Хождение 15. Работа закона в предматериальности. Направленность. Роль направленности в состоянии Хаоса. 33
Хождение 16. Ненаправленность как философская категория. Физическое выражение ненаправленности. "Великий Скаляр". 36
Хождение 17. "Матрёшка": неопределимое внутри неопределимого. Закон и Скаляр. 38
Хождение 18. Через предматериальность - к миру миров. 41
Хождение 19. Постматериальность. Изменение атрибутов мета-материи с развитием 4+n - мерности. 44
Хождение 20. Цикличность мира. Эманация как один из возможных путей рождения неопределимого. 46
Часть III. Привратный чертог Аллаха.
Хождение 21. Становление неопределимого. 48
Хождение 22. Уровни неопределимого. Поэзия религии. 50
Хождение 23. Феномен пророка. 52
Хождение 24. "Аллах-у акбар". 54
Хождение 1. Падая в Колодец тьмы
1. Падая в колодец Тьмы, ты слышишь только Время, ещё живущее в тебе.
2."Твоё время кончилось!" - говорят литературные герои. Философский герой скажет: "Твоё время рассредоточилось" - ибо пустыня живёт своей жизнью, а песчинки, уносимые с её поверхности пыльной бурей, - своими.
3. По сути, я - это моё Время. Не затасканный писательский шаблон, но знаменитая физическая сущность - так, к слову сказать, и не "пойманная за хвост" экспериментаторами...
4. Опыт, эксперимент - выявление закономерностей взаимодействия материальных сущностей. Заметим: именно материальных!
5. Материя же составляет основу и для сущностей "классификационных" - вид, род... класс... уровень... Однако, провести эксперимент по выявлению влияния, скажем, рода на вид (или наоборот) вряд ли возможно в практическом плане и "несколько затруднительно" в теоретическом - уж слишком велика доля неопределённости в аргументе, чтобы с доверием отнестись к полученной функциональной зависимости.
6. Взаимовлияние классификационных сущностей или иначе - взаимовлияние систем и их собственных структурных единиц есть "дух животворящий" - нечто трудноопределимое, знание о чём живёт в нас бездоказательно.
7. Но это "трудноопределимое" существует во Времени, поскольку основывается на материальных структурных единицах. Взаимовлияние классификационных сущностей есть процесс, а процесс представляет собой последовательность фундаментальных единичных конструктов четырёхмерного мира, в котором мы с Вами, Читатель, "имеем место быть".
8. Для дальнейших рассуждений о закономерностях этого четырёхмерного мира условимся именовать взаимовлияния, доказуемые опытным путём, "горизонтальными", а взаимовлияния классификационных сущностей, недоказуемые экспериментально, - "вертикальными".
9. "Колодцем Тьмы" назову я эту реальность, живущую в нас наряду с реальностью "света-знания", "света-представления", скрывающей первую от нашего разума.
10. Забудем же об эксперименте как о единственно правильной метОде доказательства! Приведём себе в пример доказательства логические, исключающие материю и время из определяющих условий; а также доказательства математические.
11. Собственно, математика и есть концентрат любой доказуемости. Формула может учитывать, а может и не учитывать время; но закон, ею выраженный, - уже часть неопределимого, поскольку от времени не зависит.
12. Но годятся ли логика и математика для выражения вертикальных закономерностей? Формально - да, поскольку опираются на материальность. Но это должны быть иные логика и математика (существующие приспособлены к к решению задач горизонтальных закономерностей), не связанные не только со временем, но и с мерностью мира вообще.
13."Почему - спросите Вы - наша предполагаемая "иная" логика не должна быть связана с мерностью мира?" "Потому - отвечу я - что она должна одинаково корректно работать не только в четырёх-, но и в трёх- и в пятимерном, и вообще в n-мерном мире. А это и значит, что такая логика не должна определяться мерностью.
14. О каких законах мы будем говорить, имея в виду разноуровневые взаимовлияния? О "превратностях судьбы" - при изучении влияния системы на собственную структурную единицу - для последней. О законах реакции системы на деятельность каждой структурной единицы и всех вместе - при изучении противоположного процесса.
15.Говоря об "иной логике", автор имеет в виду то обстоятельство, что категория времени в языке логики "нашей" присутствует изначально. Его главный посыл "если А, то В" заключает в себе понятие начальности процесса и его следственной стадии. В горизонтальных закономерностях мы пользуемся логической цепочкой "причина - изменение\становление - следствие", причём под причиной понимаем либо "силу", воздействующую на объект, либо "внутреннее развитие" по некоей программе, неизвестно кем, когда и как "заложенной" в основы мироустройства.
16. В любом из этих случаев мы видим активную (воздействующую) и пассивную (воспринимающую) части. Но в самОм этом подходе заключена несообразность, предполагающая наличие двух разных способностей - оказывать и воспринимать воздействие\влияние.
17. Последствием такого положения был бы разрыв обратной ветви взаимозависимости конечного и исходного состояний, зависимости определённого Прошлого от определённого Будущего.
18. В нашей "иной" логике мы будем исходить из положения, что у любого объекта\субъекта наличествует одна неразрывная способность оказывать\воспринимать воздействие, равно как дифференцирование и интегрирование являются одним и тем же процессом, рассмотренным "с разных концов".
19. Хождения наши в Привратный чертог Аллаха будут состоять из трёх частей. В первой из них мы рассмотрим закономерности взаимовлияния классификационных сущностей.
20. Во второй части Хождений мы перейдёт к изучению отношений определимого и неопределимого, то бишь самих законов взаимовлияния.
21. И, наконец, в третьей части автор попробует "нарисовать" собственное представление о Неопределимом - дабы Аллах мог сказать: " Я создал тебя для этого, и ты не обманул моих ожиданий!"
22. Увы - сидя "в четырёх стенах" четырёхмерности, мы ничего не узнаем о том, каковы законы "у соседей" в n-мерных мирах! Как любопытный мальчуган заглядывает в щель в заборе, так и автор Хождений, сгорая от любопытства, попытается углядеть запретное-неизвестное.
23. И даже если желанный "плод" окажется с изъяном - пусть фыркающие гурманы прежде попробуют сами слазить в этот манящий сад! По крайней мере, одним "счастьедобытчиком" станет меньше в самовлюблённом стаде человечества!
24. Да поможет нам Аллах!
Хождение 2. Соловей. Определимость как философская категория.
1. Солнце село. Мрак сгустился. Из ветвей
Загремел, запел, защёлкал соловей.
Льются звуки... И, незримый, надо мной
Божий ангел пролетает в час ночной.
Соловей, не знающий нот, и органист, ноты знающий... Одинаковое воздействие (или влияние?) набора звуков (ага, попробуй "набери"!) на - что?
2. Если на мозг - то в результате воздействия\влияния мозг должен измениться. Было приятно - стало привычно. То же - в противоположном случае.
3. Но мозг не меняется. Что же тогда служит "мишенью" воздействия\влияния этого целенаправленного (поскольку содержит информацию) потока звуков-символов? Символов - потому что роль звука как переносчика информации заканчивается у барабанной перепонки. Далее - по цепочке "нервный импульс-познавательный аппарат-представление-обработка ориентационными доминантами-реакция".
4. Итак, как мы и подозревали, "физика" играет в описанном процессе роль подсобного рабочего, этакого "принеси-подая". Но и символ (см. "Начала мышления") - всего лишь "прораб" на стройке представления. Главным же "конструктором" всех форм массивов символов (т.е. информации) является нечто определимое - основанное на материальном, связанное с материальным - но нематериальное само по себе.
5. "Как так? - спросите Вы - разве нематериальное может быть определимым? Что в нём определять, если его ни потрогать, ни приборами "ущучить" нельзя?"
6. Вот тут-то самое время задаться вопросом: а что такое "определимость" вообще? Что мы имеем в виду, произнося реально или мысленно это слово? Говоря языком философского трактата, что входит в понятие "категория определимости"?
7. А теперь, читатель, будем чрезвычайно осмотрительны и осторожны! Величайшая опасность, поджидающая всякого философа, размышляющего о некоем предмете, - это утеря в мыслительном процессе самого предмета и замена его его наименованием! Таким образом, реалист превращается в номиналиста, философ - в филолога, а философия из представления о мире делается представлением о языке.
8. Первым в "категории определимости" стоит слово "категория". Его мы отнесём к сущностям, имеющим, как и все прочие сущности, только ему свойственный набор атрибутов. В понятие же "определимости" входит наличие у явления некоторой "первообразной" в виде материальной основы, при том, что само явление может быть сколько угодно нематериальным. Другими словами, говоря об определимости, мы говорим о взаимосвязи множества производных с множеством материальных первообразных.
9. Другая опасность, поджидающая философа, - оперирование неопределённостями в качестве первообразных. Неопределённость - это становленческая стадия процесса взаимовлияния материального и нематериального, когда под вопросом и первичные условия, и законы взаимовлияния, и уж тем более - конечный результат.
10. Примеров подобных философских утверждений можно привести множество: от знаменитых "Бог есть Любовь" и "Человек - образ и подобие Бога" до тривиальных определений "блага", "добра" и т.д.
11. Оперирующий неопределённостями философ неизбежно перестаёт возделывать поле философии и переключается на грядки жанров художественно-публицистических или религиозно-воспитательных.
12. Настоящий же исследователь будет исходить из того, что любое взаимовлияние можно описать математическим языком, не прибегая к ухищрениям именований и толкований.
13. Иными словами, появление неопределённости в философской мысли ведёт к гибели философии.
14. Какие же термины нам подходят, чтобы пользоваться ими в рассуждениях об определимости?
15. Поскольку мы обозначили определимость как взаимосвязь множества нематериальных производных с множеством материальных первообразных
- или же взаимосвязь множества систем с
множеством структурных единиц -
то мы не сможем обойтись без таких терминов, как предел, интеграл, степень, уровень, функция и т.д.
16. И лишь пользуясь языком, "чудовищно далёким" от всяческой романтики и возвышенности, мы сможем достаточно близко к истине описать механизм влияния соловьиного пения на романтически настроенного слушателя.
17. Но, читатель, есть ещё один способ обозначения определимости, исходя из её категориальных атрибутов.
18. Кто, например, нам мешает рассматривать определимость как взаимосвязь одной нематериальной сущности с другой нематериальной сущностью? Автор незря употребил слово "обозначение": ведь оно показывает возможность иметь некоторое представление о факте без раскладывания его составляющих по математическим полкам.
19. Этот способ, так же как и математический, известен давно, но учёные мужи, помешанные на "серьёзности", постоянно пренебрегали им в своих "многомудрых" философских рассуждениях.
20. Поэтический образ - вот что служит определимости не хуже математики!
21. Человек, не воспринимающий сути и красоты поэтических образов, не воспримет сути и красоты математики,
22. а уж представить себе функциональную зависимость, связывающую через "как" компоненты сравнения или через тире - компоненты образа ему и вовсе не под силу.
23.Итак, читатель: вот два инструмента, которыми, в числе прочих, мы будем достаточно часто пользоваться при определении взаимовлияний в ходе строительства нашего представления о мироустройстве.
24. Приходит время, когда "в одну телегу впрячь коня и трепетную лань" не только можно, но и необходимо!
Хождение 3. Водопады и пороги. Связь определимости и "становления".
1.Воды нематериального - их течение весьма прихотливо, но зависит от формы и уклона русла - от тех самых первообразных, коими является вся "физика".
2.И так же, как у потока водного, струи взаимовлияний нематериального образуют картину, повторимую при повторимых условиях; а это значит, читатель, что мы с Вами продолжим говорить об определимости.
3. Понаблюдаем за водопадом на небольшой горной речке - не за гигантами, вроде Ниагарского, подавляющими своей мощью всякое иное чувство, кроме восхищённого благоговения, а за скромным работягой, мимо которого пройдут, не повернув головы, пресыщенные туристы.
4. Отвлекаясь постепенно от сверкающего разнообразия, мы увидим сквозь завесу следствий всего три первообразных: определимые - форму русла и свойства воды, и неопределимую - закон тяготения.
5. Очевидно, что главным действующим лицом в этой троице является закон тяготения: не изменяясь сам, он обуславливает изменения в системе "вода-русло".
6. А теперь "обратим лицо свое" к струям незримым, к тому, что мы уже рассматривали в предыдущей главе: к определимому. Но если раньше нас интересовала определимость как философская категория, то сейчас - моменты "становления" определимого. Понятие "становление" автору во многих случаях привычнее именовать словом "процесс", но, хотя смысл обоих понятий одинаков, "становление" более ярко показывает атрибут целевой направленности.
7. Но уютный, обжитой мир классической философии с его устоявшимися терминами и понятиями мало чем может помочь в решении нашей задачи. Ибо нас интересует определимое совсем другого рода, нежели изменяющаяся материя и неизменные идеи (которые с нашей точки зрения выглядят довольно странно в своей неизменности).
8. Становление нематериального определимого, целенаправленный процесс изменения системы во взаимосвязи с изменяющимися собственными структурными единицами и системой более высокого уровня - вот тема нашего настоящего рассмотрения.
9. Поставим на пути нашей речки каменную глыбу-порог, изменив тем самым материальные первообразные и запустив процесс изменений в нематериальных производных.
10. Очевидно, что изменение вертикальных взаимовлияний "на графике" будет выглядеть иначе, чем изменение взаимовлияний горизонтальных. Для последних мы будем иметь простой график непрерывной функции. Изображение же изменения взаимовлияний вертикальных потребует от нас графика одновременно и непрерывного, и дискретного, т.е. такого, где непрерывность сама должна быть производной.
11. Нечто похожее мы могли бы увидеть, если бы круги от падения камня в воду не распространялись последовательно, а возникали все сразу, без переноса энергии от частицы к частице.
12. Ещё одно отличие в механизме распространения изменений при вертикальных взаимовлияниях - мультицентральность, когда каждая изменившаяся структурная единица становится центром изменения системы.
13. И, наконец, последнее отличие: в переносе изменений по ступеням нематериальных уровней главным видом энергии служит та, которую мы назовём "информационной". Никаких непосредственных воздействий изменяющихся сущностей друг на друга при вертикальных взаимовлияниях быть не может, но вся система тем не менее, изменяется, становясь "иной".
14. Кстати, упомянутая нами мультицентральность обозначает ещё и то, что в рассуждениях мы можем принимать в качестве первообразной не только низшую из двух ступеней - при переходе информационной энергии "наверх", но и высшую - при передаче энергии "вниз". Иными словами, наша собственная судьба может считаться (и "высчитываться!") производной функцией жизни человечества (или Вселенной - кому как больше нравится!).
15. В предыдущем рассуждении мы прокомментировали существование нисходящей ветви связи между двумя определимыми: системой и структурной единицей этой системы.
16. Но, как уже подчеркивалось нами ранее, взаимовлияние предполагает также и наличие ветви восходящей. Та же самая "судьба" несёт в себе то, что обычно называют "предопределением".
17. А теперь вспомним, что мы говорили об одном и том же процессе, но рассмотренном "с разных концов" - процессе дифференцирования-интегрирования. Процесс восхождения-нисхождения информационной энергии поразительно похож на своего математического "двойника"!
18.Подобная единая двунаправленность становления материальных первообразных и их нематериальных производных позволяет сделать предположение о важнейшем значении этой двунаправленности не только для определимого, но и для иных частей мира.
19. Вот мы и пришли к утвердительному выводу: определимое всегда "становится"; но становление первообразных происходит во времени и обусловлено временем, становление же производных от времени не зависит.
20. Философ-"классик" замашет на нас руками: "Как же так? Ведь становление - процесс, развивающийся во времени; Вы же утверждаете нечто невообразимое, изгоняя из рассуждения главное определяющее условие!.."
21. Философ, возделывающий грядку филологии, ехидно заметит: "На доказательство ненужности времени для становления неких "производных" Вы потратили кучу именно времени - и ничего иного!"
22. Философ-"моралист" сочтёт нашу "трепотню" не приносящей никакой пользы - а, значит, вредной. К сожалению, начальственные кресла в науке и философии чаще всего занимают почему-то именно философы-моралисты...
23. Автору же, вдоволь налюбовавшемуся водопадом, следует, однако, вернуть речке первоначальный вид, убрав средство своего эксперимента из русла.
24. И да поможет автору Интернет найти заинтересованного читателя этой не приносящей никакой выгоды писанины!
Хождение 4. Берега. Неопределимость-неизменность.
1. Чем быстрее мы движемся по нашей реке, тем меньше деталей успеваем различить на берегах; тем менее определимы они для нашего взгляда.
2. При дальнейшем увеличении скорости наступит момент, когда эта определимость станет бесконечно малой величиной - и тогда мы не сможем сказать о берегах ничего, кроме того, что они "есть".
3. Не правда ли, мы где-то уже встречались с похожей ситуацией? А именно: за многие и многие века люди так и не смогли сказать о Боге ничего более определённого, чем то, что он тоже "есть"!
4. Правда, на этом сходство и заканчивается, так как истинная неопределимость начинается по другую сторону асимптоты, выражающей предел определимости.
5. Но мы ухватили главное: всякое изменение свидетельствует об определимом, следовательно, о неопределимом свидетельствует неизменность.
6. Но вот парадокс: чем выше скорость изменений, тем меньше определимость; а, значит, самая большая определимость - у неизменности. Но, как мы выяснили ранее, неизменное неопределимо!
7. Однако, парадоксальность этого утверждения строится на некорректном употреблении терминов.
8. Всё дело в том, что определимость и неопределимость не разные полюса одного и того же мира - это разные миры! Точно так же бесконечно малая скорость изменений и неизменность - это бесконечно приближающаяся к асимптоте кривая и - сама асимптота.
9. Поэтому парадокс наш исчезает при замене неверного выражения верным: бесконечно большая степень определимости существует при бесконечно малой скорости изменений - но не при неизменности!
10. Полная же неизменность в первую очередь требует отсутствия не только изменений, но и - времени, поскольку существование во времени, продвижение вдоль координаты времени - частный случай изменения.
11. Эту "полную неизменность" следовало бы рассмотреть более внимательно. Увы - нас ждёт неприятный сюрприз: "рассмотреть" неопределимость невозможно в принципе. А значит, нам с Вами, читатель, придётся "напрягать извилины" для создания фантома, имеющего требуемые свойства. Впрочем, богословы научились этому давно...
12. Указать на неизменное-неопределимое легко: это все "законы" мироустройства, которые, якобы, изучает наука. Однако, наука изучает не законы, а процессы, происходящие в соответствии с этими законами.
13.Какие же свойства мы придумаем для нашего "фантома"?
Во-первых, выраженность чрез взаимодействие/взаимовлияние определимого.
Во-вторых, наличествование "до" - а значит, независимо "от" - существования определимого.
В-третьих, изотропность неопределимого относительно мерности мира.
14. Остановимся на этой изотропности. В самом деле, если, например, тяготение в 4Ђn-мерных мирах может иметь разную атрибутивность, разное предназначение - то закон тяготения в 4Ђn-мерности всегда будет выражаться через взаимодействие определимых для указанной системы мерности.
15. Четвёртое свойство связано с категорией изменяемости как основополагающего принципа сущности. Эта основополагаемость выражается, в грубом приближении, вопросом "что первичнее: изменяемость или время?"
16. "Грубость" этого вопроса заключается в том, что словом "первичней" он уже указывает на ответ "время". Но мы вынуждены пользоваться этим термином, чтобы не сочинять малопонятных замен. Надо только иметь в виду, что, говоря о первичности, мы игнорируем время, содержащееся в языке.
17. В нашем видении проблемы изменяемость - потенциальное свойство, присущее материи в широком смысле слова и актуализующееся во времени. Время же относится к системе мерности мира и, по крайней мере, в 4-мерном мире является условием или одной из координат любого процесса.
18. Но уже при 4Ђn<4 и Еп<Еф (полная энергия структурной единицы (СЕ) меньше фундаментальной, необходимой для существования этой СЕ в виде 4-мерной материи, речи о координате времени идти не может. Однако, поскольку Еп≠0, изменяемость структурной единицы 4-n-мерного мира также не равняется нулю - а, следовательно, выражена иным, чем упомянутая выше актуализация во времени, способом актуализации.
19. Таким образом, вопрос "о курице и яйце" решён в пользу изменяемости. Наличие потенциального свойства у любой сущности создаёт градиент, заставляющий это свойство проявляться возможным для данной системы мерности способом.
20. Теперь мы можем говорить о таких вещах как изменяющееся пространство с мерностью 4Ђn=3; изменяющийся Хаос с мерностью 3>4Ђn>0 и даже о гипотетическом "изменяющемся" состоянии мира с мерностью, предел которой равен нулю.
21. Об этом последнем состоянии мира мы подробно поговорим в Хождении Љ16. Великий Скаляр - так назовём мы этот фантом, не имеющий никакой направленности.
22. Но мир, в том числе и наш, четырёхмерный, не сможет "родиться", если эта направленность каким-то образом не появится...
23. Диалектика заставит нас рассуждать об антиподе Великого Скаляра, называемом нами по аналогии Великим Вектором.
24. Поэзия же, не играющая никакой роли в науках о мире, поможет нам новым для нас взглядом окинуть величественную и неповторимую картину огненного колеса мира, проживающего свою жизнь наподобие нас...
Хождение 5. Стрельба по мишеням: сущность "вообще"; в т.ч. "классификационная сущность".
1. Странные мишени выстроились передо мной. Чем дальше мишень, тем более смутные очертания имеет "яблочко", но - попасть в эту мишень легче всего.
2. Мишень ближняя видна очень хорошо. Но - то ли дрожит рука, то ли воздушные струи уводят изображение в сторону - попасть в неё явно трудней, чем в отдалённую.
3. С другой стороны, раны, наносимые моими стрелами дальней мишени, совершенно ничтожны; ближняя же мишень страдает от моих редких и неточных попаданий гораздо сильней.
4. Сущности разных организационных уровней - вот что такое мои мишени. Стрелы же - суть воздействия-влияния, повреждения - изменения в результате сих воздействий.
5. Но, сказав вместо "мишени" слово "сущность", мы ничем не прояснили ситуацию. Ибо единственное, что её может прояснить, - это комплекс признаков и свойств, данный в определении.
6. Первый признак сущности - наличие некоторого количества энергии. Энергия же, в свою очередь, может быть как непосредственно "физической" так и производной функцией от физической - мы назовём этот вид "информационной энергией".
7.Существование информационной энергии - одна из основ существования разноуровневого мира. Всякое вертикальное взаимовлияние происходит благодаря информационной энергии; и лишь горизонтальное, непосредственное взаимодействие происходит на физическом уровне.
8. Второй признак сущности - интегральное "свойство", которое мы с Вами, читатель, назовём "неповторимостью".
9. Признак третий - отдельность, дискретность. Для определимого этот признак даже не "обязателен": без него определимое не может существовать.
10.Неповторимая, заключающая в себе определённое количество энергии, отдельность - вот что мы будем подразумевать под "сущностью". Совершенно однозначной является принадлежность сущностей, соответствующих этому определению, к миру определимости.
11. Но мы пока поопасаемся заключать в тесные рамки определимого все случаи применения термина "сущность". Нечто, играющее роль сущности (хотя и с абсолютно другими признаками-свойствами), мы, как станет понятно в дальнейшем, найдём и в мире неопределимого. Теперь же нам следует вновь вернуться к нашим "мишеням".
12. Первый инструмент, который нам понадобится при разглядывании сущностей определимого - это понятие "градации". Похожие сущности можно объединять во множества, которые также, по определению, будут являться сущностями - но уже на другом уровне.
13. Но градация - вещь чисто формальная, не-смысловая, не-информативная. Если же мы хотим получить понятие живое, полнокровное, неповторимое - наша "градация" должна именоваться соответственно: классификационная сущность.
14. Классификационная сущность - это производная от сущности физической, идентификационной, обладающая определённым количеством информационной энергии (смысла), способная посредством вертикальных взаимовлияний обмениваться этой энергией с другими классификационными и идентификационными сущностями.
15. Самая первая классификационная сущность - множество с нулевым различием составляющих. Выражение 1+1+1+...+1=1 как раз и показывает нам такую сущность, и не только её, но и выражающий принцип любой другой классификационной сущности.
16. Дальнейшее продвижение по вертикали происходит за счёт нарастания различий и уменьшения сходства составляющих. И если количество множеств с нулевым различием, строго говоря, равно нулю (т.е. возможно лишь теоретически), то множества с частичным различием количественно составляют основную массу классификационных сущностей.
17. Естественно, мы не должны умалчивать и о последнем варианте множеств - о множестве с нулевым сходством составляющих a+b+c+...+p =1.
18. Результаты нашей стрельбы по "мишеням" мы назвали ранами, что вроде бы не совсем правильно: раны бывают у живого существа. Но наша философия не делит мир на живой и неживой - это дело биологов и прочих учёных. С точки зрения автора неживым может считаться лишь мир, лишённый информации, т.е. формы волновых процессов.
19. Всё же остальное - жизнь в разных проявлениях и степенях этих проявлений. Молекула воспринимает чужую и выдаёт свою информацию - но то же самое делает и галактика! Иными словами, наличие информации - это наличие жизни!
20. Как мы выяснили, наиболее дальняя "мишень" - классификационная сущность, выраженная формулой (1+1+...+1)+(a+1+1+...+1)+...+(a+b+...+p+1)+(a+b+...+p)=1; а если перейти от математики к литературе, то речь идёт о сущности, заключающей в себе множество множеств.
21. В применении к мерности (4Ђn)=4 эта сущность называется "мир"; что до иных мерностей, то подобные сущности, не совершая большой ошибки, тоже можно назвать мирами".
22. Какое бы изменение ("рана") ни произошло в одной из составляющих множества, значимость этого изменения для данного множества будет выражена некоторой долей единицы. Но значимость эта может иметь и нулевое значение - что ж, видно, стрела наша "ушла в молоко"!..
23. А вот значимость наших "попаданий" для сущности, названной нами "миром", выражается бесконечно малой величиной d, давно известной нам из математики.
24. Вот, читатель, мы и изобрели два новых феномена: классификационную сущность и информационную энергию, коей эти сущности питаются. Одно, правда, меня беспокоит: не бродит ли где-то рядом У.Оккам с его проклятой бритвой?..
1. Движение к намеченной в заголовке цели мы начнём с установки ориентиров, на которые будем оглядываться в рассуждениях.
2. Первое, что приходит на ум, характеризуя взаимовлияние системы и структурной единицы этой системы, - это слово "устойчивость". В данном случае оно означает достаточно медленный для наблюдателя ТЕМП непрерывных изменений.
3. Чтобы уяснить для себя, чем обусловлена непрерывность изменений, следует учесть, что взаимовлияние представляет собой интегральную сумму неопределённого количества факторов. В неё входят как вертикальные отношения систем разных уровней, так и горизонтальные взаимодействия на одном уровне. Наложение темпов изменений, результирующих все эти отношения, друг на друга и создаёт картину непрерывности.
4. Итак, несмотря на непрерывность изменений, взаимовлияние системы и её структурной единицы имеет запас устойчивости, позволяющий нам в течение некоторого промежутка времени считать его постоянным. Это в полной мере относится и к взаимовлияниям классификационных сущностей, которые хоть и являются системами нематериальными, но имеющими в основе, как мы ранее выяснили, именно материальные системы.
5. Пример интегральной картины взаимовлияний нам показывает океан. Попробуйте найти в океане отдельные капли - вас постигнет неудача. Но вряд ли кто станет спорить с утверждением, что океан состоит из капель. Так и в отношениях систем (неважно, материальных или производных от них) слиты все существующие капли-взаимовлияния - и разница лишь в значимости той или иной капли.
6. Кстати, где-то среди этих рассуждений таится ответ на вопрос о происхождении индивидуальности. С известными натяжками индивидуальность можно свести к неповторимости; а откуда берётся неповторимость - было сказано выше.
7. Ещё одну вешку мы должны выставить на поле, где произрастают классификационные сущности. Нашему вниманию следует обратиться к важнейшей, но до сих пор нами не упомянутой характеристике систем - их воспроизводству. Ибо непрерывность изменений отвергает саму возможность существования классификационных сущностей, и, не будь воспроизводства систем, наш мир представлял бы собой лишь набор фундаментальных конструктов четырёхмерности.
8. Итак, разный темп изменений ("частное время систем") на разных уровнях, интегральность взаимовлияний, устойчивость и способность к воспроизводству - вот те характеристики, которые присущи любой системе и определяют её для наблюдателя.
9. Каждой из этих характеристик должно соответствовать математическое выражение, описывающее её "работу". Но высшей точкой такой математики явилось бы уравнение "жизни", объединяющее все характеристические уравнения в одно.
10. Какими же математическими средствами мы могли бы выразить каждую характеристику системы?
11. Две из этих характеристик сводятся к взаимовлиянию темпов изменений феномена как системы меньших структурных единиц и как структурной единицы системы высшего уровня. Для этих двух видов взаимовлияний вполне подходят определения "внутреннее" и "внешнее".
12. Отсюда следует, что и устойчивость, и изменчивость одинаково могут быть выражены через темп (Т) изменения феномена, определяемый суммой взаимовлияний внешних и внутренних факторов:
Т = Тб + Тм + a
где Тб - темп изменения системы высшего уровня; Тм - темп изменений структурных единиц; a - некое постоянное число, выражающее сумму влияний всех прочих систем всех уровней. В результате у нас получится индивидуальная для каждой системы величина, имеющая вид "неопределённого постоянного числа" и называемая автором интегральной картиной или суммой взаимовлияний.
13. Тот же ход рассуждений применим и к определению других составляющих взаимовлияний феномена и окружающего мира. Но упомянутая нами выше величина "неопределённого постоянного числа" в математике носит название интеграла; а так как нас интересует именно возможность выражения взаимовлияний математическими средствами, то мы получили нужный результат.
14. Теперь следует присмотреться к последней отмеченной нами характеристике - способности к воспроизводству систем. Ясно, что эта "характеристика" включает в себя множество процессов аккумулирования энергии - ведь система более высокого уровня богаче менее сложной как количеством, так и уровнем организованности энергии.
15. Учитывая эту множественность процессов распада-синтеза материальных систем в ходе целенаправленного процесса воспроизводства, мы будем вынуждены интегрировать интегральные величины для того, чтобы описать математикой все "гармоники" этого явления.
16. Упомянутые выше процессы распада-синтеза автор намеренно написал через дефис, объединив их этим в некий более общий процесс. В самом деле, все эти процессы выражаются функциональными зависимостями; а любая такая зависимость двунаправлена, что видно из простейшего примера: y = 2x, что равнозначно x = ½y. Само понятие "взаимовлияние" говорит нам именно о едином двунаправленном процессе, поэтому процесс воспроизводства систем детерминирован процессами распада и наоборот.
17. Автор в данном случае не может избежать соблазна повторить свою излюбленную фразу "жизнь строит, а смерть перестраивает". Именно перестройка, рассредоточение жизненного процесса по многим направлениям в результате смерти единого организма и составляет суть этого "страшного" слова. Парадоксально, но "остановив" смерть, мы остановим жизнь!
18. В начале нашего Хождения первой из рассматриваемых характеристик системы мы упомянули её "частное время" или собственный темп непрерывных изменений. Какое бы значение ни принимала эта величина, она всегда имеет своими атрибутами направленность и упорядоченность. Теперь же, учитывая способность к воспроизводству систем, мы можем говорить не просто неопределённой "направленности", но о направленности цикличной, а если точнее - циклично-спиральной.
19. Эта упорядоченная направленность является не чем иным, как графиком функции, - и мы в который раз убеждаемся, что математика четырёхмерности является выражением законов этой четырёхмерности.
20. Но, сделав подобный вывод для четырёхмерного мира, мы, скорее всего, вправе считать его верным и для любого n-мерного мира. Просто законы n-мерных миров будут выражены иным формулами и графиками, а привратный чертог Аллаха для n-мерных миров будет выглядеть иначе, чем для нас.
21. Правда, окончательному успокоению автора мешает одна каверзная мысль. Что, если в нашей, годной на все случаи жизни, формуле Т = Тб + Тм + a, кроме "а", нужно учитывать и некое "b", посредством которого следует выразить влияние на наш четырёхмерный мир всех прочих n-мерных миров и нашего на них соответственно?
22. Если же это так, то какая "сверхматематика", объединяющая все n-мерные математики, может выразить эти взаимовлияния?
23. О, Аллах! Неужели я, невежда среди невежд нашего мира, смог бы на мгновение стать Твоими глазами, чтобы увидеть непредставимое,
24. и стать Твоей мыслью, рождающей миры?!.
Хождение 7. Икона. Образ как выражение вертикального взаимовлияния.
1. Образ Божий - то, что никто и никогда не выражал формулой - ибо для создания этой безумной формулы надо быть богом, - давно и естественно выражен мыслящими существами через феномен иконы.
2. В предыдущих Хождениях мы установили факт взаимовлияния классификационных сущностей с их материальной основой, сочтя первые "производными", а вторую - "первообразной". Но до сих пор нами не уделялось должного внимания столь же очевидному факту, что эта материальная основа, по сути, тоже производная функция тех самых "законов" и "сил", кои отнесены автором к "неопределимому".
3. А это может значить только одно: вертикаль взаимовлияния пересекает асимптоту предела определимости! Если мы в дальнейших рассмотрениях установим наличие классификационных сущностей неопределимого, то наша вертикаль будет иметь началом единую высшую классификационную сущность неопределимого.
4. Для атеиста мы оставим это длинное и неуклюжее название; для человека же, перешагнувшего ступеньку атеизма, имя этой сущности - Аллах!
5. Ввиду вышесказанного, резонным выглядит стремление людей обозначить для себя эту влияющую на всё и вся сущность каким-либо символом - в том числе и пустотой, "где обитает Незримое"...
6. Чисто апофатические представления о божестве приводят к запретам на изображения или на произношение имени Бога. В смешанных, эклектических представлениях таких запретов обычно нет, поэтому символизированное изображение Бога - достаточно древняя традиция, развившаяся в иконопись.
7. Итак, икона - образ Божий... Что ж, икону мы можем свести к символу; Бога - к высшей и единственной классификационной сущности; но что такое "образ"?
8. Наиболее кратко: выражение сущности через подобное в других сущностях.
9. Какую же роль играет "образ" в философии? Исчерпывающий ответ - никакой. Даже философ, возделывающий грядку филологии, предпочитает обходиться более прозаическими инструментами, справедливо указывая на "ненаучность" образа и на его крайнюю неидентифицируемость.
10. Что уж говорить о философе-моралисте, который всегда был врагом того, нельзя "пощупать", - однако весьма охотно пользовался, например, "душой", "благом", "справедливостью" и т.п.!
11. И лишь поэзия, презрев желчных старперов серьёзности и полезности, вовсю эксплуатировала эти, связывающие самые разные сущности, нити и прозревала истинную паутину мира!
12. "...громокипящий кубок неба, Смеясь, на землю пролила" - какая наука и какая философия, адекватно этим строчкам, выразят своим посконным языком радость могучего ощущения весны?! А ведь перед нами - влияние некоей сущности - пробуждающейся природы - на другую сущность - человека.
13. Хуже того: это ещё и взаимовлияние; только "ухватить за хвост" сию "взаимость" довольно-таки затруднительно.
14. Столь же затруднительно описать научным языком взаимовлияние иконы и верующего. Тем не менее, такое взаимовлияние не только "имеет место быть", но и составляет суть религии.
15. Приведённых примеров достаточно для установления одной закономерности: то, что можно выразить языком науки, относится к горизонтальным взаимодействиям и строго вертикальным взаимовлияниям систем и их структурных единиц. Всё же остальное богатство непрямых, а тем более, многоуровневых взаимовлияний выражается через создание образа. Если воспользоваться нашей формулой (заменив в ней темп Т на взаимовлияние V)
Vб + Vм + a (+b?)
то Vб + Vм - территория философии и науки; "а" и возможное "b" - территория домыслов, интуитивных прозрений, "неясной стремительной сути" - одним словом, поэзии.
16. И теперь наша задача - придать образной связи статус, равнозначный связи физической. Собственно, мы это уже сделали; но, как известно, пока закон не ратифицирован парламентом и не подписан президентом - это не закон. В нашем случае требуется некий "убийственный" аргумент, чтобы у самого недоверчивого читателя не осталось сомнений в правильности нашего утверждения.
17. И этот аргумент - существование религии. Человек не ощущает никакой физической взаимосвязи с Богом, находящимся "по ту сторону" асимптоты предела определимости; ему ничего не известно о нашем открытии - вертикали взаимовлияний, пересекающей эту асимптоту, - но ощущение присутствия Бога иногда бывает настолько сильным, что достигает уровня физического взаимовлияния. Эта реальность называется "религиозным опытом"; как ни странно, ни один из философов её не отрицает, и даже учёные растерянно разводят руками, не зная, что возразить.
18. Читатель, вероятно, ждёт от автора рассуждений о "духе", поскольку мы вплотную подошли к границам этой темы; но я вынужден его разочаровать. Понятие "духа" всегда эксплуатировалось философами там, где нужно было "говорить, не говоря; объяснять, не объясняя", - но мне совершенно не хочется пользоваться подделками вместо истинных сущностей!
19. Поэтому оставим "дух" вчерашней философии, ибо Аллах даёт нам возможность создать философию "сегодняшнюю". Скажем предшествующей философии наше "спасибо" за поднятое на удивительную высоту человеческое мышление; но для того, чтобы взлететь, надо оттолкнуться от земли.
20. Что, собственно, происходит с нами, когда образ, как нынче модно говорить, "цепляет"?
21. Скорее всего, образ является своеобразным катализатором в процессе узнавания, когда этот процесс ускоряется настолько, что для нашего сознания как бы выпадают (становятся менее определимыми) промежуточные этапы, - именно это выпадение и обеспечивает эффект неожиданности, "свежести" образа.
22. Сделаем вывод: рождение образа - это как раз попытка художника идентифицировать в символе (в обычном понимании) одну из невообразимого количества цепочек взаимовлияний.
23. Обычно творец, "меняя математику на образ", хочет донести своё вИдение феномена до других людей. Довольно часто ему это удаётся, что говорит не только о неисключительности, но даже о заурядности образного мышления среди представителей человечества.
24. А значит, в качестве философского инструмента образ должен равноправно с прочими средствами использоваться для выражения вертикальных взаимовлияний. Дадим же новую жизнь старой заслуженной иконе!
Хождение 8. "Иная" логика. Доказательство через ряд образов. Построение образных уровней. Гармоники.
1. В судьбах многих людей случаются неожиданные перемены только потому, что у Человечества наступил час пробуждения.
2. Моё же пробуждение вызывает перемены в судьбе желудка, вдруг начинающего бурчать, требуя завтрака. Интересно, если б я продолжал спать, это как-то повлияло бы на его позицию?
3. Желудок же испытывает острый философский интерес к тому факту, что клетки, выделяющие соляную кислоту, начинают работать почему-то всегда в одно и то же время.
4. Четырёхмерность мучается вопросом, почему Главный Запредельный заставляет её пульсировать, а пятимерность не заставляет!..
5. Эти и множество других вопросов звучат единосущно и единомгновенно на разных уровнях того, что некогда называли Бытием. Все они складываются в некий интегральный вопрос, ответ на который есть ответ на каждый из них.
6. Не только "вопрос вопросов", но и "утверждение утверждений", и "восклицание восклицаний" - вот суть речи мира, мысли мира и - кто знает, на каком уровне - мысли Бога!..
7. Интегральной речи, интегральному мышлению должна соответствовать и подобного типа логика - ибо как можно удовлетворить одним ответом всех спрашивающих, не дифференцировав его?
8. "Иная" логика, о которой мы твердили по любому удобному случаю в предыдущих Хождениях, есть интеграл интегралов логик всех n-мерностей; она есть тот самый фундаментальный конструкт наивысшего уровня, который содержит и соотносит друг с другом все остальные фундаментальные конструкты прочих уровней, связывая их между собой квантами информационной энергии.