Аннотация: Повесть в диалогах - фрагменты романа "Монолог (Диалоги)"
НАТАША
Первая часть
Фрагменты из романа "Монолог (Диалоги")
Предисловие
Это уже не первая попытка разбивки моего романа на части, в которых героями, кроме главного Пети ( Петра Григорьевича) - за редкими исключениями, является один из них - его жена, дети, друзья, женщины и сам автор. Цель одна - сделать диалоги, в которых написан роман, более доступными пониманию и прочтению, хотя даже в таком виде они читаются не слишком удобоваримо. Кроме того, я хотел придать таким способом диалогам заложенный в них в начале написания смысл - более реалистический, когда я не мыслил их в некотором роде сюрреалистическим "бредом" - монологом главного героя, что и послужило дать двойное название роману "Монолог (Диалоги)".
Не скрою, тем самым я хотел расширить круг читателей романа, хотя это пойдет в ущерб его целостности. С другой стороны, мне самому любопытно понять, как фрагменты романа читаются вне связи с целым, где мои герои связаны воедино. Интерес фрагментации романа, на мой взгляд, может заключаться в том, что персонаж конкретного фрагмента не всегда владеет информацией о том, что предшествовало его разговору с Петей, который один владеет ею, что чаще всего и происходит в реальной жизни.
В данных фрагментах такой героиней является жена Пети, родившая ему двух сыновей, с которой у него сложились очень непростые отношения. В отличие от диалогов других героев романа, диалоги Наташи с Петей будут даны, скорее всего, почти полностью - от начала их знакомства до конца его жизни. Это объясняется тем, что, пожалуй, именно она играет главенствующую роль в романе после Пети, являясь в определенном смысле его антиподом.....
-1-
- Пожалуйста, выслушайте молча. Не бойтесь - я не сумасшедший. Если мои слова будут вам неприятны, я сразу же оставлю вас в покое - дайте только знак. Антракт скоро закончится...
Быть может, вы уже заметили меня раньше, так как я старался обратить на себя ваше внимание еще в прошлом сезоне. Долго не решался подойти к вам, не хватало смелости. Филармония - не самое удачное место для знакомства, но я не знаю, где еще могу встретиться с вами.
Впервые увидел вас на обычном концерте, а потом вы исчезли. Это было два года назад. Но в прошлом году - так распорядилась судьба - мы купили один и тот же абонемент. Вы сидели не очень далеко от меня, в антракте не вышли из зала, остались сидеть в своем кресле. И так почти всегда - на следующих концертах. А я трусливо сбегал - боялся подойти к вам и заговорить, а сидеть, не глядя в вашу сторону, было выше моих сил...
Вы, естественно, меня не замечали... Ради бога, не отвечайте. Позвольте, пожалуйста, высказаться до конца, я безумно волнуюсь...
Однажды во время исполнения скрипичного концерта Бетховена, когда посмотрел в вашу сторону, встретил гневный взгляд и решил, что я - причина вашего недовольства. И как же обрадовался, поняв, что вы возмущались перешептыванием соседей ...
Сегодня ночью проснулся и решил раз навсегда покончить с кошмаром ожидания следующего концерта - встречи с вами, когда в очередной раз не смогу слушать музыку без того, чтобы не думать о вас. Поклялся себе, что в антракте подойду к вам... Я подготовил речь, отшлифовал каждую фразу до запятой. И все забыл, едва увидел вас сегодня. Вот вам и приходится выслушивать этот горячечный бред.
Из-за того, что все мои мысли и чувства заняты вами, я не могу слушать музыку, хотя, с другой стороны, некоторые произведения, соответствующие моему настроению, воспринимаю особенно обостренно.
Каждый раз, когда я замечал ваше необычное состояние - достаточно любой детали - ерзанья в кресле, перемены положения рук, наклона головы, - я болезненно приписывал это своему присутствию, мешающему вам слушать музыку, - я часто ничего не мог поделать с собой, чтобы не взглянуть на вас.
Я понял, вы любите музыку. Она спасала меня, одновременно отвлекая и притягивая к вам. Я никогда еще так не сходил с ума. Наверное, я обманываю, когда говорю, что не сумасшедший...
Дали первый звонок, а я так ничего толком не сказал. На четвертом концерте нашего с вами абонемента в вашем кресле сидел какой-то мужчина атлетического телосложения, я решил - это ваш муж или друг. И пал духом. К счастью, на следующем, пятом, концерте я вновь увидел вас одну и благословил судьбу - возможно, вы свободны...
Можете только представить мою радость, когда буквально неделей позже я снова увидел вас на обычном концерте ( абонементного пришлось бы ждать месяц). Вы не видели меня - я сидел на хорах, а вы - в партере. Но зато я мог, не боясь, наблюдать за вами. Вы были околдованы музыкой - исполнялась вторая симфония Малера, одна из его лучших. А я был околдован и вами, и музыкой...
Простите мою бессвязную речь. Второй звонок. Пока не дали третьего, я должен, наконец, объясниться. Я влюблен в вас - совершенно безнадежно, глупо, смешно, как несовершеннолетний мальчишка. Если только мои слова не оттолкнули вас от меня, если вы еще способны верить людям - не отравлены скепсисом, если не претит моя навязчивость, если свободны, наконец, назовите свое имя. А то сейчас начнется второе отделение, и весь мой пыл пропадет зря... Ведь вас как-то зовут? Или я давно уже обязан оставить вас в покое, вы слушали меня из одного такта, робости, страха, что этот идиот может выкинуть какой-нибудь финт, если его остановишь? Как вас зовут?
-Наташа... Извините, вы так ошеломили меня...
-И все? Это все, что вы можете мне ответить?
-Я не знаю, что вам сказать...
-Можете встретиться со мной?
-Если хотите.
-Завтра.
-Где?
-Где угодно. Под часами.
-Под какими?
-Есть в вашем районе какие-нибудь часы?
-В нашей новостройке? Не помню.
-Они есть у Думы.
-У Думы? Хорошо. В семь часов?
-В семь часов. Благодарю вас... Сейчас начнется второе отделение. Я мешаю людям пройти на свое место. Можно проводить вас после концерта?
-Простите, я хочу побыть одна... Да, а как вас самого зовут?... Вас самого как-нибудь зовут?
-2-
-Я жутко боялся, вдруг вы не придете.
-Спасибо за цветы.
-Куда пойдем, Наташа? У вас очень красивое имя... Нам не повезло - дождь...
-Сводите меня в кафе-мороженое. Люблю настоящее мороженое, могу съесть хоть килограмм... Кажется, мое предложение не встретило у вас особого энтузиазма?
-Напротив... Здесь совсем рядом, идемте... Наташа, я хочу извиниться за свою "пламенную" речь, был вне себя...
-Я долго размышляла над тем, что услышала, и буду откровенна...
-Очень спешил вчера, не дал вам рта раскрыть. Боялся, сбежите, не дав объясниться. Теперь со страхом слушаю ваш приговор.
-Я люблю музыку. И согласна с вами, Филармония - не лучшее место для знакомств. А какое лучшее? Со мной и в более подходящих местах давно уже никто не знакомился по-настоящему. У меня очень мало времени для себя. Дом, работа, дом. И очень редкие концерты, спектакли, выставки...
Не скрою, я обратила на вас внимание - кажется, на третьем концерте нашего абонемента. Вы так часто оглядывались... Сначала это меня раздражало, но позже сама стала ждать и боялась выдать себя...
Не так давно я видела вас на обычном концерте с очень красивой женщиной. Оценила ваш вкус. Но мне откровенно не понравилось, как в ее присутствии вы смотрели на меня, благо мы оказались в одном ряду. Я решила, вы развлекаетесь. И - по меньшей мере - огорчилась. Нашли место, подумала я, строить глазки женщинам.
Тем неожиданней стало ваше вчерашнее объяснение. Скорее всего, вы не повеса и не сумасшедший. Возможно, чуточку романтик и одновременно любитель женщин. Прямая противоположность мне. Я реалистка и не любительница приключений- на то есть причины.
-Мы пришли.
-Закажите мне шоколадное, грамм сто пятьдесят.
-Шоколадное?
-Вы удивлены?
-Мой приятель любит именно это мороженое. Совпадение.
-А вы? Вообще не любите никакого?
-Люблю. Причем, шоколадное. И еще крем-брюле.
-Крем-брюле и я люблю.
-Тогда закажу и то, и другое.
-Мне тогда два по сто.
-И шампанское. По случаю знакомства и вообще - с мороженым это вкусно. Не возражаете?
-Хорошо.
-Вы свободны?
-В каком смысле?
- У вас никого нет?
- Я не совсем свободна.
-Но мы можем встречаться?
-Изредка.
-У вас кто-то есть?
-Не то, что вы думаете.
-Не знаю, что и думать, Наташа. Полное безрассудство - потерять вас теперь, когда с таким трудом нашел... Если даже есть препятствия...
-Петя, я не возражаю против наших встреч... Закажите, пожалуйста...
-Да, конечно, простите... Два по сто шоколадного и бутылку полусладкого или полусухого. Наташа, какое шампанское вы предпочитаете?
-Полусладкое.
-Заказ принят? Спасибо... Скажите мне правду, Наташа, я вам не совсем безразличен?
-Кажется, не совсем.
-Больше ни о чем не смею спрашивать.
-Мне и нечего больше сказать. В голове настоящий сумбур... И есть немало трудно разрешимых проблем.
-Я не могу их как-то...
-Это только в моих силах, Петя. Но нет полной уверенности в том, что я смею...
-Как же так? Я не могу вас потерять!
-Я сама не хочу этого. Но мне нужно время.
-У меня хватит терпения ждать сколько угодно... И все же поймите меня...
-Первое время мы встречаться не сможем...
-Значит, это конец...
-Вовсе нет. Я должна привести свои мысли в порядок.
-Скажите, что гложет вас. Или я еще не заслуживаю вашего доверия?
- Не сейчас. В другой раз, позже. Дождитесь моего звонка, у вас есть дома телефон? Что вы молчите?
-Мороженое принесли...Выпьем, Наташа, за наши встречи, если они только возможны.
-У вас, Петя, такой обреченный вид, что хочется плакать. Вы когда-нибудь плачете? Или мужчины не плачут?
-Еще как ревут, Наташа! Слышите, я люблю вас, и моя дальнейшая жизнь целиком в ваших руках... Иначе, как штампами, я объясняться не умею... Я так никогда никого не любил...
-Завидую вам...
-Чему? Моей безответной любви? Меня Бог за все наказал...
-Что вы?! Это такое счастье - любить. Редкое, неслыханное счастье...
-Вы любили?
-Да... В прошлом... Довольно об этом...
-Вам неприятны воспоминания, простите... Я совсем спятил...
-Так есть у вас телефон?
-Да. А у вас?
-Нет, к сожалению. Напишите мне свой номер. На какую фамилию?
-Штаркман.
-Штаркман?
-Вы удивлены?
-Нет...Ваш отец не работает в газете?
-Нет, а что?
-Вы похожи на одного моего знакомого, он тоже Штаркман.
-Все Штаркманы похожи друг на друга.
-Как горько произносите эти слова... Только вы совсем не похожи...
-Видимо, мне основательно повезло.
-Зачем так говорите? Я ненавижу антисемитов.
-Простите, Наташа. Это, к сожалению, не единственный мой комплекс.
-У всех их с избытком... У каждого свой. " В каждой избушке свои погремушки".
-Теперь у меня прибавится еще один - самый страшный - потерять вас.
-Напрасно... Скажите лучше, чем занимаетесь. Мы ведь ничего друг о друге не знаем.
-Больше двух лет как я работаю после окончания института. Самый обыкновенный научный сотрудник, без степени. Защититься не смог. Никаких лавров не сыскал. Хвастаться нечем. Вам повезло больше?
-Увы! Работаю в бюро переводов. Перевожу, в основном, с английского. Говорят, неплохо. Что, впрочем, не дает никаких шансов претендовать на что-либо серьезное. Как видите, и я лыком шитая.
-Замечательно. За это стоит выпить.
-За мою посредственность?
-За нашу обыкновенность. Я ужасно боялся, что не гожусь вам даже в подметки.
-Нет, Петя, давайте лучше выпьем за то, чтобы нам удалось выбиться из посредственностей. Я самолюбива. А вы?
-Я?... Я люблю вас, только и всего...
-Мне очень давно никто не признавался в любви. Так, чтобы можно было поверить... Хорошо, за любовь!
-За нашу любовь?!
-Изумительный напиток.
-Вы позвоните мне?
-Я же обещала.
-Я не хочу с вами расставаться...
-Я не привыкла к такому натиску.
-Натиску? У меня сердце в пятки ушло и не выходит оттуда.
-Какой же вы тогда, когда оно возвращается на прежнее место?
-Не помню, когда оно там обретало.
-Вы, как дитя.
-Я и есть дитя - весь в вашей власти. У меня не осталось ни разума, ни воли.
-Что вы?
-Целую ваши руки.
-Вы знаете, в каком веке живете?
-Я не знаю, живу ли вообще, когда вы рядом.
-На нас смотрят... неловко...
-Простите... Я никого, кроме вас, не замечаю.
- Вы опасный человек, Петя.
-Мое место в клетке... Но я и так в ней сижу.
-Такое впечатление, будто я намного старше вас.
-А у меня такое ощущение, что вы совсем еще юная девушка, которая боится своих чувств.
-Ошибаетесь, Петя. Я далеко не юная девушка. Но чувств боюсь. На то есть серьезные причины. Когда-нибудь поймете...
-Спасибо. Вы оставляете мне надежду... Давайте выпьем теперь за наши надежды, чтобы они сбылись. За мою надежду, которая станет нашей общей?
-Вы так торопитесь...
-А вы так осторожны... Очевидно, жизнь не слишком баловала вас?
-Давно не радовала...
- Но счастливы были?
-Да... Очень...
-Что же мы не пьем?
-Действительно...
-Вы любили.
-В прошлом. Давно.
-Мне будет трудно пробиться через заслоны...
-Не знаю... Прошу вас - больше ни слова...
-Простите меня... Наверное, я слишком настырен.
-Сами признаетесь, что продолжаете натиск.
-Как всякий больной, заслуживаю снисхождения. И осуждения, что задаю бестактные вопросы... Я должен дать вам время - хотя бы пару дней - обдумать, что дальше делать со мной...
-А вам оно не повредит, чтобы встряхнуться, ослабить наваждение, фантазии, сойти на землю.
-Без вас мне ничего не нужно.
-Есть же у вас друзья? И не только...
-Есть. Друг. Он женат, двое детей, все время занят. Ему не до меня.
-А ваша приятельница? Та, что была с вами?
-Мы перестали встречаться. Вы тому причина.
-Я?
-Женщины очень чуткие существа, хорошо чувствуют, когда они нам нужны и когда мы в них не нуждаемся.
-Вы, действительно, опасны, я не ошиблась.
-Я и муху не в состоянии обидеть.
-Муху, возможно. Но не женщину... Я шучу.
-Закажем еще мороженое?
-Спасибо, Петя.
-Мы вдвоем не съели и пол килограмма.
-Уже поздно. Мне далеко добираться до дома.
-Я провожу вас.
-Из моей новостройки тяжело возвращаться. Транспорт ходит через час с чайной ложкой.
-Доберусь назад, не беспокойтесь...
-2-
-Петенька! Приятная встреча в святых стенах храма музыки! Представь меня своей очаровательной спутнице.
-Наташа, познакомьтесь, пожалуйста. Это Люда, моя бывшая коллега.
-Наташенька, вы позволите взять моего бывшего... коллегу под руку... с другой стороны? Я ненадолго, только засвидетельствую ему свое почтение, и оставлю вас наедине... Вы нам нисколько не помешаете - останьтесь.
-Наташа, не принимайте всерьез то, что говорит Люда, насмешливая, обладающая не только замечательной внешностью, но и острым язычком коллега.
-Вашему приятелю, Наташа, с которым вы, возможно, знакомы не менее близко, чем я, накоротке, тоже палец в рот не клади, он - парень не промах, тот еще бонвиван - мальчик, любящий жить в свое удовольствие. Хочу вас предупредить как женщина женщину, будьте с ним внимательны и осторожны, он может вскружить голову любой из нас, прикинувшись ангелочком с розовыми щечками. То, что иногда предпочитает уличным знакомствам театральные или филармонические, лишь подтверждает, насколько он опасен. Остерегайтесь его, дружеский вам совет.
-Наташа, Люда так шутит со всеми, такая у нее манера...
-Мы Наташе слово не даем ввернуть. Петя, надеюсь, я не выдам тайну, знакомство с Наташей никак не отразилось на твоей связи с Валечкой? Или ты ее бросил? Прости, кажется, я поступила бестактно, Наташа не в курсе твоего романа...
-Валечка благополучно здравствует. Если бы она знала, что мы встретимся здесь, непременно передала бы тебе привет и самые лучшие пожелания, к которым присоединяюсь и я.
-А как Олежка, Валечкин суженый? Он не ушел от тебя или вы по-прежнему дружно живете втроем?
-Нет, Олег как ушел от Валечки, так и не вернулся.
-И от тебя сбежал?
-Мы пока друг друга не беспокоим. А как твоя жизнь, она заметно изменилась?
-Сергеев, в отличие от Олега, покинувшего Валечку и сына, от меня никуда не делся. Помнишь его?
-Как же. Рад за вас обоих. На днях прочел его рассказ в журнале, совсем недурно, передавай ему привет и поздравления по случаю первой публикации.
-Непременно, мой мальчик, передам. Больше ничего ему не говорить?
-Как только оповестите о рождении вашего чада, буду рад поздравить вас обоих и по этому поводу.
-Неужели заметно? Портниха заверяла меня, что... Впрочем, это никому неинтересно... Наташа скучает, слушая нашу болтовню. Прими и ты мои искренние поздравления по случаю... Вы - прекрасная пара, великолепно смотритесь, будьте счастливы. Наташа, я давно и хорошо знаю своего бывшего коллегу. Конечно, даже на солнце бывают пятна. Но он скрывает такие достоинства, если вам до сих пор еще не удалось их обнаружить, что они перекрывают и даже смывают любые неприятные свойства, можете мне поверить. Не могу гарантировать вам вечного счастья с ним, но временное удовлетворение от общения с ним вы, скорее всего, получите... Чао, не буду вам мешать наслаждаться общением друг с другом.
-3-
-Я жалею, что не ушла и слушала грязные намеки вашей подружки. В следующий раз, если он настанет, избавьте меня, пожалуйста, от подобных встреч, предупредите заранее, чтобы мое присутствие не мешало вам вспоминать сладкие минуты, проведенные вместе.
-Я хочу извиниться перед вами, Наташа, за этот дешевый спектакль, учиненный Людой - моим бывшим руководителем...
-Меня не интересует, кто, кем, когда, где и как руководил. Я не хочу ничего знать о предпочтениях в вашей частной жизни. Как чувствовала, за вашим красивым фасадом кроется куда менее приятное внутреннее убранство. Надо отдать вам должное, вы обладаете должным красноречием, чтобы напускать дурман на женщин.
-Вы все сейчас поймете и снизите накал своего гнева, сдерживаемого с таким трудом. Люда - известная в нашем институте язва. Ее хлебом не корми, дай почесать языком и перемолоть чьи-нибудь косточки. При этом она делает это достаточно искусно - в глаза говорит гадости тому человеку, который ей не нравится. И особенно вдохновенно входит в раж тогда, когда может испортить этому человеку жизнь. Не нужно обладать большой проницательностью, чтобы понять, при каких обстоятельствах лучше всего изливать желчь, накопившуюся у нее за достаточно долгую жизнь. Против вас она имеет зуб еще с тех давних пор, когда я всего лишь мечтал о нашем знакомстве. Я имел несчастье быть с ней на концерте и не проявить к ней должного внимания, которое...
-Отвлекали в мою сторону. Я это заметила тогда и недоумевала, как вы могли себе позволить подобную дерзость в присутствии женщины, с которой вас связывали пусть даже дружеские или приятельские отношения. При всей антипатии, которую она внушила мне сейчас, должна вам сказать, вы вели себя не по-джентльменски. Возможно, этот момент отразился в моем подсознании, что позволило мне не доверять вам целиком. В конечном счете, я должна поблагодарить вашу любовницу за предостережение, неважно какими мотивами при этом она руководствовалась. Видимо, остатки воспитания не позволили ей публично выцарапать вам глаза, стоило ей увидеть женщину, которая, как она ошибочно решила, не просто отняла у нее любовника, но и была той самой, что давно обратила на себя его внимание. Не думайте, что я устраиваю вам сцены ревности, вы их недостойны. Я больше не желаю вас знать...
- Постойте, Наташа! Вы же не дали мне объясниться...
-Вы однажды уже объяснились! Вы - низкий обманщик, лицедей, обольститель... Не нахожу слов из нормативной лексики, чтобы выразить свое отношение к вам. В сущности, эта ваша Люда права, она, судя по всему, любила вас, вы ставили ее мужу рога...
-Что за фантазия?! Она только недавно вышла замуж...
-Недавно? За нелюбимого человека, так как вы сбежали от нее. Не удивлюсь, если она носит вашего ребенка. Иначе трудно объяснить ее агрессивность. Она мстила вам единственно доступным ей способом.
-Теперь вы уже защищаете ее. Дайте мне хоть слово сказать!
-Что вы себе позволяете? Уже начали на меня кричать! Я вам не жена!
-Очень жаль.
-Можно только представить, как вели бы себя, будь я вашей женой?! На вас креста нет!
-И, правда, нет. Но я невинен. Дайте объяснить.
-Сейчас опять будете врать.
-Клянусь жизнью - своей, родителей - не буду.
-Хорошо, врите дальше.
-Что вы, право, за человек, Наташа? Я к вам всей душой, но никак не могу прорваться...
-Еще не придумали?
-Ох, эти женщины?!
-Как я от них устал.
-Не передразнивайте меня. Сейчас закончится антракт, я еще ничего не сказал.
-Сказали тогда - в том антракте.
-Могу повторить слово в слово. Я вас бесконечно люблю... Да, выслушаете вы меня, наконец, или нет?
-На Людином фоне вы, Петя, выглядели довольно бледно.
-Что - правда, то - правда. В искусстве черноречия мужчинам трудно состязаться с женщинами. И это не входило в мою задачу. Мне одного жаль, что оно задело вас.
-Меня? Оставьте, благодаря Люде я узнала, кто вы. Мало вам Люды, так еще какая-то Валечка и Олежка, перешедший вам дорогу.
-Но это просто смешно, вы же ничего не знаете...
-Напоминание о Валечке застигло вас врасплох, тогда вам было не до смеха.
-Просто я посчитал глупым отвечать на плоские остроты Люды.
-Коль скоро я стала свидетельницей разоблачения, внесите ясность относительно некой Валечки, благополучно здравствующей и по недоразумению забывшей передать через Люду привет мне. Должно быть, у вас очень теплая компания - вы, Люда, Валечка, Олежка...Только не подумайте, что я устраиваю вам скандал. Слава богу, до этого дело не дойдет.
-А я, простофиля, продолжаю надеяться... Не на скандал, а на создание... семьи.
-Это уже нечто новенькое. Главное, вы говорите подобные вещи весьма своевременно и походя...
-Несвоевременно, но, походя - на ходу, мы уже давно ходим по одному кругу. Антракт закончился.
-Идемте отсюда, мне сейчас не до музыки.
-Идемте. Люда испортила нам весь вечер. Надеюсь, не жизнь...
-Такому весельчаку и любителю сладкой жизни, как вы, трудно что-либо испортить.
-Нет, я решительно ничего не могу противопоставить женским фантазиям.
-Аргументам и фактам, Петя, а не фантазиям.
-Нет ни того, ни другого.
-Факты не перестают быть таковыми лишь по причине их сокрытия. Они - упрямая вещь, как известно, особенно, когда их подают внезапно и в жареном виде.
-Сами признаете, что они - жареные.
-Это не значит, что не подлинные.
-Жареные, моя дорогая, значит, жареные.
-Аргументировано как нельзя лучше. И я для вас ни дорогая, ни дешевая.
-Когда вы злитесь, я еще больше люблю вас. В конечном счете, я благодарен Люде за то, что она разыграла нас.
-Нас? Она вас разоблачила. О чистоте ее намерений говорить излишне.
-Люда помогла мне раскрыть новую черту вашего характера.
-Очередная маска! Вы запутались во лжи, мелкий интриган.