Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Лешенское: варажники

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не моё: услышал от хороших людей


  

Лешенское: варажники

   Продолжение заметок из Лешенского 2012 года. Начало здесь: http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/2012_11.shtml и далее.
  
11 [Календарь варажников]
  
   Всем известны последствия необходимых, но плохо продуманных и проводимых в спешке никоновских реформ: духовное поле страны раскололось, и наряду с Православием, изнасилованным сначала Петром Первым, а затем и Екатериной, стала существовать "старая" вера, сохранившая дониконианские традиции.
  
   "Но оказывается, что в те времена существовала вера еще более старая, которая прикрывалась Православием, впитав из него лучшее, но не смешиваясь с ним. Должно быть, еще раньше эта вера впитала лучшее из язычества угро-финов, а еще раньше от друидов, а до того от народа (если только не были верующие тем самым народом), что вбивал здесь, на псковщине, столпы две и более тысячи лет тому назад и жил деревнями прямо на озерах. Их вера была что губка, не костенела, показала способность к развитию усилиями любого человека, состояла из уроков, развивающих его самого, и выглядела настолько привлекательной, что староверы, не принявшие никонианства, нашли себя в ней. Это вера варажников".
  
   Здесь и далее я излагаю путем прямого цитирования услышанное от тех, кто сохранил остатки веры, обычаев, традиций и обрядов варажников. Вношу лишь несущественные поправки грамматического и стилистического порядка.
  
   Следует отметить, что сам я далек как от варажников, так и от других язычников, хотя моя ненаучная теория предполагает, что будущую идеологию, идеологию гармонии человека, общества, государства и Природы (которая Бог), очень условно можно назвать новым язычеством, язычеством на принципиальной другой основе, язычеством, прошедшим виток развития по спирали и обретшим новое качество. Для варажников я человек иного мира, поэтому сведения, получаемые иногда от тех, кто связан обязательством их не разглашать, отрывочны, часто противоречивы и не дают цельного представления не только о философии или идеологии, но даже об обычаях и обрядах варажников, язычников "солнечного толка".
  
   "Лишь тот вправе назваться варажником, кто взял на себя урок, один из пяти осознанных, и намерен пройти их все. Урок длится восемь лет, а межурочное время, или безвременье - так они его называют, может оказаться даже более протяженным. Всего же уроков восемь, как спиц в их календаре, но последний урок бессрочный, а первые два считаются "детским" и "отроческим", и они выставляются и проходят сами собой. А вот за ними начинаются серьезные уроки, которые выставляют "атавиты" (возможно, "смыслы"). Взявший урок обязан носить бороду, хотя сейчас уже нет обязанности весь урок ходить с бородой, только в начальной части, когда его берёшь, и конечной, когда сдаёшь. Но перед этим сбривают все волосы и даже брови...".
  
   У варажников единобожие органически сочетается с многобожием. "Бог настолько велик, что ему трудно содержать себя в целости и при этом не сойти с ума. Но каждая часть тоже бог, правда, уже при ограниченных обязанностях. Боги не добры и не злы - понятия добра и зла к ним не применимы. Белый цвет распадается на Радугу и каждой своей частью чему-то служит. То есть, в одном прячется семь, а всего вместе с Белым получается восемь - как спиц в колесе, как Уроков, или морозов".
  
   АРГА-календарь варажников или Радуга
   "Календарь варажников в какой-то степени играет ту роль, которую в других верованиях исполняет Священное Писание.
   В графическом виде он представляет собой большое колесо с восьмью спицами, каждая из которых отделяет и характеризует определенный период года, а по ободу его, по всей окружности крепятся малые колеса, опять с восемью спицами каждое, определяющими дни. Неделя - колесо варажников - состоит из восьми дней и каждая носит собственное название".
  
11 [Календарь варажников]
  
   "Колесо календаря вращается, выставляя в верхней высшей своей точке обода соответствующее малое колесо, а потом вращают уже само это малое колесо, выставляя под отметку текущие дни. Четыре малых колеса составляют телегу - определяющую аграрный цикл. Телеги лета, а их шесть штук, относятся к Яви - "верхнему миру", телеги зимы - их четыре, к Нави - "нижнему миру".
  
   Есть еще колеса, которые выправляют ход года, два из них называют "слитнями", а третье - Арга, которое тоже как бы сливается с колесом под названием Раклага. Названия слитней единственные, которые не склоняются, и в отличие от других, они не имеют иных дублирующих названий".
  
   "Есть еще одно, графически находящееся вне обода годового колеса, сдвоенное колесо солнцеворота, которое приходится на Навь".
  
   "Колеса зимы и колеса лета не равны, их вес и значение, а также протяженность, определяется Солнцем, то есть продолжительностью светового дня. Потому колеса зимы считаются маленькими, но тяжелыми. Главным событием года считается самое светлое его время, когда "Арга" приходит в равновесие, находится в верхней точке, а его лучшие дни рисуют радугу"
  
   Возможно, "Раклага - это тоже Радуга, одноименное колесо верхней точки, слившееся с самым верхним Арга, и вместе они составляют особые, самые главные дни года (наложив на наш календарь, получается, что Арга начинается с 23 июня, а Раклага заканчивается 8 июля)"
  
   "Чтобы было понятнее, смотрите схему. Интересно, что она геометрически рисует не только круг, но и дом, который приходит в равновесие только летом, в лучшие его дни. Варажники, как уже говорил не раз, к солнцу относятся с особой симпатией, основные верования и отсчеты ведут по его ходу, и как мне говорили, когда-то ночные часы вовсе были не в учет, отсчитывались лишь часы дня - от восхода до заката".
  
   "Спицы года, а их, как уже говорилось, восемь, имеют собственные названия. В точке равновесия "дома варагов" по горизонту влево, это - "Мокротропная Ерга", она указывает в слитень Водяного (колесо отсчета спиц которого начинается 12 апреля). По горизонту вправо, указывая на слитень Лешего (отсчет с 4 сентября), - "Чернотропная Ерга". Две равно расходящиеся вверх спицы носят одинаковое название "Орга", к нему для каждой спицы добавляются особые тайные слова. Вертикальная спица вверху и внизу (в Яви и Нави) несет одно название с колесом - Арга".
  
12 [Календарь варажников]
  
   "После Чернотропной Ерги, той, что смотрит вправо, идет спица Урга, и через спицу Арга, указывающую на слитень Солнцеворота, спица, название которой тоже не известно - возможно потому, что имеет некое сакральное значение, и потому это название склонять может только полный варажник".
  
   "Первая телега, относящаяся к Яви, зовется "Перепутица" или "Перепутная Телега". А иногда "Капельная Перепутица" по названию своих крайних колес. Ее колеса: "Капельное" (11 марта), "Ломонастное" (19 марта), "Пересидное" (27 марта) и "Перепутное" (4 апреля). От следующей телеги ее отделяет спица "Мокротропная Ерга" и "слитень Водяного" (12 апреля)".
  
13 [Календарь варажников]
  
   "Вторая телега "Встречница" ("Встречная Телега", "Встречная Разсадица" - приставки "рас" и особо "бес" считают неправильными, оскорбляющими слова и смыслы) Колеса: "Встречное" (20 апреля), "Разройное" (28 апреля), "Мерное" (6 мая) и "Разсадное" (14 мая). Спица "Орга" (верхней левой стороны) и телега "Надравная" или "Лукавая Надравница"
  
   "Колеса второй телеги: " Лукавое" (22 мая), "Семидевное (30 мая), "Разхлебное" (7 июня) и "Надравное" (15 июня). Вертикаль - спица "Арга" и одноименное колесо (слитень?) Арга (23 июня) делят календарь пополам по вертикали и далее идут три телеги Явь правой стороны".
  
14 [Календарь варажников]
  
   "От Мокротропной Ерги телега, взбираясь по Радуге, начинает замедлять свой ход, если рассматривать его с точки зрения прибавления дням световых минут. Если в слитень Водяного, включая колеса "Перепутное" и "Встречное", это прибавление составляет 35 минут на каждое колесо, то три следующие колеса "Встречницы" уже только по 30 минут, а от Орга (22 мая) каждое колесо телеги "Надравное" прибавляет ко дню все меньше и меньше, как бы останавливаясь.
   "Лукавое" - 25 минут
   "Семидевное" - 15 минут
   "Разхлебное" - 10 минут
   "Надравное" - 5 минут"
   "Именно так - не "надрывное", как может показаться вначале, а "надРАвное". Объяснение этому названию, а оно указывает, что колесо как бы должно находиться над светом "Ра", может быть положено такое, что дни, которые приходятся на 21 и 22 июня в какие-то определенные годы на одну или две минуты даже протяженнее, чем дни, выпадающие на главное событие года, от 23 до 24 июня, то есть - Арга".
  
   "С этого момента телега варажников, замерев в высшей точке, начинает спускаться Радуги. Первые три колеса телеги с одинаковой скоростью, отнимая у дня по 20 минут, а потом, опять же на спице "Орга", но теперь уже правой стороны, с колеса "Стрепетное" внезапно ускоряется, и далее на протяжении двух полныхе телег да самой "Урги" урон дню остается неизменным - 35 минут на каждом из колес, то есть, 4 минуты и несколько секунд приходятся на каждый день-спицу, и так до глубокой осени. Интересно и то, что отнимается по 15 минут от утра и 20 минут у вечера".
  
15 [Календарь варажников]
  
   "Раклага" - вероятно очень древнее слово, этим словом одновременно называют Радугу и тот костер, который жгут в ночь с 6 на 7 июля, а в дополнении вся телега, что скатывается с верхней точки, все четыре колеса по восемь дней относится к ней. Первое зовется точно так же - "Раклага" (1 июля), за ним следуют - "Красное" (9 июля), "Соленое" (17 июля), "Стрепетное" (25 июля)".
  
   "Спица "Орга" - это 45 градусов угла верхней правой стороны, а за ней телега "Спасница" или "Спасная Телега". Здесь колеса: "Тихое" (2 августа), "Первоспасное" (10 августа), "Жерное" (18 августа), "Бабье" (26 августа)".
  
   "Колесо "Первоспасное" - явное принятие христианских ценностей с их запретами. Непонятно название колеса "Тихое", и особо через спицу после колеса "быстрое" ("Стрепетное"). Возможно, что перед Спасом и время начинает тянуться?"
  
   "Названию "Жерное" тоже не нашел объяснения. Может быть - "жернова"? Или "жорное", поскольку в это же время все вызревает, и начинается жор, разносолы?"
  
   "Название колеса "Бабье" не должно никого удивлять, поскольку примерно в это время повсеместно начинается условное Бабье Лето, которое также делится на периоды: "молодое", "дяглое" и "старое", но в большей степени, что в это время выпадают самые женские огородные работы по уборке и заготовкам на зиму. В "Слитень Лешего", когда обычаями леший как бы обязан наводить порядок в лесу, только мужикам разрешен туда доступ, и это ограничение выступает логичным - больше сделают".
  
   "По горизонтали вправо спица "Чернотропная Ерга", указывающая в "Слитень Лешего" (4 сентября), и за ним под уклон и вниз скатывается телега, завершающая Явь - "Корневая". Кстати, встречаются еще два ее расходящихся названия: "Стариковская" и опять "Бабья", а третье "Похотелая". Здесь колеса: "Ерное" (12 сентября), "Понадежное" (20 сентября), "Похотелое" (28 сентября), "Заревница" (5 октября)".
  
12 [Календарь варажников]
  
   "И потом уже идут "зимние колеса", но в нашем исследовании не будем их касаться. Интересно только, что с середины первой "зимней телеги" как бы выпрыгивают четыре дня, называемые "Укати-колесо", они находятся вне круга - это 29, 30 октября и 1, 2 ноября, а в високосный год (а вернее перед ним), сюда добавляется еще одна спица или день. Соответственно третье колесо первой недели зимы начинается с 3 ноября".
  
   "Исходя из созвучия или моды, колеса последней телеги Яви иногда называют как женские имена: Вера, Надежда, Любовь. Это потому как Ерное звучит схоже с "Верное", Понадежное с "Надежное", а что значит "Похотелое", думается, тоже понятно. Возможно, правильнее будет считать, что Ерное ближе к слову Ерга, что бы оно ни обозначало - мне не хочется кидаться в гадания на сей счет. Название спицы "Урга" насквозь понятно - оно имеет отношение к едва проходимым лесным чащобам (отсюда, кстати, слово "урочище") и здесь знаменует особый "лесной период", когда только и можно рубить лес, и одновременно самый сложный период жизни - зиму".
  
   "Но вот эта, последняя телега лета, телега свадеб, потому название колеса "Заревница", скорее относится к "зареванности", чем к "зарницам" или "заревам", хотя кто его знает - календарь все-таки составляли "солнцепоклонники".
  
   "Летом у варажников считается та часть, которая рисует полную радугу, то есть промежуток от слитня Водяного до слитня Лешего, что режется от нижней части по горизонту спицами названия Ерга - это лучшая Явь, не переходная".
  
   "Навь берет свой отсчет с 13 октября. До слитня Солнцеворота (колес 21 декабря и 29 декабря) расположены две телеги и две телеги после".
  
   "Правь - это все спицы, слитни и вероятно "Укати-колесо" тоже, поскольку они как бы "правят" весь календарь".
  
   Кое-что об обычаях варажников
   "Варажники, имея восьмидневную неделю (колесо), тем не менее, не признают воскресений, то есть "выходных дней", но в некоторые дни у них существуют запреты на работу острыми предметами - серпом, косой, пилой и топором. Колеса регулируют также такие запреты, как неурочный сбор ягод (кроме земляники), чтобы дать тем вызреть, и не было соблазнов опередить кого-то. Запрещается также рубить лес для строительства и дров иначе как в колеса Нави, но и тогда не сразу, а через день и за пару дней до окончания (В Православном календаре этот срок выпадает от Покрова до Дремы). Но в основном это график посевных, уборочных и других работ, каждое колесо чему-то предназначено, и каждый день в нем имеет собственное название".
  
   "По обычаю, на всех "спицах", как стемнеет, жгут особые костры - большие или малые - костер считается заменой солнцу. Часто с ним встречают рассвет - восход солнца. Костры считают согреванием и поминовением душ ушедших, поскольку "на том свете" холод, а не жар. Согреванием считается также доброе слово. В Оргу 22 мая (попадающую, кстати, на христианского Николу Вешнего) костер жгут подростки или молодые неженатые парни - это знаменует "первотравные выпасы", что бы это словосочетание не значило, в этот день к ним на костры сбегаются девушки. В это время идут пригляделки, большая конкретика приходится на колеса Арга и Раклага, а результаты, особо. если они становятся заметны, подытоживают в телегах близ Покрова".
  
   "Арга (с 23 на 24 июня) - когда-то, обыкновенно у воды, жглись костры братчин, дружей, артелей, больших семей, и пускались малые костры - дары и просьбы - по реке, и было принято ходить в гости от костра к костру и угощаться (сейчас это обычай остался лишь кое-где у варажников, прибалтов и еще шведов с финнами). А вот с 6 на 7 июля разводится огромный Общинный костер - этот обычай сохранился в России едва ли не повсеместно, у варажников он называется "Раклага", но встречается (в Дедовическом районе) название ему - "Баклага", хотя жгут по тем же обычаям и не более одного на деревню, и кстати, развести какой-нибудь отдельный костер считалось оскорблением всему обществу".
  
   "Здесь, когда костер достигает высшей точки, обращаясь к ней трижды вместе, кто ни есть, мал и стар, кричат: "Ра-кла-га!", а в дождь, если тот застанет купающимися в реке, слышал такое, что на избытке чувств кричат, словно зовут: "Ва-ра-га!", но причин не объясняют, просто "так надо делать".
  
   "На "Ургу" (а в Православии выпадает на Георгия - 13 октября - это день перед самым Покровом) в ямах жгут старье, вконец износившиеся вещи, когда-то солому матрацев, чтобы набить свежей, а сегодня пластиковые бутылки, старые куски толи, полиэтилен, этим как бы ставя границу времени, чтобы оно не смещалось с другим".
  
   "Современные варажники по весне собирают такой мусор по лесу, оставленный недобросовестными охотниками, ягодниками или грибниками, и хранит в мешках, складывая их под вековой липой, до этого самого дня. В эту же яму, где жгут такой мусор, принято направлять пожелания столь же вонючего нездоровья "плохим людям", что способны так оскорблять лес. Возможно, так и случается, варажники не столь просты, некоторые слова их, из старых, вроде бы способны не только лечить, но наносить увечья".
  
   "Невозможно не заметить, что почти всё, относящееся к жизни варажников, связано с цифрой восемь. Восемь спиц календаре разграничивают и восемь человеческих уроков - периодов жизни, которые должен прожить или пройти всякий уважающий себя варажник. Одновременно у детей считается счастливым тот клевер, в котором обнаруживается четыре, и считается, что это повторение колеса, поскольку можно заключить в круг, и получится восемь граней".
  
   "Существуют игры, во время которых происходят толкания молодежи на восьми закопанных в землю столбах, размещенных в круг - когда-то это было обязательно принадлежностью всех здешних ярмарок".
  
   "Девятый день поминальный, потому как это восемь спиц прошли - колесо с души откатилось. Сороковины - это пять раз по восемь. Варажий дом - пять граней: пол, стены, крыша, он заложен в календаре, от того осознанного - пять жизней по восемь лет должен прожить, если желаешь жить варажником, то есть Уроками".
  
   "Один варажник говорил мне о том, что есть такая земля Разсия - они упорно зовут ее так - и все, что на ней, включая некоторых людей, живущих и поныне, возникла за восемь лет до сотворения мира. Что именно под нее цифра отсчитывающая 5 тысяч 500 лет до рождества Христова, была исправлена в 5508: то есть, добавлены те самые восемь лет, чтобы она с мира прошлого могла переместиться в нынешний. Вот от тех времен и календарь, только колеса меняются по износу".
  
   Моё отношение к варажникам
   Выше я уже сказал о важности сохранения языческих верований как одной из основ будущей идеологии. Можно только добавить, что варяги, которых призвали "придти и володеть" нашей "великой и обильной" землёй, отнюдь не скандинавы, а очень возможно, что варажники, "вараги", наши соотечественники, люди чистых помыслов и высокой веры. Сохранение и передача другим поколениям этих помыслов и этой веры в эпоху всеобщего одичания, в эпоху гламура, потреблятства и продажности, имеет то же значение, что и сохранение в целости природных родников - источников чистой воды.
  
   20 июля 2012 года, неделя Солёная
   Лешенское
  
   Продолжение здесь: http://samlib.ru/c/chuksin_n_j/2012_34.shtml
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"