Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Маяковский и его философия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Маяковский и идеи Вернадского


   Космизм - русский футуризм. Это не футуризм, это именно космизм, гигантомания человека, проходящего квесты. Человечество обязано решить все задачи... Одну за другой.
   Если рассматривать идею человека как развивающегося существа вселенной, как элемента антропосферы, то возникает вопрос о корнях космизма Маяковского.
   Он не человекобог, не богочеловек, он именно бог-человек, тот самый человек космический, коего древний грек представлял человеком-космосом. Ему не нужно быть лучше или хуже - он уже есть бог как данность. Создатель миров, в том числе и земного. Но не все задачи им еще решены. И в своих поэмах Маяковский показывает, что должно быть решено. Он видит задачи свысока, как бы решенными, у него уже Каин с Христом играют в шашки, и нет смерти.
   Возможно, Маяковский один из сторонников Вернадского? У него поэтика- своеобразная попытка решения общих для всех миров задач.
   Задача первая:
   Справиться со своей незначительностью, загнанностью в "земной загон", и это Маяковский решает своим гигантизмом. Человек - гигант. Нет ничего выше его. Эта проблема решается еще в философии Гегеля. "У Людогуся громадное достоинство: "возвышенная" шея". "Мы должны вдуть в эту отдушину", то есть сделать всех гигантами.
   Задача вторая.
   Сначала выдумать бога, потом его сместить и на его место поставить человека. Поэма "Человек". Человек преображен.
  
   В каждом юноше порох Маринетти,
   в каждом старце мудрость Гюго.
  
   Задача третья.
   Научиться понимать, разговаривать с небесными и космическими телами, потому что они тоже мыслящие, мыслящая вселенная, что как ни солярис приходят к Маяковскому пить чай на дачу?
  
   Задача четвертая:
   Переделать под себя миропорядок. Человеку нарочно дается несправедливое общество, чтобы было что преодолеть. Маяковский обрадовался революции, вот оно, но понятно, что так быстро только кошки родятся. Чтобы только-только Вернадский осознал идею ноосферы, и сразу вам пожалуйста, квест выполнен. Так не бывает. одних только "Пальцев пролетариата у мира на горле" может быть недостаточно, нужно время. И нужно пространство.
   Задача пятая.
   Научно-технический прогресс на вселенском уровне. Преодоление пространства.
  
   Показываю
   мирам
   номера
   невероятной скорости.
   Дух
   бездомный давно
   полон дум о давних
   днях.
  
   Задача шестая. Управление пространством.
  
   Центральная станция всех явлений,
   путаница штепселей, рычагов и ручек.
   Вот сюда
   - и миры застынут в лени -
   вот сюда
   - завертятся шибче и круче.
  
   Ноосфера - главная, она имеет вселенский масштаб, и нет задач, которые не выполнило бы человечество ее. В ее компетенции звезды зажигать, если это кому-нибудь нужно.
  
   Задача седьмая.
   Преодоление времени. Воскрешение мертвых. Федорова с Вернадским соединяет Маяковский.
  
   Но для выполнения этого квеста необходимы силы разума и желаний подлинных.. Нужен окончательный мир, мир как невозможность смерти.В этом воплощается любовь Земли как существа мыслящего (единая ноосфера!), к человеку.
  
   Земля,
откуда любовь такая нам?
Представь -
там
под деревом
видели
с Каином
играющего в шашки Христа.
   Философия Маяковского тесно связана с эволюцией его поэзии - это переход от концепта "тело" к концепту - "вещь". Вещь лучше и духовнее тела, потому что тело подчиняется законам детерминизма. Вещь в форме своей создана свободным духом. Эволюция, раз в первых "Маяковских" поэмах тела значительно больше, чем вещей. В процессе эволюции Маяковского - если это не намеренный проект антропосферы, соотношение меняется: вещь становится главной, даже свои стихи в статье "Как делать стихи" он называет вещами. А чем они тоже не проявление духа и свободы? Да еще и нетленны. Конечная задача человечества - сделать нетелесным, нетленным все и воскресить всех. Пусть не забудут и его, Маяковского. Но лучше. если он воскреснет молодым, потому и решил умереть молодым. Что он будет делать в старом теле в светлом будущем?
   Полюсы крайние в поэзии Маяковского:
   1."Флейта-позвоночник" - микромир, тело - тленность отсылки к Гамлету, Орфею
   2."Бруклинский мост" - макромир, индустрия. Вещь. - нетленное Маяковский выбирает микромир, мир большой.
   Иерархия существ и сущностей показана Маяковским в "Мистерии Буфф":
   1. Семь пар чистых. Абиссинский негус, индийский раджа, турецкий паша, русский купчина, китаец, упитанный перс, толстый француз, австралиец с женой, поп, офицер-немец, офицер-итальянец, американец, студент.
   2. Семь пар нечистых. Трубочист, фонарщик, шофер, швея, рудокоп, плотник, батрак, слуга, сапожник, кузнец, булочник, прачка и эскимосы: рыбак и охотник.
   3. Дама-истерика.
   4. Черти. Штаб Вельзевула и два вестовых.
   5. Святые. Златоуст, Лев Толстой, Мафусаил, Жан Жак Руссо и др.
   6. Вещи. Машина, хлеб, соль, пила, игла, молот, книга и др.
   7. Человек просто.
   Получается, человек- вершина всего. Антропоцентризм в своем пределе.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"