уже таскают на демотиваторы, иллюстрируя растленность буржуазии, золотой молодёжи и всех таких прочих...
Обнажёнки много, ага. Бутылки у них в руках, бокалы. Сигареты у некоторых, или даже косяки, быть может. Кругом зеркала-занавесы-мебель магазинна... Тела гладкие - гламур, нет? - ни у кого ни волосатых рук, ни пор, ни морщин. Смотрят на зрителя и друг на друга загадочно-скучающе. Все они, дивы и мальчики. Одинаково. Загадочно-скучающе, оценивающе, быть может - поблёскивают очами из-под мохнатых ресниц. Оргия у них...
Да, дорогие друзья, я вам доложу...
Допустим, массаж-эпилляция-качалки. Но ведь это объясняет только нечеловечески холёные, пластмассовые или восковые тела. А остальное?
Кто видал оргию, вживую или по телевизору, поднимите руки?
На картинах Роджерса нет ничего, напоминающего оргию, честное слово. По крайней мере, оговорюсь, оргию, в которой участвуют люди. Потому что живые люди, как бы гламурны они ни были, склонны потеть, пьяно ржать, икать, тушить бычки в бокалах, рыдать у любовника на плече, блевать в уголке, засыпать мордой в салате, краснеть, тискаться, хихикать, глупо ухмыляться, приходить в неожиданную ярость, толкать телеги и гадливо наблюдать за остальными из угла. Лизаться и трахаться, наконец, в особенности, когда все разгуливают нагишом и если это не порноактёры, вусмерть уставшие после утомительных съёмок. Причём разные люди склонны к разным действиям. Причём один и тот же человек склонен к разным действиям. И даже очень красивое лицо голливудской дивы перестаёт быть застывшей загадочной маской, когда дива подвыпьет, или когда богемный мальчик неожиданно схватит её за ягодицу.
Но - вот ведь фокус! Сказано: "Вы видите оргию!" - и большинство видит, как миленькое. Вот так и выглядит высшее общество. Все поверили? Фокус удался.
Дорогие зрители, вас обманули. Эти фигуры на картинах - неживые. Да они даже не люди - дорогущие манекены в застывших эффектных позах. "А вот красотка - чем плоха? Загар и патлы до колен. Её, закутанный в меха, ласкает томный манекен", - примерно так бы, вероятно, описал подобное зрелище Высоцкий. Манекены изображают видимость светской жизни. Их поставили в рискованные сексуальные позы. Их пластмассовые груди при правильном освещении кажутся бархатистыми. У них - у каждого и каждой - правильное манекенское выражение лица: скучающее или загадочно-оценивающее. А оценивают они - покупателя: способен ли ты, недоразумение, купить вот этакие бусики, которые на мне? Или - халатик? Или - брючки? Сходите в любой бутик - если там манекены с лицами, то на лицах точно такие мины.
Мы наблюдаем разнузданные вечеринки манекенов. Совершенно не сексуальные, естественно - потому что тяжело возбуждаться, глядя на манекены (некоторым удаётся, не спорю). Гламурные - если вспомнить, что изначальный смысл слова "гламур" - "чара", "обман", "морок". Морок - имитация бурной жизни. И манекены посматривают блестящими стеклянными глазами из своих шикарных рекламных апартаментов: ты завидуешь?
"Хочу такого плена, свобода мне не впрок. Я вместо манекена хочу пожить денёк!" - всё правильно, на это многие покупаются. Манекены для того и созданы, чтобы их глянцевой жизни завидовали те самые наивные эскаписты, которые листают глянцевые журналы. Ты поверь - это и есть настоящая жизнь!
Ага. Морок, обманка, коробка из-под дорогущих конфет с восковыми муляжами. Пустая бутылка из-под французского коньяка в восковой руке. Пустая голова из папье-маше под шикарным париком и стеклянный взгляд, томный и пустой. Стекляшки вместо бриллиантов, пустые бокалы, не дымящие сигареты... И смотреть на всё это жутковато именно потому, что чара работает.
Интересно, Роджерс это планировал? Изображать манекены с пустыми лицами, скопированными с медийных, как говорят, фигур - в их невинном и неживом кукольном разврате. Заставлять зрителя поверить, что куклы - это вовсе не куклы, а заоблачные счастливцы. Сделать "здоровый крепкий манекен" неким элегантным символом того, что кукла символизировать не может - живых и сильных человеческих страстей.
Специально или нет - а круто вышло. Глубоко, знаете ли. И наводит на мысли.
Многовато он их нарисовал, но это уж дело вкуса. Если Вальехо любил натюрморты с мясом в бронелифчиках, то Роджерс любит натюрмотры с гламурным пластиком. Можно хорошо иллюстрировать современную, так сказать, прозу с пластмассовыми страстями. А можно проиллюстрировать и ещё кое-что.
Работу простого механизма убеждения массового зрителя-читателя в чём угодно простыми приёмами. Роджерс, конечно, художник, но писатели тоже пользуются в точности тем же набором аксессуаров, чтобы придать манекенам видимость призрачной жизни. Художнику, всё-таки, требуется много больше мастерства, чтобы создать иллюзию жизни в витрине бутика - вспоминается старый и смешной фильмец про малость чокнутого дизайнера витрин, создавшего себе этакую пластмассовую Галатею и её же полюбившего - а писателю это совсем легко. Ему стоит только сказать.
Воспитанный гламуром потребитель - доверчив и наивен. Он поверит. В книжном тексте выстраивается в точности такая же витрина, населённая манекенами. Вовсе не обязательно гламурными - ведь и магазины бывают разные, всякие "Солдаты удачи", к примеру, но манекены везде делаются из одного и того же пластика. Хоть шикарная барышня, "загар и патлы до колен", в вечернем платье модели "каскад драгоценностей и немного шёлка", хоть суровый боец в дорогом камуфляже, с мрачным лицом в полосах маскирующей краски, с дробовиком, по которому диванный любитель оружия сохнет так же, как девочка по бусикам. Тут важно оценить, как легко заставить читателя поверить, что манекены - это настоящие живые персонажи.
"Лишённые надежды без мук родить живых, рядим в свои одежды бездушных кукол восковых", - Высоцкий - гений. Когда автор очередного опуса желает рожать без мук, он рождает манекены. А воспитанный на манекенах потребитель глотает, не задумываясь: много голых людей - значит, оргия. Королевский дворец - значит, шик. Титул - значит, благородство. Сказано "невероятно красива" - значит, невероятно красива, как потребитель это себе представляет. Сказано "огненная страсть" - значит, страсть, хотя манекены только стоят - или пусть даже лежат - рядом, обнимая друг друга холодными пластмассовыми руками. Ворох условных деталей заменяет знание жизни, а загадочный блеск стекла, заменяющего живые глаза - все человеческие чувства разом.
Нет, чувства иногда обозначают так же, как Роджерс обозначает похоть. Вот и рот у героя, вроде, заткнут, галстуком, кажется, и героиня его держит на цепи какой-то - садо-мазохистскую страсть изображают, но они же манекены, их лица ничего не отражают, их позы статичны и пластмассовы, их глаза по-прежнему загадочно-скучающи. Нет в них ни капли похоти. Забавно, но похоть описать так же трудно, как и любовь; можно порнуху километрами гнать - и ни искры, скучно, а можно упомянуть, как столкнулись локтями - и всё, замкнуло, заискрило, взрыв. Пластик - и живое тело.
Разница в том, что живое рождается в муках. И истина в том, что громадное большинство современных творцов и псевдотворцов жаждет рожать без мук. Отсюда - горький катаклизм, который мы наблюдаем, вал мути, ряды пластмассовых кукол, уходящие за горизонт.
А создатели манекенов озабочены только тем, как бы надеть на свои куклы тряпочки, больше ни у кого не встречавшиеся - ну да, престижных марок, конечно. Плюс - парик понеобычнее, бижутерию поярче, аксессуары поинтереснее... помповое ружьё, шпагу, мушкет... сумочку, кулончик... меч, латы, шлем с перьями... бархатный берет, колет, усы... косы с бубенчиками, макияж... будёновку с красной звездой, винтовку со штыком... А уж неуязвимость хорошего манекена давно вошла в поговорку: "Недавно был, читали? - налёт на магазин: в них, сколько ни стреляли - не умер ни один!" - опять же точно, потому что манекен ни заболеть, ни умереть не может. И любви создателя к своему детищу нисколько не умаляет то, что оно пластмассовое: можно сколько угодно накручивать квестов и приключений, ничего манекену не сделается.
В такой любви фетишистского - хоть отбавляй. Я вот думал, что, собственно, эти манекены рекламируют... а ведь не такая уж это и загадка, на самом деле. Автора. Отсюда вся команда Мери Сью обоего пола: самореклама, выраженная в виде шикарного манекена. Автор ставит его и так, и сяк, давая читателю полюбоваться - им, автором, прекрасным, отгламуренным, отлитым в пластмассе, как хотелось бы в бронзе, увешанным побрякушками - а читатель уже прикормлен, читатель поверит. Разве что, может быть, намекнёт, что поменьше бы самолюбования - но ведь всех критикуют, нет?
И какой смысл в таких случаях требовать, чтобы "герой развивался"? Как манекен может развиваться? О чём речь, вообще? Он призван демонстрировать представления автора о красивой жизни - всё равно, в гламуре или авантюрах. Ни одна прядь не выбьется, ни один волосок не вырастет там, где он будет лишним, ни одна царапина не будет выглядеть неэстетично - а шрам на манекене тоже элемент дизайна, поэтому все манекены со шрамами описываются, как крайне эротичные.
Поэтому и бегают в туфлях на шпильках по дремучему лесу, и глазки красят на пиратском судне. Потому что и лес, и судно - всего лишь более или менее картонные декорации в витрине авторского тщеславия, а манекену всё равно, где стоять и как быть одетым.
А читатель подготовлен, читатель поверит.
Господи, как же я люблю живое! Благослови небо тех, кто его создаёт... удивительно, что при засилье манекенов ещё не всё вымерло. Но дорогие читатели, милые друзья мои, пожалуйста, не покупайтесь на липу! Увы, ещё никому не удавалось убедить любителей манекенов, что страсть к гламуру любого сорта сушит душу с каждым днём всё необратимее - но, в конце концов, может наступить день, когда человека тяжело будет отличить от манекена - вот это будет большая беда.
Я такое уже видел. Это когда человеческое в человеке начинает раздражать. Хочется мёртвой идеальности, выхолощенности такой, хоть моральной, хоть физической - и она принимается за духовность и нравственность или за красоту. И это так страшно, что никакой Гералд Бром или Алекс Андреев рядом не стояли. До холода внутри.
"Болезни в нас обострены, уже не станем мы никем... грядёт надежда всей страны - здоровый крепкий манекен..."