Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Символизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Основные концепции
   ✔️ Поль Верлен (Paul Verlaine) - Считается основателем символизма, хотя сам открещивается от признания себя символистом. Как все символисты, Поль Варлен стремился к выражению невыразимого, таинственного и духовного, а логичности предпочитал музыкальность. Верлен в своих работах делал акцент на передаче негативных эмоций и настроений, используя образы и символы, которые вызывали у читателей ощущение безнадежности и страха перед бытием. Его эстетическое кредо: долой парижское высокомерное "грязное" искусство; назад, в провинцию. "Прочь все 'парижское', и грязь его и гнет! Да здравствует наш вкус французский! вкус Гаскони, Шампани, Артуа, Аргонны и Бургони, И сердце, - черт возьми! - что сердцу весть дает!"
   ✔️ Рембо (Arthur Rimbaud) - В своем творчестве Рембо использовал яркие и необычные образы для передачи своих идей и чувств. Он был сторонником индивидуализма и считал, что искусство должно быть свободным и не подчиненным общественным нормам и традициям.
   ✔️ Стефан Малларме (Stéphane Mallarmé) - Малларме был одним из основателей символизма и акцентировал внимание на таинстве поэзии. В своих стихах он часто использовал метафоры и аллюзии. Противопоставлял символистов парнасцам, изображавшим вещи прямо. Символисты пишут загадками. В целом доктрина, изложенная в трудах Мелларме, такова: в глубине вещей, повседневно данных в опыте, скрывается тайна - идея, подвластная лишь поэту с его музыкальным слухом и лиризмом. Важнейшее свойство поэзии - ощущение тайны. ( Малларме 'Тайна в поэзии')
   ✔️ Шарль Бодлер (Charles Baudelaire) - Бодлер известен как автор сборника стихов 'Цветы зла', который стал одним из символов упаднической поэзии. В его произведениях часто встречаются мрачные, декадентские мотивы, а также темы любви, смерти и красоты.
   ✔️ Морис Метерлинк - один из крупнейших представителей символизма в Европе. Поэт познания, в своих произведениях он показывает философемы, которые могут играть куклы не хуже людей, каждая из его философем касается человеческого бытия и души. Вещи, согласно мировоззрению Метерлинка, скрывают некие тайны, которые дают человеку через символы путь к истине. В своих прозрениях опирался на опыт таких мыслителей как Новалис, Рюисбрек, Эмерсон. На первом сборнике его стихов 'Serres chaudes' (1889) сказалось влияние Малларме и Бодлера. Среди европейских символистов М. был главным, почти единственным крупным драматургом. При этом он "ломал" театр, призывая актеров к деперсонализации, и это закономерно, ведь они играют философемы, по сути, являются знаками.
   ✔️ Константин Бальмонт - Замечательный переводчик поэтов-символистов, поэт-символист, теоретик искусства. Противопоставляет символистов реалистам, утверждая, что реалисты - простые наблюдатели, а символисты всегда- мыслители. Видит в стихе отражение законов Вселенной, что изложил в поэтически-теоретической книге "Поэзия как волшебство". Ищет истоки символизма в древности и видит символизм не как стиль эпохи, а как метод познания. Опирается в своих размышлениях на древнюю индусскую поэзию, Парацельса, Якоба Бёме. ✔️ Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) - Тулуз-Лотрек был известным художником-символистом, который использовал яркие цвета и абстрактные формы для передачи своих эмоций и идей. В своих работах он часто изображал жизнь ночного Парижа и его обитателей. Гюстав Моро (Gustave Moreau) - Моро был художником, который создавал сложные и загадочные картины, наполненные символами и аллегориями. Его работы были вдохновлены мифологией, историей и древней литературой, иконографию он также использовал для передачи своих мыслей. Он так любил старину, что даже свое жилье в Париже переделал под музей старинных вещей.
   ✔️ Редон (Odilon Redon) - Редон был французским художником и гравером, который создал множество произведений искусства, наполненных никому неведомыми смыслами. Особую известность получил его рисунок чёрного ворона - посланника смерти, а также изображение огромного волосатого паука с человеческим лицом. В своих рисунках он часто соединял цивилизацию и элементы природы, людей и мифических существ, что делало его работы уникальными и привлекательными.
   ✔️ Клод Моне (Claude Monet) - Моне был одним из самых известных импрессионистов, чьи работы также могут быть интерпретированы как символические. В своих картинах он часто использовал яркие цвета и необычные формы, наблюдая их в световых бликах на природе. Выезжая на пленеры, он понял, что в природе нет четких очертаний. Моне полагал, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь, работая в мастерской, где художник заранее и зачастую превратно представляет себе то произведение, которое он собирается создать.
   ✔️ Владимир Сергеевич Соловьев - русский философ, поэт и публицист, один из основателей философии русского символизма. Василий Васильевич Розанов - русский религиозный философ и публицист, автор работ по символизму, переосмыслил Достоевского в фундаментальном труде "Легенда о великом инквизиторе".
   ✔️ Дмитрий Сергеевич Мережковский - русский писатель, поэт, критик и переводчик, один из основоположников символизма в русской литературе, переосмыслил Гоголя, отнеся его творчество к сфере потустороннего "Гоголь и черт".
   ✔️ Вячеслав Иванович Иванов - русский поэт, драматург, переводчик и теоретик символизма, один из лидеров символического движения в России.
   ✔️ Андрей Белый русский поэт, писатель, теоретик символизма и литературный критик. Через собственное видение гиперболы как символа искал связи между Гоголем и современными поэтами.
  Первая половина 1890-х годов стала той вехой, когда символизм заявил о себе во всеуслышание. Именно тогда стали ставить на сцене первые пьесы Мориса Метерлинка, а Брюсов вместе с А. Миропольским выпускает три сборника 'Русские символисты' - публикуя там себя вместе с французами. До этого он таился в гностических сектах, масонских ложах, в трудах алхимиков и фокусников-магов, в философствованиях Парацельса, в святочных рассказах, во внутренней форме поэтики Гоголя, в романтизме, прозрениях Я.Беме, лодках Кальдерона, мечтах Фауста, магическом кристалле Метерлинка. Бальмонт теоретизирует, нащупывая в исторических плоскостях вечности, метод символизма, а знаменитый Одиссей символизма Иннокентий Анненский под псевдонимом того же Одиссея 'Ник. Т-о' выпускает 'Тихие песни' одновременно с 'Горными вершинами' Бальмонта - уже в 1904. Значит, символизм как литературное направление состоялся и укрепился в сознании эпохи примерно за 14 лет.
  Символизм в России как направление начинается с размышлений в рамках все тех же проклятых вопросов бытия. С русской философии, которая переосмыслила религию, космогонию, историософию. С русского ницшеанства, с философского рассуждения о цели и смысле человеческого существования Николая Минского, обозначенного им в книге 'При свете совести'.
  Совесть восходит на гору - ее сподвижники вносят на эту же гору факелы. Судя по всему, Минский уже предчувствовал что-то вроде атомной бомбы, так каждый факел - это была такая бомба, все вместе они должны разнести землю на куски. И Совесть поступила бы по совести, заставив своих спутников опустить факелы и погубить землю. Земля не стоит того, чтобы существовать. Но Совести вздумалось выслушать людей - что они скажут. А согласно Ницше, в те времена, в его времена, жили уже последние люди - последние во всех смыслах этого слова. Его Заратустра безжалостен к представителям человечества - он видит, что они к философии менее склонны, чем к пляскам акробата. Люди связанных умов, слабых характеров, их род неистребим, как в поле блохи, но человек и равен блохе, смысла людях не больше, чем в насекомых. Для духа человеческого не осталось места. Николай Минский последовательный ницшеанец. Его Совесть совершенно безжалостна - все, чем бы ни оправдывали люди свое существование - все это грязь, бедность и довольство жалкое собой. Даже художник, который хотел освободить из заточения идеал, не растрогал безжалостную богиню.
  Интересно, что идеал у Минского оказался предметом зависти Бога и был заточен в пропасти навеки, пока ничтожнейшее из существ - человек - не освободит его, создав нечто подобное. Выше человека ангелы, серафимы - там обычная церковная иерархия во всем своем религиозном символизме. А вот заточенный Идеал - это типичный декадентский ход: использовать легенду о Люцифере (который, как известно, блестит драгоценными камнями) для рассказа о поиске человеком смысла жизни. Идеал - Люцифер? Подумайте, что тогда такое символизм, если его идеал - Люцифер. С таким идеалом земля уж точно ничего не стоит. И Богиня по-прежнему игнорирует все оправдания человеческого существования. Даже любовь, даже материнство - все это эгоизм. А сама совесть - нечто противоположное эгоизму - стремление к смерти. Тут мы опять удивляемся, что же такое символизм, если для его теоретиков стремление к жизни - эгоизм, стремление к смерти - совесть? Очень смелое манипулирование философскими абстракциями? Комбинаторика? Обман? Разумеется, катастрофы не произошло, человек не перестает искать смысл своего существования, а Совесть, согласно притче Минского, все еще стоит на высокой горе, и не может ни уйти, ни опустить факелы. Такая она стойкая. Верит и надеется до последнего.
  Символисты переосмысляли все, даже теорию метафоры, рифмы. Так Константин Бальмонт в книге 'Поэзия как волшебство' описал инсталляцию, которую сделал у себя на рабочем столе и определил рифму через получившийся образ: два зеркала, направленные друг на друга. А мысль, идею - представил в образе свечи, поставленной между ними. Он смотрел на бесконечность отражений свечи и думал о рифме и смысле.
  'Зеркало в зеркало, сопоставив две зеркальности, и между ними поставь свечу. Две глубины без дна, расцвеченные пламенем свечи, самоуглубятся, взаимно углубят одна другую, обогатятся пламенем свечи и соединятся с ним в одно. Это образ стиха. Две строки плавно уходят в неопределенность и бесцельность, друг с другом не связанные, но расцвеченные одною рифмой, и глянув друг в друга, самоуглубляются, связуются, и образуют одно, лучисто-певучее целое'. (К.Бальмонт)
  Задание1. Прочитайте отрывок из рассуждений К.Бальмонта о символизме. Подумайте, что он имел ввиду: символизм как стили, как литературное направление или как метод. Обоснуйте свою позицию.
  'Если вы, отрешившись от наскучившей вам повседневности, одиноко сядете у большого окна, перед которым, как прилив и отлив, беспрерывно движется толпа проходящих, вы через несколько мгновений будете втянуты в наслаждение созерцания и мысленно сольетесь с этим движущимся разнообразием. Вы будете невольно изучать, с той быстротой, какая дается лишь возбуждением, этих, на мгновение возникающих, чтобы тотчас же скрыться, знакомых незнакомцев. В мимолетных улыбках, в случайных движениях, в мелькнувших профилях, вы угадаете скрытые драмы и романы, и чем больше вы будете смотреть, тем яснее вам будет рисоваться незримая жизнь за очевидной внешностью, и все эти призраки, которым кажется, что они живут, предстанут перед вами лишь как движущиеся ткани, как созданья вашей собственной мечты. Они все наконец сольются в один общий поток, управляемый вашей мыслью, и, восприняв красоту и сложность вашей души, образуют с вами одно неразрывное целое, как радиусы с центром. Мир станет фантасмагорией, созданной вами, потому что вы слишком долго и пристально глядели на неистощимый поток людей, сидя одиноко, у большого окна.
   Между тем, если бы вы находились сами в этой толпе, принимая равноправное участие в ее непосредственных движениях, неся ярмо повседневности, вы, пожалуй, не увидели бы в этой толпе ничего, кроме обыкновенного скопления народа, в определенный час, на определенной улице.
   Таковы две разные художественные манеры созерцания, два различных строя художественного восприятия -- реализм и символизм.
   Реалисты всегда являются простыми наблюдателями, символисты -- всегда мыслители.
   Реалисты схвачены, как прибоем, конкретной жизнью, за которой они не видят ничего, -- символисты, отрешенные от реальной действительности, видят в ней только свою мечту, они смотрят на жизнь -- из окна. Это потому, что каждый символист, хотя бы самый маленький, старше каждого реалиста, хотя бы самого большого. Один еще в рабстве у материи, другой ушел в сферу идеальности' (К.Д.Бальмонт).
  Эта статья входит в книгу Бальмонта 'Горные вершины' (1904). Само название, равно как и эпиграф к ней - 'Горные вершины любуются друг на друга издалека' - символ. Автор считает себя горной вершиной, которая может любоваться другими горными вершинами, дистанцированными от него. Так он любуется Кальдероном, Беме, Парацельсом и связан с ними невидимыми нитями любви к искусству. Вершины духа - редкое явление в этом мире, и потому не бывает их скопления рядом. Они вынуждены любоваться друг другом издалека. По Бальмонту, символизм - древнее явление. Он с упоением теоретизировал по этому поводу: 'Древний индус в утреннем своем величии и песнопении воспринимал лик огня, земного и небесного как светозвук. Огонь для индуса поет' ('Светозвук в природе или световая симфония Скрябина'). Скрябина он причислял к собратьям, символистам, а созерцателей и слушателей огня - коней Агни - предшественниками его в музыке.
  Задание 2. Прочитайте стихотворение Лермонтова 'Горные вершины'. Это перевод с немецкого. Как вы думаете, кто из них: автор И.В.Гете, переводчик М.Ю.Лермонтов или теоретик символизма К.Бальмонт - видел в спящих горных вершинах своих собратьев по перу в их духовном величии, погруженными в мрак непознаваемого? А кто мог бы позавидовать их покою, поскольку сам был вечным странником?
  Горные вершины
  Спят во тьме ночной;
  Тихие долины
  Полны свежей мглой;
  Не пылит дорога,
  Не дрожат листы...
  Подожди немного,
  Отдохнёшь и ты.
  
  Задание 3. Прочитайте стихотворение К.Бальмонта 'Капля'. В чем смысл заглавия? Колодец- это аллегория, метафора или символ? Объясните свою позицию. Опишите в словах или в красках, в каком предмете хранится ваш творческий потенциал.
  
  В глухой колодец, давно забытый, давно без жизни и без воды,
  Упала капля, не дождевая, упала капля ночной звезды.
  
  Она летела стезей падучей и догорела почти дотла,
  И только искра, и только капля одна сияла, еще светла.
  
  Она упала не в многоводье, не в полногласье воды речной,
  Не в степь, где воля, не в зелень рощи, не в чащу веток стены лесной.
  
  Спадая с неба, она упала не в пропасть моря, не в водопад,
  И не на поле, не в ровность луга, и не в богатый цветами сад.
  
  В колодец мертвый, давно забытый, где тосковало без влаги дно,
  Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле звено.
  
  Когда усталый придешь случайно к тому колодцу в полночный час,
  Воды там много, в колодце - влага, и в сердце - песня, в душе - рассказ.
  
  Но чуть на грани земли и неба зеленоватый мелькнет рассвет,
  Колодец меркнет, и лишь по краю - росинкой влаги белеет след.
  Многие свои произведения К.Бальмонт переделывал, переписывал заново. Как вы думаете, первоначальная редакция этого стиха, которая начинается так: 'В колодец древний, почти забытый, где нету жизни и нет воды' - более точно отражает его теорию символа?
  Задание 4. Прокомментируйте цитату о символизме. Объясните, почему вечные образы Дон Жуана , Фауста, Гамлета Д.С.Мережковский называл символами?
  'Символами могут быть и характеры. Санчо-Панса и Фауст, Дон-Кихот и Гамлет, Дон-Жуан и Фальстаф, по выражению Гёте - Schwankende Gestalten'. (Д.С.Мережковский)
  Задание 5. Докажите, что вещи и сущности у Метерлинка в 'Синей птице' - символы. Что такое, по-вашему, синяя птица?
  Задание 6. Прокомментируйте слова Минского о М.Метерлинке: 'Вся трудность для драматурга заключилась не в том, чтобы обнаружить идею, а скорее в том, чтобы ее искусно скрыть, чтобы зритель, не догадывающийся о философском содержании пьесы, имел перед собой завлекательную правдивую повесть жизни. И действительно, сказка сама по себе поэтична, трогательна, глубоко человечна. Но присмотритесь внимательнее, и второе символическое содержание начинает сквозить за первым драматическим'. Как вы в детстве воспринимали 'Синюю птицу'? С какими пьесами русских авторов вы могли бы ее сравнить по философичности и знаковости деталей?
   
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"