Чекалов Евгений Васильевич : другие произведения.

Апуп Глава 42 Миражи 3. Деревня Барское-Рыкино 1

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Автобиографическая повесть уходящего поколения
  Апуп ГЛАВА 42 Миражи 3. Деревня Барское-Рыкино 1. (34)
  
  Примерное содержание следующих глав приводится ниже, но в силу специфики предмета, последовательность изложения не всегда будет соответствовать указанным ниже пунктам.
   Деревня Барское-Рыкино.
   Родительский дом.
   История деревни.
   География деревни и планировка деревни.
   Воспитание и обучение детей
   Совмещение работы на личном участке с другой работой.
   Отдых молодёжи и жителей деревни.
   Магазины.
   Питьевая вода.
   Русская печка.
   Вдали от деревни, около Мурома.
   Сельское кладбище.
   Односельчане.
  
  Вначале изложения не могу не остановиться на описании родительского дома, который стал для меня родным на всю жизнь, и теперь часто вижу его я только в своих снах. Когда семья переехала в деревню, я ещё не ходил в школу. Историю деревни я начал писать давно.
  Старший наш внук, до 4-ёх лет жил с нами, потом пришлось ему с матерью часто менять частные квартиры. Помню, как-то пришлось ему в очередной раз покидать стены дома, к которым он привык, где прожито им было 5 лет. До этого, переезды он не помнил. Благо, что ещё остается неизменной квартира деда с бабушкой, куда он приходит, когда захочет, чтоб забыться и отдохнуть своей детской ранимой душой. По тому, как он ведёт себя у нас, чувствуется, что его детские ощущения уже оставили след в его подсознании, ведь, 4 года он жил с нами, не могли пройти бесследно, мы сразу понимали что твориться с ним..
  Не забуду, его совсем маленького, когда ему не спалось и приходилось его укачивать на своих руках, своими глазёнками он скользил по стенам, на которых висят мои картины. Я ему говорил, что это нарисовал деда. Часто потом, когда он бодрствовал, указывая на картины, я спрашивал его о том, где картины деда, взгляд его сразу же обращался к картинам на стене. Все внуки привыкли к ним, ещё не научившись ни ходить, ни говорить.
  Младший же внук вообще, если покажешь на любую картину и спросишь, кто нарисовал её, всегда отвечает, что деда. Последнее время он стал различать, что нарисовала и баба.
  Смену квартиры старший внук переживает болезненно. Приходит к нам, чувствуем - переживает. Ляжет на диван, свернётся калачиком и, как котёночек, спит, молча, уткнувшись в подушку. Что снится ему, о чём думает, пока сказать трудно, ещё не привык его детский ум формулировать свои детские впечатления, но я очень даже понимаю его и без слов.
  Средний внук тоже не имеет своего угла. Появился он в нашем доме, когда ему было 3 года, несколько лет они с матерью жили у нас. Теперь живут внуки в соседних домах.
  Свои же первые ощущения от своего дома я не помню, почему-то в памяти только всплывает первая весна, возможно потому, что эта моя весна была последней перед школой. А, возможно, потому, что с приходом весны, начал я осваивать новое жизненное пространство, которое не отделимо от понятия дома, а первые впечатления врезаются в память на всю жизнь.
  Наш дом в деревне Барское-Рыкино состоял из двух комнат, в каждую из них вела дверь из коридора, который тянулся вдоль стены дома. Комнаты соединялись и между собой, одна комната была кухней, в ней была русская печка, другая - передней, в ней была маленькая печка. На зиму часто вся семья ютилась на кухне, дверь, ведущая в переднюю на зиму закрывалась и отеплялась. Позднее, назначение комнат поменялось, русскую печку на кухне сломали и перенесли в переднюю. Позади самого дома был большой двор, за ним был огород.
  Покрыт дом был тесом, и когда мне было лет 15-16, я уже учился во Мстере в художественной школе, мы с отцом в каникулы двор и холодный коридор перестроили, сделали меньших размеров, крышу дома перекрыли шифером. Раньше до этого отец дом подрубил, то есть заменил у сруба дома сгнившие нижние бревна новыми. У отца были частично парализованы одна рука и одна нога, поэтому заниматься строительством ему одному было трудно, кроме меня у него помощников не было.
  Многие дома в деревне уже требовали такого ремонта, у кого-то не было возможности, да, и некому было это делать, кто-то собирался покинуть деревню и переехать на новое место жительства.
  Когда я был уже взрослым, то интересовался историей наших деревень, у которых одни приставки к названиям Удельное и Барское, дышат историей и достаточно древней. О возрасте деревни можно было так же судить и по деревьям, посаженным около домов. Напротив родительского дома, наискосок, через дорогу под окнами дома Федуловых росли две огромные липы, по их высоте и толщине можно судить о возрасте, таких высоких лип я не встречал, даже будучи взрослым, возраст их, наверное, исчисляется веками. Тогда ещё не принято было подрезать деревья, росли они, не свободно ширясь, а больше набирая высоту.
  Под окном соседского дома росла раскидистая кудрявая ива, очень толстая, два человека вряд ли смогли обхватить её руками. И у нас во дворе, слева от дома, прямо у изгороди сбоку дома, росла другая огромная ива, обедняя окружающие её почвы, на которых ничего не росло, использовалась эта площадь под хозяйственные надобности. Мы здесь с отцом пилили и рубили дрова, рядом выкладывали поленицы дров на зиму.
  Двоюродный брат, Владимир Николаевич Фомичёв, будучи на 15 лет старше меня, хорошо помнил деда, возможно, спрашивал его о многом. Кстати, в этом году ему исполнилось 87 лет, всю свою жизнь он проработал председателем колхозов. Вот он мне и сказал, что возраст этих деревень составлял около трехсот лет.
  Вдоль улицы деревни Барское-Рыкино проходит дорога, у которой и название тоже древнее, в народе её называли просто - Аракчеевка.
  С одной стороны между деревень Барское-Рыкино и Плосково идет широкая дорога, по бокам которой примыкают к ней с каждой стороны по берёзовой аллее. Внутри их располагалась пешеходная часть дороги, в основном использовалась только правая аллея. Когда едешь из Вязников, эта аллея на горизонте видна издалека, местность здесь пересеченная, возвышенности чередуются с низинами.
  Бульвар [Е. Чекалов]
  Бульвар сейчас
  Помню эти дороги, были они утоптаны, почва была песчаной, но не вязкой, скорее всего, почва была ближе к суглинку. Хорошо была ухожена только одна аллея. С детства эта дорога мне была знакома, что по ней мог я пройти с закрытыми глазами, кстати, темной осенней ночью почти так и приходилось ходить. Темнота была, как говорится, хоть глаз выколи.
  Память [Е. Чекалов]
  Любимым занятием ребятишек, когда мы ходили в школу в село Станки, было вырезать свои инициалы на белых стволах берез, память на которых оставалась навечно. Проходя по аллее можно составить список жителей деревень.
  В берёзах другой аллеи росли грибы. Отец летом, рано утром, приходил сюда за грибами, ходил сюда и я, росли здесь в основном белые.
  Посредине бульвара, рядом с небольшой низиной, осталось еще заметным место, называемое тогда - круг. Здесь до войны собиралась вечерами молодежь из соседних сёл на танцы под гармошку.
  Помню долгое время на левой стороне, при входе в деревню, сохранились еще три дома, зияя глазницами пустующих окон, крыши были разворочены, дворы - развалившимися, огороды заросли сорняком, а, ведь, участки были когда-то культурными и разработанными, злостных многолетних сорняков не было. Откуда что берётся? Над созданием таких почв потрудилось не одно поколение деревенских жителей. Это были дома Гудушиных и Горячковых, у нас половина деревни были с этой фамилией.
  Встретил недавно в Муроме я своего земляка, его мать и бабушка жили в нашей деревне, сам он лет на двадцать моложе меня, маленького я его и не помню, так как в деревне я был только наездами. Так вот, оказывается, нет теперь и этих домов. Позднее мне пришлось всё это увидеть самому.
  Помню, с какой горечью и скорбью я провожал в детстве умерших стариков и семьи, которые покидали деревню, как будто от сердца отрывалось что-то родное, чутким детским нутром предчувствовал я гибель деревни. Жители уезжали из деревни не по доброй воле, с сожалением они оставляли родные насиженные места, после окончания школы подрастала молодежь, надо было трудоустраиваться и начала она разлетаться по соседним поселкам и городам.
  На выходной в субботу вечером слетались они на ночку к родителям. Через деревню со станции Мстера под вечер тянулась вереница гостей, приехавших из Коврова, на следующий день, с сумками и котомками, в которых были материнские гостинцы, эта вереница двигалась уже в другом направлении.
  С другого конца деревни наблюдалась аналогичная картина, но только поток направлялся в Вязники, а из центра деревни - в Серково, где была ткацкая фабрика, и был поток девичий. Из деревни шли дороги в шести направлениях, по две по краям деревни, две из центра. В этом противоборстве с дорогами деревня не устояла, народ утек по этим дорогам, как сквозь пальцы.
  На праздники в деревню народу съезжалось много, и те, кто недавно покинул деревню, посещая её по праздникам и выходным, и те, кто на стороне обзавелся семьей и обосновался уже на новом месте.
  Праздники отмечали как советские, так и церковные, молодежь же была не верующей, старики, конечно, считали себя верующими скорее по привычке, только некоторые бабки посещали церковь, для этого надо было идти в Вязники. Раньше была действующая церковь в Станках. Особо популярными были праздники - Пасха, Троица и Успение, объяснялось это тем, что попадали они на весеннее и летнее время.
  На Троицу, на берегу Клязьмы, за Станками напротив деревни Ставрово, устраивались массовые гуляния, народ съезжался почти со всего Вязниковского района, приезжали торговые организации, торговля шла бойко - конфеты, пряники, печенье, пиво, лимонад, для нас все это было редкостью, да, и денег на них у нас не было. С этим было трудно, больше жили натуральным хозяйством. Про спиртное, сказать не могу, приезжали люди, как правило, уже навеселе, погода иногда была жаркой, было не до спиртного. Веселья было много, встречи, разговоры, встречались старые знакомые, круг которых у каждого был велик, жители всех окрестных деревень хорошо знали друг друга.
  Со всех сторон лилась музыка, играли гармошки, патефоны, стихийно организовывались пятачки с танцами, которых было множество. Не обходилось и без драк, парни, как правило, соперничали из-за девчат, наблюдалась вражда и между разными населенными пунктами. В этом, как правило, участвовали парни постарше, мы же еще не успели нажить себе врагов, тем более учились мы все вместе в одной школе, но несмотря ни на что, народ был доброжелательный, зла долго не держал. После войны народ веселился, и, несмотря на трудности, испытывал ещё эйфорию.
  Барское-Рыкино 1956.800 [Е. Чекалов]
  Барское-Рыкино Успенье 1956
   Успенье был престольный праздник нашей деревни, поэтому гуляния были только у нас. Праздник этот был для нас ребятишек с каким-то оттенком грусти, через два дня закачивались летние школьные каникулы, шло к концу лето, позднее, надо было покидать дом.
  Широко отмечалась в деревне весной Пасха, для нас детей скорее это был праздник весны, которой после продолжительной зимы, радовался и стар и млад. Хотя и зиму нельзя было назвать нелюбимой, жизнь продолжалась в деревне и зимой.
  Если бы была возможность остаться в деревне, никто бы из деревни не уехал, не превратился бы в вечное перекати-поле. Многие, даже не имея уже дома в деревне, приезжали с детьми и внуками на встречу со своей молодостью, увидеться с оставшимися в живых жителями деревни, встречаются они как родные.
  До сих пор стоит перед глазами картина, увиденная мной после длительного отсутствия. С правой стороны дороги, напротив еще стоявших трех домов, возвышалась огромная куча останков того, что было раньше деревней. Под останками оказалась погребённой моя первая школа и моя первая дорога в жизнь, пустырь накрыл их своим покрывалом, так и хочется думать, что это всё временно, распахнётся оно и деревня встанет перед взором как живая.
  Останки деревни [Е. Чекалов]
  http://www.artrussian.com/images/media/135223.jpg
  А дальше шло, трудно подобрать даже слово, не поле, скорее пустырь, заросший высокой полынью, полынь покрывала и место, где был когда-то родительский дом. Видел его я последний раз, когда перевозил отца из деревни в Станки. Дом какое-то время стоял один, затем отец продал его кому-то на дрова, его сломали, и увезли. Я после этого определял место дома только по вековой липе, по овражку, расположенному через дорогу, по дну которого когда-то проходила тропка. Правда, оно еще угадывалось и по останкам разрушенного соседского двора, которые ещё долго возвышались над зарослями полыни. Это был дом родителей Героя Советского Союза гвардии полковника Борисова Михаила Семеновича.
  Таких больших площадей этой агрессивной 'культуры', полыни, ранее я не встречал. Первое моё знакомство с ней тоже незабываемо, и связано оно с событиями, когда жители начали покидать деревню. На месте, когда-то дышащего жизнью дома, вскоре появлялись очаги этой растительности, ждущей случая завоевать для себя новое жизненное пространство, а по возможности и всю деревню.
  Плантации её сейчас достигли угрожающих размеров, таящих внутри себя зловещие признаки запустения и одичания, и не только земли, а в первую очередь человеческого общества. Моё же первое знакомство с этой 'культурой' связано с внутренним чувством горечи и тоски, вызванные гибелью своей Малой Родины.
  Долгое время стоял родительский дом рядом с таким очагом, противясь жизненной силе этой 'культуры', которая всё-таки дождалась своего часа, я, всегда, как будто чувствовал своим детским сердцем эту тайную угрозу.
  С развитием цивилизации техника пришла на помощь человеку, заменив его тяжёлый ручной труд, и одновременно вытеснила его с земли. Получается парадокс. Раньше освоение и сохранение жизненных площадей наших необъятных просторов было первостепенной заботой государства, во главу деятельности человека всегда стояла задача, чтоб каждый уголок земли был обработан, и им прорастало наше государство.
  Сейчас об этом никто не думает.
  С появлением техники стало ухудшаться плодородие земель, так же стало сокращаться и поголовье скота. Земля стала пахаться глубже, верхний плодородный слой оказался закопанным. На смену органическим удобрениям, пришли химические.
  С появлением техники стала претерпевать и система организация производства, так как небольшому колхозу было не по средствам покупать дорогую технику, появились МТС, колхозы стали укрупняться. А это уже были неудобства для жителей деревни, иногда место работы было очень далеко от дома, велосипедов тогда ещё было мало. Появились проблемы и с воспитанием детей.
  Самой оптимальной для жителей организацией сельского предприятия был колхоз. В нём много было рационального.
  Во-первых, место работы всегда было расположено рядом, не надо было много времени тратить на дорогу.
  Во-вторых, всегда можно было сочетать работу в колхозе с работой на своём приусадебном участке.
  Облегчалась проблема и с воспитанием детей, особенно с их обедами, так как не все ещё могли себя накормить сами, надо было уметь обращаться с русской печкой, особенно надо было уметь пользоваться ухватами.
  Овраг перед окнами [Е. Чекалов]
  Овраг
 Улица моего детства [Е. Чекалов]
  Улица моего детства
  Перед окнами когда-то стоящего здесь родительского дома, через дорогу, картина не претерпела никаких изменений с тех пор, как отец уехал из деревни. Ещё при мне дом напротив покинули жители, его сломали и вывезли, остались только вишни, посаженные когда-то вдали огорода.
  Не было и соседского дома, но две вековые липы ещё стояли и охраняли покой уже не существующей деревни.
  В конце деревни, где у нас была волейбольная площадка, местность превратилась в болото, на месте когда-то футбольного поля стоит какая-то сараюшка, где пастухи укрывались от дождя.
  Только коровы да пастухи были ежедневными свидетелями разразившейся бури, пронесшейся над деревней, которую давно нарекли неперспективной. В один из приездов и кроме меня были посетители этих мест, здесь встретил я молодого человека со станции Мстера, который приехал за малиной, разросшейся на брошенных огородах, только она одна была способна противостоять силе полынь травы. Оказался он мужем соседки, подруги моей сестры.
  Коровки, как марафонцы, каждый день проделывали путь 4 километра в один конец, 4 - в другой, иногда даже и на дневную дойку. Не стало деревень, разрушили и линию электропередач. Когда я учился в школе, еще в седьмом классе в Станках, света не было, уроки приходилось учить с керосиновой лампой. Рядом с деревней сделали летнее пастбище, провели асфальт, для нас в свое время это было мечтой. Восстановили колодец в центре деревни, о нем еще будет сказано. Воду стали доставать с помощью электрического насоса. Нам бы это в своё время! Это был особенный колодец, как он, такого, я в деревнях нигде не встречал.
  С другой стороны деревни в сторону станции Мстёра дорога вначале шла на подъем полем, раньше на нем вблизи деревни часто выращивали картошку, по всей видимости, для того чтоб было удобнее выбирать её. Помню, в осеннее ненастье вся деревня выходила с лопатами на уборку, по-другому взять картошку было невозможно.
  Деревня Удельное-Рыкино оставалась внизу слева за неглубоким овражком, который шел параллельно дороге Аракчеевка, и располагалась деревня перпендикулярно к дороге.
  Упомянутый овраг проходил мимо деревень Барское-Рыкино и Плосково и впадал за селом Станки в реку Клязьма. К деревне Удельное-Рыкино отходила дорога, справа от неё раньше находился скотный двор, который был на той же стороне, что и главная дорога. Поля за скотным двором, находившиеся на южном склоне, использовались для выращивания огородных культур, поле с трех сторон было защищено от ветров лесами.
  Дорога здесь так же проходила внутри аллеи из берез. С правой стороны, где закончились поля, начинался лес. Это было самое высокое место, отсюда, если повернуться лицом к деревне Барское-Рыкино, открываются дали, почти до самых Вязников. В метрах пятистах отсюда дорога пойдет лесом до дороги, соединяющей железнодорожную станцию Мстера с поселком Мстера, расположенным в 14 километрах от станции. В этом месте дорогу, соединяющую два поселка, пересекает газопровод идущий в Нижний-Новгород. Проведен он был достаточно давно, во всяком случае, в то время, когда деревни ещё жили своей обычной жизнью. Вот бы зайти этому газопроводу в наши деревни?
  Отсюда также недалеко и до автомобильной трассы Москва - Нижний Новгород, будет где-то километра три, вначале же проходит железная дорога. Железная дорога и автомобильная трасса пересекаются около деревни Коурково.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"