Свою Всемирную историю стал записывать с 2003 года
(Материал подготовлен на основе открытых источников)
"Какой мир! Кем населён! И какая дурацкая его история".
А.С. Грибоедов
История - не повод для ненависти. История - повод для мысли
Прошлое проверяется настоящим.
История - важнейшая из общественных наук, ибо она в решающей степени определяет самосознание народа и тем самым - его облик, характер и, строго говоря, его наличие или отсутствие. Поэтому в старой шутке о двух важнейших школьных предметах - начальной военной подготовке, учащей, как надо стрелять, и истории, учащей, в кого это надо делать, - шутки не так уж и много. 14.12.2013г. Михаил Делягин росс. политолог.
история, ее преподавание - это вещь субъективная. Мы с вами можем прочесть один и тот же документ абсолютно по-разному, сделав различные акценты. Давайте вспомним Школу "Анналов" (иначе - "новая историческая наука"; основанный французами Люсьеном Фавром и Марком Блоком в 1-й пол. XX века подход к истории, который произвел переворот в исторической методологии). Какое там главное правило? Если тебе встречается факт, который, кажется, перевернет историческую науку и вообще все, что было сделано до тебя, но ты не можешь его никуда пока встроить - отложи его, потому что его опубликование может принести непоправимый ущерб для тех, кто живет рядом с тобой. Во всем должна быть взвешенность и осторожность.
07112016. Гглава Минобрнауки РФ Ольга Васильева
России вредно играть в революцию: в итоге получим либо еврейских мальчиков-комиссарчиков, либо еврейских мальчиков-миллиардерчиков. Так истеблишмент туманного Альбиона и мировая синагога решили. 2013г.
Еврейский народ - носитель всех великих идей единства и человеческой общности в истории. Исчезновение еврейского народа будет означать гибель человечества, окончательное превращение человека в дикого зверя.
Шарль Раппопорт, еврей, вождь французской компартии
Талмуд Baba Necia 114,6: "Евреи - человеческие существа, а другие нации мира - не люди, но звери".
Иудеи живут для чрева и по своей похотливости и чрезмерной жадности нисколько не лучше свиней и козлов... Синагога хуже всякого кабака, потому что служит убежищем не просто для разбойников и торгашей, но для демонов; а вернее сказать, не синагога только, но и самые души иудеев есть жилища демонов. Так не должно ли отвращаться их, как всеобщей заразы и язвы для всей вселенной? (Иоанн Златоуст)
Испания предлагает наделить паспортом Евросоюза потомков испанских изгнанников? У известного израильского востоковеда Гая Бехора есть куда более интересное предложение. Он предлагает активизировать среди потомков марранов еврейские настроения. С помощью официального интернет-сайта государства Израиль, через Сохнут и другие организации предложить испано- и португалоязычным потомкам евреев узнать больше о своих корнях. А тем, кто захочет, - даже помочь потом с гиюром и алиёй.На рубеже XV-XVI веков около сотни тысяч евреев Испании и Португалии бежали от насильственного крещения. Десятки тысяч оставшихся приняли католичество, но многие продолжали втайне сохранять свое еврейство. Инквизиция обрушила на новых христиан, которых называли марранами (свиньями), унижения и пытки, выявляя тайных евреев и сжигая в случае получения "признания". Спасаясь от преследований, скрытые евреи бежали в колонии, в том числе в Новый Свет. Вероятно, Колумб и сам был марраном, а вся его экспедиция, возможно, являлась поиском убежища для преследуемых. Так или иначе, тысячи марранов переселились в испанские и португальские колонии Америки, создав там целые общины. Часть в итоге вернулась к еврейству. Другие остались католиками, продолжая передавать из поколения в поколение тайну своего происхождения.По рассказам тех, кто бывал в странах Южной Америки, таких людей там действительно очень много. Еврейство предков для большинства из них сегодня не более, чем курьез - причина для татуировки из букв еврейского алфавита на запястье и самоудовлетворения от древности происхождения. Но это можно превратить в куда более близкую связь с еврейским народом и Израилем. Преуспевающее еврейское государство впервые за долгие века сделало еврейство предметом гордости для многих, кто до того предпочитал скрывать свое происхождение. Потомки евреев в Латинской Америке начинают интересоваться историей своих корней. Почему бы не использовать это во благо Израиля?20 февраля 2014 года
История будет ко мне добра, поскольку я сам намерен ее писать
Уинстон Черчилль.
Как известно история учит тому, что нечему не учит
История -- это зеркало, в котором можно увидеть свою судьбу
Всё это было и кануло в безвозвратную вечность...
Ключ к пониманию всего мироздания пока не найден...
Учёные ратуют за редкость жизни во Вселенной и ещё большей редкости разумной жизни. Но так категорически заявлять нет никаких оснований, хотя людям и человечеству присуще стремление найти объяснение отдельным явлениям природы и понять смысл мироздания. Разумный довод
Вглядываясь в глубины истории развития жизни на нашей планете, нам порой кажется, что агрессивный окружающий мир всеми силами пытается уничтожить слабого и беззащитного Homo sapiens. На самом деле наша Вселенная чудесным образом устроена такой, чтобы в ней могла зародиться жизнь и появились разумные существа. Даже минимальные изменения во вселенских константах и законах приводят к таким фатальным изменениям в свойствах Вселенной, что ни о какой форме жизни и разума в слегка модифицированном мире не может быть и речи. Сопоставление свойств Вселенной с возможностью существования жизни называют "антропным принципом". В вольной формулировке он утверждает, что Вселенная, получившаяся после большого взрыва, создана для того, чтобы в ней мог появиться человек. В отношении антропного принципа пока нет единого мнения, как впрочем и в научном диспуте о существовании других вселенных. Кстати, эти вопросы многие увязывают в один, справедливо полагая, что если существует бесконечное число вселенных с разными свойствами, то неизбежно должна существовать одна или несколько с нужными константами для жизни подобной нашей...Всегда есть время и потребность оглянуться назад, какие бы кошмары не представлялись нам в прошлом.
22 октября 2012 года
...самое главное в истории понять, не что было, а как оно, собственно, было.
Л. Ранке, немецкий историк Х1Х века
История человечества - прежде всего, неисправимая тайна... Классик, июнь, 2009г
Если человек думает, что в историческом движении общества имеют место случайности, то он полный идиот.Марк Туллий Цицерон
Случай в истории играет колоссальную роль, не сравнимую ни с чем, ни с личностью, ни с массами, ни с ненавистью классов, ни природой, ни с выбросами на Солнце. Пан или пропал, чёт или нечет, орел или решка, повезло не повезло...
Историю вершат люди государственные, любая история -- это война и смерть. Восхваляя великих полководцев, мы должны понимать, что они принесли смерть тысячам, а то и миллионам людей. Да, морально-нравственный аспект в истории нужно исключить. Если мы будем придерживаться таких однозначных суждений, мы не сможем говорить о Гражданской войне, не сможем объяснить, почему сотни тысяч русских воевали на стороне Гитлера, руководствуясь своей правдой. У каждого человека может быть своя правда и у государств может быть своя правда. Не надо искать правды в исторических событиях. Там правды нет. Нужно искать логику, причинно-следственную связь".
История витиеватый и занятный процесс, ни гениев, ни великих героев. Ни провидцев она не называет и не определяет. Их создают случай, необходимость и время. В истории сплетаются, прежде всего, личные отношения, взаимные боли и обиды, чьи-то личные и групповые интересы, и тут ничего не изменишь...
Классик
Карл Маркс выделял историю как одно-единственное средство самопознания человечества. В нашей вечной жажде понять самих себя, нет другой точки опоры. Ее нельзя найти в современности, хаотичной, мимолетной, непредсказуемой. Тем более в будущем, которого еще нет и не известно, будет ли оно.История в этом смысле бездонное и бесценное хранилище человеческого опыта, из которого мы почерпнули лишь мизерную часть. Это материально-житейское, духовное, если угодно чувственное, наследие есть накопленная людьми, народами, цивилизациями гигантская культурная недвижимость. Она гораздо реальнее того, что нас сегодня окружает, не давая покоя вопросом "куда мы идем?". Парадокс в том, что мы даже не знаем, где искать ответ, хотя технически и интеллектуально оснащены блистательно.
Рукой летописца управляли политические страсти и мирские интересы".
А.А. Шахматов
История неумолима и плохо делает тот, кто на неё обижается...
Великий учёный Лаплас на вопрос Наполеона Бонапарта: "Почему в вашей "Механике" нет Бога?" ответил: "Я не испытываю нужды в этой гипотезе!"
Современное человечество имеет множество фактов, подтверждающих отсутствие Бога, и не имеет ни одного свидетельства в пользу его существования.
Ричард Докинз, британский писатель и биолог, "Бог как иллюзия"., 2006 г.
Традиции и обычаи большинства европейских стран сохранили 6 января как праздничный день. Во многих странах 6 января отмечают "День трех святых королей". Это те самые три короля, которые принесли дары к колыбели (или, точнее говоря, к яслям) новорожденного Иисуса. Считается, что как раз 6 января и принесли.Вообще-то в Евангелии речь идет не о королях, а о пастухах или волхвах (мудрецах, магах), пришедших к младенцу Иисусу с дарами: золотом, ладаном и смирной. Но не то в XII веке, не то в XIV веке теологи решили, что волхвами или пастухами евангелисты называли этих троих в переносном смысле: уж очень дорогими были дары, которые они принесли. Так три волхва превратились в трех королей, да еще и имена получили: Каспар, Мельхиор и Балтазар (или Валтасар).Их мощи хранятся сегодня в знаменитом кельнском соборе, в роскошном золотом ковчеге, доступ к которому широкой публике открыт только раз в году - как легко догадаться, именно 6 января.Отмечаемый в этот день праздник Крещения Господня, получивший в западной церкви название Эпифании (Богоявления), - один из древнейших христианских праздников. В церковном календаре он появился уже во II веке. Сегодня в этот день дети, одетые тремя евангельскими королями, ходят по домам, поют песни о Вифлеемской звезде (за что их и называют Sternsinger - "певцами звезды") и собирают деньги на благотворительные нужды.
- Вы говорили, что обрадовались, когда учёные поставили под сомнение подлинность Туринской плащаницы(полотно, в которое был закутан Христос после распятия),потому что в вашем понимании Бог не навязывает себя людям. Стало быть, христианские чудеса - мироточивые иконы, благодатный огонь - вы не считаете доказательством истинности христианства? Чудеса доказывают Бога для тех, кому это доказательство нужно. Сомневающийся человек перетолкует чудо в свою сторону. А тому, кто по-настоящему верует, такие доказательства и не требуются. Христос сказал: "Род лукавый и прелюбодейный ищет чудес".
- Но ведь Христос являл чудеса.- Только тем, кто принимал Его и без чуда. Воскресший Христос не явился Пилату или Каиафе. Спустя четыре века святой Макарий Египетский так и объяснял, зачем Христос вознёсся, и после своего Воскресения не остался в нашем мире. Затем, чтобы не навязывать Себя людям.
Придуманное для многих часто становится неопровержимом фактом...Выдумку, захватившую толпу, опровергнуть невозможно...
Печально, но факт...2010г.
Для профессиональных историков такие понятия, как объективность истории, правда истории, "как было на самом деле", - это все вопросы риторические из разряда методологии, потому что понятие объективности - очень относительно, оно зависит от той или иной национальной историографии.
украинский историк Александр Удод, 18 сентября 2012 года
Бытие Бога столь очевидно, что неверие в Него является грехом, но бытие Бога столь неочевидно, что вера в Него является заслугой".
Немецкий философ Карл Ясперс
Мы, историки во многом забыли этот мудрый завет. Мы долгие годы занимались тем, что опрокидывали сегодняшний день на вчерашний, мы были слишком озабочены, чтобы создаваемая нами картина прошлого, ни одним углом не задела наших теоретических представлений.
Павел Зырянов, сов. к.и.н., Неделя, 1989г.
Бывает, из ста фактов не выкроишь ни одного ощущения. Без чувств мертвы и факты.
Кто-то сказал
Иисус Христос говорил на древнеарамейском языке, но мы, к сожалению, лишены знания столь важного для познания Иисуса языка
4 июля 2012 года ТВ
...охотно отдал бы всего Фукидида с его многотомной историей Пелопонесской войны за одну лишь страничку записок галерного раба, прикованного к веслу, и эта страница может быть полезнее прославленного Фукидида.
Фейхтвангер
Чтобы избежать вопроса о сотворении необходимо, чтобы вся материя во Вселенной была бесконечно старой, а этого не может быть (...) Водород постоянно преобразуется в гелий и другие химические элементы...Как же тогда объяснить то, что Вселенная практически полностью состоит из водорода? Если бы материя была бесконечно стара, это было бы невозможно. Итак, мы видим, что то, в каком виде существует Вселенная, не позволяет отмахнуться от вопроса о сотворении
ФредХойл "Nature of the Universe"
Возникновение жизни: в любом случае - хвала создателю. Но чего? Тому, что запустил химический процесс образования живого? Или создал всё живое на Земле? Или забросил частичку живого на планету, от которой всё и пошло? Поверить самозарождение живого не меньшая вера в чудо, нежели в существование Всевышнего...
Мысли вслух
Вокруг нас в большинстве, пока непознанные физические явления и понять их нам, может быть, не суждено никогда, как и многое другое, что создается в мире само по себе, за счет взаимодействия БЕСКОНЕЧНОГО количества частиц и всего - всего, что окружает нас. Все что приходит в голову, то все в праве существовать.
Логичная мысль
В мире, где слова из Библии имеют большую власть, так и осталось неизвестным: кто написал Библию?
Резонный вопрос
...верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной".
Ф.М.Достоевский, великий русский классик
Этот "символ веры", который сложил для себя Достоевский - "...верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа..." Я уверен, что мир делится лишь на две части - на тех, кто со Христом, и на тех, кто против Христа. И не сомневайтесь, что те, кто против Христа, они с дьяволом. Так лучше быть со Христом!
Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил ( Михаил Васильевич Донсков), 11 августа 2009г
Достоевский в невероятных муках искал путь к Богу... История Великого Инквизитора - это история муки Достоевского. Но в церковь нельзя затащить насильно, никто не пойдёт...
Владимир Хотиненко, росс. реж., 2009г. Нов. Изв. N 152
Я хотел бы своё выступление начать цитатой французского физика-классика и философа Блеза Паскаля: "Между нами и адом, между нами и небом - только жизнь, самая хрупкая вещь на свете". Жизнь не является той лучезарной розовой картинкой, которая всегда рисуется в воображении молодого человека... Никто не может гарантировать благополучных внешних условий на протяжении всей человеческой жизни. Самая благополучная жизнь несёт в себе некие драмы и даже катастрофы. Но для того чтобы жизнь была благополучной, для того чтобы человек был счастливым, для того чтобы он имел возможность пройти жизнь, полную смысла, необходимо что-то очень важное иметь внутри себя. Я называю это внутренними человеком. Внутренний человек - это наше самосознание. Это мы, это наша душа. Если этот внутренний человек правильным образом сформирован, даже внешне катастрофические условия жизни не способны разрушить того, что человек называет счастьем...
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилла, из выступления перед молодёжью, Белоруссия, сентябрь 2009г.
За более чем тысячелетнюю историю нашей Церкви, те или иные её деятели неоднократно " вмешивались" в "мирские" дела, но это были проявления именно их воли, но не воли Церкви, как таковой. Ибо Церковь может и должна благоустраивать отношения между людьми, воплощая в себе связь людей с Богом, а не воздействуя непосредственно на их мирские отношения.
Вадим Кожинов, сов. журн. "Победы и беды России" 2006 год.
В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
Бытие, 6:4
Если человек создан по образу Божьему, то Бог - рыжий, маленького роста и в очках. Когда меня отправили в многоконфессиональный летний лагерь, я был жестоко избит детьми всех рас и религий.
Вуди Ален,актер из США, кинореж. и писатель.
1дек.1935г рожд.
Бог всячески останавливает негодяев, но не может сделать это там, где люди ему ни в чём не помогают.
Ю. Трубин, росс. историк, "Листая страшные страницы", 2004 год.
Если вы утверждаете, что всем управляет воля Божья, то почему она не управляет моей рукой, когда я караю мерзавцев?
Иван Ильин, русский философ и мыслитель
Всё, что человечество создало самого лучшего и прекрасного, всё это вылилось в религию. Да, только в редкие минуты нам дано это понимать.
Иван Алексеевич Бунин, ( 22.10.1870 - 8.11.1953г.), русский писатель, лауреат Нобелевской премии 1933 года.
...наличие или отсутствие Бога на нашу с вами жизнь никак влиять не может. Всякая вера в Бога имеет строго биологическое происхождение. Мозг человека потребляет огромное количество кислорода и любое самостоятельное проецирование, поиск ответов на вопросы, поиск нестандартных решений очень затратны. А организм нуждается в экономии ресурсов. И, когда есть система, предлагающая готовый ответ на самые сложные вопросы. Происходит такая экономия. Для этого и существует религия.
Александр Невзоров, росс. журналист, 1958 года рождения, КП. 15 апреля 2010г.
Я долго искал правду, но её нет ни у самых великих, ни у самых могущественных
Стендаль, француз
...нет правды на земле, но правды нет и выше.
Марианна Максимовская, росс. журналист, лауреат росс. телепремии
"ТЭФФИ", 16.09.2009г
А ютиться всем нам приходится на этом потасканном, изношенном земном шарике, к тому же слабо приспособленном для жизни в своё удовольствие... Классик
Когда-то на Земле шли разные снега: красные, жёлтые, синие. Но они быстро таяли. А белый отражал солнечные лучи и остался один у людей на свете.
Фёдор Колунцев, (Бархударян Авиевич Тадэос, арм. сов писатель) "Ожидание", 1968г.
Больше всего на свете я хочу познакомиться с Папой Римским, Я хотел бы потолковать с ним о том, действительно он сам верит в тот вздор, который рассказывает своим прихожанам.
Юрген Мёллеман, (44 года), депутат Бундестага ФРГ, бывший министр образования и науки в правительстве ФРГ, Извести, 9 сентября 1989г.
В катехизисе, в книге о вере, которую написал в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов), причисленный к лику святых, дается формулировка того, что есть промысел Божий. Это - забота Бога о мире, о космосе, о мироздании, о каждом человеке. И вот в этой формулировке есть замечательные слова, что промысел Божий заключается, в частности, и в том, что Бог дурные и плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям. Ужасным поступком было закрытие Саровской обители, изгнание монахов, осквернение святынь, но промысел Божий даже этот дурной и страшный поступок обратил к добрым последствиям - что именно здесь, в обители преподобного Серафима, наша страна получила то, что мы называли "оружием сдерживания". В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило Третью мировую войну с ее самыми страшными и губительными последствиями.
Митрополит Московский и Всея Руси Кирилл, Росс. газ. N 175 17 сентября 2009г.
... незыблемая истина: Церквей много, а Бог - один. Когда у Конфуция спрашивали, можно ли найти одно слово, которое бы выражало положительное значение всех философий и религий, мыслитель отвечал: "Это слово - взаимность"
Падение коммунизма, пытавшегося бороться с религией, доказывает, что Бога нельзя вычеркнуть из жизни людей. Тоже и падение влиятельных фигур, которым удалось достичь невероятных высот...
Папа Римский Бенедикт XVI, глава римско-католической церкви, выступление перед жителями Чехии, 29.09.2009г.
Библия не удовлетворяет критериям научности. В этом ничего плохого, "Война и мир" или, там, "Гамлет" тоже не удовлетворяют критериям научности. До тех пор, пока богословская картина мира существует у себя в религии, это их дело, я туда не лезу. Когда эти ребята надевают вместо рясы университетскую мантию и пытаются выдавать себя за науку - они приходят на мое поле.
Михаил Сергеевич Гельфанд, завлаб., зам директора ИППИ РАН
по науке, июнь 2009г.
Никто не отрицает историческую ценность Библии, Писания Апостолов, Талмуда, Корана, Кумранских рукописей, но они, очевидно, прежде всего, выдающиеся примеры литературы древности и свидетельства культуры наших предков, В них, естественно, и символическое значение, и историческая и художественная ценность для человечества. Но делать их аргументом в споре науки... август, 2009г.
Человек на протяжении первых миллионов лет своего существования, будучи униженным существом, просто не имел доступа ни к какому мясу. Тогда он только формировался как живой организм. Мясо в пище появилось лишь, когда он стал социально вполне сложившимся.
Александр Невзоров, росс. журналист, 1958 года рожд. КП. 15 апреля 2010г.
Все это навсегда останется тайной для смертного, и конечно, самим богам грустно видеть стремление человека разгадать то, что они навсегда скрыли от него.
философ Сократо происхождении звезд
Не должно сомневаться в том, что кажется истинным. Однако не должно полагать это за непреложное, чтобы не отвергать составленных нами о чём-либо мнений там, где это требует от нас разумная очевидность.
Рене Декарт
Никакой истины в истории не существует - в том смысле, в котором она существует в математике. Истинное представление о прошлом не выговаривается одним голосом, потому что любой историк дает свою картину. И мы в России не исключение. По прочтении нескольких противоречивых книг читатель начинает представлять историческую реальность. У него в голове возникает некоторое объемное полотно, которое в какой-то степени отражает сложность прошлого.
Никита Соколов, российский историк, автор книги "Выбирая свою историю", 2009 год
Однако тем, кто был воспитан в духе только одной тенденции (то есть всем, кому сегодня больше 38-ми), будет трудно принять совершенно другую версию истории тех лет. И это не вопрос какой-то особой щепетильности; трудность тут заключается в том, чтобы признать, а) что перед людьми в те годы не было однозначного выбора и б) что существует исторический плюрализм - различные сюжеты для одной и той же исторической эпохи. В истории не существует одной-единственной "правды", у каждого социального сегмента она, эта правда, своя.
Франк Гольчевский, профессор Гамбургского университета, эксперт по новейшей истории Восточной Европы, январь 2010г.
История изначально не может быть наукой. Дважды два всегда дают проверяемый ответ, он явно не зависит от национальности, страны применения, времени года, Бжезинского и других польских катов. А вот в кого стреляла или нет, к примеру, еврейка Каплан, жидовствующие дают забавные противоречивые ответы. История чаще всего результат больного, но жадного воображения... Экономика также не наука, а гадание на кофейной гуще, за что и всучивают Нобелёвку. Экономика - просто убогие правила игры в перераспределение материальных благ и услуг, в определённое время и в определённом месте.
Классик, январь 2010г.
Писать историю - дело нелёгкое. Она не пишется в один присест. Время и наука промывают руду событий, отсеивая, отводя ложное, оговаривая сомнительное, выявляя запрятанное, движущееся в донном течении. Сиюминутные выгоды и политические интересы постепенно отпадают при познании и стремлении к истине . А истина и цель в постижении истины - только одна - процветание человека на земле, мир между народами, дружба и согласие.
Александр Кривицкий, сов. журналист, Соб. соч. т.3, Тень друга...1984г.
Есть люди, которых волнует этот вопрос, есть и те, которые не задумываются об этом. Я из первых. Но где гарантия, что дети тех, кто не думал, когда подрастут, не спросят об этом своих родителей. И что им тогда отвечать? Попробуют обратиться к книгам, а там тоже пустота. Таких бессовестных лакун в отечественной истории просто не должно быть.
Татьяна Анатольевна Сухарникова, заведующая Музеем С.М. Кирова в Санкт-Петербурге, январь 2010 г.
"правду стерегут батальоны лжи"
И.В. Сталин
В понимании современных западных ученых задача истории и историографии заключается не в том, чтобы выяснять, кто был героем, а кто - преступником. Кого считать героем? Того, кто жертвует собой во имя какой-то цели? Хорошо, но тогда встает вопрос: во имя какой цели - высокой или низкой? Или вообще любой? А кого считать преступниками? Тех, кто нарушает заповеди Моисея, или тех, кто нарушает заповеди ОУН? Герои как примеры для молодого поколения - это что-то из разряда педагогики и пропаганды. Преступников судят на основании уголовного кодекса, и занимаются этим юристы, а не историки. А какой из кодексов тут можно применить? Кодексы меняются в зависимости от господствующей политической власти и убеждений. Историки исследуют общественные механизмы - ментальные, социальные, экономические и культурные - и то, как они функционируют. Историки стремятся восстановить систему координат, в которых действовали определенные исторические лица или группы лиц. И особое внимание ученые уделяют тому, как менялись эти координаты - один из постулатов истории заключается в том, что ничто не стоит на месте, все находится в постоянном движении. Конечно, в своих суждениях историк может исходить из моральной правоты тех людей, которых он изучает, но в этом случае его мнение перестанет быть мнением ученого.
Франк Гольчевский, профессор Гамбургского университета, эксперт по новейшей истории Восточной Европы, январь 2010г.
история -- не столько наука, сколько способ формирования (или уничтожения) нации. 2013 год.
"И Русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников (для нападений) и жгли. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо им не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов". Абу-ль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди
История народа всегда принадлежит царю
Н.М. Карамзин, русский писатель
В России человек существует только тогда, когда на него обращает внимание власть.
Павел
Ленин - первый русский человек, чьё имя известно всему населению земного шара, всем континентам и всем людям там живущим.
Александр Кривицкий, сов. писатель, Ёлка для взрослого, 1984 год.
Пушкин - это Россия, выраженная в словах.
Валентин Непомнящий, лауреат Госпремии РФ, сотрудник Института
мировой литературы РАН, июль 2009г.
Ломоносов: цель истории - "возвеличивание предков и моральное назидание потомков"
В самом начале ориентация России на восток не было добровольной. Подобно большей части Европы, Россия в XIII веке подверглась нападению монгольских завоевателей. Русские князья сохраняли полуавтономию только благодаря тому, что платили им огромную дань. Но когда волна монгольского нашествия ослабла (произошло это примерно в 1582 году), Россия обратила свою энергию в восточном направлении, строя пограничные крепости и торговые посты. Вначале все это делалось главным образом ради обороны страны, поскольку Москва стремилась взять под свой контроль все более дальние подступы к внутренним территориям России. Но со временем у нее появились и другие мотивы. Сначала это было продовольствие в виде огромных и безграничных запасов речной рыбы. Потом появилась жажда наживы из-за так называемого "мягкого золота" -- соболя, запасы которого казались нескончаемыми, пока его едва не довели до полного исчезновения. В начале 19-го столетия началась не менее хищническая охота на морского котика, которого истребляли в таких же количествах, как и американских бизонов.
"Мы - русские! Какой восторг!"
Это восклицание приписывают Александру Суворову, который, как можно узнать у официальных биографов генералиссимуса, за всю карьеру полководца не потерпел от врагов ни одного поражения.
"В нашей крови есть нечто, враждебное истинному прогрессу. Глядя на нас, можно сказать, что общий мировой закон отменен по отношению к нам. Нам не было дела до великой мировой работы. Весь мир перестраивался, а у нас ничего не созидалось; мы по-прежнему прозябали, забившись в свои лачуги, сложенные из бревен и соломы. Стоя как бы вне времени, мы не затронуты всемирным воспитанием человеческого рода. То, что в других странах составляет саму основу общежития, для нас - только теория и умозрение. Что у других народов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в головы ударами молота. Идеи долга, справедливости, права, порядка - это и составляет атмосферу Запада: это - больше, нежели история, больше, чем психология; это физиология европейского человека. Чем вы замените это у нас? В русском народе есть что-то неотвратимо неподвижное, безнадежно ненарушимое, а именно - его полное равнодушие к природе той власти, которая им управляет. Всякий государь, каков он бы ни был, для него - батюшка. Скрестив руки на груди, народ будет наблюдать происходящее и по привычке встретит именем батюшки своих новых владык, ибо - к чему тут обманывать себя самих - ему снова понадобятся владыки, всякий другой порядок он с презрением и гневом отвергнет".