Чекмарев Владимир Альбертович : другие произведения.

Призраки Советского театра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Советский театр

 []

     
 []

      Старый Советский Театр, я чувствую как некую вселенную первых «Звездных войн»…
     Где то совсем в выси, Идеологический Император Суслов, чуть ниже, но высоко над колосниками Дарт Вейдер в юбке, товарищ Фурцева. Еще ниже, Имперские гвардейцы из театральных троечников, предпочитающих мелкие кресла в культурных присутствиях и президиумах парткомов и профкомов, сцене.
     И монументально выделяются на планшете, Мудрые Джедаи, имя которым Старые Русские Актеры и их ученики. Яркие глазами и душами, гении сцены, не боящиеся играть в «Гопкинс» в кабинете Фурцевой и прикалываться на партийно выдержанных спектаклях.
     Я низко кланяюсь нашим старым актерам, которые были вынуждены играть официально признанные классикой пьесы, оной не являющиеся. Скучные производственные драмы, о борьбе лучшего с хорошим, и как же тяжело было делать из них настоящий спектакль. Но спасала настоящая Классика, которую всемогущие цензоры признали допустимой для советской сцены, не подозревая по скудости ума, что настоящая Сатира, универсальна.
     Я всегда поражался тому, как Старая Гвардия, выжимала все до капли из Классики, как филигранно отрабатывались сцены, где каждая интонация и черточка мимики были к месту. И самое главное, они смогли сохранить Русскую Театральную школу и больше того, передать ее своим ученикам. А сейчас, когда началась полная сценическая свобода, мы по неволе, все чаще вспоминаем о Великих Призраках Прошлого.

      Мхат. Школа злословия, как давно это было

     
 []

        В 1952 году была сделана экранизация МХАТовского спектакля "Школа злословия" по Шеридану. Пусть официально это считается фильмом, но я всетаки считаю это именно спектаклем. Как жалко, что мало сохранено на пленке той МХАТовской старой гвардии.
        А какие были актеры, какие талантища,и плюс к их таланту великолепная МХАТовская школа. И какая была филигранная и честная работа над ролями... Достаточно только сказать, что специально для этого спектакля Народная артистка СССР Ольга Андровская научилась играть на арфе, а Народный артист СССР Михаил Яншин - освоил флейту.

        А великолепные и блестящие Кторов и Массальский, мужикам было под полтинник, а играли молодых шалопаев и что характерно им веришь.
        А вальяжный дядюшка из колоний Сэр Оливер, блестяще сыгранный харизматичнейшим Владимиром Ершовым, тем самым Магистром из Александра Невского.

        И шикарнейшая сцена продажи портретной галереи предков. Эдакий спектакль в спектакле. И финальная фраза дядюшки: "Зато он не продал мой портрет !"
        И чудеснейшая гэг-комедия ошибок в сцене с модисткой за ширмой.
        Ну а великолепнейший фальстафовский флер Великого Кторова - "Ибо человек !"

        Вот это я и называю, театральная Классика в исполнении Великих Актеров !

       
 []
 
 []
     
 []
  
 []

      Близнец и камень Современника

        Упорядочивая свои архивы, наткнулся на одну фоту и вспомнил одну же премьеру, заранее извиняюсь, если не все точно передам, но много уже лет прошло ...

        Честно говоря, я не люблю в драматургии, бытовых мелодрам. Все эти "Лики" и.т.д., ну не мое, эти унылые моральные страдания на кухнях коммуналок и хрущевок, переходящие временами в адюльтеры.
        Но тут Галина Борисовна Волчек, пригласила меня на премьеру спектакля "Близнец", Михаила Рощина. Ну а отказаться от Премьеры в Современнике, это знаете ли, катахреза.
        Сюжет был прост и где то даже банален. Бывшие одноклассники и земляки, встречаются через много лет. Записной мачо Алексей, школьная кличка Близнец (естественно Леонид Филатов), приезжает к своей замужней пассии Елене (естественно Марина Неелова), вернувшийся с работы милейший муж из интеллигентов (естественно Вениамин Смехов), пытается разобраться есть у него рога или нет. И тут на сцене появляются новые персонажи: девушка Галина, из соседней квартиры, с детства влюбленная в Алексея, и в свое время, учась в школе, на пару классов моложе объекта своей любви, она выбрав момент, подставилась под камень которым Близнец кидался в забор, дабы привлечь его внимание (в этой роли Елена Яковлева), у Елены есть брат Александр, морской офицер-инвалид. По трагической случайности, попав в гололед под трамвай, стал инвалидом и с тех пор естественно потребляет, Близнеца за ту историю с камнем, весьма недолюбливает (Виталий Шаповалов). Ну и очаровательный городской Дед Щукарь, в блестящем исполнении Игоря Кваши.
        И закрутилась жизненная круговерть, и смех и слезы и любовь. И внезапно я, как и весь зал, настолько вошел в процесс, что не мог оторваться от сцены. И не было банальности, и не было нарочитости, была жизнь, и были хорошие, но не всегда счастливые люди. А камень, про который было сказано выше, вновь просвистел в воздухе, снова попав в цель. И не смотря на то, что спектакль был без Хеппи-энда, после него остается на душе какая то теплая грусть, то есть нет ощущения Вселенского горя, присущего некоторым мелодрамам. Но это товарищи, Современник и этим сказано все.

       Михаил Рощин
       В спектакле звучат стихи: Леонид Филатов

       Близнец
       Пьеса в 2 действиях

       Постановка Галина Волчек
       Режиссер Иосиф Райхельгауз
       Художники Ольга Твардовская,
        Владимир Макушенко

       Действующие лица и исполнители:
       Алексей Леонид Филатов

       Елена Марина Неелова,
        Ирина Метлицкая

       Кирилл
       муж Елены Вениамин Смехов,
        Николай Попков

       Галина Елена Яковлева

       Александр
       брат Галины Виталий Шаповалов,
        Михаил Жигалов

       Дед Анисим Игорь Кваша,
        Владимир Суворов

        
 []
 []

     Олимпиада восьмидесятых, вид со сцены

     
 []

       Помню ввиду супер-пиара Олимпиады в Сочи, вспомнилась мне тогда пьеса Александра Галина "Звезды на утреннем небе", я её смотрел в восьмидесятых, то ли в Гоголя, то ли в Пушкина, то ли на Малой Бронной, но точно не в Малом. Спектакль показался мне пронзительно трагическим, но так сказать со светлой слезой. Потом то его много раз и много где ставили, и тема андерграунда Советского социума, была распахана и перепахана на сцене, но эта постановка была одной из первых тогдашних театральных ласточек.

        А теперь у сюжету... Время действия - 1980 год, В Москве перед самыми скандальными на то время Олимпийскими играми проводится зачистка. Бомжи, проститутки, алкоголики, диссидентами, хулиганы, экстренно выселяются на 101 километр.
        В подмосковном грязном бараке образовался микрокосм людей вне социума. Проститутки - Лора и Клара, пьянчужка Анна и непонятная девушка Мария. А рядом с бараком проходит шоссе, по которому вот-вот должен проследовать кортеж с олимпийским огнем. И все их беседы невольно касаются Олимпийской темы. Они ссорятся и мирятся, рассказывают друг другу истории своей жизни. Они как могут мечтают. О большой и чистой любви, высшем образовании, даже о карьере воздушной гимнастки в цирке.
       Постоянный эпатаж героинь, как бы подчеркивает их социальную нишу, но тем не менее их благосклонности пытаются добиться и милиционеры и что характерно диссиденты. И постоянно на сцене идут поиски смысла жизни, с периодической фигой в кармане против Советской власти.
       Но с моей точки зрения, главный эпизод спектакля в его финале. Когда по шоссе мимо бараков повезли Олимпийский огонь, все - и проститутки, и бомжи, и диссиденты, стали кричать ура и вообще выражать восторг выкриками пожеланий победы нашим спортсменам, то есть маргиналы были искренними патриотами страны, считавшей и сделавшей их людьми третьего сорта, а от радостного кортежа их цинично-равнодушно отжимала цепь милиционеров. Как то вспомнилась цитата Ильфа-Петрова: "Настоящая жизнь пролетела мимо, гудя клаксонами и сверкая лаковыми крыльями"

       Только вот сомнение взяло, какая жизнь более настоящая,по ту или по эту сторону милицейской цепи.
        Интересно бы этот спектакль прозвучал сегодня, но естественно с серьезной режиссерской правкой, а может и без неё

     Пушкинский. Добро не замечает зла

     
 []

        В России во времена Больших Культурных Реформ, многие ценности Русской Культуры, временно отступают в провинцию, где пока никто не заставляет производить дефекацию на сцене и трактовать Ромео как переодетую лесбиянку. Гуманитарные войны не менее жестоки и жестки, нежели Большие. И отнюдь не все театры, могут бороться и выстоять, как например театр Геннадия Чихачев, который ни на йоту не отступает от главных принципов Русского театра.
        Так к чему я все это... Тут смотрел в инете репертуары Российских театров и глаз царапнула знакомая, но почти забытая фамилия - Червинский. Александр Червинский памятен широкой публике первым делом как сценарист "Новых приключений Неуловимых", но есть у него одна душевная пьеса - "Бумажный патефон", (второе название "Счастье моё"). Смотрел я её лет эдак сорок тому назад, то ли в филиале Малого, то ли в Пушкинском. Добрая, наполненная грустным теплом и немного наивная, но и со стальной нитью жесткой правды вещь. Рефрен или вернее один из рефренов тут - "Добро не замечает подлости", но это конечно ИМХО.
        Оказывается её еще ставят, сейчас например в Самаре, в Калуге, в Воркуте и Туле, и вроде даже в Чернигове мелькнула. Но прежде чем рассказать о спектакле, поясню, а что же есть такое - "Бумажный патефон"...
        Во времена оные, музыку можно было услышать: в живую, по радио и так сказать на виниле. Основным музыкальным девайсом был патефон, вещь не дешевая и школьные Левши придумали следующую вундервафлю - берется карандаш, на карандаш надевается диск и раскручивается, плюс к этому берется патефонная иголка, к ней присобачивается бумажный фунтик и патефон готов. Одной из любимых шуток школяров над преподами, было запустить "Бумажный патефон" в классе и передавать по партам на задних рядах.
        Ну а теперь вернемся к сюжету пьесы...
        Жила была девушка Виктория - пионервожатая в школе и хотелось ей обычного женского счастья и как минимум ребенка, а опекал её, буквально как дочь и внучку, старый учитель Оскар Борисович (не произнесший за спектакль ни одного слова). Жила она в комнатке при школе же и с перспективами было не очень (не забывайте, это конец сороковых годов и молодых мужиков годных к образованию семьи, было гораздо меньше, чем потенциальных невест).
        И вот счастье забрезжило и обрело форму курсанта Военного училища Морских атташе. Звали молодого морского дипломата Семен. Они танцевали под "Бумажный патефон" танго "Счастье мое, ты всегда и повсюду со мной" и пили "Абрау-Дюрсо". А потом Виктория очень трогательно его соблазнила, продемонстрировав целомудренную советскую физкультурную школьную форму (была такая - белый верх черный низ), причем момент соблазнения был выбран в наиболее реальный для беременности день.
        Оказывается Виктория с помощью Оскара Борисовича составил отчетливый план, куда вошли и знакомство с симпатичным юношей, и беременность и даже фиктивный брак с Оскаром Борисовичем, дабы ребенок был законным. И даже сторонняя человеческая подлость ей не помешала.

        Интересное решение, присутствующий в основном в виде фото и закадрового голоса, персонаж - директрисы школы Лидии Ивановны, очень сильный и глубокий персонаж надо сказать.
        И еще, очаровательный чеховско-станиславский гэг с блюдечком молока... В начале спектакля Виктория с восторженным ужасом всем рассказывала, что у неё в комнате живет некто или нечто... Она каждый раз уходя на занятия, оставляла в комнате блюдечко с молоком, а возвращаясь, находила его пустым....
        В конце спектакля, милейший Оскар Борисович, заходит в пустую комнату Виктории и залпом выпивает молоко.

        А у Виктории родилась девочка и дальнейшую судьбу героев, могут определить только зрители, в меру своего воображения конечно.

      Эзоп против Эзопа
       
 []

        Личность Эзопа, очень заинтересовала меня еще в детстве.
        Во первых я благодаря Эзопу впервые осознал что есть настоящая философия. То есть я попросил разъяснить своего дедушку басню Эзопа: "Лиса попрекала Львицу зато, что та рожает только одного детёныша. Львица ответила: - Одного, но льва!-", на что дедушка сказал, что это и есть истинная философия и я проникся.
        А во вторых произвела на меня неизгладимое впечатление мысль, что человек во имя своей Свободы, готов согласиться на незаслуженную казнь.
        В свое время большинство Советских людей знали об Эзопе в основном из спектакля "Кремлевские куранты" (разговор Ленина со старым евреем-часовщиком) и из пьесы бразильского драматурга Гильерме Фигейредо "Лиса и виноград", вернее из её экранизаций. Я признаю только две из них, остальные на мой вкус не театральны.
        Это естественно "Эзоп" Товстоногова 1961 года с Полицемайко старшим и "Эзоп" Рябоконя 1981 года с Калягиным. Обе работы весьма не плохи, тем более там играли замечательные актеры. Впрочем посудите сами:

        Начнем с Эзопов. На мой зрительский вкус Полицеймако отчетливее трактует роль, как то более гречески что ли. В Калягине чувствуется всё-таки театр Островского (что конечно не есть плохо, но трактует Эзопа несколько по другому)

       
 []

        Ксанф Табакова вальяжней, а Корна Аристократичнее, но отрицательная составляющая образа, у обоих актеров получилась одинаково сильной.
       
 []

        Теперь Агностос. Тут два супер-актера, Гафт и Луспекаев, и у них естественно разная трактовка роли. Агностос Луспекаева хитро-мудрый негодяй, а вот Агностос Гафта, хитромудрая сволочь.

       
 []

        А вот с Клеей все весьма сложно. И Любовь Полещук и Нина Ольхина, обе сыграли по своему но прекрасно.
       
 []

        Но вот на мой вкус, я бы будь возможность, несколько перетасовал актеров (но не сочтите за Агафью Тихоновну, типа "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича..."), то заменил бы Калягина Полицеймако и вот тогда бы пьеса заиграла бы в полную силу. Но это все ИМХО. И могу только представить, какой бы шедевр сделали из этой пьесы Чихачевцы. Чур Клея - Елена Соколова!

      Барон с душой романтика

     
 []

      Есть у Григория Горина, пьеса с длинным средневековым названием: «Комическая фантазия в двух частях о жизни и смерти знаменитого барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена, ставшего героем многих веселых книг и преданий».
      Режиссер ЦТСА Ростислав Аркадьевич Горяев, прочитав эту пьесу, сразу понял, что это произведение должно быть поставлено именно на Армейских подмостках, а играть Мюнхгаузена, должен только один актер – Великий Владимир Зельдин. У Григория Горина не бывает простых пьес, даже творя на уже вроде бы известные темы, драматург всегда привносит в них свое прочтение. (Помню на премьере его «Тиля» в Казахском драматическом, Григорий Израилевич сказал мне по секрету, что главным героем в этом спектакле, он видел не Тиля, а Рыбника !).
      В Мюнхгаузене Автор сделал внезапный посыл к тому, что веселый барон, оказывается, не фантазирует, а всегда говорит правду. И Владимир Зельдин буквально растворился в этой работе, его талант и его вечно молодая душа, выдали блистательную авторскую трактовку этой роли (кстати, позднее, у Захарова, правдивость барона получила дополнительные акценты. Помните, когда зачитывали список дел барона на сегодня и прозвучало объявление войны Англии, никто из присутствующих (кроме баронессы) не на секунду не усомнился в том, что раз барон сказал война, то она будет обязательно).
      И еще мне очень повезло, что баронессу Якобину фон Мюнхгаузен, играла Народная Артистка Советского Союза Людмила Касаткина, она очень мало, увы, работала в этой роли, но сыграла ее бесподобно. Прошло уже страшно подумать, сколько лет, но до сих пор многое помню из этого спектакля. Помню, мне очень понравилось цветовое решение костюмов. У баронессы и баронета корнета, костюмы были одного цвета. Баронета кстати играл чудеснейший актер Евгений Герчаков, кинозрители знают его как мастера эпизода (трактирщик из «Графиня де Монсоро», Гвидо из «Что сказал покойник», администратор из «Ширли Мырли»).

      Вот такое небольшое воспоминание. И еще небольшой постскриптум…

      Итак, барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, четкий образчик Вольного Барона, живущего в свое удовольствие, на первый взгляд даже фрондера, но фрондера весьма осторожного, никогда не переходящего границ прямой конфронтации с властью. Он создал себе ареал, в котором комфортно пребывал, но в любой крепости, увы, есть слабые места...
      Тут слабым местом была возлюбленная барона, Марта. Девушка из народа, попавшая в любовницы к барону, причем в любовницы любимые. Это был такой сословный скачок, о котором и мечтать не могли пейзанки германских микро-королевств и герцогств тех времен. Но, увы Марте хотелось большего, ей загорелось стать женой баронессой.
      Барон всячески отлынивал от этого, его попытки заключить брак явно отдавали саботажем, ибо развод с предыдущей супругой был для него вторичен. И тут судьба составила причудливый узор, герцог воскликнул "На волю, всех на волю", барона почти развели с баронессой и законный брак стал уже почти явью. И тут у барона сработала защитная реакция, и он на суде, сходу придумал изменение календаря, что как он видимо и ожидал, сорвало процесс. Так что терпение Власти, таки отнюдь не резиновое, и грянул гром. Тем более, что издевательство над судопроизводством и официальными бумагами, это вам не оленя косточкой в лоб уконтропупить. В результате Марта вроде бы добилась своего и стала женой... цветочника Мюллера, в которого преобразовался опальный барон.
      Осознав, что она не баронесса, а просто фрау Мюллер, Марта бросает Мюнхгаузена, что с моей точки зрения жестоко и неблагодарно, разрушить человеку жизнь из жлобского самолюбия, и бросить его в беде.
      Став свободным, барон решил вернуться в свет, но Общество не простило ему последнего закидона, и решило наказать публичной моральной баницией.
      И вот высокий трагический финал, барона собираются запустить из пушки на Луну, как в одной из его историй, но он свой и поэтому в пушку решили положить сырой порох, дабы трагедия обернулась бы фарсом. Ну, шлепнулся бы барон на землю, ну посмеялся бы герцог со свитой, а потом пожурили бы слегка и вернули бы в свой круг. А в газетах бы прописали, что он слетал на Луну с баронессой и благополучно оттуда вернулся. Но тут снова вмешивается Марта, она понимает, что после всех ее закидонов, назад к барону, дорога ей заказана и она (прекрасна зная эту романтичную и гордую душу), сообщает ему, что порох сырой, зная, что барон потребует заменить его на сухой, чем подписывает барону Карлу Фридриху Иерониму фон Мюнхгаузену смертный приговор.
      Это все ИМХО разумеется.

     Товстоногов и Цагарели, пол века на Авлабаре

     
 []

        Бывают такие спектакли на все времена, например "Ханума", Ленинградского Большого драматического театра, поставленная Георгием Товстоноговым в 1972 году.
        Уже полвека спектаклю, и слава Мельпомене его записали и не смыли, и он продолжает радовать зрителей, под чудесную музыку, которую написал Гия (Георгий) Канчели.
        Сразу бросается в глаза сильное решение художников, гримеров и костюмеров. Получился именно Авлабарский антураж, идентификационно осязаемый даже для тех зрителей, которые никогда не был в Авлабаре. И тут же, очаровательный, почти незаметный, тончайший флер некоего эпатажа.
        Кинто, абсолютно очаровательны и органичны по тексту. Таинственный торговец мацони или продавец рыбы цитирующий фразу из скабрезного анекдота, что всегда вызывало положительную реакцию в зале.
        Великий Стржельчик в роли Князя, создал блестящий образ, который уже никому не удалось повторить так же ярко (одна неповторимая полиомелитная походка рамолика чего стоит или буквально бальные обмороки).
        Чудеснейший купец Микич Котрянц, в котором я далеко не сразу узнал Телегина, Гильденстерна и Генриха фон Гольдринга (Вадим Медведев).
        Классически, по Шекспировски и Лопе де Веговски, сыгранные слуги: Акоп (Николай Трофимов) и Тимотэ (Всеволод Кузнецов), канонические слуги, которые умнее своих хозяев и играют важную роль в их жизни.
        Крутая Бабушка Ануш ( Марина Адашевская ), которая остановит на скаку танк.
        Ну и конечно блестящая Людмила Макарова, в роли Ханумы. Фейерверк энергетики и обаяния. В великолепнейшем, до миллиметра продуманном гриме.
        И цепочка эпизодов, сцен и фраз, которые надолго отпечатываются в памяти...
        Сцена визита купца к князю, драка свах на базаре (Если женщины дерутся, лучше в драку не встревать), сцена в бане (горячая вода кончилась), сцена подмены Соны на Хануму и Мохнадзе, обсуждение приданого (вот Кура и вот твой дом) и.т.д.

        Все это в комплексе, именно то, что я и называю Настоящий Театр.

       P.S. Я ничего не имею, против поэта Григола Орбелиани и его поэмы "Мухамбази", и тем более ничего не имею к Георгию Товстоногову. Но вот чтение стихов во время спектакля, на мой простодушный взгляд несколько выпадает из канвы. Но это естественно ИМХО.

      Мистер Пиквик ? Ваш Клуб ждут в Х.I.I. веке !

       
 []

        Хочу сейчас припомнить две постановки, Великого Диккенского Пиквика...

        Я неоднократно говорил, что хороший драматург всегда немного футуролог, ну а если пьесу ставит талантливый режиссер с реальной труппой, то получается шедевр. И тут перед нами два шедевра.
        Я согласен со старыми театралами, в том, что фильм-спектакль это не совсем то, но если это талантливо, то это прекрасно, тем более что пленка сохранила нам то, что уже никогда не произойдет на сцене (до сих пор с болью вспоминаю смытый по приказу тупых чинуш, спектакль "Голый король" с Великим Евстигнеевым).

        Итак, перед нами две работы...
       ПИКВИКСКИЙ КЛУБ (1986) Сценическая версия БДТ им. Горького в постановке Г.Товстоногова. И "Записки Пиквикского клуба", телевизионный спектакль режиссёра Александра Прошкина (1972). Каждый из этих спектаклей по-своему шедевр и отдельный респект режиссерам за подборку Актеров.

        И так начнем с Сэмюэля Пиквика ( Samuel Pickwick) - основателя Пиквикского клуба. Его в этих спектаклях играют два абсолютно непохожих актера... Николай Трофимов и Александр Калягин, актеры естественно разных поколений, но весьма и весьма талантливые. Трофимов играет немолодого британца, рассеянного добряка и уже несколько уставшего от окружающих его людей, а Александр Калягин, это молодой Пиквик, бурлящий энергией холерик, иногда скатывающийся в меланхолию, но отнюдь не лишенный обаяния. После просмотра спектаклей складывается ощущение, что это две половинки одного и того же человека, то есть мистера Пиквика (почти по Гоголю: "...Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча...";
        Сэм Уэллер, слуга мистера Пиквика, тут опять же два разных по темпераменту актера, вальяжнейше-мудрый Валентин Гафт, и романтично-позитивный Юрий Демич, тут уже не объединяемые трактовки, но обе яркие;
       Малютка Бардл, Михаила Морозова и... Людмилы Гниловой, прекрасно сыгравшей избалованного подростка. Даже затрудняюсь сказать, кто сыграл лучше;
       Один из ярчайших Пиквикских персонажей- мистер Джингль, который мошенник и жигало. Тут практически невозможно присудить пальму первенства, несравненный Михаил Казаков и блистательный Олег Басилашвили. Один выдает лощеного мошенника на доверии, на взлете карьеры, а второй уже на склоне оной. Но обе трактовки великолепны;
        Ну и конечно Иов Троттер, слуга мистера Джингля. Тут работали Ролан Быков и Изиль Заблудовский. На мой взгляд, тандем Казаков - Быков, был всё-таки ярче;
        И в шеренге отрицательных персонажей, не в последнюю очередь, парочка злодеев-стряпчих: Господа Додсон и Фогг, в исполнении, в одной версии - Вадимом Медведевым и Андреем Толубеевым, а в другой Михаилом Болдуманом и Львом Штейнрайха. И тут должен признать, что старая школа победила;

       Ну и не могу пройти мимо мисс Рэчел Уордль, Ольги Волковой и Инны Ульяновой, обе актрисы были бесподобны. Чтобы так показать бесхитростную жертвенную влюбленность нужен огромный талант и он здесь присутствовал.

        И в заключение хочу сказать, что Диккенс не устареет никогда и будет жить, пока жив настоящий Русский театр. Вы спросите почему именно Русский ?
        А потому что на наших сценах трактовка идет совсем по-другому, нежели на родине Шекспира и заставляет по новому ощущать бытие современности. В этом и есть настоящий Театр!

       
 []

      Лейтенант Колчин и Андре Дориа

     
 []

        Лет эдак сорок назад, пошел я в Малый на спектакль Малого театра "Заговор Фиеско в Генуе", я невнимательно читал программку, и когда на сцене в роли Андреа Дориа появился Евгений Самойлов, я испытал буквально когнитивный диссонанс. Сколько же ему лет подумал я, ведь семьдесят минимум. Для нас, зрителей семидесятых Евгений Самойлов сохранился в памяти, как великий актер тридцатых годов, трижды лауреат Сталинской премии, харизматичный Щорс, великолепные лейтенанты танкист и артиллерист, их "Сердец четырех" и "Шести часов после войны"). И тут на сцене до боли знакомые черты, знакомо покоряющее обаяние, абсолютное растворение в роли. Да, это были Гиганты сцены и экрана.
        А ведь начинал молодой выпускник Ленинградской частной художественной студии артиста Императорских театров Николая Ходотова, у Леонида Вивьена в 1930 м году. Молодому актеру сразу дали такие серьезные роли, как Актёр и Васька Пепел в Горьковском "На дне". А там его заметил сам Мейерхольд и пригласил в свой театр. Там Евгений Самойлов сыграл Чацкого в "Горе от ума" и Григорий Отрепьева в "Борисе Годунове" . Потом был театр Маяковского с ролями Олега Кошевого в "Молодой гвардии", генерала Рокоссовского в "Великих днях" и самого Серго Орджоникидзе в спектакле "Путь в грядущее" и потом 38 лет в Малом театре:
       Князь Иван Петрович Шуйский "Царь Фёдор Иоаннович" и князь Захарьин-Юрьев - "Смерть Иоанна Грозного" , Игнат Гордеев в "Фома Гордееве", Крутицкий - А. Н. Островского, Андреа Дориа - "Заговор Фиеско в Генуе" и многие другие роли.

        Ну и параллельно работа в кино, в общей сложности в 64х проектах.

        Генерал Скобелев, Фрунзе и другие красные командиры, британские генералы, наркомы, белые и советские полковники и так всеми любимые и вечно молодые - старший лейтенант танковых войск Пётр Никитич Колчин и лейтенант-артиллерист Василий Кудряшов.
       В фильмах которые мы, наши дети и наши внуки смотрят до сих пор и уверен будут смотреть и в будущем.

      Малый. Чапаев на Даче

     
 []
 []

       Есть такая экранизация Горьковских Дачников, которая ИМХО конечно, превосходит все иные постановки и трактовки, это "Дачники" Бориса Бабочкина 1966 года, поставленные им по своему же спектаклю Малого театра.

        Очень серьезная работа, и я бы сказал очень не простая. Бабочкин, как и все мэтры Советского театра и кино, сыграл тут малость по своему, чуток сместив акценты и добавив подтексты, которые "Человечище" вовсе и не имел ввиду.

        Я в свое время сначала не понял, почему Бабочкин придал студенту Зимину внешность молодого Горького, а теперь стало ясно, что это шутка Мастера, причем шутка не совсем добрая, и это явный акцент несогласия Бабочкина с Пешковым. И в фильме, в отличии от пьесы Горького, антагонисты Суслов и Зимин, представлены отнюдь не в пользу революционно настроенного студента.
        Как Бабочкин трактует Суслова... Человек, из низов, который сделал себя сам, добился многого в жизни и создав комфортный для себя ареал, (причем создав не за чужой счет), в нем и пребывает. И кстати гордится этим и на мой взгляд гордится заслуженно.

        И становится понятным почему Бабочкин выбрал себе именно роль Суслова, стоит вслушаться в его монологи:

       - Деньги - ничто...когда они есть.

       - Все женщины - актрисы. Русские женщины, по преимуществу, драматические актрисы.
       - Просто нужно, чтобы она чаще была беременной. Вот тогда она - в наших руках!

       Множество оттенков, которые очень интересны в трактовках, именно для Большого Актера.

        Кстати Актерский состав впечатляет:

        Руфина Нифонтова - Варвара Михайловна Басова

        Евгений Ануфриев - Влас Михайлович

        Борис Бабочкин - Петр Иванович Суслов

        Элина Быстрицкая - Юлия Филипповна Суслова

        Георгий Куликов - Дудаков Кирилл Акимович

        Евгений Велихов - Шалимов Яков Петрович

        Никита Подгорный - Рюмин Павел Сергеевич

        Иван Любезнов - Двоеточие Семен Семенович

        И другие Звезды тех лет

        А вот главный антагонист Суслова - шустрый студент, который еще ничего не построил, (и судя по характеру врядли построит), но чрезвычайно жаждет разрушать. Но посмотрите, не смотря на свою якобинскую революционность, молодой Марат не считает зазорным приживаться и подъедаться именно тут на, на классово чужой даче, на халяву волочится за дамочками, а после сытного ужина, обличать мелких людишек, давших ему стол и кров. Хороший Швондер из него получится, если не сопьется в Шарикова.

        Ох и не прост Бабочкин. И еще я думаю он несколько подустал от образа Чапая и поэтому так ярок в других работах, что ему кстати удалось.

      Миллион за улыбку

     
 []
 []

        Был в Театре Моссовета, чудеснейший спектакль "Миллион за улыбку", уменя есть в видеоархиве, его запись, причем со спектакля в конце восьмидесятых на котором присутствовал автор, Анатолий Софронов (а где то в зале сидел Ваш покорный Слуга). В принципе скучноватая пьеса, на стандартную советскую тему о борьбе лучшего с хорошим, написанная по приказу Отдела Культуры ЦК к компании по борьбе с украшательством в архитектуре, (на самом деле тут была очередная грызня различных архитектурных лобби),но благодаря великолепной Моссоветовской труппе, множестве лично добавленных актерами гэгов и реплик и блестящей режиссуре Инны Данкман-Вольф, спекталь превратился в прекрасную добрую комедию, годами не сходящую со сцены. Составы естественно с годами менялись, но этот состав на мой взгляд самый сильный... Константин Михайлов, Людмила Шапошникова, Евгений Стеблов, Сергей Цейц, Елена Кайранская, Наталья Ткачёва.

        
 []

      Отдельно хочу отметить великолепного Сергея Цейца, именно на нем на мой взгляд, держится блестящий иронический подтекст спектакля. Сколько раз смотрел спектакль и в живую и в записи, но его "Кузюзенька" до сих пор вызывает смех. А уж сцена его допроса Людмила Шапошникова, это просто нечто. Когда Цейц покянно опустив голову сказал тоном разоблаченного агента: "Я назвал всех", в зале началась истерика.
       Нет, в спектакле много и других забавных моментов, например Фифилата Понтиевна, очень метко срисованный буквально из жизни образ - милая, добродушная соседка, которая искренним желанием помочь и обязательно сделать людям добро, чем может довести до бешенства. А чего стоит сценка, где Константин Михайлов все время засыпает прямо на свидании, а потом приходит его жена и объясняет, что применяла свои женские методы, а милейший Цейц восклицает, что его друг спит и на настоящих совещаниях.Еще очень смешной момент, когда маститый архитектор, чистит картошку, отсекая кожуру ножом. а потом начинает есть ее сырой. Ну и плюс сами актеры, помимо того, что привносили в сюжет свои блестящие моменты, не были чужды и театральным шуткам, так распространенным среди Старой гвардии Русского актерства. Например (как рассказывал Евгений Стеблов ), в одной из версий спектакля, где Сергей Цейц играл в тандеме с Михаилом Бонифациевичем Погоржельским и по сюжету лежал на диване, с лицом прикрытым газетой, которую Погоржельский по сценарию должен был с него сорвать. А надо сказать, что Михаил Бонифациевич был вельми смешлив и его друзья актеры беззастенчиво этим пользовались. Вот и в этот раз, когда Михаил сорвал с лица Сергей газету, то обнаружилось, что на голове у Цейца тюбетейка. Но Погоржельский сдержался и тогда Цейц сдвинул тюбетейку со лба назад и у него на лбу обнаружилось неприличное слово...

        
 []

        Сам сюжет, повторюсь, достаточно банален... Шестидесятые годы ХХ века. Бушуют архитектурные баталии между сторонниками минимализма и украшательства. Маститый архитектор Карташев разработал проект дома, за который его упрекают, из за излишеств в украшательстве, которые обойдутся при строительстве в лишний миллион рублей. На фоне всего этого Карташев заводит роман (естественно платонический ,а какой еще может завести советский маститый архитектор в шестидесятые годы) с молоденькой сотрудницей. Жена узнает об увлечении своего мужа молодой женщиной и начинает принимать свои меры... Не бойтесь, на самом деле сюжет веселый и все кончится хеппиэндом. Семья не распадется, миллион сэкономят и ни одна молоденькая сотрудница в процессе сюжета не пострадает (Они ехали в разных каютах ! кто смотрел спектакль, тот поймет суть этой фразы))). Если кто не видел этого спектакля, то заранее завидую...

      Моссовет. Генерал, который жил на дереве

     
 []

        Питера Устинова в СССР любили, ибо он считался прогрессивным писателем и драматургом, изобличающим пороки капиталистического общества и потому был допущен на планшеты советских театров.
        В 1977 году, на сцене театра им. Моссовета, была поставлена изящная пьеса "На полпути к вершине". Сюжет чисто в стиле Устинова...

        После длительной военной службы на окраинах Империи, возвращается в родные пенаты генерал Фицбатресс. А дома его встречают культуршоком шестидесятые года во всей их палитре: сын хиппи и беременная неизвестно от кого дочь. Генерал пытается разобраться в новом для себя мире и внезапно сам перестраивается под новые реалии, и превращается в хиппи, живущего на дереве, с гитарой и бывшей пассией сына.
        Помню, был приятно поражен серьезным отношением авторов спектакля к аксессуарным мелочам. Солдаты отдавали честь и делали маршевую отмашку, строго по Уставу Британской армии. Ну а Багги марш это было вообще в самую точку.
        Хочу сразу сказать, что это был фактически Моноспектакль Великого Ростислава Плятта, другого генерал Фицбатресса, просто и представить не могу. Его аристократичная вальяжность в купе с реальным британским мундиром, забивала напрочь любых конкурентов.
        Коловращение трансформации британского генерала в хиппи, происходит настолько органично, что публика приходит в себя только в финале. И фоном идет окружающая жизнь, и достаточно ярким фоном хочу отметить, но Плятту достаточно одного жеста или просто слова, что бы автоматически стать приоритетной сценической аватарой.
        Я бы назвал этот спектакль элегантным бурлеском несовместимых характеров. Режиссеру удалось показать именно эту Устиновскую фабулу.
        Очень четко было показано противостояние, генерал Фицбатресса и полковника Тайни Джиллиэта Броуна (бесподобный Михаил Львов). Причем если официально полковник победил генерала, то духовно и морально выиграл Хиппи.
        Хорошо прошла тонкая насмешка Устинова над фальшиво-простоватой моралью истеблишмента.
       Та же пара из невинно охмуренного ботана Бэзила Эттервуда (Александр Леньков)
       и беременной генеральской дочки Джуди, или обратный вектор из хиппи в джентльмены Роберта (Вячеслав Бутенко).
        И еще очень хочу отметить Алексея Консовского в роли Викария. Было ощущение, что сцену посетил один из персонажей Бернарда Шоу.

        Так что, еще один Спектакль на все времена. Один из тех, что навсегда останутся в космических слоях театрального эфира.

      Вашингтон на Маяковке

     
 []

        "Странная миссис Сэвидж" ( The Curious Savage), комедия американского драматурга Джона Патрика, написанная в 1950 году (русский перевод 1960-года Тамара Блантер), не понаслышке известна Московским театралам. Ведь там играли такие Великие Русские Актрисы, как Фаина Раневская, Любовь Орлова и Вера Марецкая. Увы, так сложилась Судьба, что актрисы, трагически покидали эту роль, но зрители ничего не замечали, так как для настоящей Актрисы, все остается за дверями гримуборной, и проблемы, и неприятности, и болезни.
        Самой известной в СССР версией, стала постановка режиссера Леонид Варпаховского 1975 года, в театре Моссовета, с Верой Марецкой и ее великолепной Моссоветовской свитой.
        Самым сложным тут было показать нашим зрителям Запад, причем что бы они осознали что это совсем другой Мир, хоть и с немного похожими на нас людьми. В те времена "за бугром" бывали единицы командировочных (Болгария не в счет).
        И тут сработали Настоящие Актеры...
       Ну милейшего Главврача психиатрической лечебницы, великолепно сыграл обаятельнейший Константин Михайлов, роль была прямо под него писана, но Главврачи во всех странах похожи, профессия такая.
        Но вот роль сенатора Тайтуса Сэвиджа, была посложнее (Ну кто из нас видел этих сенаторов живьем). И тут абсолютно к месту был носитель великолепной отрицательной харизмы Михаил Погоржельский, тем более ему не привыкать играть генералов и больших начальников. Именно его аристократический вид, послужил детонатором смеха зрителей, во время рассказа о том, как он искал в Белом доме клад.
        Ну и остальные детишки Севидж не подкачали, Татьяна Бестаева четко изобразила светскую львицу-пустышку Лили-Бэллно , особенно блеснули "душевнобольные", мне очень понравился Джеф, Леонида Сенченко, эдакая модель бабочки вернувшейся в куколку и пытающейся оттуда выбраться.
        Что интересно и важно, эта и так весьма не простая пьеса, благодаря режиссеру и актерам, несет в себе серьезные элементы комедии абсурда, пробивающейся сквозь стеклянную стену в реальный мир. Главная фабула спектакля, звучит во фразе Флоренс: "...решетка служит для того, чтобы держать за ней весь мир"... То есть показанные нам психически ущербные люди, находятся не в лечебнице, а вне ее и следовательно сумасшедшие не они, а те кто живет по ту сторону.
        И Великая Вера Марецкая гениально сыграла свой образ. То есть сначала зрители почти уверены, что тетенька немножко того, особенно после рассказа о том, за что ее сюда упекли... Видите ли, миссис Сэвидж, будучи в театре, уронила на пол плюшевого медвежонка, и стала его искать зажигая спички. И когда в финале все проясняется, становится даже несколько неудобно.
        Прекрасно сыгранный спектакль, о Зле и Добре, Правде и Кривде.

      Шторм Фаины Раневской

     
 []

       Как всетаки Серость, не терпима к Блеску, особеннго чужому...

        Был в театре Моссовете, средненьком в общем спектакль В. Билль-Белоцерковского "Шторм". Но в нем стала играть Великая Раневская, которая, что интересно, сама сочинила свою сцену, даже написав к ней либретто. И сам автор, после некоторых раздумий, разрешил внести эту сцену в спектакль. И спектакль "заиграл". Когда успех Великой Фаины Раневской, стал затмевать других актеров, вплоть до того, что после сцены с Раневской, и бурных оваций ей, публика сразу же уходила и другие действия спектакля, по просту манкировала, то как у нас и водится посыпались заявления в профком, партоком и другие аббревитуры. И Завадский, не мудрствуя лукаво, (так сказать, по просьбам трудящихся) убрал этот эпизод из спектакля, чем добился того, что спектакль стал провальным под ноль. Такие вот дела. Так сказать Дарвин и Ломброзо в одном флаконе.

        Надо добавить, что Завадский и Раневская были знакомы очень давно, еще в 1935 году, они служили в "Центральном театре Конной армии" (да, да, был и такой театр, хотя чему удивляться, коль была даже Академия Артиллерийских Наук). Характер у Великой Актрисы был еще тот, и авторитетов для нее не существовало, так что когда они снова встретились с Завадским в Моссовете и тот попытался ее строить, Раневская стала давать ему разные прозвища: "Пушок" (Это лысому то Завадскому), или 'Вытянутый в длину лилипут' (намек на тго, что высокий рост, это еще не талант) и "Гертруда" (сокращенно - Герой (Социалистического) Труда).

        Об их взаимоотношениях ходили легенды... Их современники рассказывали следующее:

        Например, когда Завадский во время, какого то обсуждения спросил: - 'Фаина Георгиевна, почему вы меня не слушаете?' То Раневская ответила: - 'Чтобы не появилось желание возражать'

        Или, однажды, Юрий Александрович наблюдая за тем, как Раневская прямо на ходу стала вносить в сюжет свои коррективы, не выдержал и заорал на нее: - Фаина Георгиевна! Вы своими находками 'сожрали' весь мой замысел! - То-то у меня чувство, как будто я го*на наелась, - достаточно громко пробурчала Раневская.

        А когда Завадский принялся рассуждать о необходимости профилактики гриппа и об обязанности каждого актера сделать прививку, Раневская нарочито тревожно спросила: - 'Постановление партии и правительства было, что ли?'

     Не был, не состоял, не участвовал

     
 []

      В начале восьмидесятых, когда уже не было Сусловской инквизиции и театрам дали немного воли, случилось мне посмотреть в Театре им.Станиславского, спектакль "Не был... Не состоял... Не участвовал..." , по пьесе Юрия Макарова. (1982). Я пошел на премьеру, не сколько ради оной, а ради великолепного Сергея Шакурова, он играл главную роль - инженера Нечаева.
        Спектакль сам по себе был средненький, в смысле по сюжету. Наше время, завод по производству запчастей для паровозов (хотя паровозы уже давно не делают), честный инженер, сомневающийся в правильности данного производства. То есть не только обычная советская драматургическая борьба хорошего с лучшим, и лучшего с хорошим, но и тонкий намек, что элементы идиотизма в экономике, могут существовать и в нашей самой лучшей стране, но естественно в одном дальнем районе и высоко в горах.
        Было кстати в спектакле несколько хороших перлов и я бы сказал Гэгов, вызывавших реальный смех в зале, и даже откладывающихся в подсознание...

        ***

        Например, комический идиот, инженер по Технике безопасности (он же кстати парторг), периодически советовался с главным Героем, о содержании своей пропагандистских плакатов и вот текст одного из них... "Поезд промчался на полных парах, девочка тихо сидит на путях. Вел паровоз машинист дядя Ваня, девочку звали Каренина Аня"
        (Кстати из за этой фразы, я не так серьезно, как полагается офицеру и джентльмену, повел себя на премьере " в театре Чихачева. Когда талантливейшая и прелестнейшая Наташа Репич, играющая Анну, вышла на сцену, я сразу же вспомнил этот рефрен, и подобно герою Марка Твена из рассказа "Режьте билеты", не мог сразу выкинуть его из головы, и только великолепная игра Чихачевцев, вернула меня на стезю драмы).

        
 []

     ***

        Или вот еще сценка - Когда Нечаев потерял партбилет и рассказал об этом парторгу, парторг прочитал ему прочувственную речь, о том, что партбилет для коммуниста, это второе сердце, при этом постоянно трогал себя за карман с партбилетом и продолжил это делать при каждой встрече с Нечаевым, и так весь спектакль.

        ***
        А Нечаев, сами понимаете безмерно страдал от потери (тогда это была весьма серьезная потеря) и думал все время только об этом. И когда его маленькая дочка сказала, что потеряла Октябрятскую звездочку, он на нее заорал: "Ты что, из Октябрят загреметь хочешь ?!"

        Короче для тех времен спектакль был даже смелым в какой то мере. И вот много лет спустя, на одной тусовке, меня познакомили с Сергеем Шакуровым. Я сразу вспомнил этот спектакль и процитировал фразу про "Вылететь из октябрят". И тут спутница Шакурова стала хохотать и он тоже. Оказывается она и была тогда этой девочкой...

        Ну что сказать. Театр и жизнь неразрывны.

       
 []

     Дом который построили на Маяковке

     
 []

        В 1973 году в Московском театре Сатиры, Александром Ширвиндтом и Андреем Мироновым, по пьесе Аркадия Арканова и Григория Горина был поставлен спектакль "Маленькие комедии большого догма". Эдакий срез тогдашнего социума, а ля Чехов, О Генри и даже немного Зощенко.
        Естественно острой сатиры там особо не было. Времена были не те, но уже намек на сцене, что у нас кто-то кое-где порой честно жить не хочет, это уже было смело для семидесятых (подобное тогда осмелился сделать только БДТ Товстоногова в своих "Энергичных людях").
        Пять новелл про Москвичей, смешных и грустных одновременно, были очень тепло встречены зрителями.

        Смотровой ордер

        Абсолютно фантастический сюжет по "квартирному вопросу". Молодые супруги с новорожденной тройней, пригласили у себя поселиться свежеброшенную беременую девушку, которую прямо при них сначала бросил жених, сидящий под каблуком у мамы, потом впрочем решивший было ее вернуть, но был торжественно изгнан хозяевами квартиры, решившими оставить себе и княгиню и приплод. И сразу увеличивших заказную партию пеленок.
        Наиболее там ярок Виктор Рухманов ( Валентин, сын Серафимы Ивановны). Его фраза "Люда я не хотел" разлетелась в театральной Москве на цитаты.

       Грабёж

        Тут уже явный флер О Генри вкупе с Зощенковским антимещанством. Романтика убиваемая бытом, забавный грабитель - Спартак Мишулин, который настолько проникся проблемами жертвы ограбления, что решил помочь ему с устройством семейного климата, ну и неповторимый Горинско-Аркановский текст. "Я уже все про твои болезни знаю", "Жена тоже на базе... ворует".

       Московская серенада

        Самая на мой взгляд удачная здесь новелла. Разрез обычного Московского дома, разные люди, разные судьбы и всепобеждающая Любовь. Отдельно очень понравился вальяжный "ходок" Юрия Авшарова. Ну и Зиновий Высоковский, чудесно изобразил кавказца Тенгиза ("Дуся, я тебя унутренне лублю!"). Короче очень добрый сюжет. И весьма четкий социальный срез московского народонаселения (правда без алкогольной составляющей).

        Вот примерно в таком разрезе

      Штейн и Вишневский

     
 []


        В 1980 году, Московский театра Сатиры поставил пьесу Александра Штейна "У времени в плену", это была в принципе компиляция по произведениям Всеволода Вишневского: "Первая конная", "Оптимистическая трагедия", "Мы из Кронштадта", сделанная в стиле биографической ретроспективы некоего Всеволода. Это был кстати первый случай применения стиля множественной ретроспективы, на нашей Сцене.
       Официально спектакль назывался историко-революционной фантазией, и в ином театре из негу умудрились сделать бы несто пафосно-скучное, но у Плучека не забалуешь.
       Я думаю для людей близких к театру, не секрет, что пьеса и спектакль, это далеко не всегда одинаковые полотна. Сколько раз было, что из посредственной пьесы получался блестящий спектакль и наоборот. В Сатире по традиции был очень сильный творческий коллектив и в этом случае он опять не подкачал. Актерский состав был более чем блестящий и играли они ярко и вдохновенно...

       Андрей Миронов - Всеволод, Он отлично вошел в роль, тут можно сказать только одно - Миронов! Любимый эпизод, когда он говорит: "В наше время, надо обязательно иметь в запасе хороший револьвер", после чего переложил Наган из ящика стола в карман.
       Анатолий Папанов - Сысоев, уже видный четкий тандем с Мироновым, и превосходная цепочка перевоплощений, от солдата Первой Мировой, до комиссара в высоких чинах.
       Татьяна Васильева-Ицыкович- Лариса, весьма интересная трактовка комиссарши из "Оптимистической трагедии".
        Роман Ткачук - абсолютно классный царский гвардейский офицер: "Война бгатец. Ура!"
        Вальяжнейший Юрий Авшаров, анристократично сыгравший офицера Императорского флота Беринга.
       Спартак Мишулин, в роли вожака анархистов, буквально покорил своеобразной моторикой.
       Михаил Державин, молодой поручик, буквально из белогвардейских песен.

      Благодаря игре актеров и динамичной режиссуре, вместо дежурно отработанной революционной оратории, получился хороший спектакль, сорвавший овации.

      Мольер и Этуш

     
 []
 []

        Есть спектакли которые я называю вечными и это в полной мере относится к спектаклю театра Вахтангова "Мещанин во дворянстве" 1969 года.

        Существует ложное мнение о том, что Мольера просто играть, ибо он велик. А вот и нет, ибо именно потому, что Мольер велик, его сложно играть правильно. Эта пьеса кстати, имела не легкую судьбу. Король Людовик XIV заказал Мольеру "смешной турецкий балет", дабы посмеяться над турками, которые его обидели и даже промистифицировали. И Мольер, будучи фрондером по своей сути и всегда своими блестящими гротесками, жалящий дворянство и духовенство, имея тут поддержку короля, разошелся от всей души. А дворянство и духовенство объявили пьесе войну, почувствовав тонкую издевку Мольера над основами тогдашнего общества.

        Увы, нам жителям ХХ века, не всегда были ясны старинные остроумности Мольера, но тут на радость Московским зрителям, за дело взялся режиссер Владимир Шлезингера, и вельми в этом преуспел. В театре Вахтангова всегда витает дух Меерхольда и Турандотовщины, и чувствовался он и в этой постановке.
        Милые Вахтанговские мини-геги, все эти "как-рака-мушен" или "а я себе вырву тоже самое", бесили отдел культуры ЦК, и периодически запрещались, но Вахтанговцы упрямо возвращались к своей редакции.

        И конечно, сверкала блистательным фейерверком талантов, чудесная игра Вахтанговского созвездия во главе с Великим Этушем. Рассказывать об этом спектакле невозможно, его надо смотреть и хорошо, что сохранились записи, чиновная мразь от культуры, не смыла этот спектакль, как некогда "Голого короля", великого Евстигнееева).
        И с 1969 года, то есть уже почти пол века, Мольер по Вахтанговски, снова и снова радует зрителей.

       Действующие лица и исполнители:

       Господин Журден, Владимир Этуш
       Госпожа Журден, Елена Измайлова
       Люсьль, их дочь, Валентина Малявина
       Клеонт, влюбленный в Люсиль, Владимир Коваль
       Доримена, маркиза, Элеонора Шашкова
       Дорант, граф, Владимир Осенев
        Николь, служанка Журдена Нина Русланова (так же как и Мольер, Шлезингер отобрал на эту роль актрису, за заразительный смех)
        Ковьель. слуга Клеонта Василий Лановой
        Учитель музыки Григорий Абрикосов
        Учитель танцев Виктор Зозулин
        Учитель фехтования Юрий Волынцев
        Учитель философии Александр Граве

      Брестский мир, времен Перестройки 

     
 []

       Спектакль по пьесе Михаила Шатрова в постановке Театра им. Вахтангова в 1987 году, потряс театральную и не только театральную Москву.

      История заключения Брестского мира - огромного и чудовищного по беспринципности компромисса, на который пошло правительство большевиков ради спасения себя у власти, то что аккуратно обтекали стороной историки, и вдруг на сцене Московского театра. Спектакль этот был некоей границей между соцреализмом царящим на сцене и приходящей полной сценической свободой.
         Настало то время, когда еще было низзяяя, но уже было можно и  Роберт Стуруа нашел гениальное решение, он сделал революционную драму в Шекспировском стиле, но привлечение Вахтанговской труппы привнесло легкие элементы Мейерхольдовского гротеска, возьмем только то, что Троцкого играл Лановой, статный красавец - славянин, ну никак не был похож на Лейбу Бронштейна, но Василий Лановой, это Вахтанговец и он естественно нашел решение... Троцкий выходил на сцену в белой бурке !!! Ну и поистинне Меерхольдовский штрих в ведении в сюжет, конферанса из варьете тех лет под нейтральным названием "Бывшие".
       И плюс внезапное появление на сцене молодого Сталина ( Владимир Коваль) и Инес Арманд (Ирина Купченко). Персонажи ранее строго запрещенные на сцене.  Это было право что то, я был на премьере и  особенно меня забавляла реакция Главпуровских генералов кишевших в зале, бедняжки не знали как реагировать, ибо спектакль выходил за рамки их стереотипов, Сталин, Бухарин, Арманд и даже Троцкий. Когда красавец Лановой вышел из тьмы в белоснежной бурке, сидевший передо мной генерал не выдержав куртуазности ситуации воскликнул: "Кто это ?!". На что я не удержавшись ответил громким шепотом: "Чапаев", на что генерал удовлетворенно кивнул головой.
         Еще раз скажу, что главное конечно это великолепный актерский состав. Ленин - Ульянов, это конечно более менее привычно, но вот Бухарин в исполнении Александра Филиппенко, это супер.
       Вахтанговцы сумели, как всегда, поставить спектакль в нужное время и в нужном месте. Лет пять спустя эффект был бы уже не тот, а лет на пять раньше, грозил бы "пятериком" режиссеру.

      Тайна Клары Газуль

     
 []
 []

        В 1825 году, театральный мир потрясла весть об испанской женщине-драматурге Кларе Газуль. В переводе некоего Жозефа Л'Естранжа, вышел сборник пьес под названием "Театр Клары Газуль" (Theatre de Clara Gazul). Пьесы были антиклерикальными, антидворянскими и даже антимонархическими, ведь героями их было вырождающееся дворянство, не верующие служители Католической церкви и глуповатые короли, то есть комедии были для этих времен, где то даже революционными.
        И какой же разразился скандал, когда выяснилось, что ни Клары Газуль, ни тем более Жозефа Л'Естранжа, не было в природе. А написал эти комедии, всем известный Проспер Мериме.

        Заинтересовались этим сборником комедий и 149 лет спустя, в наше время. Телевизионный музыкальный спектакль "Театр Клары Газуль или Женщина-дьявол", состоящий из двух пьес Проспера Мериме - "Женщина-дьявол" и "Карета святых даров", поставил в 1974 году, режиссер Сергей Евлахишвили на музыку композитора Эдисон Денисов.
       Изначально у режиссера была мысль поставить только "Карету святых даров", но наша тупая цензура могла бы начать искать параллели, между престарелым вице-королем, и каким нибудь республиканским Первым секретарем.
        Да, да, не смейтесь, тогда все это было именно так. На прелестнейшую пьесу "О бедном гусаре" Григория Горина, когда Эльдар Рязанов хотели снять по ней кино, цензура набросилась из за того, что главный негодяй, которого блестяще потом сыграл милейший Олег Басилашвили, был жандармским полковником, а это явный намек на КГБ и КГБ может на это обидится.
        И полковник Мерзляев, стал чиновником по особым поручениям Мерзяевым. И Сергей Евлахишвили, дабы не дразнить чиновную мразь от Культуры, сделал видимый упор на антиклерикальную пьесу "Женщина-дьявол", про жадных и где-то даже развратных монахов, и чиновники почитав начало сценария, во вторую часть уже не вникали.

        А сюжет телепостановки был такой: Труппа актеров театра Клары Газуль путешествует по Гранаде. Актеры а-ля скоморохи, дают представления, высмеивающие пороки тогдашних власть имущих: вельмож, инквизиторов и даже монархов.

        Играла там великолепная плеяда Вахтанговцев, во главе с блестящей Людмилой Максаковой. Были там Алексей Кузнецов, Готлиб Ронинсон, Григорий Абрикосов, Альберт Буров, Виктор Зозулин, Александр Сабинин, Александр Павлов, Евгений Шершнев, Александр Галевский, Сократ Абдукадыров. Ну а как играют Вахтанговцы, вы дорогие читатели и зрители, и без меня прекрасно знаете. Фейерверк обаяния, юмора, тонких гэгов, короче весь Вахтанговский диапазон. Очень запомнился великолепный Готлиб Ронинсон играющий вице-короля. Да были тогда Гиганты, король кино-эпизода и чудесный театральный актер, был как всегда на высоте. Но естественно, во главе сцены царствовала Людмила Максакова.

       И ее песенку из этого спектакля, (на стихи между прочим Леонида Филатова) народ таки насвистывал:

       Король вас может сделать
       Военным трубачом,
       И все на этом свете
       Вам будет нипочем!
       Но если вы боитесь
       Расстаться с одеялом
       И если вас пугает
       Мечей и сабель звон, -
       Король вас может сделать
       Любимым генералом,
       Но сделать вас героем
       Не в силах даже он!..

        Так что если, кто то пропустил в свое время этот фильм-спектакль, то рекомендую. Конечно он сейчас несколько устарел, но хуже не стал. А я, видя молодых Вахтанговцев, испытывал буквально чувство ностальгии.

     

      ВладимирЧекмарев Москва 2020 год


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"