Первая лекция учебного года. Профессор философии окидывает взглядом класс и просит одного из новеньких студентов встать.
- Вы верующий, не так ли?
- Да, сэр.
- Веруете в Бога единого и непогрешимого?
- Верую.
- И конечно же считаете, что Бог самый добрый и всемогущий?
- Да.
- Сами-то вы - добрый или злой?
- Библия утверждает, что злой.
Профессор понимающе улыбается:
- Ах да, Библия! - Профессор на минутку задумался. - Ответьте, молодой человек, тогда на такой вопрос. Предположим, кто-то из здесь присутствующих заболел и вы можете его вылечить. Захотите ли вы его вылечить?
- Конечно, сэр.
- Значит вы - добрый.
- Я так не думаю.
- Ну почему же... Вы готовы помочь больному, несчастному человеку. И большинство из нас поступит точно так же. А вот Бог может и не захотеть.
Пауза.
- Например, мой брат был глубоко верующим человеком. А умер от рака, хоть и молился Иисусу Христу днем и ночью, чтобы тот его спас. Так какой же он добрый, ваш Иисус? Ответьте, пожалуйста.
Молчание.
Профессор бросает сочувственный взгляд на студента:
- Тут, как говорится, молодой человек, вам крыть нечем, не так ли?
Профессор отпивает глоток воды из стакана, стоящего на углу кафедры, и даёт студенту время подумать. С новичками нельзя сразу так резко. Философия наука сложная.
- Ну-ка, начнем сначала. Итак, молодой человек, добр ли Бог?
- Ммм... Да, добр.
- А Сатана добр?
- Нет.
- А кто создал Сатану?
Студент, заикаясь:
- Ббог...
- Правильно. Бог создал все - и Сатану в том числе, не так ли? - Профессор как расческой приглаживает сухощавыми пальцами остатки волос на затылке и обращается к улыбающейся аудитории. - У нас с вами будет забавный семестр, дамы и господа! Он снова поворачивается к студенту:
- Скажи-ка, сынок, есть ли в мире зло?
- Да.
- А кто создал это зло?
Молчание.
- Есть ли в мире болезни, уродство, аморальность, ненависть?
Студент, елозя по полу носком ботинка, опускает взгляд.
- Да, есть.
- Кто создал их, если не сам Бог?
Молчание.
Профессор вдруг выходит из-за кафедры и начинает расхаживать перед аудиторией, словно тигр в клетке.
- Скажите мне, чем же хорош ваш Бог, который создал все зло, существующее в мире? - Профессор делает широкий жест, как бы охватывая им всю Вселенную. - И ненависть, и жестокость, и боль, и муки, и смерть, и страдания в мире были созданы этим самым добрым Богом. Не так ли, молодой человек?
Молчание.
Профессор останавливается напротив студента и, опершись на кафедру, заглядывает ему прямо в глаза:
- Так ли уж добр ваш Бог на самом деле?
Молчание.
Профессор сочувственно смотрит на студента.
- Сынок, ты веришь в Иисуса Христа?
- Да, профессор.
Профессор понимающе кивает головой.
- Наука утверждает, что у человека есть пять органов чувств, чтобы опознавать и ощущать мир. Видел ли ты когда-нибудь Иисуса Христа живьём?
- Нет, сэр. Никогда не видел.
- Тогда скажи, слышал ли ты когда-нибудь его голос?
- Нет, не слышал.
- А ощущал ли ты Христа, скажем, на вкус или с помощью каких-то других органов чувств?
Молчание.
- Отвечайте же, молодой человек!
- Нет, сэр, не ощущал.
- И всё-таки ты в него веришь?
- Дда...
- Вот как нам всем нужно верить в то, ради чего мы живем! - Профессор, проницательно улыбаясь, окидывает взглядом аудиторию и снова поворачивается к студенту.
- Так вот, на основании эмпирических и познаваемых законов природы, наука утверждает, что Бога нет. Что ты ответишь нам на это, сынок? Как нам ощутить твоего Бога?
Студент продолжает молча водить носком ботинка по полу.
- Ладно, садись, - снисходительно говорит профессор.
Чувствуя себя разбитым и униженным, студент садится на свое место.
И в этот же момент другой студент тянет руку:
- Профессор, можно обратиться к классу?
Профессор, улыбаясь, поворачивается к нему:
- Ага, вот еще один евангелист объявился среди нас! Пожалуйста, молодой человек. Наставьте нас в божественной мудрости и истине.
- Вы, профессор, задали несколько критических вопросов и привели серьезные аргументы в защиту своей точки зрения, - говорит второй студент, окидывая взглядом аудиторию. - Разрешите и мне задать вам пару вопросов. Скажите, профессор, существует ли на свете такая вещь как тепло?
- Конечно, существует.
- А такая вещь как холод?
- Да, сынок, и холод тоже существует.
- Нет, сэр, согласно науке, холода нет.
Улыбка на лице профессора внезапно застывает. Аудитория напряжённо притихла.
- Может быть тепло, жарко, очень жарко, сверхжарко и чуть-чуть, еле тепло. Но в науке не существует такого понятия как холод. Потому что тепло - это движение атомов, - продолжает студент. - Можно достичь температуры абсолютного нуля по Кельвину, которая минус 273 градуса по Цельсию, но дальше за ней уже ничего нет, потому что ниже этой температуры нет никакого движения, а значит нет жизни и следовательно, нечего и нечем мерить. Холод, профессор, не есть противоположность тепла. Он является его отсутствием.
В классе - абсолютная тишина. Слышно даже, как у кого-то соскользнул на пол листок бумаги.
- Скажите, профессор, а существует на свете такая вещь как темнота?
- Что за глупый вопрос, сынок. Что же есть ночь, если не темнота? Короче, куда ты клонишь?
- Так значит вы верите в темноту, профессор?
- Да, верю, если можно так выразиться.
- Так вот, наука утверждает, что такой вещи как темнота не существует. Может быть много света, мало света, совсем чуть-чуть света, но такой вещи как темнота нет. Потому что темнота - это всего лишь отсутствие света.
Вопреки самому себе, профессор широко улыбается храброму юноше, стоящему перед ним. Семестр действительно обещает быть интересным.
- Хорошо, согласен, молодой человек. Теперь скажи нам, куда ты клонишь.
- Я хочу сказать, профессор, что в ваши философские предпосылки вкралась ошибка. Поэтому и ваши выводы, скорее всего, неверны...
Профессор ядовито усмехается:
- Мои предпосылки неверны?! Да как ты смеешь так разговаривать с преподавателем!
- Разрешите объяснить, что я имею в виду.
Весь класс обращается в слух.
- Объяснить? Ну что ж, объясняй.
- Вы рассуждаете, опираясь на философскую предпосылку дуализма мира, - говорит студент. - Например, если есть жизнь, значит есть и смерть. Если есть хороший Бог, значит есть и Бог плохой. Вы рассматриваете Бога, как концепцию, как все конечное, что можно измерить или объяснить. Но наука, сэр, не может даже объяснить толком, как работает человеческая мысль. Ученые запросто оперируют такими понятиями как электричество или магнетизм, а между тем они и в глаза не видели ни того ни другого, а еще меньше понимают, что они собой представляют. Рассматривать смерть как нечто противоположное жизни - значит закрывать глаза на тот факт, что смерти просто не существует, если нет жизни. Смерть не является противоположностью жизни. Она просто ее отсутствие.
Студент берет с парты соседа раскрытый журнал с красочной обложкой.
- Вот один из наиболее низкопробных таблоидов в стране... Скажите, профессор, существует ли на свете такая вещь как аморальность?
- Конечно существует. Послушайте, молодой человек...
- Я извиняюсь, профессор, но вы опять не правы. Потому что аморальность - это всего лишь отсутствие морали. А существует ли на свете такая вещь как несправедливость? Нет, не существует! Потому что несправедливость - это всего лишь отсутствие справедливости, - студент делает короткую паузу, а потом медленно, отчетливо произносит каждое слово. - СКАЖИТЕ, ПРОФЕССОР, РАЗВЕ ЗЛО НЕ ЕСТЬ ОТСУТСТВИЕ ДОБРА?
Лицо профессора побагровело, но он вежливо молчит - пока студент продолжает:
- Если в мире есть зло, профессор, - а мы все согласны, что оно есть, - значит Бог, если только Он существует, правит миром с помощью зла. Что же тогда несет в мир Библия, профессор? Она учит нас различать, несет ли любой из нас по своей воле, по своему собственному выбору, в мир добро, как результат любви Создателя мира к этому миру, или зло, как результат нашей отстраненности от Бога и от Его любви, поскольку любая форма любви является лишь проявлением нашей любви к Богу, который нас создал. Нет ничего превыше любви, профессор, потому что Бог есть любовь. Если Бог добр, то самым непосредственным актом Его доброты является предоставленная нам возможность любить и любить свободно. Потому что никого нельзя заставить любить. Ведь тогда такая любовь будет называться не любовью, а как-то иначе. Бог так возлюбил нас, что предоставил нам право свободного выбора между добром и злом. Зло есть наше право быть независимыми от Бога.
- Как философ и ученый, я не вижу никакой связи между предметом нашей дискуссии и правом выбора. Как реалист и прагматик, я абсолютно не вижу каким образом концепция Бога и прочие теологические измышления могут входить в уравнение мира, потому что Бог никоим образом в нем не наблюдаем. - говорит профессор, как бы суммируя и игнорируя все сказанное до сих пор студентом.
- Разрешите заметить, - тут же возражает ему студент, - что отсутствие продиктованной Богом морали является наиболее наблюдаемым явлением в природе. Газеты ежедневно зарабатывают миллиарды долларов, описывая этот феномен. Скажите, профессор, не придерживаетесь ли вы так же мнения, что человек произошел от обезьяны?
- Если вы, молодой человек, ссылаетесь на общеизвестный процесс эволюции животных и растений, то, конечно, придерживаюсь.
- А наблюдали ли вы, профессор, эволюцию своими собственными глазами или же, подобно мне, верите на слово чему-то в повседневной жизни ненаблюдаемому?
Профессор издает цыкающий звук и исподлобья строго и разочарованно смотрит на студента.
- Так как никто не наблюдал своими собственными глазами процесс эволюции, - продолжает разгорячившийся студент, - то не преподаете ли вы нам, профессор, всего лишь свое частное мнение? В таком случае, чем вы отличаетесь от любого церковника, хоть и называете себя ученым?
- Пропускаю мимо ушей вашу очередную грубость, молодой человек, в свете философской дискуссии, которую мы ведем. Теперь вы все сказали?
- Можно добавить еще пару слов по существу вашей дискуссии с предыдущим студентом?
- Валяйте!
- Не сомневаюсь, профессор, что вы - человек незаурядного ума, но, при всем уважении к вам, разрешите задать классу следующий вопрос. Есть ли здесь хоть один человек, который слышал ум господина профессора, осязал ум господина профессора, видел ум господина профессора или хотя бы ощущал запах ума господина профессора?
Класс настороженно молчит.
- Видите, профессор! Похоже, что никто в аудитории не имеет такого эмпирического опыта. На основании чего можно заключить - хотя я этого не сделаю, - что ограничения, налагаемые основными постулатами науки, в которую вы, господин профессор, так свято верите, указывают нам, что у вас вообще нет ума. То же самое можно сказать и о всех ваших чувствах и о вашей воле. Мне верится, господин профессор, что в вашей ограниченной геометрическими размерами черепной коробке скрывается ваш, ничем неограниченный ум, а вы пытаетесь запихнуть туда еще и Бога. Если у меня есть желание понять ваши рассуждения или, что еще важнее, вас самого, подлинного, такого, каким вы являетесь на самом деле (то есть, ваш интеллект, ваши чувства, вашу волю и даже самый ваш дух), тогда всё, что мне нужно для этого сделать (если вы только не возражаете) - это искать общения с вами и проводить время в вашем обществе. Поверьте, вы в состоянии понять, что Бог есть... если захотите. Но вот захотите ли вы, профессор?
Гробовая тишина в аудитории.
И тут раздается звонок.
- Все свободны! - с облегчением говорит профессор. - Урок окончен.
Имя и фамилию профессора история не сохранила. А второго студента, отчисленного с курса за неуспеваемость, говорят, звали Альберт Эйнштейн.