Чередник Павел Федорович : другие произведения.

Человеческий фактор и проблема ублюдков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чем опасны ублюдки, имеющие власть? Как их выявлять? Эволюция ублюдка и роль человеческого фактора - вопросы, рассмотренные в данном эссе.

  Павел Чередник
  
  Человеческий фактор и проблема ублюдков
  
  Произошедшая на наших глазах трансформация В. Путина от уровня "хочу новую избу" до уровня "хочу быть владычицей морскою", навевает на размышления об этом, в общем-то, типичном (даже архетипичном) феномене, неожиданно оказавшемся в тесной связи с проблемой глобальной безопасности.
  В свое время Акоп Назаретян (недавно усопший) усиленно продвигал свою гипотезу техно-гуманитарного баланса, суть которой состояла в следующем. Развитие технических средств уничтожения (оружия) сопровождается соответствующим развитием общественного гуманизма (морали, ментальности) так что, во-первых, человечество способно предотвратить самоуничтожение и, во-вторых, относительное количество людей, погибающих в войнах, уменьшается по мере технологического развития человечества. Другими словами, совершенствование технологий убийства сопровождается совершенствованием морали и технологий сдерживания, благодаря все возрастающей гуманизации общества.
  На мой взгляд, ситуация не столь радостна. Скажу откровенно: мне не хотелось бы проверять вышеупомянутую гипотезу на собственной шкуре. Нет сомнения, что обладай Гитлер ядерным оружием, он применил бы его, не задумываясь. Более того, нынешняя более чем сдержанная позиция Запада в отношении военной помощи Украине связана с опасением перехода конфликта на ядерный уровень с непредсказуемыми последствиями. Проблема в том, что можно назвать термином, человеческий фактор (ЧФ). Судьба человечества в данном случае оказалась в зависимости от воли одного (!) человека, сидящего в Кремле. Рассмотрим проблему чуть глубже.
  Если под ЧФ понимать потенциальную способность человека воздействовать на окружающий мир, то очевидно, что она прямо связана с общим уровнем технологии (грубо говоря, от уровня дубины до уровня ядерной ракеты). Как известно, развитие технологии происходит скачкообразно, что связано с общим характером развития познания (эволюционное накопление информации и знаний с последующим качественным скачком - появлением революционной технологии, научной революции и т.п.). В то же время развитие общественного сознания (ментальности) происходит не столь резко, так как оно определяется прошедшим опытом и в моменты революционных потрясений требует длительной перестройки. Фактически ментальность общества изменяется по мере смены поколений. В те периоды истории, когда возникают длительные периоды интенсивного развития технологий, наблюдается явная неспособность общественного сознания адекватно отражать реалии. (И в такие периоды несколько пулеметов системы Максим способны уничтожить непобедимую кавалерию очередного Махди). Я уже не говорю о так называемых странах третьего и четвертого мира, зачастую на столетия отстающих в ментальном отношении, но способных использовать новейшие военные технологии. Поэтому говорить о существовании техно-гуманитарного баланса можно лишь с большой натяжкой, либо в "историческом среднем по всему человечеству". (Яркой иллюстрацией техно-гуманитарного дисбаланса является процесс формирования экологического сознания общества уже после того, как многие экосистемы были уничтожены или поставлены на грань гибели). Простое исследование исторического опыта позволяет выдвинуть гипотезу противоположную гипотезе А. Назаретяна, а именно: при появлении новых технологий общественное сознание способно к их адекватному восприятию лишь спустя некоторое время осознавания, в течение которого общество становится способным оценить их значение и влияние на настоящее и на будущее. Грубо говоря, имеет место эффект запаздывания сознания по отношению к бытию на некоторое время. Именно эта асинхронность может стать причиной и источником цивилизационных вызовов.
  Если же под ЧФ понимать потенциальную способность отдельного человека воздействовать на окружающий мир, то ситуация изменяется радикально. Отклонения в ментальности отдельного человека по отношению к среднему могут быть огромны во всем диапазоне проявлений человеческих способностей, наклонностей и чувств. В своей монографии "Ментальность и социальные явления" (http://samlib.ru/c/cherednik_p_f/) я ввел понятие, немотивированная активность, для характеристики человеческой активности, не связанной с жизненными потребностями человека и не мотивированной конкретными обстоятельствами. Этот тип активности может достигать экстремальных значений у личностей пассионарных, одержимых идеей, фанатиков, гениев, а также личностей, страдающих патологическими расстройствами психики. (Впрочем, с точки зрения среднего человека, всякое сильное отличие от стандарта может трактоваться как, своего рода, патология). По-видимому (это моя гипотеза), в эволюции человека может существовать порог, после которого немотивированная составляющая активности полностью подавляет рациональность и человек обретает одержимость. Это состояние четко фиксировали уже древние греки, они называли его, хюбрис - сочетание необузданности, самоуверенности и гордыни. Согласно грекам, после перехода в это состояние человек терял удачу и был наказуем Немезидой за нарушение общественных и нравственных порядков. Очевидно, эти представления базировались на большом опыте древнегреческого общества и свидетельствуют о достаточно высокой частоте появления подобных личностей. (Различные формы хюбриса зафиксированы, в частности, в мифических образах Арахны, Фаэтона, Икара, Салмонея, Тантала, Кассиопы и ряда других). Наиболее яркий исторический пример этого типа - Александр Македонский. В этом случае произошло сочетание хюбриса и неограниченной власти.
   Во всем спектре возможных воздействий человека на окружающий мир нас, по понятной причине, будут больше интересовать направленность личности на разрушительные воздействия. Очевидно, и в этом случае действует общая закономерность - зависимость роли ЧФ от уровня развития технологии. Уже сейчас, один человек, сняв офис в Эмпайр-стейт-билдинг и усиленно трудясь в течение нескольких лет, способен создать устройство, представляющее собой ядерную бомбу. Если будет работать сплоченная группа единомышленников, то вероятность успешности подобного предприятия будет выше. В наше время открываются неограниченные возможности новейших биотехнологий по созданию смертоносных вирусов, и не исключено, что в данный момент есть люди, прилежно работающие в этой сфере.
  Влияет ли общая гуманизация общества на ментальность и психику людей, склонных к разрушению? Можно с уверенностью сказать - нет. Крайние значения спектра возможных состояний психики остаются неизменными, так как связаны с неизменной природой человека. Люди, лишенные сочувствия, сопереживания, склонные к агрессии, гордыне, стремящиеся к доминированию, всякого рода "прирожденные воины", особенно если они обладают развитым мышлением, непредсказуемы и опасны, но они становятся общественно опасными, обретя власть. Власть является мультипликатором возможностей человека. Ублюдок, получивший власть, несет несчастья. Ублюдок, получивший неограниченную власть, становится угрозой человечеству.
  Если ублюдок захватил верховную власть в стране и становится угрозой как внутренней, так и внешней, то следует отказаться от принципа невмешательства во внутренние дела суверенного государства и принимать все возможные меры для устранения ублюдка. Властолюбивый ублюдок пойдет на все ради власти, он изощрен и аморален, поэтому должны быть выработаны механизмы недопущения таких личностей к власти уже на низких уровнях иерархической лестницы. Эта проблема становится все более актуальной по мере возрастания технологического могущества мировой цивилизации.
  Как выявить "ублюдка"? Как сказано в Писании - по делам судите. Во-первых, в его делах начинает преобладать иррациональность, все более проявляющаяся по мере обретения власти, типа - стремление к "последнему морю", завоевание как можно большего "жизненного пространства" или "расширение русского мира", окончательное решение "еврейского вопроса" или неожиданно возникшего "украинского вопроса", устранение геополитических ошибок прошлого, месть за нанесенные обиды и т. д. Во-вторых, аргументация поступков опирается на прошлое, а то и давно прошедшие времена, часто с явными и вопиющими искажениями исторической истины. Наконец, в третьих - события развиваются, невзирая на явный и все возрастающий ущерб для собственного народа. Так, например, Карл XII успел угробить в войнах три четверти взрослого мужского населения Швеции, пока его не укокошили свои же. В результате агрессивных действий Путина были разрушены экономические связи России и Запада, Россия исключена из мировой финансовой системы, подорван рынок энергоносителей, подорваны российско-германские отношения и отношения внутри ОДКБ, подорвана сила и авторитет российской армии, укрепилось единство стран Запада и усилилось военное могущество НАТО, провалилась надежда на помощь со стороны Китая и Индии, и все это - без учета внутренних проблем в экономике, в идеологии и в социуме, как среди народа, так и в среде элиты. И, несмотря на явную гибельность выбранного пути, не только не принимаются меры к выходу из сложившейся ситуации, но продолжается ее усугубление, которое может закончится коллапсом страны. Потому что отброшено любое рацио, человек одержим, он не считается ни с какими жертвами, люди - пыль на ботинках, взорвать несколько домов - за милую душу, война - проявление милосердия, лучше умереть в бою, чем от водки, а если нам придется уйти, то уйдем все вместе.
   Немезида уже распростерла над Россией свои совиные крылья. Оказалась подорвана национальная идея русских - Величие России. К сожалению, это типичная ситуация, когда властный ублюдок уходит, максимально исчерпав ресурсы и тащит за собой всю страну. Ублюдков, угрожающих обществу, следует изолировать, а в случае невозможности - ликвидировать.
  Власть усиливает хюбрис. Как гласит поговорка - власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. На самом деле, как показывает опыт, это не так. Далеко не каждый царь - царь Ирод, и далеко не каждый военачальник - мясник типа маршала Жукова. В норме власть повышает ответственность личности, а повышение уровня власти приводит не к ее концентрации, а к ее распределению и снижению личной ответственности. В среде, так называемой, золотой молодежи хюбрис распространен более чем в среднем, но из этой же среды в большинстве выходят вполне нормальные ребята. По-видимому, грубо говоря, ублюдочные тенденции в развитии личности при обретении ею власти проявляются в том случае, когда существуют личностные предпосылки, заложенные в глубоких слоях мозга и, скорее всего, связанные с генетикой или психическими травмами (в соответствии с дедушкой Фрейдом).
  В свое время (1944 г.) Ф.А. Хайек в своей знаменитой книге "Дорога к рабству" описал свои впечатления, связанные с торжеством национал-социализма в Германии и то, как переехав в 30-е годы в Британию, он с ужасом обнаружил там аналогичные процессы. Социалистические тенденции, неуклонно ведущие к авторитаризму и даже тоталитаризму, охватили всю Европу, Китай (маоистский режим установлен в 1950 г.) и даже оплот свободы - Америку. Этот исторический опыт показывает, что результат действия указанной тенденции оказался зависящим от предшествующего исторического опыта каждой страны. На Швейцарию он не повлиял вообще, в северных странах возник "шведский вариант социализма", в Британии, с ее традициями парламентаризма, он практически не оставил следа, а США ответили на прививку социализма острой реакцией в виде маккартизма. Во всяком случае, страны, имеющие длительные демократические традиции, опыт свободы, избежали авторитаризма и тоталитаризма, когда роль отдельной личности, стоящей во главе, становится доминирующей. Напрашивается вывод, что в этом плане решающую роль играет то, что можно назвать качество народа - объединяющее свойство, включающее ментальность, культуру и социальные практики народа. Незрелое и недостаточно организованное (патерналистское) общество сваливается в привычный аттрактор, возникает "эффект колеи", из которой трудно вырваться. Опыт свободы - единственный, способный изменить общество, и если его нет, "колеи" не избежать. Тем не менее, практика внешнего управления в Японии и Южной Корее показывает, что в принципе возможно радикальное изменение внутренних процессов и тенденций, оказывающих необратимое влияние на качество народа.
  Складывается впечатление, что глобальная победа либеральной демократии является гарантией от рецидивов авторитаризма и тоталитаризма, когда личная власть дорвавшегося до власти ублюдка может стать угрозой обществу. К сожалению, это не так. Во-первых, любая идеология (религия) может быть извращена до неузнаваемости, а самые гуманные принципы могут обосновать необходимость мясорубки. Это особенно существенно в отношении народов, не выработавших механизмы народовластия, где качество народа сохраняет черты древности, дикости и религиозного фанатизма. Показателен пример - трансформация высоких идей коммунизма в людоедские практики советских коммунистов, маоистов и красных кхмеров. Во-вторых, низменная природа человека продолжает с завидной регулярностью рождать выродков и ублюдков, способных к целенаправленным действиям по обретению власти. Сетевые технологии предоставляют им качественно новые возможности достижения целей. К счастью, эти же технологии предоставляют уникальные возможности контроля и предотвращения деструктивных действий.
  Ради самосохранения человечество будет вынуждено переходить в состояние глобального контроля. Вместо ООН возникнет нечто вроде всемирного правительства, которое будет обладать функциями внешнего управления по отношению к отдельным государствам. А с терроризмом и преступностью будут вынуждены бороться методами глобального индивидуального контроля. Со временем это станет таким же привычным явлением, как сейчас для нас привычна всеобщая паспортизация. Человечество все более будет превращаться в единый организм, подобно тому, как социальные организмы формировались в масштабе одной пещеры, одного племени, поселения, города, государства. Произойдет ли уменьшение индивидуальной свободы? Безусловно. Однако мы еще более приблизимся к тому типу свободы, который вполне осознавали уже древние греки - осознанной необходимости.
  
   Декабрь 2022, Вильнюс.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"