Русский Театр жив и Вечен, так же, как и Вечен Гоголь. Если конечно Гоголя ставят в Малом. Такое ощущение вынесло из зала большинство зрителей бессмертного "Ревизора"...
"Ревизора", я смотрел в Малом театре три раза...
Первый раз пол века назад, там Хлестакова играл молодой и ослепительно талантливый Юрий Соломин, Городничего же, Великий Игорь Ильинский.
Второй раз тридцать пять лет назад, с Евгением Весником в роли Городничего, и Виталием Соломиным в роли Хлестакова.
И вот настал 2018 год и снова Малый театр. "Ревизор". В постановке Народного артиста СССР, Ю.М. Соломина и В.Е. Фёдорова.
Про нынешние декорации и механику сцены Малого театра, я писал неоднократно. Так что скажу лаконично - Прекрасно, как всегда. Но об этом ниже, а теперь перейдем к спектаклю...
Трактовка постановки очень интересна. С одной стороны, сохранен канонический сюжет, но с другой стороны введена масса акцентов, которые по уже сложившейся традиции этого театра, приближают современного зрителя к событиям XIX века. Очень понравилась нынешняя версия Городничего в исполнении Виктора Низового. То, что его Городничий сильно моложе своего обычного театрального, да и реального прототипа, на мой взгляд не случайно. Главное тут то, что актер играет именно современного чиновника. И на фоне обычных Гоголевских героев, это очень ярко диссонирует, и разящая Гоголевская сатира поэтому выделяется очень рельефно. Тем более, что, судя по реакции зала, увы, большинство зрителей были незнакомы с этим бессмертным творением Николая Васильевича и живо переносили действие происходящее на сцене, на нашу повседневность. И это означает, что Гоголь до сих пор актуален и увы актуальны пороки, которые осуждал Николай Васильевич. Надеюсь после этого спектакля, новые сотни зрителей осознают парадигму фразы "Над кем смеетесь".
Но на мой взгляд, самым заметным для зрителей персонажем стал смотритель училищ Хлопов, в фантасмагорическом исполнении Алексея Коновалова. Одни падения в обморок чего стоят. Зал постоянно реагировал на него смехом и аплодисментами.
Очень неплох был хор полицейских. И весьма ярко отыграла свою Марью Антоновну, Мария Серегина.
Интересным решением был акустический фон городского шума на заднем плане.
И безусловно, ярко прозвучала Финальная сцена в третьем акте, тут и ее декорационное решение, и шутка с орлом кукушкой, и дефиле по вращающейся сцене. (Вообще работа с декорациями художника-постановщика А. К. Глазунова заслуживает отдельного восторга. Все действо было предварительно отработанно на макетах и получилось все прекрасно).
Ну и последнее слово Городничего, и знаменитая немая сцена прошли при полной тишине в зале (не смотря на большое количество школьников среди зрителей). И только спустя минуту, в зале грянули овации. А это означает, что спектакль удался. Впрочем, в Малом иначе не бывает.
И не могу не отметить этот не передаваемый флер Малого театра. Медные таблички про аренду театральных биноклей в гардеробной (только цена убрана, а много лет подряд она была 30 копеек, старые театралы помнят) и всегда элегантная администрация, четко направляющая зрительские потоки.