Аннотация: Поездка в дальние рязанские монастыри. Другие материалы об этих местах здесь и здесь Работа Ольги Фост по впечатлениям от той же поездки здесь
Самиздат: паломничество по дальним монастырям
Эта поездка была спонтанной. Мы с моей женой Валентиной жили в палатке в заокских лесах, в дождях и землянике, не так далеко от Шацка, расположенного на самом востоке Рязанской области рядом с Мордовской Республикой и моей родной Тамбовской областью. Собственно, Шацкий уезд до 1923 года и был частью Тамбовской области, так что путешествовали мы по моим родным местам.
Когда дожди надоели, мы приехали в Шацк и у кафе "Ямал" неожиданно заметили очень знакомые и очень милые лица:
Да, это они - Оля Фост и ее верный супруг Михаил! Не успели мы всласть наговориться, как подъехала новенькая "четырнадцатая", за рулем которой сидел сам Сергей Васильевич Панарин, маститый писатель, автор уже шести толстых книг в яркой обложке. Рядом с Сергеем сидела хозяйка СИ-Ростова Елена Елисеева, а на заднем сиденье - красивая жена Сергея Нина с очаровательной и очень естественной дочкой Алёнкой. Вука на этот раз оставили дома.
Сергей, увидев нашу теплую компанию, понял, что попал, и сначала даже попытался дать задний ход и уехать - видите по следам от колес?
Но не тут-то было! От нас так просто не сбежать! В итоге скоро все вместе сидели в кафе "Ямал". Раз уж все собрались, я предложил воспользоваться случаем и сразу после кофе съездить в Свято-Успенскую Вышенскую Пустынь и Свято-Николо-Чернеевский монастырь, до каждого из которых от Шацка километров тридцать, не больше. Правда, Вышенская Пустынь находится к востоку от Шацка, на реке Цне, где в неё впадает чистая и широкая река Выша, а Чернеево - к югу от Шацка и тоже на реке Цне. Никто не отказался, постеснялись, наверное, но и особого энтузиазма на лицах не было видно:
А вот та же компания в том же кафе ровно сутки спустя:
Найдите десять отличий!
Главное отличие, конечно, в том, что слегка смущавшаяся сначала Алёнка заняла подобающее ей место во главе стола. Счастливые родители Нина и Сергей! Такую дочку воспитали: умная, шустрая, послушная, спокойная, уравновешенная - очаровательный ребенок. Посмотрите сами. Вот Алёнка подружилась со щенком, вернее, она сам нашел ее и выбрал среди всех нас наиболее близкого себе по духу человека:
Вот Алёнка у костра, в комарах, задумчиво отрывает от букетика одну земляничину за другой:
Вот Алёнка обедает, расположившись прямо в папиной машине:
Кстати, такое использование багажника машины характерно и для более взрослых детей. Вот Оля умело пользуется особенностями "Тойоты":
Дожди, как видите, случались постоянно, но теперь они нам особо не досаждали: мы расположились в сестринском корпусе подворья монастыря на Быковой Горе. Это наш корпус:
Принимала нас настоятельница подворья матушка Варвара (Знаменская) - редкой души человек!
Ее жизненный путь также очень интересен: москвичка, окончила Московский энергетический институт, значительную часть жизни проработала на советских предприятиях, а в зрелости приняла постриг и последовала за своей сестрой, матушкой Нонной, ныне игуменьей того самого Свято-Успенского Вышенского монастыря. Матушка Варвара руководит подворьем, а это значит, что на ней все хлопоты по добыванию для насельниц тепла и хлеба насущного: с неба ничего не падает. На подворье есть небольшое хозяйство, свои коровы, куры, огороды. Картошка сейчас, как и в самые тяжелые годы, составляет основу рациона простого народа. Все это хозяйство поднимается тонкими женскими руками монашек и послушниц. А ведь еще служба, молитва: духовная жизнь в монашестве должна главенствовать. Служба проходит дважды в день в монастыре, до которого еще надо добраться!
Но жизнь матушки Варвары не ограничивается бытовыми хлопотами, наставничеством инокинь и молитвами. Монастырь регулярно выпускает свои календари и красочно оформленные брошюры высокого качества. Это тоже круг забот матушки Варвары.
Мы вместе уехали с подворья на Быковой Горе в монастырь, где матушка Варвара, забыв о мучающих ее в последнее время недугах, с увлечением рассказывала о святынях восстанавливаемого монастыря, о Феофане-Затворнике, который в возрасте 51 год отказался от блестящей духовной карьеры и предпочел ей спокойное и бессуетное духовное творчество почти в полной изоляции от мира. Матушка Варвара рассказала и о приезде Святейшего Патриарха Алексия II, по благословению которого монастырь возрождается, о непростых отношениях с областной психиатрической лечебницей, которая пока занимает значительную часть монастырской территории и некоторые его здания.
Каждодневный подвиг, который совершают инокини и послушницы монастыря, заслуживает отдельного подробного и глубокого рассказа. Главное, что я понял для себя: пока живы такие люди, Россия будет жить!
Кстати, через какое-то время лечебница должна покинуть территорию монастыря: для нее в таком же красивом месте строятся новые корпуса. Стройку предполагается завершить к концу будущего года:
Канонизация святителя Феофана Затворника произошла в 1988 году. В ту пору монастыря еще не существовало, и нетленные мощи Святителя были положены в храме преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка, расположенного в трех километрах выше по течению от пустыни. Вот этот храм:
Перенесение мощей Святителя состоялось три года спустя в присутствии самого Святейшего Патриарха Алексия II. Был Святейший и на Быковой Горе.
И Быкова Гора, и Эммануиловка - исторические места. Они принадлежали князьям Нарышкиным, а храм в Эммануиловке был возведен на средства Эммануила Дмитриевича Нарышкина, почетного гражданина моего родного Тамбова. На Быковой Горе сохранился, правда, в аварийном состоянии, деревянный барский дом редкой красоты, принадлежавший Нарышкиным. Но и это - отдельный разговор.
В Эммануиловке у нас была первая после утреннего кофе возможность для трапезы: матушка Варвара распорядилась, чтобы трапезу для нас организовали на подворье, но у нас всё было с собой, даже примус:
Вечер мы провели далеко от подворья, чтобы не тревожить покой сестер, редко видящих настоящих мужиков. Еще днем мы с Валентиной выбрали два места, где можно развести костер. Остановились вот на этом, на опушке красивого соснового леса, на высоком берегу родной мне тамбовской реки Цны.
К концу дня стало разведриваться, и закат был необычайно хорош:
Возвращались домой, когда уже стемнело:
Обратите внимание, какие проливные дожди обрушились на шацкую землю в последние дни июня.
Огромный день, полный впечатлений и усталости (ребята проехали триста-четыреста километров и потом весь день были на ногах), деревянный дом старой постройки; чистые опрятные кельи, отведенные нам стараниями матушки Тамары, молодой еще инокини с жгучими черными глазами и доброй улыбкой; благоухание цветущих лип (в усадьбе их много, и они минимум столетние) - всё способствовало крепкому и здоровому сну. Даже флейтовый пересвист иволг под утро не мог разбудить нас раньше срока.
В одиннадцать часов мы уже подъезжали ко Свято-Николо-Чернеевскому монастырю. День был воскресным, служба закончилась поздно, и пожилые прихожанки еще не разошлись: редкая возможность увидеть друг друга в праздности и поговорить о жизни.
Нас принимал сам настоятель монастыря, игумен отец Феофан, получивший под свое управление разваленный до основания монастырь в совсем юношеском возрасте: ему тогда не исполнилось и двадцати пяти лет. Отец Феофан много рассказывал нам о святынях монастыря, в том числе, об иконе Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, написанной на святой горе Афон специально для монастыря и хранившейся в годы исторического материализма у одной из прихожанок села Старочернеево, рассказывал о духовном подвиге своих далеких предшественников, основавших монастырь в 1573 году. Затем лично провел по каменному соборному одностолпному храму с двумя престолами: во имя Святителя Николая и во славу Рождества Пресвятой Богородицы, рассказал, где были какие фрески, ныне, к сожалению, сбитые для новой росписи. Храм восстановлен снаружи и отделывается изнутри: уже готов пятиярусный иконостас, для него пишутся иконы.
Здесь отец Феофан беседует с нами в другом храме монастыря: в теплом двухэтажном, освященном в нижнем этаже во имя Архистратига Михаила:
Лена Елисеева имела отдельную беседу с игуменом Феофаном:
Я догадываюсь, о чем: вчера она работала Робин Гудом и грабила проезжавшие джипы.
Сегодня, судя по всему, Лена спрашивала святого отца, велик ли ее вчерашний грех.
Мы все были удостоены особой чести: отец Феофан пригласил нас на чаепитие в резиденцию владыки и показал видеофильм о монастыре, который он смонтировал сам, часть съемок тоже принадлежит ему. Хорошая работа! Я с удивлением узнал, что отец Феофан когда-то, как и я, плавал на байдарках, поэтому в фильме есть кадры о чуде, произошедшем с байдарочниками, плывшими по Цне в Мокшу и перевернувшимися в холодной весенней воде. Намокло всё - кроме иконы, которую они везли с собой. Здесь мы смотрим фильм о монастыре.
Так выглядит отец Феофан в неофициальной обстановке. Се человек!
Здесь отец Феофан снят у Никольского и Рождественского храма с Татьяной Васильевной Данченковой. Татьяна Васильевна вкладывает много сил и неиссякаемой энергии в строительство монастыря. И отец Феофан, и Татьяна Васильевна местные уроженцы. До прихода в монастырь Татьяна Васильевна работала простой крановщицей. Теперь она глубокий профессионал во многих вопросах, и строительство - не единственная её область.
Нам давно надо было уезжать: до Москвы около семи часов пути, а первые километры до асфальта здесь пока больше подходят для передвижения бронетехники. В половодье монастырь и вовсе отрезан от Большой Земли - понтонный мост разбирают, и при нужде приходится плыть несколько километров до дороги на лодке. Отец Феофан снимал и показал нам ледоход на Цне. Впечатляющее зрелище! А сейчас с высокого левого берега Цны монастырь выглядит вот так:
Почему-то показалось, что я сюда еще вернусь.
28 июня - 4 июля 2007 года
Москва - Егорьевск - Спас-Клепики - Тума - Касимов - Сасово - Шацк - Выша - Старочернеево - Москва