The Cthulhu Mythos Encyclopedia:
A Guide to the Horrors Created and Inspired by H.P. Lovecraft
Arc Dream Publishing, 2012
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МИФОВ КТУЛХУ
Путеводитель по ужасам, созданным и вдохновлённым Г.Ф. Лавкрафтом
Черновой ознакомительный перевод
ABBYY SmartCAT / Yandex Translate / Machine Translation Post-Editing
ЧАЛМЕРС, ХЭЛПИН (1891-1928) (CHALMERS, HALPIN)
Известный оккультист и автор хоррор-фантастики. Чалмерс родился в Партриджвилле (Partridgeville), штат Нью-Йорк, и окончил Мискатоникский университет на удивление поздно (выпуск 1918 года). После этого он переехал в Бруклин, где некоторое время работал куратором археологии в Манхэттенском музее изящных искусств. Он был автором большого количества оккультных трудов, включая книгу "Тайный наблюдатель" (The Secret Watcher), опубликованную лондонским издательством "Charnel House Press".
Чалмерс был найден мёртвым в своей квартире в Партриджвилле 3 июля 1928 года, и это явное убийство так и не было раскрыто. С тех пор его фантастика приобрела огромную популярность. Заинтересованный читатель должен ознакомиться с "Собранием писем Хэлпина Чалмерса" (The Collected Letters of Halpin Chalmers) и мемуарами Фреда Карстерса (Fred Carstairs) "Хэлпин Чалмерс: Путешественник из других и многих измерений" (Halpin Chalmers: Voyager of Other and Many Dimensions).
См. Einstein Formula; Morton, James; Partridgeville; The Secret Watcher. ("The Letters of Halpin Chalmers", Cannon; "The Winfield Heritance", Carter; "The Horror from the Hills," Long; "The Hounds of Tindalos", Long (O); Ex Libris Miskatonici, Stanley.)
ЧАНДРАПУТРА, СВАМИ СУНАНД (CHANDRAPUTRA, SWAMI SUNAND)
Мистик из Восточной Индии, впервые объявившийся в 1930 году и поселившийся в бостонском Вест-Энде (West End). Известно, что он разослал письма с запросами многим оккультистам и посетил музей Кэбота (Cabot Museum), чтобы осмотреть выставленную там древнюю мумию. Свами произвёл впечатление на всех, кто встречался с ним, как умный человек, обладающий потрясающими знаниями о сверхъестественных предметах, хотя его одежда и манеры вызывали у слушателей беспокойство.
В 1932 году Свами приехал из Бостона в Новый Орлеан, в дом Этьена-Лорана де Мариньи (Etienne-Laurent de Marigny), чтобы предоставить доказательства того, что Рэндольф Картер ещё жив. Однако во время оглашения завещания адвокат семьи Картеров умер от апоплексического удара, а Свами, который, как полагают, был в чём-то виноват, исчез.
См. time-clock. ("The Strange Doom of Enos Harker", Carter and Price; "Out of the Aeons", Lovecraft and Heald; "Through the Gates of the Silver Key", Lovecraft and Price (O).)
ШАТО ФОССЕСФЛАММ (CHATEAU DES FAUSSESFLAMES)
Разрушенный замок, расположенный в лесу Аверуани (Averoigne), недалеко от аббатства Перигон (Perigon). Во времена средневековья этот замок был домом Сьера дю Малинбуса (Sieur du Malinbous) и его жены, которых подозревали в колдовстве. Дурная репутация Шато Фоссесфламма сохранилась даже после смерти этой пары. Многие из тех, кто посетил руины замка, не вернулись домой, и даже столетия спустя большинство любознательных избегают его разрушенных стен. В 1932 году музей Кэбота в Бостоне выставил несколько любопытных мумий, найденных в склепах под этим замком.
("Out of the Aeons", Lovecraft and Heald; "The End of the Story", Smith (O); "A Rendezvous in Averoigne", Smith.)
ЧОГНАР ФОГН (CHAUGNAR FAUGN)
Гиперпространственное существо, слегка напоминающее человека с головой слона, с перепончатыми ушами и большим диском на конце хобота. Большую часть своего времени он проводит неподвижно в пещере на плато Цанг (Plateau of Tsang), перемещая своё тело только тогда, когда он питается сакральной жертвой.
Когда Чогнар прибыл на землю, самыми развитыми формами жизни на нашей планете были амфибии. Желая иметь расу слуг, Чогнар Фогн использовал ткани амфибий для создания Мири Нигри (Miri Nigri). На протяжении долгих эпох эти существа продолжали поклоняться Чогнару. Мири Нигри объединились с первыми людьми, чтобы создать гибридную расу, которая в итоге породила отвратительный народ Чо-Чо (Tcho-Tcho people).
В римские времена Чогнар Фогн и его "братья", существа, похожие на Чогнара, но менее могущественные, жили под Пиренеями на севере Испании, недалеко от города Помпело (Pompelo). Мири Нигри, обитавшие на близлежащих холмах, каждый год перед Хэллоуином похищали жителей деревни, чтобы принести их в жертву своим богам. В конце концов римские правители отправили экспедицию, чтобы положить конец похищениям жителей этих холмов. Хотя Мири Нигри уничтожили отряд солдат, Чогнар знал, что это не положит конец римской угрозе. Он мог бы сам уничтожить своих врагов, но его время ещё не пришло. Вместо этого он отправился на Восток, чтобы дождаться эпохи своего величия. Когда его братья отказались отправиться в путешествие, Чогнар проклял их и пообещал сожрать после своего возрождения.
В настоящее время Чогнару Фогну поклоняются в пещере на Плато Цанг (Plateau of Tsang); распространение таких обрядов может объяснить любопытное физическое сходство между Чогнаром и индийским богом-слоном Ганешей. Хотя он редко просыпается, его бывший верховный жрец Му Санг (Mu Sang) предсказал, что однажды Белый Послушник (White Acolyte) придёт с Запада и унесёт Чогнара в новую землю. На этой земле бог-слон пробудится и будет питаться до тех пор, пока не поглотит вселенную. Чогнара привезли на Запад и выставили в Метрополитен-музее (Metropolitan Museum), но он был отправлен обратно в прошлое с помощью любопытной лучевой машины времени (time-ray device).
В своём облике Ганеши Чогнар, как говорят, обладает телом Священного Белого Слона Джадхора в Малайзии (Sacred White Elephant of Jadhore). Некоторые утверждают, что Чогнар Фогн является другим именем Цатоггуа (Tsathoggua). Для проверки такой версии требуются дополнительные исследования.
См. brothers of Chaugnar Faugn; Magnum Innominandum; Pnakotic Manuscripts; Tcho-tchos; Tsang; Tsathoggua; White Acolyte. ("The Curse of Chaugnar Faugn", Barton; "Death is an Elephant", Bloch; "The Horror from the Hills", Long (O); Selected Letters IV, Lovecraft; "The Very Old Folk", Lovecraft.)
ШАБАШ ВЕДЬМ ЧЕСУНКУКА (CHESUNCOOK WITCH COVEN)
См. Культ Черепа (Cult of the Skull).
РИТУАЛЫ ЧХАЙЯ (CHHAYA RITUALS)
Рукопись, известная своей неясностью. Только самые сведущие оккультисты понимают её аллюзии.
["Чхайя" - транслитерация Блаватской санскритского термина, означающего "тень". Кеннет Грант (Kenneth Grant) перечисляет "Чаайю" (Chaaya) как астральную тень, которую должен преодолеть мистик, стремящийся высвободить энергию Чакры (Chakra) в своём теле].
("Гидра", Каттнер (О).)
ЧИАН (CHIAN)
Язык, упомянутый в "Зелёной Книге" (Green Book), на котором иногда говорят эльфы (Little People). Были найдены и другие упоминания о "чианских играх" и "чианской пентаграмме", но их значение неизвестно (Chian games, Chian pentagram).
[Первоначально чиан был напитком, состоящим из чеснока, лука-порея, сыра, масла, уксуса и сушёных трав, употребляемых в мистериях Артемиды (Artemis) в Эфесе (Ephesus), поэтому представляется вероятным, что "эфесские буквы хорошего предзнаменования", упомянутые Атенеем (Athaenus), на самом деле являются чианским языком. Предполагалось, что эти греческие буквы образуют слова, обозначающие тьму, свет, землю, солнце, год и истину. Они украшали ступни, пояс и корону статуи Артемиды в Эфесе. Обладание этими буквами делало человека непобедимым в спорте, но их использование в таких соревнованиях было незаконным; один борец выиграл триста схваток, прежде чем стала известна причина его побед. Говорили, что царь Крез (Croesus) избежал сожжения заживо, произнеся эти слова над своим погребальным костром, и сам царь Соломон, как говорили, использовал чианские буквы для изгнания демонов. Некоторые культы, возможно, передавали мистические традиции Чиана вплоть до наших дней.
[Следует отметить, что по крайней мере один учёный, Мейчен, возражал против этой интерпретации, но, тем не менее, я нахожу её интересной].
См. Зелёная Книга. ("Нечто в лунном свете", Картер; "Белые люди", Мейчен (О).)
ДЕТИ НОЧИ (CHILDREN OF THE NIGHT)
См. Черви Земли (Worms of the Earth).
ХОРАЗИН (CHORAZIN)
1) Завещание или удостоверение личности Ктулху (will or id). Это наиболее психически доступная часть Ктулху, и она отвечает за большинство его сновидений. См. Ктулху. ("Dreams Dark and Deadly", Szymanski (O).)
2) Разрушенный город в Израиле. Этот город был осуждён Иисусом в Библии (Матфея 11:21, Луки 10:13). Злые колдуны часто совершают "Чёрное паломничество" (Black Pilgrimage) в Хоразин в надежде обрести великую силу. Говорят, что и Абдул Альхазред, и Людвиг Принн (Ludwig Prinn) совершили такое паломничество и некоторое время жили среди руин города. См. Alhazred, Abdul. ("Count Magnus", James; "Lord of the Worms", Lumley; "The Transition of Abdul Alhazred", Price (O).)
3) Город в северной части штата Нью-Йорк, недалеко как от Аттики (Attica), так и от родового особняка Ван дер Хейла (Van der Heyl), который посетил Алонзо Тайпер (Alonso Typer, - ранее это имя писалось через Z - прим. пер.). Большинство здешних жителей принадлежат к отвратительному культу, который собирается на холме рядом со старым особняком. ("Дневник Алонзо Тайпера", Лавкрафт и Ламли (О).)
КУЛЬТ ХОРАЗОСА (CHORAZOS CULT)
Секта последователей Йог-Сотота (Yog-Sothoth), основанная в горах Румынии в конце 16 века. Её лидером был человек по имени Хоразос, предположительно цыганского происхождения. Члены культа прибыли из таких разных мест, как Венгрия, Африка, Аравия и Китай. В 1594 году культ был изгнан со своего места пребывания на континенте и переместился в Англию, где в городе Финчли (Finchley) был основан храм. Хотя поначалу культ пользовался популярностью у королевы Елизаветы, в конце 1595 года его изгнали из Лондона из-за расследования, проведённого их бывшей покровительницей по совету доктора Джона Ди. Они перенесли свою операционную базу в дом, известный как "Дубы" (the Oaks).
Хотя культ Хоразоса провёл в "Дубах" всего год, он приобрёл дурную славу по всей округе. Когда Парсон Гудли (Parson Goodly) из местной церкви спросил Хоразоса о смысле их культа, Хоразос проклял окружающую землю, которая по сей день остаётся бедной и пустынной. Наконец, местные жители объединились и сожгли "Дубы". Хоразос и несколько других членов группы сбежали в Шотландию.
Культ Хоразоса получил землю в Пентленд-Хиллз (Pentland Hills) благодаря слухам, что они занимаются целительством. Прежде чем были предприняты какие-либо официальные действия, люди, живущие поблизости, восстали после серии исчезновений (кого - не написано (детей, взрослых, кошек, коров?) - прим. пер.), уничтожив секту раз и навсегда.
См. Yog-Sothoth. ("The House of the Temple", Lumley (O); "The Running Man", Lumley.)
ХРОНИКИ НАТХА (первоначально ХРОНИКА ФОН НАТХА) (THE CHRONICLES OF NATH (originally CHRONIKE VON NATH))
Книга, написанная Рудольфом Йерглером (Rudolf Yergler), немецким мистиком, который закончил её в 1653 году, незадолго до того, как полностью ослеп. Когда первое издание было опубликовано в 1655 году, власти Берлина отправили Йерглера в сумасшедший дом, где он умер при загадочных обстоятельствах. В 1781 году Джеймс Шеффилд (James Sheffield) сделал сокращённый перевод "Хроники" на английский язык. Копию последней можно найти в библиотеке Кройдонского университета (Croydon University Library).
В книге рассказывается об истории Натха, Страны Трёх Солнц (Nath, Land of the Three Suns). Кроме того, в книге содержатся определённые музыкальные композиции, которые, как говорят, переносят порождённых звездами чудовищ в наше измерение; математические формулы, которые можно использовать для просмотра других измерений, и информация о мистических традициях Гермеса Трисмегиста (Hermes Trismegistus). Книга предупреждает потенциальных колдунов о том, что они должны обладать хорошим характером (good character) и тщательно копировать магические символы, если стремятся повелевать силами этого мира.
См. Nath. ("The Tree on the Hill", Lovecraft and Rimel (O); "Chief White Cloud", Rimel; "The Hampdon Horror", Rimel; "The Hills beyond Hampdon", Rimel; "Music of the Stars", Rimel; "The Mythos Collector", Sammons.)
ХРОНИКИ ТРАНГА (CHRONICLES OF THRANG)
Книга, относящаяся к Итре ('Ithra), виду инопланетян, прибывшему на Землю с Бетельгейзе три миллиарда лет назад. Они обосновались в Антарктиде, которую они называли Трангом. Позже другой вид, называемый Дхрайон Трол (Dhraion Throl), нашёл эту книгу и добавил в неё свой собственный материал. Затем то же самое сделала австралийская цивилизация, основанная людьми с планеты-изгоя Вуунайя (Wu'unaya). Маги земли Нгарато (Ngarathoe) в Малой Азии внесли в книгу изменения между последним ледниковым периодом и возникновением Шумера. Оккультист по имени Элджернон Брейтуэйт (Algernon Braithwaite), член таинственного Общества Пейгона (Society of Paighon), перед тем как быть убитым, сделал частичный и во многих местах неточный перевод на английский язык. Существует семь копий нгаратонского (Ngarathan) перевода.
В "Хрониках" довольно подробно рассказывается об Йидре и Ймнаре, и в них описана техника контакта с Нгир-Хоратом (Yidhra, `Ymnar, Ngyr-Khorath). (Какая тут связь с Мифами Ктулху? Так можно притянуть за уши и диски Дропа - каменные диски с неизвестными иероглифами, найденными в пещере в Китае рядом с захоронениями низкорослых инопланетян - прим. пер.).
("The Barrett Horror", DeBill; "From the Sea", DeBill (O); "Where Yidhra Walks", DeBill.)
ХРОНИКА ФОН НАТХА (CHRONIKE VON NATH)
См. Хроники Натха (Chronicles of Nath)
ХТОНИАНЦЫ (CHTHONIANS)
См. Ктонианцы (cthonians).
ХТОНИЧЕСКИЕ ОТКРОВЕНИЯ (CHTHONIC REVELATIONS)
Лаосская или древняя тайская книга Тананга Пхрама (Thanang Phram). Сохранилось только три оригинальные копии. Граф фон Кённенберг (Graf von Kоnnenberg - о с двумя точками, не все шрифты её отображают), автор книги "Древние ужасы" (Uralte Schrecken), перевёл "Хтонические откровения" на немецкий язык и добавил свои собственные примечания. Это издание, в свою очередь, позже было переведено на английский язык.
Откровения включают дискуссии об Йидре (Yidhra) и бестелесных сущностях, называемых Тёмными Призраками (Dark Ghosts), а также вариацию на тему печально известной теории стихий (или элементарную теорию? - elemental theory - прим. пер.).
("Twilight of the Elder Gods", Clore; "The Changeling", DeBill; "What Lurks Among the Dunes", DeBill (O); "Where Yidhra Walks", DeBill; Call of Cthulhu Rulebook, Petersen and Willis.)
ХТОНИОЙ (CHTHONIOI)
См. Великие Древние (Great Old Ones).
ЦЕРКОВЬ ЗВЁЗДНОЙ МУДРОСТИ (CHURCH OF STARRY WISDOM) (ранее это писалось как Starry Wisdom Church? - прим. пер.).
См. Культ Звёздной Мудрости (Starry Wisdom cult).
КИММЕРИЯ (CIMMERIA)
Земля на северо-западе Гипербореи, куда потомки атлантов бежали после гибели своего континента. Её жители, в свою очередь, дали начало гэльскому народу (Gaelic people) Ирландии и Шотландии. Знаменитый воин Конан родом именно из Киммерии. Сегодня большая часть Хайбории лежит под океаном (Откуда тут взялась Хайбория? Ошибка автора? - прим. перев.). Только те земли, которые сегодня являются северо-восточной Англией и южной Скандинавией, расположены над водой.
[Группа под названием Киммерийцы (Cimmerians) обитала в Анатолии (Anatolia) примерно в восьмом веке до нашей эры, и вполне вероятно, что Р. Говард присвоил их имена и использовал их в своей фантастике].
См. Conan; Crom-Ya; Lh-Yib; Testament of Carnamagos. ("The Hyborian Age", Howard; "The Phoenix on the Sword", Howard (O); Beneath the Moors, Lumley.)
КРУГИ ТАОЛА (CIRCLES OF THAOL)
Диаграмма, состоящая из трёх концентрических кругов. Её можно нарисовать на земле или превратить в амулет и держать в руках. В сочетании со звёздными камнями из Мнара Круги могут быть использованы для удержания призванного существа. Заклинание Вач-Вирадж (Vach-Viraj) может придать дополнительную силу такому сдерживанию.
См. star-stone of Mnar. ("Nothing To Fear but Dust", Henderson; "Andalous and the Chimera", Hjort (O).)
ГОРОД ПОЮЩЕГО ПЛАМЕНИ (CITY OF THE SINGING FLAME)
См. Йдмос (Ydmos).
КЛИФАН (CLITHANUS)
См. Исповедь безумного монаха Клифана (Confessions of the Mad Monk Clithanus).
КЛОТТОН (CLOTTON)
Город, расположенный на реке Тон, притоке Северна (Ton River, Severn). Клоттон пришёл в значительный упадок со времён своего расцвета, и его нельзя найти на большинстве карт. После событий 1931 года, о которых горожане не склонны говорить, жители Клоттона снесли многие здания на набережной и воздвигли огромный бетонный столб на берегу реки Тон.
("Ужас из-под моста", Кэмпбелл (О).)
КОРОНА КОБРЫ (COBRA CROWN)
Артефакт, сделанный змеиным народом (змеелюди? - прим. пер.). Коническое золотое изделие, выполненное в форме змеи и инкрустированное бриллиантами, Корона стала главным агентом завоеваний змей. Согласно легенде, Корона позволяла своему владельцу читать мысли любого, кто находился поблизости, и контролировать умы людей и животных. Сила Короны варьировалась в зависимости от того, кто её использовал; человек со слабой волей мог управлять одним человеком, в то время как могущественный маг мог повелевать тысячами с её помощью.
После падения королевства змеиного народа, выжившие спрятали Корону в святилище на атлантическом острове. В хайборийскую эпоху её унёс пират, и на короткое время корона перешла во владение Тот-Амона (Thoth-Amon). Прежде чем он смог использовать корону для создания своей собственной империи, её отняли у него и лишили власти. С тех пор Корону никто не видел.
(Conan the Buccaneer, Carter and de Camp (O).)
КОДЕКС ДАГОНЕНСИС (Кодекс Дагона?) (CODEX DAGONENSIS)
Книга, которая имеет поразительное сходство с Кодексом Малефициума (Codex Maleficium - не знаю, как перевести, Maleficium - вроде как "раскрытие" - прим. пер.) (ныне в Ватикане), Спитальским Кодексом (Codex Spitalsk) (Уппсала, Швеция) и "Хтаат Аквадингеном". Все эти кодексы были впервые замечены в городах северной Германии примерно в 400 году, и каждый из них содержит похожие материалы, такие как Панихида по Нихарго (Nyhargo Dirge), набор ритуалов Цатоггуа (a set of Tsathogguan rituals) и информация о Старшем Знаке (Elder Sign). Первоначальные составители и причины, побудившие их создать эти книги, неизвестны.
"Кодекс Дагоненсис" попал во владение Обеда Марша (Obed Marsh), который использовал его в ритуалах Эзотерического Ордена Дагона. После роспуска культа в 1928 году книга была передана Мискатоникскому университету, где члены Ордена до сих пор время от времени консультируются с ней.
Помимо материалов, упомянутых выше, Кодекс также содержит магическую защиту от призывов, наряду с Третьей и Восьмой Сатлаттами (Third and Eight Sathlattae).
См. Codex Maleficium, Codex Spitalski, Cthaat Aquadingen. (Ex Libris Miskatonici, Stanley (O).)
КОДЕКС МАЛЕФИЦИУМ (CODEX MALEFICIUM)
Книга, очень похожая по содержанию на "Кодекс Дагоненсис", "Хтаат Аквадинген" и "Спитальский кодекс". Единственная известная копия хранится в Ватикане, который не разрешает доступ к ней. В этой книге содержится копия Первой Сатлатты (First Sathlatta).
См. Codex Dagonensis; Codex Spitalski; Cthaat Aquadingen. (Ex Libris Miskatonici, Stanley (O).)
СПИТАЛЬСКИЙ КОДЕКС ("Прокажённый") (CODEX SPITALSKI ("Leprous"))
Книга, очень похожая по содержанию на "Кодекс Дагоненсис", "Хтаат Аквадинген" и "Кодекс Малефициум". Считается самым старым из этих кодексов. Книга хранится где-то в Уппсале, Швеция (скорее всего, в библиотеке Университета Уппсалы) и содержит Вторую Сатлатту.
См. Codex Dagonensis; Codex Maleficium; Cthaat Aquadingen. (Ex Libris Miskatonici, Stanley (O).)
ХОЛОДНАЯ ПУСТЫНЯ (COLD WASTE)
Регион на севере Страны Грёз, где может быть найдена гора Кадат (Kadath). Кеннет Грант связал это с другой стороной Каббалистического Древа Жизни, где может быть найден клифот (qliphoth), или остатки бывшего разрушенного творения.
См. Carter, Randolph; Dreamlands; Kadath; Leng; Yr-Nhhngr. (Nightside of Eden, Grant; "The Dream-Quest of Unknown Kadath", Lovecraft; "The Other Gods", Lovecraft (O).)
ЦВЕТ ИЗ КОСМОСА (COLOUR OUT OF SPACE)
Существо из космоса, которое, по-видимому, имеет цвет неизвестного спектра (хотя через некоторое время на Земле оно может принять более материальную форму). Жизненный цикл Цвета в космосе неизвестен, так как единственные встречи с ним до сих пор происходили только на Земле. Старцы (Elder Things), похоже, почитают этих существ, в то время как другие виды, включая ми-го и шан (mi-go, shan), боятся их.
Эмбриональная стадия Цвета представляет собой небольшую сферу диаметром три дюйма. Когда она входит в атмосферу планеты, сфера разрушается и из неё выходит личинка Цвета. Затем она начинает оказывать тонкое влияние на жизнь в окружающей местности, питаясь сначала на нижних уровнях пищевой цепочки и прокладывая свой путь к животным и людям. Поражённые формы жизни часто вырастают до ненормальных размеров и мутируют, хотя вскоре после этого они рассыпаются в пыль. Когда Цвет набирает достаточно энергии, он осушает окружающую область и улетает в космос, оставляя за собой опустошённую землю, лишённую всякой жизни.
Самое известное появление Цвета произошло близ Кларкс-Корнерс (Clark's Corners), штат Массачусетс, в 1882 году, на участке, где было построено новое Аркхэмское водохранилище.
См. S'ngac. ("The Killer out of Space", Barton; Hive, Curran; "The Colour out of Space", Lovecraft (O); "A Little Color in Your Cheeks", Minnis; The Color out of Time, Shea.)
КОЛУМ, НАЙЛАНД (COLUM, NAYLAND)
Автор из Лондона, ставший известным благодаря своему роману "Наблюдатели на другой стороне" (The Watchers on the Other Side). Колум планировал написать продолжение романа, но исчез с корабля по пути домой из отпуска в Аравии.
("The Keeper of the Key", Derleth (O).)
КОММОРИОМ (COMMORIOM)
Бывшая столица Гипербореи. Некоторые говорят, что Белая Сивилла Поляриона (White Sybil of Polarion) предсказала, что Коммориом будет уничтожен. Услышав эти слова, всё население обреченного города бежало, оставив Коммориом в джунглях, и основало новую столицу Узулдарум (Uzuldaroum) на расстоянии дня пути от столицы. Однако в других источниках говорится, что город опустел из-за грабежей преступника, казнь которого оказалась особенно хлопотной.
Кларкаш-Тон (Klarkash-Ton) из Атлантиды сохранил цикл мифов о Коммориоме, который включал рассказы о Цатоггуа и других божествах.
См. Satampra Zeiros. ("The Whisperer in Darkness", Lovecraft; "The Tale of Satampra Zeiros", Smith (O); "The Testament of Athammaus", Smith.)
ГРАФ Д'ЭРЛЕТТ (COMTE D'ERLETTE)
См. Д'Эрлетт, граф (D'Erlette, Comte).
КОНАН ИЗ КИММЕРИИ (CONAN OF CIMMERIA)
Самый знаменитый герой Хайборийской эпохи. Конан родился в племени (не сказано в каком, нужно добавить - прим. пер.) на северо-западе Киммерии во время битвы между его народом и ванирами (Vanir) на севере. К моменту своего совершеннолетия Конан неоднократно отличился на войне. Вскоре после этого он отправился на поиски приключений и объехал большую часть мира, работая вором и наёмником.
Примерно в возрасте сорока лет Конан захватил трон Аквилонии (Aquilonia), самого могущественного королевства в хайборийских землях. То, что произошло после этого, является лишь предположением; некоторые говорят, что он завоевал огромную империю, в то время как другие считают, что он посадил своего сына на трон и отправился на запад, чтобы сразиться с великим злом.
[Учитывая огромное количество противоречивых материалов о Конане и его незначительном использовании в Мифах, я оставляю другим авторам возможность написать полный отчёт о жизни Конана].
См. Acheron; Cimmeria; Hyborian Age; Quy; Set; Stygia. (Letter from Robert E. Howard to P. S. Miller, March 10, 1936; "The Phoenix on the Sword", Howard (O); The Illuminatus! Trilogy, Shea and Wilson.)
ИСПОВЕДЬ БЕЗУМНОГО МОНАХА КЛИФАНА (CONFESSIONS OF THE MAD MONK CLITHANUS)
Название, присвоенное безымянной книге, написанной Клифаном около 400 года.
Клифан многократно перечитывал "Некрономикон" и использовал эту информацию, чтобы освободить "последователя безумного Ктулху", который был заключён в туннели под аббатством в Линволде (Lynwold), на северо-восточном побережье Англии. Увидев, что он натворил, Клифан испугался и пошёл к св. Августину, епископу Гиппонскому (St. Augustine, the Bishop of Hippo), за помощью. (Почему и как он консультировался с епископом в Африке, неизвестно). Используя символ в форме звезды, Августин вернул монстра в его тюрьму. Затем святой отправил сошедшего с ума Клифана в Рим.
Исповедь была напечатана в латинском издании в 1675 году, скорее всего, в Милане. Британский музей, Музей Филда в Чикаго и Объединённая Теологическая Семинария на Манхэттене хранят экземпляры этой книги (Field Museum in Chicago, Union Theological Seminary). (Музей Филда действительно существует - прим. пер.).
В этой книге содержатся формулы вызова низшего существа, подобного Ктулху, а также формулы, позволяющие отправить существо обратно к тому, кто его изначально призвал, и знаки защиты, необходимые для предотвращения его гнева. Одно из песнопений в этой книге может быть тем, что необходимо для наложения чар на звёздные камни из Мнара. Клифан также рассказывает о времени, когда большое количество порождений Ктулху было вызвано из глубин. Они опустошили землю, и вновь были заключены в тюрьму в далёкой стране священниками из Центральной Европы.
("The Incantation of the Elder Sign", Carter, Derleth, and Schorer; "The Passing of Eric Holm", Derleth (O); "Something from Out There", Derleth; "The Horror from the Depths", Derleth and Schorer; "Fischbuchs", Ross; "The Mythos Collector", Sammons.)
КОУПЛЕНД, ГАРОЛЬД ХЭДЛИ (ок. 1860 - 15 мая, 1926) (COPELAND, HAROLD HADLEY)
Ведущий антропологический авторитет в области тихоокеанских культур, а также соучредитель и президент Археологической Ассоциации Тихоокеанского региона. Коупленд учился в Кембридже и окончил Мискатоникский университет в 1881 году. В 1890-е годы он много путешествовал по Азии, и его путешествия приобрели небольшую популярность. Первая научная работа Коупленда "Предыстория в Тихом океане: предварительное исследование со ссылками на мифологические образцы Юго-Восточной Азии" (Prehistory in the Pacific:A Preliminary Investigation with References to the Myth-Patterns of Southeast Asia) создала ему определённую репутацию в области антропологии, когда она была опубликована в 1902 году.
В 1906 году Коупленд закончил второй том "Полинезийской мифологии" (Polynesian Mythology) с примечанием о цикле легенд Ктулху. Даже здесь материал Коупленда базируется на твёрдой научной основе, но эта книга также демонстрирует первые признаки того, что должно было стать одержимостью неясными мифическими циклами, проявившимися ещё сильнее в его переводе "Священного Писания Понапе" (Ponape Scripture) (1907).
Озабоченность Коупленда затерянными цивилизациями вышла на первый план в его следующих двух работах: "Статуэтка Понапе" (1910) и "Доисторический Тихий океан в свете "Писания Понапе" (1911) (The Ponape Figurine, The Prehistoric Pacific in Light of the "Ponape Scripture"). В первой книге речь шла о таинственной статуэтке, с которой профессор столкнулся во время своих путешествий, в то время как во второй он утверждал, что континент Му, который, по мнению оккультистов, находится на дне Тихого океана, действительно существовал. В поддержку своей гипотезы Коупленд привёл колоссальные каменные руины, найденные на многих островах Тихого океана, схожие мифы рассеянных далеко друг от друга народов региона и "Священное Писание Понапе" - труд, обнаруженный на острове Понапе в 1734 году капитаном Эбнером Иезекилем Хоугом (Abner Ezekiel Hoag). Доисторический Тихий океан был высмеян в научном сообществе, и Коупленд был вынужден уйти с поста президента Археологической Ассоциации Тихоокеанского региона.
В 1913 году Коупленд в сопровождении своего коллеги Эллингтона (Ellington) отправился в горы за плато Цанг в Центральной Азии. Экспедиция Коупленда-Эллингтона потерпела катастрофу; Эллингтон умер в первые несколько дней, большинство участников группы погибли или дезертировали, и о Коупленде ничего не было слышно три месяца. Когда его обнаружили в Монголии, он бредил тем, что видел, при себе он имел десять каменных табличек, на которых, как он поклялся, были начертаны слова мувийского (Muvian) верховного жреца Занту (Zanthu). Три года спустя Коупленд выпустил "Скрижали Занту: предположительный перевод" (Zanthu Tablets: A Conjectural Translation). Вскоре после выхода книги Коупленд был помещён в санаторий Сан-Франциско, где позже перерезал себе горло. Он оставил своё имущество, включая все свои записи и значительную коллекцию полинезийских артефактов, Санборнскому институту тихоокеанских древностей (Sanbourne Institute of Pacific Antiquities).
См. Blaine, Henry; Hodgkins, Arthur; Lesser Old Ones; Polynesian Mythology...; Ponape Figurine; Ponape Scripture; Prehistoric Pacific in Light of the "Ponape Scripture"; Prehistory in the Pacific; R'lyeh Text; Sanbourne Institute; Tsang; Yuggya Chants; Zanthu Tablets. ("The Dweller in the Tomb", Carter (O); "Out of the Ages", Carter; "Zoth-Ommog", Carter; A Resection of Time, Johnson; Ex Libris Miskatonici, Stanley.)