Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

"Хлыстовская богородица" Маяковского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поэмы Маяковского не о Лиле Брик, хотя и посвящены ей. Портретное сходство с Аполлинарией Сусловой позволяет говорить о глубокой художественной и стилистической преемственности.

  "Хлыстовская богородицв" Маяковского
  Портретное сходство Лили Брик с Аполлинарией Сусловой поразило. И когда я прочла в книге Карла Проффера о Лиличке, бережно хранившей наследие Маяковского, то поняла: это не та Лиличка. Вообще не тот образ и не тот характер. Даже если бы Лиля Брик вовсю старалась , она не смогла бы стать тем гиперболическим образом женщины-сатаны, какой Маяковский рисовал в своих поэмах.
  Если вдруг подкрасться к двери спаленной,
  перекрестить над вами стёганье одеялово,
  знаю -
  запахнет шерстью паленной,
  и серой издымится мясо дьявола.
  ("Флейта-позвоночник")
  Чего ж там такого в семье Лили и Оси было дьявольского? Обычная семья. Зачем там дымиться одеялу и пахнуть серой? Оба его издавали, боготворили, все ему позволяли....
  И я продолжила поиски. За полгода преподавания Маяковского изучишь поневоле все версии.
  Кацис с его интеллектуальным контекстом эпохи натолкнул меня на связь между Маяковским , Розановым и Достоевским. Настасья Филипповна скорее всего, она - такая.
  Аполлинария Суслова. Маяковский ее нашел как наследие Достоевского. Из объединяют рыживе волосы: "в 1860 г. к писателю подошла стройная девушка с большими серо-голубыми глазами, с красивыми чертами умного, волевого лица, с гордо вскинутой головой, обрамленной прекрасными рыжеватыми косами".
  Тебя пою, накрашенную, рыжую.
  ("Флейта-позвоночник")
  Затем этот образ станет и булгаковским.
  Накрашенные и рыжие странным образом сопровождают именно богоборцев - знак или удачная выдумка? Но степень различна.
  Разве ж Лиличка заставит дрогнуть? Вот Аполлинария - по характеру своему - могла.
  Вот я богохулил.
  Орал, что бога нет,
  а бог такую из пекловых глубин,
  что перед ней гора заволнуется и дрогнет, вывел и велел:
  люби!
  Ясно, , что не Лиличку он называет "проклятая" и не Лиличку он просит бога убрать из своей жизни. Не Лиличка его выгонит:
  Сегодня сидишь вот,
  сердце в железе.
  День еще -
  выгонишь,
  можешь быть, изругав.
  ("Лиличка")
  Настоящая ЛИличка не исчадие ада. Исчадие ада -т а, что была настоящей женой Достоевского и проклятием Розанова.
  С любовного ложа из-за Его
  волосиков любимой голова.
  ("Человек")
  Намек на жиденькие волосы Достоевского?
  Чьи то волосики? Бога, Розанова или Достоевского? Мы так и не узнаем. Одно можно сказать с уверенностью - не Осипа.
  Несомненно только одно: он был стилистом высокого и необычного плана. Его выбор образа любовницы Достоевского - переложение его на свою любовницу - это изыски стиля, когда поэзия переходит в жизнь. Но это и образ Абсолюта - Их трое- Он, Достоевский и Розанов и их демон - вечная муза трагедии, наказание за богоотступничество.
  "Меня она никогда не любила и всемерно презирала, до отвращения; и только принимала от меня "ласки". Без "ласк" она не могла жить. К деньгам была равнодушна. К славе - тайно завистлива. Ума - среднего, скорее даже небольшого. Но стиль, стиль...".(Розанов)
  В рамках этого стиля, которому Маяковский не мог изменить, хотя лично от него никто не бежал, и убегания героини от героя. Может быть, от дней этих,
  жутких, как штыков острия,
  когда столетия выбелят бороду,
  останемся только
  ты
  и я,
  бросающийся за тобой от города к городу.
  ("Флейта-позвоночник")
  А вот Аполлинария от Достоевского убегала. В августе 1863 г. она уже в Париже и краснеет за их прежние отношения. Маяковскому нужна была такая же "хлыстовская богородица" для реализации своей поэтики - особого стиля раздробленной телесности, передающей на уровне телесных ощущений невероятные душевные муки. И он ее позаимствовал у Достоевского.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"