"Только через час комиссар пришел, отвязал коня и жену увел..." (с) народ, Чиж и Со
Сначала - благодарность писателю Веллеру. Михаил Иосифович, спасибо Вам за "Долину Идолов", которая послужила мне хорошим учебником по стилистике художественного текста и помогла сдать Госэкзамен!
А вот теперь - начнем!
Структура книги - роман в рассказах. И во всех рассказах есть общее чувство безвременья - то есть действия Звягина прикладываемы к любому времени. Ы? Где, когда? Нет ответа. А город тоже не помогает ориентировке читателя, поскольку Петербург в русской литературе - мистический город, а Ленинграда уже нет. Заодно, Звягин - не имя, а фамилия. То есть - герой непонятно кто, потому что у него имени нет и действует не пойми где.
Первый рассказ, про КГБиста - я их тоже не люблю, но сам Звягин декларирует в начале этой истории аполитичность. И чем тогда сам Звягин лучше своей жертвы, Березина, и комиссара из эпиграфа?!
Второй рассказ, про старуху-соседку - единственный логичный во всем этом киселе с Богом из Машины в качестве главного героя. Здесь у нашего безымянного майора есть и личный мотив помощи старухе - чтобы она им по вечерам не мешала, снизу в потолок не стучала.
Третий рассказ, про неудачника - ы? Зачем? Зачем изменение чужой жизни в угоду своим правилам о том, какой эта жизнь должна быть? Что за гребаный соцреализм?
Четвертый рассказ, про некрасивую - ну на фига якобы полемизировать с "Пигмалионом" Шоу, если сам Звягин делает в принципе то же, что и профессор Хиггинс? Опять же, у человека нормальная, среднестатическая внешность. Ну зачем делать ненужные пластические операции? Каждый человек в чем-то красив, кто внешностью, а кто-то вышивает красиво. И красивую женщину и ограбить приятнее, и изнасиловать...
Пятый рассказ, про карьериста - опять Бог Из Машины! Ну Звягин что, палачом работает? Ах, на Скорой Помощи? Так пусть и занимается только своим делом и не лезет в чужие!
Шестой рассказ, про алкоголика - Соцреализм цветет и пахнет. Не верю.
Седьмой рассказ, про нерешительного - Михаил Иосифович! Вы какой-то другой литературный прием знаете? Ну третий подряд рассказ с Deus ex Machina! Ну не бывает так даже в самой плохой фэнтези!
Восьмой рассказ, детективный, - раскрыть уголовное дело на спор? Не верю.
Девятый рассказ, о больном с терминальной (рак- четыре) стадией рака. Твою ж мать! Рак-четыре всякими гордыми и красивыми словами НЕ ЛЕЧИТСЯ! ТЕРМИНАЛЬНАЯ СТАДИЯ НЕ ЛЕЧИТСЯ, после нее человек умирает! Михаил Иосифович, у вас и отец, и дядя, и брат - врачи. Ну у них хоть бы поспрашивали.... Рассказ не годится даже в подтирку, свинец вреден для организма и бумага жесткая.
Десятый рассказ, про несчастного влюбленного - любовь - это не романтические вздохи. Любовь - это отвественность и привычка. Наплачутся потом влюбленные...
Одинадцатый рассказ, философский - ну и что? Все там будем.