Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Искушение как психологический прием

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  
  1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. (От Матфея 4:1-11)
  
Искушение Христа в пустыне []
  Итак, чиновник от медицины, величайший психолог Искуситель дает верные советы, как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: преврати камни в хлебы и люди к тебе потянутся. По сути, раздолби все камни твоего твердого учения в песок, на этой земле вырасти хлеб, простое познание - сделай это сам для человека, и он станет поклоняться тебе. Ему все должно быть доступно и понятно. Чем понятнее и проще будут пути его познания и самопознания - тем лучше. Принцип доступности - важнейший принцип современной психологизированной педагогики. Но Христос отверг это. Нет, разумеется, человек к познанию должен идти сам, и сам обрабатывать почву своей мудрости.
  
  Второе искушение: чудо - удиви. Психическая реакция удивления помогает манипулировать человеком. Но и это отверг Христос. А ведь какой замечательный совет был. Через удивление наши психологи всю педагогику в начальных классах школы строят.
  
  И вот дух предлагает власть над всеми царствами мира, если Тот ему поклонится. Большинство христианских толкователей, в частности, Жак Элюль, усматривали в этом критику государственной власти - якобы она от сатаны.
  Но на самом деле тут не власть как таковая должна смутить Христа, а сам факт поклонения ПСИХОЛОГУ всех времен и народов.
  
  Не Бог, а реальный человек, Фауст, по замыслу Гете, все-таки искушается психологическими советами своего спутника Мефистофеля, который, несомненно, воплощение того самого духа, на это дает косвенное указание Гете, дав к одному из искушений Фауста цитату из того же библейского эпизода:
  Что мне природа? Чем она ни будь,
  Но черт ее соавтор, вот в чем суть.
  Мы с жилкой творческой, мы род могучий,
  Безумцы, бунтари. Взгляни на кручи.
  Вся ширь земная - дело наших рук.
  Теперь ты облетел ее вокруг.
  В какой-нибудь из точек перелета
  Спуститься ты не ощутил охоты?
  Ты видел как-никак с высот своих
  "Все царства мира и всю славу их".
  (Матф. IV, 8.)
  Но ты брюзглив, и кругозор привольный
  Не властен над душою недовольной. "Фауст" - драма, раскрывающая подлинный смысл человеческого существования. При этом роль Мефистофеля - это роль методолога, на все вопросы самопознания могущего ответить лишь в низком модусе бытийственности, максимально приближенном к земле, а, следовательно, и к аду. "Творенье не годится никуда" - это основа основ психоаналитиков, призванных устранить ущербность своего сотворенного Б-гом пациента - вылечить его, открыть ему глаза на простые вещи. Что, собственно, и делает Мефистофель.
  Психолог начинает со снятия стресса у Фауста. Эльфы действуют подобно психотропным средствам: стирают из памяти воспоминания о постигшем Фауста ударе:
  
   Эльфов маленьких участье
   Всем в беде уделено,
   По заслугам ли несчастье,
   Или без вины оно.
  
   Если человека мучает совесть - это не более, чем комплексы, которые можно одолеть, ведь есть жизненные силы, вселяющие бодрость в человека. Мефистофель знакомит Фауста с "малым светом", с "большим", учит его делать карьеру. И все это он делает как тонкий психолог.
  Но Фауст, как назло, стремится к чему-то большему. Он плохой, скверный ученик. Хотя сопротивляется слабо и в конце-концов поддается, конечно, текущим советам и назиданиям, мелким психологическим провокациям, бьющим по самолюбию:
   Опять кипит, опять в обиде!
   Ступай утешь ее, глупец!
   В смятенье выхода не видя,
   Ты думаешь, всему конец?
   Ты был всегда храбрец мужчина,
   Так что ж ты пятишься назад?
   Что оробел ты, дурачина,
   Когда тебе сам черт не брат?
  
  
  Блестящим учеником Мефистофеля мог бы быть разве что искусственный Гомункул, скороспелый всезнайка, у которого действительно нет никаких комплексов и, с точки зрения психологов, в нем единственная ущербность - отсутствие тела. Но разве психологи занимаются телом? Если только как средством для лечения опять той же души. Но даже Гомункул - идеальная безкомплексная психическая организация - несчастлива, томится по существованию, по грешной и реальной жизни, по плоти, по реальному существованию в сложном и далеко непсихологичном мире.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"