Аннотация: Выкладываю, чуть чуть из одной книжки. Просто то что мне кажеться полезным. И может помочь в литературном творчестве.
Человеческая жизнь - это цепь событий, в которой причины и следствия не всегда ясны. В литературном произведении все логически связано: одно вытекает из другого; все лишнее, не имеющее отношения к действию, отсекается.
Логическая последовательность действий героев - это и есть сюжет произведения.
Теперь определимся с элементами сюжета. Для примера возьмем сказку "Волк и семеро козлят":
1) Экспозиция - изначальные время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине - задержанной.
Жила-была в лесной избушке белая коза - жёлтые глаза. И было у неё семеро козлят. Рано утром, только солнышко взойдёт, коза в леса да луга за кормом уходит. А козлятушки двери закроют, никого не пускают, друг с дружкой в избе играют.
2) Предзнаменование - намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.
Коза козлят накормит, напоит и снова на луга идет. А козлятам наказывает: никому дверь не отпирать.
3) Завязка - событие или появление персонажа, которые провоцируют развитие конфликта.
Жил недалеко серый волк. Увидел избушку, услыхал песенку козы. Вот раз коза далеко в лес ушла, козлятки дверь заперли, а волк и пришёл.
4) Конфликт, т.е. противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта - не о чем рассказывать. История о том, как козлята жили долго и счастливо не заинтересует даже маленьких детей. Виды конфликтов:
- человек (очеловеченный персонаж) против человека (очеловеченного персонажа);
- человек против природы (обстоятельств);
- человек против общества;
- человек против техники;
- человек против сверхъестественного;
- человек против самого себя.
В сказке о волке и козлятах конфликт возникает, когда волк пытается проникнуть в избушку.
5) Нарастающее действие - череда событий, которая берет начало от конфликта. В нашем примере волк бежит к кузнецу и велит выковать ему тоненький голосок.
6) Кризис - конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней: волк врывается в избушку и съедает козлят.
7) Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца: коза обнаруживает исчезновение козлят.
8) Нисходящее действие - череда событий или действий героев, ведущая к развязке: коза отправляется в лес искать волка.
9) Развязка - конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет. В нашем примере коза спасает козлят.
Почему важно знать основы построения сюжета? Потому что в литературе давно выработалась определенная схема воздействия на психику человека. Если рассказ не вписывается в нее, он кажется вялым, скомканным или нелогичным. Представим, что в нашей сказке нет нарастающего действия: волк сразу приходит и съедает козлят. Или что нет кульминации: коза не горюет - ей нет дела до гибели детей. Очевидно, что при этом сказка теряет художественную ценность.
В сложных произведениях со многими сюжетными линиями вышеперечисленные элементы появляются неоднократно; более того, ключевые сцены романа подчиняются все тем же законам построения сюжета (вспомним описание Бородинской битвы в "Войне и мире").
Переходы от завязки к конфликту и к его разрешению должны быть правдоподобны. Нельзя, например, отправлять героя-лентяя в путешествие только потому, что вам этого хочется. Если Иван-царевич садится на коня, пусть им движет сильная эмоция: любовь, страх, жажда мести и т.п.
Героям необходимо самостоятельно добиваться поставленной цели. Если дамочка находит чемодан с деньгами как раз тогда, когда ей надо платить за квартиру, это выглядит, по меньшей мере, странно. Если автор хочет, чтобы его героев любили и уважали, пусть они заслужат это - то есть совершат что-то достойное.
Развязка - это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на веревочках. С тех пор финал, когда конфликт устраняется мановением жезла гибэдэдэшника (колдуна, ангела и пр.), называется "бог из машины". В современной литературе подобное недопустимо.
Сюжетные архетипы
В художественной литературе существуют определенные сюжетные архетипы, которые повторяются из произведения в произведение на протяжении веков:
* Путешествие - герои отправляются в путь, чтобы найти что-либо или кого-либо. Другой вариант - возвращение домой. Путешественники встречаются с необычными людьми и попадают в необычные ситуации. Пример: "Властелин колец" Дж. Р. Р. Толкиена.
* Преследование - герой либо ловит кого-то, либо сам скрывается от преследования. Ставки высоки: если преследователи поймают жертву, ее ждет беда. Пример: "Преступление и наказание" Ф. Достоевского.
* Спасение - герой должен быть жертвой, зачастую несправедливо наказанной. Самостоятельно или с помощью друзей он выпутывается из тяжелой ситуации. Пример: "Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка" С. Кинга.
* Месть - герой пострадал от злодеев и теперь жаждет их наказать. Основной мотив: восстановление справедливости. Пример: "Граф Монте-Кристо" А. Дюма.
* Загадка - читателю предлагается ребус, отгадка которого лежит на поверхности. Этот сюжетный архетип используется, в первую очередь, в детективах. Пример - "Код да Винчи" Д. Брауна.
* Противостояние. Ключевой момент - противостояние двух сил: либо равных друг другу, либо находящихся в совершенно разных весовых категориях. В последнем случае главный герой всегда заведомо слабее. Пример: "Завтра была война" Б. Васильева.
* Взросление - герой-ребенок растет и познает жизнь. Пример: "Приключения Тома Сойера" М. Твена.
* Искушение - конфликт основан на чувствах героя. Он понимает, что идет к гибели, но не в силах противостоять своим желаниям. Пример "Лолита" В. Набокова.
* Преображение - герой меняется в лучшую сторону в результате обретения любви, веры, новой идеологии и т.п. Пример: "Аленький цветочек" С. Аксакова.
* Любовь - герои встречаются, влюбляются и, преодолев все препятствия, соединяют сердца (альтернативные варианты: теряют друг друга, один или оба главных героя гибнут). Пример: "Графиня де Монсоро" А. Дюма.
* Жертвенность - герой жертвует жизнью или благополучием ради высоких идеалов или счастья близких. Пример: "Русалочка" Г.-Х. Андерсена.
* Разложение - герой постепенно деградирует. Пример: "Портрет Дориана Грея" О. Уайльда.
* Открытие - человек познает истину о себе или окружающем мире. Пример: "Собачье сердце" М. Булгакова.
* Из грязи в князи или Из князей в грязь - история возвышения или падения человека. Пример: "Похождения Невзорова или Ибикус" А. Толстого.
В рамках вышеупомянутых архетипов написано подавляющее большинство литературных произведений. В некоторых романах со множеством сюжетных линий может переплетаться несколько архетипов: например, в "Войне и мире" Л. Толстого мы видим и любовь, и жертвенность, и преображение, и противостояние, и взросление.
Несмотря на то, что любое художественное произведение так или иначе вписывается в сюжетный архетип, автору надо быть особенно осторожным со штампами, то есть поворотами сюжета, которые неоднократно использовались в литературе и кино. С одной стороны, штамп - это практически всегда признак непрофессионализма: у автора не хватает фантазии придумать что-то свое. С другой стороны, штамп - это элемент мифа, который на протяжении многих веков находил положительный читательский отклик. Речь идет о своеобразной "короткой дороге" к сердцу читателя: знакомые с детства сюжеты автоматически вызывают нужные эмоции.
Правило здесь простое: если мы пишем мейнстрим - мы стараемся вообще избегать штампов. Если пишем жанровую литературу - используем штампы по минимуму.
Наиболее распространенные сюжетные штампы
- Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.
- Герой мстит за погибших родителей.
- Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить ему/ей жизни.
- Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот, чуть-чуть поломавшись, решает все проблемы.
- Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства впридачу.
- Решающий поединок героя со злодеем.
- Сцена "пожалуйста, не умирай" с последующим оживлением.
- Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.
- Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.
- В ответственный момент лучший друг предает главного героя.
Совет. Нередко писатель часами бьется над абзацем, а он не получается - хоть ты тресни! Время бежит, дело стоит, автор приходит в отчаяние. Как быть? Записать мысль - что именно надо отразить в этом абзаце - и двигаться дальше. Можно даже целый роман написать этой "скорописью", а потом отредактировать.
Сериал или отдельный роман?
Перед многими начинающими авторами встает вопрос: что им писать - сериал или "отдельный" роман.
Делайте сериал, если:
• вы планируете работать в сфере жанровой литературы (детектив, чик-лит, фэнтези и детские книги);
• вы не планируете сказать новое слово в литературе;
• вы собираетесь придерживаться какой-то одной темы. Например, писать детективы о жизни Автозаводского РОВД или гламурные романы о российском шоу-бизнесе;
• вы умеете писать быстро, в одном ключе и примерно на одном качественном уровне.