Цой Анна-Мария : другие произведения.

Что значит игрушка в нашей жизни: первая попытка описания кенийской народной и ненародной игрушек

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Начинаю исследовать игрушки Восточной Африки...

Что значит игрушка в нашей жизни: первая попытка описания кенийской народной и ненародной игрушек


  
  
  Игрушки входят в нашу жизнь чуть ли не с пелёнок, из простой погремушки постепенно превращаясь в современные компьютерные игры, мотоциклы или машины. При этом качество как первой погремушки, так и взрослого увлечения напрямую зависит от места, времени и семьи, в которой посчастливилось родиться малышу. Привычную штампованную шарик-шумелку с ручкой "Made in China" может запросто заменить высушенная тыковка с пересыпающимся горохом внутри - всё зависит от фантазии и благосостояния семейства, решившего отвлечь орущего наследника или наследницу посторонним звуком. Получив первую погремушку, человек на протяжении всей своей жизнь продолжает играть, даже не подозревая об этом. И, естественно, редко кто задумывается о реальном предназначении игрушки и её значении в повседневном быту.
  
  В последние годы по миру прокатилась волна поклонников разного вида модных игрушек-хандмейд (непонятное словечко "hand made" не что иное как "сделано вручную или руками"). Люди в разных уголках мира вяжут спицами, крючком, шьют, вырезают из картона или дерева, гнут из проволоки, мастерят из любого подручного материала куколок, животных и сказочных героев. Новое веяние охватило все континенты без исключения. Но всё новое, как известно, есть не что иное, как хорошо забытое старое. Вот и я, увлёкшись изготовлением игрушек-сувениров, заинтересовалась возникновением, особенностями и предназначением в быту куколок и остальных забав, понимая, что играть с самодельными игрушками мы начали не вчера и не сегодня. Ведь многие из них создавались народами в древности не просто для детских игр, но часто носили сакральный характер и использовались во время ритуалов. И такая тенденция наблюдается по всему миру у разных народов, не связанных друг с другом.
  
  Но я не стану пытаться охватить этой статьей весь мир. Остановлюсь только на изучении игрушки Африки, начав свой путь с Кении. "Почему не со Средней Азии?" - вероятно, спросите вы. Дело в том, что игрушка в наших краях исследована довольно подробно с точки зрения разных аспектов, чего не скажешь об африканских игрушках, которые не так широко распространены среди населения, и используются по сей день для ритуалов или на продажу туристам, прилетающим в страну на знаменитые кенийские сафари. К тому же я не стану описывать местных древних божков, сделанных из дерева или камня, т.к. они никаким боком к игрушкам не подходят. Однако, не стану забегать вперед, а сначала опишу вкратце регион, игрушки которого взялась изучать на первом этапе.
  
  В состав Восточной Африки, простирающейся от Нила к восточному побережью материка, входят такие страны, как Танзания, Эритрея, Джибути, Кения, Сомали, Бурунди, Эфиопия, Уганда, Руанда, Замбия и Малави. По мнению учёных, Кения вполне может считаться прародителем человечества, поскольку на её территории были найдены останки предков человеческого рода, существовавших около 3-х миллионов лет назад. В VII-VIII веках нашей эры здесь зародились торговые отношения между Африкой, Индией и Аравией. Была налажена торговля слоновой костью, золотом и железом. Чуть позже тут процветала работорговля. В средние века кенийское побережье было открыто для европейцев португальцами (Васко де Гама), направлявшимися в Индию, после чего чёрный континент превратился в важнейший регион, оказавший существенное влияние на развитие мировой экономики. Независимость от Британии Кения получила в 1963 году.
  
  
  Игрушки4 [Алейникова Э.]
  
  
  Игрушки5 [Алейникова Э.]
  
  
  Несмотря на непростую экономическую ситуацию, нестабильность на политической арене страны, здешние умельцы продолжают делать игрушки. Их, естественно, мастерят не для своих детей, а для сувениров, которые продаются на специализированных туристических базарах (Масаи маркет) и в многочисленных магазинчиках. Большинство же детей довольствуются "сэкондхэндовскими" игрушками, привезёнными вместе со старой одеждой с других континетов. Свидетельство тому фотоисследование итальянского фотографа Габриэль Галимберти (в Гугле есть его статьи и статьи о нём). Он путешествует по миру в поисках приключений, хороших историй и интересных людей. Для своего последнего проекта под названием "Истории игрушек" он сфотографировал разных детей со всего света рядом с их самыми любимыми игрушками. Фотограф обнаружил, что дети из богатых стран проявили жадность в отношении своих игрушек. "Сначала они даже не хотели, чтобы я трогал их игрушки, - говорит фотограф. - И мне требовалось больше времени, чтобы они разрешили мне поиграть с ними. В бедных странах все было намного проще. Даже если у тамошних детей было всего 2-3 игрушки, они не волновались за них. В Африке, например, дети и вовсе играют на улице только с друзьями, без игрушек". Там же, на выставке снимков есть фото и кенийского малыша с одним единственным плюшевым мишкой в руках.
  
  Не раз наблюдала и я за играми кенийской детворы. Во дворе школы при церкви, где часто бываю, мальчишки обычно гоняют самодельный мяч. Он сделан из множества полиэтиленовых пакетов, свернутых в виде шара и обвязанных веревкой. Такие мячи можно встретить по всей Африке, т.к. смастерить его может любой из подручного материала и куска крепкой верёвки или резинки. К слову сказать, недостатка в материале для такого мяча нет. И, хотя на изготовление уходит огромное количество использованных пластиковых пакетов, это не проблема, т.к. они валяются повсюду, ведь супермаркеты в Кении упаковывают все ваши покупки в бесплатные пакеты. Оттого и выглядит страна неряшливо - везде кучами навалены использованные разноцветные авоськи.
  
  Игрушки1 [Алейникова Э.]
  
  
  Игрушки2 [Алейникова Э.]
  
  
  Игрушки3 [Алейникова Э.]
  
  
  Но вернёмся к игрушкам. Еще одна любимая игра у пацанов в школе - машинки. Только машинками служат у них кирпичи или обломки бетона, которые дети "катают" по земле, издавая характерные звуки едущего автомобиля. Девочки ещё играют камешками помельче, подбрасывая их и ловя на ладошки. Редко у кого можно увидеть пластмассовую Барби или машинку. Если они и есть у детей, то, вероятнее, всего хранятся дома.
  
  
  Игрушки7 [Алейникова Э.]
  
  
  Игрушки8 [Алейникова Э.]
  
   Вижу часто у мальчиков в руках сделанные из проволоки автомобильчики на колесиках с длинной ручкой. Итак, африканские игрушки, которые продают на сувенирном базаре многочисленным туристам, у детей в руках я не видела ни разу. Это говорит о том, что игрушки, выдаваемые продавцами за игрушки народные, на самом деле таковыми не являются. Они всего лишь массово выпускаемые умельцами сувениры.
  
  
  Игрушки6 [Алейникова Э.]
  
  
  Еще один пример ненародной кенийской игрушки - это игрушки компании по переработке сырья "Ocean Sole" (Найроби, Кения). Там изготавливают разноцветные игрушки из резиновых и пластиковых изделий, вымываемых на берег Индийским океаном. По словам Джулии Чёрч (Julie Church), специалиста по охране окружающей среды и учредителя компании, игрушки изготавливаются преимущественно из вьетнамок и шлёпанцев, вымываемых на кенийские пляжи, а идея начать такой бизнес ей пришла тогда, когда она увидела детей, которые играют со шлёпанцами, сделав из них импровизированные кораблики. Однако и эти игрушки недоступны местной детворе из-за высокой цены. И всё же разноцветные жирафы и слоны завоевали своё место под солнцем и продаются в магазинах Найроби, поэтому я не могу оставить их за рамками моего небольшого исследования.
  
  
  Игрушки7 [Алейникова Э.]
  
  
  Давайте, теперь, имея самое общее представления о том, какова ситуация с игрушками в Кении, подробно остановимся на кукле как самом ярком виде игрушки, а потом плавно перейдём к кенийской кукле как таковой. Итак, в Кении, как и везде в мире, есть народные и сувенирные куклы. Поговорим о народной, которая распространена широко, а затем вспомним и о сувенирной, коммерческой кукле.
  
  По мнению многих исследователей куклы народной, она должна быть самобытной и отличаться условностью облика, красотой светлых образов, осмысленностью бытия (т.е. куклы созданы для дела), к ним можно добавить ещё простоту. В народных куклах нет никаких сложных конструкций, никаких проволочных каркасов. Устройство кукол обычно очень простое - это может быть скрутка из куска ткани, старой одежды, платка в сшитой специально и украшенной бусинками или вышивкой одежде. В Кении народная кукла делается из лущёного кукурузного початка: початок заворачивают в лоскутки так, чтобы придать ему вид младенца в пелёнках. Нет общих правил, есть только фантазия мамы или девочки, скручивающих куклу. Куклу-початок отличает целостность. Её нельзя разобрать на части, открутить ручки и вынуть глаза. Целостность облика - естественна для людей, живущих в природе и чувствующих единство окружающего мира. И эта кукла единственная в своём роде. Наверное, это самая непонятная для современных кенийцев черта - единственность. Ведь у большинства здешних людей стремление быть как все и иметь предметы в быту как у всех - сегодня ведущее в жизни стремление. Народные же куклы не вмещаются в этот стереотип, поэтому и отношение к ним неоднозначное. Не могут быть куклы из початка кукурузы одинаковыми как однотипные Барби, наштампованные на фабрике, а девочкам хочется именно Барби, чтобы быть как все те девочки, которых часто показывают по местному телевидению.
  
  А ведь, если копнуть глубже, здешняя кукла должна рассматриваться в контексте всей африканской культуры, ведь она изначально не предназначалась для детской игры, служа вспомогательным предметом для ритуальных или религиозных обрядов. Куколок использовали также для информационных целей. К примеру, раньше в маленьком племени Ндебеле (Ndebele) в Южной Африке парень оставлял куклу у дверей хижины девушки, которая ему нравилась, таким образом, делая предложение выйти за него замуж. В том же племени невеста перед замужеством получала в подарок куклу, которой она давала имя и заботилась о ней, и в дальнейшем первенец женщины получал имя куклы в наследство. Вероятно, таким образом люди обманывали злых духов, представляя им в самом начале куклу вместо ребёнка. Естественно, насылаемые на куклу напасти, были ей нипочём и, в конце концов, злые духи оставляли её в покое. Когда рождался настоящий ребёнок и получал имя куклы, о которой будущая мать заботилась заранее, как о живой, злые духи и не подозревали о подмене, поэтому не могли причинить вреда живому дитю. В Гане популярны деревянные куклы, которых часто женщины, по каким-либо причинам не имеющие детей, носят специально на спине, таким образом призывая к себе дух ребёнка и, вероятно, показывая добрым духам, что они будут хорошими матерями для будущих детей.
  
  
  Игрушки9 [Алейникова Э.]
  
  
  
  
  Игрушки10 [Алейникова Э.]
  
  
  Но вернёмся снова к кенийским куклам. Итак, народная - простой початок кукурузы - доступна каждой девочке. Сувенирная - фигурка женщины или мужчины сшита из чёрной или темно-коричневой ткани, набита опилками, песком или ватой - и стоит недёшево на базаре. Личико у неё - пухлые губы, глаза и нос - обычно вышивается гладью. На голове могут быть многочисленные косички или ничего вообще, кроме косынки или обруча из бисера. Часто за спиной у мамы-куклы сидит и младенчик, удобно устроившись в широком шарфе-канга. Одета кукла по моде того или иного племени, отсюда и названия: масаи-мальчик, масаи-мама, кикуйю-мама, луи-папа и т.д. Таким образом, по одежде можно определить к какому кенийскому племени относится продаваемая кукла, что, несомненно, представляет интерес для исследователей и коллекционеров. Таких кукол шьют мастера, и они имеют чётко выраженный коммерческий характер, что говорит о её ненародности. Кстати, я не вкладываю в понятие "ненародная кукла" негативное значение, просто пытаюсь определить, какая из кукол является широко доступной и уходящая корнями в прошлое и какая - современный маркетинговый продукт, появившийся в Кении не так давно для узкого круга покупателей. По моим наблюдениям, сшитая из ткани кукла в ярком наряде и с вышитым личиком, не древняя игрушка, а суперновая, созданная специально для европейского туриста, т.к. повторяет привычного для него пупса.
  
  
  Игрушки11 [Алейникова Э.]
  
  
  Итак, это всего лишь первая статья об игрушках в целом и куклах в частности, написанная для того, чтобы пролить хотя бы немного света на ситуацию с детскими забавами сегодня в стране, где покупка игрушек не традиционное и не распространённое явление по ряду причин. В следующем материале я планирую рассказать вам о специфике изготовления кенийских игрушек подробнее и остановиться также на различных материалах, которые мастера используют сегодня. Также постараюсь сделать фото и небольшой обзор с экспозиции игрушки из Национального музея Кении в Найроби, чтобы сравнить современные и старинные исходные материалы, из которых мастерят или мастерили африканские игрушки.
  
  
  Игрушки12 [Алейникова Э.]
  
  
  


  (C)Анна Мария Цой
  Июль, 2013 год.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"